Эволюционные идеи древности в эпоху возрождения сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Печатается по решению редакционно-издательского совета КГМА (протокол № 34 от 5 мая 2005 г.) и ЦМС (протокол № 4 от 19.01.2006 г.).

Эволюционное учение. Учебное пособие для студентов медицинских вузов /Сост.: Косых А.А., Чиркова Л.В.; под редакцией зав. кафедрой медицинской биологии и генетики, доктора медицинских наук профессора Косых А.А. /Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2006 - 76 с.

Учебно-методическое пособие “Эволюционное учение” предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского вуза, изучающих эволюционную теорию. Пособие составлено в соответствии с программой по биологии для студентов медицинских вузов (Москва, 1995). Пособие содержат краткие сведения об истории эволюционных учений, методах изучения филогенеза, а также основные положения дарвинизма, современной эволюционной теории и теории антропогенеза. В пособии раскрываются понятия микро- и макроэволюции, способы и пути видообразования, направления эволюционного процесса.

Большое внимание уделено современным представлениям об эволюции человека и человеческих популяций, органов и систем органов человека в процессе онто- и филогенеза, вопросам нарушения онтогенетических и филогенетических корреляций в развитии и их роли в формировании пороков развития человека.

В пособии даются вопросы для самоподготовки, темы докладов к семинарскому занятию, список рекомендуемой литературы.

Спицин А.П. – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой патологической физиологии Кировской государственной медицинской академии

Балашов В.П. – доктор биологических наук, профессор, зав. курсом медицинской биологии Мордовского государственного университета

© Косых А.А., Чиркова Л.В.

© Кировская государственная медицинская академия, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все живое на Земле обладает рядом общих черт: необычайной сложностью строения, высокой приспособленностью организмов и огромным разнообразием форм жизни. В современной фауне насчитывается примерно 4000 видов млекопитающих и 9040 видов птиц. Описано около 19000 видов современных рыб. Число всех известных ныне живущих видов позвоночных достигает примерно 42 000. Описано 107 000 видов моллюсков, 215 000 видов цветковых растений и 750 000 видов насекомых. Общее число известных видов живых существ в современном мире составляет около 1,5 млн. Однако, таксономическое изучение и описание еще значительного числа морских беспозвоночных, цветковых растений, членистоногих и представителей других групп все еще ждет своего таксономического описания. По довольно скромным допущениям о соотношении известных и неизвестных видов в различных крупных группах, общее число живущих ныне видов составляет не менее 5, а возможно и 30 млн., а общее число видов, по данным Grant (1991), за всю историю жизни на Земле составляет от одного до нескольких миллиардов.

Данное учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов. В программе подготовки врача вопросы эволюционной теории занимают особое место. Они имеют большое значение в формировании материалистического мировоззрения врача и позволяет правильно оценить происходящие изменения в человеческой популяции: роль мутаций, естественного отбора, изоляции,миграциии других факторов эволюции. Знание закономерностей возникновения и развития органической природы позволяет правильно понять происхождение и эволюцию человека, эволюцию его органов и систем и связанные с этим причины возникновения онто- и филогенетически обусловленных пороков развития.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В соответствии с примерной программой курса биологии в медицинских вузах и рабочей программой на изучение вопросов эволюционной теории, теории антропогенеза и эволюции органов и систем органов отводится 8 часов из общего лекционного курса (36 часов), а в плане практических занятий имеется одно семинарское занятие с обсуждением подготовленных докладов на ранее предложенные темы, а также 12 часов на изучение эволюции органов и систем органов позвоночных животных из общего количества учебных часов (113 часов). Завершается изучение вопросов эволюционной теории подготовкой докладов и их обсуждением на семинарском занятии. Поэтому основная нагрузка ложится на самостоятельное изучение вопросов эволюционной теории. В связи с тем, что до настоящего времени некоторые вопросы эволюционной теории остаются дискуссионными, а вопросы соотношения онтогенеза и филогенеза органов достаточно сложными для понимания студентами 1 курса, имеется необходимость в разъяснении отдельных положений и их комментарии. Для изучения данной темы следует обратиться к списку рекомендуемой литературы. При изучении вопросов эволюции органов и систем органов необходимо знать их строение, развитие и функцию в процессе онтогенеза, начиная с эмбриональных стадий. Для понимания механизмов возникновения аномалий развития необходимо знание основных закономерностей наследственности и изменчивости.

Глава 1. История развития эволюционных идей

Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения

Ученых разных времен и народов всегда волновали проблемы происхождения человека, возникновения жизни на Земле, многообразие живых существ и их удивительная приспособленность к окружающей среде. Первые материалистические идеи о единстве живой и неживой природы стихийно появились на Древнем Востоке: в Индии и Китае. Еще в начале I тысячелетия до н.э. индийские философские школы, которые отстаивали идеи развития материального мира, утверждали, что человек произошел от обезьяны. В Китае за II тысячелетия до н.э. проводилась специальная селекция для выведения различных пород крупного рогатого скота, лошадей, рыб и декоративных растений. В конце I тысячелетия до н.э. там уже были распространены учения о возможности превращения в процессе эволюции одних живых существ в другие. Эти взгляды разделяли философы-материалисты Древней Греции и Рима. Так Гераклит Эфесский (IV в. до н. э.) считал, что все живые существа и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В фундаментальных произведениях Аристотеля (IV в. до н.э.) “О частях животных”, “Истории животных”, “О возникновении животных” говорится о существовании переходных форм у растений и животных.

Во времена мрачного Средневековья тысячи книг древних философов были уничтожены, тысячи людей сжигались на кострах за высказывание идеи развития природы.

Однако и в Средневековье звучат призывы к объективному изучению природы. Сочинение Авиценны “Канон медицины” (Ибн-Сина, 980-1037) содержит оригинальные мысли в области изучения животных и растений, а также самого человека. Крупным сводом средневековых знаний о живой природе было многотомное “Зеркало природы” Венсена де Бове (XIII в.), на Руси в IX в. ходило в списках “Поучение Владимира Мономаха”. В этих произведениях животные и растения интересуют авторов как символы, выражающие идею творца.

С наступлением Эпохи Возрождения вновь получили распространение сочинения древних мыслителей Аристотеля, Плиния, Платона, Теофраста. В это же время создаются благоприятные условия для развития естествознания.

В 1583 г. Чезальпино ввел классификацию растений на основе строения плодов, цветков, семян.

В 1628 г. Гарвей опубликовал работу “О кровообращении”.

В 1665 г. Гук описал строение растительных и животных тканей с помощью микроскопа.

В 1683 г. Левенгук увидел под микроскопом микроорганизмы, эритроциты, сперматозоиды.

Английский биолог Дж. Рей описал более 18 600 видов растений в труде “История растений” (1686-1704), впервые ввел понятие рода и вида. Ж. Бюффон написал “Естественную историю” (1749), М. Ломоносов “О слоях земных” (1763), Чемберс “Следы творения” (1844).

1.2. "Система природы" Карла Линнея

Первую относительно удачную искусственную систему органического мира разработал шведский натуралист Карл Линней (1707-1778). В 1735 году он опубликовал большую работу “Система природы”. За основу своей системы он принял вид как элементарную единицу живой природы. Его определение вида звучало так: “Вид- множество родственных сходных по строению организмов, при размножении воспроизводящих себе подобных”. Близкие виды объединил в роды, роды – в отряды, отряды – в классы.

Для обозначения вида Линней ввел так называемую бинарную номенклатуру, где первое слово обозначает родовое название, второе – прилагательное, определяющее характерный признак вида. Например, Смородина красная. Первое (родовое) название всегда начинается с большой буквы, а прилагательное – с маленькой. Этот принцип бинарной номенклатуры, а также разделение животных на классы, отряды, роды, виды, сохранился до настоящего времени. Первая настоящая систематика – это главная заслуга К. Линнея. Однако, у него были ошибки. Недостатком классификации является то, что за основу он брал 1-2 признака. Так, в состав одного из классов попали ель, сосна, кукуруза, ряска.

Искусственность систематики Линнея проявилась и в систематизации животных. Например, к классу Червей он отнес одноклеточных, губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих и даже круглоротых.

Хотя К. Линней придерживался идеи сотворения мира и считал, что виды неизменны, в вопросе о месте человека в системе живой природы естествоиспытатель проявил себя как истинный натуралист, поместив в один отряд человека и обезьян на основе сходства их строения.

Линней рассматривал животный мир в порядке деградации: от млекопитающих к наиболее простым формам – червям. И лишь в конце своего жизненного пути Линней признал способность к изменениям в пределах вида.

В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) после средневекового застоя наблюдалось бурное
развитие науки, культуры, высших слоев общества - аристократии, нарождавшейся буржуазии, буржуазной интеллигенции. В этот период в науке накапливается фактический материал, усиливается интерес к естественным наукам. Число людей, принимавших теорию эволюции органического мира, с этого времени возрастало.
Один из ярких представителей эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (XV в.) считал, что с изменением рельефа Земли изменялся и органический мир.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Развитие эволюционных идей в эпоху возрождения.docx

Развитие эволюционных идей в эпоху возрождения

В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) после средневекового застоя наблюдалось бурное

развитие науки, культуры, высших слоев общества - аристократии, нарождавшейся буржуазии, буржуазной интеллигенции. В этот период в науке накапливается фактический материал, усиливается интерес к естественным наукам. Число людей, принимавших теорию эволюции органического мира, с этого времени возрастало.

Один из ярких представителей эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (XV в.) считал, что с изменением рельефа Земли изменялся и органический мир.

XVIII в. ознаменовался развитием в русском и европейском естествознании эволюционных взглядов. К этому времени накопилось достаточно много описательного материала о растениях и животных, которые необходимо было систематизировать. Всеобщее признание завоевала система, составленная знаменитым шведским ученым Карлом Линнеем (1707-1778 гг.). На основе одного-двух признаков (преимущественно морфологических) он классифицировал растения и животных на виды, роды, классы. За единицу классификации им был принят вид. Видом К. Линней называл совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. В своей системе

он использовал предложенный его предшественниками принцип двойных латинских

названий рода и вида, например: Lathyrus pratensis - чина луговая или Canis famillaris - собака домашняя. Однако в этой системе, составленной на основе случайных признаков, далекие в систематическом отношении организмы оказывались иногда в одном классе, а родственные - в разных. К. Линней правильно выделил классы млекопитающих, птиц

и рыб, но ошибочно объединил пресмыкающихся и земноводных в один класс “Гады”. В класс “Черви” попали почти все беспозвоночные, но он правильно поместил в один отряд человека и человекообразную обезьяну.

К.Линней разделял метафизические взгляды на природу, усматривая в ней изначальную целесообразность, “премудрость творца”. Каждый вид он считал неизменным и постоянным, не связанным родством с другими видами. Тем не менее он признавал, что виды могут возникнуть путем скрещивания или в результате изменения среды, но такое понимание к нему пришло в конце жизни. Вклад К. Линнея в прогрессивное развитие естествознания огромен: он предложил систему

животных и растений; ввел бинарную систему двойных названий; описал около 1 200 родов и более 8 000 видов растений; реформировал ботанический язык и установил до 1 000 терминов, многие из которых ввел впервые.

Труды К. Линнея помогли его последователям осуществить систематизацию разрозненного фактического материала и усовершенствовать ее.

В начале XVIII в. французский ученый Жано-Батисто Ламарк (1744-1829 гг.) создал

первую эволюционную теорию, которую изложил в труде “ Философия зоологии” (1809 г.). По Ламарку, одни организмы произошли от других в процессе длительной эволюции, постепенно изменяясь и совершенствуясь под воздействием внешней среды. Изменения закреплялись и передавались по наследству, что и явилось тем основным фактором, который обусловил эволюцию. Ж.-Б. Ламарк впервые изложил идеи эволюции живой

природы, утверждавшие историческое развитие от простого к сложному. Однако вопрос о движущих силах эволюции им был решен неправильно: Ламарк полагал, что основной движущей силой эволюции является внутреннее стремление всего живого к совершенству. Его утверждение о врожденной способности организмов отвечать на

изменения внешней среды только полезными наследственными изменениями дальнейшими исследованиями ученых не подтвердилось. Доказательства эволюционной теории, выдвинутые Ж.-Б. Ламарком, оказались недостаточными для полного их принятия, поскольку не были даны ответы на вопросы: чем объяснить большое разнообразие видов в природе; с чем связано совершенствование организации живых существ; как объяснить приспособленность организмов к условиям внешней среды?

В России XVIII в. примечателен появлением новых научных идей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов, философ-материалист А. Н. Радищев, академик К. Ф. Вольф и другие видные ученые высказывали представления об эволюционном развитии и изменяемости природы. М. В. Ломоносов утверждал, что изменения ландшафта

Земли вызывали изменения климата, в связи с чем изменялись животные и растения, ее

населяющие. К. Ф. Вольф утверждал, что во время развития зародыша цыпленка все органы появляются в результате развития, а не предопределены заранее (теория эпигенеза), а все изменения связаны с питанием и климатом. Не располагая еще достаточным научным материалом, К. Ф. Вольф высказал предположение, гениально предвосхитившее полное научное эволюционное учение будущего. Философ и писатель А. Н. Радищев (1749-1802 гг.) выступал против религии и неизменности природы.

Он утверждал, что в природе “от камени и до человека явственна постепенность,

благоговейного удивления достойна”. По А. Н. Радищеву, “лестница вещества” выглядит

следующим образом: неорганическая природа, растения, животные и, наконец, человек, который несет ряд свойств, присущих другим животным, но отличается от них способностью мыслить.

XIX в. характеризуется всплеском научной мысли. Развитие промышленности, сельского хозяйства, геологии, астрономии, химии способствовало накоплению огромного фактического материала, который необходимо было объединить и систематизировать. В XIX в. все больше подвергаются критике метафизические представления о неизменности живых существ. В России эволюционные идеи высказывались постоянно. Например, Афанасий Каверзнев (конец XVIII - начало XIX вв.) в труде “О перерождении животных” утверждал, что виды действительно существуют в природе, но они изменчивы.

Факторами изменчивости являются изменения окружающей среды: пищи, климата, температуры, влажности, рельефа и др. Он поставил вопрос о происхождении видов один от другого и о их родстве. Свои рассуждения А. Каверзнев подтверждал примерами из практики человека по выведению пород животных. К. Ф. Рулье (1814-1858 гг.) еще за 10-15 лет до выхода в свет труда Ч. Дарвина “Происхождение видов” писал об историческом развитии природы, резко критикуя метафизические взгляды о неизменяемости и

постоянстве видов и описательное направление в науке. Он связывал происхождение видов с их борьбой за существование. К. Ф. Рулье не признавал положение Ж.-Б. Ламарка о внутреннем стремлении организмов к прогрессу. Свои взгляды он подкреплял сравнительными данными, указывая на сходство современных животных с их ископаемыми останками. Он писал: “В природе нет покоя . застоя . все явления связаны между собой и обусловлены друг другом”. Прогрессивные эволюционные идеи высказывал К.М.Бэр (1792-1876 гг.), занимаясь исследованиями в области эмбриологии.

А другой ученый - А.И. Герцен (1812-1870 гг.) в работах “Дилетантизм в науке” и “ Письма об

Идея об эволюции живых существ в начале XIX в. встретила со стороны многих ученых больше противников, чем сторонников. Наиболее непримиримым противником теории Ж.-Б.

Ламарка был крупнейший биолог Франции Ж. Кювье (1769-1832 гг.). Метафизик и идеалист по своему мировоззрению, палеонтолог по научному призванию, Ж.Кювье создал теорию катастроф для объяснения того факта, что им не были обнаружены промежуточные формы между останками обнаруженных в разных слоях Земли животных. Согласно этой теории, мир неизменен. Появление определенных животных, растений связано с божественным творческим актом. Время от времени в определенных частях Земли происходили катастрофы, при которых все живое гибло, а вместо них поселялись организмы из других мест, где катастроф не было. Однако, применяя метод сравнения в изучении тела животного, Ж. Кювье установил, что организм теснейшим образом связан с внешней средой и представляет собой единое целое - все части организма соподчинены. На основе этих исследований ученый вывел закон корреляции органов: по одной кости можно восстановить весь внешний облик животного и его внутреннее строение.

Одновременно с Ж. Кювье жил и работал другой французский натуралист Э. Жоффруа Сент-Илер

(1772-1844 гг.). Оба натуралиста были связаны узами дружбы, но являлись противниками по

научным и философским воззрениям. Э. Жоффруа Сент-Илер был сторонником эволюционных идей,

т.е. идей об изменчивости. Исследуя различных животных, он заметил сходство (гомологию) строения скелетов передних конечностей позвоночных животных (1818 г.). На основе своих исследований он создал учение о едином плане строения позвоночных. “Природа создала всех живых существ по единому плану, - утверждал Жоффруа Сент-Илер, - но бесконечно варьирующему в деталях”. Все изменения он связывал с условиями окружающей среды. Интересно, что знаменитый немецкий поэт и

натуралист И.-В.Гете (1749-1832 гг.) является автором известного представления - “метаморфозы цветка”, согласно которому цветок - это видоизмененная почка побега, т.е. лепестки, чашелистики околоцветника, тычинки, а части пестика - все они не что иное, как видоизмененные листья. Дальнейшее развитие биологии подтвердило правильность представлений Гете.

Величайший английский натуралист Ч. Дарвин (1809-1882 гг.) своей эволюционной теорией положил начало новой эпохе в развитии естествознания.

Возникновению эволюционного учения Ч. Дарвина способствовали общественно-экономические

предпосылки - интенсивное развитие капитализма, давшее импульс развитию науки,промышленности, техники, сельскому хозяйству. На формирование эволюционных взглядов Ч. Дарвина большое влияние оказали взгляды его собственного деда Эразма Дарвина, но особенно большую роль сыграло учение английского геолога Ч. Лайеля (1797-1875 гг.), изложенное в труде “Основы геологии” (1832 г.). Подтвердив существование геологической эволюции, Ч. Лайель доказал, что Земля возникла значительно раньше, чем несколько тысяч лет назад, и что она существует достаточно долго, чтобы могла произойти эволюция органического мира. Ч. Лайель был близким другом Дарвина, последний считал себя его учеником. Все эти предпосылки сыграли большую роль в формировании логически стройной, научно обоснованной теории Ч.Дарвина.

В 1831 г., когда Дарвину было 22 года, он ушел в плавание в качестве натуралиста на корабле “Бигль”, который отправился в путешествие на 5 лет вокруг света с целью составить гидрографические карты для Британского флота. Во время путешествия он собрал большую коллекцию растений и животных. Проводя различные наблюдения, он обратил внимание на

то, что, например, на восточном побережье Южной Америки встречаются совсем иные виды растений

и животных (в частности, птиц), чем на западном. На Галапагосских островах Дарвина поразило

разнообразие видов рыб и гигантских черепах, обитавших на отдельных островах. Именно все эти

наблюдения и заставили его в конце концов отвергнуть теорию божественного творения и

искать объяснение собранным фактам. Мысль о естественном отборе зародилась у Дарвина

вскоре после возвращения из путешествия в 1836 г. После 20-летнего обобщения и осмысливания

большого объема фактических данных им была написана книга “Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, опубликованная в 1859 г., ровно через 50 лет после книги Ламарка.

В 1858 г. Дарвин получил рукопись от Альфреда Рассела Уоллеса - молодого натуралиста, изучавшего распространение растений и животных на Больших Зондских островах Малайского архипелага. В этой работе Уоллес выдвигал идею естественного отбора, очень близкую к дарвиновской, к которой он пришел самостоятельно. По взаимному соглашению

Дарвин и Уоллес представили совместный доклад о своей теории на заседании Линнеевского

общества в Лондоне в 1858 г., а фундаментальный труд Дарвин опубликовал в следующем, т.е. в 1859

г. Следует отметить, что Уоллес считал себя учеником Дарвина и признавал его приоритет в создании теории эволюции. Спустя 12 лет Дарвин опубликовал книгу “Происхождение человека” -

исследование об эволюции человека.

Ч. Дарвин - не первый ученый, который высказал идеи эволюции и представления о том, что

существующие в настоящее время живые организмы являются изменившимися потомками

своих предков. Эти идеи выдвигались и до него. Основная заслуга Дарвина состоит в том, что он объяснил механизм процесса эволюции, создал теорию естественного отбора.

Основные положения теории естественного отбора, выдвинутой Дарвиным, сводятся к следующему.

Любой группе животных и растений свойственна изменчивость. Для эволюции важны только наследуемые изменения, возникающие в результате мутаций. Только естественный отбор изменений (наследственных) может повлиять на характер последовательных поколений данной популяции.

Количество организмов увеличивается в геометрической прогрессии. Тем не менее численность каждого вида в естественных условиях довольно постоянна, потому что большая часть потомства в каждом поколении гибнет. Поэтому идет борьба за существование. В конкурентной борьбе выживают более приспособленные Наследственные изменения, облегчающие. организму выживание в определенной среде, дают своим обладателям преимущества перед другими, менее приспособленными организмами. Концепция выживания наиболее приспособленных представляет собой ядро теории естественного отбора Благоприятные изменения передаются от поколения к поколению, так что со временем появляются большие различия. В конечном итоге новые виды возникают из существующих.

В течение эпохи Возрождения существенно изменяется социальная структура основных западноевропейских государств и развиваются элементы капиталистических отношений. Развитие торговли, рост мореплавания и географических открытий благоприятствовали быстрому прогрессу землеведения и расширению знаний о людях и многообразном растительном и животном мире земли.

Широкое распространение получило книгопечатание, изобретенное в 1440 Гутенбергом. Книга становится мощным оружием развивающейся буржуазии в ее борьбе с классом феодалов. Быстрое развитие типографской техники и сравнительно большие (для того времени) тиражи удешевляют книгу и демократизируют ее. Появляются большие типографии и книжные лавки. Любовь к образованности хорошо отображается в росте университетских центров. Организуются также многочисленные ботанические сады и естественноисторические музеи.

В разных областях естествознания большое значение получает материалистическое понимание природы и идея об опытном познании ее.

Учение о примате опыта с особенной силой было развито в замечательных работах Френсиса Бэкона (1561—1628), знаменитого английского философа, методолога Эпохи Возрождения, родоначальника нового естествознания, основанного на опыте и наблюдении.

В Англии Гоббс (1588—1679) защищал мысль, что рациональное познание природы и общества может быть сведено к математическим законам и методам, так как все явления измеримы. Гоббс признавал объективное существование материальных тел и придавал ведущее значение в их познании опыту и наблюдению, полностью отвергая нематериальный мир и бытие бога.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Однако и в Средневековье звучали призывы к объективному изучению природы. Так, немецкий монах Альберт Больштедский (1206−1280) публикует многотомную энциклопедию со специальными разделами, посвященными растениям и животным. Опираясь на данные Аристотеля, Плиния, Галена, он дает основы классификации, описывает поведение животных. Другими крупными сводками средневековых знаний о живой природе были… Читать ещё >

Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха Возрождения ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Колоссальными были знания древних в области искусственного отбора и медицины. В XI-V тыс. до н.э. (т.е. 7−11 тыс. лет назад) в Средиземноморье, Передней и Центральной Азии, Месопотамии, Египте, Индии и Китае уже были выведены многие современные домашние животные (в т.ч. собака, овца, коза, свинья, кошка, буйвол, бык, осел, лошадь, зебу, верблюд, тутовый шелкопряд и лаковый червец) и множество культурных растений (рис, пшеница, ячмень, просо, чечевица, сорго, горох, вика, лен, хлопчатник, кунжут, дыня, виноград, финиковая пальма, оливковое дерево и др.). Более 3 тыс. лет назад в Индии была открыта прививка оспы (в Европе — только в 1788 году!), тогда же уже делали сложные хирургические операции (кесарево сечение, удаление катаракты, почечных и желчных камней и т. д. ) и знали основные черты эмбрионального развития человека. Зубопротезирование, ампутация конечностей и трепанация черепа были известны еще в конце неолита, до возникновения основных центров древней цивилизации.

Таким образом, уже в глубокой древности, несколько тысяч лет назад независимо в Месопотамии, Средиземноморье, Индостане и Китае возникли религиозно-философские идеи трансформизма — превращения одного существа в другое; креационизма (от creatio — сотворение) — божественных актов творения; а на основе практики сельского хозяйства возникли глубокие практические знания методов создания новых пород. К началу новой эры в центрах цивилизации были описаны тысячи видов животных и растений.

На существование мира христианским учением отводилось около 6 тыс. лет; столетиями сохраняется мнение о том, что за 4004 года до н.э. мир был создан Господом Богом. Изучение природы было фактически запрещено; сотни талантливых ученых, тысячи древних книг были уничтожены за это время. Только в Испании на кострах за столетия инквизиции было сожжено около 35 тыс. человек и более 300 тыс. подвергнуты пыткам.

Неудивительно, что в такой обстановке естественнонаучные знания накапливались крайне медленно. В трактовке явлений органического мира господствовали взгляды различных схоластических школ. Допускались и взаимное превращение разных видов, возможность самозарождения даже млекопитающих (например, мышей из тряпок), книги были наполнены описаниями фантастических животных (рис. 1.1).

Распространенные в средние века фантастические представления о животных.

Рис. 1.1 Распространенные в средние века фантастические представления о животных: А — семиголовая гидра (XII в.); Б — гарпия (1250 г); В — морской черт (1598 г.) (по данным разных авторов)

Выдающийся английский мыслитель XIII в. Роджер Бэкон (1214−1292) выступил против схоластики и веры в авторитеты, против невежества. Не авторитеты, а опыт и наблюдения являются истинными мерилами подлинного научного знания, утверждал он. Бэкон был брошен в монастырскую тюрьму, его труды были изданы лишь столетия спустя.

Биология в эпоху Возрождения. С наступлением эпохи Возрождения в Европе вновь получают распространение сочинения античных натуралистов (Аристотеля, Плиния, Платона, Теофраста и др.). В результате развития торговли и мореплавания быстро растут знания о многообразии органического мира, проводится инвентаризация флоры и фауны.

К середине XV в. в Европе благодаря разложению феодализма и зарождению капиталистических отношений создаются благоприятные условия для развития естествознания. Современная история естествознания и начинается, по существу, со второй половины XV в.- с начала эпохи Возрождения, ставшей великим поворотом в развитии человеческой мысли.

В XVI в., после снятия запрещения вскрытия трупов людей, блестящих успехов достигает анатомия (А. Везалий. О строении человеческого тела. 1543). В 1628 г. У. Гарвей публикует свое учение о кровообращении. С созданием микроскопа расширяются возможности исследования живых существ: изучаются клеточное строение растении (Р. Гук, 1665), мир микроорганизмов, эритроциты и сперматозоиды (А. Левенгук, 1683), движение крови в капиллярах (М. Мальпиги, 1661) и др.

Ф. Реди в XVII в. экспериментально доказал невозможность самозарождения сколько-нибудь сложных животных (окончательно версия о самозарождении была развенчана Л. Пастером лишь в середине XIX в.).

Читайте также: