Информационное сообщение читателям о новой литературе

Обновлено: 01.06.2024

Устные формы информации о книгах и их рекомендация основаны на живом слове.
Специфика устных форм проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероприятие с пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающей скорректировать усилия библиотекаря и т.д

Содержание работы

1 Устное информирование о книгах, формы и методы………………………… 2
2Разработать библиотечный урок для читателей юношеского возраста. 9
3 Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

Библиотековедение №3.docx

1 Устное информирование о книгах, формы и методы………………………… 2

2 Разработать библиотечный урок для читателей юношеского возраста. . . . 9

3 Список литературы. . . . 20

Устное информирование о книгах, формы и методы.

Устные формы информации о книгах и их рекомендация основаны на живом слове.

Специфика устных форм проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероприятие с пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающей скорректировать усилия библиотекаря и т.д. Успех устного информирования напрямую зависит не только от того, что говорит библиотекарь, но и от того, как он говорит. Устное информирование не только передает некую информацию, но оказывает значительное эмоциональное воздействие, которое для некоторых читательских групп (например, детей) представляется очень важным.

При организации устных форм информирования следует учитывать некоторые условия эффективности:

– тема разговора должна быть действительно интересной пользователям;

– аудитория должна быть, по возможности, однородной (по интеллектуальному уровню, по возрасту и т.п.);

– организатор должен знать социально-психологические особенности тех групп читателей, с которыми он работает, и уметь использовать такие психологические механизмы, как механизм подражания, механизм эмоционального заражения и т.п.

Очень важно установить контакт с аудиторией, увлечь ее новой информацией, новой темой и т.д.

Формы устного информирования и рекомендации весьма разнообразны.

Каждая из них несет определенную направленность: критико-аналитическую (обсуждения, презентации книг, читательские конференции и т.п.); развлекательно-познавательную (литературно-музыкальные вечера); информационную (библиографические обзоры). Часть этих форм используется только в библиотеке, другая – пришла из клубной работы, но в библиотеке заметно модифицировалась.

Наиболее сложной формой устного информирования является читательская конференция.

Она предполагает обсуждение книги (литературного произведения) в широкой читательской аудитории. Чаще всего читательские конференции проводятся по художественному произведению. Но не только. Предметом обсуждения может быть и творчество писателя, и научная или производственная книга. Нужно лишь, чтобы было нечто, что стоит обсуждать. На читательской конференции сталкиваются и формируются читательские мнения о книге.

Читательской конференции предшествует большая работа. Нужно, прежде всего, не ошибиться в выборе произведения. Оно должно быть действительно интересным для читательской публики. Нужно выявить и сформулировать предмет обсуждения, распространить как само произведение среди читателей, так и вынесенную на обсуждение проблему.

Таким образом, проведение читательской конференции требует не только профессионализма, но и определенной атмосферы в обществе и читательской среде. Сейчас наиболее успешно проходят читательские конференции в среде школьников, студентов, вообще молодежи.

Следует сказать, что сегодня к форме конференции, обсуждения тяготеют обсуждения каких-либо статей и мнений на страницах интернет-изданий, пока библиотеки не используют эти возможности, однако, думается, что здесь открываются интересные перспективы.

Тематические библиотечные вечера относятся к числу наиболее любимых читателями мероприятий. Тема такого вечера может быть какой угодно: творчество знаменитого писателя, художника, ученого; жизнь какой-либо страны; научное открытие и т.д. Специфика такого мероприятия в том, что тема вечера освещается различными средствами, включая музыку, художественное слово, кинофотодокументы и т.д. Это усиливает эффективность таких мероприятий, делает их весьма привлекательными для читателей.

Довольно распространены в библиотеках и библиографические обзоры – устное информирование о литературе.

Выделяют два вида библиографических обзоров: обзоры новых поступление и тематические обзоры литературы.

Обзоры новых поступлений проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определенные дни и часы. Эта форма предоставления информации дает возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях.

Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор.

Во второй – главной – части дается краткая, но емкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приемов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т.д.

Часто такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений.

К обзорам новых поступлений можно отнести и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Журналы могут быть не только общеобразовательные или досуговые, но и профессиональные, деловые. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведений, которые там публикуются и т.д.

Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае дается характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т.п.

Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило презентации книг проходят в присутствии автора, издателя и т.п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т.д. Зачастую презентации книги сопутствует ее продажа.

Целью тематического обзора является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме. При подготовке такого обзора огромное значение придается выбору темы и определению читательского назначения, т.к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Также надо решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный.

В обзор информационного характера входит, как правило, больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно уметь раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приемов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.

Представление рекомендательного обзора читателям тоже требует соблюдения определенных правил. Как правило, он состоит из двух частей: вводной и основной.

В вводной части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать ее актуальность и привлекательность, связать ее с интересами слушателей обзора.

В основной части даются характеристики отобранных книг. Важно, чтобы обзор представлял собой связный рассказ, это очень привлекает читателей.

Тематический обзор может носить самостоятельный характер или входить в состав более сложного –комплексного – мероприятия.

К устным формам информации и рекомендации комплексного характера могут быть отнесены:

– клубы и объединения по интересам и др.

Методика подготовки библиотечного вечера весьма непроста и требует, как правило, 2–3-х недель. Организаторы вечера разрабатывают программу, план, сценарий вечера, привлекая к этому компетентных людей; подбирают иллюстративный материал и т.п. Важным вопросом является и использование в таких вечерах технических средств.

Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т.к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки. В рамках клуба могут проводиться все те мероприятия, о которых говорилось выше: обзоры и выставки, литературные вечера и викторины и др.

Создание клуба происходит, как правило, по инициативе актива читателей, особенно – молодежи. Возглавить клуб может как читатель, так и библиотекарь.

Создание таких клубов при библиотеках, имеющих постоянную аудиторию (учебных, школьных), позволяет весьма активно воздействовать на процесс воспитания: формировать мировоззрение, толерантность (уважительно относиться к чужому мнению), умение логически мыслить и спорить.

Создание клуба, объединения по интересам требует определенной процедуры. Наиболее активная часть членов клуба входит в совет клуба и разрабатывает его устав, план работы, программу, эмблему и т.п.

Анализ деятельности библиотек в этой области позволяет утверждать, что наиболее привлекательными для читателя являются те объединения, которые способствуют информационному обеспечению досуговых и любительских потребностей. Жизнь клуба зависит от многих факторов и прежде всего – от инициативы членов клуба: пока им интересно – клуб будет работать.


- библиографическое информирование, ориентированное на широкий круг потребителей информации.

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, может проводиться совместно с другими организациями. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой.

Формы массового информирования

Библиографические издания (бюллетени, списки)

Картотеки новых поступлений

Информация в СМИ

Выставки и открытые просмотры новых поступлений, знакомят читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф. изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени.

Картотека тем

v темы индивидуального библиографического информирования (по алфавиту);

v темы группового библиографического информирования (по алфавиту);

v темы индивидуального библиографического информирования по непрофессиональной тематике (по алфавиту)

Регистрационная карточка группового (коллективного) абонента № Наименование организации:
ФИО руководителя:
Адрес, телефон:
ФИО ответственного лица, телефон:
Тема информации:
Форма оповещения: телефон, факс, электронная почта
№п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док
Регистрационная карточка индивидуального абонента № ФИО __________________________________________________ Место работы__________________________________________________ Должность______________________________________________ Телефон________________________________________________ Домашний адрес_________________________________________ Тема информации________________________________________ Форма оповещения: телефон, факс, электронная почта

№п/п Дата инфор-мирования Кол-во документов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во документов Кол-во востреб. док

Выставки – просмотры являются постоянными, но представленный материал должен постоянно обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества.

Устные библиографические обзоры могут быть как самостоятельными, так и служить дополнением к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных изданиях.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, который может быть полностью посвящен новинкам по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается:

v выставка просмотр новых поступлений,

v устный библиографический обзор

v беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

v подбирается литература по теме,

v организуются выставки и открытые просмотры,

v проводятся тематические обзоры,

v приглашаются специалисты для консультаций,

v применять игровые формы (если они уместны),

v оформляются заказы на книги, журналы и др. издания.

День специалиста – это комплексная форма обслуживания, Организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей и т.д.).

Если День специалиста проводится для данной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретроспективно, при повторном проведении – ограничиваются новыми поступлениями.

Программа ДС может предусматривать:

v обмен опытом, обсуждение профессиональных проблем, консультации;

v обсуждение публикаций из периодических изданий;

v выставку-просмотр литературы по специальности;

v обзор специальной литературы;

v презентацию баз данных;

v просмотр видеофильма (слайдов);

v сбор заявок на копирование документов либо на получение их по МБА или через сервис ЭДД

6. Место работы, должность

7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)

8. Название темы (тем), по которым требуется информирование

9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)

10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно

11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)

12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.

Формирование картотеки

В картотеке абонентов выделяют следующие основные разделы:

v абоненты индивидуального библиографического информирования (в алфавите фамилий);

v абоненты группового библиографического информирования (в алфавите названий предприятии и организаций, а внутри — по алфавиту фамилий абонентов);

v абоненты библиографического информирования по непрофессиональной тематике (в алфавите фамилий);

Довести до потенциального абонента рекламно-информационные материалы (переслать по электронной почте, сообщить по телефону).

Информирование может осуществляться по телефону, электронной почте, факсу, СМС, соцсети, скайп, QIPи др. на специальных бланках или информационных листах в виде списка библиографических записей, могут сопровождаться справочной аннотацией и информационным текстом.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.

Библиотекари благодарят читателей, жителей города и поселка, которые приняли участие в акции книгодарения и поделились современными изданиями.

Здесь написаны его лучшие пьесы, сюда вместе с Московским художественным театром приезжала его супруга Ольга Книппер-Чехова. На Белой даче частыми гостями были Максим Горький, Александр Куприн, Иван Бунин, Фёдор Шаляпин.

Центральная библиотека предлагает познакомиться с книгами .

Книжные новинки Майнской библиотеки

Все новинки художественной литературы, поступившие в Центральную библиотеку, смотрите в списке ниже. А вначале предлагаем обзор самых интересных книг:

Книга – один из самых мудрых и драгоценных подарков, который мы можем преподнести своим близким и друзьям. Дарение стало хорошей традицией жителей нашего города, которые безвозмездно приносят книги из своих личных библиотек. Центральная библиотека благодарит всех-всех наших дарителей за щедрость души и доброту сердца. Приглашаем любителей чтения в библиотеку!

Майнская библиотека представляет книжные новинки, пополнившие фонд в декабре 2018 года. Итак, это новые детективы популярных российских и зарубежных писателей, немного фантастики, женских романов и литературы для молодежи. А также самые читаемые книги по психологии: о том как стать счастливым и. богатым.

Хотите зарядиться энергией и получить вдохновение? Тогда вам сюда. Книги для молодежи, набирают все большую популярность. Их читают не только подростки, но и некоторые взрослые, и причин для этого не так уж мало. Авторы молодежных книг пишут о современных проблемах, близких и понятных читателям.

Новые книги в библиотеке - это всегда маленький праздник! Центральная библиотека, Библиотека для семьи и библиотека "Радуга" приглашают читателей за книгами разных жанров - это современные детективы, женские романы, приключения, военные тайны, фантастика, а также полюбившиеся многим сибирские приключенческие романы!

В преддверии нового 2018 года библиотеки Саяногорска приобрели новинки в различных жанрах. Ждём с нетерпением всех любителей чтения! Предлагаем выбрать из аннотированного списка интересные сибирские приключенческие романы.

Откройте для себя произведения, которые вы еще не читали. Выберите себе список интересных книг по вкусу, и среди уже полюбившихся женских романов обязательно найдете что-то новое!

Фантастика и фэнтези неизменно пользуются популярностью у читателей во всём мире уже не одно десятилетие. Предлагаем с головой окунуться в удивительные сказочные миры и эпохи, ведь именно у нас можно без проблем читать в этих жанрах во всех библиотеках.

Сотрудники библиотек приглашают присоединиться к волшебству книжного чтения и начать новый год с современной прозой!

Спешим порадовать наших читателей - мужчин и предлагаем аннотированные списки книг с военными приключениями!

Наступила зима. Самое время взять в руки книгу! В декабре библиотеки пополнились новинками литературы - детективами и остросюжетными романами.


-->



-->


Информирование – библиографическое обслуживание без запросов и/или в соответствии с постоянно действующими (долговременными ) запросами, длительность действия может быть неограниченной (Например : преподаватель – по той или иной дисциплине, руководитель – по проблемам управления и т.п.) и ограниченный сроком.

Библиографическое информирование осуществляется обычно по инициативе библиотекаря, его основная цель – активное доведение новой библиографической информации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие новых информационных ресурсов библиотеки.

Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
1. Ф.И.О.
2. Год рождения
3. Образование
4. Профессия
5. Специальность
6. Место работы, должность
7. Адрес, телефон (домашний , рабочий)
8. Название темы (тем ), по которым требуется информирование
9. Цель информирования (работа , учеба, интерес)
10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги , отдельные статьи и др.)
12.Периодичность информации (ежеквартально , ежемесячно, по мере поступления документов).

Просмотрено — сколько книг (статей ) включено в информацию.

Взято — сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра

должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

Информационный список — за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет — 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.

На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

Читайте также: