Сообщение о памятнике культуры 16 века

Обновлено: 20.05.2024

Архитектурные памятники XVI-XVII веков

В истории Москвы были времена становления и испытаний, войн и пожаров, из-за которых город не раз менял облик. Грандиозный пожар наполеоновской войны 1812 года, бомбардировки Второй мировой, безжалостные к истории градостроительные реконструкции советской и постсоветской эпох. Лишь немногие строения старше XVII века сохранились до наших дней, и поэтому обладают особой ценностью – как живые свидетели событий прошлого и бесценные образцы стародавнего зодчества. Среди них — кремлевские соборы, древние монастыри и храмы, старинные боярские и купеческие каменные палаты.

Век шестнадцатый


Московский Кремль (Москва, Кремль)


Колокольня Иван Великий (Кремль, Соборная площадь)

В 1505 году было начато возведение архитектурного шедевра XVI столетия – башни-колокольни Иван Великий, названной в честь св.Ивана Лествичника. Великий князь Василий III в те же годы распорядился и о строительстве в Кремле Архангельского собора: это творение легендарного итальянского мастера Алевиза стало не только храмом, но и усыпальницей великих князей и царей. Сегодня в колокольне Иван Великий располагается музей архитектуры московского Кремля.


Китайгородская стена (Никольская ул., 17, стр. 20)


Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, дом 10).

Эти палаты, построенные на исходе XVI века, принадлежали к величественной усадьбе бояр Романовых. Она была построена не позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Здание в его исконном состоянии мы увидеть не сможем, так как за почти шесть веков его перестраивали. Зато глубокий белокаменный подвал сохранился таким же, каким был при первых владельцах, а проведенные реконструкции палат были весьма бережными и соблюдающими архитектурные традиции XVI века.


Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая набережная, д. 3)

Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. Своим обликом он обязан мастерству архитектора Л. Давида, реставрировавшего эту церковь после Великой Отечественной войны. В летописях храм Зачатия Анны впервые упоминается в связи с пожаром 1493 года, не пощадившим деревянное строение. Считается, что каменная церковь на этом месте могла быть построена в 1547-м году, но достоверно упоминается лишь в Переписной книге 1626 года. Храм не раз перестраивался в XVII – XIX веках, приобретя южный и северный приделы в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины. В 1920-м году церковь Зачатия Анны была закрыта большевиками и использовалась как административное помещение. Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году.


Церковь Вознесения в Коломенском (проспект Андропова, д. 39/1)


Храм Василия Блаженного, или Покровский собор (Красная площадь, 2)

У Покровского собора, сооружённого на Красной площади в честь взятия Казани Иваном Грозным, есть более известное, но более позднее название – храм Василия Блаженного. На строительство храма ушло шесть лет, и в 1560 году у стен московского Кремля появился собор невиданной красы. Храм представляет собой единый ансамбль, состоящий из девяти церквей и колокольни на едином фундаменте. Он знаменит на весь мир своими многоцветными куполами и шатрами, переплетающимися арками и сводами, удивительно изящной росписью. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. В воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы в Пасху в нём совершаются богослужения, а в остальное время храм открыт для посещений как музей.


Архангельский собор (Кремль, Соборная площадь)


Собор Петра Митрополита (ул. Петровка, дом 28)

Век семнадцатый

Братские кельи Высоко-Петровского монастыря (Москва, улица Петровка, дом 28)


Мужской Высоко-Петровский монастырь по летописным источникам известен с 1317 года. Его каменные братские кельи были построены намного позже – в их архитектуре заметно влияние светского зодчества конца XVII века. В Москве монастырских келий подобного рода больше нет. Их мирской вид предположительно связан с тем, что обитель находилась под попечительством бояр Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать царя Петра I. В этот монастырь после бунта 1682 года был сослан дед будущего царя, Кирилл Нарышкин. Отсюда и родилась версия, что корпус с монастырскими кельями построили на средства его семьи для наиболее удобного пребывания родовитого заключенного. Сегодня братские кельи – часть действующего Высоко-петровского монастыря и используются по своему назначению.


Трапезная Аптекарского приказа (пер. Староваганьковский, дом 25)

Из всего комплекса построек, в которых располагались службы Аптекарского государева приказа, учреждённого в XVII веке, сохранилась до наших дней только трапезная. Исходная палата со временем была перестроена (к ней добавили верхний этаж), но ранняя история трапезной хорошо просматривается в фрагментах внешнего декора, в том числе в оконных наличниках на двором фасаде. С середины XX века трапезная Аптекарского монастыря является филиалом Музея архитектуры имени А. В. Щусева.


Гранатный двор (Москва, улица Спиридоновка, дом 3/5)


Палаты Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, д. 20)


Палаты гостей Сверчковых (Сверчков пер., д. 8, стр. 3)

Эти пышные палаты были построены на исходе XVI столетия и совершенствовались в XVII веке. Хозяином их был богатый купец И. Сверчков, прославивший себя щедрым взносом в строительство Успенской церкви на Покровке. Этот храм безжалостно снесли в 1936-м году. Палатам же повезло – они сохранились и донесли жилую планировку тех далеких лет до наших дней. Массивность, основательность, оригинальный декор – явные достоинства этого памятника архитектуры. Сегодня здание занимает Государственный Российский Дом народного творчества.


Палаты Симона Ушакова (Ипатьевский пер., д. 12, стр. 1)

Сегодня эти палаты почти неприметны из-за окружающих построек. Но их историческая ценность не утрачена – в них обитал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Построены палаты были в 1650-1670 годах купцом И. Чулковым. Ушаков получил это здание для устройства в нём иконописной мастерской в 1673-м году.
Каменный двухэтажный дом, выстроенный по красной линии улицы, сохранил исходную планировку с широкими сенями, разделяющими комнаты, подклетом и оригинальными сводами. В наши дни здесь располагается Центр по обеспечению деятельности Казначейства России.


Палаты Титова в Кадашевской слободе (1-й Кадашёвский пер., д. 10, стр. 2)

Здание в посадском стиле, украшающее Кадашевскую слободу, построено благодаря думному дьяку Семёну Титову. За свои заслуги перед царём Алексеем Михайловичем этот господин был пожалован собственным двором в Замоскворечье. Особняк был построен во второй половине XVII века, затем совершенствовался, а заключительную перестройку пережил в 1760-м году. В начале XX века палаты изменили своё назначение и стали доходным домом на десять квартир. В 1975-м году за палаты Титова взялись реставраторы, и сегодня они выглядят так, как это было характерно для середины XVIII века. В здании находятся офисы коммерческих организаций.


Палаты провинциал-фискала Арасланова ( Брюсов пер., д. 1)

Палаты Григория Арасланова, построенные в XVII веке, позже были перестроены: в начале XIX века к ним пристроили новое здание, выходящее на улицу Большая Никитская. В 1860-м году палаты утратили большую часть своего оригинального декора – лишь арки первого этажа напоминали о былой истории. Спустя много лет, в 1990-м, во время очередного ремонта под штукатуркой мастера обнаружили фронтоны наличников древних палат. Это побудило архитекторов провести полную реставрацию. Сегодня фасад здания восстановлен полностью — таким, каким он радовал своих прежних владельцев в XVII веке. Палаты являются памятником архитектуры федерального значения.


Палаты князей Шуйских (Подкопаевский пер., д.5/2)

Этот дом с палатами, построенными в XVII веке, напоминает нам о характерных жилых постройках несуществующего ныне Белого города. На исходе XVI века, как гласит молва, хозяевами этого здания были знаменитые бояре Шуйские. В XVII веке владельцем палат был князь Барятинский.

Для постройки палат зодчий выбрал удачное место – даже сейчас они хорошо видны издалека. К тому же палаты, почти полностью занимающие тротуар, выступают за красную линию Подкопаевского переулка, и это тоже придаёт им значительности. Здание возводилось поэтапно в разные годы. Его основа, самая старая постройка, была поставлена к переулку торцом и состоит из двух подвальных помещений и двух сводчатых палат над ними. В XVIII веке у здания появилась пристройка, а в 1770-х его расширили еще раз, придав зданию прямоугольную форму. XIX век тоже добавил новизны: теперь на втором этаже и надстроенных антресолях можно увидеть обстановку, свойственную дворянским особнякам того времени.


Палаты Протопоповых-Милославских (Армянский переулок. д. 3-5, стр.1 и 1А)

У знатоков истории Москвы есть предположение, что территория, на которой находятся палаты Протопоповых, некогда принадлежали знаменитым боярам Милославским. Но если в причастности к этому месту Милославских можно сомневаться, то И. Протопопов, стольник царей Романовых, владел этими палатами в 1701 году абсолютно точно. Теперь это двухэтажное каменное строение, расположенное в глубине старого двора, считается бесспорной ценностью, как образец архитектуры утраченного Белого города и характерная гражданская постройка Москвы XVII века.


всего оценок: 103, средняя оценка: 4,02 (из 5)

храм василия блаженного фото ночью осенью


Хотите знать, какие памятники культуры были созданы в 16 веке. В том числе в Москве, в России и в мире. Тогда читайте этот материал.

В 16 веке на Руси началось книгопечатание. В архитектуре в основном строили церкви и крепости.

Какие памятники культуры были созданы в 16 веке


Самый выдающийся памятник архитектуры 16 века – храм Покрова на Рву (его еще называют храмом Василия Блаженного), возведенный в 1555-1560 годах близ Московского Кремля на Красной (в то время Торговой) площади.
Дальше представлен список главных памятников культуры, созданных в 16 веке в России.

В 16 веке Москва стала центром русского зодчества. На строительство в Москву собирали лучших мастеров России и приглашают именитых итальянских архитекторов. Памятники архитектуры 16 века – это новые архитектурные стили и направления.Имено в это время стало популярным строительство храмов в шатровом стиле.

Памятники архитектуры 16 века

Памятники архитектуры 16 века

Первый шатровый храм на Руси – церковь Вознесения под Москвой в селе Коломенском. В 1530-1532 годах она была возведена в честь рождения царского наследника – Ивана 4 Грозного. Церковь построена из кирпича с декоративными элементами из белого камня. Стоит церковь на берегу Москва-реки и отлично видна со всех сторон. На освящении храма в 1532 году, проведенном митрополитом Даниилом, присутствоваля вся царская семья: князь Василий III, княгиня Елена и маленький Иван.

Самый выдающийся памятник архитектуры 16 века – храм Покрова на Рву (его еще называют храмом Василия Блаженного), возведенный в 1555-1560 годах близ Московского Кремля на Красной (в то время Торговой) площади. Собор был построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного и символизировал окончательную победу русских над татарами. Авторы проекта – талантливейшие русские зодчие Посник и Барма. Храм сложен из кирпича и белого камня. Архитектура храма довольно сложная, он состоит из девяти разных по высоте церквей. Основная идеяхрама – как Москва собрала вокруг себя объединяет руские земли, так и главный шатер собора объединяет красочное разнообразие восьми куполов.

Но не только в Москве сосредоточены памятники архитектуры 16 века. Астраханский Кремль тоже один из представителей архитектуры того времени. На берегу Волги в 1558 году была основана Астрахань – передовой форпост на юго-востоке России. Необходимость строительства укрепительных сооружений возникла вследствие налетов турецко-татарских войск. Строили Кремль из остатков кирпича разрушеной Золотой орды и белого камня. Кремль построен в виде вытянутого треугольника, каждая стена которого укреплена тремя башнями. На территории Кремля находится Успенский собор, увенчанный пятью золочеными главами. Астраханский кремль – участник многих значимых событий в жизни страны: крестьянской войны 1606 года, восстания крестьян под предводительством Степана Разина. Во время гражданской войны на территории Кремля формировались отряды красноармейцев.

Выдающиеся памятники архитектуры 16 века в наши дни бережно сохраняются и реставрируются.


Каковы особенности архитектуры России 16 века, какие наиболее примечательные памятники того времени сохранились до нашего времени, каковы творения архитекторов той поры Фёдора Коня, Алевиза Нового, Петрока Малого? Об этом материал данной статьи, который поможет при подготовке к урокам истории, ЕГЭ, а также просто расширит кругозор по данной теме.

Пояснение.

Имена авторов некоторых сооружений не сохранились или вызывают сомнение у учёных. Там, где в таблицах авторы не названы, нет точных сведений.




Новодевичий монастырь в Москве. 1524.

Построен Василием III в честь присоединения Смоленка в 1514 г.

В нём венчался на царство Борис Годунов.


Церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. В честь венчания Ивана Грозного на царство построена между 1529-1580



Покровский собор. Храм Василия Блаженного. Покрова на Рву.



Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

ЛИЧНОСТИ.


Памятник Фёдору Коню в Смоленске. Скульптор О.Н.Комов, архитектор А.К.Анипко.1991 г.

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства,

Ф.Конь. Сооружения.







Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602



Колокольня Троице-Болдина монастыря


Введенская церковь с монастырской трапезной


Свято-Троицкий Болдин монастырь.


Троицкий собор Пофнутьево- Боровского монастыря. 1586 г.Калужская область.

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин).(Умер примерно в 1531 г.)

- Троицкий собор .1509-1513

- Успенская церковь. 1509-1513.


Архангельский собор Московского Кремля.150501508. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.


Троицкий собор 1509-1513. Город Александров.


Собор Петра митрополита в Высоко-Петровской монастыре. 1514-1517.


Церковь Усекновения главы Иоанна предтечи под Бором.1514. Москва.


Распятская колокольня. 1509-1513.Александров.




Итальянский архитектор. Работал на Руси в 1530-е годы.В основном в области фортификационного строительства (крепостные оборонные сооружения).


Китай-город, Угловая башня, вторя линия Московского Кремля, Петрок Малый, 1535-1538

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Собор Василия Блаженного (Собор Покрова, что на рву)



В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля.

Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие.


Икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Точная дата неизвестна. Предполагаемым автором иконы считают протопопа Благовещенского собора Кремля и царского духовника Андрея.

Китай-город в Москве

Исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушений в XIX—XX веках сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.

Новодевичий монастырь в Москве

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.


Архангельский собор (Собор святого Архистратига Михаила)

Уже на склоне лет, в 1505 г. царь Иван III решил завершить грандиозную перестройку Московского кремля возведением достойной усыпальницы. Он поручил эту работу итальянцу Алевизу, прозванному Новым. Но результата трудов не увидел, став первым царем, упокоившимся в недостроенном храме.


Колокольня Ивана Великого


Церковь Вознесения Господня в Коломенском

П ервый каменный шатровый храм в русской архитектуре, признанный шедевр церковь Вознесения в Коломенском была построена великим князем Василием III в собственном подмосковном селе Коломенское в честь рождения долгожданного наследника – будущего государя Ивана IV Грозного.


Лицевой летописный свод

Домостро́й — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

Великие Четьи - Минеи

Вели́кие Че́тьи-Мине́и, или Великие Минеи-Четьи — Четьи-Минеи, составленные в 1530—1541 годах архиепископом Новгородским Макарием, впоследствии митрополитом Московский и всея Руси, и включающее краткие и пространные жития.

Сказание о царе Константине

Haпиcaннoe в 1564—1566 гг. Aвтop eгo cтaвил cвoeй цeлью paccкaзaть нe тoлькo o взятии Kaзaни пpи Ивaнe IV, нo и oбo вceй иcтopии этoгo цapcтвa.

История о Великом князе Московском

Челобитные Ивана Пересветова — выдающиеся публицистические памятники XVI в.

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Памятник древнерусской агиографической литературы середины XVI века, созданный писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

В "Калязинской челобитной" сатирически изображены быт и нравы монахов Калязинского монастыря, которые "бьют челом" Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому, жалуясь на нового настоятеля Гавриила. В заглавии двух списков сатира датирована 1677 г.,

Эта икона была написана Симоном Ушаковым специально для церкви Троицы. Расписан храм был в период с 1628 по 1653 годы. Внизу можно даже увидеть надпись , которая свидетельствует об авторстве именно Ушакова.


Парсуна с изображением Федора Иоанновича


Это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее.


Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами.


Повесть о Шемяконом суде

Па­мят­ник древнерусской ли­те­ра­ту­ры XVII века.

Ко­ми­че­ская по­весть (по сво­ей струк­ту­ре близ­кая к но­вел­лам-анек­до­там) о том, как кре­сть­я­нин-бед­няк со­вер­шил три не­пред­на­ме­рен­ных пре­сту­п­ле­ния (про­тив сво­его бо­га­то­го бра­та, по­па и го­ро­жа­ни­на) и как ко­ры­сто­лю­би­вый су­дья Ше­мя­ка вы­нес та­кое ре­ше­ние, что ист­цы пред­почли от­ку­пить­ся от бед­ня­ка, что­бы не вы­пол­нять по­ста­нов­ле­ние су­да. Вос­при­ни­ма­лась как па­ро­дия на су­до­про­из­вод­ст­во XVII века.

Парсуна с царем Алексеем Михайловичем

Парсуна является копией портрета царя Алексея Михайловича из "Титулярника" 1672 года. Парсуна исполнена мастером первой величины, скорее всего, принадлежащим к кругу мастеров Оружейной палаты.


Церковь Покрова в Филях

Памятник культуры и истории конца XVII века

Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Храм возведен дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкиным, поэтому этот стиль назван его именем. Строительство каменной церкви Покрова в Филях связано с другим историческим событием, теперь уже трагическим. В 1682 году во время Стрелецкого бунта юный царевич Петр едва не погиб, а два брата царицы Натальи Нарышкиной (матери Петра) Иван и Афанасий были зверски убиты. Чудом спаслись на женской половине братья Лев Кириллович и Мартемьян Кириллович Нарышкины.


Повесть о Ерше Ершовиче

Памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои.


Церковь Ильи Пророка Ярославле

Храм был построен в 1647—1650 гг. по заказу влиятельных купцов братьев Скрипиных на их личном подворье.


Церковь Троицы в Никитинках в Москве


Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века

Храм Николы в Хамовниках


Читайте также: