Психологический портрет современного выпускника обж сообщение

Обновлено: 02.07.2024

креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

владеющим основами научных методов познания окружающего мира, мотивированным на творчество и современную инновационную деятельность;

готовым к учебному сотрудничеству осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития

сердечно-сосудистые заболевания (например, инсульт и инфаркт), рак, хронические респираторные заболевания (например, хроническая обструктивная болезнь легких и астма) и диабет.

Психологический портрет современного школьника попытались составить отечественные психологи. Специалисты провели обширные исследования в школах страны, разложив старшеклассников по полочкам в соответствии с тем, какими они предстают в глазах учителей. Социально инфантильный школьник.
Школьник этой группы возлагает ответственность за принятие решения и бремя выбора на плечи другого человека. Социальная роль "вечного ребенка" освобождает старшеклассника от ответственности за совершенные поступки. Как может формироваться этот тип личности? Ученик приходит в класс. Его называют по имени "Ваня" или "Таня", говорят ему "ты" и сажают за парту. Когда же наступает день выпускных экзаменов, ему по-прежнему говорят "ты". Не тут ли кроется одна из причин социального инфантилизма, появления "вечных детей"? - задаются вопросом специалисты. Школьник-нигилист.
Игнорирование запретов - оборотная сторона социального инфантилизма. В знак протеста против существующей в школе обезлички у молодежи появляются такие рассуждения: "Мы против учителя, значит, должны взять то, против чего выступает он". Аккуратность в одежде? Вот и нарочито неопрятные куртки и вызывающие брюки! Пассивный потребитель информации. Учитель дает, ученик берет. Мы так привыкли к подобному положению, что оно представляется чуть ли не законом природы. Обучение в большинстве сегодняшних школ - это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов. Стоит ли удивляться, что знаменитые детские "почему" исчезают в школе, так же как в ней сиротливо прячется познавательная активность личности ученика. Знаменитые "почемучки" именно потому и остаются в дошкольном детстве, что у них на жизненном пути устанавливается шлагбаум "ответы без вопросов".
Индивидуальность. Инструкция требует одно, а индивидуальность идет наперекор инструкции, "сознательной" дисциплине, не оправдывает ожиданий. Учителю трудно управлять индивидуальностью, она постоянно бросает вызов. Психологи утверждают: если во взаимоотношениях учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора, то ученик настойчиво ищет точки опоры для своей индивидуальности за пределами школы.

Ну. я современный старший школьник. )
Психологический портрет- не очень понимаю это слово. спроси понятней что-нибудь . -постараюсь ответить)

В исследовательской работе раскрываются особенности, увлеченя, интересы молодого поколения.

ВложениеРазмер
socialno-_psihologicheskiy_portret_sovremennogo_starsheklassnika.doc 349.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально- психологический портрет

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа имени В.П.Чкалова Лениногорского муниципального района

Гиматдинова Р.Ф.учитель истории и обществознания

Лениногорский муниципальный район

Глава 1. Круг интересов старшеклассников……………………5

Глава 2.Значение здорового образа жизни для молодежи…….7

Глава3.Отношение старшеклассников к социальным проблемам современности ……………………………………………8

Глава4.Значимость потребности в безопасности………………9

Глава 5.Отношение к учебе и профессиональной деятельности……………………………………………………………9

Глава 6. Помощь и поддержка в решение трудных проблем..10

Список использованной литературы…………………………..12

Цель исследования: Социально-психологические особенности молодежи издавна интересовали и продолжают интересовать и учителей, родителей и государство.

Задачи исследования: 1)Изучить круг интересов старшеклассников; 2)Выявить их отношение к спорту и здоровому образу жизни; 3)Изучить отношение к социальным проблемам; 4)Выявить интересы школьников об учебе и профессиональной деятельности, о помощи и поддержке.

Объект исследования- старшеклассники нескольких сельских школ, всего 63 человека, 37 девочек и 26 мальчиков, предмет исследования- их отношение к перечисленным проблемам.

-здоровый образ жизни;

-отношение старшеклассников к социальным проблемам;

-учеба и профессиональная деятельность;

-помощь и поддержка.

Глава 1. Круг интересов старшеклассников.

Каковы же интересы старшеклассников? Как и в конце 20 века молодежь предпочитает встречаться с друзьями, слушать музыку, смотреть телевизор и видео, но теперь есть и новый вид времяпровождения- компьютер(диаграмма№1). Существенных различий в способах проведения досуга между юношами и девушками нет. На третьем месте интересов стоит смотреть телевизор, поэтому следующий вопрос о предпочитаемых кинофильмах. В современном мире, когда кабельное телевидение заменило посещение кинотеатров, когда массовая культура ориентирована в первую очередь на коммерческий успех, очень важно знать что же смотрит молодежь. Среди предпочитаемых старшеклассниками телепередач лидируют комедии, боевики, детективы, мелодрамы. При этом девушки предпочитают мелодрамы и детективы, юноши- боевики. Круг предпочтений только юношей относится эротика (диаграмма№2). Среди телепередач старшеклассники предпочитают музыкальные, далее юноши интересуются спортивными программами, а девушки показами мод, но и среди девушек одна треть интересуется спортивными программами, а несколько юношей – показами мод (диаграмма№3).

Наиболее предпочитаемыми музыкальными направлениями являются рэп, поп музыка и большое количество учащихся не определили точно свои предпочтения, то есть им все равно, что слушать (диаграмма№4).

Принято считать, что современная молодежь мало читает или не читает вообще. Проведенное исследование показывает, что есть небольшое количество учащихся, которые читают мало- одна пятая часть учащихся. Современный старшеклассник читает газеты и журналы, мало интересуется научно- популярной литературой, девочки предпочитают читать романы (диаграмма№5).

Таким образом, круг интересов современных старшеклассников широк. Они проводят свой досуг общаясь друг- с другом, слушают музыку ( в основном рэп), много времени проводят за компьютером, мало интересует их политика, по телевизору предпочитают смотреть музыкальные телепередачи, кинофильмы, телеигры. А вот, проблема чтения книг, и в первую очередь научно-популярной литературы, в молодежной среде существует и её решением надо заняться уже сейчас.

Глава 2.Значение здорового образа жизни для молодежи.

это, прежде всего занятия спортом, так считает большинство. На втором месте – не курить, и не употреблять наркотики. А вот отношение к алкогольным напиткам не столь категорично, к сожалению, мало кто считает их употребление столь вредным как, например, употребление наркотиков (диаграмма№6). Придерживаться принципов здорового образа жизни желает большинство девушек и юношей. Но в то же время есть определенная часть молодежи, которую это проблема не волнует. Возможно, они так ответили, потому что молоды и особых проблем со здоровьем у них пока ещё не возникло (диаграмма№7).

Отношение к наркотикам однозначное- нет, а вот отношение к употребляющим наркотики очень разное. Небольшая часть старшеклассников немедленно прекратили бы отношения с другом, который употребляет наркотики, но очень многие постарались бы помочь избавиться от этой привычки (диаграмма№8).

Глава3.Отношение старшеклассников к социальным проблемам современности.

Социальным злом, распространенном и среди молодежи, является вымогательство. Как же современный старшеклассник относиться к этому вопросу? Большинство старшеклассников считают, что с этим надо бороться, часть считают его неизбежным злом, лишь малая часть этой проблемой не интересуется (диаграмма№9).

Старшеклассники проявляют нравственную готовность ставить и решать различные жизненные задачи.

Вопросы, касающиеся половой жизни явились также очень волнующими старшеклассников. Многие считают, что половую жизнь можно начинать после 18 лет, большое число старшеклассников- с 17 лет, значительное число юношей – с 15 лет, есть ответы и с 13 лет (диаграмма№11). И как следствие подобных отношений возникает проблема ранней беременности. Проблема ранней беременности воспринимается как сугубо личное дело. Осуждение в наибольшей степени характерно для девушек. У части старшеклассников отсутствует интерес к данной теме (диаграмма№12). А вот как бы поступили старшеклассники, если это все-таки случилось с их подругой, она забеременела и решила сделать аборт? Большинство выражает стремление отговорить подругу от этого шага, также считают аборт настоящим убийством. Многими девушками аборт воспринимается как личное дело, юношей разделяющих их мнение в 5 раз меньше, но юношей осудивших его - больше (диаграмма№13). А вот о средствах безопасного секса большинство опрошенных знают практически все и считают свои знания достаточными, кроме того девушки отмечают недостаток знаний в этой области (диаграмма№14). Таким образом, молодежь хорошо осведомлена в этой области, знает, понимает и следует определенным нормам морали.

Глава 4.Значимость потребности в безопасности.

Глава 5.Отношение к учебе и профессиональной деятельности

Помощь и поддержку в трудную минуту старшеклассники получают преимущественно от друзей и родителей, причем это отмечают девушки. Кроме того помогают природа, домашние животные , религия и хобби (диаграмма№21).

В последнее десятилетие в отечественной системе образования произошли значительные изменения: введен единый государственный экзамен, разработан федеральный образовательный стандарт нового поколения, введено профильное обучение.

Какой он – современный выпускник? Обратимся к портрету выпускника школы, представленному в проекте стандарта среднего (полного) общего образования.

В соответствии с данным портретом выпускник современной школы должен быть:

любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающим свою сопричастность к судьбе Отечества;

креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

владеющим основами научных методов познания окружающего мира, мотивированным на творчество и современную инновационную деятельность;

готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

А как видят себя сами выпускники? И к какому идеалу они стремятся? С такими вопросами мы обратились к выпускнице гимназии, которая высказала собственное мнение и опиралась на высказывания своих сверстников по этой теме.

Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?

Такими качествами, по мнению современных подростков, должен обладать выпускник, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрать свой профессиональный путь, быть успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.

Программы комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения образовательного процесса направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, которые обозначены как важные составляющие Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

это участие в предметных вузовских олимпиадах;

информационная поддержка при определении пакета выпускных экзаменов;

организация подготовки к ЕГЭ по профильным предметам в рамках школы тестовой культуры.

Программа включает в себя 3 модуля:

1. Информационная поддержка старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации и подготовки к ЕГЭ, которая осуществляется через:

встречи с представителями высших учебных заведений и совместные профориентационные мероприятия (круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы и др.);

буклеты-памятки для учащихся, родителей и классных руководителей;

использование материалов инфотеки ППМС-центра, специализированных образовательных порталов, ресурсов медиатеки, библиотеки и др.

Система индивидуальных профориентационных консультаций специалистов: психолога-профконсультанта и сотрудника центра довузовской подготовки, что помогает старшеклассникам:

определить свои интересы, склонности и возможности;

познать особенности своего интеллекта и темперамента;

расширить представление о мире профессий и выбрать именно ту, которая больше всего подходит;

получить подробную информацию о вузах;

получить информацию о целевых программах;

научиться эффективному поведению в трудных ситуациях (например, на экзамене) и поверить в свои силы;

приобрести навыки самопрезентации, подготовиться к собеседованию в выбранном вузе;

составить и оформить портфолио.

Вся система комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения, таким образом, обеспечивает условия, позволяющие выпускнику приобрести необходимые качества, компетенции и знания, которые позволят ему стать конкурентноспособной и успешной личностью в современном мире.


Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Содержимое разработки

Требования современного мира к завтрашнему выпускнику

Быстро меняющийся мир меняет и представле­ния о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он дол­жен выйти из школы в большую жизнь. Эти представления фор­мируются исходя из интересов общества, государства, семьи и от­дельной личности.

Меняющийся социум предъявляет новые требования к вы­пускникам школы, к качеству образования, которое дает совре­менная школа. Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования.

В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Необходима позитивная и устойчивая мотивация активной жизнедеятельности растущего человека, его стремления к достижениям в созидательной, трудовой, творческой деятельности, стремления к жизненному успеху на нравственно-правовой основе.

России нужен человек, одухотворенный идеалами добра, сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных, религиозно-этнических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и заканчивая сознанием глубокой ответственности перед Родиной. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие и становится под угрозу само существование современной цивилизации. Определяя требования современного мира к выпускникам необходимо учитывать мнение родительской и педагогической общественности. Предполагается, что первые лучше представляют, каким должен быть их ребенок по окончанию школы, а вторые — как добиться желаемого для родителей результата. И родители, и педагоги должны сформировать свой социальный заказ к школе. И вот что на это говорит статистика, полученная в результате исследования Центра социологических исследований и социального проектирования.

Для ответа на вопрос о том, каким именно критериям должен соответствовать современный выпускник школы, участникам социологического исследования был предложен спектр из 16 ключевых компетенций, востребованных сегодня как самой школой, так и окружающим ее социумом. На диаграмме ниже представлены наиболее популярные ответы, полученные в результате опроса.


Анализ социального заказа родителей, предъявляемого к современному выпускнику школы, подтверждает, что этот заказ является предельно нечетким, поверхностным и противоречивым. С одной стороны, современная школа, по замыслу, призвана готовить человека, успешного в своей деловой карьере и в жизни в целом, т.е. конкурентоспособного в современном мире выпускника школы. С другой стороны — такие вроде бы важные в деловом мире характеристики, как индивидуальная и социальная ответственность, критическое мышление, конкурентоспособность практически не звучат в анкетах родителей, характеризующих идеальную модель выпускника школы.


Примечательно, что педагоги к современному выпускнику предъявляют требования по знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни, тогда как еще совсем недавно главной отличительной чертой нашего образования было наличие хорошего багажа академических знаний. Это связано с тем, что постепенно педагогическая общественность приходит к пониманию того, что не надо ребенка перегружать теми знаниями, которые ему могут не понадобиться в повседневной жизни. Таким образом, для родительской и педагогической общественности при формировании социального заказа характерны следующие требования к выпускнику современной школы: набор достаточных знаний и умений; умение находить выход из любой ситуации; умение формулировать цели и выстраивать пути для их достижения.

Исходя из всего вышесказанного, можно составить следующую модель выпускника школы:

· Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;

· гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей др. национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества;

· человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;

· человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающих свободу выбора и права других людей;

· личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда, культуры эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культурных отношений;

· житель планеты земля, сознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.


-75%

Читайте также: