Сообщение о советско американском противостоянии во вьетнаме в 1960 1970

Обновлено: 05.07.2024

Раздел Вьетнама.

После поражения Франции и вывода ее войск по Женевским соглашениям весной 1954 г. Вьетнам был временно разделен на две части демаркационной линией, проходившей по 17-й параллели: на север, где существовала прокоммунистическая Демократическая республика Вьетнам (ДРВ), и юг, где в 1955 г. была провозглашена Республика Вьетнам со столицей в Сайгоне. Южный Вьетнам вскоре оказался под контролем США. Новое правительство с Нго Динь Дьемой опиралось на поддержку узкого слоя граждан, связанных с западными странами, и получало американскую финансовую помощь. В 1956 г. Южный Вьетнам при негласной поддержке США отказался от проведения общенационального референдума по вопросу о воссоединении страны. В принятую конституцию было включено положение, по которому преследовались любые деяния, направленные на распространение в стране коммунистических идей. Началось преследование политических противников режима. Католическая церковь наряду с армией составляла главную опору южновьетнамского режима.

В тоже время на Севере Вьетнама окреп коммунистический режим во главе с Хо Ши Мином, пользующийся популярностью среди широкого слоя населения, и стремившийся к освобождению и объединению всей страны на антиколониальной основе.

Вьетконг.

Среди бедных слоев населения стала крайне популярна идея аграрной реформы, проводившейся в Северном Вьетнаме, что привело к переходу многих южных вьетнамцев в ряды партизан.

Вмешательство США.

Бомбардировки Вьетнама американской авиацией.

Контрнаступление вьетконговцев.

В январе-феврале 1968 г. партизаны нанесли удар по всем базам и дорогам Южного Вьетнама, захватили крупный город Хюэ, древнюю императорскую столицу, и вели бои на улицах Сайгона. Драматические события развернулись вокруг штурма здания американского посольства: упорный бой продолжался шесть часов, прежде чем войскам США, при помощи подоспевшего подкрепления, удалось отбросить вьетконговцев. Именно этот факт произвел шокирующее воздействие на американское общество, продемонстрировав слабость сайгонского режима, американских сил и решительность коммунистов. Ценой неимоверных усилий, американские силы отбросили силы противника в результате усиленных бомбардировок, но к концу 1968 г. около двух третей территории Южного Вьетнама оказалась в руках коммунистов.

Помощь со стороны СССР и Китая.

Большую роль в сложившейся ситуации сыграла политическая, экономическая и военная помощь со стороны Советского Союза. Советские поставки в Северный Вьетнам осуществлялись через порт Хайфон, от бомбардировок и минирования которого США воздерживались, опасаясь последствий гибели советских судов. Начиная с 1965 г. СССР поставлял снаряжение и боеприпасы для противовоздушной обороны, танки и тяжелое вооружение. Широко привлекались советские специалисты, обучавшие вьетконговцев.

Изменение стратегии США.

Война во Вьетнаме становилась все более непопулярной в США. По всей стране шли антивоенные митинги, перераставшие в столкновения между студентами и полицией. Президент Л. Джонсон вынужден был взять курс на переговоры с ДРВ, но они затягивались из-за принципиальной позиции ДРВ и Национального фронта, требовавших эвакуации американских войск и смены правительства в Сайгоне. Неудача переговоров и продолжение войны привели к отказу президента Джонсона от выдвижения своей кандидатуры на следующий срок.

Решающее наступление вьетконговцев.

ВОЙНА США ВО ВЬЕТНАМЕ И СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. КОНЕЦ 1960-Х - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1970-Х ГОДОВ 53 - тема научной статьи по истории и историческим наукам из журнала Новая и новейшая история

ВОЙНА США ВО ВЬЕТНАМЕ И СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Конец 1960-х - первая половина 1970-х годов

В этом году исполняется 40 лет с момента окончания одного из крупнейших военных конфликтов, развивавшихся в рамках советско-американского противостояния, войны во Вьетнаме.

Фактор войны во Вьетнаме и желание США выйти из нее стал одним из важнейших побудительных мотивов для администрации президента Р. Никсона к началу советско-американской разрядки в 1960-х - первой половине 1970-х годов. Война во Вьетнаме 1965-1975 гг. превратилась в арену соперничества между социалистическими СССР и Китаем. Обе страны оказывали активную военную, а затем дипломатическую помощь Северному Вьетнаму. Советско-китайские противоречия оказали заметное влияние на политику советско-американской разрядки.

Как известно, политика разрядки с американской стороны носила двойственный характер - Вашингтон старался улучшить отношения и с СССР, и с Китаем, определенным образом используя трения между этими странами, в том числе по вьетнамскому вопросу.

С мая 1968 г. в Париже стали интенсивно проводиться консультации США и ДРВ по проблеме вывода американских войск. В 1969 г. президент Р. Никсон провозгласил Гуамскую доктрину, или доктрину "вьетнамизации" - внешнеполитическую стратегию, в рамках которой предполагалось переложить основную ответственность за обеспечение безопасности в азиатских странах, союзных США, на сами эти страны. В рамках войны во Вьетнаме американская администрация хотела сохранить марионеточный сайгонский режим Южного Вьетнама. По мнению СССР, "вьетнамизация" только затягивала войну1. В целом США выступали за сохранение политического режима Южного Вьетнама, СССР - за создание условий для объединения Вьетнама под флагом социализма.

В ходе советско-американской разрядки в 1969 г. был создан конфиденциальный канал Добрынин - Киссинджер для обсуждения важных международных вопросов. Проблема выхода США из вьетнамской войны стала одним из наиболее обсуждаемых вопросов между советским послом в США А.Ф. Добрыниным и помощником президента по национальной безопасности, а с 1973 г. госсекретарем Г. Киссинджером. Наиболее активно вьетнамская проблема обсуждалась по линии конфиденциального канала, а также между послом А.Ф. Добрыниным и президентом США Р. Никсоном, в 1969 г. Это было вызвано тем, что с момента прихода в Белый дом Р. Никсон лично активно интересовался и изучал возможности вывода американских войск с территории Вьетнама, сделав данную внешнеполитическую проблему одной из первостепенных для своей администрации.

Каширина Татьяна Владиславовна - доктор исторических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ.

1 Записка Г. Киссинджера для президента США Р. Никсона. 19 октября 1970 г. - Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976: Сб. документов, т. I, кн. 1. М., 2007, с. 288.

Вьетнамская проблема являлась важнейшей в американской стратегии "торга" и "увязок" в советско-американских переговорах по ограничению стратегических вооружений, от продвижения по этому вопросу во многом зависело достижение решений по другим проблемам - по ограничению стратегических вооружений (ОСВ), Ближнему Востоку, индо-пакистанскому конфликту и др.

В феврале 1969 г. в письме президента Никсона госсекретарю У. Роджерсу, в котором обсуждалась необходимость создания конфиденциального канала и начала советско-американских консультаций по ОСВ, указывалось, что решение насущных проблем должно было происходить на основе "увязки", в том числе с ходом парижских переговоров по Вьетнаму2. Предложения Никсона были озвучены Г. Киссинджером в беседе с А.Ф. Добрыниным 14 февраля 1969 г.3

15 февраля 1969 г. Киссинджер в подготовленной для президента Никсона Записке к визиту Добрынина замечает, что "жизненно важные интересы Соединенных Штатов и Советского Союза не сталкиваются во Вьетнаме", но обе страны заинтересованы в завершении войны. Соединенные Штаты стремились добиться содействия СССР в деле оказания давления на Ханой в том, чтобы США вышли из войны "без потери лица"4.

Советская сторона, в свою очередь, отчетливо осознавала те преимущества, которые проистекали из заинтересованности США в выходе из вьетнамской войны и в содействии в этом СССР, и считала вьетнамский вопрос "важным орудием воздействия на новую администрацию в США"5.

В плане урегулирования вьетнамской проблемы советская сторона неоднократно требовала "равного положения" для всех участвующих в переговорах сторон6 - ДРВ, Сайгон, южновьетнамские коммунисты7, что со временем будет признано Вашингтоном.

В начале 1969 г. администрация Никсона была озабочена проблемой одновременного вывода войск США и войск ДРВ из Южного Вьетнама, чтобы это не выглядело военным поражением Соединенных Штатов8. Причем администрация Никсона неоднократно настаивала на ускорении парижских переговоров, иначе "невольно встанет вопрос о применении иных средств", давая ясно понять, что речь идет о военных средствах9. В отношении самих переговоров Киссинджер предлагал схему так называемых "двухэтажных переговоров"10. Между США и ДРВ решались военные вопросы, между Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама (НФО ЮВ) и Сайгоном - вопросы политического урегулирования11. Американская сторона настаивала на том, что НФО должен прийти к власти через выборы, и была не согласна, чтобы НФО сразу вошел в переходное коалиционное правительство, создаваемое до выборов12.

2 Письмо Президента США Р. Никсона Государственному секретарю США У. Роджерсу. 4 февраля 1969 г. - Там же, т. I, кн. 1, с. 3-4.

3 Запись беседы А.Ф. Добрынина с Г. Киссинджером. 14 февраля 1969 г. - Там же, с. 6.

4 Записка Г. Киссинджера для президента США Р. Никсона. 15 февраля 1969 г. - Там же, с. 9-10.

5 Запись беседы А.Ф. Добрынина с президентом США Р. Никсоном. 17 февраля 1969 г. -Там же, с. 15.

6 Запись беседы президента США Р. Никсона с А.Ф. Добрыниным. 17 февраля 1969 г. - Там же, с. 23; Записка Г. Киссинджера для президента США Р. Никсона. 18 февраля 1969 г. - Там же, с. 25.

7 Запись беседы А.Ф. Добрынина с Г. Киссинджером. 21 февраля 1969 г. - Там же, с. 31.

9 Запись беседы А.Ф. Добрынина с Г. Киссинджером. 3 марта 1969 г. - Там же, с. 43; Телеграмма А.Ф. Добрынина в МИД СССР. 15 апреля 1969 г. - Там же, с. 67-68.

10 Запись беседы Г. Киссинджера с А.Ф. Добрыниным. 19 марта 1969 г. - Там же, с. 51.

11 Запись беседы А.Ф. Добрынина с Г. Киссинджером. 2 апреля 1969 г. - Там же, с. 61.

12 Записка Г. Киссинджера для президента США Р. Никсона. 21 октября 1969 г. - Там же, с. 131.

Но НФО был против переговоров с американским ставленником, главой сайгонского режима Тхиеу и против создания коалиционного правительства с участием диктато-ра13. В целом вьетнамская сторона совершенно справедливо настаивала на полном и безоговорочном выводе американских войск с территории Вьетнама.

14 мая 1969 г. в США состоялось телевизионное выступление Р. Никсона по вьетнамскому вопросу, перед которым к президенту был приглашен посол Добрынин. Никсон изложил новые предложения американской стороны, которые являлись определенными подвижками - о начале четырехсторонних переговоров с участием всех сил, включая НФО ЮВ; США не создают военных баз в Южном Вьетнаме, отказываются от каких-либо военных отношений с Южным Вьетнамом и признают любое правительство Южного Вьетнама, избранное южновьетнамским народом14. Но главной нерешенной проблемой оставался точный срок вывода американских войск, чего требовала вьетнамская сторона.

В октябре 1969 г. Советский Союз по конфиденциальному каналу оказал активную поддержку выдвинутых Ханоем на парижских переговорах "10 пунктов", главными из которых были вывод американских войск, международное признание прав вьетнамского народа, поэтапное мирное объединение Вьетнама на основе соглашения между Южным и Северным Вьетнамом. Поддержка Советским Союзом предложений Северного Вьетнама создавала у администрации Никсона впечатление, что СССР потерял интерес к вьетнамской войне с момента прекращения бомбардировок Северного Вьетнама и не играет активной роли в переговорах15. Одновременно Вашингтон усиливал акценты на возможности военного решения вьетнамской проблемы16.

В этой связи надо заметить, что американская администрация недооценивала дипломатическое искусство вьетнамских переговорщиков. Вьетнамцы в ходе войны с США проявили не только героизм на полях сражений, но и дипломатические таланты и стойкость в твердом отстаивании своих интересов. Причем переубедить их не всегда могли даже советские дипломаты.

С марта 1970 г. по конфиденциальному каналу рассматривалось предложение Ханоя об одновременном обсуждении военных и политических вопросов17. Но американская сторона упорно не отступалась от стремления сохранить политический режим Сайгона или хотя бы его участие в дальнейшей политической жизни, ссылаясь на то, что этот режим является объективной реальностью. Киссинджер даже требовал неких гарантий выживания для членов сайгонского правительства в случае их политического поражения18.

Видя, что подорвать военные и дипломатические позиции Ханоя не удается, американская сторона в начале 1970 г., используя политическую нестабильность в Камбодже, начала ее бомбардировки. Здесь располагались базы вьетнамских партизан и проходила так и не обнаруженная американскими военными "тропа Хошимина". СССР по конфиденциальному каналу выступил с осуждением эскалации военных действий со стороны США19.

13 Запись беседы Г. Киссинджера с А.Ф. Добрыниным. 3 апреля 1969 г. - Советско-американские отношения. Годы разрядки, т. I, кн. 1, с. 65.

14 Запись беседы А.Ф. Добрынина с президентом США Р. Никсоном и Г. Киссинджером. 14 мая 1969 г. - Там же, с. 79-81.

15 Запись беседы А.Ф. Добрынина с Г. Киссинджером. 9 октября 1969 г. - Там же, с. 106; Телеграмма А.Ф. Добрынина в МИД СССР. 10 октября 1969 г. - Там же, с. 109; Записка А.Ф. Добрынина к беседе с президентом США Р. Никсоном. 20 октября 1969 г. - Там же, с. 110; Запись беседы А.Ф. Добрынина с президентом США Р. Никсоном. 20 октября 1969 г. - Там же, с. 120.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Начало военной интервенции США во Вьетнаме и ее влияние на советско-американские отношения в 1964–1965 гг.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Советско-американские отношения и война во Вьетнаме. 1964-1968 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Начало военной интервенции США во Вьетнаме и ее влияние на советско-американские отношения в 1964–1965 гг.

§ 1. Присутствие США во Вьетнаме и их роль в начале Второй Индокитайской войны

В ходе холодной войны интересы Соединенных Штатов Америки и Советского Союза не раз сталкивались в разных регионах мира. Индокитай был одной из точек конфликтного столкновения двух сверхдержав.

Для американцев Женевское соглашение оказалось неприемлемым. Решив в 1954 г. больше не поддерживать французское колониальное правление, Соединенные Штаты начали поиски альтернативной антикоммунистической и антикитайской политики. Они осудили Женевские соглашения, поскольку те не только не предусматривали формирование такой силы, но могли ускорить китайскую коммунистическую экспансию в результате передачи под власть Хо Ши Мина всего Вьетнама в два приема: северных районов — на основании соглашения о прекращении огня, а южных районов — на основании результатов выборов.

Эта ситуация напоминает 1950 г., когда Америка начала войну в Корее. Тогда Лондон приблизительно в такой же форме критиковал политику США. Несогласие с позицией Вашингтона исходило из простого факта, что в случае глобальной ядерной войны территория Соединенных Штатов будет менее всего уязвима для стратегического ядерного оружия Советского Союза, так как средств доставки ядерных зарядов до территории Соединенных Шатов Америки у СССР практически не было. Однако союзники США находились в зоне поражения советского тактического ядерного вооружения. В этой связи уязвимость Англии и позиция У. Черчилля становится абсолютно ясной.

Основные задачи внешней политики СССР были озвучены на XX съезде КПСС и заключались в следующем:

1. Неуклонно проводить ленинскую политику мирного сосуществования различных государств независимо от их социального строя. Активно бороться за дело мира и безопасности народов, за установление доверия между государствами, добиваясь превращения достигнутого смягчения международной напряженности в прочный мир.

2. Вести активную политику дальнейшего улучшения отношений с Соединенными Штатами Америки, Англией, Францией, Западной Германией, Японией, Италией, Турцией, Ираном, Пакистаном и другими странами, добиваясь упрочнения взаимного доверия, широкого развития торговых связей, расширения контакта и сотрудничества в области культуры и науки.

3. Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов. Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего социалистического государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечить безопасность нашего социалистического государства [34] .

§ 2. Политика СССР во Вьетнаме накануне Второй Индокитайской войны

После смерти И. В. Сталина новым лидером Советского Союза стал Никита Сергеевич Хрущев. В отличие от И. В. Сталина Н. С. Хрущев был настроен гораздо более оптимистически относительно положения дел в Юго-Восточной Азии. Но, видя результаты войны в Корее, в Кремле пришли к выводу, что вьетнамский вопрос следует решать посредством переговоров. Тем более в 1954 г. вьетнамским войскам удалось разбить французов в битве при Дьенбьенфу, и это давало весомый козырь на дипломатическом фронте, так как французы воевать больше не могли, а американцы не спешили занимать место своих союзников в Южном Вьетнаме.

26 апреля 1954 г. была проведена Женевская конференция, в которой приняли участие представители СССР, КНР, Великобритании, США, Франции, КНР, ДРВ, Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама.

Одной из первых удач во внешней политике СССР в Юго-Восточной Азии было подписание Женевских соглашений, в которых удалось достичь договоренности о прекращении огня в Корее и выводе французских войск из Вьетнама (Юго-Восточной Азии. — Д. З.). Анализируя вопрос, связанный с вьетнамской проблемой, можно отметить, что советское руководство рассматривало эти соглашения как свою удачу и победу социализма во Вьетнаме. По условиям соглашения, во Вьетнаме в 1956 г. должны состояться выборы, где вьетнамский народ сможет получить право на самоопределение. И так бы оно и было: по статистике, более 80 % голосов получил бы Хо Ши Мин [42] . В таком случае США теряли свой контроль за ситуацией не только во Вьетнаме, но и в Юго-Восточной Азии в целом. К сожалению, успех советской дипломатии оказался призрачным — в 1956 г. выборы были сорваны, а Вьетнам оставался разделенным по 17-й параллели. После этих событий лидеры Северного Вьетнама почувствовали себя обманутыми, можно даже говорить о постепенном ухудшении отношений между СССР и ДРВ [43] .

Для Северного Вьетнама подписание Женевских соглашений оказалось успехом лишь на бумаге. Оценивая значение Женевской конференции для советско-американских отношений, можно отметить, что это была одна из первых крупных встреч между представителями СССР и США после Второй мировой войны. В недалеком будущем начало советско-американского диалога, состоявшегося в Женеве, будет способствовать постепенной нормализации отношений двух сверхдержав, что проявится в следующем:

• возобновятся советско-американские контакты (так, в сентябре 1959 г. состоялась первая за всю историю отношений России и Америки двусторонняя встреча в верхах; США посетили заместители председателя совета министров СССР Ф. Р. Козлов и А. И. Микоян; в Советском Союзе побывал вице-президент США Р. Никсон; наконец, более частыми и регулярными стали встречи глав дипломатических ведомств из двух стран);

• 27 января 1958 г. было подписано Соглашение между двумя странами о взаимном обмене в таких областях жизни, как культура, техника и образование, что положило начало регулярным, поставленным на прочную правовую основу контактам между двумя странами в культурной, научной и технической сферах;

• 31 октября 1958 г. в Женеве начались переговоры между представителями США, СССР и Великобритании по вопросу о прекращении испытаний ядерного оружия;

• в ноябре-декабре 1959 г. на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН стороны стали инициаторами резолюции о всеобщем и полном разоружении и об использовании космического пространства в мирных целях [44] .

Все перечисленные соглашения заложили основу для более крупных дипломатических контактов, которые будут достигнуты между СССР и США в 1960-е гг.

Дивизион майора Бориса Можаева перед маршем на первое боевое задание, 1965 г.

Дивизион майора Бориса Можаева перед маршем на первое боевое задание, 1965 г.

Советские военнослужащие сыграли не последнюю роль в том, что США потерпели самое горькое поражение в своей истории.

Бойцы Вьетнамской Народной Армии рядом с одной из боевых ракет для защиты от налетов авиации США во время войны во Вьетнаме.

Бойцы Вьетнамской Народной Армии рядом с одной из боевых ракет для защиты от налетов авиации США во время войны во Вьетнаме.

За все время войны Москва поставила Ханою 95 зенитно-ракетных комплексов С-75, свыше 500 самолетов, 120 вертолетов, более 5 тысяч зенитных орудий и 2 тысячи танков. Для оказания действенной интернациональной помощи в страну было направлено более 10 тысяч советских военных специалистов: от ракетчиков, летчиков и связистов до танкистов и медиков.

Советская военная техникав Ханое.

Советская военная техникав Ханое.

Особую роль сыграли советские зенитчики-ракетчики. Они занимались не только обучением кадров Вьетнамской Народной Армии (ВНА), но и сами непосредственно участвовали в боях. Немалая их заслуга в том, что ВВС и ВМС США, потеряв более четырех тысяч самолетов, так и не смогли подавить ПВО страны и сломить Северный Вьетнам.

Зенитно-ракетный учебный центр во Вьетнаме, 1965 г.

Зенитно-ракетный учебный центр во Вьетнаме, 1965 г.

Полковник Евгений Антонов (в центре), начальник отдела ПВО внешних связей Генерального штаба ВНА майор Хо Куанг Тинь (справа), 1970 г.

Полковник Евгений Антонов (в центре), начальник отдела ПВО внешних связей Генерального штаба ВНА майор Хо Куанг Тинь (справа), 1970 г.

Вьетнамский стартовый расчет, 1967 г.

Вьетнамский стартовый расчет, 1967 г.

Советские военные специалисты и вьетнамские зенитчики в провинции Намдинь, 1965 г.

Советские военные специалисты и вьетнамские зенитчики в провинции Намдинь, 1965 г.

Американский самолет, сбитый в небе Вьетнама.

Американский самолет, сбитый в небе Вьетнама.

Поврежденная кабина B-52.

Поврежденная кабина B-52.

National Museum of the U.S. Air Force

F-4B Phantom II.

U.S. Navy National Museum of Naval Aviation

Советские военные специалисты и солдаты ВНА, 1967 г.

Советские военные специалисты и солдаты ВНА, 1967 г.

Специалисты осматривают обломки B-52 Stratofortress, сбитого в окрестностях Ханоя 23 декабря 1972 г.

Специалисты осматривают обломки B-52 Stratofortress, сбитого в окрестностях Ханоя 23 декабря 1972 г.

National Museum of the U.S. Air Force

 Ha военных учениях во Вьетнаме.

Ha военных учениях во Вьетнаме.

Зенитчики ВНА на огневой позиции.

Зенитчики ВНА на огневой позиции.

AC-130 во Вьетнаме, 1966 г.

AC-130 во Вьетнаме, 1966 г.

Consolidated US air Force/Global Look Press

Взрыв авиационной бомбы Mark 84.

Взрыв авиационной бомбы Mark 84.

Солдат ВНА.

Дозаправка в воздухе.

Дозаправка в воздухе.

National Museum of the U.S. Air Force

Naval History and Heritage Command

Выражаем благодарность Межрегиональной общественной организации ветеранов войны во Вьетнаме и Председателю ее президиума Николаю Николаевичу Колеснику за предоставленные материалы.

Американский солдат с арестованнным вьетнамцем. 1965 год

Война во Вьетнаме 1964-1975 годов стала одним из важнейших событий периода холодной войны. Ход и итоги ее во многом предопределили дальнейшее развитие событий во всей Юго-Восточной Азии.

Вооруженная борьба в Индокитае длилась более 14 лет, с конца 1960 года по 30 апреля 1975 года. Прямое военное вмешательство США в дела Демократической Республики Вьетнам продолжалось более восьми лет. Военные действия проходили также в ряде районов Лаоса и Камбоджи.

После завершения войны во Вьетнаме 1945-1954 годов, на юге страны расширилась национально-освободительная борьба за воссоединение с Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ). На подавление повстанческого движения правительство бросило значительные силы, созданные с помощью США. С осени 1959 года активизировалась партизанская борьба, к концу 1960 года повстанцы освободили 1/3 территории Южного Вьетнама. В декабре 1960 года был образован Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФО), в феврале 1961 года созданы Армия освобождения (АО ЮВ) и местные территориальные войска, которые успешно действовали против ВС РВ и поддерживающих их с 1962 года американских войск. К середине 1964 года они контролировали 2/3 территории страны. Для сохранения сайгонского режима США перешли к прямой военной интервенции.

Поводом стал вооруженный инцидент в Тонкинском заливе. 2 августа 1964 года эсминец ВМС США "Мэддокс", патрулировавший Тонкинский залив, подошел к побережью Северного Вьетнама и, как утверждалось, был атакован северовьетнамскими торпедными катерами. Через два дня при неясных обстоятельствах было совершено еще одно нападение. В качестве ответной меры президент Линдон Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар по военно-морским объектам Северного Вьетнама.

5 августа 1964 года авиация США начала против ДРВ "воздушную войну" и обстрел ее территории кораблями 7-го флота.

6-7 августа конгресс США принял совместную резолюцию (т. н. "Тонкинскую резолюцию"), которая санкционировала эти действия и предоставила президенту Линдону Джонсону право использовать вооруженные силы США в Юго-Восточной Азии.

Планом американского командования предусматривалось изолировать Армию освобождения Южного Вьетнама от ДРВ, Лаоса, Камбоджи и создать условия для ее разгрома, начать против ДРВ так называемую "воздушную войну".

7 февраля 1965 года американская авиация начала осуществление операции Flaming Dart ("Пылающее копье") — первой среди операций по уничтожению военных и промышленных объектов Северного Вьетнама.

2 марта 1965 года начались систематические бомбардировки Северного Вьетнама в рамках операции Rolling Thunder ("Раскаты грома").

Боевые вертолеты идут на посадку. Война во Вьетнаме

В марте 1965 года в Дананге были высажены 3 500 морских пехотинцев, а в феврале 1968 года войска США во Вьетнаме уже насчитывали 543 тысячи человек и большое количество боевой техники, составлявшие 30 % боевого состава армии США, 30 % вертолетов армейской авиации, около 40 % самолетов тактической авиации, почти 13 % ударных авианосцев и 66 % морской пехоты. После конференции в Гонолулу в феврале 1966 года глав стран-союзниц США по блоку СЕАТО ими были направлены в Южный Вьетнам войска: Южная Корея — 49 тысяч человек, Таиланд — 13,5 тысяч, Австралия — 8 тысяч, Филиппины — 2 тысячи и Новая Зеландия — 350 человек.

СССР и Китай выступили на стороне Северного Вьетнама, оказывая ему широкую экономическую, техническую и военную помощь. Только от Советского Союза к 1965 году ДРВ получила безвозмездно или в виде кредитов 340 миллионов рублей. Для ВНА поставлялись вооружение, боеприпасы и другие материальные средства. Советские военные специалисты помогали воинам ВНА осваивать боевую технику.

В 1965-1666 годах американо-сайгонские войска (свыше 650 тысяч человек) предприняли крупное наступление с целью захватить города Плейку, Контум, рассечь силы НФО, прижать их к границам Лаоса и Камбоджи и уничтожить. При этом они широко использовали зажигательные средства, химическое и биологическое оружие. Однако АО ЮВ сорвала наступление противника, развернув активные действия в различных районах Южного Вьетнама, в том числе прилегающих к Сайгону.

В этот же период американское командование развернуло крупномасштабную "воздушную войну" против ДРВ. До одной тысячи боевых самолетов наносили массированные удары по объектам ДРВ. В 1964-1973 годах над ее территорией было совершено свыше двух миллионов самолетовылетов, сброшено 7,7 миллиона тонн бомб. Но ставка на "воздушную войну" провалилась. Правительство ДРВ провело массовую эвакуацию населения городов в джунгли и укрытия, созданные в горах. ВС ДРВ, освоив полученные от СССР сверхзвуковые истребители, зенитные ракетные комплексы, радиотехнические средства, создали надежную систему ПВО страны, которая уничтожила к концу 1972 года до четырех тысяч американских самолетов.

В июне 1969 года съезд народных представителей Южного Вьетнама провозгласил образование Республики Южный Вьетнам (РЮВ). Армия обороны ЮВ в феврале 1968 года была преобразована в Народные вооруженные силы освобождения Южного Вьетнама (НВСО ЮВ).

Крупные поражения в Южном Вьетнаме, провал "воздушной войны" вынудили правительство США в мае 1968 года начать переговоры о мирном урегулировании вьетнамской проблемы и согласиться на прекращение бомбардировок и обстрелов территории РЮВ.

Администрация США с лета 1969 года взяла курс на "вьетнамизацию", или "деамериканизацию", войны в Южном Вьетнаме. К концу 1970 года из Южного Вьетнама были выведены 210 тысяч американских солдат и офицеров, а численность сайгонской армии доведена до 1,1 миллиона человек. США передали ей почти все тяжелое вооружение выведенных американских войск.

В январе 1973 года правительство США подписало соглашение о прекращении войны во Вьетнаме (Парижское соглашение), которое предполагало полный вывод войск и военного персонала США и их союзников из Южного Вьетнама, демонтирование американских военных баз, взаимное возвращение военнопленных и удерживаемых иностранных гражданских лиц.

В войне во Вьетнаме участвовало до 2,6 миллиона американских солдат и офицеров, оснащенных большим количеством самой современной боевой техники. Расходы США на войну достигли 352 миллиарда долларов. В ходе ее американская армия потеряла 60 тысяч человек убитыми и свыше 300 тысяч ранеными, около 9 тысяч самолетов и вертолетов, большое количество другой военной техники. После вывода американских войск из Южного Вьетнама в Сайгоне под видом "гражданских лиц" оставалось свыше 10 тысяч американских военных советников. Военная помощь США сайгонскому режиму в 1974-1975 годах составила более четырех миллиардов долларов.

В 1973-1974 годах сайгонская армия активизировала боевые действия. Ее войска регулярно проводили большое количество так называемых "операций умиротворения", ВВС систематически бомбардировали районы в зоне контроля правительства РЮВ. В конце марта 1975 года командование армии Республики Вьетнам сосредоточило все оставшиеся силы для обороны Сайгона. В апреле 1975 года в результате молниеносной операции "Хо Ши Мин" северовьетнамские войска разгромили оставшуюся без союзников южновьетнамскую армию и овладели всем Южным Вьетнамом.

Успешное завершение войны во Вьетнаме позволило в 1976 году объединить ДРВ и РЮВ в единое государство — Социалистическую Республику Вьетнам.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)

Читайте также: