Электронное сообщение реквизиты которого оформлены в соответствии с нормативными требованиями

Обновлено: 18.05.2024

Документ является основным способом представления информации. Электронный документ – это бумажный документ, введённый в компьютер для обработки. Финансовые электронные документы могут снабжатьсяэлектронной подписью. Электронные документы бывают структурированными, и тогда они находятся в базах данных, и неструктурированными, содержащими тексты на естественном языке.

Принято считать подэлектронным документом(ЭД) структурированный информационный объект, в соответствие которому может быть поставлена совокупность файлов, хранящихся на накопителе компьютера. Необходимым признаком ЭД является "регистрационная карточка", состоящая из реквизитов документа, содержащих перечень необходимых данных о нём. Согласно законодательству, электронным является документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Электронные документы по сравнению с бумажными обладают следующими преимуществами:

· более низкая стоимость и время передачи электронного документа из одного места в другое;

· более низкая стоимость и время тиражирования ЭД;

· более низкая стоимость архивного хранения ЭД;

· возможность контекстного поиска;

· новые возможности защиты документов;

· упрощение подготовки ЭД в сочетании с широкими возможностями;

· принципиально новые возможности представления ЭД. Документ может иметь динамическое содержание (например, аудио-, видеовставки).

Электронный документооборот

Основные принципы построения системыэлектронного документооборота:

· соответствие требованиям стандартов на формы и системы документации;

· переносимость на другие аппаратные платформы.

Основными функциями системы электронного документооборота являются:

· контроль исполнения документов;

· создание справочников и работа с ними;

· контроль движения бумажного и электронного документа, ведение истории работы с документами;

· создание и редактирование реквизитов документов;

· формирование отчетов подокументооборотупредприятия;

· импорт документов из файловой системы и Интернета;

· создание документа прямо из системы на основе шаблона (прямая интеграция);

· работа с версиями документа, сложными многокомпонентными и многоформатными документами, вложениями;

· электронное распространение документов;

· работа с документами в папках;

· получение документов посредством сканирования и распознавания;

· уменьшением затрат на доступ к информации и обработку документов.

Системы документооборота обычно внедряются, чтобы решать определённые задачи, стоящие перед организацией. К таким задачам можно отнести следующие:

· обеспечение более эффективного управления за счёт автоматического контроля выполнения, прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях;

· поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям;

· исключение бумажных документов из внутреннего оборота предприятия;

· исключение необходимости или существенное упрощение и удешевление хранения бумажных документов за счёт наличия оперативного электронного архива;

· экономия ресурсов за счёт сокращения издержек на управление потоками документов в организации;

· поддержка системы контроля качества, соответствующей международным нормам;

· обеспечение кадровой гибкости за счёт большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности;

· протоколирование деятельности предприятия в целом (внутренние служебные расследования, анализ деятельности подразделений, выявление "горячих точек" в деятельности);

· оптимизация бизнес - процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля.

Электронные потоки информации на предприятии (в офисе) схематично представлены нарис.1.


Рис. 1.Общая схема электронного документооборота

Документооборот – это прохождение документов по соответствующим отделам до сдачи их в архив.Электронный документможет появиться либо в результате ввода бумажного документа с помощью клавиатуры или сканера, либо из глобальной сети, либо из локальной сети сторонних организаций.

Всякая системаэлектронного документооборотадолжна быть распределённой, так как ввод документов происходит на территориально-распределённой организации.

Перечислим функции систем электронного документооборота.

Хранение электронных документов. Носители электронных документов характеризуются двумя параметрами:

· стоимостью хранения 1 мегабайта информации;

· скоростью доступа к информации. Задача заключается в выборе оптимального носителя.

Организация поиска документов. Существуют два типа поиска. Во-первых, атрибутивный поиск, когда каждому документу присваивается набор идентифицирующих его атрибутов. Поиск документа осуществляется путём сравнения значений этих атрибутов со значениями запроса. Примерами атрибутов могут служить код поставщика, код или фамилия служащего, время создания документа и т.д.

Во-вторых, полнотекстовый поиск, когда документ отыскивается по словам, входящим в сам документ.

Для поиска известного документа используется атрибутивный тип, для неизвестного — полнотекстовый.

Поддержка защиты документов от несанкционированного доступа. Каждый документ должен иметь список пользователей, имеющих право доступа к нему.

Маршрутизация документов. Документы различаются по типам носителей информации. Существуют три типа носителей: 1) бумага; 2) микрофиши: с точки зрения поиска мало чем отличаются от бумаги, но занимают меньше места; 3) электронные носители — жёсткие, оптические, магнитооптические диски.

От момента первой записи до сдачи в архив документы проходят различные преобразования (рис.2).

Документы могут существовать одновременно в нескольких видах, переходя из одного вида в другой. В каком виде должен храниться документ, зависит от ограничений, накладываемых пользователем на стоимость, и время поиска документа, а также от стоимости передачи документа от одного рабочего места к другому.

Массовый ввод документов, которые, как правило, не подлежат арифметической обработке (тексты), осуществляется с помощью операции сканирования. Для этого вначале выполняется подготовка к вводу документа, а затем ввод.


Рис. 2.Схема преобразования различных видов документов

Подготовка состоит в следующем: если документ новый, то он описывается и регистрируется как новый класс документа. Для этого документ сканируется (незаполненный) и создаётся форма по отсканированному шаблону. Далее определяются те поля, которые будут распознаваться системой или заполняться пользователем с клавиатуры. Указываются типы данных обрабатываемых полей. После сканирования документы автоматически направляются на операцию распознавания. Но перед этим система осуществляет ряд операций, улучшающих изображение символов (выравнивание, удаление шума, восстановление символов и др.). Особенно это важно для рукописных данных.

Известны следующие системы маршрутизации:

Свободная маршрутизация — последовательная или параллельная. При последовательной маршрутизации документ проходит от одного пользователя к другому, а при параллельной он одновременно поступает к нескольким пользователям.

Свободная маршрутизация с контролем исполнения. Под контролем понимается: контроль доставки документа; контроль исполнения (выдача извещения, что задание выполнено); мониторинг задания (кто и что сейчас делает с заданием).

Маршрутизация по заранее определённым маршрутам с контролем исполнения.

Система электронной почты.

В сети Интернетэлектронный документообороторганизуется в той группе сервисов, которая обеспечивает поиск информации с помощью Web-серверов.

Все Web-серверы делятся на две группы:

1) серверы управления трафиком (traffic);

2) конечные серверы.

Пользователь с помощью серверов первой группы отыскивает необходимую информацию, а потом обращается за помощью серверов второй группы. Наиболее мощные средства в группе серверов управления трафиком – это порталы, т.е. Web-узлы, представляющие собой сочетание базовых услуг, например, информационного поиска и передачи найденной информации с помощью электронной почты. Главное отличительное свойство портала в том, что он не только отыскивает для пользователя необходимую информацию, но ещё и обеспечивает набор сервисных услуг.

Конечный сервер может содержать рекламный сервер, состоящий из 1—2 страниц, информационный сервер, Интернет - магазин, Интернет - витрину.

Чтобы быть доступными для конечного сервера, электронные документы описываются с помощью специального гипертекстового языка HTML, представляющего собой набор правил для описания структуры любого электронного документа.

Электронный документооборот

Электронная документация: определение и особенности

Документ является основным способом представления информации. Электронный документ – это бумажный документ, введённый в компьютер для обработки. Финансовые электронные документы могут снабжатьсяэлектронной подписью. Электронные документы бывают структурированными, и тогда они находятся в базах данных, и неструктурированными, содержащими тексты на естественном языке.

Принято считать подэлектронным документом(ЭД) структурированный информационный объект, в соответствие которому может быть поставлена совокупность файлов, хранящихся на накопителе компьютера. Необходимым признаком ЭД является "регистрационная карточка", состоящая из реквизитов документа, содержащих перечень необходимых данных о нём. Согласно законодательству, электронным является документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Электронные документы по сравнению с бумажными обладают следующими преимуществами:

· более низкая стоимость и время передачи электронного документа из одного места в другое;

· более низкая стоимость и время тиражирования ЭД;

· более низкая стоимость архивного хранения ЭД;

· возможность контекстного поиска;

· новые возможности защиты документов;

· упрощение подготовки ЭД в сочетании с широкими возможностями;

· принципиально новые возможности представления ЭД. Документ может иметь динамическое содержание (например, аудио-, видеовставки).

Электронный документооборот

Основные принципы построения системыэлектронного документооборота:

· соответствие требованиям стандартов на формы и системы документации;

· переносимость на другие аппаратные платформы.

Основными функциями системы электронного документооборота являются:

· контроль исполнения документов;

· создание справочников и работа с ними;

· контроль движения бумажного и электронного документа, ведение истории работы с документами;

· создание и редактирование реквизитов документов;

· формирование отчетов подокументооборотупредприятия;

· импорт документов из файловой системы и Интернета;

· создание документа прямо из системы на основе шаблона (прямая интеграция);

· работа с версиями документа, сложными многокомпонентными и многоформатными документами, вложениями;

· электронное распространение документов;

· работа с документами в папках;

· получение документов посредством сканирования и распознавания;

· уменьшением затрат на доступ к информации и обработку документов.

Системы документооборота обычно внедряются, чтобы решать определённые задачи, стоящие перед организацией. К таким задачам можно отнести следующие:

· обеспечение более эффективного управления за счёт автоматического контроля выполнения, прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях;

· поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям;

· исключение бумажных документов из внутреннего оборота предприятия;

· исключение необходимости или существенное упрощение и удешевление хранения бумажных документов за счёт наличия оперативного электронного архива;

· экономия ресурсов за счёт сокращения издержек на управление потоками документов в организации;

· поддержка системы контроля качества, соответствующей международным нормам;

· обеспечение кадровой гибкости за счёт большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности;

· протоколирование деятельности предприятия в целом (внутренние служебные расследования, анализ деятельности подразделений, выявление "горячих точек" в деятельности);

· оптимизация бизнес - процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля.

Электронные потоки информации на предприятии (в офисе) схематично представлены нарис.1.


Рис. 1.Общая схема электронного документооборота

Документооборот – это прохождение документов по соответствующим отделам до сдачи их в архив.Электронный документможет появиться либо в результате ввода бумажного документа с помощью клавиатуры или сканера, либо из глобальной сети, либо из локальной сети сторонних организаций.

Всякая системаэлектронного документооборотадолжна быть распределённой, так как ввод документов происходит на территориально-распределённой организации.

Перечислим функции систем электронного документооборота.

Хранение электронных документов. Носители электронных документов характеризуются двумя параметрами:

· стоимостью хранения 1 мегабайта информации;

· скоростью доступа к информации. Задача заключается в выборе оптимального носителя.

Организация поиска документов. Существуют два типа поиска. Во-первых, атрибутивный поиск, когда каждому документу присваивается набор идентифицирующих его атрибутов. Поиск документа осуществляется путём сравнения значений этих атрибутов со значениями запроса. Примерами атрибутов могут служить код поставщика, код или фамилия служащего, время создания документа и т.д.

Во-вторых, полнотекстовый поиск, когда документ отыскивается по словам, входящим в сам документ.

Для поиска известного документа используется атрибутивный тип, для неизвестного — полнотекстовый.

Поддержка защиты документов от несанкционированного доступа. Каждый документ должен иметь список пользователей, имеющих право доступа к нему.

Маршрутизация документов. Документы различаются по типам носителей информации. Существуют три типа носителей: 1) бумага; 2) микрофиши: с точки зрения поиска мало чем отличаются от бумаги, но занимают меньше места; 3) электронные носители — жёсткие, оптические, магнитооптические диски.

От момента первой записи до сдачи в архив документы проходят различные преобразования (рис.2).

Документы могут существовать одновременно в нескольких видах, переходя из одного вида в другой. В каком виде должен храниться документ, зависит от ограничений, накладываемых пользователем на стоимость, и время поиска документа, а также от стоимости передачи документа от одного рабочего места к другому.

Массовый ввод документов, которые, как правило, не подлежат арифметической обработке (тексты), осуществляется с помощью операции сканирования. Для этого вначале выполняется подготовка к вводу документа, а затем ввод.


Рис. 2.Схема преобразования различных видов документов

Подготовка состоит в следующем: если документ новый, то он описывается и регистрируется как новый класс документа. Для этого документ сканируется (незаполненный) и создаётся форма по отсканированному шаблону. Далее определяются те поля, которые будут распознаваться системой или заполняться пользователем с клавиатуры. Указываются типы данных обрабатываемых полей. После сканирования документы автоматически направляются на операцию распознавания. Но перед этим система осуществляет ряд операций, улучшающих изображение символов (выравнивание, удаление шума, восстановление символов и др.). Особенно это важно для рукописных данных.

Известны следующие системы маршрутизации:

Свободная маршрутизация — последовательная или параллельная. При последовательной маршрутизации документ проходит от одного пользователя к другому, а при параллельной он одновременно поступает к нескольким пользователям.

Свободная маршрутизация с контролем исполнения. Под контролем понимается: контроль доставки документа; контроль исполнения (выдача извещения, что задание выполнено); мониторинг задания (кто и что сейчас делает с заданием).

Маршрутизация по заранее определённым маршрутам с контролем исполнения.

Система электронной почты.

В сети Интернетэлектронный документообороторганизуется в той группе сервисов, которая обеспечивает поиск информации с помощью Web-серверов.

Все Web-серверы делятся на две группы:

1) серверы управления трафиком (traffic);

2) конечные серверы.

Пользователь с помощью серверов первой группы отыскивает необходимую информацию, а потом обращается за помощью серверов второй группы. Наиболее мощные средства в группе серверов управления трафиком – это порталы, т.е. Web-узлы, представляющие собой сочетание базовых услуг, например, информационного поиска и передачи найденной информации с помощью электронной почты. Главное отличительное свойство портала в том, что он не только отыскивает для пользователя необходимую информацию, но ещё и обеспечивает набор сервисных услуг.

Конечный сервер может содержать рекламный сервер, состоящий из 1—2 страниц, информационный сервер, Интернет - магазин, Интернет - витрину.

Чтобы быть доступными для конечного сервера, электронные документы описываются с помощью специального гипертекстового языка HTML, представляющего собой набор правил для описания структуры любого электронного документа.

Аннотация: Представлены определение и особенности документооборота в современных информационных системах. Показаны методы и средства защиты информации в существующих информационных системах.

10.1. Электронная документация: определение и особенности

Документ является основным способом представления информации. Электронный документ — это бумажный документ, введённый в компьютер для обработки. Финансовые электронные документы могут снабжаться электронной подписью . Электронные документы бывают структурированными, и тогда они находятся в базах данных, и неструктурированными, содержащими тексты на естественном языке.

В общем же принято считать под электронным документом (ЭД) структурированный информационный объект , в соответствие которому может быть поставлена совокупность файлов, хранящихся на накопителе компьютера. Необходимым признаком ЭД является "регистрационная карточка", состоящая из реквизитов документа, содержащих перечень необходимых данных о нём. Согласно законодательству, электронным является документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Электронные документы по сравнению с бумажными обладают следующими преимуществами:

  • более низкая стоимость и время передачи электронного документа из одного места в другое;
  • более низкая стоимость и время тиражирования ЭД;
  • более низкая стоимость архивного хранения ЭД;
  • возможность контекстного поиска;
  • новые возможности защиты документов;
  • упрощение подготовки ЭД в сочетании с широкими возможностями;
  • принципиально новые возможности представления ЭД. Документ может иметь динамическое содержание (например, аудио-, видеовставки).

10.2. Электронный документооборот

Основные принципы построения системы электронного документооборота :

  • соответствие требованиям стандартов на формы и системы документации ;
  • распределённость;
  • масштабируемость;
  • модульность;
  • открытость;
  • переносимость на другие аппаратные платформы.

Основными функциями системы электронного документооборота являются:

  • регистрация документов;
  • контроль исполнения документов;
  • создание справочников и работа с ними;
  • контроль движения бумажного и электронного документа, ведение истории работы с документами;
  • создание и редактирование реквизитов документов;
  • формирование отчетов по документообороту предприятия;
  • импорт документов из файловой системы и Интернета;
  • создание документа прямо из системы на основе шаблона (прямая интеграция);
  • работа с версиями документа, сложными многокомпонентными и многоформатными документами, вложениями;
  • электронное распространение документов;
  • работа с документами в папках;
  • получение документов посредством сканирования и распознавания.
  • уменьшением затрат на доступ к информации и обработку документов.

Системы документооборота обычно внедряются, чтобы решать определённые задачи, стоящие перед организацией. К таким задачам можно отнести следующие:

  • обеспечение более эффективного управления за счёт автоматического контроля выполнения, прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях;
  • поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям;
  • исключение бумажных документов из внутреннего оборота предприятия;
  • исключение необходимости или существенное упрощение и удешев-ление хранения бумажных документов за счёт наличия оперативного электронного архива;
  • экономия ресурсов за счёт сокращения издержек на управление потоками документов в организации;
  • поддержка системы контроля качества, соответствующей международным нормам;
  • обеспечение кадровой гибкости за счёт большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности;
  • протоколирование деятельности предприятия в целом (внутренние служебные расследования, анализ деятельности подразделений, выявление "горячих точек" в деятельности);
  • оптимизация бизнес - процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля.

Электронные потоки информации на предприятии (в офисе) схематично представлены на рис.10.1.

Общая схема электронного документооборота

Документооборот — это прохождение документов по соответствующим отделам до сдачи их в архив . Электронный документ может появиться либо в результате ввода бумажного документа с помощью клавиатуры или сканера, либо из глобальной сети, либо из локальной сети сторонних организаций.

Всякая система электронного документооборота должна быть распределённой, так как ввод документов происходит на территориально-распределённой организации.

Перечислим функции систем электронного документооборота .

  1. Хранение электронных документов. Носители электронных документов характеризуются двумя параметрами:
    1. стоимостью хранения 1 мегабайта информации;
    2. скоростью доступа к информации. Задача заключается в выборе оптимального носителя.

    Во-вторых, полнотекстовый поиск , когда документ отыскивается по словам, входящим в сам документ.

    От момента первой записи до сдачи в архив документы проходят различные преобразования (рис.10.2).

    Документы могут существовать одновременно в нескольких видах, переходя из одного вида в другой. В каком виде должен храниться документ, зависит от ограничений, накладываемых пользователем на стоимость , и время поиска документа, а также от стоимости передачи документа от одного рабочего места к другому.

    Массовый ввод документов, которые, как правило, не подлежат арифметической обработке (тексты), осуществляется с помощью операции сканирования. Для этого вначале выполняется подготовка к вводу документа, а затем ввод.

    Схема преобразования различных видов документов

    Подготовка состоит в следующем: если документ новый, то он описывается и регистрируется как новый класс документа. Для этого документ сканируется (незаполненный) и создаётся форма по отсканированному шаблону. Далее определяются те поля, которые будут распознаваться системой или заполняться пользователем с клавиатуры. Указываются типы данных обрабатываемых полей. После сканирования документы автоматически направляются на операцию распознавания. Но перед этим система осуществляет ряд операций, улучшающих изображение символов (выравнивание, удаление шума, восстановление символов и др.). Особенно это важно для рукописных данных.

    Известны следующие системы маршрутизации:

    1. Свободная маршрутизация — последовательная или параллельная. При последовательной маршрутизации документ проходит от одного пользователя к другому, а при параллельной он одновременно поступает к нескольким пользователям.
    2. Свободная маршрутизация с контролем исполнения. Под контролем понимается: контроль доставки документа; контроль исполнения (выдача извещения, что задание выполнено); мониторинг задания (кто и что сейчас делает с заданием).
    3. Маршрутизация по заранее определённым маршрутам с контролем исполнения.
    4. Система электронной почты.

    В сети Интернет электронный документооборот организуется в той группе сервисов, которая обеспечивает поиск информации с помощью Web-серверов .

    Все Web-серверы делятся на две группы: 1) серверы управления трафиком ( traffic ); 2) конечные серверы.

    Пользователь с помощью серверов первой группы отыскивает необходимую информацию, а потом обращается за помощью серверов второй группы. Наиболее мощные средства в группе серверов управления трафиком — это порталы, т.е. Web-узлы, представляющие собой сочетание базовых услуг, например, информационного поиска и передачи найденной информации с помощью электронной почты. Главное отличительное свойство портала в том, что он не только отыскивает для пользователя необходимую информацию, но ещё и обеспечивает набор сервисных услуг.

    Конечный сервер может содержать рекламный сервер , состоящий из 1—2 страниц, информационный сервер , Интернет - магазин, Интернет - витрину.

    Чтобы быть доступными для конечного сервера, электронные документы описываются с помощью специального гипертекстового языка HTML , представляющего собой набор правил для описания структуры любого электронного документа.

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Системы электронного документооборота

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАМИ

    Electronic records management systems. Interoperability of records management systems. Electronic message specifications

    Дата введения 2014-09-01

    1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)"

    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 459 "Информационная поддержка жизненного цикла изделий"

    1 Область применения

    2 Нормативные ссылки

    В стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

    ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

    Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1 атрибут XML-документа: Именованная уточняющая характеристика элемента XML, которая состоит из пары "название"="значение" и указывается при определении элемента XML в открывающем теге.

    3.2 документ: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (1995), ГОСТ Р 51141-98.

    3.3 документ в неструктурированном виде: Файл с документом в электронном виде, формат, логическая и физическая структуры которого не определяются настоящим стандартом.

    3.4 дополнительные материалы к документу, дополнительные документы: Документ или совокупность документов, информация о которых разъясняет и уточняет отдельные вопросы, указанные в основном документе.

    3.6 исполнение документа: Выполнение в установленные сроки поручений, определенных в документе (на основе пункта 8.1.12 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, М., 2001).

    3.11 регистрационно-контрольная форма документа, РКФ: Совокупность реквизитов, формируемых в системе управления документами для регистрации документа и контроля его исполнения.

    3.12 регистрационно-контрольная форма проекта документа, РКФ проекта документа: Совокупность реквизитов, формируемых в информационной системе управления документами для регистрации проекта документа и контроля его согласования и подписания.

    3.13 регистрация документа: Запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения (ГОСТ Р 51141-98).

    3.14 реквизит документа: Обязательный элемент оформления официального документа (ГОСТ Р 51141-98).

    3.15 система управления документами: Комплекс программных и технических средств, организационных и распорядительных документов, позволяющих автоматизировать процессы управления документами.

    3.16 сопроводительное письмо: Документ, содержащий информацию о заданиях на поступивший и переданный на исполнение документ.

    3.17 структурированная часть документа: Набор реквизитов РКФ официального документа, определенный настоящим стандартом.

    3.18 файл документа: Файл, обеспечивающий передачу документа в неструктурированном электронном виде.

    3.19 электронная подпись: Информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").

    3.21 элемент XML-документа: Именованная структурная единица языка XML, ограниченная открывающим и закрывающим тегами; может повторяться, включать другие элементы XML, комментарии и атрибуты XML.

    3.22 язык XML (Extensible Markup Language): Расширяемый язык разметки данных, стандарт на структурированное описание данных, ориентированный, в частности, на обмен информацией между независимыми участниками.

    3.23 XML-документ: Текстовый документ, составленный в полном соответствии со стандартом XML и состоящий из пролога, одного корневого элемента XML, комментариев, декларации типов данных и символов.

    4 Общие положения

    Настоящий стандарт распространяется на взаимодействие двух независимых систем управления документами СУД1 и СУД2, удовлетворяющих следующим условиям:

    а) в системах имеются регистрационно-контрольные формы документов и проектов документов, содержащие значения реквизитов, и, возможно, хранятся сами документы и проекты документов в электронном виде;

    - Doclnfo.xml предназначен для пересылки информации о документе, проекте документа или о частях документа или проекта документа.

    В содержании зоны могут быть использованы элементы только из перечня, определенного настоящим стандартом для данной зоны, с установленным допустимым количеством (кратностью) и составом атрибутов. Исключение составляет зона Расширение, состав и структура ее элементов определяются разработчиком соответствующей передающей системы управления документами.

    Зоны являются отдельными, самостоятельными элементами языка XML первого уровня иерархии.

    Передаваемая в зоне информация оформляется как вложенные XML-элементы второго и последующих уровней иерархии.

    Как и для элемента - описателя зоны, так и для вложенных элементов указываются имя типа, содержание и допустимые атрибуты.

    При описании вложенных элементов (структуры элементов и зон) дополнительно указывается их допустимое количество (кратность):

    - 1 - обязательный, может присутствовать только один раз;

    - 1-n - обязательный, может присутствовать несколько раз;

    - 0-1 - необязательный, может встречаться только один раз;

    - 0-n - необязательный, может встречаться несколько раз.

    Для атрибутов элементов кратность устанавливается равной:

    - 1 - обязательный атрибут;

    - 0 - необязательный атрибут.

    При описании атрибутов и содержания элементов используются следующие типы данных:

    Электронный шаблон бланка – это бланк документа, представленный в электронном виде. Как правило, электронные шаблоны бланков используются организациями вместо бланка на бумажном носителе, изготовленном типографским способом.

    ФОРМАТ БЛАНКОВ И РАЗМЕРЫ ПОЛЕЙ

    6.1 Для изготовления бланков документов используется бумага форматов А4 (210 x 297 мм), А5 (148 x 210 мм); для изготовления бланков указаний по исполнению документов (резолюций) используется бумага форматов А5 (148 x 210 мм), А6 (105 х 148 мм).

    Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее:

    Документы длительных (свыше 10 лет) сроков хранения должны иметь левое поле не менее 30 мм.

    Бланки формата А5 используются весьма ограничено, главным образом, для оформления справок, доверенностей, служебных записок. Для большей части организационно-распорядительной документации (приказы, распоряжения, положения, инструкции, протоколы, деловые письма и др.) используется бумага формата А4.

    Для бланков резолюций стандартом установлены бланки формата А5 и А6 (Пример 1).

    Положение о размерах служебных полей документа дополнено требованием, по которому в документах со сроком хранения свыше 10 лет[2] (распорядительные документы, локальные нормативные акты, по личному составу и др.) левое поле должно быть не менее 30 мм. Это позволит аккуратно сшить документы в дела, не захватывая часть текста.


    БЛАНКИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ И НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ

    6.2 Организации используют бланки документов, изготовленные на бумажном носителе (бланки документов федеральных органов государственной власти с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации изготавливаются полиграфическими предприятиями, имеющими сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для качественного изготовления указанного вида продукции) и/или электронные шаблоны бланков. Бланки на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков должны быть идентичны по составу реквизитов, порядку их расположения, гарнитурам шрифта.

    Бланки документов на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков изготавливаются на основании макетов бланков, утверждаемых руководителем организации.

    Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.

    Электронные шаблоны бланков документов должны быть защищены от несанкционированных изменений.

    В контексте стандарта бланки документов, изготовленные на бумажном носителе, и электронные шаблоны бланков равнозначны.

    Организация, как правило, использует как бланки на бумажном носителе, так и электронные шаблоны бланков (например, для внутренних документов).

    Важно!

    Бланки одного вида документа (например, письма) в бумажном и электронном виде должны быть идентичны по составу реквизитов и оформлению. Иначе говоря, бланк документа одного вида на бумажном носителе и его электронный шаблон не должны различаться.

    Еще одно важное требование – электронные шаблоны бланков должны быть неизменяемы, то есть защищены от несанкционированных изменений.[3]


    БЛАНКИ УГЛОВЫЕ И ПРОДОЛЬНЫЕ

    6.3 Бланки документов оформляются в соответствии с Приложением Б. Ориентировочные границы зон расположения реквизитов обозначены пунктиром. Каждая зона определяется совокупностью входящих в нее реквизитов.

    6.4 В зависимости от расположения реквизитов устанавливается два варианта бланков – угловой (рисунок Б.1) и продольный (рисунок Б.2).

    Приложение Б стандарта – это схемы расположения реквизитов документа на бланках с угловым расположением реквизитов (схема Б1) (Пример 2) и на бланках с продольным расположением реквизитов (схема Б2) (Пример 3). При этом зоны расположения реквизитов, обозначенные пунктиром, являются ориентировочными.



    ЦЕНТРОВАННОЕ И ФЛАГОВОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ

    6.5 Реквизиты 01, 02, 03 располагаются на верхнем поле документа над реквизитом 05 по середине зоны, занятой этим реквизитом.

    Реквизит 03 может располагаться слева на уровне реквизита 05.

    Реквизиты 05, 06, 07, 08, 09, 13, ограничительные отметки для реквизитов 10, 11, 12 в пределах границ зон расположения реквизитов размещаются одним из способов:

    - центрованным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов);

    - флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

    Эти положения стандарта повторяют старый ГОСТ Р 6.30-2003 и предлагают два способа оформления реквизитов в пределах зон их расположения:

    • центрованный (по центру зоны расположения реквизитов);

    • флаговой (по левой границе зоны).


    ВИДЫ БЛАНКОВ

    6.6 Устанавливаются следующие виды бланков документов организации:

    - бланк конкретного вида документа.

    Нормативными правовыми актами организации устанавливаются виды применяемых бланков и их разновидности (бланк письма структурного подразделениях, бланк письма должностного лица, бланк приказа, бланк распоряжения, бланк протокола и др.).

    Образцы бланков документов приведены в Приложении Б.

    Состав видов бланков не изменился. Однако появилось положение о том, что перечень видов бланков, применяемых в организации, должен быть закреплен в локальном нормативном акте (ЛНА) организации. Это может быть инструкция по делопроизводству организации или приказ руководителя, которым одновременно утверждаются виды применяемых бланков и их образцы (макеты).

    СОСТАВ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ БЛАНКОВ

    6.7 Общий бланк используется для изготовления любых видов документов, кроме делового (служебного) письма.

    Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации и локальных нормативных актов включает реквизиты 01 (02 или 03), 05, 06, 07, 13 и ограничительные отметки для реквизитов 10, 11, 16, 17.

    Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации и локальных нормативных актов включает реквизиты 01 (02 или 03), 05, 08, ограничительные отметки для реквизитов 10, 11, 12, 15, 17. Бланк письма структурного подразделения дополнительно включает реквизит 06, бланк письма должностного лица – реквизит 07.

    Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации и локальных нормативных правовых актов включает реквизиты 01 (02 или 03), 05, 09, 13 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 10, 11, 16, 17. Бланк конкретного вида документа структурного подразделения дополнительно включает реквизит 06, бланк должностного лица – реквизит 07.

    Общий бланк может содержать (Пример 6):

    • реквизиты, для которых на бланках проставляются ограничительные отметки для границ зон:


    Бланк письма может включать (Пример 7):

    • реквизиты, для которых на бланках проставляются ограничительные отметки для границ зон:


    Бланк конкретного вида документа включает (Пример 8):

    • реквизиты, для которых на бланках проставляются ограничительные отметки для границ зон:

    ВАЖНО!

    В стандарте приведен максимально возможный перечень реквизитов для каждого вида бланков документов. Чтобы определить состав реквизитов при разработке бланков документов, на практике следует, руководствоваться учредительными документами и ЛНА.



    БЛАНКИ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ

    6.8. В органах власти и организациях субъектов Российской Федерации, использующих наряду с русским языком как государственным языком Российской Федерации государственный язык (государственные языки) республик в составе Российской Федерации, используются бланки документов на русском языке и государственном языке (языках) республик в составе Российской Федерации: угловые (реквизиты бланка располагаются на одном уровне: на русском языке – слева, на государственном языке (языках) республик в составе Российской Федерации – справа) или продольные (все реквизиты бланка на русском языке – сверху, ниже – все реквизиты бланка на государственном языке (языках) республик в составе Российской Федерации).

    Для переписки с иностранными корреспондентами, используют бланки на двух языках – русском и английском (приложение В.8) или ином иностранном языке.

    Для переписки с иностранными организациями стандарт рекомендует оформлять бланк на двух языках: русском и одном из иностранных языков (чаще всего на английском) (Пример 11).


    РАЗРАБАТЫВАТЬ НОВЫЕ БЛАНКИ ИЛИ НЕТ?

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    В связи с вступлением в силу нового ГОСТ организации не обязаны вносить изменения в бланки документов, если в этом нет необходимости.

    Если организация все же примет решение о разработке новых бланков, то алгоритм действий может быть таким:

    1. Руководитель организации поручает службе делопроизводства разработать новые образцы (макеты) бланков.

    2. Служба делопроизводства организует разработку макетов (образцов) бланков документов (разрабатывает самостоятельно или прибегает к услугам специализированной организации).

    3. Руководитель организации утверждает приказом новые образцы бланков со следующей формулировкой:


    Если в это же время разрабатывается инструкция по делопроизводству, новые образцы бланков можно включить в инструкцию.

    4. Административно-хозяйственная служба заказывает печать бланков в типографии, или специалисты по информационным технологиям организации готовят на основании утвержденных макетов электронные шаблоны бланков.

    КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СЛЕДУЕТ ОФОРМЛЯТЬ ПО НОВОМУ ГОСТ?

    ГОСТ Р 6.30-2003

    ГОСТ Р 7.0.97-2016

    1 Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. (далее – документы), включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (ОКУД) (класс 0200000).

    1 Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД): уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др. (далее – документы), в том числе включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (класс 0200000).


    [2]Для определения сроков хранения документов служат перечни, типовые или ведомственные. Основной типовой перечень – это Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

    [3] Подробнее о защите электронных документов от несанкционированных изменений см.: Артонкина Н.В. Как защитить данные при совместной работе в MS Word // Секретарь-референт. 2017. № 5. С. 93 – 97.

    [4]См.: Туркина В.С. Использование государственных языков Российской Федерации в бланках, печатях и вывесках // Секретарь-референт. 2017. № 5. С. 33 – 35.

    [5]Унифицированная системы организационно-распорядительной документации.

    [6]ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации (утвержден постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299, в ред. от 06.12.2016).

    В.Ф. Янковая, канд. ист. наук, доцент
    З.С. Винченко, старший научный сотрудник ВНИИДАД

    Системы этого класса обеспечивают поддержку всего жизненного цикла документов на предприятии: регистрацию, движение, обработку, контроль исполнения и хранение.

    Электронные документы по сравнению с бумажными обладают следующими преимуществами:

    · более низкая стоимость и время передачи электронного документа из одного места в другое;

    · более низкая стоимость и время тиражирования ЭД;

    · более низкая стоимость архивного хранения ЭД;

    · возможность контекстного поиска;

    · новые возможности защиты документов;

    · упрощение подготовки ЭД в сочетании с широкими возможностями;

    · принципиально новые возможности представления ЭД.

    Документ может иметь динамическое содержание (например, аудио-, видеовставки).

    Основные принципы построения системы электронного документооборота:

    · соответствие требованиям стандартов на формы и системы документации;

    · переносимость на другие аппаратные платформы.

    Основными функциямисистемы электронного документооборота являются:

    · контроль исполнения документов;

    · создание справочников и работа с ними;

    · контроль движения бумажного и электронного документа, ведение

    · истории работы с документами;

    · создание и редактирование реквизитов документов;

    · формирование отчетов по документообороту предприятия;

    · импорт документов из файловой системы и Интернета;

    · работа с версиями документа, сложными многокомпонентными и многоформатными документами, вложениями;

    · электронное распространение документов;

    · работа с документами в папках;

    · получение документов посредством сканирования и распознавания.

    · уменьшение затрат на доступ к информации и обработку документов.

    Системы документооборота обычно внедряются, чтобы решать определенные задачи, стоящие перед организацией.

    К таким задачам можно отнести следующие:

    · обеспечение более эффективного управления за счет автоматического контроля выполнения, прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях;

    · поддержка эффективного накопления, управления и доступа к информации и знаниям;

    · исключение бумажных документов из внутреннего оборота предприятия;

    · исключение необходимости или существенное упрощение и удешевление хранения бумажных документов за счет наличия оперативного электронного архива;

    · экономия ресурсов за счет сокращения издержек на управление потоками документов в организации;

    · поддержка системы контроля качества,соответствующей международным нормам;

    · обеспечение кадровой гибкости за счет большей формализации деятельности каждого сотрудника и возможности хранения всей предыстории его деятельности;

    · оптимизация бизнес-процессов и автоматизация механизма их выполнения и контроля.

    Электронный документ (ЭД) — документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, который может быть подписан электронной цифровой подписью (ЭЦП) и сохранён на машинном носителе в виде файла соответствующего формата.

    Читайте также: