И м штыгашев сообщение

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Иван Матвеевич Штыгашев – творческое наследие современной Хакасии

Седымова Светлана Ильинична

Учеба в миссионерском училище в Кузодеево и Улале--------------------4

Учеба в Казанской учительской семинарии-----------------------------------5

В связи со 100-летием со дня смерти Ивана Матвеевича Штыгашева, мы поставили цель: познакомиться с жизнью и творчеством нашего односельчанина.

Живя на Матуре, мы всегда знали, что наше село неотъемлемо связанно с именем Иоанна Штыгашева. О нем напоминает сельский клуб, по рассказам старожилов, который ранее был зданием церкви. Свое исследование мы решили начать с образования нашего села.

Образование села Матур

Основателем дальнего села, расположенного в глуши хакасской тайги, является выходец из Горной Шории Тазлам Штыгашев.

С основания села и до наших дней фамилия Штыгашевых, неразрывно связана с историей села Матур, а также с просветительской деятельностью не только на Матуре, но и в Хакасии и даже в России. А все начиналась так.

Девятнадцатый век. Улус Матур, расположенный на самой окраине между Восточной и Западной Сибирью кузнецкого округа, Томской Губернии, Кондомско - Карачерской волости, заселяли исключительно одни инородцы, которые делились на несколько народностей. Одни из них вели кочевую жизнь, а другие оседлую. Социальные и духовные условия жизни инородцев зависели от обитаемых ими местностей. Особенно отличались черновые кочевники, которые разбросаны были по горной местности. Ни о каком просвещении не могло быть и речи. Главное для них была вера во влияние духов и обоготворенных людей. Они увековечивали предания давно умерших людей. Тазлам Штыгашев был именно такой коренной черновой кочевник и принадлежал к шорцам. Кочуя по верховьям реки Мраса, в дремучем лесу, он в начале XIX века с другими кочевниками разных волостей в связи с голодом выбрался в пределы земледельческого пространства Восточной Сибири, а именно в Минусинский округ, и поселился на реке Матур.

У Тазлама было четверо сыновей; младшие из них Матвей и Иван, а старшие сыновья умерли. Он был крещеным и жена его тоже, но она придерживалась шаманизма.

У сына Матвея было шестеро сыновей - Дмитрий, Иосиф, Сампсон, Семен, Иван и Тарасий и три дочери- Мария, Ирина, Агрипина.

Страстное желание учиться

Реализовать свои мечты об обучении грамоте Ивану оказалось сложнее, но благодаря Сампсону Иван изучил азбуку. Дальше учение застопорилось, т. к. Сампсон не успел хорошо научиться грамоте, а также и говорить по-русски.

Братья к этому времени переженились и отошли от отеческого дома, только остались Иван да Сампсон с матерью. Иван становится сберегателем старухи матери.

Страстному желанию Ивана поступить в школу содействовал Сампсон. Благовоспитанный отцом своим и отцом Василием он умел ценить сущность христианской религии и пользу школьного воспитания; он никогда не любил пустословить. И Иван надеялся на него, как на каменную стену.

Так, после долгой борьбы с враждебным предубеждением своих несчастных родственников и с домашними обстоятельствами в 1877 году, 15 августа Иван едет учиться в Кузедейскую школу.

Купцы Западной Сибири ежегодно перегоняли через Матур рогатый скот в Восточную Сибирь. Один из скотогонов, не имея силы, с избитыми ногами продолжать свой путь дальше, остался в Матуре. Звали его Егор Константинович, он и стал попутчиком Ивана. Его рассказы стали еще более воспламенять у молодого человека желание учиться. Но сопровождал он его только половину пути. Дальше их пути разошлись, Иван поехал на своем коне один, без ружья, без топора, у него даже не было ножа.

Учеба в миссионерском училище в Кузодеево и Улале

Миссионерское училище в Кузедеево в 1861 году основал протоиерей Василий Вербицкий – выпускник Нижегородской духовной семинарии. Иван проявил себя в училище прилежным и старательным учеником. В 1879 году он, как переводчик, сопровождал начальника Алтайской духовной миссии архимадрита Владимира в его поездке по Шории и в Аскизскую Степную думу к сагайцам. Дорога эта проходила через Матур, затем Таштып и Аскиз. В этот год Иван остался в своей деревне, т.к. отстал от всей компании по уговору матери. Брат Сампсон предложил ему продолжить учебу в Аскизской Степной думе.

По окончании учебного года Иван возратился в Матур и организовал строительство небольшой часовни. Главным идейным помощником был его брат Сампсон. Летом 1880 года на освещение часовни приехал Вербицкий и предложил Ивану продолжить обучение в центральном миссионерском училище, который находился в Улале (ныне Горно- Алтайске). В Улале находилась и резиденция Алтайской духовной миссии.

Учеба в Казанской учительской семинарии

Казанская учительская семинария считалась одной из лучших в России. Наряду с богословскими дисциплинами семинаристы изучали славянский язык, древнюю и новую русскую, литературу, русский язык, русскую и всеобщую историю, теорию словесности и логику, педагогику, геометрию, физику, арифметику, алгебру, черчение, чистописание, основы космографии. Казанский период жизни стал особенно плодотворным в творческой деятельности И. Штыгашева как переводчика и писателя.

Творческая деятельность

Личная жизнь самого писателя в период учебы в семинарии была нелёгкой, полна горечи. Здесь он тяжело переживает потерю своего близкого друга с Алтая, Моисея Орочинова, собственноручно изваяв на могильной каменной плите поминальные поэтические строки, впервые возникшие в его душе:

Алтай золотой,

Прости дорогой!

Будь счастлив, родной!

Господь над тобой.

В 1881 году умирает его матушка, которую он безмерно почитал и любил. Вскоре уходит из жизни жена брата Иосифа. В связи с учёбой в дальних местах он не смог быть на похоронах близких людей, что очень его огорчает. И вот в завершении последнего года учения приходит весть о смерти б pa т a Иосифа. В горестном отчаянии он создаёт стихотворение-плач на шорском диалекте:

Кайран када тууган карындажым,

Каднап парып сени кор j ем чок полтыр .

Спустя 123 года, в 2008 г., перевод уникального образца поэтического произведения дореволюционной поры на русский язык впервые осуществила хакасская поэтесса Н. М. Ахпашева.

В то же время Иван активно продолжает заниматься миссионерской деятельностью. В 1888 году на средства купца Иванова в Матуре была построена небольшая церковь. Через Матурский приход осуществлялась оживлённая связь Алтайской духовной миссии с миссионерами церквей Хакасия.

В 1889 году отца Иоанна епископ Макарий направляет в Богоявленскую церковь Кондомского церковного прихода. Здесь плодотворная миссионерская деятельность продолжалась пять лет. За эти годы за усердие в православии преосвященный Макарий епископ Томский и Барнаульский наградил его в 1898 году набердником, а в 1899 году он награжден орденом Святой Анны третьей степени. В 1902 году Преосвященный Макарий наградил Иоанна скуфьею. Шестого мая 1904 года отец Иоанн получил Благословение святейшего синода с вручением ставленой грамоты.

Сказочное повествование заслуживает большой интерес. Образы Бога и Сатаны (Айна), символизирующие вечные понятия добра и зла, представлены в предании как старший и младший братья. Увлекательно читаются страницы о сотворении человека из глины, жизнь которого была в прямой зависимости от Бога. Нарушение божьих заповедей несёт наказание и грех. Здесь немало сходства с известным библейским сюжетом о сотворении Адамы и Евы, но и в то же время много различного, переложенного на инонациональный материал: подношение первыми людьми Богу дани, пренебрежение ведущей роли женщины, ослушание первыми людьми заветов бога и наказание их, появление разноязыких народностей.

С 1906 года начался сбор денег на строительство новой церкви, который был построен в 1909 году. Церковь осветили, а 22 октября она сгорела. Новая церковь была построена в 1911 году на средства петербургского купца И.Д.Усова. На освещение приезжал епископ Макарий. Церковная служба при освещении велась на трех языках: алтайском, шорском и сагайском.

Племянник Иоанна Штыгашев Пётр Тарасович был известным поэтом Хакасии. Он в своих стихах воспевал родные места Матура, где он родился, рос, учился и трудился. После окончания Томской учительской семинарии работал заведующим Матурской школы (1910-1912), преподавателем хакасского языка Аскизской школе, а в последние годы своей жизни работал преподавателем русского языка Черногорского горпромуча.

13 ноября 1915 года матурский миссионер, священник отец Иоанн скончался. Похоронен патриот своей Родины у церкви, построенной по его инициативе на новом месте в Матуре.

Изучая творческое наследие И. М. Штыгашева, мы пришли к выводу, что его произведения, это яркое свидетельство первых образцов прозаических и поэтических произведений дореволюционной поры, характеризующих его как прозаика и поэта, переводчика, просветителя, собирателя местного фольклора. На примере талантливого одиночки-энтузиаста прослеживается зарождение национального художественного сознания, становление некоторых явлений предоктябрьского литературного процесса региональной литературы Хакасии, что позволяет предполагать зарождение жанрообразующего процесса и письменных литературных традиций начала 20 века.

Иван Матвеевич Штыгашев был замечательный самородок, человек острого и пытливого ума, глубокой внутренней культуры. Его природный талант, помноженный на христианские добродетели и образованность, дал добротные плоды. Талантливый публицист и лингвист, он отменно владел шорским, сагайским и алтайско - телеутским наречиями родного тюрского языка, а русский был языком, на котором он писал и творил.

Отсюда можно сделать вывод, что Ивана Матвеевича Штыгашева можно считать духовным, историческим, культурно-творческим наследием современной Хакасии.

3. Хакасия № 83. Миссионер – просветитель: Абакан, 2004-07-29

4. Под знаменем Ленина. Матурский миссионер(отец Иоанн) Иван Ефимович Штыгашев: Таштып,2003.

5. История хакасской литературы: Абакан, 2014

6. Роман – журнал XXI век. Иван Штыгашев. Путешествие алтайца в Москву и окрестности: Москва, 1998


Иван Матвеевич Штыгашев родился в 1861 году в аале Матур Кондомо-Карачерской волости Кузнецкого округа Томской губернии, ныне Таштыпский район Республики Хакасия.

Умер священник Иван Матвеевич Штыгашев в 1915 году в Матуре.



Штыгашевы Иван Матвеевич и Пелагея Петровна
(фото из личного архива семьи А.П. Штыгашева)


Составлено по информации,
предоставленной А.А. Чертыковой







Захаров, М.М. Очерки краеведа по истории Сибири и Хакасии / М.П. Захаров. – Абакан : Хакасское книжное издательство, 2014. – 105, [8] с. : ил., портр.







Патачаков, К.М. МатырдаFы Штыгашевтер // Люди земли Хакасской : краеведческое пособие для учащихся / К.М. Патачаков. – Абакан : Краснояр. кн. изд-во. Хакас. отд-ние,1990. – C. 81-84. – Текст хакас.




Штыгашев Иван Матвеевич

Миссионер, просветитель, писатель, родоначальник национальной литературы.

Сегодня личность Ивана Матвеевича Штыгашева, шорского священника-миссионера, просветителя и переводчика, прекрасно владевшего русским литературным языком, хорошо известно на Алтае и в Горной Шории. Он оставил заметный след, став одним из основателей этих национальных литератур.

В этот период личная жизнь Ивана Штыгашева был полна горечи: умирает его престарелая матушка, родной брат Иосиф, возможности выехать на родину не было. В горестном отчаянии на смерть брата, он создает стихотворение на шорском диалекте. Художественный перевод на русский язык уникального образца поэтического произведения, впервые через 125 лет, в 2008 году, осуществлён Натальей Ахпашевой.

Все произведения, созданные в годы учебы в Казани говорят о том, что из Штыгашева мог бы получиться писатель, поэт. Но священный долг миссионера – помочь своему народу выбраться из потемок отсталой жизни был сильнее. И Иван Штыгашев взял на себя непомерную миссию, став священником и учителем-просветителем одновременно и отправился после окончания семинарии, в апреле 1885 году в Матур.

Всю свою энергию он отдаёт обучению грамоте детей, борьбе против беспробудной темной жизни земляков. Вклад Ивана Штыгашева в просветительскую деятельность коренного народа велик.

В 1906 году отец Иоанн начинает строительство новой церкви на сухом и возвышенном месте (где сейчас находится здание бывшего сельского Дома Культуры). Завершилось строительство в 1909 году. Освящение церкви состоялось в июне, а в октябре она сгорела, от такого горя отец Иоанн слёг и полгода болел. В 1912 г. церковь была вновь выстроена и освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

Продолжавшееся более полутора месяцев путешествие в Урянхай сильно подорвало не крепкое здоровье отца Иоанна: чахотка и ревматизм прогрессировали, приносили мучительные страдания. 13 ноября 1915 года патриот великой России скончался, и был похоронен в Матуре, у церкви.

Иван (Иоанн) Матвеевич Штыгашев (1861, Матур, Кузнецкий округ, Томская губерния, Российская империя — 13 ноября 1915 года, Матур, Минусинский округ, Енисейская губерния, Российская империя) — первый шорский писатель, миссионер, переводчик, учитель, священник.

Биография

Родился в семье матурского шорца Матвея Штыгашева, первым отправившего своих сыновей обучаться грамоте. В 1877 году стал учиться в церковно-приходской школе в селе Кузедеево Кузнецкого округа. Там преподавал известный лингвист, тюрколог, протоиерей Василий Иванович Вербицкий, оказавший большое влияние на формирование мировоззрения Штыгашева, изучение им южносибирских языков: алтайского, хакасского, шорского. После окончания поступил в Алтайское миссионерское училище, затем в Казанскую учительскую семинарию.

В 1889 году его назначили диаконом в Кондомский стан Алтайской духовной миссии, через год он стал священником Кондомской Богоявленской церкви. Открыл несколько школ, где обучение велось на шорском языке, изучались русский и церковнославянский языки. В 1899 году был награждён орденом Святой Анны третьей степени. В 1902 году его наградили скуфьею, в 1904 году получил благословение Святейшего Синода с вручением ставленой грамоты.

В Республике Хакасия 2016 год объявлен Годом Штыгашева.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Читайте также: