Горячие точки азии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Военные действия и "горячие точки" зарубежной Азии

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Некоторый перелом к лучшему наступил в 1988г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993г. В 1994г. всекторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне территория Палестинской автономии занимает 6020км2, что при населении в 4,1 млн. чел. соответствует его средней плотности 620чел. на 1км2 (в том числе на сектор Газа приходится 380км2 и 1,5 млн. чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXIв. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008г.

Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Да, мирный договор с Иорданией был заключен в 1994г. В начале 2000г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.

Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн. курдов живут в Турции, 4,8 млн. в Иране, 4,4 млн. в Ираке и 1,2 млн. в Сирии.

Вот уже на протяжении более чем девяти десятилетий курды ведут борьбу, в том числе вооруженную, за создание своего национального государства Курдистан. Но только в двух случаях в начале 1940-х гг. вИраке и в середине 1970-х гг. вИране им удавалось добиться хотя бы временной национально-культурной автономии. Особенно непримиримую позицию по отношению к своим курдам всегда занимали Турция и Ирак. Турецкие власти вообще не считают курдов самобытным народом, а именуют их турками. В борьбе с курдскими повстанцами они применяют регулярную армию, вводя в действие тяжелую артиллерию и авиацию. Иракский режим Саддама Хусейна также не раз применял по отношению к курдам жестокие репрессии, включая насильственную депортацию почти 1 млн человек из пограничных с Ираном районов. Положение курдов в иранском Курдистане несколько лучше, но и они подвергаются ассимиляции и религиозным преследованиям (курды исповедуют ислам суннитского толка, а иранцы шиитского). Только с конца 1970-х гг. втурецком, иракском и иранском Курдистане погибло более 110 тыс. человек. Единству действий самих курдов мешают частые разногласия между различными их партиями и группировками.

Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км2) на две части.

На протяжении истории Кипром владели греки, египтяне, римляне, рыцарский орден тамплиеров, Венеция, Османская империя, Великобритания.

Много других горячих и потенциально опасных точек разбросано по остальной части зарубежной Азии. Это Кашмир, остров Шри-Ланка, Восточный Тимор, Южные Филиппины, Тайвань и другие территории. Тревожной и напряженной остается обстановка на границе между Северной и Южной Кореей.

В заключение…

Теперь вы знаете, какие существуют субрегионы зарубежной Азии. Это Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Центральная (Средняя) и Восточная Азия. Последняя из них является лидером как по площади, так и по численности населения в Азии. А вот по количеству государств лидирует субрегион Юго-Западной Азии.

Современная политическая карта региона выглядит совершенно иначе. В результате процесса деколонизации, наступившего сразу после Второй мировой войны, более 20 стран зарубежной Азии получили политическую независимость. А в начале XXI в. здесь насчитывается уже 38 суверенных государств, и все они являются членами ООН. Колониальных же владений фактически не осталось.

Особенности природных условий, исторического развития, географического положения зарубежной Азии привели к тому, что страны этого региона отличаются огромным разнообразием.

Начнем с того, что они чрезвычайно различны по размерам территории. Так, две из них можно отнести к странам-гигантам – это Китай и Индия. Четыре страны – Саудовскую Аравию, Индонезию, Иран и Монголию – следует отнести к категории очень больших: они имеют площадь от 1,5 млн до 2,2 млн км2. Еще шесть стран – Пакистан, Турция, Афганистан, Мьянма, Йемен и Таиланд – занимают территорию от 500 тыс. до 1млнкм2, т. е. тоже могут быть отнесены к большим странам. Далее следует самая многочисленная группа стран, имеющих площадь от 100 до 500 тыс. км2; среди них – Бангладеш, Вьетнам, Ирак, КНДР, Малайзия, Сирия, Япония и др. Но есть в зарубежной Азии и сравнительно небольшие страны с территорией менее 100 тыс. км2 (например, ОАЭ, Шри-Ланка, Республика Корея) и менее 20 тыс. км2 (например, Израиль, Кипр, Кувейт, Ливан). Наконец, три страны (Бахрейн, Мальдивская Республика и Сингапур) занимают менее 1 тыс. км2 каждая. Вот и получается, что огромный Китай по площади превосходит крошечные Мальдивы в 32 тыс. раз!

Существенны различия между странами зарубежной Азии и по особенностям их географического положения. Правда, из 39 суверенных государств подавляющее большинство имеют выход к морю. В том числе 25 нужно отнести просто к приморским, 4 (Кипр, Бахрейн, Шри-Ланка и Сингапур) – к островным и еще 4 (Индонезия, Филиппины, Япония, Мальдивы) – к странам-архипелагам. Но зато среди шести внутриконтинентальных, не имеющих выхода к морю, государств оказывается Монголия– самая большая по территории внутриконтинентальная страна мира. В эту же группу входят Афганистан, Иордания, Непал, Бутан и Лаос.

Характеристика политической карты традиционно включает в себя также данные о формах правления и административно-территориального устройства стран.

В зарубежной Азии представлены все известные ныне формы правления: из 39 суверенных государств 26 относятся к республикам (преимущественно президентским) и 13 – к монархиям. Примерами республик могут служить Китай, Индия, Пакистан, Индонезия, Южная Корея, Сирия, Израиль.

Среди девяти конституционных монархий зарубежной Азии есть одна империя (Япония), четыре королевства (Бутан, Иордания, Камбоджа и Таиланд), два эмирата (Кувейт и Бахрейн) и один султанат (Малайзия). А к пяти абсолютным монархиям принято относить Бруней, Катар, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Это означает, что здесь расположены все существующие ныне абсолютные монархии. Можно добавить, что до сравнительно недавнего времени государств с монархическим строем в регионе было еще больше: до 1958 г. он существовал в Ираке, до 1973 г. – в Афганистане, до 1979 г. – в Иране. Однако есть и обратные примеры: в 2008 г. в Непале была упразднена монархия, просуществовавшая 240 лет.

Две страны зарубежной Азии относят к разряду теократических монархий. Это Саудовская Аравия и Бруней, где соответственно король и султан стоят во главе не только государства, но и церковной власти. Собственно говоря, к числу теократических государств можно отнести и Исламскую Республику Иран, главой которой по конституции является религиозный руководитель – аятолла, определяющий генеральную линию развития государства и осуществляющий контроль за ее претворением в жизнь. Консервативная мусульманская верхушка контролирует армию, спецслужбы, суды, телевидение, опираясь при этом и на свою вооруженную структуру – Корпус стражей исламской революции. Иными словами, ислам шиитского направления, возведенный в ранг государственной политики, определяет основные принципы всего существования Ирана, стремится не допустить распространения либеральных взглядов.

По характеру административно-территориального устройства государства зарубежной Азии более однородны. Из 39 стран 33 имеют унитарное и только 6 (Индия, Пакистан, Малайзия, Мьянма и ОАЭ и с 2008 г. Непал) – федеративное государственное устройство. При этом федерации в Малайзии и ОАЭ отличаются некоторой оригинальностью. В первой из них, являющейся федерацией 13 султанатов, глава государства, называемый Верховным главой, раз в пять лет избирается на Совете правителей из числа местных султанов. Во второй, представляющей собой федерацию семи эмиратов, глава государства также избирается раз в пять лет на Совете эмиров.

Хм.. . Ну ладно.
1.Афганистан (Столкновение интересов США и талибов)
2. Грузия (Опять же США/Грузия попытка спровоцировать Россию)
3. Граница Индии и Китая (Попытка обеих сторон пересмотреть существующие границы)
4. Ирак (Желание США захватить стратегически важные запасы нефти на Ближнем Востоке)
5. Иран (Желание США установить гегемонию на Ближнем Востоке)
Примечание: пока ещё не горячая точка, но всё идёт к тому.
6. Непал (Противостояние внутренних полит. группировок в стране, возможна гражданская война)
7. Израиль (Ну тут и так всё понятно. Арабы пытаются уже в который раз отобрать у лиц еврейской национальности свои земли и уничтожить само государство)
Это всё, что на данный момент помню. Надеюсь, вам хватит)

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Некоторый перелом к лучшему наступил в 1988 г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей – Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993 г. В 1994 г. в секторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996 г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне территория Палестинской автономии занимает 6020 км 2 , что при населении в 4,1 млн. чел. соответствует его средней плотности 620 чел. на 1 км 2 (в том числе на сектор Газа приходится 380 км 2 и 1,5 млн. чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXI в. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006 г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007 г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние – с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008 г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008 г.

Много нерешенных вопросов остается еще и в отношениях Израиля с соседними арабскими странами. Да, мирный договор с Египтом был заключен еще в 1979 г., и тогда же Израиль вывел свои войска с Синайского п-ова, позволив тем самым снова открыть судоходство по Суэцкому каналу. Да, мирный договор с Иорданией был заключен в 1994 г. В начале 2000 г. Израиль вывел свои войска из Южного Ливана. Но ни с Ливаном, ни с Сирией мирные соглашения еще не заключены. В течение длительного времени одним из главных противников Израиля был режим Саддама Хусейна в Ираке. Но один серьезный противник продолжает существовать и в наши дни – это Иран. Пока между двумя странами идет, что называется, война нервов. Иран угрожает уничтожить Израиль своими ракетами, а в Израиле говорят о превентивном ударе по ядерным объектам Исламской Республики.

Проблема Курдистана возникла еще после Первой мировой войны, когда вслед за окончательным распадом Турецкой (Османской) империи эта обширная горная область, населенная курдами – народом иранской языковой группы индоевропейской семьи, – была разделена между несколькими соседними странами. Ситуация мало изменилась и до наших дней: примерно 14 млн. курдов живут в Турции, 4,8 млн. – в Иране, 4,4 млн. – в Ираке и 1,2 млн. – в Сирии.

Вот уже на протяжении более чем девяти десятилетий курды ведут борьбу, в том числе вооруженную, за создание своего национального государства Курдистан. Но только в двух случаях – в начале 1940-х гг. в Ираке и в середине 1970-х гг. в Иране – им удавалось добиться хотя бы временной национально-культурной автономии. Особенно непримиримую позицию по отношению к своим курдам всегда занимали Турция и Ирак. Турецкие власти вообще не считают курдов самобытным народом, а именуют их турками. В борьбе с курдскими повстанцами они применяют регулярную армию, вводя в действие тяжелую артиллерию и авиацию. Иракский режим Саддама Хусейна также не раз применял по отношению к курдам жестокие репрессии, включая насильственную депортацию почти 1 млн человек из пограничных с Ираном районов. Положение курдов в иранском Курдистане несколько лучше, но и они подвергаются ассимиляции и религиозным преследованиям (курды исповедуют ислам суннитского толка, а иранцы – шиитского). Только с конца 1970-х гг. в турецком, иракском и иранском Курдистане погибло более 110 тыс. человек. Единству действий самих курдов мешают частые разногласия между различными их партиями и группировками.

Кипрская проблема возникла значительно позже, в середине 1970-х гг. Она связана с политическим разделом этого острова (площадью 9,2 тыс. км 2 ) на две части.

Проблема Кипра еще ждет своего решения. Организация Объединенных Наций выступает за вывод с острова большого контингента турецких войск и за такое урегулирование этой проблемы, при котором единство страны было бы восстановлено, причем без ущемления прав и греков-киприотов, и турок-киприотов. В конце 2002 г. ООН предложила план кипрского урегулирования, предусматривающий создание на острове единого государства с широкой автономией греческой и турецкой общин. Тогда Кипр вошел бы в состав ЕС как единое государство. Но этот план был отвергнут ТРСК.

Проблема Афганистана также относится к числу наиболее взрывоопасных. Война здесь длится уже третье десятилетие, она унесла миллионы жизней и давно перестала быть внутренним делом этого государства. Тем более что несколько миллионов афганских беженцев осели в Пакистане, Иране и в других странах Азии и Европы, в США.

В августе 2008 г. резко осложнилась обстановка в Кавказском регионе, что было связано с попыткой Грузии военным путем вернуть себе Южную Осетию. Вмешательство в этот конфликт России привело к провозглашению независимости Абхазии и Южной Осетии.

В Южной Азии уже долгое время существуют два взрывоопасных очага политической и военной напряженности.

Второй очаг – это Республика Шри-Ланка, население которой составляют в основном два крупных народа: сингалы в южной и центральной частях страны – их 82 % и тамилы в северной и северо-восточной ее частях – их 10 % (рис. 80); остальное приходится на потомков арабов – мавров.

Читайте также: