Дорожное сообщение россия грузия

Обновлено: 17.05.2024

Автомагистраль Мцхета-Степанцминда-Ларс, так называемая Военно-Грузинская дорога, проходит через Главный Кавказский хребет и соединяет города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия).

Длина дороги 208 километров. Дорога поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу (высота 2384 метров), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура подходит к Тбилиси.

Контрольно-пропускные пункты на российско-грузинской границе — Верхний Ларс (Северная Осетия, Россия) и Дариали (до 2008 года — Казбеги) (Грузия).


Единственный способ попасть из России в Грузию напрямую на автомобиле — это пограничный переход "Верхний Ларс" в Северной Осетии и далее по Военно-Грузинской дороге, которая тянется по территории Грузии через Дарьяльское ущелье от границы до самой столицы, Тбилиси.

Если перевести название этой дороги с грузинского дословно, то получится "Дорога Небесного ущелья". И, знаете ли, попадая в Грузию и видя перед собой всю ту красоту, что проносится мимо тебя в боковом стекле автомобиля, ты понимаешь, что это название подобрано как нельзя лучше.


Общая протяженность дороги составляет 208 километров, из которых 33 — это участок от Владикавказа до Российской границы, а остальные 175 — проходят по территории Грузии. Только не рассчитывайте на то, что сможете прохватить эти 175 километров за пару часов — даже если вы абсолютно безэмоцианальная личность, схожая по внутреннему устройству с камнем в лесу и вам абсолютно всё равно на красоты природы, проносящиеся за окном — всё равно местный серпантин и вялоползущие фуры заставят вас притормозить и ехать до Тбилиси часа 4. Ну а если вы, как и я, любите дать по тормозам как только увидите немного красоты — то смело закладывайте на эти 175 километров целый день, ведь тут очень круто.


Сразу за Грузинским КПП ущелье смыкается над дорогой и начинают открываться обалденные виды. Снизу в ущелье грохочет Терек. Надо отметить тот факт, что оба раза, когда я был в этой части ущелья — погода была мерзотная, моросил дождь и было холодно. Грузия явно не хотела ни встречать меня, ни отпускать обратно.



По краям дороги расположено много поминальных крестов, около которых так любят остановиться и помедитировать местные жители.


Состояние дороги сразу после границы оставляет желать лучшего. Особенно участок сразу за грузинским КПП: там сейчас ведется реконструкция и строительство тоннеля (информация актуальна на июнь 2018), поэтому Грузия встречает вас сужением дороги до одной полосы на оба направления и отсутствием асфальта. Не надо пугаться, этот участок совсем небольшой и дорога быстро приходит в удобоваримое состояние, ну а километров через 10 после границы и вовсе становится весьма приличной.


Подъезжаем к первому крупному населенному пункту после границы — посёлку Степанцминда (бывший Казбеги). От границы до посёлка 11 километров и здесь уже можно перекусить и поменять деньги, но будьте готовы к тому, что цены в кафе выше чем в остальной Грузии, а курс несколько завышен. Впрочем, без особого криминала.


В Степанцминде можно остановиться на денек-другой, сходить к самой знаменитой достопримечательности этих мест — церкви Святой Троицы и вообще погулять от души. Но в нашем случае всё тот же моросящий дождик несколько поменял наши планы, поэтому все прогулки мы оставили на обратный путь.


Сразу за Степанцминдой дорога начинает идти вверх, постепенно поднимаясь на Крестовый перевал — высшую точку Военно-Грузинской дороги.

Несмотря на дождь, в этом месте мы провели почти полчаса. Невероятная смесь гор, долины, реки и домиков на противоположном берегу никак не хотела меня отпускать.


Местные дальнобои солидарны со мной и тоже встали насладиться видом. Вообще, Камаз на серпантине — это зло. Обогнать его без нарушения правил практически нереально, ведь зон для обгона очень мало, а ползёт это чудо в горку 20 километров в час. Поэтому в Грузии в таких ситуциях на разметку никто не смотрит и обгоняет где придётся — это нормально.


Чем дальше в гору — тем заметнее подъём, термометр в машине каждые пару минут теряет по градусу: при въезде в Дарьяльское ущелье он показывал 22, в Степанцминде 16, а сейчас уже опустился меньше 10. Кстати, на примере этой фотографии должен отметить быстроту работы грузинских дорожников: если присмотреться, то видно, что в левой части кадра делают новый мост. Когда я проезжал здесь обратно через 2 недели — мост уже был полностью готов.


Высшая точка дороги — Крестовый перевал, 2400 метров над уровнем моря. Тут я чуть не лишился своего айфона: вылез из машины поснимать, в этот момент дождь резко усилился и я рванул обратно. Уже в салоне понял, что чего-то не хватает и бросился обратно. В итоге нашёл его в одной из луж. Никому, кстати, 6S Plus не нужен? Не бит, не крашен, без пробега по РФ.


На Военно-Грузинской дороге очень много тоннелей. Правда, в большинстве случаев, рядом с ними идёт дорога — и в тёплые месяцы все машины едут сбоку от тоннеля, а не в нём. Это связано с тем, что большинство тоннелей не освещены и используются лишь зимой, когда боковую дорогу заметает чуть более, чем полностью.


Одна из самых знаменитых и попсовых точек дороги — арка Дружбы Народов оказалась на реставрации, так что облом-с.


Но если проехать чуть дальше, то откроется не менее прекрасный вид на ущелье и искусственное озеро снизу.


Подъезжаем к ещё одному крупному населенному пункту — Гудаури. Сейчас это место стало очень модным, ведь здесь построили горнолыжный курорт, поэтому отели растут как грибы после дождя. Зимой здесь случилось ЧП — один из подъемников взбесился и включился в режим реверса, в итоге люди с него летели как куклы и только по счастливой случайности никто не погиб. Видео этого инцидента предостаточно в сети, но аккуратнее, впечатлительным лучше не смотреть.

В мае в Гудаури тишь да спокойствие. Мы без особых проблем сняли в отличном отеле Tzar Bani номер чуть больше, чем за 1000 рублей и с утра отправились дальше в Тбилиси. Тем более, наконец-то грузинская погода решила нам улыбнуться.



После Гудаури начинается затяжной спуск и природа делает обратный финт ушами: с каждым километром деревья по краям дороги становятся всё зеленее, а температура всё выше. Во время спуска я почти не нажимаю на газ и умиляюсь от среднего расхода в 3 литра на сотню. Эх, всегда бы так. Главное, чтобы фура по пути не попалась.

Пейзажи здесь по-прежнему чертовски хороши. Кстати, белая полоска в левой части кадра — это водопад. Здесь столько красивых мест, что через некоторое время ты начинаешь воспринимать всё это как само собой разумеющееся.


Через некоторое время дорожка становится прямее, нога начинает давить на газ всё сильнее, средний расход возвращается ко вполне привычным показателям. По краям дороги мелькают бесконечные населенные пункты, а бараны и коровы становятся всё более наглыми и любопытными. По пути заскакиваем в крепость Ананури, ходим там 10 минут, но в итоге уезжаем в полнейшем разочаровании — там нереальные толпы туристов и ничего особенно интересного.


Уже ближе к Тбилиси можно уделить немного времени на осмотр Жинвальского водохранилища. Оно обеспечивает водой Тбилиси и Мцхету, а еще здесь просто красиво.


Отсюда до Тбилиси остаётся около 50 километров практически по прямой, так что пролетают они совсем незаметно и быстро. Теперь можно быстро заселиться в снятую квартиру и отправляться гулять!

_________________________________________________________
Понравился этот пост? Подписывайтесь на мой блог — именно там первыми появляются новые интересные записи ;)

Дорога, как древний исторический путь, была известна с древних времён как Дарьяльский проход, а также Галгаевская дорога [2] . Длина современной дороги 208 километров. Постепенно поднимаясь, дорога проходит по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка подходит к Крестовому перевалу (высота 2379 метров), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура выводит к Тбилиси. В перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения России числится как автомобильная дорога А161 : Владикавказ — Нижний Ларс — граница с Грузией [3] . До 31 декабря 2017 года допускалось использование прежнего обозначения автодороги Р301 .

Контрольно-пропускные пункты на российско-грузинской границе — Верхний Ларс (Северная Осетия, Россия) и Дариали (до 2008 года — Казбеги) (Грузия).






Автомобильный мост у посёлка Ананури. В правом нижнем углу виден участок стены Крепости Ананури XVI—XVIII веков



Контрольно-пропускные пункты на российско-грузинской границе — Верхний Ларс (Северная Осетия, Россия) и Дариали (до 2008 года - Казбеги) (Грузия).

Содержание

История

Начало строительства русскими войсками Военно-Грузинской дороги было связано с подписанием в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Одновременно была основана русская крепость Владикавказ. Дорога следует древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье.

Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский.

Достопримечательности

По всей трассе дороги встречаются грузинские памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни. На Военно-Грузинской дороге расположены Мцхета (древняя столица Грузии), храм-монастырь Джвари (конец VI — начало VII вв.), Земо-Авчальская ГЭС.

Значение Военно-Грузинской дороги

Другой выход во внешний мир для Армении возможен только через грузинские черноморские порты Поти и Батуми, по Транскаму или через Турцию и Иран.

Закрытие дороги (2006—2010)

С 11 июля 2006 года Военно-Грузинская дорога со стороны России была закрыта на неопределённый срок.

Пункт пропуска работает с 1 марта 2010 года [4] . Открытие российско-грузинской границы имеет особенно большое значение для Армении, до закрытия Военно-Грузинской дороги около трети грузов республики транспортировалась именно по этой дороге [5] .

См. также

Примечания

Литература

  • Автодороги по алфавиту
  • Исторические дороги России
  • Дороги Грузии
  • Казбегский муниципалитет
  • Транспортные пути Кавказа

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Военно-Грузинская дорога" в других словарях:

Военно-Грузинская дорога — издревле соединяла Грузию, Закавказье с Сев. Кавказом и Россией. Особенно важное значение приобрела с нач. 19 в. В те времена она начиналась от ст. Екатериноградской, позже от Владикавказа (ныне г. Орджоникидзе) и, пересекая с севера на юг Гл.… … Лермонтовская энциклопедия

Военно-Грузинская дорога — ВОЕННО ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА, шосс. путь, связывающій Тифлисъ съ Владикавказомъ черезъ гл. Кавказ. хребетъ. Въ концѣ XVIII и нач. XIX ст. В. Гр. дор. называлась вообще вся воен. дорога, связывавшая Кавказ. линію съ Грузіей. Въ 1781 г., съ… … Военная энциклопедия

Военно-Грузинская дорога — историческое название дороги через Главный Кавказский хребет (Крестовый перевал, 2384 м), соединяющей г. Орджоникидзе (Северо Осетинская АССР) с г. Тбилиси (Грузинская ССР). Длина 208 км. Идёт по долине Терека, пересекает хребет Скалистый … Большая советская энциклопедия

Военно-Грузинская дорога — Под этим именем известна дорога, пролегающая между Владикавказом и Тифлисом. До присоединения Грузии к России (1801) войска наши не раз переходили через Кавказские горы; но насколько трудны были эти переходы, можно судить по тому, что отряд… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Военно-Грузинская дорога — историческое название автодороги от Владикавказа (Сев. Осетия) до Тбилиси (Грузия), пересекающей Главный хр. Бол. Кавказа. Длина 208 км. Идёт по долине Терека, пересекает Скалистый хр. по Дарьяльскому ущелью, поднимается на Крестовый пер. (2379… … Географическая энциклопедия

Военно-Грузинская дорога — Во енно Груз инская дор ога … Русский орфографический словарь

Девушка-путешественница сидит в машине и смотрит на горы

Перед тем как отправляться в незабываемое путешествие по Грузии, стоит ознакомиться со всеми нюансами и деталями поездки. Нужна ли виза и где можно пересечь границу? Какие правила въезда для российских туристов в 2022 году? Какой маршрут лучше всего выбрать во время поездки на авто? Прочитав статью, вы узнаете ответы на все эти вопросы!

Правила въезда в Грузию в 2022 году

На сегодняшний день въезд в Грузию открыт практически для всех туристов. Однако, необходимо соблюдать некоторые требования, установленные властями. Прежде всего для пересечения границы необходим сертификат на английском языке о вакцинации препаратом "ГамКовидВак" или как еще его называют - Спутник. Стоит уточнить, что вакцинации препаратом “Спутник Лайт” недостаточно для въезда в Грузию из России.

Другой вариант - сдать ПЦР-тест за 72 часа до приезда в Грузию и предъявить результат на границе, который должен быть оформлен в бумажном виде на английском языке. Причем детям до 10 лет сдавать тест не требуется. Если вы выбрали этот вариант, то учитывайте, что на третий день своего отдыха в Грузии ПЦР-тест необходимо сдать снова. Лучше всего иметь результаты теста всегда при себе, вместе с заграничным паспортом. Самоизоляция или карантин в Грузии для туристов не предусмотрены.

Для пересечения границы с таких стран как Азербайджан, Турция и Армения, дополнительных ограничений не предусмотрено, требуется также отрицательный ПЦР-тест или сертификат о вакцинации.

Основные моменты поездки из России в Грузию

В 2022 году для въезда туристов в Грузию виза не требуется. Это самый частый вопрос, который интересует отдыхающих. Однако, есть другие, не менее важные детали поездки на автомобиле.

Лари - интересные факты о грузинских деньгах и обмене валют в Грузии

Сколько стоит лари на сегодняшний.

 Лари - интересные факты о грузинских деньгах и обмене валют в Грузии

22 идеи для бизнеса в Грузии. Как заработать в Грузии?

22 идеи для маленького бизнеса, которые можно реализовать прямо в.

 22 идеи для бизнеса в Грузии. Как заработать в Грузии?

Мобильная связь и интернет в Грузии в 2022 году

В целом, стоимость на мобильную связь и интернет в Грузии.

 Мобильная связь и интернет в Грузии в 2022 году

Как открыть бизнес в Грузии

Юридическая помощь, налоги в Грузии, инвестиции.

 Как открыть бизнес в Грузии

Как вести себя в Грузии

Советы по бюджетному туризму, ответы на вопросы туристов по Грузии.

 Как вести себя в Грузии

Как добраться из России в Грузию на автомобиле

Один из самых удобных способов как доехать из Москвы в Тбилиси - поездка на собственном автомобиле. Общее расстояние маршрута составляет 1961 километр. Такой путь с остановками займет у вас 2 дня, а без остановок можно доехать за день. Удобнее всего ехать через платную дорогу до Ростова, стоимость которой обойдется вам в 1000 рублей. После пересечения границы до Тбилиси ведет Военно-Грузинская дорога, которая поражает своей красотой. Однако двигаться следует осторожно, ведь путь пролегает через горные массивы.

Рассмотрим как добраться до Грузии удобнее и быстрее из других городов России.

Санкт-Петербург. Маршрут пролегает через трассу М-10, который ведет до Москвы, а после следует двигаться по вышеописанному пути для столицы России. Общая протяженность пути составит 2500 км, а ехать придется более двух дней.

Екатеринбург. Такой длинный маршрут лучше всего проложить через города: Уфа, Тольятти, Сызрань, Саратов, Волгоград. После этого остановиться в Ставропольском крае и продолжать движение через Северную Осетию до Владикавказа. Общая протяженность маршрута - 2600 км, а добираться нужно более трех дней.

Самара. Проще всего двигаться по трассе Р-228 "Сызрань-Саратов-Волгоград", затем остановиться в Элисте и добраться до Верхнего Ларса. Общая протяженность пути - 1700 км, в пути вы проведете 2 дня.

Ростов. Доехать до Владикавказа можно через Армавир и Нальчик, это самый быстрый и легкий маршрут. Всего 700 километров можно проехать за 1 день.

Прохождение границы

Поскольку на данный момент виза туристам из России не требуется, необходимо предоставить заграничный паспорт с двумя чистыми страницами для постановки штампа. Отдыхать в Грузии можно в течение 365 дней с момента прохождения границы. Если вы планируете остаться в стране дольше данного периода, необходимо либо выехать из страны, либо оформить вид на жительство.

Поскольку вы собираете пересечь границу на автомобиле, то нужно предоставить дополнительные документы. Среди них выделяют СТС, водительские права и страховой полис на автомобиль. Международная страховка на автомобиль не требуется.

Важный документ - доверенность на управление автомобилем. Перед поездкой в Грузию ее необходимо заверить у нотариуса на английском языке. Причем в документе должно быть четко оговорено право пересечения границы на данном транспортном средстве.

На пропускном пункте на заграничный автомобиль наклеят специальный стикер, который подтверждает ваше право передвигаться по Грузии в течение 90 дней. По истечении этого срока, вам необходимо оплатить пошлину или выехать из страны.

Чаще всего досмотр на границе быстрый и беспристрастный, в очереди долго стоять не придется. Как правило, часа хватает на полное прохождение границы с российской стороны.

Безопасно ли ехать в Грузию на автомобиле

Практически все дороги в Грузии, особенно туристические направления, полностью отремонтированы и безопасны для движения. Рекомендую быть внимательнее на некоторых участках Военно-Грузинской дороги, иногда там перекрывают движение из-за опасных селевых потоков.

Опытные туристы утверждают, что в Грузии на дорогах абсолютно безопасно. Многие магистрали и центральные улицы городов патрулируют. Даже если вы заблудитесь во время отдыха или сломается автомобиль, местные жители или ДПС обязательно помогут вам, некоторые из них даже говорят на русском или английском языках.

Внимательно подготовьте все необходимые документы для въезда, составьте маршрут и путешествуйте по Грузии на автомобиле абсолютно безопасно!

Читайте также: