Информационное сообщение о планируемом выполнении комплексных кадастровых работ

Обновлено: 03.07.2024

В ежегодном вестнике Ассоциации саморегулируемая организация "Межрегиональный союз кадастровых инженеров" за 2018 г. опубликована статья Хамидуллина Э.И. "Комплексные кадастровые работы – почему законодательная инициатива трехлетней давности не получила реализации на практике?"

Федеральным законом от 22.12.2014 г. №447-ФЗ [1] в основной на тот момент федеральный закон, регламентирующий порядок проведения государственного кадастрового учета и кадастровых работ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ[2] (Далее – Закон о кадастровой деятельности) были внесены существенные изменения – включена новая глава 4.1. определяющая понятие и порядок выполнения комплексных кадастровых работ.

[1] Федеральный закон от 22.12.2014 г. №447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

С того момента прошло уже более трех лет, однако широкого распространения на территории Российской Федерации комплексные кадастровые работы не приобрели, а на территории Оренбургской области до 2018 года такие работы не проводились вообще.

Рассмотрим более подробно – в чем отличие целей, принципов и технологии обычных кадастровых работ и комплексных кадастровых работ.

Во-первых, согласно пункта 4.1 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности, кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих кадастровому учету.

Об объекте комплексных кадастровых работ говорится в пункте 1 статьи 42.1. Закона о кадастровой деятельности - такие работы выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

Таким образом, объекты работ одни и те же, однако различие в том, что при кадастровых работах работы проводятся в отношении отдельных объектов недвижимости, а при комплексных кадастровых работах происходит сплошная постановка на государственный кадастровый учет в пределах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов.

Обобщая можно сказать, что при кадастровых работах обращение в орган кадастрового учета и регистрации прав осуществляется в заявительном порядке – изменения в ЕГРН осуществляются в результате обращения заявителей.

Напротив, при проведении комплексных кадастровых работах, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 42.2. Закона о кадастровой деятельности, заказчиками таких работ являются органы местного самоуправления (в отдельных случаях органы исполнительной власти субъекта РФ) и финансирование комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов.

Заинтересованнымилицами при проведении кадастровых работ являются правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, с целью реализовать свои права на объекты недвижимости.

При комплексных кадастровых работах заинтересованным лицом являются органы местного самоуправления. Цель проведения таких работ фискальная – инвентаризация и внесение в ЕГРН актуальных сведений о земельных участках и объектах капитального строительства для определения налогооблагаемой базы по земельному и имущественному налогу.

В-третьих, сведения ЕГРН нередко содержат ошибки, которые внесены в реестр в результате ошибок при проведении кадастровых работ и (или) межведомственного взаимодействия – получения органом кадастрового учета и регистрации прав неверных сведений в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие ошибки в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации именуются реестровыми ошибками.

В составе видов кадастровых есть отдельная процедура, когда в орган кадастрового учета и регистрации права подается заявление об исправлении реестровой ошибки. При этом существуют ограничения – правообладатель объекта недвижимости имеет право подать такое заявление только в отношении своего объекта недвижимости.

Технология проведения комплексных кадастровых работ направлена в том числе и на исправление реестровых ошибок – подпункт 5 пункта 2 статьи 42.1. Закона о кадастровой деятельности определяет, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

В-четвертых, процедура согласования местоположения границ земельных участков при уточнении их границ при выполнении кадастровых работ определена статьями 39 и 40 Закона о кадастровой деятельности. Осуществляется в результате индивидуального согласования или путем проведения общего собрания смежных землепользователей. Ответственность за проведение процедуры согласования местоположения границ земельных участков несет кадастровый инженер, оформляя результаты актом согласования местоположения границ земельного участка.

Механизм согласования местоположения границ земельных участков при комплексных кадастровых работах определен статьей 42.10 Закона о кадастровой деятельности. Согласно этой норме, органом местного самоуправления, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, формируется согласительная комиссия, в состав которой входят представители органов власти субъекта РФ, федеральных органов власти, органов местного самоуправления, органа регистрации прав, саморегулируемой организации в которой состоит кадастровый инженер – исполнитель комплексных кадастровых работ.

Работа согласительной комиссии определяется типовым регламентом, результат согласования также оформляется актом согласования местоположения границ при выполнении комплексных кадастровых работ.

При этом отличия в процедуре согласования местоположения границ земельных участков в порядке извещения заинтересованных лиц – в отличие от обычных кадастровых работ, когда используются индивидуальные уведомления, переданные смежным землепользователям лично или почтовым отправлением и публикации в газете, при комплексных кадастровых работах извещение о проведении заседания согласительной комиссии публикуется на сайт органа местного самоуправления – заказчика работ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа кадастрового учета и регистрации прав.

Можно сделать вывод о том, что механизм извещения заинтересованных лиц о проведении процедуры согласования при выполнении комплексных кадастровых работ, позволяет охватить широкий круг заинтересованных лиц, позволив им выразить свою позицию относительно местоположения границ. При этом достигается задача постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости с определением их границ, с целью определения налогооблагаемой базы по земельному и имущественному налогам.

На практике нередки случаи, когда ранее учтенные земельные участки и объекты капитального строительства не содержатся в сведениях ЕГРН. Между тем у правообладателей на руках могут быть правоудостоверяющие документы, которые в соответствии с действующим законодательством признаются государством. Положительным моментом при проведении комплексных кадастровых работ безусловно является то, что в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 42.6 Закона о кадастровой деятельности, на исполнителя комплексных кадастровых работ возлагается задача внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

Подводя итог сказанному, возникает вопрос – почему же возможностью проведения комплексных кадастровых работ не пользуются органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога и налога на имущество физических лиц?

Предположительно, одной из причин, ограничивающих возможности проведения таких работ является дефицит соответствующих бюджетов. Между тем, вложения в приведение в порядок реестра недвижимости, фактически является инвестицией для органов местного самоуправления.

Однако, финансовую отдачу от проведения комплексных кадастровых работ по той или иной территории следует предварительно оценивать по следующим критериям:

В качестве вспомогательных данных, позволяющих принять решение о проведении комплексных кадастровых работ, целесообразно использовать данные дистанционного зондирования земли, в том числе космические снимки, ортофотопланы, электронные цифровые карты, а также проводить осмотр территории работ.

На основе полученных данных, возможно спрогнозировать прирост суммарной кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства на территории проведения работ и сопоставив с величиной затрат на выполнение комплексных кадастровых работ, оценить финансовый результат.

[1] Федеральный закон от 22.12.2014 г. №447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

В 2022 году на территории Республики Дагестан в соответствии с решением, утвержденным приказом Минимущества Дагестана от 25 января 2022 года № 15, планируется проведение комплексных кадастровых работ в пределах следующих кадастровых кварталов:

Планируемые сроки выполнения комплексных кадастровых работ: с 5 марта 2022 года по 15 октября 2022 года.

Комплексные кадастровые работы проводятся за счет средств федерального и республиканского бюджетов в рамках с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 22 декабря 2021 г. № 321-09-2022-006, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Правительством Республики Дагестан.

Заказчиком комплексных кадастровых работ выступает Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.

Почтовый адрес министерства: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 5.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросу проведения комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 статьи 42.1 Закон о кадастровой деятельности;

зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ согласно части 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

В связи с этим полагаем возможным отметить следующее:

1. По вопросу уточнения местоположения границ земельных участков и определения их площади при выполнении комплексных кадастровых работ.

Выполнение комплексных кадастровых работ земельных участков и исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости предусмотрены пунктами 1, 5 части 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов;

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Таким образом, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования, то увеличение площади такого земельного участка не должно превышать десяти процентов относительно площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН.

В случае если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;

2) готовит информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков.

Дополнительно сообщаем, что в карту-план территории не включаются сведения в отношении земельных участков, границы которых установлены и соответствуют требованиям действующего законодательства к описанию местоположения характерных точек границ земельного участка, а также если их местоположение соответствует фактическому расположению объекта недвижимости.

Считаем также необходимым отметить, что изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 150-ФЗ) в часть 3 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ деятельности проект межевания территории исключен из перечня документов, наличие которых является обязательным условием для выполнения комплексных кадастровых работ.

Таким образом, исходя из положений части 1 и части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ при выполнении комплексных кадастровых работ наличие проекта межевания территории является необходимым условием для осуществления действий, предусмотренных пунктами 1, 3, 5 части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ. Проект межевания территории больше не является документом, исходя из сведений которого при выполнении кадастровых работ определяется местоположение границ земельных участков при их уточнении (часть 10 статьи 22 Закона о регистрации в редакции 150-ФЗ).

2. По вопросу применения проекта межевания территории при выполнении комплексных кадастровых работ.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

При выполнении комплексных кадастровых работ местоположение границ образуемых земельных участков устанавливается в соответствии с документами, указанными в пунктах 1 - 5 части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.

Наличие проекта межевания территории является обязательным условием образования земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

Проект межевания территории является одним из видов документации по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).

В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В свою очередь, подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства.

При этом следует учитывать, что согласно пункту 3 части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа).

3. По вопросу установления или уточнения местоположения на земельных участках зданий, в том числе многоквартирных домов, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.

4. По вопросу установления или уточнения местоположения зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), объектов незавершенного строительства (далее - ОКС), указанных в части 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ в случае отсутствия в ЕГРН сведений о земельных участках, на которых расположен ОКС.

Глава 4.1 Закона N 221-ФЗ, Требования к подготовке карты-плана территории, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 734, не содержат запрета на установление или уточнение местоположения ОКС, если в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, в границах которого такой ОКС расположен.

Образование земельного участка, занятого ОКС (кроме объекта незавершенного строительства), в том числе при проведении комплексных кадастровых работ, возможно в случае, если образование такого земельного участка предусмотрено утвержденным проектом межевания территории.

5. По вопросу предоставления согласия залогодержателя при уточнении местоположения границ земельных участков, осуществлении установления или уточнения местоположения на земельных участках ОКС, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.

Главой 4.1 Закона N 221-ФЗ не установлены особенности выполнения комплексных кадастровых работ и внесения в ЕГРН сведений, полученных в результате таких работ, в отношении объектов недвижимости, обремененных залогом.

Требования к подготовке карты-плана территории и перечень документов, включаемых в приложение к ней, установлены приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 734 и не предусматривают включение в состав приложения согласия залогодержателей объектов недвижимости, в отношении которых выполнены комплексные кадастровые работы.

6. Относительно выполнения комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, отмечаем.

Кроме того, частью 4.1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о выявленных в ходе выполнения комплексных кадастровых работ земельных участках, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, используемых лицами, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на такие земельные участки, а также о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, в том числе сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке направляются исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора.

7. По вопросу порядка направления и получения письменного согласия правообладателя земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, при выполнении комплексных кадастровых работ.

Частью 5 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ установлено, что если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы (в том числе с целью исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка), получено значение площади земельного участка, которое меньше значения площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, и отсутствует возможность соблюдения требований пункта 1 части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ, сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории при наличии письменного согласия правообладателя такого земельного участка с результатами комплексных кадастровых работ, которое включается в состав приложения соответствующей карты-плана территории.

При этом законодательством не установлен порядок направления и получения письменного согласия правообладателя такого земельного участка при выполнении комплексных кадастровых работ.

Вместе с тем, учитывая положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", полагаем, что для возможности применения части 5 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ в рассматриваемом случае необходимо письменное согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

8. По вопросу уточнения местоположения контура ОКС и земельных участков под ОКС.

Частью 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ установлено, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках ОКС, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Разделы карты-плана территории "Сведения об уточняемых земельных участках, необходимые для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении их границ", "Сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, необходимые для исправления реестровых ошибок в сведениях об описании их местоположения" включаются в состав карты-плана территории, если в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков, об описании местоположения ОКС на земельном участке.

Таким образом, при проведении комплексных кадастровых работ устанавливается (уточняется) только местоположение контура ОКС на земельном участке, а определение площади ОКС в рамках комплексных кадастровых работ не осуществляется. Превышение размера площади ОКС по сравнению с площадью земельного участка не может быть отнесено к реестровым ошибкам.

Особенности уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, когда в результате уточнения местоположения границ земельного участка получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, указаны в части 4 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ.

9. По вопросу внесения в ЕГРН ранее учтенных объектов недвижимости.

Информация о том, что правообладатели земельных участков, ОКС вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы, указывается в том числе в извещении о начале выполнения комплексных кадастровых работ в соответствии с контрактом на выполнение комплексных кадастровых работ. Заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости с приложением копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на указанные объекты недвижимости, должны быть направлены в орган регистрации прав до дня начала разработки проекта карты-плана территории.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) территориальных органов Росреестра необходимо довести указанную информацию до исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В свою очередь, Ассоциации "Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров" и руководителям саморегулируемых организаций кадастровых инженеров соответственно довести до кадастровых инженеров.

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление) рассмотрело обращение по вопросам, возникающим при выполнении комплексных кадастровых работ, и сообщает.

В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по затронутому в обращении вопросу Управление полагает возможным отметить следующее.

По вопросу 1 обращения.

Для выполнения комплексных кадастровых работ должны использоваться документы, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (подпункт 23);

заверенная копия документа - это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (подпункт 25).

Таким образом, для выполнения комплексных кадастровых работ копии документов могут применяться только в случае, если они заверены в установленном порядке.

По вопросу 2 обращения.

Таким образом, при наличии у лица, использующего земельный участок, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на такой земельный участок, в отношении такого рода объектов не требуется отражать информацию в порядке, установленном частью 4.1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.

По вопросу 3 обращения.

- меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ;

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;

2) готовит информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков.

Таким образом, требования частей 3 и 4 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ в случае увеличения площади земельного участка не распространяются на случай исправления реестровой ошибки в описании границ земельного участка и его площади. Сведения о таком земельном участке отражаются в разделе "Сведения об уточняемых земельных участках, необходимые для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении их границ" карты-плана территории.

По вопросу 4 обращения.

Исходя из положений частей 1 и 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется образование:

земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами (территориями) общего пользования, земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также земельных участков занятых иными зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов), если образование таких земельных участков предусмотрено проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - проект межевания территории);

земельных участков, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, в случае, если образование таких земельных участков предусмотрено проектом межевания земельного участка или земельных участков, утвержденным в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если образование таких земельных участков предусмотрено, проектом межевания территории либо проектом организации и застройки территории или иным документом, устанавливающим распределение земельных участков в границах такой территории;

лесных участков в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено утвержденной в порядке, установленном лесным законодательством, проектной документацией лесных участков.

Образование при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, не указанных в части 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ, Законом N 221-ФЗ не предусмотрено.

По вопросу 5 обращения.

Исходя из положений пункта 26 Требований к подготовке карты-плана территории, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 734, при выполнении комплексных кадастровых работ для определения координат характерных точек границ земельных участков, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства могут применяться следующие методы:

геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);

метод спутниковых геодезических измерений (определений);

картометрический метод в отношении земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения координаты характерных точек их границ, не являющихся одновременно характерными точками границ земельных участков, отнесенных к иным категориям земель;

картометрический и (или) фотограмметрический в отношении земельных участков иных категорий (земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) в комплексе с иными методами определения координат (кроме аналитического) при одновременном соблюдении следующих условий:

картографические материалы или материалы дистанционного зондирования Земли содержатся в государственных фондах пространственных данных;

указанные материалы позволяют определить значения координат характерных точек границ земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в соответствии с установленными для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования требованиями к точности;

указанные материалы позволяют достоверно определить положение на местности границ земельных участков (например, границы земельного участка закреплены объектом искусственного происхождения и такой объект местности отображен на используемых картографических материалах или материалах дистанционного зондирования Земли).

При этом применяемый в ходе комплексных кадастровых работ метод определения координат характерных точек должен обеспечивать точность определения таких координат, не хуже установленной Приказом N 90.

Читайте также: