Фрески острова санторини сообщение

Обновлено: 13.05.2024

Ни Шлиман, открывший Трою и погребения в Микенах, ни Фуко, исследователь Санторина, не думали, что их находки — следы существования культуры, более древней, чем классическая. Обломки керамики, обнаруженные на Тире, имели сходство с замечательной керамикой минойской цивилизации Крита. Но в ту пору никому в голову не приходило, что эллины, учители римлян, имели своих учителей — подданных царя Миноса. Еще в 1867 году на Санторине нашли меч, украшенный золотыми изображениями двойных секир-лабру, этого характерного символа минойской культуры. Но лишь в XX веке — после находок Эванса — этот символ был расшифрован, и стало ясно, что культура, существовавшая на Санторине-Стронгиле до катастрофы, родственна минойской цивилизации.

Возле селения Акротири, в южной части острова Тира, Маринатос нашел засыпанную вулканическим пеплом столицу Стронгиле. Пробный раскоп глубиной в четыре с половиной метра, заложенный в 1967 году, обнаружил каменную стену. Затем поблизости под слоем пепла было открыто жилое строение, сосуды минойского периода, обломки ткацкого станка и большие шлаковые блоки — фрагменты дворца или виллы, похожие на те, что прежде были известны лишь по раскопкам на Крите. На следующий год раскопки у Акротири продолжились, причем участие в них приняли не только археологи, но и искусствоведы из Бостонского музея изящных искусств, и Джеймс М. Мейворд из Вудс-Холского океанографического института. Искусствоведы ожидали открытия шедевров, подобных тем, что обнаружил Эванс на Крите. Океанологи же ожидали находок, которые могли бы уточнить датировку событий, происходивших в районе Эгеиды в середине II тысячелетия До н. э. (ибо еще Ханс Петерссон выражал надежду на то, что помощь подводной геохронологии и археологии будет взаимной, — и надежда эта возлагалась, в первую очередь, на исследования в Эгейском море и на Санторине).

Ожидания искусствоведов блестяще оправдались. Под многометровым слоем пепла удалось открыть фрески, по мастерству исполнения не уступающие фрескам минойского Крита. На них запечатлены были растения, птицы, пейзаж острова до извержения, грациозно ступающие антилопы, склоненная пальма, голова юноши негроидного типа, мальчики, боксирующие в специальных перчатках, процессия женщин со священными дарами и обезьяноподобное существо, окрашенное в синий цвет.

Раскопки города минойской эпохи на Санторине еще не завершены. Ученые предполагают, что столица Стронгиле тянулась поперек всего острова и имела гавань. Взрыв вулкана уничтожил северную часть города, засыпал многометровым слоем пепла южную, а отдельные кварталы ушли под воду, на дно лагуны. Их остатки обнаружены на глубине 20 метров, но не исключено, что будущие исследования под водой позволят найти руины и на большей глубине.

Вспышка и пепел

Фрески

Фрески 1. Тамрит. Фреска с изображением охотников (деталь). Скотоводческий периодФрагмент большой фрески в Тамрите с изображениями охотников. Найдена А. Лотом в 1934 г. Эта фреска обнаружена в убежище или, скорее, пещере. Глубина пещеры — 9 м, поэтому там довольно темно. В

4.6. Фрески и мозаики

XI. Пепел

4.6. Фрески и мозаики

ПЕПЕЛ ПУСТЫНИ

ПЕПЕЛ ПУСТЫНИ 1. Древний путь Говорят, что у гения — и ошибки гениальные. Возможно. Но то, что даже его просчеты поражают воображение — бесспорно. Египетский поход был первой по-настоящему крупной неудачей Наполеона. Но, тем не менее, в истории Бонапарта он — одна из самых

Пепел Клааса…

12. Фрески Рафаэля

12. Фрески Рафаэля Рафаэль отмечает свою работу в направлении фресок, что позволяет свидетельствовать о его понимании форм мистических и фантастических сушеств, Рафаэлю удается регулярно развивать в этом направлении. Рис. 15. Фреска РафаэляС каким мастерством Рафаэль

Пепел пустыни

Пепел пустыни 1. Древний путь Говорят, что у гения – и ошибки гениальные. Возможно. Но то, что даже его просчеты поражают воображение – бесспорно. Египетский поход был первой по-настоящему крупной неудачей Наполеона. Но, тем не менее, в истории Бонапарта он – одна из самых

Сандомирські фрески

Сандомирські фрески Другим з черги памятників українського малярства на польських землих, є стінопис Сандомирської катедри, відкритий в 1887 р. З цілости поліхромії збереглася тільки частина на північній стіні пресбітерії, що до моменту відкриття була заслонена великими,

Пепел великих битв

Пепел великих битв В большом ауле, под горою, Близ саклей дымных и простых, Черкесы позднею порою Сидят – о конях удалых Заводят речь, о метких стрелах, О разоренных ими селах; И с ними как дрался казак, И как на русских нападали, Как их пленили, побеждали. Курят беспечно

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Крита и Санторина во II тысячелетии до н. э

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Крита и Санторина во II тысячелетии до н. э Особенности архитектуры и изобразительного искусства Эгейского мира эпохи зрелой бронзы. Крит и города Пелопоннеса – два главных центра в Эгейском мире II тысячелетия до н. э.

Пепел Фидлера

Пепел блокады

Оригинальное название античного поселения неизвестно. Оно было погребено под слоем
пепла после извержения вулкана около 1646—1500 годов до н. э., в результате чего оно
удивительно хорошо сохранилось. По мнению специалистов, прежде чем город засыпало
вулканическим пеплом, произошло сильное землетрясение, в связи с чем жители
успели вовремя покинуть свои дома.

Первые же раскопки в Акротири были проведены французским геологом и
вулканологом Фердинандом Фуке.
На месте раскопок, начатых в 1967 году известным греческим археологом Спиридоном
Маринатосом, были обнаружены фрески, глиняная посуда, мебель, сложные дренажные и
канализационные системы и трёхэтажные здания. Предполагается, что синие обезьяны,
нарисованные 3600 лет назад на стенах Акротири, изображают хануманских лангуров.

Раскопанные артефакты выставлены в Музее Тиры доисторического времени
( археологический музей в Греции), среди которых много произведений древнего
искусства. Из драгоценностей был найден всего один золотой объект, спрятанный
под полом. И не были найдены ни одни непогребённые человеческие останки.
Это говорит о том, что была проведена обязательная эвакуация жителей
без человеческих потерь.

Unknown (17th centyury BC)- 'морские нарциссы'
-fresco Fira-Archaeological Museum

Написал небольшой очерк и сделал фотоленту о новом археологическом комплексе на мысе Акротири. Обращаю ваше внимание, что там есть фотографии минойских фресок, которые либо не публиковались раньше, либо публиковались, но до сих пор недоступны посетителям. Я сам был совершенно потрясен, когда археолог г-н Думас по моему настоянию пустил нас, группу журналистов, с "святая святых" - хранилище фресок, которые еще не показаны миру.
Если кому-то интересно, у меня есть еще фотографии фресок, могу показать.




О существовании этого города, расположенного на вулканическом острове Санторин, люди узнали, в общем-то, довольно давно, еще в середине XIX века. Но копать не копали. О том, что находится под землей, естественно, не знали. Но, как это обычно и бывает, у каждой погребенной в земле Трои нашелся свой Шлиман. В нашем случае им стал греческий археолог Спиридон Маринатос (1901-1974).


Сам город сегодня раскопан, хоть и не весь, и накрыт огромной крышей! Макет раскопок в музее Феры на острове Санторин


Было выбрано место на южном берегу острова у деревни Акротири, как раз напротив острова Крит, который часто даже из нее виден, особенно в хорошую солнечную погоду. А ведь в прошлом мореплаватели как раз так и плавали – от острова к острову в пределах прямой видимости. Причем здесь уже копали в 1967 году, французы и немцы кое-что даже нашли. Но таких масштабных раскопок они не вели. А вот Мартинатос их начал и сразу же обнаружил огромное поселение их многоэтажных домов (разрушенных, понятно), скрытых под слоем окаменевшего вулканического пепла. И тут только он понял, как неслыханно ему повезло!

Дома были построены с применением дерева и глины. Если бы они не были скрыты пеплом, а так и оставались бы на поверхности, от них бы давно уже ничего не осталось! И тут ему в голову пришла замечательная, хотя и очень дорогостоящая мысль: прикрыть всю территорию раскопок крышей, и под ее защитой, уже не опасаясь воздействия стихии, копать и копать. Как было задумало, так и было сделано! В диктатурах иногда бывает и польза!


Первые раскопки были проведены в 1967 году, и он копал и копал, пока в октябре 1974 года… его не стало. Но к этому времени он уже успел накрыть крышей участок площадью более гектара и обнаружить десятки (!) зданий, из которых сумел тщательным образом раскопать четыре.


Современная наука и новые технологии обеспечивают сегодня по-настоящему фундаментальный подход к вопросам реставрации артефактов. Теперь она не сводится лишь к описанию, зарисовке и фотографированию находок, как это было во времена Агаты Кристи, которая занималась всем этим вместе с супругом, а и к восстановлению находок по найденным фрагментам. Теперь проводится изучение древних техник, технологий и материалов с целью как можно больше узнать и о самой вещи, и о ее эпохе. Было решено, что реставрацию следует начинать уже на стадии раскопок, пока все фрагменты вещи находятся прямо перед глазами, а не переданы в музей, где его сотрудники могут заняться этим многие годы спустя!


Изображение осьминога – характерный мотив для посуды минойской эпохи. Встречались такие сосуды и на Крите, и в Акротире, и на Кипре. Фото из Музея моря в Айя-Напе, Кипр


А еще тогда делали сосуды огромных размеров! Вот, например, сосуд для зерна с острова Кипр. Археологический музей Ларнаки

В результате Акротири оказалось просто находкой для ученых самых разных специальностей. Сюда приехали не только археологи, но и палеозоологи (те, кто изучают древних животных, кости которые здесь найдены), палеомалакологи (те, кто изучают древних моллюсков – их раковины тоже были найдены), палеоихтиологи, палеоэнтомологи и палеоботаники – ведь под пеплом сохранилось буквально все! Появилась уникальная возможность узнать, что ели и пили древние минойцы, какие растения разводили и даже чем они болели…


Полихромный сосуд с изображением птиц. Акротири, XVI в. до н.э. Национальный археологический музей Афин

Причем район-то ведь сейсмоопасный! Были здесь землетрясения в 1999 и в 2007 гг., и нужно было кровлю укреплять, а потом и заменять, так как использованные ранее асбоцементные плиты оказались опасными для здоровья.

Но опять же, как это часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло. Чтобы поставить столбы под новую крышу, потребовалось вырыть 150 (!) шахт-шурфов глубиной 20 м, пронизывающих насквозь весь раскоп. И эти шурфы дали возможность получить полную стратиграфию поселения, то есть увидеть все грунтовые слои и, соответственно, все фазы существования этого поселения. Судя по ним, история Акротири насчитывает не менее трех с половиной тысяч лет!


Выяснилось, что заселено это место было уже в эпоху неолита (середина V тыс. до н. э.) и далее в эпоху энеолита и эпоху бронзы здесь жили люди вплоть до рокового извержения вулкана. Многие находки в Акротири просто впечатляют. Например, здесь нашли каменный пифос – сосуд для зерна высотой 1,3 м, сделанный из андезита, крепчайшей горной породы. И весит он столько, что явно был сделан на месте, потому что такой откуда-то везти – себя не любить. Понятно, конечно, что он был вырезан лазером представителями древнейшей цивилизации допотопного исторического периода, но вот в мастерской, где такие сосуды изготавливали, никакой проводки, увы, так и не обнаружили! (Внимание, это шутка автора!)

И множество обычных керамических сосудов нашли, как здесь, так и на соседних Крите и Кипре, то есть то, что здесь существовала одна цивилизация, несомненно. Нашли сосуд, служивший ульем, с остатками сот, а внутри многих сосудов обнаружили рыбьи кости. Значит, в них рыбу солили или мариновали.


Выяснилось, что площадь поселения Акротири, занимавшего 20 гектаров, было городским центром. Однако агоры (главной площади) так и не нашли. Но, тем не менее, это настоящий город с очень высоким уровнем благоустройства. Улицы имеют мостовые, покрытые камнем или булыжником, вдоль них проложены перекрытые плитами стоковые каналы канализации, в домах имеются санитарные комнаты, связанные с уличной системой. То есть построено все это было не на глазок, а по единому плану и при наличии четкой координации. А есть координация, значит, есть и люди, которые ее осуществляют, значит, есть и власть. В городе нашли много жилищ ремесленников. Это строители, каменщики, кузнецы, судостроители, художники, моряки, гончары, то есть люди, не связанные с сельским хозяйством. Значит, кто-то их кормил. То есть был рынок, где эти люди за свои услуги покупали продукты жизнеобеспечения, а кто-то где-то эти продукты сюда привозил и на эти услуги обменивал. А раз так, то это поселение явно не сельская община, а город.





Еще один интересный факт. Палеоботаники по углям определили, какую древесину использовали жители города и какие древесные культуры здесь росли. А росли здесь фисташковое дерево, пальма, тамариск, олеандр, сосна. Длинных бревен из них не напилишь. Значит, для кораблей и домов бревна нужно было покупать на Крите, в континентальной Греции или в Ливане. И ввозить. То есть торговля с разными районами Средиземноморья была очень развита. Пропитания ради выращивались инжир, кунжут, миндаль, олива, инжир, виноград, ячмень, чечевица – всего более 50 видов культурных растений.



Археологи не нашли остатков тканей, но из чего-то жители Акротири шили же паруса для своих кораблей и во что-то же они одевались? Точно известно, что одежды окрашивались в желтый цвет (шафран) и пурпурный (находки раковин пурпурниц). Грузики от ткацких станков, кстати, тоже нашли…




Город жил и развивался до 1500 г. до н. э., когда на острове Санторин (или Фера) произошло страшное извержение вулкана. Сначала имело место землетрясение, разрушившее город. Но жители его спаслись и начали его восстанавливать, причем работали споро: археологи под обломками зданий человеческих останков не нашли. То есть их успели извлечь! Жизнь начала понемногу входить в привычное русло, но тут проснулся вулкан. Началось все с выброса газов, затем на город посыпался слой пепла (толщина достигала 2-2,5 см). Затем из вулкана полетела пемза, толщина слоя которой была уже около метра. Наконец, у самого жерла слой мелкого пепла достиг 60 метров, а возле Акротири – 6-8 м. Интересно, что этот пепел был найден даже во льдах Гренландии, вот какова была сила этого извержения! Затем гора Санторин провалилась, а на ее месте образовалась огромная кальдера, заполненная сегодня морем, а люди просто забыли о том, что здесь когда-то была цветущая цивилизация!

Читайте также: