Главная задача научного стиля речи сообщение научных сведений научное объяснение фактов
Обновлено: 02.07.2024
Стилевые черты речи: Строгость, логичность, объективность, точность, отвлеченность и обобщенность.
Официально-деловой стиль
Обстановка речи: Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовая
Речевые жанры: Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, справки, инструкции и т.д.
Языковые средства: Официально-деловая лексика, стандартизированные обороты речи
Стилевые черты речи: Точность, не допускающая иного толкования
Публицистический стиль
Цель речи: Функция воздействия через СМИ
Обстановка речи: Выступления в газетах, журналах, по радио, телевидению, на митингах и собраниях
Речевые жанры: Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь
Языковые средства: Общественно-политическая лексика
Стилевые черты речи: Логичность и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Художественный стиль
Цель речи: Язык художественной литературы
Обстановка речи: Непосредственное воздействие на читателя, его чувства, эмоции
Речевые жанры: Эпические, лирические, драматические
Языковые средства: Использование всех богатств лексики
Стилевые черты речи: Образность, эмоциональность, возможность использование разных стилей.
2. Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи:
а) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
б) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств +
в) общественно-политическая лексика
3. Три пласта научного стиля речи:
а) общенаучные, общеупотребительные, просторечия
б) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства
в) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные +
4. Термины относятся к:
а) узкоспециальной лексике +
б) общеупотребительной лексике
в) общественно-политической лексике
5. Важнейшее качество термина:
а) многозначность
б) многозначимость
в) однозначность +
6. Тепло, скорость, колёса – это:
а) заимствованные термины
б) исконно русские термины +
в) приобретенные термины
7. Выберите термины с интернациональными словообразовательными элементами:
а) агрохимия, кнопка, дрель
б) кардиоскоп, вибрация, сейсмология
в) суперобложка, биосфера, полифония +
8. Выберите терминологические словосочетания:
а) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости +
б) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку
в) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом
9. Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса:
а) макрокосмос, стереофония, наладчик
б) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
в) монорельсовый, автобиографический, полифонический +
10. Выберите общенаучные слова:
а) величина, орфоэпия, персонаж
б) энергия, деталь, скорость +
в) центр, сила, пять
11. Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, называется:
а) термином +
б) архаизмом
в) неологизмом
12. В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон:
а) общеупотребительном
б) узкоспециальном +
в) широкоспециальном
13. Сферой применения научного стиля является:
а) научное общение
б) сфера научного общения
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
14. Научный стиль используется в сфере … деятельности человека:
а) общеупотребительной
б) спортивной
в) научной +
15. Сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки, представляет такой стиль:
а) научный +
б) учебный
в) специальный
16. Основное назначение научных произведений:
а) бытовое общение
б) изложение исследуемых данных +
в) освещение важных проблем общества
17. Основное назначение научных произведений:
а) освещение важных проблем общества
б) бытовое общение
в) знакомство с научной информацией +
19. Характерной разновидностью научного текста является:
а) полилог
б) диалог
в) монолог +
20. Диалогичность научной речи выражается в использовании:
а) обобщенного характера речи
б) вопросно-ответных комплексов +
в) вводных слов и словосочетаний +
21. Научный стиль выполняет функцию:
а) информативную +
б) управленческую
в) коммуникативную
22. Жанровое многообразие научного стиля реализуется в текстах произведений:
а) художественной литературы
б) научной литературы, учебной литературы +
в) публицистической литературы
23. Тип мышления, свойственный научному стилю речи:
а) образный
б) конкретный
в) абстрактный +
24. Понятия, служащие языковым выражением научного стиля речи:
а) просьба
б) суждение умозаключение +
в) требование
25. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) мономичность
б) стандартность
в) отвлеченность +
26. Один из основных признаков научного стиля речи:
а) стандартность
б) обобщенность +
в) полемичность
27. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в:
а) лексике +
б) синтаксисе
в) морфологии
28. Признак, не свойственный научному стилю:
а) аргументированность
б) обезличенность информации
в) выразительность +
29. Информация, чаще отсутствующая в научном стиле:
а) абстрактная
б) объективная
в) субъективно-оценочная +
30. Информация, чаще отсутствующая в научном стиле:
а) объективная
б) эмоциональная +
в) абстрактная
Тест имеет структуру:
а) формулировка задания;
б) языковой материал
Вложение | Размер |
---|---|
leksika.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по русскому языку в 10 классе.
Лексические особенности научного стиля речи.
Тест имеет структуру:
а) формулировка задания;
б) языковой материал
учитель русского языка и литературы
Кудрякова Эльвия Равильевна.
МОБУ СОШ №4 г. Нефтекамск.
Лексические особенности научного стиля речи
1 Главная задача научного стиля речи
А) непосредственное повседневное общение
В) изображение и воздействие на читателя
2 Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи
А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование
абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств
Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные
В) общественно-политическая лексика
3 Три пласта научного стиля речи
А) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства
Б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия
В) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные
4 Термины относятся к
А) общеупотребительной лексике
Б) узкоспециальной лексике
В) общественно-политической лексике
5 Важнейшее качество термина
6 Тепло, скорость, колёса - это
А) заимствованные термины
Б) исконно русские термины
7 Выберите термины с интернациональными словообразовательными
А) кардиоскоп, вибрация, сейсмология
Б) агрохимия, кнопка, дрель
В) суперобложка, биосфера, полифония
8 Выберите терминологические словосочетания
А) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости
Б) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом
В) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку
9 Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса
А) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
Б) макрокосмос, стереофония, наладчик
В) монорельсовый, автобиографический, полифонический
10 Выберите общенаучные слова
А) центр, сила, пять
Б) энергия, деталь, скорость
В) величина, орфоэпия, персонаж
11 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,
техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие,
12 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"
урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения.
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс.
Презентация "Стили речи. Особенности художественного стиля речи. Комплексный анализ текста"
Контрольная работа "Научный стиль речи" (тест), 12 класс вечерней школы
Данная контрольная работа составлена на основе учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Она позволяет быстро проверить уровень усвоения знаний обучающимися по теме "Научный стиль речи". Возможно испо.
Контрольная работа "Научный стиль речи" (тест), 12 класс вечерней школы
Данная контрольная работа составлена на основе учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Она позволяет быстро проверить уровень усвоения знаний обучающимися по теме "Научный стиль речи". Возможно испо.
Конспект урока по русскому языку на тему "Научный стиль речи, его особенности и разновидности"
Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственног.
Методическая разработка бинарного урока по русскому языку в 9 классе "Научный стиль речи. Растем с "Точкой роста".
В разработе представлены материалы, позволяющие подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку в старших классах. Материал представлен в увлекательной форме, урок ведут 2 учителя, что позволяет ученикам .
Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций.
Узнаем, что такое научный стиль в русском языке, определим его задачу, стилевые черты, жанры и языковые средства. Приведем примеры текстов научного стиля речи.
Что такое научный стиль?
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Научный стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере научных исследований и формулированию их результатов. Эта разновидность литературного языка используется в трудах учёных и исследователей в какой-либо области знаний.
Основная задача научного стиля — сообщить точные сведения, проанализировать их, объяснить причинно-следственные связи, обобщить результаты исследований.
Обычная форма реализации исследуемого стиля — это монолог.
Языку науки характерны следующие стилевые черты:
- объективность изложения;
- подчёркнутая логичность;
- точность формулировок;
- доказательность.
Пример научного стиля речи
Основные признаки научного стиля речи
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.
Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.
На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.
Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.
В научной литературе широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Жанры научного стиля
Научный стиль реализуется в следующих жанрах:
- диссертация
- научный доклад, статья;
- монография
- аннотация
- тезисы
- лекция ;
- энциклопедия, учебник, справочник и пр.
Языковые средства научного стиля
Для этого книжного стиля характерно предварительное обдумывание излагаемого материала, строгий отбор языковых средств, соблюдение лексических, морфологических и синтаксических норм русского языка. С этой точки зрения научный стиль — это нормативный язык науки.
Языковые особенности научного стиля
Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая) лексика абстрактного значения.
Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.
Философия: агностицизм, базис, диалектика, материя.
Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться.
Уровень языка: морфология
Уровень языка: синтаксис
Рассмотрим подробнее особенности средств научного стиля на разных уровнях языка.
Особенности средств научного стиля
Научный стиль требует точности в изложении материала, поэтому слова употребляются в прямом значении. Для научного стиля речи характерно использование множества терминов и однозначных слов.
В текстах преобладают абстрактные имена существительные. В соответствии с областью применения (математика, медицина, психология, лингвистика и пр.) отметим существенные отличия в терминологии текстов научного стиля, но основные стилевые черты остаются неизменными.
Разговорная лексика отсутствует. Эмоционально окрашенные и экспрессивные слова употребляются редко.
Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.
В области морфологии научного стиля речи отметим следующие характерные черты:
- использование единственного числа имен существительных в значении множественного при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков.
Ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.
-
приобретают форму множественного числа (высокопрочные стали, смазочные масла);
- употребление глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (считается, полагают, утверждают); ;
- составные предлоги и союзы (в связи с, из-за того что, ввиду того что, благодаря тому что).
Отметим такую немаловажную особенность, что в научной литературе предпочтителен выбор большого количества имен существительных и прилагательных, уточняющих и расширяющих их значение, чем глаголов.
Для синтаксиса научного стиля характерны признаки:
- прямой порядок слов в предложении;
- преобладание сложных предложений;
- использование вводных слов и конструкций.
В зависимости от задач текста различают следующие разновидности научного стиля:
- научно-популярный
- научно-деловой
- научно-технический
- научно-публицистический
- учебно-научный.
Научно-популярный стиль
Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.
Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.
Пример научно-популярного стиля
В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:
- что такое научный стиль речи;
- его основная функция и задачи;
- сфера применения;
- особенности и характерные черты научного стиля;
- подстили или разновидности;
- жанры научного стиля речи;
- пример научного текста.
Что такое научный стиль речи, его функции и задачи
Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.
Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.
Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.
В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Основные особенности и характерные черты научного стиля речи
К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:
- Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
- Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
- Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
- Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
- Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
- Чаще всего присутствует монологический характер речи.
- Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
- Сложное построение предложений.
- Предложения в основном длинные.
- Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
- Правильный порядок слов.
- Строгая последовательность изложения.
Научный стиль речи: его разновидности или подстили
Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:
Жанры научного стиля речи
Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.
Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).
В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.
Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля
Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
- Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
- Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
- Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.
Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:
- Название.
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Жанры учебно-научного подстиля
Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.
Основными письменными жанрами данного подстиля являются:
Жанры научно-популярного подстиля
Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).
К жанрам научно-популярного подстиля относятся:
- Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
- Научно-популярные журналы.
- Детские энциклопедии.
- Статьи.
Жанры научно-информативного подстиля
Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.
Основные жанры данного подстиля:
- Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
- Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
- Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
- Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.
Жанры научно-справочного подстиля
Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.
Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:
- Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
- Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
- Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
- Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.
Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля
Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.
К жанрам научно-технического подстиля относятся:
- Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
- Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
- Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
- Стандарты.
- Описание изобретений.
Структура научного текста
Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.
В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.
Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.
Пример текстов, написанных в научном стиле речи
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Читайте также:
- Сообщение презентацию о м с березовском
- Психологический портрет современного выпускника обж сообщение
- Сообщение записанное буквами из 128 символьного алфавита содержит 11 символов какой объем информации
- Общение важная человеческая особенность сообщение
- Сообщение рождение российского военно морского флота