Информационная безопасность подростка обж 8 класс сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Для реализации своего социального поведения в обществе ребенок нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.
Но на ребенка оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации.

Информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом. Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми, выдвинув отношения соревновательности, конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений. Причем, это отразилось на всех уровнях социального взаимодействия - от межличностного общения, до массовой коммуникации. Отношения конкуренции наряду с позитивным их влиянием на повышение инициативы и активности значительной части населения привели также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия. Манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. Таким образом, понимание угроз информационно-психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСТНОСТЬ ДЕТЕЙ

Несомненно, 20 век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации. Уже в начале 20 века, дети имели доступ к радио, телевидению и журналам, хотя он и был ограниченным. В настоящее время влияние СМИ на детей приобрело более четкий и наступающий характер, что стало поводом частого беспокойства среди педагогов.

На данный момент наиболее распространенными видами информационной техники, которые имеют дети, являются сотовые телефоны, компьютеры и планшеты. Через данную технику ребенок может иметь доступ к таким источникам информации, как доступ к Интернету и различной видеоинформации, которая может негативно повлиять на развитие ребенка.

Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев. По Интернету, мобильной связи среди детей распространена также рассылка уличных драк, сцен жестокого насилия. 75% мальчиков так или иначе будут смотреть этот материал, а 32% - будет рассылать своим друзьям и знакомым.

Эта категория детей не занимается самообразованием, не читает в свободное время книги.

Необходима активная профилактическая работа, как со стороны воспитателей, так и всех других специалистов, работающих с детьми.

Участие педагогов в жизни ребенка играет очень большую роль в обеспечении безопасности детей в информационной среде.

От нас будет зависеть, повлияют ли негативно или позитивно различные средства массовой информации, Интернет, видео - и аудио - на развитие воспитанников.

Итак, какие же угрозы содержит Интернет?

1) Угроза заражения вредоносным программным обеспечением .

2) Доступ к нежелательному содержимому

3) Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов и ли электронной почты

4) Неконтролируемые покупки

В нашей семье у всех ребят, кроме Артема и Сергея есть мобильные телефоны Матвею разрешаем пользоваться телефоном только для связи с бабушкой. А для игр и общения предлагаю свой телефон, на котором, в дальнейшем, планирую установить программу SkyDNS . Эта программа лидер рунета в сфере безопасности, которая позволяет оградить детей от посещения нежелательных интернет-страниц и приложений.

1) «Стараюсь посещать Интернет вместе с детьми. Поощряю за успехи и неудачи.

2)Провожу беседы, коллективные и индивидуальные, в ходе которых объясняю детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться со мной своим беспокойством;

4) Беседую о том, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, и т. д.;

5) Объясняю ребятам, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;

6) Учу воспитанников уважать собеседников в Интернете. Убеждаю, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни;

7) Говорю, что не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

8) Информирую, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучаю их спрашивать о том, в чем они не уверены;

9) Регулярно проверяю список контактов своих воспитанников, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем общаются;

И самое главное, стараюсь делать все максимально деликатно, чтобы ребята не подумали, что я наблюдаю за ними не потому что мне это хочется, а потому что я беспокоюсь за них и всегда готова им помочь. Эта работа ведется не только мной, но и Ольгой Михайловной и Аллой Александровной, так как мы работаем в тесном контакте и вместе ищем выходы из разных ситуаций.

Информационная безопасность является одним из важных направлений обеспечения личности в современном мире, поэтому считаем необходимым изучать материалы информационной безопасности в рамках курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)

В повседневной жизни часто информационная безопасность понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой секретной и распространением ложной и враждебной информации. Однако, это понимание очень узкое. Существует много разных определений информационной безопасности, в которых высвечиваются отдельные её свойства.

В разных источниках приводятся следующие определения:

Информационная безопасность – это

1) комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с её доступностью для всех авторизованных пользователей;

2) показатель, отражающий статус защищенности информационной системы;

3) состояние защищённости информационной среды;

4) состояние, обеспечивающее защищенность информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации.

В. И. Ярочкин считает, что информационная безопасность есть состояние защищённости информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.

Достаточно полное определение дают В. Бетелин и В. Галатенко, которые полагают, что

Информационная безопасность – защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Для курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) наиболее пригодно приведённое выше определение.

ИБ не сводится исключительно к защите информации и компьютерной безопасности. Следует различать информационную безопасность от защиты информации.

Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Иногда под защитой информации понимается создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных для предупреждения искажения, уничтожения или несанкционированного использования защищаемой информации.

Международный день защиты информации отмечается 30 ноября с 1988 года. В этот год произошла первая массовая компьютерная эпидемия - эпидемия червя Морриса.

Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в разных сферах – политике, экономике, обороне, а также на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации.

Субъект информационных отношений может пострадать (понести материальные и/или моральные убытки) не только от несанкционированного доступа к информации, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. ИБ зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал. Безопасность всех перечисленных выше систем следует обзорно изучать в курсе ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Поддерживающая инфраструктура имеет самостоятельную ценность, важность которой переоценить невозможно.

Объектом ИБ будет считаться информация, затрагивающая государственные, служебные, коммерческие, ин­теллектуальные и личностные интересы, а также средства и инфраструктура её обработки и пе­редачи.

Также объектами информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть общественное или индивидуальное сознание.

Общественное сознание –совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность.

На государственном уровне субъектами ИБ являются органы исполнительной, законодательной и судебной власти. В отдельных ведомствах созданы органы, специально занимающиеся информационной безопасностью.

Субъектами ИБ являются органы и структуры, которые в той или иной мере занимаются ее обеспечением.

Кроме этого, субъектами ИБ могут быть:

- граждане и общественные объединения;

- средства массовой информации;

- предприятия и организации независимо от формы собственности.

Интересы субъектов ИБ, связанных с использованием информационных систем, можно подразделить на следующие основные категории:

Доступность – возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг (сервисов). Если по тем или иным причинам получение этих услуг пользователями становится невозможным, это наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления: производством, транспортом и т.п. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, доступность является важнейшим элементом ИБ.

Конфиденциальность – защита от несанкционированного ознакомления. На страже конфиденциальности стоят законы, нормативные акты, многолетний опыт соответствующих служб. Аппаратно-программные продукты позволяют закрыть практически все потенциальные каналы утечки информации.

Цель мероприятий в области информационной безопасности – защита интересов субъектов ИБ.

Задачи ИБ:

1. Обеспечение права личности и общества на получение информации.

2. Обеспечение объективной информацией.

3. Борьба с криминальными угрозами в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом, отмыванием денег и т.д.

4. Защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз.

5. Формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.

Критерий ИБ – гарантированная защищённость информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания. Безопасные информационные технологии должны обладать способностью к недопущению или нейтрализации воздействия как внешних, так и внутренних угроз информации, содержать в себе адекватные методы и способы её защиты.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Тема: Информационная безопасность в сети Интернет

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “Проблемы информационной безопасности в сети Интернет” (Приложение 1).

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

2. Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.

3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации “Проблемы информационной безопасности”

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия “угроза”, “безопасность”, “информация”, “угроза информационной безопасности”.

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-7. Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

4. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

5. Работа в группах:

задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос: “Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?”, “Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?”, “Как оградить себя от кибер-преступлений?”. (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

7. Продолжение работы с презентацией “Проблемы информационной безопасности”.

  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки “Нет”.

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

8. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

9. Учитель благодарит учащихся за работу

10. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”, Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2.

2. "Основы безопасности детей и молодежи в интернете" — интерактивный курс по интернет-безопасности.

Читайте также: