Феральные люди сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных бедолаг не стали находить в лесах. “Дети Маугли”, воспитанные животными, изучались еще во времена Средневековья, но по-настоящему объяснить их поведение и обосновать невозможность возвращения в человеческую среду смогли только психиатры 20 века.

Понятие “феральный человек”

Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.

В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.

феральные люди

В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.

Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.

Феральные животные

Во все времена и у разных народов мира существовали мифы о детях, которых вырастили животные. Как объясняют этот феномен ученые, звери являются прекрасными “воспитателями” человеческих детенышей, и не только в естественной для них среде.

Сегодня часто можно наблюдать, как домашние питомцы принимают участие в жизни малышей: они их убаюкивают, охраняют, защищают, не дают упасть или каким-то образом навредить себе. Те же инстинкты свойственны диким животным, особенно живущим в стае. Связано это с тем, что в зверином сообществе есть своя иерархия, способы общения между его членами и воспитания молодняка.

Истории древности об одичавших детях

Самые известные феральные дети древности – это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой.

Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей.

волчья стая

К сожалению, подобные истории редко заканчиваются так романтично, поскольку феральные люди – дети, воспитанные животными – имеют серьезные отклонения в психике и не способны стать полноценными членами человеческого общества.

Дикие “найденыши” минувших веков

феральные дети

Чаще всего приемными “родителями” детей становились волки. Связано это с естественным для этих животных высоким уровнем родительского инстинкта и тем, что они объединяются в стаи, в которых существуют длительные взаимоотношения между ее членами.

Первым задокументированным свидетельством того, что волчья стая выкормила детей, стала Хроника английского города Саффолка за 1173 год. Неудачные попытки возвращения дикого ребенка к человеческой жизни были зафиксированы в 1341 в Гессе. Охотники нашли мальчика в волчьем логове. Когда его извлекали из норы, он вел себя по-звериному: кусался, царапался, визжал и рычал. Благодаря сохранившимся записям стало известно, что он умер, не выдержав неволи и кормления человеческой едой.

Никто в то время подобные феномены не изучал, специалисты просто пытались вернуть пойманным детям человеческий облик, что чаще всего заканчивалось плачевно.

Дети-“медведи”

Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории – прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.

 одичавшие люди

Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них – это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй – индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.

Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.

Одичавшие люди 20-21 веков

Чаще всего в прошлом веке дети джунглей встречались в Индии. Среди них были дети-волки, пантеры и леопарды. Например, мир узнал о двух девочках – Камале и Амале, которые были пойманы в 1920 году. Одной из них было полтора года, другой – 8 лет, но у обеих уже выработались волчьи инстинкты. Так, они плохо переносили дневной свет, зато ночью прекрасно видели, если исключительно сырое мясо, лакали воду, передвигались на согнутых руках и ногах довольно быстро, охотились на кур и мелких грызунов.

Младшая девочка не выдержала неволи и умерла спустя год от нефрита. Камала прожила еще 9 лет и за этот период смогла освоить примитивные человеческие навыки: ходить ровно, умываться водой, есть с тарелок и даже произносить несколько слов. Но до самой смерти она ела сырое мясо и потроха.

дети джунглей

Как отмечают ученые, феральные люди, долго жившие среди животных, полностью перенимают повадки своих “приемных родителей”, которые не исчезают даже после длительного пребывания в человеческом обществе.

Особенно часты случаи обнаружения одичавших людей в период с 1990 годов и вплоть до наших дней. Связано ли это с тем, что малышам достались нерадивые родители, или они сами заблудились в лесу в детстве, а может, просто среда их обитания была нарушена, и потому их смогли поймать, – неизвестно.

Значение социального развития ребенка

Ученые очень любят проводить эксперименты, чтобы доказать свою научную теорию. Не обошли стороной этот способ познания истины и психологи, которые хотели доказать, что ребенок уже рождается с потребностью в социализации.

В ходе эксперимента новорожденных поделили на 2 группы. В одной с детьми нянчились, говорили с ними при кормлении или смене подгузников, целовали. В другой группе с детьми не общались, но делали все необходимое, чтобы они были накормлены и ухожены.

Спустя время ученые заметили у детей, которые были лишены ласки, потерю веса и другие отклонения от нормы, так что эксперимент был прерван. Тем самым ученые доказали, что в человеке изначально заложена потребность в любви и общении с себе подобными.

Таким образом, становится понятным, почему одичавшие люди лишены человеческих чувств и полагаются сугубо на приобретенные ими животные инстинкты.

Природа феральных людей

Все случаи обнаружения индивидуумов, выращенных животными, говорят о том, что в дикой природе им была свойственна сильнейшая тяга к выживанию. Просто так феральные люди не смогли бы остаться в живых, даже при самом лучшем уходе со стороны их звериных “родителей”.

Животные всегда действуют сообразно тому, что подсказывают их инстинкты, хотя известны случаи, когда они испытывали тоску, теряя свое потомство. Длится это недолго, и кратковременная память позволяет им забыть о потере, что совсем не похоже на поведение людей. Человек может испытывать страдания от смерти ребенка всю жизнь.

Все дети-маугли поступали так, как подсказывали им инстинкты: нюхали пищу и воду, прежде чем начать есть, испражнялись, охотились, убегали от опасности и защищались так, как их дикие “родители”. Эту животную природу невозможно искоренить, если ребенок пробыл долгое время среди зверей.

Очеловечивание Авейронского дикаря

Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное.

Потребовалось очень много времени и терпения, чтобы приучить его ходить в туалет там, где это положено, не срывать с себя одежду и есть из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных.

феральные люди примеры из истории

Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения. Так было, например, с пятилетней Наташей из Читы. Ее воспитали собаки, которые оказались лучшими родителями, чем папа и мама. Девочка лаяла, ходила, как псы, и ела то же, что и они. То, что ее нашли в таком раннем возрасте, дает надежду на то, что она сможет вновь “очеловечиться”.

Полностью восстановиться смог мальчик из Уганды, которого воспитали зеленые мартышки. Он попал к ним в возрасте четырех лет, а когда его обнаружили спустя 3 года, он жил и действовал, как его “приемные родители”. Так как прошло слишком мало времени, ребенка смогли вернуть в общество.

Причина появления феральных детей

Слишком часто в наше время упоминаются дети, которых воспитали животные. Связано это в большинстве случаев с равнодушием, безалаберностью или жестокостью их родителей. Примеров тому масса:

  • Девочка из Украины, выросшая в будке у собаки. С 3 до 8 лет она жила с собакой, где оставили ее родители. За такой короткий период малышка стала ходить, как собака, лаять и вести себя, как ее пес.
  • Мальчик 6 лет из Волгограда, воспитанный птицами, умел только чирикать и хлопать руками, как крыльями, когда проявлял эмоции. Он ел птичий корм, будучи закрытым собственной матерью в комнате с попугаями. Сейчас ребенок проходит реабилитацию у психологов.

феральные люди дети воспитанные животными

Подобные случаи имеют место в наше время в крупных городах и небольших поселках по всему миру: в странах Африки, Индии, Камбоджи, в России, Аргентине и других местах. И что самое страшное, сегодня несчастных находят не в лесах, а в домах, будках животных и на помойках – рыскающих в поисках еды.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и родителей родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта.

Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Даже если все необходимое для социализации заложено в человеческих генах, тем не менее это лишь потенциальная возможность, лишь задатки, которые требуют для своей реализации определенных условий. Сказанное подтверждается встречами с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди — существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, не цивилизовавшихся людей называют еще "маугли" и "детьми джунглей". Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 году. В Индии были обнаружены две девочки — восьмилетняя Камала и полуторогодо-валая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании (США) обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку — они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. "Маугли" доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком.

События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные "оковы". Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Можно ли заключить, что принюхивание к еде, страх перед огнем, облизывание зубов — это проявление "дремлющих природных сил" в человеке?

Какие природные качества заложены в человеке, какие инстинкты сохранились в нем?

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

Итак, феральные люди — продукт социальной изоляции человека.

Социальная среда играет решающую роль в превращении биологиче

ского существа в общественное. Выделим ключевые термины:

Феральные люди Социальная изоляция

Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

Как вы думаете, почему?

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, чтобы предаться углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?

Таким образом, начальная социализация и продолженная — качественно разные этапы. Социализация — кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки.

Социализация личности - процесс формирования личности под влиянием окружающей социальной среды. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно. Социология стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Феральные люди.docx

Феральные люди. Проблема социализации общества

Социализация - сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли а практической деятельности.

Социализация личности - процесс формирования личности под влиянием окружающей социальной среды. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно. Социология стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили к анализу, осмыслению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств.

Процесс социализации рассматривается с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др. Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.

Этапы социализации личности

Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.

Настоящие "Маугли", или, как их называют по-научному, феральные люди, реабилитации зачастую не подлежат. Если они воспитывались вне социума с раннего детства и не были возвращены в общество до пятилетнего возраста, их уже почти невозможно обучить человеческому поведению.

Феральных людей можно условно разделить на две категории. Во-первых, в жизни действительно порой встречаются настоящие "Маугли", выращенные животными или выросшие в одиночку в условиях дикой природы. Во-вторых, неадаптированными к социуму оказываются дети, содержавшиеся в искусственной изоляции.

Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нём не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподобный и его помощники были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и двух человеческих детенышей. Последние были голыми,покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность и были готовы энергично защищать свою территорию.

Детей забрали из берлоги и отдали местным жителям, те же при первой возможности избавились от них, и доктор Сингх нашел девочек несколько дней спустя полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя есть молоко и другую питательную пищу. Младшей, Амале, было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале - так их окрестил доктор Сингх - около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали.

Еще более удивительные факты выяснились позже. Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь по пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость.

Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице довольно быстро бегели, вставая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении того, кого они считали опасным. Они "охотились", преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их.

Но эти дети-волки прожили довольно недолго в цивилизованной обстановке. Младшая, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась от нефрита в сентябре 1921 года. Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от своей волчьей походки. Она научилась умываться, пользоваться посудой, даже выучила несколько слов, но продолжала есть сырое мясо и потроха, избегала собак. То,что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и что ее волчьи повадки были целиком переняты у "приемных родителей".

Знаменитым представителем второго вида феральных людей является Каспар Хаузер, которого в 1828 году обнаружили на рыночной площади немецкого города Нюрнберг. На вид ему было около 16 лет. Юноша с трудом ходил и умел произносить только две фразы - "Не знаю" и "Я хочу быть кавалеристом, как мой отец". Смысла данных фраз он не понимал. При юноше было письмо на имя местного офицера. Анонимный автор письма утверждал, что Каспара подкинули ему в 1812 году и он воспитывал мальчика в условиях строгой секретности. Своеобразное строение тела Хаузера заставило осмотревших его медиков предположить, что он всю жизнь провел в тесной клетке, где мог только сидеть. Кроме того, он большую часть времени находился в темноте. Когда юноша научился сносно говорить, он подтвердил эти предположения.

Баварский король назначил награду в размере 10 тысяч гульденов тому, кто объяснит происхождение Хаузера. Но никто не обратился за этой премией. В 1833 году Хаузера, загадка которого так и осталась неразгаданной, зарезали при таинственных обстоятельствах. На месте преступления впоследствии поставили камень с надписью: "Здесь неизвестно кто был убит неизвестно кем".

"Дети джунглей" обеих категорий регулярно обнаруживаются в разных странах мира и в наши дни. Так, в Китае в 1996 году был пойман двухлетний мальчик, живший вместе с пандами. Он ползал по земле на четвереньках и питался бамбуком. Тело ребенка из-за генетической аномалии было полностью покрыто волосами. Возможно, именно из-за этого суеверные родители когда-то отнесли младенца в лес и бросили его там.

В 2001 году в Чили поймали мальчика, который в 7 лет убежал из приюта со стаей собак. Ребенок два года бродил вместе с псами по улице, убегая от пытавшихся схватить его полицейских. Первоначально полиция предполагала, что мальчик воспитывался собаками с младенчества, но позднее выяснилось, что он, скорее похож на любящего животных неблагополучного ребенка, чем на "воспитанника джунглей".

В 2007 году в горах Самаркандской области Узбекистана был найден одичавший подросток, потерявшийся в 1998 году в возрасте шести лет. За годы, проведенные в горах, мальчик разучился говорить и стал очень пугливым. Никакие животные ему не помогали: ребенок выжил самостоятельно.

Буквально за два месяца до поимки узбекского "Маугли" в джунглях Камбоджи была схвачена напоминающая дикого зверя девушка, которая пыталась украсть еду у лесоруба. Расследование показало, что эта девушка - уроженка одной из местных деревень, которая потерялась в восьмилетнем возрасте и провела в одиночестве 18 лет. Эта "Маугли" тоже жила в дикой природе без помощи животных. Впрочем, некоторые журналисты поставили официальную версию под сомнение: они подметили, что у девушки слишком нежная кожа, а шрамы на ее запястьях напоминают следы веревки. Так что существует вероятность, что эту девушку следует отнести ко второй категории феральных людей - то есть к категории детей, выросших в неволе.

Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ" в других словарях:

Джини (феральный ребёнок) — Эту страницу предлагается переименовать в Джини (ребёнок маугли). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/29 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… … Википедия

Хаузер, Каспар — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хаузер. Каспар Хаузер нем. Kaspar Hauser … Википедия

Ромул и Рем — В Википедии есть статьи о других людях с именем Ромул (значения). Ромул лат. Romulus … Википедия

Читайте также: