Это специфический вид неформальной межличностной коммуникации это сообщение о некоторых событиях

Обновлено: 21.07.2024

Слухи — это специфический вид неформальной массовой коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов. С помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе. Слухи являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).

Ориентация слухов на массового коммуникатора определяет специфику структурного и содержательного аспектов информации слухов. В качестве структурных элементов слухов всегда выступают значимые (для той или иной социальной группы, в зависимости от уровня и масштаба сферы, в которой слухи циркулируют) герои и экстраординарные события.

Слухи удовлетворяют социально значимые потребности коллективного коммуникатора: утилитарные потребности, потребности в престиже, в познании, эмотивные потребности. Утилитарные потребности связаны с достижением людьми (социальными группами) определенных целей. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда владение информацией повышает престиж человека. Эмотивные потребности удовлетворяются за счет того, что слухи, как правило, порождают сильные эмоции позитивной или негативной модальности. Познавательные потребности и интересы удовлетворяются слухами тогда, когда информация об интересующих человека событиях отсутствует или некачественна.

Слухи возникают в определенных социально-психологических условиях и способствуют формированию поведенческой активности масс. Условием возникновения и бытования слухов являются неопределённость, социальная нестабильность, необходимость объяснения неодназначных явлений и выработки отношений к ним на основании существующей картины мира, коллективных представлений. Следствие слухов - определённое действие масс, как реакция на полученную информацию, а это значит, что: 1) с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе; 2) они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).

В качестве основных каналов распространения слухов выделяют:

- слухи, распространяемые через центральные, местные каналы ТВ, кабельное ТВ или просто распространение видеокассет;

- слухи, распространяемые через радиоэфир;

- слухи, распространяемые через печатные издания;

Виды слухов. Пока не существует исчерпывающей классификации слухов. Некоторые исследователи дифференцируют слухи сообразно тому, какие потребности они реализуют:

- слухи, уменьшающие неопределенность;

- слухи, ориентированные на действие, связанные с попыткой изменить текущую ситуацию;

- деструктивные слухи, возбуждающие враждебность;

- позитивные слухи, возбуждающие симпатии;

- слухи, актуализирующие страх;

- слухи, возбуждающие желания;

Существует классификация на основании выделения информационной, экспрессивной и результативной характеристик слухов. По информационному основанию — это слухи достоверные и недостоверные, стихийные и фабрикуемые, а по экспрессивному — слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные и разобщающие слухи. По степени достоверности слухи бывают абсолютно недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные, достоверные с элементами неправдоподобия.

По происхождению слухи могут быть спонтанно, стихийно возникающими либо умышленно фабрикуемыми, целенаправленно распространяемыми. Возможны и промежуточные разновидности.

По результатам влияния на сознание и поведение людей выделяют слухи: 1) будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения; 2) вызывающие антиобщественное поведение известной части населения; 3) разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки.

Борьба со слухами включает мероприятия профилактического и контрдейственного характера:

1. Прогнозирование потенциальных и изучение процессуальных и эмоциональных составляющих распространения слухов.

5. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях, повышение авторитета руководителей и доверия к ним. Опыт показывает, что слух легче предупредить, чем пресечь.

Слухи — это средство психологического воздействия на изменение мнений, отношений, настроений, поведения. Слухи могут использоваться для укрепления авторитета их распространителей, вызывания недоверия людей друг к другу, порождения сомнений разного рода. Н. Ронин (1999) отмечает и другие целевые назначения слухов: оптимальное распространение правды, создание определенного мнения о событии, ситуации или человеке; подготовка окружающих (путем притупления их реакции) к намеченному деянию; выяснение отношения людей к сообщаемому; разжигание смуты, страха, неуверенности.

Способствуют распространению слухов недостаток информации, субъективная неоднозначность событий. Они или возникают стихийно, или фабрикуются и распространяются целенаправленно.

Люди распространяют слухи только тогда, когда они способствуют удовлетворению какой-либо потребности. К их числу относятся утилитарные потребности, которые связаны с достижением определенных целей (укрепление позиций в группе, ослабление или вывод из борьбы конкурента, формирование определенных мнений; по существу это акт агрессии, направленный на других, чтобы причинить им боль). Другой целью распространения слухов может быть потребность помочь другим людям, предупредить их о возможной опасности или неприятности.

Потребность в снижении собственной тревожности тоже удовлетворяется с помощью слухов. Распространяя тревожащие самого человека слухи, он надеется на их опровержение другими людьми, что поможет снизить собственные сомнения и беспокойство.

Наконец, с помощью слухов удовлетворяются познавательные потребности и интересы. Особенно показательно в этом плане общение болельщиков в Интернете по поводу перехода или покупки тех или иных игроков в любимую команду во время трансферного окна. Причем распространению этих слухов способствуют печатные средства массовой информации.

Некоторые люди имеют психологические особенности, делающие их высоковосприимчивыми к слухам: 1) высокая внушаемость, неспособность самостоятельно и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха; 2) чрезмерное любопытство человека, вечно прислушивающегося к любому разговору, каким бы далеким он для него ни был; 3) наличие недовольства, фрустрации, усталости, состояние длительного ожидания.

Слух легче предупредить, чем пресечь. А. И. Китов (1990) сравнивает человека, долго не имевшего информации и услышавшего сплетню, с голодным. Если он набросился на первую попавшуюся ему еду (слух) и с несвойственной ему жадностью утолил голод (познавательную потребность), стыдить его за это бессмысленно, а кормить (достоверной информацией) поздно — он сыт и интерес к этой информации уже утерян.

Сплетни. Сплетня — это слух, основанный на неточных или заведомо ложных сведениях о ком-то. Целью сплетен является посеять недоверие, злобу, зависть к тому или иному человеку. Как правило, сплетни распространяются во времени и пространстве очень быстро, если не будут вовремя остановлены. Для сплетни характерно сочетание лжи и правды, небылицы и были. Это делает ее сначала робкой, немощной, но затем она безостановочно растет, обрастая новыми домыслами.

Единственной защитой от сплетни является ее гласное опровержение и обнаружение ее несостоятельности.

Используя второсигнальные (речевые) виды воздействия на адресата влияния, следует думать не только о содержании произносимых слов, но и о том, как их произносить, какими действиями (жестами, мимикой) их сопровождать. Как показано Меграбяном (Mehrabian A., 1972), при первой встрече адресат влияния на 55 % верит невербальным сигналам другого человека, на 38 % — паралингвическим сигналам (громкость речи, интонация, смешки, покашливание и т. п.) и только на 7 % — содержанию речи. Лишь при повторных встречах это соотношение меняется, но все равно невербальные и паралингвические сигналы не теряют своего значения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сплетни и домыслы

1.6. СЛУХИ О СЛУХАХ

1.6. СЛУХИ О СЛУХАХ Наиболее эффективным способом распространения слухов является прием "слухи о слухе". В этом случае субъект, пускающий слух, говорит приблизительно так: "Вы слышали, что ходят слухи о том, что произошло <…> событие".Таким образом, он, с одной стороны,

2.2.2. СЛУХИ И УТКИ В СМИ

2.2.2. СЛУХИ И УТКИ В СМИ В этом случае информацию передают не в явной форме. Она может прозвучать в форме догадок и предположений. Наиболее распространенным способом является прием "слуха о слухе". В этом случае информация передается приблизительно так: "Ходят слухи, что…". В

1.6. СЛУХИ О СЛУХАХ

1.6. СЛУХИ О СЛУХАХ Наиболее эффективным способом распространения слухов является прием "слухи о слухе". В этом случае субъект, пускающий слух, говорит приблизительно так: "Вы слышали, что ходят слухи о том, что произошло <…> событие".Таким образом, он, с одной стороны,

Слухи и страхи

Слухи и страхи Прошло не так уж много времени, и в Америке возникли стандартные опасения по поводу месмеризма: он основан на людской доверчивости, а, по сути, является обманом; он ограничивает вашу волю; месмерист способен тайно внедрить в ваш разум приказы о подчинении;

Слухи о слухах

Слухи о слухах Наиболее эффективным способом распространения слухов является прием "слухи о слухе". В этом случае субъект, пускающий слух, говорит приблизительно так: "Вы слышали, что ходят слухи о том, что произошло <…> событие".Таким образом, он, с одной стороны,

Сплетни и домыслы

Сплетни и домыслы

Сплетни

Сплетни Сплетни представляют собой игру власти, эффективность которой обеспечивается использованием лжи. Эта игра особенно эффективна в условиях тесных межличностных отношений, в группах людей и в небольших населенных пунктах. Люди могут внедрять в сознание

СЛУХИ, СПЛЕТНИ И ТОМУ ПОДОБНОЕ

СЛУХИ, СПЛЕТНИ И ТОМУ ПОДОБНОЕ У всех на слуху… А у кого на уме? Голос из толпы Ну что, поехали потихоньку?Однажды я проделал эксперимент. Работал я тогда на конвейере на заводе. Было мне тогда шестнадцать, по-моему. На конвейере сидело то ли тридцать шесть, то ли тридцать

Слухи

Слухи Обычный день, столовая. Группа людей о чем-то оживленно беседует, входит одна из коллег, и в столовой воцаряется тишина. Она не знает, что ей делать, — присесть и заговорить о погоде или повернуться и уйти. За минувшие несколько лет она перепробовала разные стратегии

Правдивая половина сплетни

Слухи являются неотъемлемым элементом и структуре неформальной коммуникации любого общества. Они представляют собой недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе межличностного общения.

Причины и условия возникновения слухов

Прежде чем приступить к рассмотрению причин и условий возникновения, методов и приемов работы со слухами, стоит разобраться, что такое слух. Вопрос не праздный. Многие исследователи предпринимали попытки дать такое определение, но общепринятого пока не существует. Более того, наметились разночтения в понимании слуха в социальной психологии и маркетинге. Необходимо дать рабочее определение, которое бы позволило решать практические задачи, связанные со слухами. Такое определение можно сформулировать, проанализировав признаки слухов.

В качестве признаков слухов авторы, изучающие это явление, обычно рассматривают (см. рисунок):

Неопределенность достоверности информации. Эта характеристика информации может колебаться в очень широком диапазоне: от правдоподобной до абсолютно недостоверной. Широта спектра достоверности информации, передаваемой слухом, является следствием того, что в процессе распространения сюжет слуха подвергается изменениям в сторону приспособления к психическим нуждам коммуникаторов (рассказчиков) и реципиентов (слушателей). Именно поэтому, по мнению некоторых исследователей, полностью достоверными слухи не бывают. При изустной передаче они неизбежно подвергаются искажениям и всегда чем-то грешат против истины.

Коллективное авторство, анонимность. Передаваемый изустно слух является продуктом коллективного творчества [3], коллективной попыткой объяснить проблемную и эмоционально насыщенную ситуацию даже в том случае, если он запущен умышленно. Важнейшей функцией слуха является интерпретация [1] актуальных событий.

Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируютповедениечеловека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные;
б) недостоверные с элементами правдоподобия;
в) правдоподобные;
г) достоверные с элементами неправдоподобия.
2) по экспрессивности:
а) слух-желание;
б) пугающий слух;
в) агрессивный слух.
3) по происхождению:
а) стихийные;
б) умышленно сфабрикованные:
› первичные – изначально сфабрикованные слухи;
› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.
4) по силе влияния:
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами

Верны ли утверждения? А) Стыд - это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. В) Психологическое понимание вины сводится к переживанию недовольства собой, связанного с обнаружением человеком рассогласования между собственным поведением и принятыми моральными нормами. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая проявляется в передаче знаний и умений и тесно связана с функциями обозначения и обобщения

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая определяется влиянием на мысли, эмоции, поведение другого и отражает стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям

одна из сторон коммуникативной функции речи, которая связана с передачей чувств и отношения говорящего к тому, о чем он говорит

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Одна из характеристик информационной стороны речи, которая обеспечивается достаточной силой голоса, не очень быстрым темпом речи, интонациями, логическими ударениями - это

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Психология общения (СПО)

Один из видов активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание, подытоживание основных идей и чувств говорящего, - это

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) В младших классах ведущим становится общение со сверстниками. В) В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) А.А. Леонтьев считает, что общение принадлежит к базовым категориям психологической науки и не уступает таким категориям, как сознание, личность, деятельность. В) С.Л. Рубинштейн, Ф.Т. Михайлов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина считают, что потребность в общении формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. Подберите правильный ответ

Психология общения (СПО)

Один из основных принципов общения, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе, предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета - это

Психология общения (СПО)

психологический барьер, который проявляется во взаимной или односторонней незаинтересованности в содержании и причинах переживаний партнеров по общению

психологический барьер, который возникает вследствие неискренности одного или обоих партнеров по общению

психологический барьер, который выражается в одностороннем или взаимном нежелании партнеров сблизить свои позиции по частным, непринципиальным вопросам

Психология общения (СПО)

____________ - это терпимость, снисходительность к кому или чему-либо, установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных

Психология общения (СПО)

___________ – это внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование), эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций

Психология общения (СПО)

Один из видов активных ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание, обращение к собеседнику с целью уточнения его слов, собственного понимания и т.д., - это

Психология общения (СПО)

___________ - это идентификация человека как принадлежащего к определенной группе с присущими ей особенностями

Психология общения (СПО)

Верны ли утверждения? А) Деструктивная фаза конфликта – это фаза развития конфликта, для которой характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью; беседа остается в рамках делового обсуждения, оппоненты контролируют себя. В) Конструктивная фаза конфликта - это фаза развития конфликта, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми. Подберите правильный ответ

Читайте также: