Эмоции в профессиональной деятельности медицинского работника сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Учитывая постоянную напряженность в процессе лечения и постоянную психологическую готовность к необходимости оказать психологическую поддержку при оказании помощи, врачу необходима постоянная помощь грамотной и практически организованной медицинской операционной сестры. Умение вовремя и профессионально грамотно, без лишних эмоционально окрашенных реакций и негативных эмоций, ассистировать врачу… Читать ещё >

Патогенные эмоции в работе медицинской сестры ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИЙ
  • 2. ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ЧЕЛОВЕКА
  • 3. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
  • 4. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Особенности эмоций в профессиональной деятельности медицинской сестры заключаются в эмоциональном воздействии на психическую сферу пациентов, больной человек, стремясь освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Эти ожидания, свойственные человеку в любой ситуации, более остро проявляются во время болезни. Неудовлетворенность этих ожиданий часто проявляется в изменении психического состояния пациента. Психологическое состояние человека имеет решающее значение как в возникновении болезни, так и в формировании особенностей ее течения, определяет развитие и успех лечебных воздействий.

Задачи медицинской сестры и пациента при их взаимодействии Задачи медицинской сестры Задачи пациента 1. Создавать атмосферу доверия 1. Доверять медицинской сестре 2. Способствовать сохранению и развитию возможностей пациента 2. Учиться оценивать свои возможности и при необходимости менять образ жизни 3. Способствовать личностному росту и развитию пациента в процессе решения его проблем 3. Учиться максимально использовать свои возможности, бороться, а не приспосабливаться 4. Действовать на основе правовых, этических и моральных норм 4. Учиться эффективно справляться с жизненными обстоятельствами и/или сохранять эту способность Внедрение сестринского процесса в систему подготовки и практическую деятельность медицинских сестер позволяет обеспечить:

системный подход к осуществлению сестринских вмешательств;

учет индивидуальных особенностей каждого пациента;

возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

развитие клинического мышления, повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры, а значит, престижа профессии в целом.

Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. С точки зрения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация для человека. Сущность стресса состоит в интенсивной потребности в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования.

Выражение эмоций также играет важнейшую вторичную роль в сложном процессе социального общения, воспроизводя наблюдателю не только его влияние на текущую ситуацию, но также и реакцию наблюдаемого. Выражение беспокойства, возможно, сообщает наблюдателю о желании спрятаться, удовольствие — о настойчивости, злость о желании защищаться.

Стрессы имеют плюсы и минусы, поэтому говорят о двуликости стресса: это одновременно и жизненно необходимая приспособительная реакция, которая открывает возможность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, и причина страданий, болезней и переживаний. Один и тот же стресс может вызвать у медицинского персонала различные реакции. Тормозить или усиливать стрессовое состояние могут наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, актуальное состояние и др.

В деятельности медсестры существуют следующие группы стрессоров и вызываемых ими состояний. Стрессоры:

вызываемые условиями сестринского труда: постоянный эмоциональный контакт с множеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью; материальные затруднения; монотонная работа; отсутствие стимулов для качественной работы; нереализуемые профессиональные знания и умения; перегрузки; сменная работа;

провоцируемые администрацией ЛПУ: аттестация, сертификация; контроль за работой извне; конфликты с администрацией; критика со стороны администрации;

при общении с пациентами, их родственниками, студентами;

при общении с коллегами: одиночество из-за замкнутости или позиции отвергаемого в коллективе; психологическая несовместимость; безотчетная неприязнь; существование группировок; критика со стороны коллег.

психические: гневные самовыражения в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; злость на пациентов, коллег, администрацию; когнитивная ригидность; фрустрация;

нравственно-психические: злоба, проявляемая в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое в поведении и отношениях; чувство неустроенности в социальном плане; утрата интереса к работе;

стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; бессонница; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость с потерей самообладания.

Для медицинских работников России характерно совмещение работы сразу в нескольких организациях или на нескольких рабочих местах, что ведет:

к перегрузкам сотрудника, снижению качества его труда;

переоценке своих возможностей (депрессия, чувство безысходности, комплекс неполноценности и пр.);

увеличение социальной активности, которая зачастую порождает в организации межличностные конфликты;

смена для себя объекта сравнения;

переход в другое подразделение, другую организацию (в нашей стране нередок переход лучших медработников из государственных лечебных учреждений в коммерческие), отъезд на работу за рубеж, смена профессии.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, способных вызывать психосоматическое заболевание. Медицинские работники находятся в кругу, как своих собственных проблем, так и проблем своих пациентов, неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Зачастую они, как ни парадоксально, отличаются худшим состоянием здоровья, чем представители других специальностей. Такое положение вещей обусловлено значительными физическими и эмоциональными нагрузками, постоянной суперинфекцией.

Заключение

1) Различают позитивные и негативные эмоции, которые отличаются по своей силе и интенсивности (от высшей степени возбуждения до низшей), по реактивности (легко ли возникают), центральности (доминируют ли они над сознанием или имеют периферийное значение) и, конечно же, по ситуациям, их вызывающим (от универсальных до полностью идиосинкразических ситуаций).

2) Учитывая постоянную напряженность в процессе лечения и постоянную психологическую готовность к необходимости оказать психологическую поддержку при оказании помощи, врачу необходима постоянная помощь грамотной и практически организованной медицинской операционной сестры. Умение вовремя и профессионально грамотно, без лишних эмоционально окрашенных реакций и негативных эмоций, ассистировать врачу является не только профессиональной квалификацией, но и постоянной работой над собой со стороны медицинского персонала, а главное соблюдение этических и моральных норм принятых в профессиональной практике медицинского персонала.

3) Таким образом, медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Полагают, что высокая эмпатийность медицинского работника помогает лучше прочувствовать состояние пациента. Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкиваются со страданиями людей, вынуждены постоянно контролировать свои эмоции, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы.

Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских ратников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких быстрых действий.

Список используемой литературы Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008. — 783 с.

Лакосина Н.Д., Сергеев И. И. , Панкова О. Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. — 416 с.

Лукацкий М.А., Остренкова М. Е. Психология . М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 664 с ["https://referat.bookap.info", 16].

Нуркова В. В. Психология . М.: Высшее образования, 2009. — 575 с.

Пэйн Р., Купер К. Эмоции и работа. Х.: Гуманитарный центр, 2008. — 544 с.

Лукацкий М.А., Остренкова М. Е. Психология . М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. с. 24.

Лакосина Н.Д., Сергеев И. И. , Панкова О. Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 111.

Лукацкий М.А., Остренкова М. Е. Психология . М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. с. 28.

Нуркова В. В. Психология . М.: Высшее образования, 2009. с. 299.

Нуркова В. В. Психология . М.: Высшее образования, 2009. с. 302.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008. с. 190.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008. с. 191.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008. с. 194.

Лакосина Н.Д., Сергеев И. И. , Панкова О. Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 232.

Лакосина Н.Д., Сергеев И. И. , Панкова О. Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 234.

Лакосина Н.Д., Сергеев И. И. , Панкова О. Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 236.

Пэйн Р., Купер К. Эмоции и работа. Х.: Гуманитарный центр, 2008. с. 122.

Пэйн Р., Купер К. Эмоции и работа. Х.: Гуманитарный центр, 2008. с. 123.

Пэйн Р., Купер К. Эмоции и работа. Х.: Гуманитарный центр, 2008. с. 128−129.

Лакосина Н.Д., Сергеев И. И. , Панкова О. Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 270.

В соответствии с задачами нашей работы рассмотрим проявление основных эмоциональных состояний в деятельности медицинских работников.

Как известно, медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента. Наряду с этим, врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления. В то же время, нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы [1, c. 386-388].

Согласно последним статистическим данным, профессия медицинской сестры занимает одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания. Условия деятельности среднего медперсонала нередко становятся причиной возникновения синдрома. Их рабочий день – это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь в основном с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет [23]. Поэтому именно эта профессия требует постоянной интенсивной рефлексии на содержание предмета своей деятельности, что, на наш взгляд, и является одним из источников стрессогенности.

К примеру, данные, полученные в исследовании И.В. Засеевой и А.С. Татрова, позволили определить значения трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и произвести оценку уровня выгорания по каждому фактору, а также определить фазы и степени выгорания. Проведенный анализ выявил, что высокую степень выгорания имеют 33 % (5 чел.) врачей и 26 % (4 чел.) медсестер; среднюю степень – 47 % (7 чел.) врачей и 67 % (10 чел.) медсестер; низкую степень – 20 % (3 чел.) врачей и 7 % (1 чел.) медсестер. Разница в развитии выраженности синдрома выгорания между врачами и медсестрами состоит в том, что у врачей более высокий процент лиц с максимальной выраженной степенью выгорания (33 % от общего числа), а у медсестер – 26 %. Более четко данная закономерность наблюдается у группы медработников с низкой степенью развития синдрома 20 и 7 %, т.е. преобладание в 3 раза. Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что в суммарной выборке наиболее распространена средняя степень выгорания (57 %), затем высокая (30 %), и затем низкая (13 %) [24].

Медицинский персонал, особенно отделений хирургии и реанимации, в процессе трудовой деятельности испытывает высокое психоэмоциональное напряжение. Десять главных стрессовых факторов, влияющих на психоэмоциональный статус медицинских работников по степени убавления значимости, располагаются следующим образом: ведение безнадежного больного; физическая усталость; проведение сердечно-легочной реанимации; смерть больного; беседа с родственниками больных; неудовлетворенность результатами труда; необходимость постоянно совершенствовать знания; стоны, крики, жалобы больных; необходимость быстрого принятия решений; частая переключаемость с одной патологии на другую [25].

Проявлением этого негативного влияния может стать появление профессиональных деформаций и синдрома эмоционального выгорания. Психологически выгорание ведет к регрессу профессионального развития, поскольку затрагивает личность в целом, разрушая ее, и оказывая негативное влияние на качество и эффективность трудовой деятельности [24].

Наряду с соблюдением этико-деонтологических норм и высоким профессионализмом медсестра должна обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью. Умение общаться, базирующееся на знание психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность – необходимое профессиональное качество медсестры. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы.

Важно, чтобы медсестра владела собственными эмоциями, умела сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость – составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание сестры к своим пациентам. Сестра должна чувствовать, когда ей следует отдалиться от пациента, когда же наиболее приблизиться к нему. Существенным является проявление уважения к пациенту. Медсестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач. Важен внешний вид медсестры – опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Знание этико-деонтологических принципов и законов психологии общения, соединённое с профессиональным мастерством, позволяют оказывать эффективную помощь даже в самых трудных случаях [27, с. 35].

В деятельности по уходу за пациентом встаёт вопрос о том, что означает заболевание для пациента, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни или, что мешает ему в этом. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития, образования пациента. К каждому пациенту должен быть сугубо индивидуальный подход, который учитывает все особенности этого человека.

Другими словами, кризис гратификации - это явление, приводящее к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Противоречие между собственным вкладом и полученным вознаграждением приводит к снижению самочувствия, появлению психосоматических заболеваний, т. е. становится причиной ухудшения психического здоровья индивида. Выход из такой ситуации заключается в повышении социального статуса, получении признания и одобрения со стороны непосредственного окружения, поддержки со стороны группы, в которую включен работник.


Лучше всего переносят психологические нагрузки эмоционально устойчивые люди.


О том, как сотрудники медицинских учреждений могут повысить свою эмоциональную устойчивость, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва.

Профессиональные проблемы медиков

Эмоции играют в нашей жизни очень важную роль. Разум — это опора на опыт и знания, а эмоции проявляются в нашей жизни уже с момента рождения, и именно они обеспечивают нам выживание и умение адаптироваться в окружающем мире. Эмоции украшают человека и подчёркивают его индивидуальность, но всё хорошо в меру: если мы будем слишком откровенны в своих эмоциональных проявлениях, то можем напугать, обидеть или оскорбить других людей. Поэтому каждому человеку в своём поведении важно достичь определённого баланса: руководствоваться разумом, но при этом сохранять эмоции. Для работников сферы здравоохранения умение владеть своими эмоциями особенно важно, так как по роду своей профессиональной деятельности они находятся в эмоционально неблагоприятной среде и чаще других сталкиваются с негативными эмоциональными проявлениями. Они вынуждены принимать на себя большой поток негатива со стороны пациентов, подавляя при этом собственные эмоции. Это колоссальная нагрузка, которая требует развития такого качества, как эмоциональная устойчивость.


Путь к эмоциональному равновесию

Чтобы предупредить неблагоприятное влияние эмоций со стороны неуравновешенных пациентов, нужно научиться признавать за ними право на свободное проявление этих чувств и не принимать их выпады в свой адрес. Для этого нужно чаще напоминать себе, что проблемы не у вас, а у пациентов: это с ними, а не с вами жизнь сыграла злую шутку, и они теряют самообладание из-за собственных нерешённых проблем. Постарайтесь снисходительно относиться к таким пациентам, простить им негативные эмоции и оправдать их недостойное поведение болезнью или другими проблемами. Выработав такую гибкость, вы сможете сохранять эмоциональное равновесие в любой ситуации, и работать вам будет намного легче. Напоминайте себе, что чужой негатив — вполне нормальное явление, и это поможет вам быстрее освободиться от эмоционального напряжения.

Причин для развития эмоциональной устойчивости у работников сферы здравоохранения очень много, но главными из них являются следующие.

Причина первая. Негативные эмоции пациентов, стресс и различные неприятности приводят сотрудников медицинских учреждений к снижению работоспособности: человек устаёт и перестаёт сопротивляться стрессу и накопившимся проблемам. При недостаточной эмоциональной устойчивости в такой ситуации можно потерять самообладание, и тогда может произойти эмоциональный срыв. Недавно был чудовищный случай с врачом, который избил пациента до смерти, — яркий пример того, как человек не смог совладать со своими эмоциями и в состоянии, близком к аффекту, совершил страшный поступок.

Причина вторая. Профессия медиков требует сдерживания эмоций, а это очень опасно для здоровья: постоянное сдерживание негативных эмоций (страх, тревога, раздражение и т. п.) отравляет наш организм токсинами стресса и приводит к психосоматическим заболеваниям. Длительное подавление раздражения и гнева — это прямой путь к ишемии, гипертонии, заболеваниям ЖКТ и двенадцатиперстной кишки.

Причина третья. Неумение контролировать свои эмоции может также привести к конфликтам с другими людьми. Чтобы сохранить своё здоровье и при этом достойно выглядеть в глазах пациентов, каждый медицинский работник должен уметь контролировать свои эмоции в любой ситуации. Развитие эмоциональной устойчивости поможет решить эту проблему.


Но бывают случаи, когда выйти из помещения или дать волю своим эмоциям невозможно — например, если вы сидите на совещании. Чтобы быстрее успокоиться в такой ситуации, нужно перевести угол зрения. Попробуйте посмотреть в окно, причём не просто так, а фиксированно: рассмотрите, что там происходит, и перечислите мысленно всё, что вы там видите, или просто медленно считайте до десяти — за это время эмоция должна уйти. Если посмотреть в окно не удаётся, переведите взгляд на своих сослуживцев: кто как выглядит, кто во что одет, какие у них причёски. Это тоже поможет отвлечься от неприятностей.

Самые простые способы снизить эмоциональное напряжение

Глубоко и медленно дышать

Массировать кончик мизинца

Придумать собственные мантры и мысленно повторять их в трудной ситуации.

Подводя итог

В идеале для развития эмоциональной устойчивости неплохо стать оптимистом: люди с позитивным отношением к жизни в любой ситуации ищут положительные стороны и обязательно их находят. Пессимисты концентрируются на мрачных вещах, поэтому у них преобладают отрицательные эмоции, которые негативно отражаются на здоровье, эмоциональном состоянии и карьере. Старайтесь жить так, чтобы любая опасность воспринималась не как катастрофа, а как временная трудность. Если вы научитесь экономно расходовать свои эмоциональные ресурсы и силой разума корректировать своё поведение, это поможет в любой ситуации сохранять эмоциональную устойчивость и тем самым избежать многих проблем.


Управление эмоциями: пошаговая инструкция

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно понять природу их появления и научиться использовать их с максимальной выгодой для себя.

Шаг первый: признать появление неблагоприятной эмоции.

Шаг второй: выяснить причину появления неблагоприятных эмоций.

Для этого нужно составить для себя перечень ситуаций, которые вызывают негативные эмоции, и понять круг проблем, которые к ним ведут. Другими словами — выяснить, что именно вас цепляет в каждом конкретном случае. Причины могут быть разные: социальные проблемы, повышенный риск, угроза здоровью или благополучию. Изучив перечень ситуаций, в которых у вас возникают нежелательные эмоции, вы сможете к ним подготовиться.


Шаг третий: научиться преодолевать негативную эмоцию, если предупредить её не удалось.

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры - сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

ВложениеРазмер
doklad_tsukanova_v.a.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры - сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом - медсестра умелая, а пациенту - медсестра общающаяся.

Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент - отношение человека к труду, его психологическую установку.

Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, т.е. от внутренней картины болезни.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, оно включает в себя: обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения; восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с медицинским работником. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психологического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с медицинским работником, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

Профессия медицинского работника - это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность.

Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот - положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

При общение с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих пациентов.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство медицинского работника.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит медицинского работника неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен.

Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

Читайте также: