Этикетные речевые тактики и приемы в коммуникации 8 класс сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Приемы речевого воплощения стратегий и тактик ученые делят на тривиальные (обычные, сложившиеся в языке стереотипы) и нетривиальные (наиболее распространенная форма – намек через иносказание).

Приведем ряд тактических приемов, которые могут быть использованы в целях эффективного диалогического общения (по Т.А. Ван Дейку):

Учеными выделяются и иные специфическиетактики:

- вопросов не должно быть более трех, иначе станет очевидным предвзятое отношение к собеседнику;

- вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку, если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала;

- не следует позволять партнеру перехватить инициативу.

21) Переключение внимания, или сдвиг. Прием применим, когда необходимо решит обратную задачу отвлечь внимание адресата от какой-либо информации. Достигается путем акцентирования внимания на ином событии или аргументе, либо растворения не выгодной информации среди другой, либо создания информационного шума, мешающего адресату сконцентрировать внимание на нежелательной для адресанта как субъекта управления информации.

Очевидно, что тактические приемы не только являются средствами реализации коммуникативной стратегии, но и способны выполнять функции воздействияна участников коммуникации.

Так, В. Кузнецов классифицируя приемы, используемые для усиления воздействия, делит их на четыре группы:

Роль специфических коммуникативных тактик в определенных коммуникативных ситуациях (например, при интервьюировании, проведении деловых переговоров и пр.) могут играть вопросы.

Исследователи выделяют несколько категорий (видов) вопросов.

а) Вопросы о фактах (информационные) – выявление того, что реально осуществилось во времени и пространстве.

б) Заключающие вопросы – используются при завершении коммуникации, если важно подчеркнуть равноправие собеседников, уважительное отношение между ними либо еще раз уточнить содержание достигнутых договоренностей.

в) Закрытые вопросы – вопросы с жесткой структурой, на них можно ответить просто да или нет или несколькими словами.

г) Зеркальные вопросы – вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе, направлены на то, чтобы достичь действительного понимания его чувств, переживаний, состояния.

д) Зондирующие вопросы – вопросы, нацеленные на получение необходимой информации о собеседнике для того, чтобы решить, в каком направлении действовать: к ним прибегают в ситуации, когда собеседнику причины его собственного поведения или эмоционального состояния либо не ясны, либо он не хотел бы о них говорить.

ж) Косвенные вопросы – используются в тех случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне.

з) Открытые вопросы – вопросы с не очень жесткой структурой, предполагают свободу в выборе ответа и начинаются со слов что, как, зачем, почему и т. п.

и) Уточняющие вопросы – следуют за уже поставленными с целью уточнения или перепроверки сказанного.

к) Эстафетные вопросы – вопросы с целью поддержания и продолжения диалога, чтобы переход от одной темы к другой был логичным и уместным.

л) Переспрос – полное повторение прозвучавшего из уст собеседника вопроса с целью выигрыша времени и/или уяснения его сути.

м) Риторические вопросы, не требующие ответа и содержащие в себе скорее утверждение, нежели отрицание.

Очевидно также, что перечень стратегий и тактик не может быть исчерпывающим. Кроме того, любой прием эффективен в том случае, если удается найти конкретные речевые формулы, образы, понятия, символы, невербальные средства, способные повлиять на восприятие людей, их душевное состояние, желания и устремления.

4. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе.

Одним из существенных отличий рекламной информации от информации нерекламного характера является ее направленность на достижениекоммерческих целей, целей продвижения рекламируемого объекта на рынке. Реклама способствует достижению этих целей, оказывая коммуникативное воздействие на целевую аудиторию.

Подкоммуникативным воздействиемпонимается воздействие на знания, отношения и намерения адресата в нужном для адресанта направлении (в соответствии с этим принято различать когнитивные, аффективные и поведенческие эффекты).Воздействие на сознание осуществляется путем рациональной аргументации (убеждение), через эмоциональную сферу, или воздействие на подсознание (суггестия), воздействие с помощью вербальных (речевоевоздействие) или невербальных средств.

Существует классификация стратегий коммуникативного воздействия. Важными факторами, определяющими выбор той или иной стратегии, являются: коммуникативныецели и задачи.

Можно различать также коммуникативные стратегии (а также коммуникативные тактики) по используемым адресантом средствам воздействия.

Различие рекламных стратегий в зависимости от коммуникативных целей и задач.

Следует различать стратегическую коммуникативную цель и дополнительные коммуникативные цели, без достижения которых в рекламном дискурсе трудно достичь основную. Дополнительные цели связаны с преодолением неблагоприятных условий коммуникации, обусловленных особенностями восприятия такой информации и отношения к ней.

1) позиционирующие стратегии, то есть стратегии, формирующие определенное восприятие рекламируемого объекта;

К сожалению, достаточно часто встречается реклама, использующая только стратегии второго типа. Она привлекает внимание, запоминается, но не мотивируетпотребителя.

В рамках стратегий первого типа (позиционирующих) в зависимости от решаемых коммуникативных задач можно выделить в качестве более частных:

а) стратегии дифференциации, помогающие выделить рекламируемый объект в ряду конкурирующих;

б) ценностно-ориентированные стратегии, позволяющие связать рекламируемый объект с важными для целевой группы ценностными понятиями;

в) стратегии присвоения оценочных значений, в частности помогающие усилить восприятие положительный свойств рекламируемого объекта, и другие.

Аналогично в рамках оптимизирующих стратегийможно выделить следующие болеечастные стратегии:

а) стратегии согласования языка и картин мира коммуникантов;

д) аргументативные стратегии;

е) стратегии распределения информации по оси “более/менее важное” и другие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.

Урок родного языка

Сформировать представление о речевом этикете.

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,

-составлять текст на заданную тему

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.

Чему учат нас мудрые пословицы?

О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.

  1. Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.

Определение темы урока

Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.

Какие это слова?

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка

Начнем с главного СЛАЙД

Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.

Работа с информацией в учебнике

А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.

1 ряд – Из истории русского этикета.





2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

- Здравствуйте, сегодня на очередном уроке речевого общения мы поговорим о правилах речевого поведения.

-А теперь давайте разберемся, о чем же пойдет речь?

- Что такое правило?

- В словаре С.И. Ожегова находим такую словарную статью.

ПРАВИЛО – 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения. 3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Обманывать не в его правилах.

- Какое перед нами слово с точки зрения лексического значения? (многозначное). Прочитаем все его значения.

- Какое значение использовано в теме урока? (3)

- Значит, сегодня мы будем говорить о нормах речевого поведения, то есть о речевом этикете.

2. Работа в справочнике.

- Запишем в справочнике:

2 . Речевой этикет – правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

- Так как правила речевого поведения обязательны для всех членов общества, а мы с вами таковыми тоже являемся, то соблюдать их просто обязаны. Но чтобы их соблюдать их нужно знать, к концу урока мы с вами создадим свод правил речевого поведения.

3. Работа в справочнике

Правила речевого поведения:

Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.

Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации , то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.

Речевые тактики – это речевые приемы, позволяющие достичь поставленной цели, в конкретной ситуации.

1. Вопросов не должно быть более 3-ех

2. Вопросы должны быть достаточно сложными и в ряде случаев неразрешимыми

3. Речевая формула произносится при первом же затруднении с ответом, прекращая речевое взаимодействие.

4. Не следует позволять партнеру развивать свой ответ или перехватывать речевую инициативу.

Диалог

Диалог – это форма устной речевой коммуникации, которая представляет собой общение двух субъектов посредством языка.

В процессе диалога реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от реплик, то диалог превращается в монолог.

Условия для диалога.

1. Потребность в общении. Возникает в ситуации, когда имеющиеся у субъекта знания о предмете общения оказываются недостаточным.

2. Соблюдение причинно-следственных связей. (детерминизм). Для наступления каких-либо событий должны быть причины, а причины и следствие должны иметь связь.

3. Наличие общей памяти. Согласно этому условию говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом.

4. Общие языковые знания.

5. Семантическая связность диалога. Каждая реплика должна быть осмысленна и иметь общую тему.

Виды диалогов:

Уровни общения:

1. Событийный (информационный). Свойственен любой сфере общения. Его закономерности:

- всегда присутствует предмет общения

- осуществляется тактика принятия партнера

- происходит реализация партнерства в общении

2. Деловой. Характеризуется четкой ролевой дифференциацией.

- предмет общения есть не всегда

- тактика принятия партнера используется

- ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью

- самопрезентация происходит согласно своей роли

Характеристика видов диалога.

1. Деловая беседа – акт прямой взаимной коммуникации в официально деловой сфере, осуществляемой посредством слов и невербальный средств.

- дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения материалов;

- быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующее достижению поставленной цели;

- критическая оценка мнений и предложений, а также возражений партнеров

- аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

- ощущения собственной значимости и повышение компетентности партнера в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

- ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

Читайте также: