Сообщение а бородин богатырская симфония

Обновлено: 30.06.2024

Какой-либо литературной программы автор произведению не предпослал, но со слов Владимира Стасова известно, что он предполагал представить собрание богатырей в первой части, сказителя Бояна в медленной, в финале же – богатырский пир.

Третья – медленная часть – тоже имеет сонатную форму. Главная партия с ее ладовой переменностью и трихордовыми попевками напоминает былинный напев. Образ сказителя дополняется арфой, имитирующей гусли. Большей взволнованностью отличается побочная партия. Драматизм усиливается в разработке, где элементы тем приобретают грозное звучание, напоминая теперь главную партию из первой части. В репризе обе темы проходят в одной тональности – контраст исчезает, уступая место синтезу.

Финал – тоже в сонатной форме – без перерыва следует за третьей частью. И вступление, и главная партия имеют характер плясовых наигрышей. Присущи подобные черты и побочной, но кантиленность сближает ее скорее с хороводными песнями. Варьирование тем – тональное, оркестровое, гармоническое – начинается в экспозиции и продолжается в разработке и в конечном итоге приводит к их синтезу.

Над Симфонией № 2 Александр Порфирьевич Бородин работал несколько лет. Она была завершена в 1876 г., а годом позже исполнена в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника.

Богатырская симфония

История создания

В итоге, полностью вторая симфония была закончена лишь спустя семь лет, в 1876 году. Премьера состоялась в феврале следующего года под эгидой Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге. Дирижировал композицией потрясающий дирижер 19 века Э.Ф. Направник. На презентацию был собран весь свет петербургского общества. Зал ликовал. Вторая симфония, безусловно, произвела фурор.

Александр Порфирьевич Бородин

В этом же году последовала не менее успешная Московская премьера. Дирижировал несравненный Николай Григорьевич Рубинштейн. Примечательно, что во время прослушивания общество разделилось по впечатлениям на две стороны: одни признавали, что автору в полной силе удалось изобразить мощь и непобедимость Руси, другие же попытались оспорить использование русского фольклора в светской музыки.

Одним из слушателей был венгерский композитор и великолепный пианист Ференц Лист . После выступления он решил поддержать Александра Бородина и выявил ему собственное уважение, как профессионалу высочайшего уровня.

Бородин
Эдуард Францевич Направник

Интересные факты

Ференц Лист

Содержание

Творчество Александра Бородина в основном строится на эпических русских образах, взывающих в слушателях гордость за Отчизну.

Композиция состоит из четырех классических частей, единственное отличие заключается в том, что автор поменял в структуре местами вторую и третью части, чтобы реализовать собственный композиционный замысел.

Жанр симфонии – эпический, что и определяет наличие соответствующих тематике образов, к которым относится могущественный богатырь, защищающий Родину и Баян-сказитель.


Примечательно, что произведение не имеет четкого программного замысла (т.к. нет литературного источника в основе симфонии), но выделяются черты программности. В связи с этим фактом, каждая часть может иметь условные названия:

Могучая кучка

Драматургическое развитие построено на типичном для эпического симфонизма приеме контрастной динамизации, чтобы лучше понять весь смысл, заложенный автором необходимо рассмотреть более подробно каждую часть.

Скерцо контрастно по характеру с предыдущей частью. Можно считать, что в драматургическом плане оно представляет собой эмоциональную разрядку.

Смена ярко контрастных друг другу масштабных музыкальных картин, связанных при этом интонационным единством – вот главный принцип симфонизма Бородина, проявляющийся во многих его творениях.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Состав оркестра

  • 2 флейты
  • 2 флейты-пикколо
  • 2 гобоя
  • 2 кларнета
  • 2 фагота
  • 4 валторны
  • 2 трубы
  • 3 тромбона
  • туба
  • литавры
  • треугольник
  • арфа
  • струнные

История создания


Музыка

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируе­мого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Видео

Премьера состоялась в 1880 году в Москве под управлением Н. Рубинштейна.

Симфония имеет явные черты программности, но не имеет определенного сюжета.

По словам Стасова в первой части симфонии Бородин хотел показать

Идея. Вся музыка симфонии пронизана патриотической идеей любви к родине и прославления богатырской мощи русского народа.

Жанр симфонии – эпический.

Композиция симфонии – традиционна, состоит из 4 частей.

II часть. - Скерцо. Трехчастная репризная форма.

III часть – сонатная форма.

IV часть – сонатная форма.

Музыкальный язык – мелодии песенные, ритм крупный и ровный, размеры сложные, гармония красочная, оркестровка – подражание народным инструментам. Унисонное звучание всего оркестра подчеркивает богатырский характер.

Н.А. Римский-Корсаков.

Любимая опера Римского-Корсакова. В ней завершилось формирование оперного стиля композитора.

Н.А.Римский-Корсаков известен как композитор-сказочник. Его музыка отличается по общему колориту красочностью тембров, необычной гармонией и ладами. Творчество композитора глубоко самобытно.

Жанр оперы – сказочно-эпический c чертами лирической драмы.

Идея оперы - прославление силы любви (Снегурочка), народного искусства (Лель и обрядовые сцены), мощи природы (сказочные образы) и нерушимости ее законов.

Драматургия – опера основана на сопоставлении ярких, контрастных картин. Драма Снегурочки, её внутреннее душевное преображение рождает ещё одну тему оперы – лирическую.

Действующие лица сказки разделены на 2 мира: один волшебный, связанный с природой – это Мороз (бас), Весна (сопрано), Леший (тенор), птицы. Другой, как бы реальный - Купава (меццо-сопрано), Мизгирь (баритон), царь Берендей (тенор). Образ Снегурочки (колоратурное сопрано) как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты. У композитора была сложная задача – показать, как от действия к действию образ сказочной наивной девочки приобретает реальные черты горячо любящей девушки. Идея всепобеждающей силы любви, перерождающей даже холодную дочь Мороза, утверждается в сцене таяния Снегурочки в IV действии. Это кульминация развития образа. Она написана в форме свободного ариозо и основана на теме ариетты из пролога. Трогательное упоение чувством любви гибнущей героини, покоряет сердце любого слушателя. Этому способствует и сопровождающие пение Снегурочки тембры флейты и скрипки, а затем - сочное звучание кларнета.

Все герои оперы имеют яркие индивидуальные характеристики.

Царь Берендей (тенор) – олицетворение мудрости, Лель - вечно юный певец и музыкант (контральто), страстный и эгоистичный Мизгирь (баритон). Все персонажи оперы имеют лейтмотивы, а также лейттембры. Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены.

Композиция - опера имеет пролог и 4 действия.

Первое действие намечает драму Снегурочки.

Второе действие показывает мудрое правление царя Берендея.

Третье действие – очень динамичное по событиям. Драма Снегурочки достигает наибольшего напряжения.

Четвертое – кульминация оперы: сцена таяния Снегурочки, но и оптимистичный заключительный хор – гимн Ярили – Солнцу.

Важную роль в опере выполняет оркестр. Композитор использует всю палитру звучания инструментов и создает самостоятельные инструментальные номера (например, сцена погони из третьего действия).

Значение - новаторство оперы заключено в опоре композитора на подлинные народные мелодии и мастерски переработанные народно-песенные интонации, в показе народных обрядовых сцен; в использовании лейтмотивов, лейт-тембров, лейт-гармоний.

Мастерски композитор использует всю оркестровую палитру, выразительные средства солирующих инструментов.

Н.А. Римский-Корсаков продолжил начатую М.И. Глинкой тему сказочно-эпической оперы и создал в своих произведениях собственную картину мира, устроенную по законам порядка, гармонии и красоты.

Читайте также: