Сообщение на тему коллекционирование

Обновлено: 17.05.2024

Из­вест­но с древ­ней­ших вре­мён. В Древ­ней Гре­ции на­ря­ду с пуб­лич­ны­ми кол­лек­ция­ми (пре­имущественно про­из­ве­де­ния скульп­ту­ры), соз­да­вав­ши­ми­ся по ре­ше­нию гра­ж­дан по­ли­са, су­ще­ст­во­ва­ли и отдельные ча­ст­ные кол­лек­ции. В Ри­ме пе­рио­да Им­пе­рии коллекционирование ста­ло мас­штаб­ным яв­ле­ни­ем: греческие ста­туи и ко­пии с них со­би­ра­ли многие пред­ста­ви­те­ли римской зна­ти (наи­бо­лее зна­чительное со­б­ра­ние - императора Ад­риа­на; смотри в статье Вил­ла Ад­риа­на).

В сред­ние ве­ка куль­ту­ра коллекционирования в зна­чительной ме­ре бы­ла уте­ря­на, его ме­сто за­ня­ло со­би­ра­ние и по­чи­та­ние ре­ли­к­вий, мо­щей и свя­щен­ных об­ра­зов, ко­то­рые хра­ни­лись в со­кро­вищ­ни­цах мо­на­сты­рей (Сен-Де­ни близ Па­ри­жа и многих других), со­бо­ров, па­лом­ни­че­ских и при­ход­ских церк­вей, а так­же у ча­ст­ных лиц. Коллекционирование как са­мо­сто­ятельный фе­но­мен обо­соб­ля­ет­ся от тра­диционных форм ре­лигиозного по­чи­та­ния свя­тынь в Ев­ро­пе в конце XIV века. В это вре­мя по­яв­ля­ют­ся пер­вые со­б­ра­ния пред­ме­тов, ко­то­рые це­ни­лись за свою древ­ность или эс­те­тического ка­че­ст­ва. Во Фран­ции ко­роль Карл V и его бра­тья гер­цо­ги Жан Бер­рий­ский, Фи­липп Храб­рый Бур­гунд­ский, Лю­до­вик I Ан­жуй­ский, а так­же Ре­не Ан­жуй­ский вла­де­ли со­б­ра­ния­ми ил­лю­ми­ни­рован­ных ру­ко­пи­сей, гемм, скульп­ту­ры, про­из­ве­де­ний итальянской жи­во­пи­си на дос­ках и др., по­ру­чая их при­об­ре­те­ние специальным аген­там.

Коллекционивование в Новое время

В эпо­ху Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния ут­вер­жда­ет­ся основной прин­цип коллекционирования: при­ори­тет ин­ди­ви­ду­аль­но­го вку­са и пред­поч­те­ний. Раз­но­об­ра­зие вку­сов ре­нес­санс­ных пра­ви­те­лей про­яви­лось и в на­прав­ле­ни­ях их коллекционирования: Пье­ро Ме­ди­чи со­би­рал гем­мы, мо­не­ты, ме­да­ли, кни­ги, его сын Ло­рен­цо - жи­во­пись и скульп­ту­ру, в том числе ан­тич­ную, а так­же по­кро­ви­тель­ст­во­вал по­этам и гу­ма­ни­стам. Вы­даю­щим­ся кол­лек­цио­не­ром был Фе­де­ри­го да Мон­те­фельт­ро, гер­цог Ур­бин­ский, со­би­рав­ший биб­лио­те­ку ред­чай­ших ру­ко­пи­сей и про­из­ве­де­ния искусства, ко­то­рые он за­ка­зы­вал итальянским ху­дож­ни­кам и мас­те­рам из Ни­дер­лан­дов. В Фер­ра­ре Лио­нел­ло д’Эсте кол­лек­цио­ни­ро­вал ан­тич­ные гем­мы, мо­не­ты и ме­да­ли, ков­ры, жи­во­пись и скульп­ту­ру. Свои кол­лек­ции име­ли ман­ту­ан­ские гер­цо­ги Гон­за­га, Сид­жиз­мон­до Ма­ла­те­ста в Ри­ми­ни, Вис­кон­ти и Сфор­ца в Ми­ла­не, пред­ста­ви­те­ли Ара­гон­ской ди­на­стии в Не­апо­ле. Во двор­цах ре­нес­санс­ных пра­ви­те­лей по­яв­ля­ет­ся сту­дио­ло (ка­би­нет) - не­боль­шое при­ват­ное по­ме­ще­ние для учёно­го до­су­га хо­зяи­на, ко­то­рое позд­нее ста­ло ис­поль­зо­вать­ся для экс­по­ни­ро­ва­ния его со­б­ра­ний книг, дра­го­цен­но­стей и пред­ме­тов ис­кус­ст­ва.

При дво­рах пра­ви­те­лей северной Ев­ро­пы в середине XVI века по­яв­ля­ют­ся пер­вые кун­ст­каме­ры (Фер­ди­нан­да I в Ве­не, эрц­гер­цо­га Фер­ди­нан­да II в зам­ке Ам­бра, гер­цо­га Аль­бер­та V в Мюн­хе­не, гер­цо­гов Сак­сон­ских в Дрез­де­не, гер­цо­гов Вюр­тем­берг­ских в Штут­гар­те, ланд­гра­фов Эс­сен­ских в Кас­се­ле, императора Ру­доль­фа II Габс­бур­га в Пра­ге и др.) - со­б­ра­ния раз­но­род­ных ред­ко­стей, в ко­то­рые вхо­ди­ли как про­из­ве­де­ния искусства (кар­ти­ны, гем­мы, юве­лир­ные из­де­лия, кни­ги, фар­фор, мел­кая пла­сти­ка, мо­не­ты, ме­да­ли, тка­ни), так и при­род­ные ди­ко­вин­ки: ми­не­ра­лы (дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни), ко­рал­лы, ра­ко­ви­ны, об­раз­цы рас­те­ний (ко­рень ман­д­ра­го­ры, гер­ба­рии и т.п.) и жи­вот­но­го ми­ра (чу­че­ла и ро­га жи­вот­ных, яй­ца, шку­ры), а так­же эк­зо­тические объ­ек­ты, при­ве­зён­ные из Азии. Со вре­ме­нем ху­дожественная и ес­те­ст­вен­но-на­уч­ная со­став­ляю­щие кун­ст­ка­мер от­де­ли­лись друг от дру­га, пре­вра­тив­шись в са­мо­сто­ятельные ви­ды кол­лек­ций.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ли жи­во­пис­ные ка­би­не­ты. В них бы­ла при­ня­та сплош­ная, в несколько яру­сов, раз­вес­ка, при этом про­из­ве­де­ния раз­ме­ща­лись сим­мет­рич­но, под­би­ра­лись друг к дру­гу по раз­ме­рам и по сю­же­там. Для ка­би­не­тов спе­ци­аль­но соз­да­ва­лись про­из­ве­де­ния различных жан­ров не­боль­шо­го раз­ме­ра. Круп­ней­шим цен­тром их про­из­вод­ст­ва был Ан­твер­пен, где за­ро­дил­ся жанр кар­тин, изо­бра­жаю­щих кон­крет­ные ка­би­не­ты с их кол­лек­ция­ми (12 кар­тин Д. Те­нир­са Млад­ше­го с изо­бра­же­ни­ем кол­лек­ций гер­цо­га Ле­о­поль­да Виль­гель­ма Габс­бур­га в Брюс­се­ле, по­сле 1651 года), а так­же во­об­ра­жае­мые кол­лек­ции.

В это вре­мя основным пред­ме­том ху­дожественного коллекционирования ста­но­вит­ся жи­во­пись, в пер­вую оче­редь италь­ян­ская. Кол­лек­ции мо­нар­хов при­об­ре­та­ют гран­ди­оз­ные мас­шта­бы. Французская ко­ро­ле­ва Ма­рия Ме­ди­чи, ко­роль Лю­до­вик XIV, кар­ди­на­лы Ри­ше­лье и Ма­за­ри­ни, британские мо­нар­хи бы­ли ак­тив­ны­ми со­би­ра­те­ля­ми итальянского искусства. В Гер­ма­нии не мень­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась ни­дерландская и немецкая жи­во­пись. Круп­ней­шим со­б­ра­ни­ем бы­ла вы­рос­шая из дрез­ден­ской кун­ст­ка­ме­ры кол­лек­ция Сак­сон­ской ди­на­стии, лёг­шая в ос­но­ву Дрез­ден­ской кар­тин­ной га­ле­реи. Ко­роль Прус­сии Фрид­рих II Го­ген­цол­лерн со­б­рал в Бер­ли­не зна­чительную кол­лек­цию франц. жи­во­пи­си и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва.

Ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние ча­ст­но­го коллекционирования про­ис­хо­дит в Северных Ни­дер­лан­дах. Жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния ук­ра­ша­ют ин­терь­е­ры за­жи­точ­но­го бюр­гер­ско­го до­ма. Воз­ни­ка­ют осо­бые жан­ры ма­ло­фор­мат­ных жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний, пей­за­жей, на­тюр­мор­тов, жан­ро­вых сцен, в мас­со­вом по­ряд­ке соз­да­вае­мых спе­ци­аль­но для до­маш­не­го ин­терь­е­ра.

Идеи Про­све­ще­ния спо­соб­ст­во­ва­ли осо­з­на­нию не­об­хо­ди­мо­сти де­мон­ст­ра­ции кол­лек­ций. В те­че­ние XVIII века коллекционирование на­чи­на­ет ин­сти­туа­ли­зи­ро­вать­ся: от­кры­ва­ют­ся пер­вые круп­ные му­зеи (од­ним из пер­вых об­ще­дос­туп­ных со­б­ра­ний стал Аш­мо­ле­ан­ский му­зей, ос­но­ван­ный при Окс­форд­ском университете в 1683 году). В 1734 году от­кры­ва­ет­ся Ка­пи­то­лий­ский му­зей в Ри­ме, в 1743 году - кол­лек­ция Ме­ди­чи в га­ле­рее Уф­фи­ци, с 1750 года - Французские ко­ро­лев­ские кол­лек­ции в Люк­сем­бург­ском двор­це, в 1759 году - Бри­тан­ский му­зей, в 1770-х годах - Му­зей Пио-Кле­мен­ти­но в Ва­ти­ка­не, около 1781 года - кол­лек­ция Габс­бур­гов в вен­ском Бель­ве­де­ре. Вско­ре пос­ле на­ча­ла Французской ре­во­лю­ции XVIII века (в 1793 году) в ка­че­ст­ве об­ще­дос­туп­но­го му­зея от­кры­ва­ет­ся Лувр.

Этот про­цесс про­дол­жил­ся и в XIX веке, ко­то­рый на­зы­ва­ют ве­ком му­зе­ев. В XIX - 1-й половине XX веков ог­ром­ная роль в фор­ми­ро­ва­нии кол­лек­ций му­зе­ев при­над­ле­жит их со­труд­ни­кам (В. Бо­де, М. Фрид­лен­дер и др.); му­зеи име­ли ве­ду­щее зна­че­ние для соз­да­ния тра­ди­ций на­уч­но­го коллекционирования. В то же вре­мя коллекционирование в Ев­ро­пе по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ет свой ари­сто­кра­тический ха­рак­тер, им ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся пред­ста­ви­те­ли различных со­ци­аль­ных сло­ёв, что спо­соб­ст­ву­ет даль­ней­ше­му раз­ви­тию ху­дожественного рын­ка. Объ­ек­том коллекционирования ста­но­вит­ся современное искусство. В его со­би­ра­тель­ст­ве ак­тив­ная роль при­над­ле­жит га­ле­ри­стам и тор­гов­цам, ко­то­рые уча­ст­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии спро­са на оп­ре­де­лён­ные на­прав­ле­ния (смотри А. Вол­лар, П. Дю­ран-Рю­эль, Д.А. Кан­вей­лер), а так­же са­мим ху­дож­ни­кам (Э. Де­га, Г. Кай­ботт).

В конце XIX - начале XX веках, бла­го­да­ря эко­но­мическому подъ­ё­му в США, американские по­ку­па­те­ли со­ста­ви­ли су­ще­ст­вен­ную кон­ку­рен­цию ев­ропейским со­би­ра­те­лям. На ру­бе­же XIX-XX веков в США, а за­тем и в Ев­ро­пе коллекционирование ста­ло вы­год­ным спо­со­бом вло­же­ния ка­пи­та­лов, не об­ла­гае­мым на­ло­га­ми, что сти­му­ли­ро­ва­ло со­би­ра­тель­скую дея­тель­ность. При со­дей­ст­вии ев­ро­пей­ских (Р. Лон­ги, Дж. Мо­рел­ли) или про­жи­ваю­щих в Ев­ро­пе аме­ри­кан­ских (Б. Бе­рен­сон) экс­пер­тов Э.У. Мел­лон, П. Мор­ган, С. Кресс, И. Стю­арт Гард­нер, Г.К. Фрик (смотри Фрик со­б­ра­ние), Дж. Ви­де­нер, А. Хам­мер со­бра­ли мас­штаб­ные кол­лек­ции ев­ропейского искусства XIV-XVIII веков, боль­шая часть ко­то­рых впо­след­ст­вии бы­ла пе­ре­да­на в му­зеи США. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью в США поль­зо­ва­лось французское искусство им­прес­сио­низ­ма и пост­им­прес­сио­низ­ма. В Ев­ро­пе так­же про­дол­жа­ли фор­ми­ро­вать­ся круп­ные кол­лек­ции (Крёл­лер-Мюл­лер му­зей, Тис­се­на-Бор­не­ми­сы со­б­ра­ние и др.). По­сле Второй ми­ро­вой вой­ны чис­ло ча­ст­ных кол­лек­ций в США рез­ко воз­рас­та­ет, круп­ными со­би­ра­те­ля­ми современного искусства вы­сту­пают Н. Сай­мон, С. и П. Гуг­ген­хейм, Н.А. Рок­фел­лер и др., ста­ро­го - П. Гет­ти. Во 2-й половине XX века как в Ев­ро­пе, так и в США ве­ду­щая роль в коллекционировании при­над­ле­жит так называемым кор­по­ра­тив­ным со­б­ра­ни­ям (при­над­ле­жат бан­кам, фир­мам, из­да­тель­ст­вам и т.д.).

В про­цес­се раз­ви­тия коллекционирования ук­ре­п­ля­лись его свя­зи как с ес­те­ст­вен­ны­ми нау­ка­ми, так и вспо­мо­гательными ис­то­рическими дис­ци­п­ли­на­ми. Коллекционирование спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию ну­миз­ма­ти­ки, ге­раль­ди­ки, сфра­ги­сти­ки, а так­же ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии и др. Офор­ми­лись са­мо­сто­ятельные на­прав­ле­ния коллекционирования: на­уч­ное, учеб­ное, лю­би­тель­ское. В XX веке раз­ви­ва­ют­ся мас­со­вые ви­ды коллекционирования - фи­ла­те­лия, бо­ни­сти­ка (де­неж­ные зна­ки), ну­миз­ма­ти­ка, фи­лу­ме­ния (эти­кет­ки от спи­чеч­ных ко­роб­ков), фи­ло­кар­тия (от­крыт­ки), фа­ле­ри­сти­ка (ор­де­на, на­гра­ды, знач­ки) и т.п.

Коллекционирование в России

В XIX веке ин­те­рес кол­лек­цио­не­ров на­прав­лял­ся в зна­чительной ме­ре на со­би­ра­ние отечественных древ­но­стей (Н.П. Ру­мян­цев) и пред­ме­тов искусства, ар­хео­ло­гии и эт­но­гра­фии (П.Ф. Ка­ра­ба­нов, А.С. Ува­ров, А.Д. Черт­ков). Кол­лек­цио­не­ра­ми по-преж­не­му бы­ли многие пред­ста­ви­те­ли императорской фа­ми­лии, в том числе Алек­сандр III (ос­но­ва­тель Рус­ско­го му­зея), ве­ли­кие кня­зья, но коллекционированием на­ча­ли за­ни­мать­ся и многие пред­ста­ви­те­ли бур­жуа­зии и раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции. Воз­ник­ли пер­вые со­б­ра­ния русской жи­во­пи­си (Ф.И. Пря­ниш­ни­ко­ва, Н.Д. Бы­ко­ва, П.П. Свинь­ина, А.Р. То­ми­ло­ва), гра­фи­ки (Ф.Ф. Ви­ге­ля и др.). Ряд ча­ст­ных кол­лек­ций XIX - начала XX веков был по­ло­жен в ос­но­ву круп­ней­ших ху­дожественных му­зе­ев Рос­сии то­го вре­ме­ни - Треть­я­ков­ской га­ле­реи в Мо­ск­ве (соб­ра­ние П.М. Треть­я­ко­ва), Те­ат­раль­но­го му­зея в Мо­ск­ве (соб­ра­ние А.А. Бах­ру­ши­на); по­сле 1917 года - Те­ат­раль­но­го му­зея в Санкт-Пе­тер­бур­ге (кол­лек­ции И.Ф. Гор­бу­но­ва, Л.И. Же­вер­жее­ва и др.), Ки­ев­ско­го му­зея западного и восточного искусства (ны­не Му­зей ис­кусств имени Б. и В. Ха­нен­ко; соб­ра­ние се­мьи Ха­нен­ко), Но­во­го за­пад­но­го ис­кус­ст­ва му­зея в Мо­ск­ве (со­б­ра­ния С.И. Щу­ки­на, И.А. Мо­ро­зо­ва; му­зей рас­фор­ми­ро­ван в 1948 году) и др. Не­ко­то­рые кол­лек­ции во­шли в со­став боль­ших му­зе­ев - в том числе Д.П. Бот­ки­на, П.П. Се­мёно­ва-Тян-Шан­ско­го, С.М. Треть­я­ко­ва и др. (ев­ропейская жи­во­пись), К.Т. Сол­да­тён­ко­ва, М.П. Бот­ки­на, С.С. Бот­ки­на, В.О. Гирш­ма­на, А.А. Ко­ро­ви­на и др. (русская жи­во­пись), П.И. Щу­ки­на, А.П. Бах­ру­ши­на, Н.Д. Бар­тра­ма и др. (эт­но­гра­фия, русское при­клад­ное искусство), П.Я. Даш­ко­ва (гра­фи­ка), А.В. Мо­ро­зо­ва (ке­ра­ми­ка), И.С. Ост­ро­ухо­ва (ико­ны, русская жи­во­пись). На ба­зе ча­ст­ных кол­лек­ций сфор­ми­ро­вал­ся ряд круп­ных ху­дожественных му­зе­ев российской про­вин­ции, су­ще­ст­вую­щих и по­ны­не, - в Ас­т­ра­ха­ни (соб­ра­ние П.М. До­га­ди­на), Ир­кут­ске (соб­ра­ние В.П. Су­ка­чё­ва), Ка­лу­ге (соб­ра­ние Н.И. Ва­силь­е­ва), Крас­но­да­ре (соб­ра­ние Ф.А. Ко­ва­лен­ко), Но­во­чер­кас­ске (соб­ра­ние Н.Н. Ду­бов­ско­го), Пен­зе (соб­ра­ние Н.Д. Се­ли­вёр­сто­ва), Сер­пу­хо­ве (соб­ра­ние А.В. Ма­рае­вой и Ю.В. Мер­ли­на), Смо­лен­ске (соб­ра­ние княжны М.К. Те­ни­ше­вой), Фео­до­сии (соб­ра­ние И.К. Ай­ва­зов­ско­го) и др. Не­ко­то­рые книж­ные со­б­ра­ния (например, Н.П. Ру­мян­це­ва, А.Д. Черт­ко­ва) ста­ли ос­но­вой круп­ней­ших биб­лио­тек.

Иллюстрации:

Доклад о коллекции. Коллекционирование, как хобби. Что коллекционируют люди?

Коллекционирование – вид деятельности людей, признанный среди увлечений самым популярным в мире. Что коллекционируют люди? Все - от пробок и подобных безделушек до дорогих автомобилей.

Коллекция – упорядоченный сбор вещей, объединяющихся по общему признаку.
Коллекционирование – широко распространенное, интересное и часто дорогостоящее хобби.

Что коллекционируют люди?

Чего только не собирают истинные коллекционеры: марки, монеты, игрушки, сувенирные магниты, почтовые открытки, оружие, часы, кукол, кружки, книги, фантики, морские раковины, книги, карты, флаги и т. п.

Доклад о коллекции. Коллекционирование, как хобби. Что коллекционируют люди?

Более обеспеченные люди коллекционируют картины, оружие, редкие книги, сигареты, иконы и вина. На такой род хобби затрачиваются значительные суммы денег. Стоимость некоторых коллекционных экспонатов достигает до сотни тысяч долларов.

Некоторые люди коллекционируют даже автомашины, самолеты и корабли. Для желающих это делать существуют огромные возможности. Можно собирать предметы и проще, и дешевле, однако занятие не утратит от этого оригинальности.

Поражает удивительная фантазия людей, когда узнаешь, что коллекционируют люди. Многие собирают невероятные вещи. Оказывается, существуют собиратели кирпичей, просто бутылок и аптечных пузырьков, фотоаппаратов и автографов знаменитостей.

Как называют коллекционеров различных предметов?

Собирателей определенных предметов называют по-разному. Люди, собирающие этикетки от спичек, называются филуменистами, а собиратели открыток - филокартистами. Гумофилия – сбор фантиков от жевательных резинок. Плангонологи – коллекционеры кукол. Гепатофилы собирают обертки от мороженого, а вромологи – этикетки от сыра. Коллекционеры магнитов называются мемомагнетиками. Бонистика -это собирание денег в виде бумажных знаков, фалеристика – наград. Псалиграфофилисты собирают вырезки из газет, конхиофилисты – морские ракушки.

А что коллекционируют люди-лепидоптерофилисты? Бабочек. Таких необычных названий много. Все невозможно перечислить.

Нумизматика

В России Петр I положил начало коллекционированию монет. Он купил (1721 г.) в Гамбурге для кунсткамеры коллекцию монет Модерса.

Сейчас коллекция Российского Государственного Эрмитажа насчитывает 63 360 античных, 360 000 западноевропейских, 220 000 восточных и 300 000 русских монет. Возраст их равен периоду с VII века до нашей эры по сегодняшние дни.

Доклад о коллекции. Коллекционирование, как хобби. Что коллекционируют люди? 01

Из самых известных древних мировых коллекций монет самая большая была найдена в Китае. Общая масса – около 500 килограмм. Самая древняя из этих монет отчеканена в 206 г. до нашей эры. Хозяином ее был человек, живший в XIII веке.

Филателистика

Человек, коллекционирующий марки, – филателист. Филателия как область коллекционирования появилась в 1840-е годы. В то время в обращение ввели почтовые марки (1840 г.).

В России возникновение филателии связано с выпуском первых марок в России (1858 г.) и конвертов (1845 г.). В XIX веке 6-копеечная марка для конвертов восточной корреспонденции (1863 г.) коллекционерами оценивалось в 100, а 5-копеечная для конверта Московской почты (1846 г.) – в 1000 немецких марок.

Доклад о коллекции. Коллекционирование, как хобби. Что коллекционируют люди? 02

Сегодня существует множество региональных филателистических организаций со своими сайтами.

Филателистика с нумизматикой являются наиболее популярными видами коллекционирования.

Идей по поводу коллекционирования может быть огромное количество. Коллекционирование не потеряет свою актуальность никогда, и, наоборот, будет пополняться новейшими оригинальными задумками.

Виды коллекций. Классификация видов коллекционирования

Существует несколько сотен различных видов коллекционирования. Основная классификация состоит из:

  • 1. Монеты, денежные знаки, ценные бумаги:
    • * Бонистика (бумажные денежные знаки).
    • * Нумизматика (монеты, в том числе памятные).
    • * Экзонумия (знаки, не имеющие статуса денег).
    • * Скрипофилия (утратившие ценность ценные бумаги).
    • * Фишки казино (финансовые атрибуты, используемые в игорных заведениях).
    • * Токенофилия (жетоны).
    • * Сигнуманистика (нашивки и шевроны).
    • * Милитария - коллекционирование военных предметов.
    • * Униформология или Мундироведение - коллекционирование мундиров и униформы.
    • * Фалеристика (ордена, медали, значки)
    • - Железнодорожная фалеристика.
    • * Филобутонистика (пуговицы).
    • * Филателия (почтовые марки)
    • - Штемпелеведение (почтовые гашения).
    • - Металлостемпика (марки, отпечатанные металлографией).
    • - Эрринофилия (непочтовые марки).
    • - Сигиллатия (почтовые конверты).
    • - Филокартия (почтовые открытки).
    • - Максимофилия (картмаксимумы).
    • * Филотаймия (карманные календарики), Коллекционирование вечных календарей.
    • * Филумения (спичечные этикетки).
    • * Библиофилия, Библиофильство - коллекционирование книг, библиотека.
    • * Экслибристика (книжные знаки).
    • * Кофрокартия (туристические наклейки (отельные, автомобильные)).
    • * Перидромофилия (билеты на транспорт).
    • * Футболофилия (билеты и программки с футбольных матчей).
    • * Коллекционирование плакатов.
    • * Коллекционирование флаеров (рекламок, листовок) к фильмам.
    • * Коллекционирование
    • * Коллекционирование предметов искусства.
    • * Коллекционирование живописи.
    • * Коллекционирование икон.
    • * Кампанофилия (коллекционирование колокольчиков).
    • * Коллекционирование часов.
    • * Коллекционирование фарфора.
    • * Коллекционирование Гжели.
    • * Яйца Фаберже.
    • * Собирание фигурок нэцкэ и других.
    • * Филофония (аудиозаписи).
    • * Коллекционирование кинофильмов (обычно определённой тематики).
    • * Джигсопазлофилия - коллекционирование пазлов.

    Коллекция чего может быть. Коллекция

    Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству.

    Коллекция в филателии — систематизированное собрание филателистических материалов, включая почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты, почтовые штемпели и т. д. (см. Виды филателистических коллекций ).

    Коллекция в программировании — абстрактный тип данных, содержащий в себе несколько значений одного или различных типов, и позволяющий обращаться к этим значениям.

    Самые популярные виды коллекционирования. Коллекционирование денежных знаков

    Денежные знаки являются своеобразным и необходимым источником при изучении истории идеологии, религии, политической мысли, экономической истории общества. По денежным знакам можно проследить денежную эмиссию, введение в обращение новых металлов, изменение государственных символов и т.д. Монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства. Монетные находки очень важны для археологии, ведь именно по ним можно установить дату создания того или иного археологического памятника.

    Самыми популярными видами коллекционирования денежных знаков являются нумизматика и бонистика.

    Нумизматика (от лат. "numisma", греч. "nomisma" - монета) - это не только коллекционирование монет, но и вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим памятникам (например, монетным штемпелям, документам). Нумизматы изучают монеты как средство денежного обращения, государственный документ и произведение ремесла и искусства. Как наука нумизматика возникла в XVIII веке, когда начали появляться первые целенаправленно создаваемые коллекции монет.

    В XX веке из нумизматики выделилась бонистика. Термин "бона", от которого происходит слово "бонистика", возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Под бонистикой понимается сбор и изучение вышедших из обращения бумажных денежных знаков как исторических документов, отражающих экономическое и политическое состояние общества в конкретную историческую эпоху.

    Смежной с бонистикой является менее известная наука скрипофилия - сбор и изучение утративших ценность акций, облигаций и иных ценных бумаг.

    Коллекционирование книг, как называется. Коллекционирование

    Целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом К. могут быть памятники материальной и духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразительного искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). К. предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

    Творческий процесс собирательства предметов культуры. Виды коллекционирования: нумизматика, филателия, плангонология, фалеристика и другие виды.

    Вера Курская писатель, филолог, ипполог

    Формальное определение гласит: "коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой". Все то, из чего коллекционеры составляют свои собрания, можно разделить на "предметы культуры" или "объекты природы". Сегодня мы поговорим о собирании коллекций первого вида.

    Коллекционирование - это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека.

    Коллекционирование, как вид хобби, имеет много достоинств, например:

    • способствует интересу коллекционера к истории, искусствоведению вообще и истории объекта коллекционирования в частности;
    • создает возможность общения с людьми, разделяющими то же увлечение, заведению новых знакомств;
    • не требует регулярно уделять ему определенное количество времени (в отличие от хобби, связанных с приобретением какого-либо навыка - например, занятий спортом или музыкой) и прекрасно подходит для занятых людей.

    Существует очень много видов коллекционирования. В качестве примера назовем некоторые из них.

    Коллекционирование денежных знаков

    Денежные знаки являются своеобразным и необходимым источником при изучении истории идеологии, религии, политической мысли, экономической истории общества. По денежным знакам можно проследить денежную эмиссию, введение в обращение новых металлов, изменение государственных символов и т.д. Монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства. Монетные находки очень важны для археологии, ведь именно по ним можно установить дату создания того или иного археологического памятника.

    Самыми популярными видами коллекционирования денежных знаков являются нумизматика и бонистика.

    Нумизматика (от лат. "numisma", греч. "nomisma" - монета) - это не только коллекционирование монет, но и вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим памятникам (например, монетным штемпелям, документам). Нумизматы изучают монеты как средство денежного обращения, государственный документ и произведение ремесла и искусства. Как наука нумизматика возникла в XVIII веке, когда начали появляться первые целенаправленно создаваемые коллекции монет.

    В XX веке из нумизматики выделилась бонистика. Термин "бона", от которого происходит слово "бонистика", возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Под бонистикой понимается сбор и изучение вышедших из обращения бумажных денежных знаков как исторических документов, отражающих экономическое и политическое состояние общества в конкретную историческую эпоху.

    Смежной с бонистикой является менее известная наука скрипофилия - сбор и изучение утративших ценность акций, облигаций и иных ценных бумаг.

    Коллекционирование знаков почтовой оплаты и открыток

    Коллекционированием и изучением почтовых марок занимается филателия (от греч. "phileo" - люблю, и "telos" - сбор, пошлина). Пожалуй, это самый популярный вид коллекционирования. Как хобби филателия возникла во второй половине XIX в. Разделом филателии является штемпелеведение - сбор и изучение почтовых штемпелей и гашений.

    К филателии также относят сбор почтовых конвертов, поскольку большинство филателистов наряду с марками собирают и конверты, однако сбор исключительно конвертов выделяют в отдельный вид коллекционирования - сигиллатию. Собирание копий почтовых марок из металла называется металлостемпика.

    Сбором и изучением почтовых карточек и открыток занимается филокартия. Массовый выпуск почтовых открыток начался в XIX веке. Самые первые филокартические коллекции состояли из этнографических и видовых открыток, которые были прекрасным источником знакомства с природой и культурой народов мира. Первые организации филокартистов возникли в конце XIX - начале XX веков, тогда же начали издаваться специализированные журналы и каталоги.

    Коллекционированием так называемых картмаксимусов, т.е. открыток с наклеенными на них марками, повторяющими изображение на открытке, занимается максимофилия.

    Мало кто знает об эрринофилии. Однако и такой вид коллекционирования тоже существует. Эрринофилия - это сбор и изучение непочтовых марок, то есть марок, не предназначенных для оплаты почтового сбора. Эрринофилия находится на стыке бонистики и филателии. Собственного, отдельного, клуба у эрринофилистов нет, поэтому они посещают клубы филателистов и бонистов, ведь нередко интересующие эрринофилистов предметы оказываются в коллекциях любителей бумажных купюр и почтовых марок.

    Филолидия

    Целый раздел коллекционирования посвящен сбору различной упаковки или ее частей. Собирание фантиков, которым часто увлекаются малыши, также относится к филолидии. Но не стоит думать, что это сугубо детское развлечение: филолидией занимаются также и взрослые люди и в течение многих лет собирают солидные коллекции. В филолодии выделяют несколько видов коллекционирования.

    Фромология (от фр. "fromage" - сыр) занимается сбором этикеток от сыра, в том числе и плавленого. Это достаточно редкий вид коллекционирования, однако существуют отдельные клубы фромологов. Фромологическую коллекцию можно посмотреть на сайте www.fromology.narod.ru. Существует своеобразная разновидность фромологии - собирание исключительно круглых этикеток с коробочек из тонкой фанеры от французского сыра типа "Camamebert" называется тиросемиофилия (от греч. "tyro" - сыр, "semion" - знак, обозначение).

    Ксирофилия (ксерофилия) - собирание упаковки от бритвенных лезвий. Известно, что такая упаковка появилась в 1904 г. после изобретения бритвенных лезвий Кингом Кэмпом Жилетом, собственно же ксирофилия появилась позже - в 50-е гг. XX века.

    Филумения (иначе филлумения; от лат. "lumen" - огонь) занимается коллекционированием спичечных коробков, этикеток, каталогов, самих спичек и всего, что связано со спичками.

    Гелатофилия - собирание оберток от мороженого.

    Помимо перечисленных выше предметов объектами коллекционирования довольно часто выступают и другие предметы: алюминиевые банки, крышки от пивных бутылок, корковые пробки, этикетки от йогуртов, пластиковые баночки и др.

    Коллекционирование игрушек

    Игрушки часто становятся объектом коллекционирования не только у детей, но и у взрослых. В принципе, можно собирать любые игрушки, объединенные каким угодно признаком: игрушечных кошечек, мягкие игрушки, игрушки из соленого теста и т.д. Некоторые подобные коллекции со временем становятся музеями.

    Коллекционированием кукол занимается плангонология. Популярной также является киндерфилия - сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.

    Существуют коллекции игрушек, объединенные в том числе и по признаку фирмы-производителя. Сбором кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков - занимается барбифилия. Легофилия - это сбор игрушек фирмы Lego. В Интернете можно увидеть немало коллекций, посвященных игрушкам серии My Little Pony (игрушки-персонажи мультфильма "Мой маленький пони" фирмы Hasbro).

    Сбор информации

    К сбору информации можно также отнести и анектодотофилию - коллекционирование небольших юмористических рассказов. Афористика занимается сбором и изучением афоризмов, крылатых слов, пословиц и поговорок. Редакции некоторых периодических изданий, особенно специализированных, занимаются ляпофилией - сбором "ляпов" в других изданиях и регулярно публикуют подборки таких "ляпов".

    Прочие виды коллекционирования

    Существует огромное множество видов этого увлекательного хобби, большинство из которых имеет свои нормативные названия. Например, фалеристика, посвященная сбору и изучению наградных знаков, орденов и медалей. Бирофилия (от англ. beer - пиво) - это сбор любой пивной атрибутики: пивных банок, бочонков, открывашек и т.д.

    Битлофилия - сбор материалов, связанных с творчеством группы "Битлз".

    Аналогофилия - сбор разнородных, но аналогичных по теме предметов. Коллекция аналогофила может состоять, например, из игрушечных лошадок, почтовых марок с лошадьми и фотографий лошадей. Предметы разные - игрушки, почтовые конверты и т.д., - но тема одна - лошади.

    Советы коллекционерам

    Как вы видите, существует великое множество видов коллекционирования. В Интернете можно найти специализированные клубы, в которых можно не только пообщаться с теми, кто разделяет ваши интересы, но и получить ценный совет и пополнить свою коллекцию за счет покупки или обмена. Из этого следует, что, хотя не существует ограничений в выборе предмета коллекционирования, лучше все же выбирать такой предмет, который интересен не только вам.

    В среде профессиональных коллекционеров принято говорить, что в вашей коллекции не должно быть "самого ценного" предмета, с которым вы ни за что не расстанетесь. Практика показывает, что только в случае готовности расстаться с одним из самых ценных предметов ради приобретения другого, более ценного, коллекция будет расти не только количественно, но и качественно.

    Если вы собираете, например, марки или открытки, то бывает весьма непросто остановиться на каком-либо экземпляре при наличии большого выбора. Считается более солидным целенаправленно сузить предмет коллекционирования, скажем, до марок только с рыбами или только с собаками. При этом ценится не столько стоимость отдельно взятой марки, сколько полнота серии.

    Не беда, если сегодня вы не можете позволить себе приобрести редчайшую юбилейную марку начала XX в.: неважно, какова стоимость какого-либо экземпляра в данный момент, с годами она будет только расти.

    Помните, что коллекционера уважают не только за количество предметов в коллекции, но и за знание темы. Заниматься просто собирательством недостаточно, да и неэффективно, ибо в таком случае весьма трудно ориентироваться в предмете. Изучайте специализированную литературу, каталоги, ищите интересную информацию - это очень вам поможет.

    Если же коллекционированием занимается ваш ребенок, помогайте ему. Лучше всего регулярно выделять ему определенную сумму "специально для коллекции".

    Слова "ребенок-коллекционер" у кого-то, возможно, ассоциируются с серьезным школьником в очках, сосредоточенно изучающим через лупу альбом с марками и со знанием дела описывающим достоинства каждого экземпляра - такие персонажи нередко фигурировали в советских фильмах для детей. Но помните, что дети есть дети, далеко не всегда они могут понимать истинную ценность предметов коллекции и хорошо в них разбираться и, увы, многие дети могут стать жертвой обмана со стороны более людей опытных, которые могут предложить юному коллекционеру подделку в обмен на подлинный, редкий экземпляр.

    Как этого избежать? Во-первых, заранее объясните ребенку возможность такой ситуации и договоритесь, что решения относительно обмена уже имеющихся экземпляров вы будете принимать вместе.

    Во-вторых, родителям следует знать, с кем ребенок общается "по интересам". Если друзья вашего ребенка тоже дети, неплохо будет познакомиться также и с их родителями. Если же это взрослые, близкое знакомство с ними просто обязательно.

    Желаю удачи, терпения и целеустремленности юным коллекционерам и их родителям.

    Да, в глазах обывателей коллекционер все еще выглядит чудаком, ведь он, в первую очередь,- человек, страстно любящий определенные вещи, азартный, как маленький ребенок. Конечно, многим это кажется странным, и так, наверное, будет всегда.

    Если обратиться к европейскому арт-рынку, окажется, что коллекционеры – его ключевые участники. Эти люди успешны в своем деле (преимущественно – финансах), хорошо разбираются в искусстве, обладают многомилионным (а иногда и миллиардным) капиталом. Вы можете сами в этом убедиться, изучив список топ-200 коллекционеров, который ежегодно публикуется авторитетным порталом artnews. Туда попадают лучшие из лучших, критерии отбора самые разнообразные, включая активность коллекционера и доступность коллекции. Быть коллекционером в 21 веке не просто прибыльно, но еще и престижно!

    Причин по которым люди становятся коллекционерами достаточно много, причем их диапазон варьируется от самых банальных до совсем не очевидных и в некоторой степени даже мистических. Но мы не будем углубляться в дебри психоанализа и попробуем разобраться в основных мотивах этих загадочных людей.

    1. Зов предков или инстинкт охотника

    Практически все в нашей жизни можно объяснить с точки зрения науки, даже наши пристрастия в еде, увлечения. Коллекционирование не исключение.

    2. Зависимость

    3. Любовь

    Читайте также: