Сообщение роль физической культуры и спорта в сохранении здоровья студента

Обновлено: 30.06.2024

Данная статья посвящена определению роли физической культуры в формировании здоровья студентов. В статье также рассматриваются вопросы физической культуры и спорта студенческой молодежи, наиболее важной задачей является укрепление и сохранение здоровья. Показано влияние физической культуры на развитие личности, воспитание к здоровому образу жизни.

Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни каждого из нас. Упражнение всегда влияют на человека: на его здоровье, настроение, производительность. Ученые доказали, что физическая активность не только делает наше тело красивым и спортивным, но и нормализует психологические функции организма и снижает уровень стресса. В настоящее время невозможно не признать существенную роль человеческого образа жизни в поддержании и укреплении здоровья, в котором основное внимание уделяется физической культуре. Фундаментом нашего общества и государства является здоровое молодое поколение. Физическая культура является частью общей культуры личности, а также частью культуры общества и является набором ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития интеллектуальных и физических способностей человека, что особенно важно в развитии студенческой молодежи.

Особую актуальность в наше время приобретает проблема физического воспитания студентов. Довольно сложно представить нашу жизнь без физических упражнений и без спорта. Физическая культура благотворно влияет на здоровье не только физическое, но и на психологическое состояние человека. К сожалению, не каждый человек занимается физической культурой самостоятельно каждый день. По крайней мере, делая хотя бы утреннею гимнастику, можно неоднократно улучшить состояние своего организма.

Сегодня связь между физической культурой и здоровьем, производительностью и работоспособностью ощущается особенно очевидна. В процессе занятий физическими упражнениями студенты воспитывают в себе выдержку, стойкость способность управлять своим эмоциональным состоянием и действиями, что характерно для здорового человека. Вступление в работу для молодого профессионала является ключевой ролью, но и в этом аспекте уровень их здоровья является важной частью. Всестороннее развитие личности – это не только развитие физических и духовных сил, но и их творческих навыков. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение: способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как образовательная дисциплина и важнейший компонент целостного личностного развития, важность которого проявляется в гармонизации духовных и физических сил, формировании универсальных ценностей, таких как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенствование. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания [3].

Физическая культура в университете выполняет следующие социальные функции:

  • преобразовательно-созидательную, она обеспечивает необходимый уровень физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепляет ее здоровье, готовит ее к профессиональной деятельности;
  • интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
  • проективно-творческую, определение возможностей физической и спортивной деятельности, в процессе которой стимулируется его творчество, осуществляются процессы самопознания, саморазвития, развиваются индивидуальные способности;
  • проективно-прогностическую, предоставление учащимся возможности быть эрудированными в области физического воспитания, активно использовать знания в области физической и спортивной деятельности и соотносить эти виды деятельности с профессиональными категориями;
  • коммуникативно-регулятивную, отражая процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физической и спортивной деятельности, организации значимого досуга, который влияет на коллективное настроение, опыт, удовлетворение социальных и этических, эмоциональных и эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение внимания от курения, алкоголя, злоупотребление психоактивными веществами; социализации личности [4].

Для достижения цели физического воспитания в вузе нужно сформировать физическую культуру личности студента, также важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

  • понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии [2].

Существуют различные способы укрепления и поддержания здоровья. Основной метод заключается в том, чтобы вести здоровый образ жизни студента. Но концепция ЗОЖ охватывает не только физические упражнения. Кроме того, необходимо придерживаться сбалансированного питания, здорового сна, закалывания; Тем не менее, ежедневные утренние упражнения играют важную роль. Только с помощью регулярных утренних упражнений студент может достичь наилучшей физической подготовки, а затем и физического совершенства. Зарядка повышает как физическую, так и умственную работоспособность организма. Регулярно занимающиеся физическими упражнениями, реже болеют, эффективнее работают и имеют большую продолжительность жизни. Особенно важно создать практический план, основанный на индивидуальных характеристиках человека. Ни в коем случае нельзя применять чересчур сильные нагрузки и доводить себя до состояния полного утомления [1].

В последнее время люди стали меньше двигаться. Из-за малоподвижной работы, их физическая активность значительно снижается, а состояние здоровья быстро ухудшается. При работе на компьютерах, люди забывают, что обязательно нужно дать отдохнуть глазам и растянуть мышцы тела. Кроме того, существует большое количество упражнений, которые также могут быть сделаны на рабочем месте в офисе или в школе.

Подумайте, как физические упражнения влияют на организм человека. В первую очередь спорт укрепляет сердце. Регулярные занятия спортом, безусловно, укрепляют сердце. Следовательно, спорт отличное средство профилактики сердечных заболеваний. Это, безусловно, увеличивает продолжительность жизни людей. Кроме того, здоровое сердце означает нормальное кровяное давление.

Спорт подразумевает физическую активность тела. Благодаря такой физической нагрузке сосуды остаются чистыми. Спорт снижает количество холестерина и жиров в организме. Это происходит из-за увеличения гибкости стенки кровеносных сосудов. Гибкость увеличивается за счет физических нагрузок, что является результатом занятий спортом.

И, конечно же, физическая активность благотворно влияет на иммунитет студента. Благодаря физическим нагрузкам иммунная система гораздо эффективнее борется с различными бактериями и вирусами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что физическая культура играет важную роль в укреплении здоровья людей, особенно студентов. Регулярные и умеренные физические упражнения действительно положительно влияют на функционирование нашего организма, повышают естественную сопротивляемость организма пагубному влиянию окружающей среды, инфекциям. Низкая физическая активность, безусловно, приводит к плохому здоровью, развитию различных заболеваний и снижению продолжительности жизни. Студенты должны быть хорошо осведомлены о важности дисциплины "Физической культура". Для этого учебным заведениям необходимо разработать новые методики и мероприятия, чтобы мотивировать студентов регулярно заниматься спортом и повышать физическую активность.

Аннотация: Данная статья посвящена определению роли физической культуры в формировании здоровья студентов. Также в статье предоставлен анализ о влиянии физических упражнений на организм человека и рассмотрена необходимость физического воспитания среди студентов.

Ключевые слова: физическая культура, укрепление здоровья, ЗОЖ, физические нагрузки, студенты, физическое воспитание.

Введение. Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни каждого из нас. Физические упражнения всегда оказывали влияние на человека: на его здоровье, настроение, работоспособность. Учеными доказано, что физические нагрузки не только делают спортивным и красивым наше тело, но также снижают уровень стресса, приводя в норму психологические функции организма.

Актуальность: в современное время проблема физического воспитания студентов приобретает особую актуальность. Сейчас довольно сложно представить нашу жизнь без занятий физическими упражнениями и спортом. Однако, большинство студентов предпочитает просто наблюдать за спортивными соревнованиями. К сожалению, далеко не каждый самостоятельно ежедневно занимается физической культурой, хотя бы делая утреннюю зарядку. Многие не понимают, что именно физическая культура благоприятно влияет на состояние здоровья не только физического, но и психологического.

Цель: определить значение физической культуры в укреплении и сохранении здоровья студентов.

Задачи: 1.изучить литературу по данной теме; 2.рассмотреть воздействие физической культуры на здоровье человека; 3.выявить роль физической культуры в укреплении здоровья; 4.обусловить необходимость физического воспитания студентов. Научная новизна: заключается в том, что физические упражнения и нагрузки напрямую воздействуют на состояние здоровья студентов. Изучение влияния физической культуры на человеческий организм, позволит сделать определённые выводы, на основании которых можно будет разработать методы укрепления, сохранения, улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Здоровье человека представляет собой полное физическое, духовное и социальное благополучие. И именно занятия физической культурой укрепляют и сохраняют наше здоровье. Поэтому стоит популяризировать и продвигать физическое воспитание среди молодежи и студентов в целом. Под физическим воспитанием понимают педагогический процесс, ориентированный на развитие физической культуры личности. [1] Таким образом, чем раньше студенты откликнуться к данной проблеме, тем быстрее они смогут добиться успеха.

Существуют разные методы укрепления и сохранения здоровья. Главный метод ₽– ведение студентом здорового образа жизни (ЗОЖ). Но в понятие ЗОЖ не входят только физические упражнения. Помимо этого, необходимо соблюдать сбалансированный рацион питания, здоровый сон, закаливание; не иметь вредных привычек и т.д. Однако, важную роль играет ежедневная утренняя зарядка. Только регулярно выполняя утренние упражнения, студент может достичь наилучшей физической подготовки, а позже и физического совершенства. Утренняя зарядка убирает вялость после сна, позволяет взбодриться, приводит в тонус нервную систему, улучшает работу дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Благодаря зарядке повышается и физическая, и умственная работоспособность организма. [2] Особенно важно составлять план упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Ни в коем случае нельзя применять чересчур сильные нагрузки и доводить себя до состояния полного утомления.

В последнее время люди стали меньше двигаться. Из-за сидячей работы их физическая активность значительно падает, а состояние здоровья стремительно ухудшается. Большинство забывает, что при работе за компьютером обязательно нужно давать отдых глазам и разминать мышцы тела. Тем более, существует большое количество упражнений, которые можно делать даже на рабочем месте в офисе или на учебе. Уделяя хотя бы немного времени физическим упражнениям, мы можем значительно сократить ухудшение своего здоровья. [3]

Ещё одним фактором, неблагоприятно влияющим на здоровье, является автомобиль. Даже если расстояние до необходимого объекта вполне преодолимо, люди все равно отказываются пройтись пешком. А ведь ходьба укрепляет мышцы тела, улучшает циркуляцию крови, способствует похудению, снижает риск заболеваний и многое другое.

Каждому человеку обязательно нужно следить за своим здоровьем. Здоровье человека напрямую зависит от ряда факторов: образ жизни, наследственность, экология окружающей среды, медицина. Так вот влияние образа жизни оценивается в 50%. Занятия физической культурой относятся именно к этому фактору. Таким образом, только сам человек в большей степени влияет на своё здоровье, и только он сам может либо улучшить своё состояние, либо существенно ухудшить его. [4]

К сожалению, на сегодняшний день статистика показывает, что больных студентов становится всё больше и больше. Таким людям довольно сложно справляться со стандартными физическими нагрузками. Поэтому, исходя из результатов медицинской комиссии, по дисциплине физической культуры их определяют в специальную группу ЛФК (лечебно-физическая культура). Такой вид физической культуры является лечебно-профилактическим, помогает быстро и более полноценно восстанавливать здоровье человека. Помимо этого, ЛФК предупреждает появление осложнений различных заболеваний. [5]

Рассмотрим, как физические нагрузки влияют на организм человека. Если говорить о сердце, то количество ударов в минуту у занимающегося спортом человека значительно меньше. Таким образом, сердце меньше изнашивается, тренировки дают шанс на более долгую и здоровую жизнь.

Стоит отметить, что кислород очень важен для нашего организма. Только благодаря кислороду мы можем получать энергию. При низкой физической активности наблюдаются отрицательные изменения в органах дыхания.

Физические упражнения также снимают состояние стресса. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличивается наша жизнерадостность работоспособность.

Ну, и конечно же, физическая активность благоприятно влияет на иммунитет студента. Благодаря физическим нагрузкам иммунная система намного эффективнее борется с различными бактериями и вирусами.

Одним из самых доступных и эффективных видов физической культуры считается бег. Это всегда прекрасный способ разрядиться, отвлечься от мыслей и снять нервное напряжения. Бег способствует процессу похудения, улучшению кровообращения, мозговой активности и выносливости организма, повышая его иммунные силы.

Я думаю, что всем нам стоит более серьёзно относиться к занятиям физической культурой. Только избавляясь от чего-то вредного и внедряя в свою жизнь что-то полезное, возможно постепенно перейти к новому, более правильному и здоровому этапу.

Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации. Современные условия жизни ставят перед нами задачу – формировать у студентов убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.

ВложениеРазмер
mineeva.docx 18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физической культуры и нравственного воспитания

в обеспечении здорового образа жизни студента

Аннотация: Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации. Современные условия жизни ставят перед нами задачу – формировать у студентов убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.

Здоровье; здоровый образ жизни; нравственное здоровье; физическое здоровье; здоровьесберегающая образовательная среда.

Наших студентов в большом смысле этого слова уже нельзя назвать детьми, но можно лишь подписаться под правильностью фраз, сказанных выше.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной.

Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". [ Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: возраст, физиология; здоровый образ жизни; правило безопасного поведения; основы медицинских знаний. М.: Высш. шк, 2001. – 256 с. ]

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
- плодотворный труд;
- рациональный режим труда и отдыха;
- искоренение вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- личную гигиену;
- закаливание;
- рациональное питание;
- психологическую саморегуляцию и т.п.

Лекции, практические и лабораторные занятия, учебные практики, зачетные и экзаменационные сессии - основное время становления личности будущего специалиста среднего звена. Все это требует от студентов не только подготовленности, сосредоточенности, высокой работоспособности, но и хорошего, крепкого и стабильного здоровья.

Современные условия жизни ставят перед нами задачу – формировать у студентов убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использования свободного времени с пользой для здоровья, соблюдения режима дня, выработки негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, и т. п.) и неслучайно в последнее время повышается роль образовательного учреждения как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Иными словами, здоровью надо учить.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

Отличительными признаками нравственного здоровья студента являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый студент может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым студентам присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи.

Здоровье - величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. [Соколенко Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема // Физическое воспитание студентов творческих специальностей., 2006. №4. С. 153—157.]

Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженный высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Сохранение и укрепление здоровья студентов является актуальной педагогической проблемой и требует комплексного решения системы взаимосвязанных вопросов. Одним из важнейших направлений решения данной проблемы видится оптимизация влияния среды на личность и организм студента. При этом образовательная среда призвана способствовать не только профессиональному росту будущего специалиста. [Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. №2. С. 12—14.]

Здоровьесберегающая образовательная среда наряду со многими другими факторами обеспечивает формирование здорового образа жизни студентов, что, в свою очередь, невозможно без формирования культуры здоровья студентов. Под культурой здоровья студента специалисты понимают интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья происходит в процессе образования и воспитания студентов, в том числе самовоспитания. Поэтому необходимо целенаправленное, рациональное управление не только на уровне планирования и организации занятий по физическому воспитанию, но и на уровне целостной жизнедеятельности студентов. Поскольку культурное развитие предполагает становление системы ценностей личности, одной из целей формирования культуры здоровья студентов является развитие у них ценностного отношения к своему здоровью. [Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.]

Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.

Итак, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

1. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: возраст, физиология; здоровый образ жизни ; правило безопасного поведения; основы медицинских знаний. М.: Высш. шк, 2001. – 256 с.

2. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. №2. С. 12—14.

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

4. Соколенко Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема // Физическое воспитание студентов творческих специальностей., 2006. №4. С. 153—157.

Ключевые слова

Текст научной работы

Физическая культура — это воспитание культуры тела посредством физических упражнений и гимнастики. Она развивает не только тело, но и нервную систему человека. Нагрузки на организм способствуют нормализации психической системы. Это особенно важно для школьников и студентов, поскольку они ежедневно поглощают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голову к ясности [1].

Сегодня малое количество студентов занимаются в спортивных секциях, не все студенты посещают уроки физического воспитания. Малое количество молодых людей уделяют внимание своему здоровью, хотя спорт занимает особое место в жизни студентов. Это необходимо не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает у детей такие качества, как сила, настойчивость, сдержанность.

Уже давно доказано, что люди, занимающиеся спортом, имеют больше шансов на успех. Этот факт можно объяснить тремя причинами:

Спорт сопровождает нас на всех этапах взросления. В общеобразовательных школах и высших учебных заведениях обязательным является физическое воспитание. Ученик или учитель физической культуры проводит уроки. Программа физического воспитания предлагает стандарты спортивных достижений, которые студент должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того, чтобы он успешно завершил год, необходимо качественно пройти стандарты. Естественно, они предназначены только для здоровых людей. Кроме того, благодаря правилам вы можете учиться и контролировать уровень развития учащегося. Физическая культура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

Если у ученика есть отклонения в здоровье, он может быть частично или полностью исключен из класса.

Очень сложно переоценить воздействие физических нагрузок на организм человека. Полезность физического воспитания для растущего организма неоценима. Молодому телу необходимо не только стимулировать ткани, которые формируются очень быстро. Физическое воспитание необходимо, чтобы подросток вырастал психологически сбалансированной и целостной личностью.

Физические нагрузки оказывают комплексное воздействие на весь организм. Давайте рассмотрим более подробно, как человеческое тело реагирует на умеренные нагрузки:

  • Активируются обменные процессы в тканях, сухожилиях и мышцах, что является отличной профилактикой ревматизма, артроза, артрита и других дегенеративных изменений моторной функции организма;
  • Улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая весь организм кислородом и полезными веществами;
  • Физические упражнения активируют выработку гормонов, что приводит к стабилизации работы обменных процессов;
  • Стимулирует нейрорегуляторную функцию мозга [2].

Кстати, мы попытались выяснить, что каждый из респондентов готов сделать для сохранения своего здоровья. Наибольшее количество студентов, 42,6% и более, выразили готовность заниматься спортом, 17,6% — согласны делать все, что необходимо для здоровья, может быть, даже не зная, что на самом деле нужно делать, 13,9% — готовы заняться спортом ради здоровья, а 13% — отказаться от алкоголя и курения.

Здоровый образ жизни для студентов — это сочетание ценностно-ориентированного отношения к сохранению здоровья, привычек, режима, ритма жизни, направленных на оптимальное сохранение, укрепление, формирование, воспроизводство здоровья в процессе воспитания и образования .

Здоровый образ жизни означает соблюдение определенных правил, обеспечивающих гармоничное развитие, высокую эффективность, психическое равновесие и здоровье человека. В основе здорового образа жизни лежит индивидуальная система поведения и привычек каждого человека, обеспечивающая необходимый уровень жизни и здорового долголетия. Здоровый образ жизни — это практическое действие, направленное на профилактику заболеваний, укрепление организма и улучшение общего самочувствия человека [2].

Таким образом, формирование здорового образа жизни представляет собой сложный системный процесс, охватывающий многие составляющие образа жизни современного общества. Он включает в себя основные области и области жизни студента.

К компонентам здорового образа жизни относятся [1]:

  1. правильно организованный распорядок дня (в частности, работа, отдых и полный сон), соответствующий индивидуальному ежедневному биоритму каждого учащегося;
  2. двигательная активность (систематическое упражнение любого вида, статистическая и ритмическая гимнастика, ходьба или бег);
  3. рационально построенная система электроснабжения;
  4. разумное использование любых методов упрочнения;
  5. Способность устранять нервное напряжение с помощью расслабления мышц (различные аутогенные тренировки);
  6. отказ от любых существующих вредных привычек.

Физическое воспитание в университете представляет собой сложный педагогический процесс, целью которого является формирование физической культуры личности, способной самостоятельно организовывать и поддерживать здоровый образ жизни. Это единственная учебная дисциплина, которая учит студентов поддерживать и укреплять свое здоровье, улучшать их физическую форму, развивать и улучшать их жизненные физические качества и двигательные навыки [3].

Всестороннее развитие личности, то есть развитие физических и духовных сил, творческих способностей, является важнейшей задачей высшей школы. Важнейшей задачей для высших учебных заведений является ознакомление студентов с систематическими физическими упражнениями, повышение их эффективности, совершенствование подготовки к профессиональной деятельности, развитие двигательной активности и устойчивых привычек физического воспитания, развитие коллективной работы, патриотизма и приверженности.

  1. Ким Д.С.
  2. Макарова А.И.
  3. Бубекова А.И.
  4. Шаймарданова Л.Ш.

Список литературы

  1. Николаев Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2004. № 8.
  2. Оплетен А.А. Потенциальные возможностиᴎ физической культуры как один ᴎз ведущих стимулов саᴍоразвᴎтᴎя личности // Теория ᴎ практика физической культуры. 2009. №5.
  3. Психология здоровья: Учеб. для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

Цитировать

Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение.

Содержание

Введение 3-4
1. Решающая роль здорового образа жизни
1.1 Исторический экскурс 4 - 6
1.2 Определение здорового образа жизни и его роль в обеспечении здоровья студентов 6 - 9
1.3 Основные элементы здорового образа жизни 9 -15
2. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента
2.1 Формирование физической культуры студентов 15 -17
2.2 Основные формы и методы реализации программы вуза по формированию здорового образа жизни 17 - 19
Заключение 19 – 20
Список использованных источников 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат № 1

по курсу

Физическая культура

Работу выполнил

Айтжанова Айгуль Идрисовна

(ф. и. о. студента)

Студент 1 курса

заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

психолого – педагогического образования факультета СГУ

группа № 127 город Саратов

дата сдачи работы в учебную часть "29" марта 2013 г.

Работу проверил (ф.и.о. преподавателя)

Кудрявцева Елена Владимировна

1. Решающая роль здорового образа жизни

1.1 Исторический экскурс 4 - 6

1.2 Определение здорового образа жизни и его роль в обеспечении здоровья студентов 6 - 9

1.3 Основные элементы здорового образа жизни 9 -15

2. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

2.1 Формирование физической культуры студентов 15 -17

2.2 Основные формы и методы реализации программы вуза по формированию здорового образа жизни 17 - 19

Заключение 19 – 20

Список использованных источников 21

Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение.

Неслучайно в последнее время повышается роль Высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни.

Целью физического воспитания и образования в вузе является сохранение и укрепление здоровья молодежи, формирование у студентов сознательного и активного отношения к физической культуре.

Цель реализует адекватные ей задачи:

-создание условий для реализации принципов здорового образа жизни;

-усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом;

-сохранение и укрепление здоровья студентов;

-активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;

-формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, приобщение студентов к занятиям физкультурой и спортом;

-повышение уровня информированности молодежи по вопросам сохранения и укрепления здоровья посредством действующей информационно - пропагандисткой и образовательной системы вуза, привлечению к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом.

Поставленные цели и задачи предполагают соблюдение следующих принципов:

-физическое воспитание в вузе является не только учебной дисциплиной, но и важнейшим базовым компонентом формирования культуры здоровья студенческой молодёжи;

-доступность оздоровительных мероприятий для молодежи;

-непрерывность оздоровительных мероприятий на протяжении обучения в вузе.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

1. Решающая роль здорового образа жизни

1.1 Исторический экскурс

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие здоровый образ жизни порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о здоровом образе жизни в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно - таки настойчиво в последние 5 лет. Но это вовсе не означает, что здоровый образ жизни - явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что её истоки лежат во временах чрезвычайно далекого прошлого.

Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд. лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн. лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация -- качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни.

Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

Зарождение здорового образа жизни напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание. Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость здорового образа жизни в укреплении здоровья эллинов. Сократ видел в физических упражнениях красоту и силу тела молодого поколения. Платон вслед за Сократом придавал большое значение социальному аспекту воспитания гражданина - сильного, развитого телом и душой. Аристотель, изучая душу человека, впервые выделяет в физической культуре три направления: нравственное, умственное и физическое. В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

1.2 Определение здорового образа жизни и его роль в обеспечении здоровья студента

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

- умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

- владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

- постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией -важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального образа жизни студента.

Здоровый образ жизни- отличительная черта человеческой цивилизации. Он помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Нередко бывает так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

Здоровье - по определению Всемирной организации здравоохранения - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь. Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил здорового образа жизни.

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии - основное время становления личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 36-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области здорового образа жизни на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

Читайте также: