Иван никитич никитин сообщение

Обновлено: 14.05.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Иван Никитич Никитин (около 1680 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Список известных произведений Ивана Никитича Никитина:

Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Содержание

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.

Peter I Portrait of Baron S. G. Stroganoff Tzarina Praskovia Ioanovna

Иван Никитич Никитин, картины и биография

Конец семнадцатого века в России – эпоха реформ и преобразований. Во время правления Петра I российское государство превращается в европейскую державу. Развиваются армия, промышленность, образование. Новой стране требуется другая живопись, поэтому в Россию не только приглашаются иностранные художники, но и полным ходом идет обучение русских живописцев.

На смену иконописи, парсунам и иллюстрациям к церковным книгам приходят многочисленные гравюры, светские портреты и батальные картины. Одним из основателей русского портретного жанра стал Иван Никитич Никитин - любимый художник Петра I.

О его жизни известно не очень много. Родился он в семье священника в 1680 году в Москве. Мальчик растет очень любознательным, достигнув больших успехов в изучении латыни и арифметики. Но больше всего его привлекает живопись. Первые профессиональные навыки он получает у голландского гравера А. Шхонебека, работая в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. Сначала Иван просто копирует гравюры и картины, созданные иностранными мастерами, а позже начинает сам писать портреты с натуры.

В 1711 году вместе с мастерской переезжает в Санкт-Петербург, где на его работы обращает внимание Петр I. Обучаясь у немецкого живописца Таннауэра И. Г., талантливый юноша пишет первые портреты членов семьи царя, в том числе племянницы Прасковьи Иоанновны и дочери Анны Петровны. Его полотна отличает стремление передать внутренний мир и характер изображаемых людей.

Через пять лет его в числе лучших живописцев отправляют на обучение в Италию. По дороге туда молодой человек знакомится с живописью Голландии, оказавшей на него большое влияние. Посетив Венецию и Рим, он начинает заниматься во Флорентийской академии художеств, его руководителем становится известный мастер Томмазо Реди.

Заказов у него множество – изображения Петра I, Императрицы, великих княжон, князя Меншикова и других приближенных высокопоставленных особ. Его картины отличаются новой техникой письма, достоверностью и реальностью изображения. Среди его лучших работ – портреты напольного гетмана, барона С. Г. Строганова.

В 1725 году умирает Государь, и он, опустошенный утратой, пишет его на смертном одре.

Отличала И. Н. Никитина и Екатерина I, лично выбравшая ему невесту М. Ф. Маменс, на которой он женился в 1727 году. Работы у него по-прежнему много, среди последних известных картин - портреты царевны Натальи Алексеевны и фельдмаршала П. Г. Шереметева.

Однако в России снова вошли в моду иностранные художники, а после того, как в 1730 году на престол взошла Анна Иоановна, иноземцы стали играть большую роль в управлении страной. Перемены в обществе, неудачный брак – все это послужило причиной того, что Никитин начинает тесно общаться с людьми, считавшими, что в России все беды происходят от господства чужестранных обычаев.

И. Н. Никитин живет в Тобольске. Полагают, что в это время им был написан иконостас для Тобольской церкви и портрет Ермака.

В апреле 1741 Анна Леопольдовна подписывает указ о его возвращении, но художнику не суждено вернуться в родной дом: в начале 1742 года на пути в Москву он умирает.

Иван Никитич Никитин (около 1680 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Список известных произведений Ивана Никитича Никитина:

· Царевна Прасковья Ивановна , 1714, Государственный Русский музей.

· Портрет казака в красном кафтане , 1715, Харьковский художественный музей.

· Царевна Наталья Алексеевна , 1716?, Государственная Третьяковская галерея.

· Портрет канцлера Головкина , 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.

· Портрет Петра Первого , 1725, Государственный Русский музей.

· Портрет барона Строганова , 1726, Государственный Русский музей.

· Портрет напольного гетмана , 1720-е годы, Государственный Русский музей.

Читайте также: