Фольклор курского края сообщение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные: познакомить обучающихся с фольклором Курской области.

Воспитательные: прививать интерес к истории родного края, его культурному наследию.

Развивающие: развивать образное мышление, воображение.

Средства воспитания: интерактивная презентация.

- познавательные УУД:

1) формируем умение абстрактного мышления (воображения);

2) формируем умение выделять главное.

- регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё мнение;

2) формируем умение анализировать, синтезировать и сопоставлять сходства и различия;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с опорой на личный опыт;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

- личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем умение учитывать мнение окружающих, прислушиваться к нему.

Ход занятия

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие! Но в какое, определите вы:

- Любят взрослые и дети,

Прочитать такой рассказ,

Где герои, героини,

Побеждают зло - на раз. ( C лайд 1)

- Слово книжное "вокал"

Как бы проще ты назвал? (Слайд 2)

- Здесь родился, живёшь, уезжаешь - скучаешь.

Как зовут это место ты знаешь? (Слайд 3)

- Это сказки и песни,

Что хранил наш народ -

Устным творчеством братцы,

Испокон века горд!

- Как назвать одним словом

Все сказки, все песни,

Над каждым, что домом,

Раздавались без лести.

На Курской родной,

Милой сердцу земле?(Слайд 4)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим?

- О Курском фольклоре.

Основной этап (20 минут)

- Мы с вами отправимся, ребята, на виртуальную экскурсию по нашей области, где познакомимся с яркими произведениями Курского фольклора!

- Возьмите в руки пульты для голосования. Сейчас вы выберете первое место нашего путешествия. (Слайд 5)

- В селе Плёхово Курской области широко распространена игра на дудочках. Это умение передаётся от поколения к поколению с давних времён. Но как и у игры на дудочках есть своя история, легенда. Она называется "Сказка о дудочках". Я предлагаю вам послушать сказку из уст коренной жительницы села, а затем познакомиться с их самобытной игрой на дудочках.

Сказка о дудочках. mp 4 (5 минут 10 секунд)

- Поделитесь, какие впечатления у вас вызвала эта сказка?

- Спасибо, ребята, важно, чтобы подрастающие поколения помнило свои корни. А мы продолжим нашу экскурсию.

- Мы можем с вами послушать любую песню из их ансамбля:

2. Ты орёл мой сизокрылый (протяжная)

3. Ой, Масленица – кривошейка (масленичная)

4. Поля – полями (свадебная)

5. Сизых моих да два голуба (свадебная)

6. Горошек (свадебная)

7. Ты дивчина не замужняя (лирическая)

8. Ой, чей-то терём (свадебная)

9. Вы бояре молодые, что поздно приехали (свадебная)

10. Ёлка (свадебная)

11. Кокушка наша кустовата (троицкая)

12. Боярень, боярень, хороший, кудрявый (свадебная)

13. Ой, у лесе на юресе соловей защебетал (протяжная)

14. Есть у меня девка да любовь (лирическая)

- Выбирайте, куда же мы отправимся теперь, ребята.

- Село Илёк сложилось в середине XVII века. Тогда эта земля была южной окраиной Руси. Для укрепления границ она заселялась людьми из разных мест, о чем свидетельствует, к примеру, такая деталь женской рубахи, как высокий отложной воротник: подобный ему был в древнерусской одежде служилых людей из Московского государства XVI-XVII вв. Свое имя село получило от некогда многоводной реки Илёк, впадающей в Псёл, и называлось Сухой Илёк, затем Русский Илёк. Предание гласит, что река принесла сюда много ила. По другой версии село назвали именем утонувшего мальчика (или монаха) Ильи.

Особенность курской традиции - таночные песни или танки (танок - от слова "танцевать"). Они звучали со времени весеннего поста до осени. Им присущ подвижный характер, многозвучное переплетение голосов. Разнообразна поэтика таких песен: здесь отражены и лирические мотивы (припевание парней к девушкам), и восхваление своего села, и трудовые процессы (уборка урожая, обработка полотна). В таночных хороводах-шествиях плясового характера участвовали все - и молодежь, и старики.

- Послушаем же одну из их песен.

1. Звонок колокол Благовещенский (таночная, на Благовещенье)

А.Х. Сорокина (запевает), Т.А. Свиридова, М.В. Коськова, М.Д. Сорокина

2. Да на речке, на речке (таночная, в весенний пост)

Запевает А.Х. Сорокина

3. Да ты утка-утушка (таночная, на Пасху)

Поёт Т.А. Свиридова

4. Да пойду, пойду я лужком-кружком-бережком (карагодная, в Петровский пост, с Красной Горки до осени в зимний мясоед, величают замужних)

Поют А.Х. Сорокина (запевает) и Т.А. Свиридова

5. У утушки, у серенькой короткие ножки (карагодная, свадебная величальная)

Запевает А.Х. Сорокина

6. Над озером чаечка вьётся (протяжная)

Запевает Е.Н. Маховицкая

7. Трава моя, травушка (плясовая, на Пасху)

Запевает А.Х. Сорокина

8. Да ты мальчик-кучерявчик молодой (плясовая)

Запевает А.Х. Сорокина

9. Поленька (дудка) Инструментальный наигрыш

10. Поленька (рожок) Инструментальный наигрыш

11. Матрёнка (дудка) Инструментальный наигрыш

12. Матрёнка (рожок) Инструментальный наигрыш

13. Рыбушка (рожок) Инструментальный наигрыш

14. Ивашка (рожок) Инструментальный наигрыш

15. Антон (рожок) Инструментальный наигрыш

16. Полоник (рожок) Инструментальный наигрыш

17. Чебатуха (рожок) Инструментальный наигрыш

18. Расцветали яблони и груши (рожок) Инструментальная версия

19. Роспрягайте, хлопцы, коней (рожок) Инструментальная версия

20. Ой, при лужку, при лужку (рожок) Инструментальная версия

21. Ой, мороз, мороз (рожок) Инструментальная версия

22. Заяц (рожок) Инструментальный наигрыш

23. Заяц (скрипка, балалайка, рожок, кукиклы) Инструментальный наигрыш

24. Камаринская (рожок) Инструментальный наигрыш

25. Камаринская (балалайка, рожок) Инструментальный наигрыш

26. Светит месяц (балалайки, рожок) Инструментальная версия

27. Выйду я на реченьку (балалайки, рожок) Инструментальная версия

28. Полька-птичка (балалайки, рожок) Инструментальная версия

29. Барыня (балалайки, рожок, пение) Частушки

30. Страдания (балалайки, рожок, пение)

31. Семёновна (балалайки, рожок, пение) Частушки

32. Тимоня (рожок) Инструментальный наигрыш

33. Тимоня (кугиклы, скрипка, рожки, балалайки, трещотки, пение) Припевки

- Выбирайте место, ребята, которое посетим мы теперь.

- ТИМОНЯ - 1) Народный танец, широко распространённый в Суджанском и Беловском районах Курской области. Т. представляет собой хоровод из ряда движущихся по кругу танцевальных групп, каждая из которых состоит из двух или трёх женщин (курочек) и одного мужчины (петуха Тимони). Т. исполняет перед женщинами импровизированные танцевальные па, имитирующие движения хорохорящегося петуха; при этом музыканты-аккомпаниаторы, в число которых входят исполнители на гармонике, балалайке и кугиклах, а также на шумовых инструментах, располагаются в центре хоровода. В Т. скупая исполнительская манера женщин, основанная на регулярном повторе одних и тех же па, резко контрастирует с индивидуальными импровизациями мужчин и заканчивается вовлечением в танец даже музыкантов-аккомпаниаторов.

2) Танцевально-хоровой ансамбль Курской области при Курском областном центре народного творчества.

- Об этом танце можно очень много говорить, но его обязательно нужно увидеть! Внимание на экран!

Боян из "Слова о полку Игореве" - не иначе как древний сказитель (аксатель) начального периода истории русского государства. Понятно, что он является и одним из первых писателей-поэтов Древней Руси. Это гипотеза, однако она почти реальна.

Документальные сведения о развитии фольклора в Курском крае относятся к середине 17 века. Выборный от "детей боярских" г.Курска Гаврила Иванович Малышев подал царю челобитную, чтоб в Соборное Уложение (1649 г.) был введен закон о запрещении песен и пр. Считал, что песнопения развращают народ. Однако другие "боярские дети" и сами бояре думали иначе, и челобитная курянина осталась под сукном.

Упорен был Малышев и после неудачи, вновь обратился к царю Алексею Михайловичу с той же просьбой. "Праздные игрища, сатанинские песни, скаканья и плясанья" Указом августейшего монарха были запрещены.

Но как можно было запретить, скажем полноводной речке течь в угодном ему русле? Да никак!

Однако власти и церковь продолжали борьбу с народным эпосом, фольклором. В 1673 г. уже митрополит Михаил издал грамоту для всех православных и прочих мирян: "… Чтобы в городе и на посаде, в слободке и уезде всяких чинов мирские люди и жены их и дети в воскресные дни, и в Господни, и богородичны, и великих святых в праздники приходили бы к церкви, от безмерного пьянства уклонялись и скоморохов с домрами и гуслями, и с волынками, и со всякими играми… в дома к себе не призывали…" (Руднева А.Б. Курские танцы и карагоды. - М., 1976 - с.5).

Коли уж власти вместе с церковью начали жестокую борьбу со скоморошеством, с народным эпосом, фольклором, то можно непредвзято говорить о том, что все это получило внушительное развитие в Курском крае, и, несомненно, поддерживалось в простых слоях населения городов и весей.

Увы, борьба с народным творчеством не имела успеха. Фольклор продолжал свое развитие и многие из песен, сказок, преданий, притч дошли до нашего времени. Первым собирателем фольклора курского края многие филологи считают А.И.Дмитрюкова, учителя, составившего в 1828 г. "Статистическое описание г. Суджи и Суджанского уезда", в котором он описал быт малороссов. Есть там и его суждения о песнях украинцев.

Большую лепту в изучение фольклора Курского края (и не только!), внесла наша землячка Е.А.Авдеева, издавшая несколько книг, в том числе "Записки о старом и новом русском быте". - СПб., 1842.

Изучение фольклора Курского края началось с единичных работ, а в дальнейшем продолжилось экспедициями. Среди фольклористов 19 в. выделялись А.А.Танков, Н.И.Златоверховников, Я.Золотарев, А.Мордвинов, М.Г.Халанский, Н.С.Кохановская, А.С.Машнин, Г.А.Зайцев, В.И.Резанов, П.С.Ефименко.

В начале 20 в. Успешно в сборе фольклора работали А.А.Танков, М.Н.Сперанский, В.Н.фон Рутцен, Е.И.Резанова, Н.А.Римский-Корсаков, Н.К.Полевой, Е.Д.Буромская, И.С.Абрамов.

Благодаря подвижнической работе всех выше перечисленных многие народные песни, баллады, сказания были сохранены.

В советское время собирательство фольклора было успешно продолжено. Особый вклад внесла в археографический поиск песен Курского края А.В.Руднева.

Продолжали работу и ее предшественники брат и сестра Е. Резанова и В.Резанов. Несомненно, курский фольклор повлиял и на творчество великого композитора Новейшего времени Г.В.Свиридова. Большую работу по изучению курского фольклора провели ученые КГПИ (ныне КГУ) в послевоенное время И.З.Баскевич, П.И.Бульбанюк, А.Г.Хроленко, Л.О.Занозина, Л.И.Ларина, М.М.Звягинцева, Л.Г.Веретенников и мн. другие.

Знаменательно то, что и в послквоенное время собирательство фольклора было продорлжено. При этом песни, стихи были посвящены новому времени, отражая факты участия курян в войне с оккупантами, в том числе в партизанских отрядах.

Послевоенные песни полны добра. Так, например, в репертуаре хора села Долженково Обоянского района звучала песня "Тараторочка", в которой были замечательные строфы:

"Приезжайте, добры люди, в гости к нам,

Провезем вас по полям, да по садам,

Сорвем вишни - вы покушайте,

Наши песенки послушайте…"

Длительное время в репертуаре многих сельских коллективов были такие достопримечательности курского фольклора, как "Чибатуха" и "Тимоня". С последней куряне выступали даже в Париже.

Как видим, фольклор, став родоначальником профессиональной литературы жив и ныне. СОДЕРЖАНИЕ

Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Не секрет, что занятия песенным фольклором благотворно влияют на всестороннее развитие ребенка: развивают органы чувств, улучшают память и внимание, способствуют раскрытию творческих способностей, формируют ассоциативное, художественно-образное мышление, развивают фантазию.

ВложениеРазмер
metodicheskiy_doklad_tereshchenko_s.v.docx 35.96 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5

Преподавателя высшей категории

по классу музыкального фольклора

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5

Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Не секрет, что занятия песенным фольклором благотворно влияют на всестороннее развитие ребенка: развивают органы чувств, улучшают память и внимание, способствуют раскрытию творческих способностей, формируют ассоциативное, художественно-образное мышление, развивают фантазию.

Исполнение простых народных попевок формирует координацию голоса и слуха, что помогает детям лучше интонировать. А четкое и яркое произношение народно-поэтических текстов улучшает речевую и певческую культуру детей. Поэтому так важно приобщать ребенка к народной песне как можно раньше. Но не достаточно петь ребенку колыбельные песни или потешки во младенчестве, желательно в будущем, приобщить его к самостоятельному исполнению этих песен.

Курская область является для нас не только родным краем, но и одной из самых ярких областей России, в которой смогли сохраниться народные традиции в их самобытной форме, в особенности народные песни. Их разнообразие и красота привлекали внимание не только писателей, но и известных этнографов, фольклористов и филологов. Уникальность музыкального фольклора Курской области заключается в возможности познакомиться с подлинными распевами песен, более глубоко проникнуть в стиль народной песни, познать богатство и самобытность родной культуры в кажущейся простоте.

Интересна курская песня своим разнообразием приемов изложения, и, конечно же, особенностями местного говора. В курских песнях привлекает внимание все: и их жанровое разнообразие, и музыкальность звучания текстов. Благодаря музыкальному фольклору Курской области можно познакомиться с особенностями музыкально-поэтического текста нашего края, который ярко выражен в свадебных, календарных и приуроченных к календарным датам песнях. А плясовые и хороводные песни, в частности величально-плясовые, очень интересны по ритмике и строфической структуре.

Встречаются так же в музыкальном фольклоре Курской области протяжные песни, которые называются покосными, беседными, масленскими, качельными, в зависимости от того, в какой обстановке и в какой среде они исполняются.

Как мы видим, музыкальный фольклор Курского края очень разнообразный и интересный, а еще достаточно простой и доступный в изучении детьми и взрослыми, что делает его неотъемлемой частью рабочих программ по изучению народного вокала в детских школах искусств нашей области.

Изучение песенного фольклора Курской области в рамках реализации ДПОП

Но-сит пу-лю тро-стя-ную,

А дру-гу-ю жес-тя-ную –

На я-гнят, на те-лят

И на дроб-ных ре-бят!

Куда конь хвостом – туда жито кустом!

Куда корова рогами – туда сено стогами!

Скольки паличек – столько теличек,

Скольки лавочек – стольки ярочек,

Скольки крючочков – стольки бычочков!

-Здравствуй, хозяин с хозяйкою,

С Новым годом, С новым счастьем!

С праздником вас!

В данной песне под пулей тростяной подразумевается небольшая трость, которая является символом мужского начала, обозначая плодовитость. С тростью ходят засевать. Парень, который правой рукой разбрасывает зерно, держит ее в левой руке.

Ай дождь, припусти да на дедовы кусты,

Да на бабкин лен на 12 дён,

Да на две недели, чтоб люди поглядели!

Ай дождь, перестань, куплю табе свириста,

Останутся деньги – купим табе серьги,

Останутся пятаки – купим табе ходоки!

Одно из самых важных мест в репертуаре младших классов занимают фольклорные игры и сказки. Игра для ребенка имеет большое значение, она помогает создать комфортную обстановку на уроке и заинтересованность в учебном процессе в целом.

Ах ты се-рень-кий ко-ток!

По-ва-дил-ся в по-гре-бок,

По сме-тан-ку по тво-рог,

У-ло-ви-ли того ко-та,

Да в три пят-ки, в два кну-та.

Эта игра интересна своим воспроизведением, разыгрыванием одного из сюжетов колыбельных песенок. При этом в колыбельной эти же слова звучат напевно и вполголоса, тогда как в игре они скандируются и громко выкрикиваются.

Изложение правил игры от первоисточника, а так же прослушивание аудиозаписей, видео-просмотр выступлений и непосредственный контакт с носителями песенных традиций Курского края, помогает обучающимся погрузится в атмосферу традиционного быта, уловить особенности диалекта жителей конкретного села и нашего региона.

1. Ой, ты, роща, роща зеленая,

Ой, лёли, али, лёй,

2. Роща зеленая, а що садовая,

Ой, лели, али, лей,

3. Как у той у рощи там стояло древо

Ой, лели, али, лей,

Э, там стояло древо.

4. Там стояло древо, берёзушка белая.

5. На этой берёзе, там сидела пташка,

6. Там сидела пташка, серая кокошка.

Прорабатываем с детьми моменты в тексте, которые требуют пояснения.

Песня распевается на два голоса, но в некоторых местах встречается и третий, основной верхний голос. В партитуре выявляем такие интервальные звучания: прима, секунда, терция. Подводим итог и говорим о том, что песня звучит в объёме ум.5(тритон).

Далее поговорим о вокальных приёмах, используемых в песне. Это нисходящее и восходящее глиссандо от звука определённой высоты к звуку определённой высоты. Так же здесь есть место фермате (в конце куплета на последнем звуке) и паузы (восьмые).

Когда потренировались со звуком, переходим к песне. Здесь я сразу говорю о цепном дыхании и пении по фразам. В процессе исполнения темп не замедляем, выводим звуки вперёд. И в этом месте можно сказать об эффекте велосипеда. Я поясняю, что велосипед разгоняется постепенно, когда мы крутим педали. Так и фраза идёт вперёд, без замедления. Если будем медлить, то получим пение по слогам. Говорю детям о том, что звук льётся, он имеет образ, который мы себе рисуем.

В следующий момент мы начинаем ходить парами и петь, представляем себя на прогулке. В это время самое главное не допустить пения по слогам, в ритм шагу. Я пытаюсь опять образно объяснить, что мы двигаемся хаотично, свободно. И так же при пении звук должен быть естественным, исполнение свободным.

Музыкальный фольклор предполагает овладение не только певческими, инструментальными, но и хореографическими и драматическими навыками исполнительства. Все это помогает обучающимся всесторонне и глубже погрузится в процесс изучения песенных традиций Курской области, сделать его интересным, захватывающим, и увлекательным. А главное, сформировать устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению фольклорного искусства.

В результате освоения данной программы обучающиеся получат знания начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей оформления нотации народной песни, характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства. Смогут грамотно исполнять музыкальные произведения не только сольно, но и в составе фольклорных коллективов. Приобретут навыки сценического воплощения народной песни, народных обрядов и исполнения театрализованных фольклорных композиций. Овладеют навыками исполнения различными манерами пения и аккомпанирования голосу в процессе учебной работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.

Знакомство с фольклором — важный этап эстетического воспитания дошкольников, который способствует воспитанию чувства уважения к истории своего народа, интереса и любви к его удивительно богатому творчеству. ]Поэтому я широко использую фольклор в своей работе. Знакомя детей с фольклором, невольно обращаю внимание на сценический образ. И мне хотелось бы отметить, что народный костюм, является средством творческого самовыражения при исполнении народной песни или пляски. Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

Рассмотрим русскую одежду:

Не правда ли - проста и хороша!

Так сохранен на Руси женский костюм Это сарафанный комплекс, который состоит из рубахи, саяна, завески и пояса. Орнамент и вышивка костюма являются не только украшением, но и оберегом.

А чего ж ты не женишься?

На кого ж ты надеешься?

А кто-то обязательно ответит на эту припевку другой:

- Я надеюсь на денежки,

А женюсь я на девушке!

Наши дошколята тоже с удовольствием пляшут в карагоде, вовлекая в пляску своих родителей.

В нашей стране много прекрасных народных традиций, которые мы передаем подрастающему поколению и я уверена, что дети вырастут настоящими патриотами своей Родины.

И что бы ни говорили, самая великая страна – это Россия! Потому что здесь жили наши предки, наши отцы, деды и прадеды.

Знакомство детей второй младшей группы с фольклором Видео . Актуальность. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного.

– К каким выводам вас это привело?
– Я для себя уяснил следующее: те молодые люди, которые соприкоснулись с этим искусством, однозначно уже не могут быть плохими – они будут воспринимать эту музыку как свою, а воздействие её благотворно. Даже если они не смогут сами ее исполнять, то она в любом случае не будет для них чужеродной.
Не нужно отказываться от нового, популярного, но при этом необходимо воспитывать молодежь на традициях, ни в коем случае не забывать о них. Понятно, что попса легче для восприятия, проще, там нет таких сложных гармоний, распевов, огласовок, которые нужно услышать, воспринять, и вдобавок суметь воспроизвести.
Но тут встает следующий вопрос – одно тянет за собой другое – это проблема кадров – тех, которые должны научить. Поскольку с молоком матери это не передалось детям, постольку процесс этот естественный был нарушен. Этому, к сожалению, способствовала политика советского государства – считалось, что это какая-то отжившая свое архаика, что у нас должна быть новая пролетарская культура…

– Значит оно всё уходит? И процесс изменить никак нельзя?
– За время моей работы в доме народного творчества остались считанные единицы из того поколения, которое помнит, знает и умеет воспроизводить традиционные песни, характерные именно для этой местной локальной традиции.
Процесс вымирания носителей фольклора неизбежен. А естественной передачи в массе своей не произошло, тогда как дальнейшая репродукция фольклорной традиции зависит от подготовленных кадров. Этим занимаются учебные заведения – Курский колледж культуры, Курский музыкальный колледж имени Свиридова – там есть профильные отделения. Но набор на них настолько мизерный – 3-4 человека на курсе может быть… Но даже при этом – если бы они по окончании учёбы доезжали до глубинки и начинали работать с детьми, был бы толк. Послать горожанина в деревню – это ведь запредельная, почти несбыточная мечта. Однако и те дети, которые из села приезжают учиться, они ведь тоже не возвращаются.
Так что вмешаться в этот процесс, повернуть его вспять, увы, не представляется возможным. Но это, конечно, не повод сидеть сложа руки, поскольку в менее благоприятных условиях работа фольклориста становится ещё более актуальной…

Читайте также: