Сообщение о сми об их влиянии на современное общество

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области

Проектно-исследовательская работа

по обществознанию

Подготовил: обучающийся 9 А класса

Авдеенков Даниил Денисович

Научный руководитель: Петрова О.С.

2.1. Социологический опрос выявление влияния СМИ на общество………..12

2.2. Рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете………………………………………………………………………. 13

Цель работы: Изучение влияния СМИ на общество и разработка рекомендаций позволяющих распознать недостоверную информацию в интернете.
Задачи:
1. Изучить историю появления СМИ;

2. Изучить функции и виды СМИ;

3. Проанализировать политику и работу СМИ;

4. Охарактеризовать требования к СМИ;

5. Обратиться к историческим источникам и специальной литературе;
6. Провести социологический опрос для выявления влияния СМИ на общество.

7. Предложить рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете.

Предмет исследования: Влияние СМИ на общество.

Объект исследования : СМИ.

Методы исследования :

Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы, обобщение по результатам социологического опроса. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных полученных в результате социологического опроса.

Актуальность исследования:

Гипотеза: СМИ в новостях не рассказывают всей правды или доставляют информацию в искаженной форме.

1.1 Появление СМИ

Оказывается своими корнями журналистика уходит в античный мир, когда письменность только зарождалась, а знание алфавита было прерогативой исключительно вельмож и наиболее влиятельных государственных мужей. Именно тогда возникли первые специализированные службы, занимавшиеся сбором и профессиональным распространением всевозможных актуальных новостей. Изначально ведомости передавались устным путем через различных глашатаев и герольдов.

Первые газеты появились в Древнем Риме приблизительно в середине II века до нашей эры.

Таким образом, до изобретения газет в XVII веке существовали их подобия, но самым близким были циркуляры, называемые awiso.

Это были рукописные новостные бюллетени, освещавшие политические и экономические события по всей Европе. Они появились в Италии в XVI веке и наиболее популярны были в Риме и Венеции.

Таким образом, мы узнали, что ещё с древних времён функцией прессы являлось просвещение народа в политической, экономической и социальной сфере государства.

1.2 Функции и виды СМИ

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).

Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).

Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).

К видам средств массовой информации относятся:

пресса (газеты, журналы);

кино-, видео-, звукозапись;

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

1.3. Политика СМИ

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?

Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.

Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.

1.4 Требования к СМИ

Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:

1. массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);

2. периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

3. форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

5. поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

6. учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

7. изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

2.1. Проведение социологического опроса выявление влияния СМИ на общество

В практической части исследовательской работы я провел социологический опрос, чтобы выявить, как много людей смотрят (читают)

Верите ли вы тому, что там говорится?

2.2 Рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете.

Я изучил соответствующую литературу и выделил полезные рекомендации.

Проверить данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:

Обращайте внимание на источник информации. Например, если портал имеет схожее название с известным СМИ или давно не обновлялся и выглядит подозрительно это первый признак того, что лучше не доверять ресурсу. Поэтому относительно новостей от малоизвестных источников лучше дождаться дополнительных подробностей от более авторитетных СМИ, которые эту информацию проверят или получат официальное подтверждение либо опровержение.

Существуют сайты, которые заведомо публикуют подделки. Это так называемые таблоиды, например, The Sun и Daily Mail. Если желтая пресса не всегда публикует заведомо ложный контент, а может лишь приукрашивать его, то в Сети можно найти сайты, которые специализируются на фальшивках. Например, The Onion в США и российский FogNews.

Здравый смысл никто не отменял. К каждой истории, в которой упомянут какой-либо глобальный катаклизм или отсутствует логика, надо относиться скептично.

Ставьте все под сомнение. Особенно это касается громких новостей. Даже авторитетные источники не могут быть застрахованы от ложных новостей.

Необходимо помнить, что новостная информация субъективна, необходимо критически ее оценивать, не зависимо где вы ее увидели, услышали, прочитали. Если у вас она вызывает сомнение, не поленитесь, и проверьте в других источниках.

СМИ используют громкие названия в своих заголовках для того, что бы больше людей привлечь к просмотру новостей, а не для показа истинных новостей.

Зачастую информация в новостях оказывается неполной, непроверенной и неточной.

Сегодня информация дает небывалый успех или беспощадно губит, а тот, кто ею владеет, тот владеет миром. Трудно поспорить с тем фактом, что влияние СМИ на современное общество кардинально отличается от прошлых веков. Газеты, журналы, радио и телевидение способно навязывать определенное мнение и даже модель поведения.

Красочным примером могут стать печатные издания прошлой советской эпохи, когда передовые статьи, публичные развенчания и разоблачения имели грандиозный успех и были губительными для тех, кто осмеяли на страницах газеты. Зато почетные участники газетных дебатов, те работники и активисты, которым удалось попасть на страницы газет в хвалебных одах, становятся звездами местного или государственного масштаба.

Роль СМИ в жизни человека

Таким образом, общество и СМИ тесно взаимосвязаны, поскольку первое порождает второе и после не может без него обойтись. Первоначальная задача СМИ освещать актуальные события, информировать население, однако от типа и формы подачи информации, ее роль и влияние может меняться. Если негативные события в нашей стране подаются на фоне еще больших проблем в других государствах, традиционно собственные проблемы воспринимаются легче и не так губительно. Подобный принцип активно использовался в советское время.

Влияние СМИ на общество

Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. Потому стоит задуматься о влиянии СМИ на жизнь человека, а потому выбирать самые качественные средства массовой информации, на которые не влияют посторонние факторы, например, политика, экономическое влияние. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято. Правда, искать такие СМИ придется долго, ведь многие из них находятся под непосредственным влиянием политических или экономических сил.


Ученический социальный проект на тему "Особенности средств массовой информации в современном обществе" направлен на выявление степени влияния СМИ на общественное мнение и сознание молодежи, установление причин, почему это происходит

Подробнее о проекте:


Учебная исследовательская работа на тему "Особенности средств массовой информации в современном обществе" содержит полное определение понятия СМИ и описание истории появления средств массовой информации. Также в работе подробно рассмотрены виды и функции СМИ, изучены методы влияния СМИ на общественное сознание, с помощью анализа результатов проведенного автором социологического опроса выявлен уровень доверия российского общества к СМИ.

Индивидуальный детский проект "Особенности средств массовой информации в современном обществе" содержит анализ данных, с помощью которого определено, какие СМИ пользуются большей популярностью, а также рассмотрены варианты воздействия СМИ на сознание молодежи, изучено позитивное и негативное влияние средств массовой информации на социальное и политическое сознание поколения молодых людей. Автор работы также определил, насколько актуальны СМИ сегодня.

Оглавление

Введение
1.Понятие СМИ и их особенности.
1.1. Виды средств массовой информации.
1.2. Функции СМИ.
2. Как влияет СМИ на сознание молодежи.
2.1. Позитивное и негативное влияние СМИ на сознание молодежи.
3.Политическое влияние СМИ.
4. Исследование актуальности СМИ.
Заключение
Литература

Введение


Современное общество невозможно представить без СМИ. Интернет, телевидение, публицистические издания круглосуточно сопровождают нашу жизнь, выполняя многообразные функции: информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.

С развитием психологии, было открыто различное множество методов и способов воздействия на сознание человека, применив это к средствам массовой информации — получили практически полное воздействие СМИ на общество. Сейчас это воздействие все чаще становится опасным, чем наоборот полезным и познавательным. В настоящее время, людей пытаются не только убедить в чем-то, а донести и внушить что-то. Именно поэтому стоит получше разобраться в этой теме, ведь на сегодняшний день она очень актуальна.

Цель: Выявить степень влияния СМИ на общественное мнение и сознание молодежи.

  • Проанализировать виды и функции СМИ;
  • Изучить методы влияния СМИ на общественное сознание;
  • Выявить какие СМИ пользуются большей популярностью, а также выявить уровень доверия российского общества к СМИ посредством социологического опроса.
  • анализ литературы по изучаемой проблеме;
  • провести опрос среди граждан;
  • проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Гипотеза: Предположим, что СМИ негативно влияет на формирование общественного мнения.

Понятие СМИ


Время, в котором мы живём, называют информационным, так, как информация является одной из главных вещей, ценностей в обществе. Распространением информаций, и донесение её до каждого из нас главная задача средств массовой информации.

В процессе формирования общества выделилось множество социальных институтов, например: политические, научные и образовательные и т. д. Для удовлетворения потребностей человека в общении формируется институт средств массовой информации.

СМИ – это система органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также передачей информации необходимой аудитории.

Средства массовой информации (mass media) - различные средства массовой коммуникации и развлечения: газеты, журналы и прочие печатные издания, телевидение, радио и кино. Функционирование средств массовой информации (СМИ) стало возможным благодаря широкому распространению грамотности, увеличению свободного времени и наличию у людей доступа к принимающей аппаратуре.

В результате быстрого развития техники в СМИ концентрируется все большесобственности, особенно в тех mass media, где существует многочисленная аудитория, а производственные затраты высоки. Правительствам становится все труднее осуществлять строгий контроль и надзор, особенно в связи с развитием спутниковой и кабельной связи.

Основные особенности СМИ в том, что они имеют широкое распространение, общедоступность, периодичность, ориентацию на определенную аудиторию, а так же, конечно же, способность оказывать идеологическое, политическое, экономическое и организационное воздействие на мнение и поведение человека.

Виды средств массовой информации

Все средства массовой информации принято делить на 4 основные группы:

1. Печатные СМИ - это средства массовой информации, которые изготовлены с помощью печатного станка и несут информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем только визуально (газеты, еженедельники, журналы, книги).

История возникновения

Книги (самые распространённые печатные издания).

Издревле устная речь считалась единственным способом передачи знаний от одного поколения к другому. Затем древние цивилизации изобрели письменность, и для письма стали использовать кору дерева, глиняные плитки, металлические листы и многое другое. В Древнем Египте записи вели на листах папируса.

В I веке н. э. появились кодексы – старинные рукописи.

В VI веке тексты рукописей переписывали, тогда еще не было печатной машинки.

В XV веке появилась печатная машина с наборными элементами из металла. В последнее время все более распространяются электронные книги, однако, они не вытесняют бумажные, которые более удобны и популярны.

2. Телевидение - это комплекс устройств для передачи изображения и звука на телевизионный экран, а также средство связи для космических и военных исследований. Устройство используется для трансляции разного рода телепередач, фильмов, рекламы и т.д. Телевидение также является одним из средств массовой информации, которое используют для трансляции новостей.

Телевидение сегодня одно из самых массовых средств информации. Качества телевизионной информации - ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте, в военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Несмотря на растущую популярность Интернета, телевидение по-прежнему остается самым востребованным видом СМИ.

3.Радиовещание - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

4. Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. На основе Интернета работает Всемирная паутина и множество других систем передачи данных.

В России доступ к мировым сетям в начале 80-х годов впервые получил Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова (ИАЭ).

Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов. Пока споры о том, стоит ли выделять Интернет как самостоятельный вид СМИ, не утихают, все больше людей получают информацию именно оттуда. Основные преимущества: оперативность, возможность комментирования и обсуждения событий, возможность выбирать информацию, разноплановость материалов и т.д. Но есть и капля дегтя в бочке меда – относительная достоверность. В Интернете очень много непроверенной и даже выдуманной информации, которая легко может меняться при необходимости в два щелчка.

Функции СМИ

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Рассмотрим функции СМИ:

Информационная: сущность заключается в извещении целевой аудитории в вопросах и событиях разного типа. Информационная функция СМИ обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта информация не всегда достаточно обоснована, иногда искажена в силу чего количество информации далеко не равно количеству знания. Кроме того, существует много повторяющейся информации, которая не составляет прироста полезного знания.

Культурологическая: выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур.

Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Познавательно-обучающая: используется для пополнения багажа знаний целевой аудитории. Она проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям пауки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.

Функция критики и контроля: критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Функции критики и контроля, заключается в даче юридической и нравственной оценки событиям и людям. В демократическом государстве и обществе, СМИ могут опираться и на закон, и на общественное мнение.

Отдельно я хотела бы отметить функцию воздействия, управления и манипуляции, которые также могут выполнять средства массовой информации.

Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас информационные технологии очень плотно проникли во все сферы нашей жизни: отдых, работу, образования, здравоохранение и др.

Влияние СМИ на сознание молодежи


Считается, что именно молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Если говорить о характере влияния СМИ на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей.

Воздействие средств массовой информации достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.

Что заставляет обратиться к СМИ? Потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это: потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации, потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней, потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Положительное и негативное влияние СМИ на сознание молодежи

Положительное влияние.

Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты" В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Негативное влияние.

  1. Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
  2. Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).
  3. Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подоостка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).
  4. Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.

Политическое влияние СМИ


На сегодняшний день СМИ имеют важнейшее значение для политической системы общества и играют одну из ключевых ролей в формировании политического сознания граждан. Наиболее распространенными средствами массовой информации являются пресса, телевидение, радио, а также особое место в этом списке занимают интернет-ресурсы.

Часто такие публикации даже не имеют автора, однако часть населения усваивает эту информацию, не задумываясь о ее истинности. В процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Исследование актуальности СМИ

Для того, чтобы понять насколько актуальны СМИ и к каким средствам массовой информации обращаются люди разных возрастов, чтобы знать, что происходит в стране и мире, я провела небольшой анонимный онлайн опрос. В нем приняло участие 20 человек.

Цель исследования: выяснитьнасколько актуальны СМИ в современном мире и к каким средствам массовой информации обращаются люди разных возрастных категорий. Также выявить уровень доверия людей различным проверенным и непроверенным СМИ.

Я попросила людей указать свой возраст и ответить на следующие вопросы:

  • Какие СМИ для вас наиболее приемлемы и удобны?
  • Контент какого характера вам хочется видеть?

После завершения опроса, я разделила голосующих на три возрастных категории:

  1. Возрастная категория людей от 15 до 19 лет;
  2. Возрастная категория людей от 20-35 лет;
  3. Возрастная категория людей от 35-50 лет;

Так как ответы были неоднозначны, я подсчитала и занесла итог в таблицу:

Возраст Телевидение Интернет-ресурсы Радио, газеты и журналы
15-19 49% 45% 6%
20-35 35% 55% 10%
35-50 56% 17% 27%

Из данных таблицы можно сделать вывод, что с возрастом люди все меньше доверяют информации интернет-ресурсов и из всех предоставленных средств массовой информации выбирают телевидение.

Так же следует отметить уровень доверия граждан к СМИ. Лидирующие положение все еще занимает телевидение. А газеты и радио пользуются меньшей популярностью независимо от возраста голосующего.

Из-за того, что люди выбирают телевидение и интернет-ресурсы, я решила задать еще один вопрос.

Контент какого характера вам хочется видеть?

На него ответили неоднозначно.

Вторая возрастная категория проголосовала за информационные программы и молодежные сериалы, они были меньше заинтересованы в политических программах.

Заключение

Безусловно, в современном мире средства массовой информации являются важнейшим и эффективным инструментом формирования мнения в обществе и имеют колоссальное количество методов и способов влияния на общественное сознание не только человека, но и всего государства. И в жизни современного общества чаще всего играют весьма опасную и негативную роль, ведь информация подменяет свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных представлений, взглядов, мнений.

Современные люди все меньше доверяют непроверенным источникам и стараются не поддаваться давлению и манипуляциям со стороны политических программ. Также СМИ, формирующие политическое сознание населения, становятся стержнем политического процесса. Деятельности СМИ осуществляется по заданной политической линии. Политика же, в свою очередь, не может обходиться без СМИ, так как они являются проводником между властью и обществом.

Важнейшая роль СМИ в политической жизни общества заключается в эффективном освещении профессиональной деятельности высокопоставленных лиц. Именно им поручена ответственная работа — обеспечение достойного уровня жизни населения, защита прав и свобод граждан, а также представление и выражение интересов любого человека. Средства массовой информации называют четвертой властью, ставя их на один уровень с тремя основными ветками.

Роль сми в политической жизни общества

Функции и значение

Средства массовой информации — это неотъемлемая часть повседневной жизни демократического общества, важнейшая составляющая политической системы в государстве. Они выполняют несколько функций, главной из которых является распространение информации среди населения. К СМИ относятся журналы и газеты, каналы теле- и радиовещания, кинодокументалистика, а также другие формы передачи и донесения различных сведений. В некоторых случаях их деятельность настолько активна, что воздействие на общественное сознание перерастает в настоящую манипуляцию.

Такое явление особенно распространено в России, развитых азиатских странах и на Западе. При этом профессионалы действуют настолько умело и тонко, что влияние оказывается глубоким, но при этом незаметным. О том, каковы политические функции СМИ и их роль в политике, можно сделать вывод, рассмотрев их деятельность:

Средства массовой информации

  • критика и контроль: предоставленная информация дает возможность гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность, чтобы понять, какую пользу они приносят обществу;
  • освещение различных точек зрения: мнения предоставляются с нескольких сторон, иногда полностью противоположных (это могут быть комментарии простых рабочих, государственного служащего и т. д. );
  • формирование мировоззрения отдельных граждан и целых групп;
  • прививание политических взглядов, норм и ценностей;
  • создание имиджа и образа конкретного политика или партии.

Выполнение всех перечисленных функций сводится к реализации мобилизационной роли средств массовой информации. Другими словами, они объединяют и побуждают общество к совершению каких-либо действий, привлекают их к участию в политической деятельности, призывают не оставаться в стороне от происходящих в государстве процессов.

В настоящее время концентрация СМИ превращается в образование целых империй, последствием чего является монополизация рынка. Отсюда возникает угроза свободе слова и распространению разнообразных данных по одному и тому же вопросу.

Принципы деятельности и отбор материала

Отбор материала

Для реализации поставленных задач массмедиа используют определенный набор приемов и правил. К примеру, важнейшим этапом их работы является выбор тем или направления дискуссий, которые смогли бы сконцентрировать внимание правительства и общественности. Сотрудники этой сферы обычно самостоятельно составляют план и конспект вопросов, которые следует затрагивать публично или, наоборот, не выносить в массы.

Однако определение политических тем связано не только с личными интересами и пристрастиями работников СМИ и их владельцев. К примеру, существуют строгие правила отбора информационного материала, которые позволяют выжить в огромном рыночном пространстве и завоевать внимание публики. Чтобы успешно влиять на сознание публики, массмедиа руководствуются следующими принципами:

Способы подачи информации

Сложно оспорить довольно активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель, имеют собственные интересы, которые приходится пропагандировать и отстаивать, выдерживая конкурентную борьбу.

Иногда мнения, выраженные редакцией, и взгляды разных ведомств и учреждений не совпадают, в результате чего возникают разногласия. Это влечет за собой дискуссии.

Способы подачи информации

Даже если информационная компания провозглашает свою неполитическую ориентацию, могут развиваться противоречивые ситуации из-за несоответствия интересов канала и больших или малых социальных групп. В таких случаях наиболее активные СМИ выступают как группы давления, но при этом преследуют те же коммерческие цели и отстаивают собственный имидж. В обществознании выделяют несколько способов воздействия на население и гражданское мнение:

  • информирование зрителя или читателя, а также вышестоящих органов;
  • скрытая или явная пропаганда;
  • распространение лозунгов, призывов;
  • создание совещательных, консультативных и координационных блоков;
  • образование социологических отделов.

Несмотря на существующие различия в способах преподнесения информации, подавляющее большинство СМИ рассматривают как организации политического давления и повышения культуры населения в вопросах работы органов власти. Гражданин принимает решение, за какого лидера или партию отдать голос, на основании полноты и разносторонности имеющихся у него сведений, полученных из телепрограмм, радиоэфиров, интервью, дебатов и т. д. По этой причине в демократическом обществе приветствуют плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.

Задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти

Многие аналитики высказывают мнение, что главная задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти. Однако иногда реализация этой функции происходит в извращенных формах (незаконное подслушивание телефонных разговоров, подача дезинформации, выброс компрометирующих фактов, искажение данных). Эти кратко перечисленные способы также используются для распространения новостей, однако подобные источники информации быстро утрачивают свои лидирующие позиции и популярность в массах.

Читайте также: