Формирование читательской культуры человека сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Под читательской культурой следует понимать определенный уровень сформированных читательских умений и навыков. Это навыки чтения, потребность в регулярном чтении, устойчивый интерес к нему, способность к восприятию и оценке текста, владение основами библиотечно-библиографической грамотности. Работа по формированию читательской культуры осуществляется в семье, в детском дошкольном учреждении, в школе, в библиотеке на всех этапах жизни человека.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доклад. Читательская культура.doc

Доклад. Читательская культура

Под читательской культурой следует понимать определенный уровень сформированных читательских умений и навыков. Это навыки чтения, потребность в регулярном чтении, устойчивый интерес к нему, способность к восприятию и оценке текста, владение основами библиотечно-библиографической грамотности.

Работа по формированию читательской культуры осуществляется в семье, в детском дошкольном учреждении, в школе, в библиотеке на всех этапах жизни человека.

Прежде всего, чтение – это важнейший ресурс личностного роста человека в результате приобретения им знаний, инструмент достижения успеха в жизни. А если рассматривать человека, как члена общества, то чтение для него будет средством передачи и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе.

Почему мы решили измерить именно читательскую культуру молодежи. Раньше без чтения не обходился, пожалуй, ни один человек. Чтение было обычным времяпровождением. Каждый имел свою библиотеку или полку с книгами. Мы живем в мире насыщенном информацией. Информация поступает из сети Интернет, радио и телевизионных программ, книг, газет, журналов и других каналов. Сегодня в связи со стремительным развитием технологий и интернета печатные издания отошли на второй план. Трудно сказать, стали люди меньше или больше читать. Возможно, стали меньше читать книг, но больше новостей и статей.

Я думаю, здесь стоит говорить о социокультурной трансформации. На смену печатным изданиям, библиотекам пришли электронные издания, электронные библиотеки. И современная молодежь, пользующаяся Интернетом, теперь в основном читает именно электронные издания. Конечно, эти изменения повлияли на читательскую культуру людей.

Мы живем во времена глобальных перемен. Некоторые говорят, что из нации читающей вдруг стали людьми, читающими от случая к случаю, теряющими традиции семейного чтения, ценностные ориентиры в литературной культуре. Что упал наш вкус к хорошей книге и интерес к научной литературе, литературно-художественным и общественно-политическим журналам. И, тем не менее, Интернет – это прогресс, то же и электронная книга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В духовном развитии человека огромную роль играет книга. В детстве, когда происходит активное становление личности, книга приобретает еще большое значение в формировании личности. Часто, книга, которую ребенок прочитал в детстве, отражается на его дальнейшем развитии и оставляет неизгладимые впечатления в душе. Поэтому считается, что книга является действенным инструментом воспитания и формирования личности.

Стандарты ФГОС предполагают развитие личности, которое должно соответствовать требованиям современного общества. Под этим подразумевается способность к осуществлению коммуникативного процесса, способность свободно ориентироваться в большом потоке информации, а также способность быстро решать учебные задачи. Все вышеперечисленное возможно в случае, если у ребенка развит читательский интерес и сформирована читательская культура.

Составные понятия читательской культуры

Читательский интерес – это проявление заинтересованности к изучению учебного материала через чтение книг. Читательский интерес проявляется в сопоставлении читателя и его жизненного опыта с описанными в книгах событиями. В момент чтения книги человек проявляет активную умственную и эмоциональную деятельность. Книга не только выступает инструментом обучения, но и способом передачи читателю жизненного опыта. (Горшкова М.Л.).

Культура чтения – это процесс восприятия и усвоения текста, а также интерпретация прочитанного, причем уровень восприятия информации зависит от читательского опыта ученика и его интеллектуального развития. Уровень чтения характеризуется уровнем творческого развития, способностью воспроизводить образы по прочитанному тексту, а также умением выстраивать диалог с автором.

Развитие читательской культуры является основным способом достижения главной цели образования – формирование ключевых общечеловеческих ценностей.

Читательская культура является большее широким и объемным понятием, чем культура чтения.

Читательская культура – это процесс формирование интеллектуального читателя, который понимает сюжетную линию и образы в литературном произведении.

Читательская компетентность — это личностное качество человека, сформированное из умственных способностей личности.

Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. Т.И. Полякова выделяет следующие критерии развития читательской культуры детей младшего школьного возраста:

формирование уважительного отношения к книге;

умение правильно выбирать интересную книгу;

выработать способность эмоциональное реагировать на сюжет;

находить смысловую ценность в прочитанном произведении;

развить у учеников потребность в чтении;

Социолог С.Н. Плотников сформулировал ключевые отличия в умственном развитии читающего ребенка. Он считает, что те ученики, которые много времени проводят за чтением книг, способны глобально мыслить, охватывая целое произведение и вычленять из него взаимосвязанные события. А также они могут дать адекватную оценку происходящему и принять правильное решение. У читающих детей развитая память и творческое мышление. У них хорошая дикция, хорошее воображение и богатый словарный запас. Они свободно пишут и легче находят общий язык с окружающими людьми. Такие учащиеся проявляют критическое мышление и более самостоятельны в поведении.

Таким образом, чтение влияет на социальное развитие ученика. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разной сложности – все это является необходимым условиями для профессиональной и социокультурной реализации школьников в обществе. В таком случае чтение выступает высшей формой самопознания.

Технология продуктивного чтения

ФГОС поставил задачу перед школьным образованием: каждый школьник должен освоить технику обучающего чтения. Это позволит учащимся решать такие задачи, как беглое чтение текста и полное его понимание. Так же поиск информации по теме текста и его комментирование. Развить читательскую культуру будет сложно, если ученик не владеет пространственным мышлением и не умеет работать с текстом.

Профессор МГПУ разработала технологию осваивания продуктивного чтения. В ее понимании продуктивное чтение является важным инструментом в процессе формирования читательской культуры. Целью новой технологии является создание читательской компетенции ученика и формирование грамотности у детей школьного возраста, а также вырабатывание привычки читать. Чтобы достигнуть всего вышеизложенного, необходимо решить следующие задачи:

развитие техники чтения и моделирование приемов для анализа текста;

использование научной и художественной литературы в качестве инструмента по формулированию у ребенка нравственных и этических ценностей;

развитие эстетического вкуса;

освоение коммуникативной культурой, а также развитие устной и письменной речью;

формирование образного мышления;

развитие литературного вкуса;

изучение литературных понятий и терминов;

Технология продуктивного чтения заключается в работе с текстом и состоит их 3 этапов:

1 этап – работа с текстом до начала чтения. Перед тем, как приступить непосредственно к началу чтения, преподаватель должен расположить учеников к работе, заинтересовать их. Первичная организация рабочего процесса представляет собой активацию смысловой, тематической и эмоциональной составляющей текста. Обратить внимание на ключевые слова, а также выделить главных героев произведения.

2 этап – работа с текстом во время чтения.

А) Первичное чтение текста. С учетом личностных характеристик и индивидуальных особенностей, а также возраста учащихся, преподаватель выбирает тип чтение, которое будет использоваться в момент работы с текстом. Это могут быть и чтение-слушание (педагог зачитывает текст перед классом, ученики с в свою очередь воспринимают текст на слух), и комбинированное чтение (учитель вызывает учеников, и они попеременно читают разные отрывки текста).

На этом этапе проверяется уровень понимания текста. Обычно после ознакомления с текстом ученики делятся своими эмоциями и впечатлениями по поводу прочитанного, а также выдвигают свои предположения по дальнейшему развитию сюжета.

Б) Вторичное чтение текста. Следующий вид работы, который предполагает медленное и вдумчивое чтение. Ученикам задаются вопросы по содержанию, а также их просят высказать свое мнение по прочитанному. Далее учитель и ученики коллективно обсуждают главные сюжетные линии, а также выделяют ключевые моменты, на что стоит обратить внимание. Также педагог на свое усмотрение может вызвать одного или нескольких учеников выразительно прочитать один из отрывков текста.

3 этап – работа с текстом после чтения. После завершения чтения и выделения ключевых моментов, можно начать проводить анализ произведения, давать оценку действиям главных героев, а также определять, что хотел донести до сознания детей автор и какая же мораль произведения.

Будет уместным отвести некоторое время на более тщательное рассмотрение личности автора. Конечно, такая робота предполагает обращение к другим информативным источникам знания. Кроме обсуждения биографии писателя, стоит обратить внимание учеников и на иллюстрации, которые сопровождают название произведения. Главной частью этого этапа является творческое задание, которое будет сформировано исходя из читательской деятельности учеников.

Также технология продуктивного чтения включает использование активного чтения. Не стоит путать активное чтение со скорочтением. Эта технология подразумевает использование ряда приемов, направленных на развитие образного мышления при чтении:

учитель должен так описать рутинную ситуацию, чтобы ученик заметил в ней что-то необычное;

увлечь учеников в процесс оценивания текста. Это предполагает не прочтение текста абзацем за абзац, а чтение всего текста целиком;

учитель должен задавать вопросы, что иметь возможность отследить степень усвоения материала;

предоставить возможность самостоятельной работы над текстом. Например предложить самим написать задание по тексту;

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая используется для формирования у учащихся активной читательской позиции. Обеспечивает глубокое усвоение прочитанного текста, а также позволяет проявить творческие качества.

Организация работы по формированию читательской культуры у учащихся

Формирование читательской культуры является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также рассматривается как альтернативная деятельность по организации школьного досуга. Деятельность учителя должна быть направлена на формирование интереса к чтению у детей, и, следовательно, на раскрытие учебного потенциала каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности личности. Развивая читательскую культуру школьников во время учебного процесса, педагог должен решить две главные задачи:

сформировать потребность в чтении;

развить читательскую компетентность;

Вышеуказанные задачи придают специфический характер функциям образовательного процесса, который должен считаться познавательной и развивающей средой. Выполнение следующих критериев, позволит успешно решить учебные задачи:

проявление заинтересованности в чтении детской литературы;

положительное отношение к чтению;

проявление творческой деятельности;

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

принцип учета возраста и индивидуальных особенностей ученика;

принцип поощрения любого вида деятельности, направленного на развитие читательской культуры;

принцип кооперации при управлении различными формами деятельности;

принцип выстраивания диалога с учениками;

Формирование интереса к чтению можно разделить на работу по следующим направлениям:

Внеклассное чтение

Такой вид работы необходимо рассматривать как дополнительный способ получения знаний. Внеурочное чтение также же расширяет кругозор и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Читаю литературу в свободное от учебы время, школьник демонстрирует свою самостоятельность и осознанность в выборе произведения. Внеклассная работа по литературному чтению оказывает сильное влияние на формирование читательской культуры школьника. Главной целью, которой должен руководствоваться учитель, является проявление заинтересованности в чтении дополнительной литературы, при этом решая следующие задачи:

улучшение качества чтения;

формирование умения правильно и четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

воспитание понятия нравственности через чтение художественной литературы;

формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев;

Составляя список внеклассной литературы, учитель должен учитывать возраст и уровень развития учеников, а также оптимально сочетать количество русских произведений и произведений зарубежных писателей. Еще стоит обратить внимание на жанровую и тематическую стилистики произведений. Объем такого списка должен соотноситься со свободным от учебы временем.

Далее рассмотрим направления внеклассной работы преподавателя.

Литературный кружок. Позволяет упорядочить и расширить имеющиеся знания. Посещая кружок, учащийся проявляет свои творческие способности, а также помещение кружка развивает мыслительную деятельность и заинтересованность в чтении отечественной и зарубежной литературы.

Литературная гостиная. Это форма проведения занятия, которая позволяет досконально изучить литературное произведение, а также детально его разобрать и раскрыть смыслы, задуманные автором. Литературная гостиная включает в себя использование музыки, пения, построения диалогов, а также использование видеофильмов, снятых по мотивам книги.

Литературная игра. Основой такой формы изучения литературы является игра. С помощью игры учащемся легче объяснить жанровые особенности литературного произведения, а также авторский замысел. Обычно после обсуждения ученики имеют свое мнение о прочитанном.

Читательский интерес проявляется благодаря использованию различных видов литературной игры. Такими видами могут быть кроссворды, ребусы, шарады, и книжные инсценировки, а также интеллектуальные игры и конкурсы, основанные на теме произведения; игры, направленные на расширение читательского кругозора и углубление знаний в литературной сфере. Кроме вышеперечисленного, игры способствуют первичному восприятию и анализу текста произведения.

Целью литературной игры является модификация уже существующего текста, либо создание нового литературного продукта, отличающегося от исходного материала.

Вид литературной деятельности напрямую зависит от индивидуальных особенностей и личностных качеств учеников. Поэтому литературные игры могут быть как познавательными и деятельными, так и поисковые, и творческие. Очень ценится, если инициаторами проведения литературной игры выступают ученики. Но чаще игры предлагаются преподавателями.

Литературный праздник. Это форма проведения внеклассного занятия, которая прививает любовь к чтению и развивает заинтересованность в чтении различной литературы. Например, произведений народного творчества или новых произведений. Литературные праздники проводятся, чтобы закрепить полученные знания и повторно обсудить сюжет литературного произведения. На таких занятиях ученики реконструируют сюжет произведения, читая его по ролям или сопровождая содержание книги танцами и пением. Дополнительно устраивается просмотр фильма, снятого по книге, или просмотр отдельных фрагментов фильма.

Литературный альманах. Внеклассное мероприятие, направленное на обсуждение авторов или книг различных произведений, объединенных тематикой и жанровой принадлежностью. Так как альманах тематическое мероприятие, то темы могут использоваться следующие: исторические, военные, фантастические и т.д. Проведение альманаха является лучшим методом привлечения внимания учеников к изучению и чтению литературы.

Выставочный зал. Это своего рода акция, направленная на продвижение и рекламу нового литературного ряда. Выставка книг организуется с учетом возраста учащихся и темами, волнующими молодежь.

Литературная ярмарка. Нетрадиционная форма организации литературного праздника, которая включает в себя разноплановые литературные мероприятия. Во время проведения литературной ярмарки ученики проходят различные конкурсы и викторины. В отличие от литературного альманаха, литературные ярмарки не придерживаются тематик. Это означает, что мероприятия на ярмарках разнообразны, но главным их условием является литературное наполнение каждого мероприятия. На ярмарке ученики могут как купить понравившуюся им книгу, так и получить её бесплатно.

Аукцион. Такое мероприятие проводится с целью формирования у школьников интереса к чтению литературы. Аукционы бывают разных видов: тематическими и универсальными. Но одно должно быть неизменно- главной темой аукциона должна быть литература. На аукционе могут быть представлены вещи и предметы, которые использовались в книгах, или вещи, сделанные учениками и их родителями. Кроме этого, существует и другая форма проведения аукциона. Класс предоставляет содержание книги таким образом, чтобы у людей возникло желание прочитать эту книгу.

Литературная агитбригада. Представляет собой группу из учеников и учителя, которые рекламируют книгу, вкратце рассказывая о её содержании и главных сюжетных линиях. Передвигаются от одной аудитории к другой.

Организация работы с родителями

Близкие отношения в семье создают благоприятные условия для развития читательской среды и читательского интереса. В своих родителях дети видят надёжных помощников и друзей. Существуют следующие формы проведения работы с родителями:

Организация родительских собраний. Встречаются преподаватель, школьный психолог, библиотекарь и родители, чтобы обсудить основные вопросы, касающиеся успеваемости детей и развития их читательского интереса.

Анализ читательских достижений учащихся класса.

Читательское просвещение. Это подразумевает повышение уровня компетентности родителей по вопросам проведения семейного чтения.

Проведение опросов родителей. Это необходимая мера для анализа ситуации и формированию рекомендаций по развитию читательского интереса.

Формирование обратной связи с родителями для обсуждения контроля учащегося.

Индивидуальные беседы с родителями. Используется только в том случае, если у ребенка замечаются какие-то отклонения в развитии.

Ознакомление родителей со списком рекомендуемой литературы.

Вручение родителям благодарных грамот и писем за активное участие в жизни класса и ребенка.

Собрание родителей для обмена опыта и мнениями по развитию ребенка.

Разработка памяток для родителей, в которых содержаться советы по организации учебной деятельности и домашнего чтения.

Взрослые должны влиять на формирование у детей любви к чтению, а также воспитать умного и компетентного человека.

1.Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000.

4. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? Начальная школа. - 2007. - № 8.

7. Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Памятка для родителей о чтении книг

Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

Обсуждайте прочитанную книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание.

Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения – примерно 40-45 минут.

Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

Совместное чтение – наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

Автор: Блударева Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Каменск Уральский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской культуры у школьников."
Раздел: начальное образование

Формирование читательской культуры у школьников.

Книга играет огромную роль в духовном развитии человека. Особенно

велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские

годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в

рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

требованиям современного общества: свободно ориентирующейся в потоках

информации; способной конструктивно общаться, сотрудничать; эффективно

решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это

интерес, культура чтения и ребенок будет владеть читательской культурой.

Составные понятия читательской культуры

книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.

При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной

активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении,

в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте

книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. (Горшкова М.Л.).

Культура чтения – это процесс, включающий восприятие текста, его

определяется читательским опытом ученика, его литературным развитием.

способностью вступать в диалог с автором.

объемным понятием, чем культура чтения.

Читательская компетентность – это совокупное личностное качество

интеллектуальных способностей и личностных свойств.

Культуру чтения необходимо начинать формировать в начальной школе.

культуры детей младшего школьного возраста:

- процесс выработки у детей ценностного отношения к книге;

- умение исследовать и выбирать интересующую книгу;

- способность эмоционально реагировать на прочитанное;

- возможность эстетически воспринимать художественный текст;

- сформировать у учащихся потребности в чтении.

Отечественный социолог С.Н. Плотников выделил основные отличия в

интеллектуальном развитии читающего ученика. По его мнению, активно

читающие ученики способны мыслить в категориях проблем, схватывать

целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно

больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют

речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее

формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в

общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней

свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности

людей, а чтение высшей формой самопознания.

Технология продуктивного чтения

Федеральный образовательный стандарт поставил перед школой задачу

готовность учащихся к решению таких познавательных и коммуникативных

восстановление контекста, интерпретацию, комментирование текста и многое

ученик не умеет осмысленно читать и работать с текстом.

Эффективным инструментом педагога в решении поставленной задачи

является технология продуктивного чтения, разработанная профессором

компетенции школьника; формирование грамотного читателя, у которого есть

стойкая привычка к чтению, который знает книги, умеет их самостоятельно

выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

- формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной

- развитие творческих способностей детей;

- приобщение к литературе как искусству слова;

- практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

состоит из трех этапов.

I этап. Работа с текстом до чтения. Деятельность педагога направлена

на то, чтобы добиться предрасположения учеников к предстоящей работе с

смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить

II этап. Работа с текстом во время чтения.

текста. Самостоятельное чтение в классе или

чтение-слушание, или комбинированное чтение проводится на выбор учителя

в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными

содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

чтение, с применением следующих приемов: диалог с автором через текст,

комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых

слов, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Данный

этап включает беседу по содержанию текста и выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. Данный этап предполагает

смысловую беседу по тексту; коллективное обсуждение прочитанного;

дискуссии; соотнесение читательских оценок произведения с авторской

совокупности его главных смыслов.

Также можно вернуться к работе с заглавием и иллюстрациями, которая

В технологии следует использовать активно-продуктивное чтение ‒ это

отнюдь не скорочтение, а ряд технологических приёмов, направленных на

активизацию мыслительной деятельности учеников при чтении:

- учитель должен найти такой угол зрения, при котором обыденное событие

предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание этого

- посредством вопросов проконтролировать усвоение учащимися содержания

- составь задание: данный приём очень эффективен при самостоятельной

соответствии с текстом;

той грани, на которую выпадет кубик.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология,

восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию

по отношению к тексту и его автору. Технология позволяет реализовать

Организация работы по формированию читательской культуры у

Деятельность по формированию читательской культуры у учащихся следует

рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса и как

одну из форм организации досуга школьников. Деятельность учителя должна

способствовать развитию читательского интереса и, как следствие,

углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей

формируя читательскую культуру учеников в ходе учебно-воспитательного

процесса, должен решать две основополагающие задачи:

- развитие потребности в чтении;

- развитие читательской компетентности.

отслеживается по следующим критериям:

- прослеживается активная познавательная направленность ученика на чтение

- наблюдается положительное эмоциональное отношение к чтению;

- проявляется творческая деятельность ученика на основании прочитанного.

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны

диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л.

Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

- принцип учета возрастных и индивидуальных периодов развития ученика;

совместной деятельности детей и взрослых;

- принцип высокой мотивации любых видов деятельности, направленных на

формирование читательской культуры;

- принцип обязательной рефлексивности деятельности ученика;

- принцип сотрудничества при организации управления различными формами

Развитие интереса к чтению школьников можно представить в виде

работы по следующим направлениям:

Внеклассная литературная деятельность.

образовательного процесса, которая способствует развитию читательского

и н д и в и д уа л ь н ы х

о с о бе н н о с т е й

р а з в и т и ю

самостоятельности и творческой активности детей.

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение

этой работы учитель должен ставить главную цель: формировать интерес

школьников к чтению и при этом решать следующие задачи:

- совершенствование качества чтения как основы глубокого и полноценного

восприятия художественного текста;

- развитие речи учащихся, умение выражать свои мысли и чувства в устной и

- освоение учениками нравственных норм и ценностей посредством чтения

- формирование нравственных качеств личности на примере литературных

произведений русской и зарубежной классики, современной и региональной

произведений различных жанров; чередовании разных видов внеклассных

Рассмотрим формы работы учителя в данном направлении.

знаний, полученных на уроке. На занятиях кружка у учащихся развивается

познавательная активность и творческие способности, потребность в чтении.

Литературная гостиная: позволяет в максимальной степени раскрыть

тематику, интеллектуальные игры на усвоение понятий, игры для расширения

произведения, игры на расширение обогащения читательского опыта, игры на

углубленное восприятие художественного произведения.

Цель литературной игры - модификация существующего текста книги

или создание нового, творческого своего литературного продукта.

В зависимости от индивидуальности учеников литературные игры могут

быть репродуктивные, познавательно-поисковые, творчески-деятельностные.

Игры могут быть предложены учителем или созданы самими учащимися, что

является особо ценным.

рассказывание, слушание, содержание книги может быть представлено и

дополнено пением и танцами, просмотрами фрагментов экранизации книги.

авторах, объединённых по тематическому, жанровому или другим признакам.

Альманах может быть тематическим, и тогда он объединяет книги по одной

теме: военные, исторические, фантастика, о природе, о сказках, стихи и т.д.

Создание литературных альманахов является одним из самых эффективных

способов познакомить учеников с книгой, привлечь к ней внимание.

Выставочный зал: акция, направленная на пропаганду новинок в мире

Литературная ярмарка: одна из нетрадиционных форм организации

литературного праздника, включающая комплекс небольших, разноплановых

отсутствие единой выраженной тематики, т. к. мероприятия, проходящие на

ученик может получить понравившуюся ему книгу, или купить ее.

Аукцион: форма, направленная на повышение читательского интереса

учащихся. Аукцион может быть тематическим и универсальным, но всегда

задания посвящаются книгам разного содержания. На аукцион могут быть

учителей и родителей. Литературный аукцион может быть проведен и в

прочитанной книги так, чтобы у присутствующих появилось желание её

содержании, обычно передвигаясь от одной аудитории к другой.

Формировании читательской культуры посредством работы школьной

Важную роль в формировании читательской культуры ученика играет

способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения

с книгой, способные вести диалог с автором.

Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе,

это даёт ощутимые результаты. Для учащихся всех возрастов должны быть

организованы походы в школьную библиотеку, где их ждет современный

библиографических знаний и умений должен быть высоко образованным

человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные

детские и недетские вопросы; доброжелательным и коммуникабельным, что

поможет найти общий язык с любым учеником; обладать солидным запасом

непонятливые, упертые, несговорчивые; уверенным пользователем ПК, хотя

бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека ‒ это не

школьного библиотекаря, который может реализовать эту задачу через разные

формы библиотечной работы. Это могут быть:

учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с

делают учащихся воспитанными, а главное, прививают навык чтения.

рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой,

как вести себя в библиотеке.

Беседа с читателем: составляет основу начального представления о

сюжете и композиции художественного произведения, выделение темы и

главной мысли прочитанного, направлена на выявление смысловых связей

творчеству писателя. В ходе беседы происходит обмен мнениями, чтение-

определенной теме: краеведению, истории, о природе.

тематическим, обзор новых поступлений.

художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное

предлагаемой информации для учащихся.

слайдов, библиографический обзор, мини-викторину.

Час творчества: знакомство с книгами о творчестве художника или

заданием для детей.

Презентация книги или премьера книги: комплексное мероприятие, цель

которого рассказать учащимся о новой, только что вышедшей книге или

новой книге, поступившей в библиотеку.

Данная форма работы больше подходит для учащихся средней и старшей

выступления учеников. По теме диспута подготавливается книжная выставка

или подборка литературы.

читательского интереса, библиотекарь создает ситуацию, при которой ученик


В настоящее время современному обществу необходим человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. А все эти знания может дать нам правильно подобранный источник информации, одним из которых является книга.

Книга — основной источник знаний человечества. Именно в книгах мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос. Но очень важно научиться извлекать нужную нам информацию, овладеть процессом работы с книгой. Научиться работать с книгой — прежде всего, значит, приобрести хорошие навыки и умения в самостоятельном изучении учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей [5, с. 42].

В начальной школе в учебном процессе работа с книгой — сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависит дальнейшая успешность обучения и самообразования, а так же степень развития умственной способности по другим предметам.

Литературное чтение воздействует не только на отдельные психические процессы ребенка — память, мышление, воображение, эмоции, но и на его личность в целом [3, с. 21].

Большинство исследований доказывают прямую связь между успешностью развития личности ребенка и объемом чтения. Чтение веками служило средством становления личности, раскрывая её особенности. Сегодня принято считать читательскую культуру — основной социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития личности.

Одним из основных этапов обеспечивающих вхождение ребенка в литературу является литературное чтение. От качества литературного чтения зависит формирование у ребенка понимания важной ценности книги, развитие способности интуитивно чувствовать всю красоту поэтических произведений, поэтического слова, свойственную младшим школьникам, формирование у них потребности в регулярном чтении произведений истинно художественной литературы.

Влияние литературы на формирование личности младшего школьника производится посредством восприятия. Психология и методика обучения литературы трактует восприятие произведений искусства как деятельность, в которой задействованы процессы мышления, памяти, воображения и эмоциональной сферы читателя.

Восприятие тесно связано с пониманием — проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка.

Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа. Художественный образ — это обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [2, с. 62].

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме усиления влияния уроков литературного чтения на формирование читательской культуры. Основоположниками этого направления являются психологи и методисты. Они предполагали, что сокращая путь, который ведет младших школьников к качественному восприятию художественного произведения как искусства формирующее теоретическое мышление.

Основой овладения литературным чтением является формирование наглядно-образного познания действительности. Именно оно служит для появления впечатлений бытия, эмоционального и чувственного опыта, обеспечивающих многообразный спектр ассоциаций про чтении произведений. Опыт необходим для гибкости мышления, умения выражать чувства, эмоции, уметь проводить горизонталь событий происходящих в книге и жизни.

В системе современного образования одной из главных задач является комплексное формирование процесса воспитания читательской культуры младших школьников. Достижение этой задачи возможно в рамках урока литературного чтения.

Воспитание сознательного читателя в лице младшего школьника предполагает успешное овладение им в процессе обучения навыком чтения, культурой чтения, умением воспринимать на слух предложенную информацию, навык полноценного литературного высказывания, развитие активного и пассивного словарного запаса, эмоциональная реакция на читаемое [7, с. 29].

Какие же методы и приемы служат для воспитания читательской культуры младших школьников на уроках литературного чтения?

Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании, содружестве с информационно-коммуникативными технологиями. Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста. Обогащение восприятия текста происходит и путём привлечения других видов искусств: живопись и музыка, просмотр экранизаций и драматических постановок различных художественных текстов стали обычным явлением на уроке. Нужно отметить, что серьёзную работу по привлечению читателя и воспитанию культуры чтения ведут библиотеки, которые, приспосабливаясь к требованиям времени, находят новые активные и интерактивные формы работы [8, с. 75].

Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо научить его технике комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Важно помнить, что в центре любого урока — текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание.

Основополагающим аспектом при формировании читательской культуры младшего школьника на уроках является гигиена чтения. Особенно важно внедрять гигиену чтения среди детей, учащихся в младших классах, начинающих обучаться грамоте. Научить с первых же дней пребывания учащегося в школе правильно в гигиеническом отношении пользоваться книгой, уметь её правильно держать — очень важно, так как закреплённый с детства навык остаётся большей частью на всю жизнь. Учителю следует также давать указания родителям о необходимости соблюдения детьми и подростками правил гигиены чтения в семейной обстановке.

В школе, особенно в младших классах, большое количество времени на уроках отводится на чтение и письмо. Чтобы процесс чтения протекал нормально, необходимо, чтобы шрифт книги имел достаточную величину и точные и чёткие очертания. Не менее существенно, чтобы при чтении книга была хорошо освещена и расположена от глаз читателя на определённом расстоянии, зависящем от величины шрифта и остроты зрения читающего лица.

Для детей необходимо держать книгу на расстоянии 35–40 см. Минимально допустимое расстояние книги от глаз — 30 см. При этом книга не должна лежать горизонтально на столе. Её следует держать в наклонном положении. При чтении на уроке наклонное расположение книги обеспечивается конструкцией парты, имеющей наклонную крышку стола. В домашних условиях или при работе в библиотеке с целью облегчения детям и подросткам чтения книг и снижения утомления глаз можно применять специальные подставки. Обязательным требованием гигиены чтения является соблюдение правильной посадки.

В семейной обстановке наблюдение за правильной посадкой детей и подростков во время чтения также обязательно. Родители должны получить от учителя указания о правилах посадки детей и подростков.

Значительную роль в формировании читательской культуры у младших школьников играет урок литературного чтения, так как именно на этих уроках ребенку прививается гуманное отношение к окружающему миру, социальные ценности и их роль в современном мире.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что главной целью школы является воспитание образованной личности. Именно она формирует в младших школьниках культуру, прививает ценности, помогает им осваивать культурные и нравственные образцы, выработанные социумом.

4. Новикова Т. А. Программы и проекты поддержки детского чтения как актуальное направление деятельности библиотек// Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы: материалы Междунар. науч. конф., 26–27 марта 2008 г. / ред. Е. О. Матвеева; Моск. гос. ун-т культуры и искуссва. М., 2008. — 56 c.

5. Полякова Т. И. Роль школьной библиотеки в развитии интереса к чтению младших школьников // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара / [сост. Г. В. Варганова]. М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. — 360 c.

7. Тананыкина Л. В. Организационно-методические основы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культурычтения младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Тананыкина Л. В.; [Моск. гос. ун-т культуры]. М., 1998. — 17 с.;

8. Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.

Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, читательская культура, книга, младший школьник, формирование, художественная литература, чтение, грамотный читатель, семейная обстановка, художественное произведение.

Похожие статьи

Формирование читательской культуры младших школьников.

литературное чтение, читательская культура, книга, младший школьник, чтение, художественная литература, формирование, художественное произведение, семейная обстановка, грамотный читатель.

Роль художественной литературы в интеллектуальном.

художественный текст, литературное чтение, младший школьник, начальная школа, художественное произведение, школьник, урок, текст, ребенок, желтый лев.

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств.

художественная литература, поэтическая литература, младший школьник, ребенок, чтение, книга, общая культура, начальная школа

ребенок, книга, родитель, чтение, интерес, игра, читательский вкус, учебная деятельность, научно-популярная литература, семья.

Методические способы формирование читательского интереса

Формирование читательской компетенции младших школьников. читательская компетенция, иллюстрация, устное словесное рисование, урок, ребенок, чтение, словесное рисование, литературное чтение, читательская компетентность, какое настроение.

О подготовке младших школьников к интерпретации.

художественная литература, поэтическая литература, младший школьник, ребенок, чтение, книга, общая культура, начальная школа, умственное развитие, младший школьный возраст.

Новые подходы к литературному образованию младших.

ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.

Формирование читательской компетенции младших школьников

Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения.

Ключевые слова: чтение, читательский интерес, читательская компетентность, урок литературы, метод, приём, нестандартные уроки литературы.

Проблемы изучения произведений детской литературы.

ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.

Методические рекомендации по формированию основ.

Читайте также: