География в литературе и искусстве сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Многие географы обращали внимание на зависимость искусст­ва в его многообразных формах от характера ландшафта. Видный географ и знаток искусства В.П.Семенов-Тян-Шанский привел ряд примеров того, как эмоциональное воздействие различных ландшафтов, в том числе их природных красок, тонов и звуков, отразилось в художественном творчестве разных народов с древ­нейших времен . Влияние природы находит наиболее полное вы­ражение в живописи; в национальной живописи отражается ко­лорит местного ландшафта, из него художник заимствует линии и краски. То же можно сказать об архитектурных формах: напри­мер, двускатные крыши как бы копируют ели и пихты. Суще-

1 См.: Семенов-Тян-ШанскийВ.П. Район и страна. — М.; Л., 1928. 144

ственную роль в архитектуре играют и местные строительные ма­териалы. Расцвет ваяния в Средиземье В.П.Семенов-Тян-Шан-ский связывал с наличием месторождений мрамора, а также с благоприятным климатом.

Ограничимся этими примерами, не касаясь достаточно тонко­го вопроса о том, какова истинная роль ландшафта в народном художественном творчестве, а что в нем имеет иные истоки.

Среди различных форм искусства первое место в реалистиче­ском художественном отображении ландшафта принадлежит жи­вописи. В истории изобразительного искусства известны отдель­ные мастера и целые национальные школы, прославившие себя в области пейзажной живописи. К XVII в. относится расцвет голланд­ской пейзажной школы, в произведениях которой, выдержанных в приглушенных тонах с коричневатыми оттенками, реалистиче­ски отображена неброская природа низменной страны с обилием рек и каналов, ветряными мельницами, рощами, вересковыми дюнами и низко плывущими облаками. Для начала XIX в. наибо­лее известны реалистические пейзажи романтического направле­ния, принадлежащие главным образом английским и француз­ским мастерам. В середине XIX в. начался расцвет русской пейзаж­ной живописи; в ней сложились разные направления, в том числе романтическое, к которому относят знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. К так называемому направлению лирического пейзажа принадлежали крупнейшие мастера, воспевшие русскую природу, среди них А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи, И. И.Левитан, А. М. Васнецов. В XX в. распро­странение символизма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма не способствовало развитию реалистического направления в пей­зажной живописи, но все же можно отметить ряд выдающихся произведений, в том числе отображающих природу Арктики (Р.Кент), Гималаев, Тибета, Монголии (Н.К.Рерих).

Музыка, если подходить к ней с точки зрения отображения ландшафта, — наиболее условный и абстрактный вид искусства, но по эмоциональному воздействию на человека она превосходит

До тех пор, пока география оставалась на описательной стадии развития, ее сравнение с искусством не вызывало серьезных спо­ров, не возникало и существенных противоречий в восприятии географии между профессионалами, т.е. самими географами, и непрофессионалами. Но такие противоречия должны были появить­ся по мере превращения географии из описательной науки в фун­даментальную теоретическую дисциплину. Выдающиеся общеоб­разовательные, культурно-воспитательные, информационные функции географии не только не потеряли своего значения, но и напротив усилились в прошлом столетии. Но к ним нельзя сводить всю географию. Перед ней стоят более сложные научные и прак­тические задачи, решение которых требует принципиально нового уровня теоретического развития.

Последнее время многие географы стали придавать большое значение понятию образ. Говорят об образе места, образе про -

Ко второй группе относятся художественные образы — под­линно реалистические, высокопрофессиональные произведения искусства, о которых уже шла речь выше. С точки зрения геогра­фа, художественный образ ландшафта можно рассматривать как особый тип его модели. Но далеко не любой художественный об­раз пригоден для использования в качестве такой модели. Главное требование к нему со стороны географа — реалистичность, или, лучше сказать, географическая достоверность. Примеры такой достоверности мы находим, например, в прозе и поэзии А. С. Пуш­кина, в пейзажах И.И.Шишкина, в произведениях ряда других классиков мировой литературы и искусства. Однако с помощью художественного вымысла, гипербол и других литературных при­емов впечатление полной достоверности может создаваться и в тех случаях, когда она отсутствует. Нельзя исключить, что неиску­шенный младший школьник поверит классику, утверждающему, будто редкая птица долетит до середины Днепра. Отделить правду от художественного вымысла не всегда просто. Дискуссия о досто­верности географических сведений, содержащихся в поэмах Го­мера, длилась веками. Эратосфен и некоторые другие античные географы относились к Гомеру резко критически, но для Страбо­на он был величайшим авторитетом в географии.

Осторожного критического подхода со стороны географа тре­буют и произведения изобразительного искусства. В пейзажной живописи известны школы, направления, стили, далекие от реа-

148 листического отображения ландшафта и передающие его вымыш­ленный, условный, идеализированный или деформированный образ. Для художника характерно субъективное восприятие дей­ствительности, окрашенное его философскими представлениями, личными переживаниями, мимолетными впечатлениями или на­строениями.

Третий тип образов можно назвать научно-художественным. В данном случае идет речь о географическом образе страны или ландшафта, в котором объективность, научная достоверность и информативность сочетаются с художественной выразительнос­тью. Содержание такого образа и пути его формирования еще не вполне ясны. Г. А. Исаченко определяет его сущность через следу­ющие основные свойства: 1) максимальная степень обобщения информации о территории; 2) целостность (связность, комп­лексность, синтетичность); 3) достоверность (адекватность, ре­альность); 4) репрезентативность (типичность); 5) неповтори­мость 1 .

1 См.: Исаченко Г. А Образное восприятие в географическом познании мира. — Известия РГО. - 2001. - Т. 133. - Вып. 3. - С. 27-28.

Второе условие, влияющее на характер географического обра­за, — возможность использования тех или иных способов и средств для его передачи: учебник, научно-популярное издание или путе­водитель с цветными иллюстрациями либо без таковых, публич­ная лекция в хорошо или плохо оборудованной аудитории, теле-или кинофильм, сайты Интернета.

В географическом образе художественные и документальные эле­менты синтезируются на общей объяснительно-истолковательной основе, выраженной преимущественно в предельно сжатой вер­бальной (словесной) форме. Художественные элементы — фраг­менты из художественной литературы, подлинники или копии про­изведений изобразительного искусства, музыкальные произведе­ния (в концертном исполнении или в записи) — вряд ли требуют дополнительных пояснений. Что касается документальных элемен­тов географического образа, то о них следует сказать особо, они достаточно разнообразны и роль их весьма ответственна. Среди них выделяются своего рода цифровые образы, дающие чрезвычайно емкое выразительное сравнительное представление о предмете, ко­торое не может быть заменено никаким художественным образом. Когда читателю или слушателю преподносят многозначные чис­ла, выражающие абсолютные величины запасов нефти, населения стран или городов и т.п., то далеко не каждый в них легко сори­ентируется, не говоря уже о том, чтобы запомнить. Узнав, напри­мер, что средний многолетний расход воды в Неве составляет 2520 м 3 /с, непрофессионал затруднится оценить смысл этой циф­ры: много это или мало. Но если сказать, что Нева у С.-Петербур­га несет почти в 40 раз больше воды, чем Москва-река у столицы нашей страны, то это может произвести впечатление на многих. Другой пример документального образа: в Китае проживает более 1/5 всего человечества и в 9 раз больше населения, чем в России.

К документальным элементам синтетического географическо­го образа надо отнести космические снимки, а также обычные фотографические снимки и видеоряды, нередко сочетающие в себе свойства документальности и художественности. Наконец, нельзя не сказать о карте — истинно географическом способе передачи информации, сочетающем документальность и образность. Кар­тографический образ часто говорит больше, чем любое иное изоб­разительное средство и текст. Есть основание предполагать, что карта должна служить ядром или фокусом синтетического геогра­фического образа.

Как видим, проблема создания географического образа доста­точно сложна и пока находится на стадии постановки вопроса. Но актуальность ее несомненна, и, возможно, она даст толчок формированию особой географической дисциплины — географии образов или имажинальной географии, перед которой наряду с прикладными задачами могут быть поставлены и научно-методиче­ские, связанные с использованием образов как метода познания.


Глава 4 Сопоставление науки география жанрам искусства.

Список литературы 19

Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим.

Есть удивительная наука– география. Но первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в пятый класс. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам.Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географическими знаниями. К такому выводу я пришёл, сопоставив некоторые моменты из сказки с реальными научными данными. В своей работе приведу несколько таких примеров. Сегодня в век, когда мы не можем представить свою жизнь без компьютера, часто забываем дорогу в библиотеку, а сказки начинают занимать второй план.

Цель работы – выявить особенности географических объектов, процессов, приборов по средствам сказки как жанра

1.Сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией;

2.Составить описание сравниваемых объектов;

3.Воспитывать чувство причастности к благополучию в жизни и природе;

Гипотеза: в сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения…

Актуальность: сказки – это азы будущих знаний географии, астрономии, биологии и других наук.

Объект исследования: жанры искусства

Предмет исследования: определениевзаимоотношений искусства и науки география

Методами исследования являются:

Глава 1Что такое топоним и топонимика

1.1.Топоним: это что такое?

На протяжении всей нашей жизни, от момента рождения и до самой кончины, различные географические наименования сопутствуют нам. Мы живем на Евразийском континенте, в России, в определенной области или крае, в городе, поселке, селе и деревне, и каждый из перечисленных объектов имеет собственное имя.

Таким образом, топоним - это название континентов и океанов, стран и географических областей, городов и улиц в них, рек и озер, природных объектов и садов. Происхождение и смысловое наполнение, исторические корни и изменение на протяжении веков произношения и написания названий географических объектов изучает специальная наука – топонимика.

1.2.Что такое топонимика

Топонимика является интегральной наукой, функционирующей на стыке языкознания, географии и истории.

Глава 2 Культуроведческий потенциал географии

География цвета далее переходит у В.П. Семенова-Тян-Шанского в географию звуков и запахов. «Наконец, географическое распространение тех или иных видов растений и животных дает начало географии запахов и звуков.

Так, например, для тундр характерен звук белой совы и запах тундровых растений. В средней черноземной части Русской равнины летом характерен запах зреющих хлебов, обилие звуков певчих птиц. Для южных средиземных побережий характерен запах миртов, кипарисов, олеандр, “пение” особых кузнечиков по ночам.

Относительно географии запахов следует отметить, что пахнет не только растительный покров — пахнут и сами почвы и горные породы. Запах лёссовой пыли, свойственный Средней Азии, где ею наполнен пейзаж, и запах черноземной пыли, свойственный в засуху нашим степям, сильно отличаются друг от друга. Характерен запах глинистых сланцев, легко измельчающихся в дресву, запах гипса, известняков, рухляков и пр. Даже гранитный щебень имеет особый запах, хотя гранитные области (щиты) вследствие компактности породы в общем пахнут слабее всего.

Все эти запахи, смешиваясь с запахами растительности, и дают разным территориям характерные для них запахи. Жаль, что пока еще нет научной шкалы запахов, подобной шкале Фореля для цвета воды.

Литературное картографирование

В последние десятилетия в России активно развивается необычное направление географических исследований – литературная география. По этой теме пишутся книги, защищаются диссертации, проводятся научные конференции…

Однако среди российских географов далеко не все знают, что из себя представляет литературная география? Каковы ее истоки? Чем она занимается, каковы ее методы? На эти вопросы попытаются ответить председатель комиссии по культурной географии Московского городского отделения РГО, доктор географических наук Владимир Николаевич Калуцков и молодой исследователь, активно занимающийся проблемами литературной географии, Милена Максимовна Морозова.

В.Н. Представьте себе, что в средней школе отменили географию, имели ли бы тогда ее выпускники знания о пространстве России?

М.М. Основным источником этих знаний и образов России была бы русская литература.

В.Н. Верно. Вот и первая ниточка, связывающая географию и литературу: в критической ситуации литература, оказывается, может заменить географию. А почему?

М.М. Может быть потому, что великая русская литература XIX-XX веков – это великая литература-путешественница, а ее представители исколесили всю Россию из края в край?

М.М. Не случайно, академик Лихачев назвал Александра Сергеевича Пушкина по сути географом – Колумбом русской поэзии

Карта путешествий А.С. Пушкина. П.П. Померанцев. 1949

М.М. Получается, что русская литература и русская география действительно очень близки?

М.М. Давайте вспомним цитату нашего великого современника Евгения Евтушенко. Мне кажется, она, как нельзя лучше, подходит теме нашего разговора:

Россия без поэзии российской

Была бы как огромный Люксембург.

В.Н. Становится понятным почему без русской литературы немыслима русская география. Не столько экономика, но, прежде всего, культура, литература является стратегическим скрепом страны, механизмом поддержания ее целостности. Поэтому материал искусства, литературы, живописи, кинематографа, представляет собой одновременно и кладовую, и мастерскую для создания мощных образов страны, ее городов и регионов.

Об этом нам и напоминает Евтушенко: недостаточно обладать огромной территорией, важно располагать спектром богатых, выразительных, ярких, запоминающихся географических образов этой территории.

«Вулканический мир мрачен, его цвета: серый, темно-синий, коричневато-черный. Редкие светлые пятна (желтые, белые, охряные) делают весь ансамбль еще более трагичным. Что же касается ярких или темно-красных оттенков и светлого золота расплавленной лавы, то вызываемое ими возбуждение всегда сопровождается безотчетной подавленность

«Сядем с вами на одну из тех больших каменных плит, которыми усыпана поверхность ледника, и посмотрим кругом. В тени под навесом скал, куда с утра не заглядывали еще лучи солнца, стоит ночная прохлада. Камни холодны как лед, и вас насквозь пронизывает свежий воздух. Здесь еще сейчас чувствуется, как холодно было ночью на этих высотах, какой мороз сковывал эти скалы. Зато там, куда падают солнечные лучи, совсем тепло.

При изучении Евразии учитель может предложить учащимся отрывок из книги известного русского живописца и писателя Н. К. Рериха о невыразимом величии Гималаев:

«Два мира выражено в Гималаях. Один - мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги, затейливые холмы столпились до черты облаков, курятся дымы селений и монастырей. . Орлы спорят в полете с многоцветными бумажными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном.

На ветках прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает одинокого пилигрима. И все это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу.

Знакомя учащихся с горными породами, можно показать им настоящее чудо: дать рассмотреть на предметном стекле микроскопа. песчинку, одну из многих тысяч в куче песка. И ребятам откроется удивительный мир играющих граней, цветов, скрытых от невооруженного глаза; откроется подлинная красота незаметной, самой прозаической песчинки, почти невидимого обломка когда-то мощной горной породы, принесенной ледником или поднятой из земных недр. Может, так можно учить постижению умения.

В одном мгновенье - видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В огромном камне - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

(В. С. Рождественский)

Шестиклассники с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам. А заинтересовал их призыв помочь героям романа в поисках капитана Гранта.

«… я пробовал все эти кушанья не из жадности, а из любопытства, как зачарованный слушая капитана Немо.

- Море, - продолжал он, не только кормит меня, но и одевает. Ткань, из которой сшита ваша одежда, соткана из биссусов некоторых морских ракушек. Она окрашена, по примеру древних, соком пурпурницы, а фиолетовый оттенок получен при помощи экстракта из средиземноморских моллюсков – аплизий. Духи, стоящие на туалетном столике отведенной вам каюты, - продукт сухой перегонки некоторых морских растений. Тюфяк на вашей постели сделан из лучших океанских трав. Перо, которым вы будете писать, сделано из китового уса, чернила – из выделений желез каракатицы. Все, чем я пользуюсь сейчас, поставляется морем, и все это когда-нибудь вернется к нему.

- Вы любите море, капитан?

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отделенной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах…

Какую закономерность описывает поэт? С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту.

(Поэт стоял выше границы снеговой линии. Её средняя высота на Кавказе 2900 м. Она поднимается до высоты 3500 м на северо-восточных склонах и опускается до 2700 м на юго-западных. Таким образом, поэт находился, приблизительно, на высоте 3000 м от уровня моря).

«Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.

- Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их прихватит утренним морозом и они облетят раньше времени… Потом отстали пашни, с ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они выращивают хлеб?

Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким, мшистым болотам.

А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе.

Буков давно и в помине нет.

Над какими природными зонами летел Нильс?

(Нильс летел над зонами широколиственных лесов, смешанных лесов, тайги и лесотундры; для переходной полосы от тайги к лесотундре характерны редколесья, криволесья и мелколесья).

Читайте также: