Сообщение схоластика и теология

Обновлено: 02.07.2024

Специфика средневековой схоластики. Вопрос об отношении веры и разума в средневековой философии. Тринитарная концепция истории. Философия и теология в период расцвета схоластических систем. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.01.2013
Размер файла 43,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История схоластики как философского и теологического направления

средневековая схоластика философия теология

1. Специфика средневековой схоластики

Существование в рамках университетов двух по-разному направленных факультетов создавало определенное напряжение в ученых занятиях. Занятия на факультете свободных искусств не связывались непосредственно с теологией. Свободные искусства изучались на основе античного наследия - трудов Платона, Аристотеля, неоплатоников. Эти труды стали известны главным образом благодаря арабскому завоеванию. Арабы же познакомились с ними через византийцев. Свободные искусства представлялись знанием, основанным исключительно на разуме. Переход же к более высокому уровню обучения - изучению теологии - означал господство установки на веру. Отсюда возникало противопоставление веры и разума. Это противопоставление, не доходящее, впрочем, до отбрасывания одной из его сторон, проходит через все этапы схоластической мысли.

Важно иметь в виду, что под верой понималась вера в авторитет Священного Писания и святых Отцов церкви. Поэтому вопрос об отношении веры и разума означал разработку различных трактовок содержания Библии и творений святых Отцов церкви с учетом достижений античной философии. Схоластика стремилась сохранить авторитет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума становилась для нее неустранимой, но не была неразрешимой. Напротив, схоластическая мысль предложила множество вариантов ее решения. Само столь длительное существование схоластики есть свидетельство множества возможностей согласования свободы мышления с истинами Откровения. В рамках схоластики вопрос не мог быть поставлен в плоскости нигилизма - отрицания всякой веры. Речь могла идти только о степени разумности Писания и Предания. Если бы схоластическая мысль пришла к выводу об их полной неразумности (такое можно предположить только гипотетически), то она встала бы перед проблемой поиска чего-то иного, что можно было бы положить в фундамент человеческого бытия и мышления. Неизбежность веры и потребность в вере не подвергались сомнению.

Существовал еще один аспект схоластического отношения разума и веры. Он был связан с потребностями обращения неверующих, когда необходима аргументация. Схоластика была фактически занята выработкой такой аргументации. Это означало выработку доказательств средствами разума истины, которая ведет к вере или, по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принципам разума.

Популярности этой идеи способствовал переход церкви к активной деятельности в миру. Важным рубежом в политической активизации церкви стали реформы папы Григория VII (XI в.). Им была официально заявлена претензия папства быть выше светской власти. На время Григория VII приходится подготовка крестовых походов, невиданный ранее факт отлучения императора от церкви, официальное разделение церквей (1054) на римско-католическую и православную (греко-кафолическую). Усиление влияния церкви на политические дела повлекло за собой ее обмирщение. Церковь оказалась втянутой в политические распри и интриги, что препятствовало решению собственно религиозных проблем. Реакцией на сложившееся положение и стала тринитарная концепция истории, выдвинутая итальянским аббатом Джоакино да Фьоре (1130-1202).

Согласно этой концепции, история делится на три эпохи: эпоху Отца, эпоху Сына и эпоху Духа Святого. В первую эпоху христианская истина дана человечеству в виде божественного Закона, которому следует только подчиняться. Во вторую - в виде Откровения, предполагающего взаимную любовь Бога и человека. Наконец, следует ожидать наступления третьей эпохи - эпохи Святого Духа, когда начнется прямое действие божественного в земной истории. Новая эпоха будет знаменовать собой начало подлинного духовного освобождения людей от страстей и пороков. Тринитарная концепция истории выражала тягу к обновлению, освобождению от гнета властных институтов и экономического угнетения. Через нее в схоластику вошла социальная тема. Вопросам справедливого социального устройства суждено было занять важное место во всей последующей философии.

4. Время, люди, мысли

Легко заметить, что оккамовский подход составляет эпилог средневековой схоластической учености и одновременно является введением к новоевропейской науке. Он открывает новые перспективы изучения природы на путях рациональных и экспериментальных. В. Оккаму же принадлежит приоритет теоретической защиты всего индивидуального перед лицом общего. Он одним из первых заговорил о правах и достоинстве личности перед лицом властных институтов. Это роднит его с культурой Возрождения.

5. Философия и теология

6. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики

Фома приводит пять доказательств.

1. Из понятия о движении.

Не подлежит сомнению и подтверждается чувствами, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет источник движения. Следовательно, должен быть перводвигатель, так как не может быть бесконечной цепи движущих предметов. Другого не может быть, так как само ничто не движется: посох сообщает движение, так как сам движим рукою. А перводвигатель -- это Бог.

2. Из понятия производящей причины. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога, как верховной причины всех реальных явлений и процессов, ибо невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной. А если бы ряд причин уходил в бесконечность, то не было бы и конечного следствия. А это ложно.

3. Из понятия возможности и необходимости. Люди видят, что вещи возникают и гибнут. Рано или поздно они перейдут в небытие. Но если все может быть, а может и не быть, то когда-нибудь в мире ничего не будет. Если это так, то уже сейчас ничего не должно быть. Но так как не все существующее случайно, значит, в мире нечто должно быть необходимо, которое должно иметь внешнюю причину своей необходимости. А так как не может быть бесконечности, значит необходимо полагать некую необходимую сущность -- Бога.

4. Из различных степеней в вещах. Люди находят в вещах совершенные, истинные. Но насколько они лучше, мы можем говорить, если имеется приближенность к какому-либо пределу. Значит, то, что обладает этим предельным качеством, имеет причину этого качества. Так, огонь есть причина всего теплого. Значит, есть некоторая сущность, которая есть причина для всех сущностей. Это Бог.

В XII веке получила развитие схоластика, высшая ступень средневековой теологии. Схоластика нередко негативно оценивается исследователями как бесплодная дисциплина, занимавшаяся выяснением ничтожных вопросов, например: сколько чертей уместится на кончике иглы. Однако такая оценка неверна. Даже в приведенном вопросе, при всей его кажущейся абсурдности, метафорически поставлена проблема бесконечно малых величин. Именно схоластами разработаны правила логики, которыми пользуется современная наука. Именно схоластами введены и осмыслены основные категории абстрактного знания: бытие и сознание, причина и следствие, форма и содержание и пр.

В XII веке в схоластике сложились два направления: реализм и номинализм. Представители первого направления (Бернар Клервосский, Бонавентура и др.) считали, что если есть слово для обозначения Бога, то, следовательно, есть и сам Бог. Представители второго направления (Росцелин, Пьер Абеляр и др.) утверждали возможность общих абстрактных понятий, не связанных с существованием действительных объектов; одним из таковых, по заключению номиналистов, могло быть понятие Бога. Неслучайно в номиналистах видели предшественников атеистов.

Среди доказательств бытия Бога наибольшим авторитетом пользовалось онтологическое доказательство, предложенное Фомой Аквинским (около 1272 года). Оно апеллировало к бытию, к самоочевидности его совершенства, гармонии, целесообразности; если это так, заключал Фома, то, следовательно, есть некая сила, которая привносит в мир совершенство, гармонию и цель; эта сила и есть Бог.

Гост

ГОСТ

Теология

Культура Средневековья охватывает почти двенадцать веков. Хотя традиционно средние века считаются тёмным временем, временем упадка и регресса, именно в эти века произошли существенные изменения в жизни человека. На это время приходится образование великих государств и жизнеспособных наций. В средние века сложились современные языки и раздвинулись горизонты средневековой культуры. В эти века совершили значительные открытия в науке, создали многие шедевры мировой культуры.

На первом месте среди основ мировоззрения лежала теология.

Теология (наука о Боге) – это описание, систематизация и толкование основ религиозного учения, его догм.

Особенности средневекового мировоззрения, основанного на теологии, имело ряд особенностей:

  1. символизм, проявляющийся в двойственности любого явления, вещи или твари (всё имело материальное проявление и несло символ чего-либо);
  2. традиционализм, что означало сохранение завещанного предками (крестьянин должен пахать, феодал воевать, а священник молиться);
  3. универсализм, вращающийся вокруг вопроса о взаимосвязи между Богом, миром и человеком.

Теология диктовала идею преобладания духа над материей.

Схоластика

В $XI$ веке зарождается схоластика.

Ведущее место в схоластике занимают универсалии (общие понятия). Учение о них развивалось в трёх направлениях:

  1. реализм – утверждение, что универсалии пребывают в божественном разуме вечно, а при соприкосновении с материей они проявляются в конкретных вещах;
  2. номинализм – уверенность, что универсалии можно только добыть через постижение конкретных вещей;
  3. концептуализм – занимал промежуточное положение и доказывал, что универсалии существуют как нечто в конкретной вещи.

Готовые работы на аналогичную тему

Мистика

Противников взглядов Абеляра выступал Бернард Клервоский (годы жизни 1091-1153). Ещё при жизни его считали ярким представителем средневековой мистики в рамках схоластики.

Мистика – это вера в существование сверхъестественных сил, а также их проявление в реальности.

В $XII$ веке широкое распространение получили мистические взгляды Клервоского. Философ утверждал, что человек тяготеет к Богу-творцу и может с ним слиться. Он доказывал, что посредником в этом выступает церковь. Являясь защитником и деятелем церкви, Бернанд боролся за сохранение жёсткой церковной организации и соблюдение церковной дисциплины. В результате спора Абеляра и Клервоского суждения первого были осуждены на церковных соборах, а сам он заточён в монастырь.

В тоже время в философии проявляется интерес к наследию греко-римского наследия. Он выражался в углублённом изучении трудов древних мыслителей. Многие произведения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Галена и Гиппократа переводятся на латинский язык.

Фома Аквинский

В Средние Века развитие европейской философии было тесно связано с христианством. Именно в эту эпоху происходила разработка и закрепление религиозного понимания всей сути окружающего мира, совместно с ликвидацией любого инакомыслия. К одному из крупнейших направлений философии, связанных с христианским мировоззрением, причисляют схоластику, о которой мы поговорим чуть ниже.

Что такое схоластика?

Основными вопросами, решаемыми схоластикой на начальном этапе ее существования стали вопросы формализации религии и систематизации христианства, поскольку в те времена философская наука считалась инструментом познания Бога. В целом, к основным задачам средневековой философии относили возможность логического осмысления религии, приведение к общей системе работ религиозных мыслителей, доступное и понятное разъяснение сути веры.

Основу решения указанных задач мыслители Средних Веков видели в рациональном соотношении между религией и сознанием. По их мнению, сознание, при его верном использовании, помогало человеку не только приблизиться к Богу, но даже объединиться с ним. Основной вывод сторонников схоластики гласил — разум и религия не способны находится в конфликте друг с другом, а, наоборот, должны взаимно дополняться.

Суть окружающего мира, по мнению схоластов, может познаваться исключительно посредством разума, но сам процесс познания требует точного использования некоторых терминов и определений, а также выделения различий в представляемых теориях. Следовательно, к достижению гармонии можно прийти при помощи логики, соединенной с практическим опытом человека.

При этом, у средневековых схоластов не было единой точки зрения по целому перечню вопросов, например, по вопросу о взаимодействии между отдельными предметами и общими понятиями. Итогом этих различий во взглядах мыслителей стало появление отдельных течений внутри схоластики, ими стали реализм и номинализм.

Два ключевых направления схоластики

Суть разделения схоластики на два течения происходит из спора Платона с Аристотелем, а предмет их спора касается соотношения вещи и идеи вещи. В Средневековье указанный вопрос приобрел новый ракурс, связанный с богословием и касающийся соотношения божественной воли и божественного разума (точнее, вопроса того, что из них первично, а что вторично).

Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

Реализм

Реалисты полагали, что идея возникает в реальности еще до создания вещи, подобно мысли в божественном сознании. Божественное сознание они называли первичным в сравнении с божественной волей. Все последователи этого течения делились на крайних (последователей учения Платона об идеях) и умеренных (поддерживавших воззрения и взгляды Аристотеля). Для наглядного понимания разницы между ними назовем ярких представителей обоих ответвлений:

Номинализм

Представители номинализма относили общие понятия исключительно к именам предметов, полагая, что они не способны предшествовать предметам. Также они признавали приоритет и первичность над разумом воли Бога, поскольку только после сотворения определенной вещи ее существование осознается и Богом, и людьми.

К представителям последовательного номинализма относится Иоанн Росцелин, утверждавший, что не существует мудрости вне мудрости души, а общие понятия представляют собой исключительно звуки, к примеру, речевые.

Представители умеренного номинализма, известные еще под именем концептуалистов, тоже не признавали реальности общего в предметах, но считали общими мысли и названия, занимающие ключевое место в познавательной деятельности.

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский

В своих теологических работах Аквинский соединил воззрения Платона и Аристотеля, называя все окружающее нас единством сущности (эссенцией) и существования (экзистенцией). Божественная сущность идентична существованию, но у всех других вещей и предметов сущность в той либо иной мере не совпадает с существованием. Все единичное представляется случайным, его обуславливает нечто иное, а Бог, наоборот, абсолютен.

В дальнейшем философ развил воззрения Аристотеля, предложив рассматривать Бога в качестве чистой формы, а окружающую реальность — в качестве единства между формой и материей. Оставаясь умеренным реалистом, он высказал суждение о тройственности существования общих понятий. По его мнению, эти понятия существуют как:

  • сущностные формы в единичных предметах;
  • мыслительные абстракции в сознании людей;
  • идеальные прообразы единичных предметов в божественном сознании.

Подобно большинству европейских религиозных мыслителей, Ф. Аквинский признавал приоритет веры над знанием, но как схоласт он придавал немалое значение разуму в процессе познания истины. Основным отличием Аквинского от ранних схоластов называют разделение им христианских догм на сферы познания, чего не встречалось у более ранних представителей этого направления. Таким образом, он делит богословие и науку по объектам познания: представители науки объясняют суть объективного мира, а богословы занимаются трактовкой того, что не поддается объяснению посредством естественного человеческого мышления.

Аквинский отрицал саму возможность существованию противоречий между наукой и теологией, поскольку ставил христианскую истину выше разума, а источником истины называл Бога. По этой причине он определял философию как дисциплину, призванную служить богословию, дабы рационально выражать религиозные идеи и опровергать любые ложные аргументы, высказанные против религии.

История развития схоластики

Периоды развития схоластики почти совпадают с периодизаций Средневековья, подразделяясь на три следующих части:

  • Ранний период развития описываемого направления относится к 9-12 векам, схоласты той эпохи живут и работают в европейских государствах, в частности — на территории Германии, Франции, Англии и Италии. Основой их работ является синтез философии и других наук с богословием, а основами схоластической методики выступают специфические средневековые ценности и результаты независимых умозаключений различных мыслителей. Яркими представителями указанного периода считаются Иоанн Росцелин, Бонавентура, Рабан Мавр.
  • В эпоху среднего периода (13 век) происходит окончательное разделение философии и науки вообще с теологией. В 13 столетии в Западной Европе обретают популярность работы Аристотеля, появляются крупные и влиятельные монашеские ордена, возникают философско-религиозные собрания, начинаются споры между сторонниками Августина и Аверроэса. Крупнейшими представителями схоластики того периода признаются немецкий философ Витело, француз Винсент из Бове, известный английский ученый Роджер Бэкон и испанец Раймунд Луллий.
  • Для позднего периода, относящегося к 14-15 векам, характерно стремление мыслителей к рационализаторской упорядоченности направления, приобретение им все большего научного оттенка, окончательное отделение мистики от богословия. В итоге философия теряет свойственный ей ранее духовный смысл и тесную связь с религией. В дальнейшем появляется новое направление схоластики, названное неосхоластикой, основной задачей которого становится защита христианства.

Заключение

Из всего перечисленного выше можно сделать несколько выводов в пользу схоластики:

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1. Понятие, основная проблематика и общая характеристика средневековой схоластки………………………………………..……..5
2. Основные течения (направления) и школы схоластики…. 15
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы….…………………………………………………24

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Студентка гр. № З.11.3,5э

Зачётная книжка № НФ 12112

Барлова Арина Игоревна

1. Понятие, основная проблематика и общая характеристика средневековой схоластки………………………………………..…….. 5

2. Основные течения (направления) и школы схоластики…. 15

В данном вопросе ответом становится то, что философия становится не опытом, но языком, с помощью которого христианская догма набирает свой опыт.

Но еще более сложным случаем неопределенности отношений философии и теологии представляется центральная идеологическая оппозиция античности между греческой мыслью о Бытии и иудейской идеей Бога, во многом исключающим друг друга. Как показал Э. Левинас, еврейская – этическая по сути – мысль о Боге есть такое же первоучредительное действие с позиции индивидуума, как и греческая идея Бытия в интерпретации Хайдеггера. Обе идеи равны в своем первородстве и в значительной степени независимы друг от друга, но в то же время позволяют объяснить одна другую.

Источниками информации для написаний данной работы послужат электронные (печатные) научные рецензируемые периодические издания, энциклопедии и учебники для студентов высших учебных заведений.

1. Понятие, основная проблематика и общая характеристика средневековой схоластки

Ввиду этого важно выделить периодику схоластики:

1. Ранняя схоластика (IX-XII века), стоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторский; Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Аделард из Бата; Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, Гильберт Порретанский, Иоанн Сольсберийский, Бернард Шартрский, Амальрик из Бена; Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура.

2. Средняя схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля, имевшегося, правда, только в латинском переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий.

3. Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в начале XIV века церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: Альберт Саксонский, Николай Кузанский; Жан Буридан, Николай Орезмский, Пётр д’Альи, Николай из Отрекура; Уильям Оккам; Данте, Саламанкская школа.

По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это прослеживается в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христианскому церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия 2 .

Специфично для схоластики то, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным.

Как Священное Писание и Священное Предание 3 , так и наследие античной философии, активно использовавшееся схоластикой, выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста.

Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877гг.), Ансельм Кентерберийский (1033-1109гг.), Бонавентура (1221-1274гг.), Фома Аквинский (1225-1274гг.), Дунс Скот (1266-1308гг.) и Уильям Оккам (1300- 1349гг.). Все эти деятели науки посвятили огромное количество трудов основной проблеме – проблеме соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

Но правомерность или возможность такого вывода должна была быть подтверждена по всем основным пунктам вопроса веры и разума, что подводит к изучению и рассмотрению основной проблематики схоластики.

Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий, в основном через понимание теологии как науки.

Стремясь сделать теологию наукой, схоластики ставили вопрос не только о том, как может быть наука, но и о том, почему она должна быть? В познании нужно различать содержание его и деятельность. У схоластиков это различие стояло твёрдо потому, что аналогию ему они находили в вере, где различается объективная и субъективная стороны. Содержание христианской веры неизменно, тогда как акт веры и способы восприятия её содержания изменяются согласно разнообразию верующих.

Как схоластики науку подчиняли мудрости, философию – теологии, так и отдельные науки они подчиняли философии, как их главе. В силу иерархического строя схоластики философия, как и у древних, обращена в путеводительницу исследования, направленного на отдельные области знания; она имеет к этому полную правоспособность вследствие своего тяготения к мудрости, своего строго определённого понятия истины, своих идеальных принципов и своего внутреннего единства.

Читайте также: