Фонетика наука о звуках речи сообщение
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуки речи их образование и свойства.
1. Звуки речи.
Звук – это кратчайшая, далее неделимая единица речи.
Звуки речи делятся на две основные группы:
1) Гласные звуки. При образовании таких звуков выдыхаемый из лёгких воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Гласные звуки состоят из голоса, их можно тянуть, петь: а-а-а … В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].
2) Согласные звуки образуются при помощи воздуха, который преодолевает в полости рта какую-либо преграду. Такие звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от этого делятся на:
- сонорные (голоса больше, чем шума): [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].
- звонкие (больше шума, чем голоса): [б], [в], [г], [д] и др.
- глухие (из одного шума): [п], [ф], [к], [т] и др.
Также согласные звуки бывают твёрдые и мягкие . При образовании мягких приподнимается средняя часть языка. Когда произносятся твёрдые согласные, средняя часть языка такой работы не совершает. Мягкость звука обозначается знаком [’]: [м’], [л’] и т. д.
Согласные звуки образуют пары по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. Пары по глухости-звонкости:
Пары по твёрдости-мягкости: Не имеют пар по глухости-звонкости:
- 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’];
- 9 сонорных согласных: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].
Не образуют пар по твёрдости-мягкости:
- 3 твёрдых согласных звука: [ж], [ш], [ц];
- 3 мягких согласных звука: [ч’], [щ’], [й].
Слова делятся на слоги.
Слог – отрезок речи (звук или сочетание звуков), который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха: о-кно, те-традь, то-поль. Слог, как и звук, не выражает значения. Слог образует гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: рад – 1 слог, вью-га – 2 слога и т.д.
Типы слогов выделяются по начальным и конечным звукам:
1) открытый слог (оканчивается гласным звуком): кни-га, со-ро-ка.
2) закрытый слог (оканчивается согласным звуком): пол-день, яр-кий.
3) неприкрытый слог (начинается с гласного звука): а-ист.
4) прикрытый слог (начинается с согласного звука): до-ро-га, бе-лый.
Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога называется ударным ; гласные находящиеся в безударных слогах, - безударные : докуме´нт; досу´г.
В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определённым по счёту слогом как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском – на предпоследний: де´рево, победи´ть.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным ( бра´т, бра´та, бра´ту ) или передвигаться с одного слога на другой ( ли´ст, листа´, ли´стья ). Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное . В сложных словах есть дополнительное (побочное) ударение (`): желе`знодоро´жный, во`догря`зелече´бница.
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) не имеют ударения. Они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам: под горо´й, ко мне´, принеси´-ка.
Роль ударения в слове:
- различает разные слова: му´ка - мука´, за´мок - замо´к;
- различает некоторые формы разных слов: но´шу - ношу´, кру´жки - кружки´;
- различает формы одного слова: сне´га - снега´, но´сите - носи´те.
4. Фонетическая транскрипция.
Существует специальная форма записи звучащей речи – фонетическая транскрипция.
В фонетической транскрипции используются следующие условные знаки:
- звук, транскрибируемое слово или текст заключаются в квадратные скобки – [];
- [’] – обозначение мягкости согласного звука;
- [¯] – обозначение долготы звука;
- [͡ ] – знак для присоединения безударного слова к ударном.
В транскрипционной записи не используются заглавные буквы и знаки препинания.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила литературного произношения.
Орфоэпические нормы по отношению к сочетанию согласных:
1) сочетания сж , зж произносится как долгий звук []: сжать – []ать, разжать – ра[]ать;
2) сочетание сш в произношении заменяется долгим звуком []: сшить – []ить;
3) на месте сочетаний тч , дч произносится долгий звук []: лётчик – лё[’]ик, переводчик – перево[’]ик;
4) сочетание тц и дц произносится как долгий []: братца – бра []а, молодца – моло[]а;
5) сочетание сч и зч в произношении заменяются звуком [’]: переписчик – перепи[’]ик, извозчик – изво[’]ик;
6) на месте сочетаний тс , тьс в глаголах произносится долгий []: кажется – каже[]а, садиться – сади[]а .
Произносите правильно: аге´нт, агроно´м, аре´ст, атле´т, боя´знь, бо´язно, без у´молку, втри´дорога, гренки´, гу´сеница, диало´г, ди´скант, диспансе´р, доце´нт, за´нял, заняла´, за´няло, за´няли, звони´т, инструме´нт, катало´г, киломе´тр, кли´мат, комба´йнер, магази´н, наскво´зь, на´спех, на´сухо, нача´ть, отложи´ть, парали´ч, перложи´ть, подо´шва, партфе´ль, предложи´ть, при´нял, приня´ла, при´няли, прируча´т, простыня´, проце´нт, проце´сс, по среда´м, свё´кла, си´нтаксис, сре´дства, углуби´ть, флюорогра´фия, щаве´ль.
Фонетика — это раздел науки о языке, предметом исследования которого является звук. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложение, но в отличие от них он сам по себе не имеет никакого значения.
Фонетика и звук
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль. Они оформляют слово фонетически, создавая его внешнюю звуковую оболочку.
Вот какое определение, что такое фонетика дает Википедия:
Звуки, соединяясь в разные комбинации, помогают различать слова в речи. В каждом слове содержится определенное количество звуков. Сравним:
Слова различаются набором звуков и последовательностью их расположения. Понаблюдаем за словами, которые различаются
В фонетическом облике слов наблюдаем отличие в последовательности звуков:
- сорт — торс;
- коршун -шнурок;
- короб — порог ([к о р а п] — [п а р о к]).
Образование звуков языка
Фонетика изучает каждый звук с точки зрения акустики, как физический объект, и артикуляции — способа образования звука с помощью органов речи человека. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату отнесем гортань с голосовыми связками, ротовую и носовую полости, язык, губы, нёбо.
Гласные звуки
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму. Так образуются гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Они состоят только из голоса.
Согласные звуки
Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти через рот или через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума.
Фонетическая позиция звука
В речи все звуки находятся либо в сильной позиции, либо в слабой. В сильной позиции звук слышится отчетливо. Для гласных звуков сильная позиция — это нахождение звука под ударением, а слабая — без ударения, например:
- го́рка — г о ра́ [г а р а]
- в е дро́ [в’ и д р о]
Согласный звук имеет сильную позицию, если рядом с ним находятся гласные звуки:
борода, ворота, ураган, рука, столик, чулан, тропы.
Слабой позицией для согласных звуков является их расположение
1. в конце слова
- гардероб [п]
- кров [ф]
- пирог [к]
- брод [т]
- сторож [ш]
- князь [с’]
2. перед глухими согласными
- ко́в ш ик [к о ф ш ы к]
- в с та́в к а [ф с т а ф к а]
- об х о́д ч ик [а п х о т ч’ и к]
Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.
Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:
- Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
- Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
- Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
- Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.
Единицы и средства, используемые в фонетике
Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:
- Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
- Звук – наименьшая единица в фонетике.
- Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
- Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
- Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
- Верхний передний: и
- Верхний средний: ы
- Средний передний: э
- Верхний задний: у
- Средний задний: о
- Нижний средний: а.
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.
Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
- Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
- Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
- Всегда твердые: ж, ш, ц.
- Всегда мягкие: ч, й, щ.
По месту образования согласные бывают:
- Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
- Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
- Зубные смычные: т, т’, д, д’
- Зубные слитные: ц
- Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
- Небно-зубные слитные: ч
- Зубные щелевые: с, с’, з, з’
- Зубные смычно-проходные: н, н’
- Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
- Небно-зубные дрожащие: р, р’
- Среднеязычные щелевые: й
- Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
- Заднеязычные щелевые: х, х’
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.
Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.
Что изучает фонетика
Зачем нужна фонетика
Про Лободу
Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].
С какими науками связана фонетика
С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.
С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.
Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.
С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.
Как разобраться в фонетике
Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.
Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.
На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.
Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.
Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.
Читайте также: