Экологические традиции народов россии сообщение

Обновлено: 22.07.2024

Религиозные и экологические знания народов имеют разные формы своего отражения. Экологические знания алтайцев являются одной из уникальных форм, которое выражается в бережном отношении к растениям, животным и другим живым организмам. Экологическое сознание алтайцев тесно связано с религиозной культурой, согласно которой многие алтайские рода (сеоки) произошли от гор, животных и растений. Они названы тотемами.

Религиозные и экологические знания народов имеют разные формы своего отражения. Экологические знания алтайцев являются одной из уникальных форм, которое выражается в бережном отношении к растениям, животным и другим живым организмам. Экологическое сознание алтайцев тесно связано с религиозной культурой, согласно которой многие алтайские рода (сеоки) произошли от гор, животных и растений. Они названы тотемами.

Наряду с животным миром почитался растительный мир Алтая – деревья и кустарники, т.к. они, как и все живые существа обладали душой, а некоторые из них являлись тотемами, например, жимолость (ыргай) и береза (кайын) у рода иркит и комдош, ель (чиби) – у jус, осина (аспак) – у тубаларов. Человеку запрещалось рвать цветы, молодые поросли кустарников, рубить дерево своего рода, а если это случалось, то рубка дерева сопровождалось извинительными речами.

Все эти примеры еще раз доказывают, что великая мудрость живет в духовности и образе жизни алтайцев, которые в течение многих веков, почитая и поклоняясь горам, рекам, аржанам и другим объекты природы Алтая создали особую философию отношений с природой, характеризующую понимание, ощущение полного равновесия, гармонии природы и человека.

Благоговение к святыне в сочетании с бережностью и рачительностью не может не менять отношение ко всякой вещи как дару Божию. Отсюда и возможно более полное использование того, что посылает Бог. Грех, если земля запущена и заброшена. Господь дал ее людям в управление и спросит с них за нее.

О традициях русского природопользования и о необходимости их возрождения рассказывает профессор, доктор геолого-минералогических наук Сергей Николаевич Чернышов. В этом году 12 ноября ученому исполняется 80 лет.

Каждый народ, живя на земле, выработал свою философию природопользования. Она может быть не записана, даже не осознана многими носителями ее. Но она всегда есть, если говорить о народах со сложившейся и древней культурой. Без такой философии народ не может существовать. Без органического культурно-хозяйственного уклада он губит природу. Сейчас во многих местах планеты мы наблюдаем стремительно развивающиеся процессы разрушения природы, которые неизбежно следуют за отказом от национальных традиций и чрезмерным заимствованием опыта других наций.

Обратимся к отечественным принципам природопользования. Положение человека под небом на земле давало ему право пользоваться природой как даром Божиим. И одновременно обязывало его украшать землю и заботиться о животных, братьях наших меньших, как назвал их Сергей Есенин. Жизнь на земле в идеале мыслится как гармоничное сообщество, процветающая экосистема.

Любя животных, русский человек отличал себя от них. Это выражалось даже в языке. О человеке говорили: родился и умер, а о животных выражались другими словами: корова отелилась, лошадь ожеребилась и пала.
Отчетливо осознавая себя между небом и землей, между Творцом и остальной тварью, русский человек в соответствии с учением Церкви ставил себе задачи: самоограничение потребностей; возможно более полное использование всего взятого им у природы; украшение земли посредством своего труда.

Профессор Сергей Николаевич Чернышев

Профессор Сергей Николаевич Чернышев

Самоограничение потребностей считалось идеалом. Счастье видели в богатой, обеспеченной жизни, но высшее счастье – в духовном богатстве, в отречении от земного, в пути преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Паисия Величковского. Но и в миру самоограничение было идеалом. Самоограничение в повседневной жизни всего народа выражалось в неукоснительном соблюдении постов – общей продолжительностью около 16 недель. Другой формой ограничения в пище были приуроченные к церковным праздникам сроки начала сбора яблок, меда, орехов, так называемые яблочный Спас (19 августа), медовый Спас (14 августа) и ореховый Спас (29 августа).

Самоограничение в охоте, рыбной ловле очень близко примыкает к традиции наиболее полного использования всего, что дает природа. Здесь можно вспомнить, как запрещалось не только выбрасывать хлеб, но и хлебные крошки. Народная мудрость учила беречь дар Божий и плод труда – хлеб.

Помню, как заставляли меня в детстве тщательно сгребать скошенную на сено траву, как чисто выкашивать. Из рассказов рязанцев знаю, как весь город охранял Окский луг, что зеленым ковром лежит у его подножия. Ходить через луг разрешалось только определенными тропами и только босиком. Горожане разувались, ступая на луг.

Окские луга

Окские луга

Все, что не съедалось людьми, – отдавалось скоту. Все, что непригодно скоту, – шло в печь, давало тепло и золу для удобрения и борьбы с вредителями. Так в земле завершался круговорот веществ в крестьянском хозяйстве. Таким образом, человек кормил скот и облагораживал почву, ухаживал за ними. Принцип безотходного производства был реализован в крестьянском хозяйстве. Одновременно осуществлялась экономия ресурсов и очистка природной среды от отходов, говоря современным языком. У деревни не было помойки или свалки. Использовались только возобновляемые источники энергии: трава, дрова, вода, ветер, солнечная энергия.

Можно назвать еще много народных традиций, которые вытекают из православного отношения к творению Божию, но нужно сказать несколько слов о новом переломе в мировоззрении, который смел народные традиции.

Традиции русского народа и других христианских народов нисколько не препятствуют развитию хозяйства и цивилизации, но ставят разумные, вполне посильные человеку и обществу ограничения, диктуемые духовно-нравственными основаниями жизни и заботой о сохранении природы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Поиск информации в литературных и интернет ресурсах.

2. Опрос старшего поколения.

3. Знакомства с традициями, обычаями, легендами, пословицами и поговорками России.

4. Выяснить значение, влияние на окружающую среду данного народного фольклора.

Что такое экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Экологические традиции - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением.

Что такое экология?

У каждого народа, у коренных жителей любой местности всегда были характерные особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой, местными природными и рукотворными объектами. Мир традиций сейчас не ушел в прошлое, и поныне сохраняется возможность его изучения и приложении знаний прошлого в современной жизни.

Экологические традиции русского народа.

Экологические традиции русского народа.

1. Славяне покланялись духам природы: Водяные Русалки Болотники Лешие Домовые Духи требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде и хозяйству.

1. Славяне покланялись духам природы:

Духи требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к лесу, воде и хозяйству.

2. Поклонение животным и растениям: Об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников.

2. Поклонение животным и растениям:

Об этом свидетельствуют отголоски язычества в обрядах календарных праздников.

Экологические традиции Нижегородской области.

Вера в духов природы: Дух леса – Шурале Дух речки и озера – Суанасы

Вера в духов природы:

Традиции, связанные с использованием воды:

Культурные традиции марийцев

Марийский культ растений

  • Экологические традиции интересны не только тем, что они адаптируют человека к условиям местности.
  • Важно, что на протяжении столетий они сумели выжить и войти в наш век успешно функционируя в условиях современности.

Спасибо за внимание!


-75%


Сейчас 21 век, так? Кто меня постоянно читает, мои соратники, понимают, что Русская Тайга – единый живой организм. Идеям великого русского мыслителя Вернадского – столетие. Сотню лет как в научный мир пришли термины, описывающие взаимосвязь живого и не живого. Понятия, ясно определяющие всю нашу планету, как единый живой организм! Все ли это понимают сейчас? Стали ли такие представления об окружающем нас мире общепризнанными? Нет! Больше того: единицы это понимают! Не просто большинство, а подавляющее большинство, об этом даже не задумывается.

Странно прозвучит, но в прошлом представления о живой Матери-Земле были общераспространенными. Если осмыслить взгляды наших не очень то и далеких предков на окружающий мир, то окажется, что они очень похожи на современные научные представления о живых биологических системах. И, при этом, еще и очень практичны! Связаны с ритуалами, повседневным поведением людей. Направленны на жизнь в гармонии с природой.

У народов Центральной Азии – Тенгри. Сейчас возрождается. Многие молодые люди эту концепцию праотцов осмысливают вновь. Разницы то нет со славянскими древними представлениями, по сути! Мать-Земля и Отец-Небо в Тенгри! И всеобщая сила жизни, которая пронизывает собой все.

Я свой проект когда-то назвал Русская Тайга. Потому, что искал какую-то фразу, символизирующую объединение. В тайге нашей, и тайгой нашей, живет множество народов. Тайга – она дом для всех. И всегда, издревле, таким домом любому человеку и народу была. После летней экспедиции 2019 года я все больше задумываюсь, как похожи представления всех наших народов о тайге, о своем взаимодействии с окружающим миром. Почему развитие культуры свернуло на путь противопоставления человека природе?

В шоке, наверное, наши предки бы были, если бы увидели, как люди сейчас поступают!

Я верю, что Мать-Земля живая. Я вижу в Русской Тайге обитель моих Богов.

И мне кажется, что древние Боги Русской Тайги просто спят. Однажды лесорубы свалят такое древнее дерево-прародитель, и они проснутся. И плохо будет всем нам, не сохранившим Мать-Землю!

Автор: писатель Павел Пашков.

Этот материал важен? Вы можете поддержать мою общественную деятельность, стать соучастником проектов в защиту природы. Я не размещаю рекламу и не финансируюсь кем-либо, вся деятельность ведется исключительно самостоятельно, своими силами! Все материалы, экспедиции, рейды. Мы должны оставаться полностью независимыми от власти и бизнеса. Не оставайтесь в стороне, когда это действительно важно: ПОДДЕРЖАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Читайте также: