Сообщение на тему коллекционирование
Обновлено: 17.05.2024
Известно с древнейших времён. В Древней Греции наряду с публичными коллекциями (преимущественно произведения скульптуры), создававшимися по решению граждан полиса, существовали и отдельные частные коллекции. В Риме периода Империи коллекционирование стало масштабным явлением: греческие статуи и копии с них собирали многие представители римской знати (наиболее значительное собрание - императора Адриана; смотри в статье Вилла Адриана).
В средние века культура коллекционирования в значительной мере была утеряна, его место заняло собирание и почитание реликвий, мощей и священных образов, которые хранились в сокровищницах монастырей (Сен-Дени близ Парижа и многих других), соборов, паломнических и приходских церквей, а также у частных лиц. Коллекционирование как самостоятельный феномен обособляется от традиционных форм религиозного почитания святынь в Европе в конце XIV века. В это время появляются первые собрания предметов, которые ценились за свою древность или эстетического качества. Во Франции король Карл V и его братья герцоги Жан Беррийский, Филипп Храбрый Бургундский, Людовик I Анжуйский, а также Рене Анжуйский владели собраниями иллюминированных рукописей, гемм, скульптуры, произведений итальянской живописи на досках и др., поручая их приобретение специальным агентам.
Коллекционивование в Новое время
В эпоху Раннего Возрождения утверждается основной принцип коллекционирования: приоритет индивидуального вкуса и предпочтений. Разнообразие вкусов ренессансных правителей проявилось и в направлениях их коллекционирования: Пьеро Медичи собирал геммы, монеты, медали, книги, его сын Лоренцо - живопись и скульптуру, в том числе античную, а также покровительствовал поэтам и гуманистам. Выдающимся коллекционером был Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, собиравший библиотеку редчайших рукописей и произведения искусства, которые он заказывал итальянским художникам и мастерам из Нидерландов. В Ферраре Лионелло д’Эсте коллекционировал античные геммы, монеты и медали, ковры, живопись и скульптуру. Свои коллекции имели мантуанские герцоги Гонзага, Сиджизмондо Малатеста в Римини, Висконти и Сфорца в Милане, представители Арагонской династии в Неаполе. Во дворцах ренессансных правителей появляется студиоло (кабинет) - небольшое приватное помещение для учёного досуга хозяина, которое позднее стало использоваться для экспонирования его собраний книг, драгоценностей и предметов искусства.
При дворах правителей северной Европы в середине XVI века появляются первые кунсткамеры (Фердинанда I в Вене, эрцгерцога Фердинанда II в замке Амбра, герцога Альберта V в Мюнхене, герцогов Саксонских в Дрездене, герцогов Вюртембергских в Штутгарте, ландграфов Эссенских в Касселе, императора Рудольфа II Габсбурга в Праге и др.) - собрания разнородных редкостей, в которые входили как произведения искусства (картины, геммы, ювелирные изделия, книги, фарфор, мелкая пластика, монеты, медали, ткани), так и природные диковинки: минералы (драгоценные и полудрагоценные камни), кораллы, раковины, образцы растений (корень мандрагоры, гербарии и т.п.) и животного мира (чучела и рога животных, яйца, шкуры), а также экзотические объекты, привезённые из Азии. Со временем художественная и естественно-научная составляющие кунсткамер отделились друг от друга, превратившись в самостоятельные виды коллекций.
Особое место занимали живописные кабинеты. В них была принята сплошная, в несколько ярусов, развеска, при этом произведения размещались симметрично, подбирались друг к другу по размерам и по сюжетам. Для кабинетов специально создавались произведения различных жанров небольшого размера. Крупнейшим центром их производства был Антверпен, где зародился жанр картин, изображающих конкретные кабинеты с их коллекциями (12 картин Д. Тенирса Младшего с изображением коллекций герцога Леопольда Вильгельма Габсбурга в Брюсселе, после 1651 года), а также воображаемые коллекции.
В это время основным предметом художественного коллекционирования становится живопись, в первую очередь итальянская. Коллекции монархов приобретают грандиозные масштабы. Французская королева Мария Медичи, король Людовик XIV, кардиналы Ришелье и Мазарини, британские монархи были активными собирателями итальянского искусства. В Германии не меньшей популярностью пользовалась нидерландская и немецкая живопись. Крупнейшим собранием была выросшая из дрезденской кунсткамеры коллекция Саксонской династии, лёгшая в основу Дрезденской картинной галереи. Король Пруссии Фридрих II Гогенцоллерн собрал в Берлине значительную коллекцию франц. живописи и декоративно-прикладного искусства.
Широчайшее распространение частного коллекционирования происходит в Северных Нидерландах. Живописные произведения украшают интерьеры зажиточного бюргерского дома. Возникают особые жанры малоформатных живописных произведений, пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен, в массовом порядке создаваемых специально для домашнего интерьера.
Идеи Просвещения способствовали осознанию необходимости демонстрации коллекций. В течение XVIII века коллекционирование начинает институализироваться: открываются первые крупные музеи (одним из первых общедоступных собраний стал Ашмолеанский музей, основанный при Оксфордском университете в 1683 году). В 1734 году открывается Капитолийский музей в Риме, в 1743 году - коллекция Медичи в галерее Уффици, с 1750 года - Французские королевские коллекции в Люксембургском дворце, в 1759 году - Британский музей, в 1770-х годах - Музей Пио-Клементино в Ватикане, около 1781 года - коллекция Габсбургов в венском Бельведере. Вскоре после начала Французской революции XVIII века (в 1793 году) в качестве общедоступного музея открывается Лувр.
Этот процесс продолжился и в XIX веке, который называют веком музеев. В XIX - 1-й половине XX веков огромная роль в формировании коллекций музеев принадлежит их сотрудникам (В. Боде, М. Фридлендер и др.); музеи имели ведущее значение для создания традиций научного коллекционирования. В то же время коллекционирование в Европе постепенно утрачивает свой аристократический характер, им активно занимаются представители различных социальных слоёв, что способствует дальнейшему развитию художественного рынка. Объектом коллекционирования становится современное искусство. В его собирательстве активная роль принадлежит галеристам и торговцам, которые участвуют в формировании спроса на определённые направления (смотри А. Воллар, П. Дюран-Рюэль, Д.А. Канвейлер), а также самим художникам (Э. Дега, Г. Кайботт).
В конце XIX - начале XX веках, благодаря экономическому подъёму в США, американские покупатели составили существенную конкуренцию европейским собирателям. На рубеже XIX-XX веков в США, а затем и в Европе коллекционирование стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемым налогами, что стимулировало собирательскую деятельность. При содействии европейских (Р. Лонги, Дж. Морелли) или проживающих в Европе американских (Б. Беренсон) экспертов Э.У. Меллон, П. Морган, С. Кресс, И. Стюарт Гарднер, Г.К. Фрик (смотри Фрик собрание), Дж. Виденер, А. Хаммер собрали масштабные коллекции европейского искусства XIV-XVIII веков, большая часть которых впоследствии была передана в музеи США. Особой популярностью в США пользовалось французское искусство импрессионизма и постимпрессионизма. В Европе также продолжали формироваться крупные коллекции (Крёллер-Мюллер музей, Тиссена-Борнемисы собрание и др.). После Второй мировой войны число частных коллекций в США резко возрастает, крупными собирателями современного искусства выступают Н. Саймон, С. и П. Гуггенхейм, Н.А. Рокфеллер и др., старого - П. Гетти. Во 2-й половине XX века как в Европе, так и в США ведущая роль в коллекционировании принадлежит так называемым корпоративным собраниям (принадлежат банкам, фирмам, издательствам и т.д.).
В процессе развития коллекционирования укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. Коллекционирование способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоятельные направления коллекционирования: научное, учебное, любительское. В XX веке развиваются массовые виды коллекционирования - филателия, бонистика (денежные знаки), нумизматика, филумения (этикетки от спичечных коробков), филокартия (открытки), фалеристика (ордена, награды, значки) и т.п.
Коллекционирование в России
В XIX веке интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей (Н.П. Румянцев) и предметов искусства, археологии и этнографии (П.Ф. Карабанов, А.С. Уваров, А.Д. Чертков). Коллекционерами по-прежнему были многие представители императорской фамилии, в том числе Александр III (основатель Русского музея), великие князья, но коллекционированием начали заниматься и многие представители буржуазии и разночинной интеллигенции. Возникли первые собрания русской живописи (Ф.И. Прянишникова, Н.Д. Быкова, П.П. Свиньина, А.Р. Томилова), графики (Ф.Ф. Вигеля и др.). Ряд частных коллекций XIX - начала XX веков был положен в основу крупнейших художественных музеев России того времени - Третьяковской галереи в Москве (собрание П.М. Третьякова), Театрального музея в Москве (собрание А.А. Бахрушина); после 1917 года - Театрального музея в Санкт-Петербурге (коллекции И.Ф. Горбунова, Л.И. Жевержеева и др.), Киевского музея западного и восточного искусства (ныне Музей искусств имени Б. и В. Ханенко; собрание семьи Ханенко), Нового западного искусства музея в Москве (собрания С.И. Щукина, И.А. Морозова; музей расформирован в 1948 году) и др. Некоторые коллекции вошли в состав больших музеев - в том числе Д.П. Боткина, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, С.М. Третьякова и др. (европейская живопись), К.Т. Солдатёнкова, М.П. Боткина, С.С. Боткина, В.О. Гиршмана, А.А. Коровина и др. (русская живопись), П.И. Щукина, А.П. Бахрушина, Н.Д. Бартрама и др. (этнография, русское прикладное искусство), П.Я. Дашкова (графика), А.В. Морозова (керамика), И.С. Остроухова (иконы, русская живопись). На базе частных коллекций сформировался ряд крупных художественных музеев российской провинции, существующих и поныне, - в Астрахани (собрание П.М. Догадина), Иркутске (собрание В.П. Сукачёва), Калуге (собрание Н.И. Васильева), Краснодаре (собрание Ф.А. Коваленко), Новочеркасске (собрание Н.Н. Дубовского), Пензе (собрание Н.Д. Селивёрстова), Серпухове (собрание А.В. Мараевой и Ю.В. Мерлина), Смоленске (собрание княжны М.К. Тенишевой), Феодосии (собрание И.К. Айвазовского) и др. Некоторые книжные собрания (например, Н.П. Румянцева, А.Д. Черткова) стали основой крупнейших библиотек.
Иллюстрации:
Доклад о коллекции. Коллекционирование, как хобби. Что коллекционируют люди?
Коллекционирование – вид деятельности людей, признанный среди увлечений самым популярным в мире. Что коллекционируют люди? Все - от пробок и подобных безделушек до дорогих автомобилей.
Коллекция – упорядоченный сбор вещей, объединяющихся по общему признаку.
Коллекционирование – широко распространенное, интересное и часто дорогостоящее хобби.
Что коллекционируют люди?
Чего только не собирают истинные коллекционеры: марки, монеты, игрушки, сувенирные магниты, почтовые открытки, оружие, часы, кукол, кружки, книги, фантики, морские раковины, книги, карты, флаги и т. п.
Более обеспеченные люди коллекционируют картины, оружие, редкие книги, сигареты, иконы и вина. На такой род хобби затрачиваются значительные суммы денег. Стоимость некоторых коллекционных экспонатов достигает до сотни тысяч долларов.
Некоторые люди коллекционируют даже автомашины, самолеты и корабли. Для желающих это делать существуют огромные возможности. Можно собирать предметы и проще, и дешевле, однако занятие не утратит от этого оригинальности.
Поражает удивительная фантазия людей, когда узнаешь, что коллекционируют люди. Многие собирают невероятные вещи. Оказывается, существуют собиратели кирпичей, просто бутылок и аптечных пузырьков, фотоаппаратов и автографов знаменитостей.
Как называют коллекционеров различных предметов?
Собирателей определенных предметов называют по-разному. Люди, собирающие этикетки от спичек, называются филуменистами, а собиратели открыток - филокартистами. Гумофилия – сбор фантиков от жевательных резинок. Плангонологи – коллекционеры кукол. Гепатофилы собирают обертки от мороженого, а вромологи – этикетки от сыра. Коллекционеры магнитов называются мемомагнетиками. Бонистика -это собирание денег в виде бумажных знаков, фалеристика – наград. Псалиграфофилисты собирают вырезки из газет, конхиофилисты – морские ракушки.
А что коллекционируют люди-лепидоптерофилисты? Бабочек. Таких необычных названий много. Все невозможно перечислить.
Нумизматика
В России Петр I положил начало коллекционированию монет. Он купил (1721 г.) в Гамбурге для кунсткамеры коллекцию монет Модерса.
Сейчас коллекция Российского Государственного Эрмитажа насчитывает 63 360 античных, 360 000 западноевропейских, 220 000 восточных и 300 000 русских монет. Возраст их равен периоду с VII века до нашей эры по сегодняшние дни.
Из самых известных древних мировых коллекций монет самая большая была найдена в Китае. Общая масса – около 500 килограмм. Самая древняя из этих монет отчеканена в 206 г. до нашей эры. Хозяином ее был человек, живший в XIII веке.
Филателистика
Человек, коллекционирующий марки, – филателист. Филателия как область коллекционирования появилась в 1840-е годы. В то время в обращение ввели почтовые марки (1840 г.).
В России возникновение филателии связано с выпуском первых марок в России (1858 г.) и конвертов (1845 г.). В XIX веке 6-копеечная марка для конвертов восточной корреспонденции (1863 г.) коллекционерами оценивалось в 100, а 5-копеечная для конверта Московской почты (1846 г.) – в 1000 немецких марок.
Сегодня существует множество региональных филателистических организаций со своими сайтами.
Филателистика с нумизматикой являются наиболее популярными видами коллекционирования.
Идей по поводу коллекционирования может быть огромное количество. Коллекционирование не потеряет свою актуальность никогда, и, наоборот, будет пополняться новейшими оригинальными задумками.
Виды коллекций. Классификация видов коллекционирования
Существует несколько сотен различных видов коллекционирования. Основная классификация состоит из:
- 1. Монеты, денежные знаки, ценные бумаги:
- * Бонистика (бумажные денежные знаки).
- * Нумизматика (монеты, в том числе памятные).
- * Экзонумия (знаки, не имеющие статуса денег).
- * Скрипофилия (утратившие ценность ценные бумаги).
- * Фишки казино (финансовые атрибуты, используемые в игорных заведениях).
- * Токенофилия (жетоны).
- * Сигнуманистика (нашивки и шевроны).
- * Милитария - коллекционирование военных предметов.
- * Униформология или Мундироведение - коллекционирование мундиров и униформы.
- * Фалеристика (ордена, медали, значки)
- - Железнодорожная фалеристика.
- * Филобутонистика (пуговицы).
- * Филателия (почтовые марки)
- - Штемпелеведение (почтовые гашения).
- - Металлостемпика (марки, отпечатанные металлографией).
- - Эрринофилия (непочтовые марки).
- - Сигиллатия (почтовые конверты).
- - Филокартия (почтовые открытки).
- - Максимофилия (картмаксимумы).
- * Филотаймия (карманные календарики), Коллекционирование вечных календарей.
- * Филумения (спичечные этикетки).
- * Библиофилия, Библиофильство - коллекционирование книг, библиотека.
- * Экслибристика (книжные знаки).
- * Кофрокартия (туристические наклейки (отельные, автомобильные)).
- * Перидромофилия (билеты на транспорт).
- * Футболофилия (билеты и программки с футбольных матчей).
- * Коллекционирование плакатов.
- * Коллекционирование флаеров (рекламок, листовок) к фильмам.
- * Коллекционирование
- * Коллекционирование предметов искусства.
- * Коллекционирование живописи.
- * Коллекционирование икон.
- * Кампанофилия (коллекционирование колокольчиков).
- * Коллекционирование часов.
- * Коллекционирование фарфора.
- * Коллекционирование Гжели.
- * Яйца Фаберже.
- * Собирание фигурок нэцкэ и других.
- * Филофония (аудиозаписи).
- * Коллекционирование кинофильмов (обычно определённой тематики).
- * Джигсопазлофилия - коллекционирование пазлов.
Коллекция чего может быть. Коллекция
Коллекция (от лат. collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству.
Коллекция в филателии — систематизированное собрание филателистических материалов, включая почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты, почтовые штемпели и т. д. (см. Виды филателистических коллекций ).
Коллекция в программировании — абстрактный тип данных, содержащий в себе несколько значений одного или различных типов, и позволяющий обращаться к этим значениям.
Самые популярные виды коллекционирования. Коллекционирование денежных знаков
Денежные знаки являются своеобразным и необходимым источником при изучении истории идеологии, религии, политической мысли, экономической истории общества. По денежным знакам можно проследить денежную эмиссию, введение в обращение новых металлов, изменение государственных символов и т.д. Монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства. Монетные находки очень важны для археологии, ведь именно по ним можно установить дату создания того или иного археологического памятника.
Самыми популярными видами коллекционирования денежных знаков являются нумизматика и бонистика.
Нумизматика (от лат. "numisma", греч. "nomisma" - монета) - это не только коллекционирование монет, но и вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим памятникам (например, монетным штемпелям, документам). Нумизматы изучают монеты как средство денежного обращения, государственный документ и произведение ремесла и искусства. Как наука нумизматика возникла в XVIII веке, когда начали появляться первые целенаправленно создаваемые коллекции монет.
В XX веке из нумизматики выделилась бонистика. Термин "бона", от которого происходит слово "бонистика", возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Под бонистикой понимается сбор и изучение вышедших из обращения бумажных денежных знаков как исторических документов, отражающих экономическое и политическое состояние общества в конкретную историческую эпоху.
Смежной с бонистикой является менее известная наука скрипофилия - сбор и изучение утративших ценность акций, облигаций и иных ценных бумаг.
Коллекционирование книг, как называется. Коллекционирование
Целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом К. могут быть памятники материальной и духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразительного искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). К. предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.
Творческий процесс собирательства предметов культуры. Виды коллекционирования: нумизматика, филателия, плангонология, фалеристика и другие виды.
Вера Курская писатель, филолог, ипполог
Формальное определение гласит: "коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой". Все то, из чего коллекционеры составляют свои собрания, можно разделить на "предметы культуры" или "объекты природы". Сегодня мы поговорим о собирании коллекций первого вида.
Коллекционирование - это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека.
Коллекционирование, как вид хобби, имеет много достоинств, например:
- способствует интересу коллекционера к истории, искусствоведению вообще и истории объекта коллекционирования в частности;
- создает возможность общения с людьми, разделяющими то же увлечение, заведению новых знакомств;
- не требует регулярно уделять ему определенное количество времени (в отличие от хобби, связанных с приобретением какого-либо навыка - например, занятий спортом или музыкой) и прекрасно подходит для занятых людей.
Существует очень много видов коллекционирования. В качестве примера назовем некоторые из них.
Коллекционирование денежных знаков
Денежные знаки являются своеобразным и необходимым источником при изучении истории идеологии, религии, политической мысли, экономической истории общества. По денежным знакам можно проследить денежную эмиссию, введение в обращение новых металлов, изменение государственных символов и т.д. Монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства. Монетные находки очень важны для археологии, ведь именно по ним можно установить дату создания того или иного археологического памятника.
Самыми популярными видами коллекционирования денежных знаков являются нумизматика и бонистика.
Нумизматика (от лат. "numisma", греч. "nomisma" - монета) - это не только коллекционирование монет, но и вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим памятникам (например, монетным штемпелям, документам). Нумизматы изучают монеты как средство денежного обращения, государственный документ и произведение ремесла и искусства. Как наука нумизматика возникла в XVIII веке, когда начали появляться первые целенаправленно создаваемые коллекции монет.
В XX веке из нумизматики выделилась бонистика. Термин "бона", от которого происходит слово "бонистика", возник во Франции в XIX веке для обозначения отдельных видов ценных бумаг. Под бонистикой понимается сбор и изучение вышедших из обращения бумажных денежных знаков как исторических документов, отражающих экономическое и политическое состояние общества в конкретную историческую эпоху.
Смежной с бонистикой является менее известная наука скрипофилия - сбор и изучение утративших ценность акций, облигаций и иных ценных бумаг.
Коллекционирование знаков почтовой оплаты и открыток
Коллекционированием и изучением почтовых марок занимается филателия (от греч. "phileo" - люблю, и "telos" - сбор, пошлина). Пожалуй, это самый популярный вид коллекционирования. Как хобби филателия возникла во второй половине XIX в. Разделом филателии является штемпелеведение - сбор и изучение почтовых штемпелей и гашений.
К филателии также относят сбор почтовых конвертов, поскольку большинство филателистов наряду с марками собирают и конверты, однако сбор исключительно конвертов выделяют в отдельный вид коллекционирования - сигиллатию. Собирание копий почтовых марок из металла называется металлостемпика.
Сбором и изучением почтовых карточек и открыток занимается филокартия. Массовый выпуск почтовых открыток начался в XIX веке. Самые первые филокартические коллекции состояли из этнографических и видовых открыток, которые были прекрасным источником знакомства с природой и культурой народов мира. Первые организации филокартистов возникли в конце XIX - начале XX веков, тогда же начали издаваться специализированные журналы и каталоги.
Коллекционированием так называемых картмаксимусов, т.е. открыток с наклеенными на них марками, повторяющими изображение на открытке, занимается максимофилия.
Мало кто знает об эрринофилии. Однако и такой вид коллекционирования тоже существует. Эрринофилия - это сбор и изучение непочтовых марок, то есть марок, не предназначенных для оплаты почтового сбора. Эрринофилия находится на стыке бонистики и филателии. Собственного, отдельного, клуба у эрринофилистов нет, поэтому они посещают клубы филателистов и бонистов, ведь нередко интересующие эрринофилистов предметы оказываются в коллекциях любителей бумажных купюр и почтовых марок.
Филолидия
Целый раздел коллекционирования посвящен сбору различной упаковки или ее частей. Собирание фантиков, которым часто увлекаются малыши, также относится к филолидии. Но не стоит думать, что это сугубо детское развлечение: филолидией занимаются также и взрослые люди и в течение многих лет собирают солидные коллекции. В филолодии выделяют несколько видов коллекционирования.
Фромология (от фр. "fromage" - сыр) занимается сбором этикеток от сыра, в том числе и плавленого. Это достаточно редкий вид коллекционирования, однако существуют отдельные клубы фромологов. Фромологическую коллекцию можно посмотреть на сайте www.fromology.narod.ru. Существует своеобразная разновидность фромологии - собирание исключительно круглых этикеток с коробочек из тонкой фанеры от французского сыра типа "Camamebert" называется тиросемиофилия (от греч. "tyro" - сыр, "semion" - знак, обозначение).
Ксирофилия (ксерофилия) - собирание упаковки от бритвенных лезвий. Известно, что такая упаковка появилась в 1904 г. после изобретения бритвенных лезвий Кингом Кэмпом Жилетом, собственно же ксирофилия появилась позже - в 50-е гг. XX века.
Филумения (иначе филлумения; от лат. "lumen" - огонь) занимается коллекционированием спичечных коробков, этикеток, каталогов, самих спичек и всего, что связано со спичками.
Гелатофилия - собирание оберток от мороженого.
Помимо перечисленных выше предметов объектами коллекционирования довольно часто выступают и другие предметы: алюминиевые банки, крышки от пивных бутылок, корковые пробки, этикетки от йогуртов, пластиковые баночки и др.
Коллекционирование игрушек
Игрушки часто становятся объектом коллекционирования не только у детей, но и у взрослых. В принципе, можно собирать любые игрушки, объединенные каким угодно признаком: игрушечных кошечек, мягкие игрушки, игрушки из соленого теста и т.д. Некоторые подобные коллекции со временем становятся музеями.
Коллекционированием кукол занимается плангонология. Популярной также является киндерфилия - сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.
Существуют коллекции игрушек, объединенные в том числе и по признаку фирмы-производителя. Сбором кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков - занимается барбифилия. Легофилия - это сбор игрушек фирмы Lego. В Интернете можно увидеть немало коллекций, посвященных игрушкам серии My Little Pony (игрушки-персонажи мультфильма "Мой маленький пони" фирмы Hasbro).
Сбор информации
К сбору информации можно также отнести и анектодотофилию - коллекционирование небольших юмористических рассказов. Афористика занимается сбором и изучением афоризмов, крылатых слов, пословиц и поговорок. Редакции некоторых периодических изданий, особенно специализированных, занимаются ляпофилией - сбором "ляпов" в других изданиях и регулярно публикуют подборки таких "ляпов".
Прочие виды коллекционирования
Существует огромное множество видов этого увлекательного хобби, большинство из которых имеет свои нормативные названия. Например, фалеристика, посвященная сбору и изучению наградных знаков, орденов и медалей. Бирофилия (от англ. beer - пиво) - это сбор любой пивной атрибутики: пивных банок, бочонков, открывашек и т.д.
Битлофилия - сбор материалов, связанных с творчеством группы "Битлз".
Аналогофилия - сбор разнородных, но аналогичных по теме предметов. Коллекция аналогофила может состоять, например, из игрушечных лошадок, почтовых марок с лошадьми и фотографий лошадей. Предметы разные - игрушки, почтовые конверты и т.д., - но тема одна - лошади.
Советы коллекционерам
Как вы видите, существует великое множество видов коллекционирования. В Интернете можно найти специализированные клубы, в которых можно не только пообщаться с теми, кто разделяет ваши интересы, но и получить ценный совет и пополнить свою коллекцию за счет покупки или обмена. Из этого следует, что, хотя не существует ограничений в выборе предмета коллекционирования, лучше все же выбирать такой предмет, который интересен не только вам.
В среде профессиональных коллекционеров принято говорить, что в вашей коллекции не должно быть "самого ценного" предмета, с которым вы ни за что не расстанетесь. Практика показывает, что только в случае готовности расстаться с одним из самых ценных предметов ради приобретения другого, более ценного, коллекция будет расти не только количественно, но и качественно.
Если вы собираете, например, марки или открытки, то бывает весьма непросто остановиться на каком-либо экземпляре при наличии большого выбора. Считается более солидным целенаправленно сузить предмет коллекционирования, скажем, до марок только с рыбами или только с собаками. При этом ценится не столько стоимость отдельно взятой марки, сколько полнота серии.
Не беда, если сегодня вы не можете позволить себе приобрести редчайшую юбилейную марку начала XX в.: неважно, какова стоимость какого-либо экземпляра в данный момент, с годами она будет только расти.
Помните, что коллекционера уважают не только за количество предметов в коллекции, но и за знание темы. Заниматься просто собирательством недостаточно, да и неэффективно, ибо в таком случае весьма трудно ориентироваться в предмете. Изучайте специализированную литературу, каталоги, ищите интересную информацию - это очень вам поможет.
Если же коллекционированием занимается ваш ребенок, помогайте ему. Лучше всего регулярно выделять ему определенную сумму "специально для коллекции".
Слова "ребенок-коллекционер" у кого-то, возможно, ассоциируются с серьезным школьником в очках, сосредоточенно изучающим через лупу альбом с марками и со знанием дела описывающим достоинства каждого экземпляра - такие персонажи нередко фигурировали в советских фильмах для детей. Но помните, что дети есть дети, далеко не всегда они могут понимать истинную ценность предметов коллекции и хорошо в них разбираться и, увы, многие дети могут стать жертвой обмана со стороны более людей опытных, которые могут предложить юному коллекционеру подделку в обмен на подлинный, редкий экземпляр.
Как этого избежать? Во-первых, заранее объясните ребенку возможность такой ситуации и договоритесь, что решения относительно обмена уже имеющихся экземпляров вы будете принимать вместе.
Во-вторых, родителям следует знать, с кем ребенок общается "по интересам". Если друзья вашего ребенка тоже дети, неплохо будет познакомиться также и с их родителями. Если же это взрослые, близкое знакомство с ними просто обязательно.
Желаю удачи, терпения и целеустремленности юным коллекционерам и их родителям.
Да, в глазах обывателей коллекционер все еще выглядит чудаком, ведь он, в первую очередь,- человек, страстно любящий определенные вещи, азартный, как маленький ребенок. Конечно, многим это кажется странным, и так, наверное, будет всегда.
Если обратиться к европейскому арт-рынку, окажется, что коллекционеры – его ключевые участники. Эти люди успешны в своем деле (преимущественно – финансах), хорошо разбираются в искусстве, обладают многомилионным (а иногда и миллиардным) капиталом. Вы можете сами в этом убедиться, изучив список топ-200 коллекционеров, который ежегодно публикуется авторитетным порталом artnews. Туда попадают лучшие из лучших, критерии отбора самые разнообразные, включая активность коллекционера и доступность коллекции. Быть коллекционером в 21 веке не просто прибыльно, но еще и престижно!
Причин по которым люди становятся коллекционерами достаточно много, причем их диапазон варьируется от самых банальных до совсем не очевидных и в некоторой степени даже мистических. Но мы не будем углубляться в дебри психоанализа и попробуем разобраться в основных мотивах этих загадочных людей.
1. Зов предков или инстинкт охотника
Практически все в нашей жизни можно объяснить с точки зрения науки, даже наши пристрастия в еде, увлечения. Коллекционирование не исключение.
2. Зависимость
3. Любовь
Читайте также: