Сообщение о скоморохов николай

Обновлено: 06.07.2024

Николай Скоморохов родился 19 мая 1920 года в Саратовской губернии, в селе Лапоть. Происходил из крестьянской семьи. По окончании школы работал слесарем и токарем, учился в библиотечном техникуме. В течение года занимался в аэроклубе.

Военные годы

Николай ушел на фронт добровольцем в 1940 году. За два года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. В боевые вылеты начал выходить с декабря 1942 года с аэродрома г. Адлер. Первая победа была им одержана зимой 1943 года. Воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском, Северо-Кавказском и Закавказском фронтах.

Скоморохов принимал участие в освобождении многих стран от фашистов: Украины, Молдавии, Болгарии, Югославии, Венгрии и др. Во время освобождения Будапешта Скоморохов сражался в звании капитана. Именно тогда он сумел сбить 2 самолета из так называемой “бриллиантовой эскадры” немецких ВВС.

За время войны Николай Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, более 130 воздушных боев, сбил 46 немецких самолетов лично и 8 в группе. При этом сам летчик ни разу не был ранен, а его самолет не был подбит. Нахождение в небе летчика с позывным “Скоморох” являлось для немецких пилотов большой опасностью.

Послевоенный период

В 1992 году вышел в отставку. Жил в Москве. Семья - жена Мария и дочь Светлана.

14 октября 1994 года Н.М. Скоморохов погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Скоморохов Николай Михайлович – командир авиаэскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиационная дивизия, 10-й штурмовой авиационный корпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), капитан;
командир авиаэскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиационная дивизия, 10-й штурмовой авиационный корпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), капитан.

Родился 19 мая 1922 года* в селе Лапоть Золотовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне село Белогорское Красноармейского района Саратовской области). Русский. С 1931 года жил в городе Астрахань, где в 1935 году окончил 5 классов школы, в 1936 году – школу фабрично-заводского ученичества. До 1939 года работал слесарем и токарем на Астраханском судоремонтном заводе. В 1939–1940 годах обучался в Астраханском библиотечном техникуме. В 1940 году окончил Астраханский аэроклуб.

В армии с декабря 1940 года. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов, эвакуированную в город Евлах (Азербайджан). В марте – октябре 1942 – лётчик 25-го запасного авиационного полка (город Аджикабул, Азербайджан), в котором прошёл переобучение на истребитель ЛаГГ-3 и окончил курсы командиров звеньев.

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1942 – апреле 1944 – лётчик, старший лётчик, командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 164-го истребительного авиационного полка, с апреля 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 31-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта (ноябрь 1942 – март 1943), на Юго-Западном (май – октябрь 1943) и 3-м Украинском (октябрь 1943 – май 1945) фронтах. Участвовал в Туапсинской, Северо-Кавказской, Краснодарской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской, Ясско-Кишинёвской, Болгарской, Белградской, Будапештской, Балатонской, Венской и Грацско-Амштеттенской операциях.

За годы войны совершил 605 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, в 143 воздушных боях сбил лично 46 и в составе группы 8 самолётов противника****.

После войны до июня 1946 года продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (в Южной группе войск; город Пловдив, Болгария). Летал на истребителе Ла-7.

В ноябре 1949 года окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. В январе 1950 – мае 1952 – командир 111-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Прикарпатском военном округе; город Нестеров (ныне Жолква) Львовской области, Украина), в мае 1952 – январе 1954 – заместитель командира 279-й истребительной авиационной дивизии (в Прикарпатском военном округе; город Мукачево Закарпатской области, Украина). Летал на истребителях Ла-9, Ла-11, реактивном истребителе МиГ-15бис. Военный лётчик 2-го класса (12.1952).

В январе 1954 – ноябре 1956 – командир 246-й истребительной авиационной дивизии (в Забайкальском военном округе; город Борзя ныне Забайкальского края). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба с золотой медалью. С декабря 1958 – 1-й заместитель командира, а в феврале 1961 – апреле 1968 – командир 71-го истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии; гарнизон Виттшток). Летал на реактивных истребителях МиГ-17 и МиГ-21. Военный лётчик 1-го класса (10.1960).

В апреле 1968 – августе 1973 – командующий 69-й (с апреля 1972 – 17-й) воздушной армией (в Киевском военном округе; штаб – в городе Киев, Украина). До 1972 года летал на сверхзвуковом перехватчике МиГ-21ПФМ, затем – на самолётах Ан-26, Ил-14 и Ту-134. Его общий налёт составил около 3.500 часов.

В августе 1973 – октябре 1988 – начальник Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина (Монино). С октября 1988 – военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года маршал авиации Н.М. Скоморохов – в отставке.

В марте 1992 – июле 1994 – председатель Российского комитета ветеранов войны.

Заслуженный военный лётчик СССР (17.08.1971), Почётный солдат 131-го учебного вертолётного полка Саратовского высшего военного авиационного училища (08.1989).

Автор 90 научных трудов. Профессор (05.1983), доктор военных наук (02.1980), доцент (06.1976), кандидат военных наук (06.1974).

Жил в Москве. Умер 14 октября 1994 года от травм, полученных в автомобильной аварии за два дня до этого. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Почётный гражданин городов Красноармейск (Саратовская область), Новомосковск (Днепропетровская область, Украина; 1983) и Брегово (Болгария).

Бронзовый бюст Н.М. Скоморохова установлен в селе Белогорское Красноармейского района Саратовской области. В Москве на доме, в котором он жил, и в селе Белогорское на доме, в котором он родился, установлены мемориальные доски. Его именем названы: проспект в городе Красноармейск (Саратовская область), улица и проезд в городе Саратове, улицы в городе Астрахань и селе Белогорское. Бюсты установлены также в Краснодаре (на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков), Астрахани, Саратове и Красноармейске.

Примечания:
1) При поступлении в школу фабрично-заводского ученичества в 1935 году Николай приписал себе два года. По этой причине во всех документах Н.М. Скоморохова фигурирует 1920-й год рождения;
2) Награждён за выполнение 483 боевых вылетов и участие в 104 воздушных боях, в которых сбил лично 25 и в составе группы 8 самолётов противника (на 28 декабря 1944 года);
3) Награждён за выполнение 520 боевых вылетов и участие в 119 воздушных боях, в которых сбил лично 35 и в составе группы 8 самолётов противника (на 27 февраля 1945 года);
4) Согласно исследованиям М.Ю. Быкова, документальные подтверждения имеются на 44 личных и 3 групповые победы.

Воинские звания:
сержант (13.03.1942)
старший сержант (1943)
младший лейтенант (10.07.1943)
лейтенант (30.09.1943)
старший лейтенант (15.03.1944)
капитан (07.12.1944)
майор (03.11.1945)
подполковник (05.11.1949)
полковник (20.05.1953)
генерал-майор авиации (25.05.1959)
генерал-лейтенант авиации (07.05.1966)
генерал-полковник авиации (06.05.1972)
маршал авиации (02.11.1981)

Сочинения:
Боем живёт истребитель. М.: Воениздат, 1975;
17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены. М.: Воениздат, 1977 (с Н.Н. Бурляем, В.М. Гучком и др.);
Служение Отчизне. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1977;
Боем живёт истребитель. 2-е издание. М.: Воениздат, 1981;
Служение Отчизне. 2-е издание. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1982;
Тактика в боевых примерах. Авиационный полк. М.: Воениздат, 1985 (с В.Н. Чернецким);
За высотою высота. Киев: Радянський письменник, 1987 (на украинском языке);
Резерв высоты. М.: Молодая гвардия, 1987;
Предел риска. М.: Воениздат, 1991;
Резерв высоты. 2-е издание. М.: ЛИМБ, 1994;
Боем живёт истребитель. 3-е издание. М.: Яуза–Эксмо, 2008;
Боем живёт истребитель. 4-е издание. М.: Яуза–Эксмо, 2009;
Путь в небо – моё босоногое детство. М.: Торус Пресс, 2012.

Вокруг каждой знаменитости, особенно если она окружена ореолом совершённых подвигов, неминуемо возникает множество изустных слухов, постепенно превращающихся в легенды. Естественно, не мог избежать этой участи и такой легендарный лётчик, как Николай Скоморохов.

Возглавляя Парад Победителей

Что только о нём ни рассказывали! И Знамя Победы он на Параде нёс, и отомстил жестоко за гибель своего друга, разыскав и уничтожив обоих виновников, и всю войну он без единой царапины прошёл, и песни-то о лётчиках Высоцкий именно ему посвятил:

Кто-то скупо и чётко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы, —
И на ней — кто разбился,
Кто — взлетел навсегда…
Ну, а я приземлился, —
Вот какая беда…

И ещё много всего подобного… Давайте разберёмся в этих не похожих друг на друга моментах его жизни.

Первый раз Скоморохову довелось пройти по Красной площади среди других Героев Советского Союза 24 июня 1945 года в самом главном Параде в истории нашей Родины — Параде Победы. Тогда, чётко чеканя шаг и держа равнение направо, он и представить себе не мог, что это будет не последний Парад, в котором ему придётся принять участие. Свыше двадцати раз, шагая строевым шагом по Красной площади впереди воинского соединения, которое он возглавлял, у генерала Скоморохова, наверное, каждый раз перед глазами была одна и та же картина: Мавзолей, на котором стоит всё руководство страны, и среди них человек, с именем которого шли в бой миллионы советских солдат.

Но был ещё один Парад, который состоялся в мае 1985 года, вот о нём-то, по-видимому, и вспоминают рассказчики. Именно тогда, в честь 40-летия Победы над фашизмом, Маршалу авиации дважды Герою Советского Союза было доверено почётное право пронести историческое Знамя Победы по Красной площади.

Рассмотрите, пожалуйста, фотографию, запечатлевшую этот момент. С трудом верится, что идут ветераны, которым уже далеко за шестьдесят. Какая выправка, как высоко подняты головы, сколько гордости за свой великий народ! Рядом со Скомороховым шагают ассистенты: Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы старшина , Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена Славы старшина , Герой Советского Союза полковник , удостоенный этого высокого звания за водружение Знамени Победы на куполе рейхстага вместе с Кантария и Егоровым, и Герой Советского Союза полковник . За ними несут знамёна всех десяти фронтов, пронесённые по Красной площади в далёком 1941 году.

Так что это вовсе не легенда, Скоморохов действительно пронёс по Красной площади Знамя Победы, только случилось это на Параде в честь её 40-летия.


Факты из биографии, его военные подвиги, о чем кратко можно почитать в википедии.


Рядовым лётчиком Н. М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года, вылетал с аэродрома города Адлер. В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.


Другие уроженцы села погибшие на войне. Целые семьи.


Здесь же хранится много фотографий из семейных архивов семьи Скоморохова


В послевоенные годы окончил Военную академию, служил командиром истребительной авиационной дивизии, 1-м заместителем командира и командиром истребительного авиационного корпуса.


Тут даже стоит макет дома в котором рос Скоморохов. Казалось бы зачем, выйди из школы и увидишь его? Но, глядя на состояние домов в селе - может оно и верно, хотьт так сохранится подольше



Семья Скоморохова была дружна с семьей Владимира Высоцкого, который одну из песен посвятил самому Николаю Михайловичу и его погибшему другу


Много различных сувениров


В 1953 году дважды Герою Скоморохову был установлен бронзовый бюст в селе


Так он выглядит сейчас



А в 1975 году рядом с селом на берегу Волги летчикам-участникам ВОВ установлен монумент с боевым самолётом-истребителем МиГ-17

Читайте также: