Елена образцова кармен сообщение

Обновлено: 10.05.2024

Ксения Дудникова

Ксения Дудникова

Через месяц исполняется 80 лет великой русской певице Елене Васильевне Образцовой.

Фонд ее имени (директор – Наталья Игнатенко) весь нынешний сезон устраивает мероприятия, приуроченные к этой дате, среди них были и весьма интересные для самой разной публики, а впереди, уже в следующем сезоне, нас ждут события не менее привлекательные.

Финал же афиши 2018/19 решили посвятить опере, которая сыграла особую роль в творчестве Образцовой. И не только потому, что Кармен – желанный образ для любой меццо-сопрано (к слову, на эту манкую партию-роль постоянно покушались и покушаются и певицы-сопрано): как говорила сама артистка, Кармен

Образцова впервые спела Кармен в Испании, на Канарских островах, позже ее героиней восхищались и в других театрах Европы, особенно ценен был успех в театрах Франции и Испании – стран, непосредственно связанных с этим образом самыми крепкими нитями.

Москва, конечно, помнит эту ее роль – впервые она выпорхнула на сцену Большого в своем знаменитом платье в горох и босиком в 1973-м: это была очень необычная Кармен.

В Большом этот образ создавали многие артистки, были и по-настоящему великие, такие как Обухова, Максакова или Архипова, но Кармен Образцовой, конечно, сильно отличалась от предшественниц – не столько совершенством вокала (например, безупречного академизма в пении Архиповой всегда было, конечно, куда больше), хотя ее густой и свежий, беспредельный голос просто ошарашивал, а певческо-артистическим комплексом, небывалым акцентам, своеобразием трактовки, смелостью в выражении чувств. Без преувеличения, это было событие.

В целом исполнение отличалось высоким уровнем и слаженностью ансамбля, его равновеликостью. Пожалуй, из квартета протагонистов драмы Бизе – Мериме идеальное попадание в образ и высочайшую степень вокального мастерства продемонстрировала Любовь Петрова в партии Микаэлы: пение выверенное и тонкое, деликатное по нюансировке, при этом весьма экспрессивное, всегда осмысленное, с точки зрения технологии звукоизвлечения настолько профессиональное, качественное, умелое, что одно это способно было удерживать интерес слушателя.

Пожалуй, самые бурные и самые заслуженные овации зала в этот вечер собрала именно Петрова.

Безусловный интерес представило и пение геликоновца Ивана Гынгазова в партии пылкого Хозе. Прежде всего, сам голос певца – незаурядный: настоящий драматический тенор, плотный и мощный, фигурально выражаясь железный, такой тембр и такую манеру приходится не часто встречать что на российских, что на мировых сценах.

– как любит говорить Владислав Иванович Пьявко, один из самых ярких наших исполнителей партии Хозе, и в случае с Гынгазовым данная формула работает идеально.

Что касается титульной героини, то думается, данное исполнение, при всех плюсах, было не самым удачным в карьере Дудниковой. В середине диапазона был явственен сип, ровность звуковедения также была далека от идеала, имели место и интонационные помарки (например, в нисходящем хроматическом движении фраз в Хабанере).

В то же время, очень красиво получались крайние, контральтовые низы, и очень уверенными – все верхние ноты: яркие, полнозвучные, стабильные. Безусловно, образ у артистки сделан, он вполне законченный и интересный, ее Кармен – очень сильная и независимая, спокойная и уверенная в себе, в своей правоте, точно знающая, чего хочет и чего ей нужно.

Умение исполнять ансамбли и подыгрывать партнеру – также сильное качество артистки.

С одной стороны, это придало исполнению динамизма, с другой, лишило его целостности и законченности повествования.

Звучание хора (хормейстер Юлия Сенюкова) принесло настоящее удовлетворение – красивое, стройное пение, не лишенное выразительности, прочувствованности. В то же время оркестр был не всегда на высоте, а в целом прочтению была свойственна некая фрагментарность, клочковатость – многочисленные купюры порой превращали его в набор хитов, между которыми не всегда наблюдалась четкая драматургическая связь.


Александр Матусевич

Музыкальный обозреватель, публикуется с 2001 года, автор многочисленных материалов (рецензии, интервью, переводы, аналитика) по проблемам оперного театра, вокального и хорового искусства в сетевых изданиях, газетах, журналах, театральных буклетах.

Член жюри региональных театральных фестивалей, лектор семинаров по музыкальному театру в разных городах России.

Читайте также: