Демографическая политика сообщение по географии

Обновлено: 08.07.2024

Демографическая политика: определение, цели, задачи

Демографическая политика – представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти и других социальных институтов в области регулирования процессов воспроизводства населения. Демографическая политика призвана воздействовать на создание необходимого для общества порядка воспроизводства населения, изменения или сохранения тенденций в сфере динамики структуры и численности населения, темпов их вариации, динамики уровня рождаемости, смертности, расселения, семейного состава, внешней и внутренней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика РФ

является системой определения приоритетных целей и задач, влияющих на демографическое развитие населения.

Научно-обоснованная концепция является основой демографической политики. Она составляет идеологическое и правовое пространство, в сфере которого могут создаваться программные документы по вопросам поддержки семьи и рождаемости, продолжительности жизни и здоровья, миграции и других аспектов демографического развития страны.

Концепция демографической политики формируется на долгосрочный период. Реализация концепции предполагает стабильное социально-экономическое развитие государства, что обусловливается долгосрочностью достижения ожидаемых результатов и инерционностью демографических процессов.

Цель демографической политики РФ - постепенная стабилизация количества населения и создание предпосылок для будущего демографического роста.

Задачи демографической политики РФ формируются в следующих сферах:

  • в области расселения и миграции;
  • в области укрепления семьи и стимулирования рождаемости;
  • в области увеличения ожидаемой продолжительности жизни и укрепления здоровья.

Приоритеты демографической политики РФ

В соответствии с поставленными целями и задачами формируются приоритетные направления развития демографической политики РФ (табл. 1).

Таблица 1 - Основные приоритеты демографической политики РФ

Создание эффективной системы защиты законодательных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

Создание необходимых условий в целях сокращения эмиграционного оттока, который ведет к сокращению творческого, интеллектуального и научно-технического потенциала населения Российской Федерации. Обеспечение легализации миграции в Российской Федерации посредством использования соответствующих финансовых, организационных, правовых и других механизмов.

Привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств СНГ, основываясь на селективной миграционной политике.

Создание и реализация стратегии деинституализации детей-инвалидов, детей-сирот, и развитие форм по семейному обустройству.

Формирование общественного мнения о необходимости создания семьи с двумя детьми и более, молодой семье в первую очередь.

Повышение уровня воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации при помощи формирования у молодежи, подростков и детей ориентации на рождение двух и более детей и на полную семью.

Обеспечение работникам, которые имеют детей, подходящих условий для успешного сочетания выполнения семейных обязанностей и трудовой деятельности.

Ориентация системы личностных и общественных ценностей на семью, которая состоит из родителей с несколькими детьми, посредством усиления важнейших интересов данных семей при создании и реализации социальной политики государства. Создание необходимых условий для жизнедеятельности семьи, которые дают возможность рождения, воспитания и содержания нескольких детей и направленных на обеспечение перехода от малодетной семьи (1-2 ребенка) к среднедетной семье (3-4 ребенка).

Укрепление состояния здоровья подростков и детей, в первую очередь за счет совершенствования мероприятий по снижению уровня травм и отравлений, курения, наркомании и алкоголизма, развития оздоровления, отдыха и физической культуры.

Сохранение здоровья пожилых людей, для которых приоритетными являются профилактика инфекционных, онкологических, эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, преимущественно за счет проведения профилактических мероприятий сокращению уровня отравлений и травм, и также ранней диагностике новообразований, инфекционных болезней и болезней системы кровообращения.

Сохранение репродуктивного здоровья населения посредством совершенствования лечебно-диагностической помощи и профилактической деятельности.

Реализация демографической политики в РФ предполагает:

  • продвижение в решения международных организаций, которые занимаются вопросами миграции и демографии, положений, которые отвечают приоритетам политики РФ в данных сферах;
  • ведение учета демографической ситуации в региональных и федеральных программах социально-экономического развития страны;
  • концентрацию материальных и финансовых ресурсов на осуществлении приоритетных положений политики с учетом применения бюджетов субъектов РФ, средств федерального бюджета, привлечение дополнительных внебюджетных поступлений, в том числе средств международных организаций;
  • объединение усилий общественных и государственных организаций, которые направлены на разработку однонаправленных подходов к разработке демографического поведения и целей для укрепления и сохранения демографического потенциала Российской Федерации;
  • разработку региональных и федеральных планов программ и действий по достижению определенных результатов в области основных задач, которые поставлены в данной сфере, включая сроки исполнения и реализации;
  • координацию действий исполнительных и законодательных органов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, которые направлены на стабилизацию демографической ситуации.

На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приоритетными задачами в сфере совершенствования демографической ситуации выступают:

  • организация пропаганды региональной демографической политики и организация информационно-просветительской деятельности в данной отрасли;
  • формирование и осуществление территориальных целевых программ в сфере молодежной политики, социальной защиты населения, занятости, здравоохранения, народонаселения, в том числе программы, которые направлены на улучшение положения детей и семьи;
  • формирование и осуществление региональных программ по улучшению демографической ситуации.

Федеральная политика является базисом по формированию демографической политики в субъектах Российской Федерации и созданию региональных планов по улучшению состояния демографической ситуации.

Этапы реализации демографической политики

Для последовательного выполнения положений демографической политики, ее реализация выполняется в ряд этапов.

На первом этапе выполняется:

  • разработка плана по реализации основных векторов развития демографической политики Российской Федерации на ближайшие годы;
  • формирование и осуществление региональных планов приоритетных мер, которые направленных на решение самых важных демографических проблем относительно конкретных субъектов РФ;
  • осуществление плана приоритетных мероприятий по проведению демографической политики Российской Федерации.

Реализация первостепенных мероприятий предоставит возможность создать нормативно-правовую базу осуществления активной демографической политики и обеспечить необходимые условия для дальнейшего социально-экономического развития РФ.

На втором этапе выполняется:

  • формирование и осуществление федеральной целевой программы, которая направленна на улучшение демографической ситуации на среднесрочный период;
  • выполнение плана по реализации основных векторов демографической политики Российской Федерации.

В результате проводимой в Российской Федерации работы, которая направленна на улучшение демографической ситуации, планируется стабилизировать численность населения посредством увеличения средней продолжительности жизни, снижение показателей смертности, повышение показателей рождаемости в перспективе. Улучшится структура размещения производительных сил, что, несомненно, окажет позитивное влияние на показатели социально-экономического и демографического развития России.

Раздел ЕГЭ: 3.3. Динамика численности населения Земли и крупных стран. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика

Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения для достижения оптимальной демографической ситуации, иными словами — проводит демографическую политику.

Демографическая политика — система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В странах первого типа преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста. С этой целью принимается ряд стимулирующих мер: выплата пособий при рождении второго и последующего ребёнка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска по уходу за детьми и др. Одной из первых стран, начавших демографическую политику, направленную на рост населения, считается Франция. В наши дни подобные меры принимаются в большинстве стран Европы.

В странах второго типа демографическая политика направлена на сокращение рождаемости . Наибольшей результативности в снижении рождаемости удалось добиться Китаю. Здесь в демографической политике применялись радикальные пропагандистские и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребёнка и т. п.). Пример Китая переняли Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и др.

Демографическая политика

Сложности в проведении демографической политики есть в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где крепки традиции многодетной семьи.

Каждое государство выбирает свои методы регулирования численности населения. В России, например, поощряется многодетность, а в США демографическая политика в привычной её трактовке фактически отсутствует. Население страны прирастает за счёт приезжих. Согласно статистическим исследованиям, каждые 29 секунд в стране появляется новый мигрант.

Демографическая политика. Меры

Примеры демографической политики развивающихся стран:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности демографической политики в современной России.

Выполнил студент 911 группы Лянгузов Глеб.

В ближайшие десятилетия уменьшение численности населения России будет продолжаться.

Эта катастрофическая динамика населения страны является прямым следствием неблагоприятного характера основных демографических процессов: рождаемости, смертности, брачности и разводимости.

Нарастание кризисных явлений в жизни российской семьи прежде всего отражается в динамике рождаемости в России. В России снижение рождаемости началось более 100 лет назад. Но особенно стремительно этот процесс проходил именно в последние четыре десятилетия, когда созрели все социально-экономические предпосылки отмирания репродуктивной функции семьи, да и самой семьи как социального института.

Главная же причина снижения рождаемости и в России, и в других странах - это уменьшение самой потребности в детях, повысить которую не может никакое улучшение условий жизни. Если бы дело обстояло иначе, самые высокие уровни рождаемости наблюдались бы в странах с самым высоким уровнем жизни. Согласно результатам микропереписи населения России 1994 г. в самом лучшем случае рождаемость в стране может повыситься максимум до 2,03 ребенка в расчете на одну брачную пару, что не может служить гарантией прекращения депопуляции (для этого необходимо, чтобы на семью приходилось не менее 2,6 ребенка).

Тревожной является и динамика смертности и средней продолжительности жизни в России. Общий коэффициент смертности в конце 90-х гг. прошлого века колебался на уровне 15-16 ‰. При этом смертность особенно высока на первом году жизни и в трудоспособных возрастах. Уровень младенческой смертности в России в настоящее время в 5 раз превышает соответствующие показатели в странах Запада. Острейшей проблемой в России остается материнская смертность, уровень которой в 15-20 раз превышает показатели развитых стран. Как итог Россия имеет одну из самых низких в мире величину средней ожидаемой продолжительности жизни: в 2008 г. Россия с 68,3 года занимала по этому показателю 111 место в мире.

Сочетание низкой рождаемости и высокой смертности делает депопуляцию в России крайне глубокой и трагичной. Трагизм современной демографической ситуации в России обусловлен теми негативными демографическими, экономическими, социальными, геополитическими и другими последствиями, которые несет с собой депопуляция.

В демографическом плане депопуляция означает самоубийство населения, исчезновение нации и ее культуры. В особенности это касается Севера Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. При этом по историческим меркам, ждать полного демографического исчезновения нашей страны не так уж и долго - 100-150 лет.

Экономические последствия депопуляции связаны, прежде всего, с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, который общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий и т.п.

Социальные последствия депопуляции весьма многообразны. Часть их так же связана со старением населения. Последнее порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. Увеличение их доли на фоне сокращающейся абсолютно и относительно численности экономически активного населения ведет к росту демографической нагрузки, создает дополнительные трудности в их пенсионным обеспечении. Усиливаются проблемы одиночества пожилых и старых людей, растет их отчужденность от более молодых поколений.

Депопуляция и снижение рождаемости имеют негативные последствия и для здоровья нации. Преобладание доли первенцев среди родившихся само по себе означает ухудшение психофизиологических характеристик населения, поскольку первенцы имеют худшие показатели здоровья по сравнению с детьми последующих очередностей. К тому же высокая доля первенцев среди родившихся обусловливает и рост вторичного соотношения полов (т.е. соотношения мальчиков и девочек среди родившихся живыми), что может иметь своим следствием рост смертности и снижение ожидаемой продолжительности жизни.

Для такой страны, как Россия с ее огромной территорией, депопуляция неизбежно будет означать ухудшение ее геополитического положения в мире. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России будет в любом случае будет проходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет сильнейшее миграционное давление на Россию, а возможно, и попытки экспансии со стороны некоторых соседей.

Велики и возможные негативные внутриполитические последствия депопуляции. Самое главное - это возможность появления попыток решения демографических проблем тоталитарными методами: запрета разводов, абортов, внутрисемейного регулирования рождаемости (планирования семьи), введения в России многоженства и т.д.

В результате можно констатировать тот факт, что Россия стоит перед лицом демографической катастрофы. Идет процесс семейной деградации, изменение структуры и функций семьи. Акцент современной цивилизации на направлен на отдельную личность, свободную от всех связей, в том числе и семейных. Поэтому необходима действенная демографическая политика, направленная на преодоление депопуляции и ее последствий, а также на обеспечение устойчивого воспроизводства населения нашей страны в будущем.

Этапы разработки демографической политики:

· определение текущего состояния объекта управления, т.е. современной демографической ситуации и ее характеристик;

· определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

· разработка методов воздействия на демографические процессы, т.е. инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному;

· разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Основными принципами демографической политики являются:

· принцип суверенности семьи,

· принцип общественного договора,

· принцип свободы выбора семьей любого образа жизни,

· принцип единства целей федеральной и региональной политики

· принцип социального участия.

Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, в частности рождения или отказа от рождения детей, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами.

Принцип общественного договора означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формулируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. А общество, в свою очередь, должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства новых поколений.

Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики означает, что ее цели едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей демографической ситуации на той или иной территории - части одного и того же государства. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели демографической политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей демографической политики и учета региональных особенностей являются специальные региональные программы.

Принцип социального участия означает, что субъекты демографической политики (семья, социальные объединения и государство) взаимодействуют ради реализации семейно-демографической политики.

Стратегической, долгосрочной целью демографической политики является преодоление депопуляции и ее последствий на основе укрепления семьи как социального института, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Эта цель наиболее полно выражается в упрочнении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида на интересы жизни в семье и семьей. Более определенное и конкретное выражение этой цели означает поддержку, поощрение со стороны общества и государства полной семьи с 3-4 детьми, желательно многопоколенной.

Помимо стратегической, долгосрочной цели демографическая политика имеет и краткосрочные, тактические цели, которые можно выразить как социальную поддержку семьям, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и проблемы, которые мешают удовлетворению имеющейся у семей потребности в детях и ведет к росту заболеваемости и смертности членов семей.

Демографическая политика разрабатывается и осуществляется как комплекс взаимосвязанных конкретных мер экономического, социального, административного, правового, пропагандистского и просветительского характера.

К социально-экономическим относятся меры по повышению уровня жизни семьи при ее формировании, рождении и воспитании детей. Они направлены на стимулирование определенного числа детей в семье (например, выплата детских пособий, единовременные выплаты при рождении ребенка, целевые кредиты на приобретение жилья, гибкий график работы и т.д.).

Правовые меры призваны законодательно защитить права матери и ребенка, закрепить социальные стандарты и нормы в направлениях демографической политики.

Просветительские меры призваны формировать общественное мнение, нормы и стандарты желательного демографического поведения, определять нужный демографический климат в обществе.

В данной концепции поставлены цели стабилизации численности населения страны и формирования предпосылок к последующему демографическому росту на основе увеличения ожидаемой продолжительности жизни, улучшения демографического здоровья населения, создание предпосылок для повышения рождаемости, всестороннего укрепления института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности.

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры населения и его смертности. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных преимущественно на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи – по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др.Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейного регулирования деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов – в зависимости от фазы демографического перехода – была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине XX в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой – демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и ускорения – во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 1960-х гг. ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. "Всемирный план действий в области народонаселения", содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире, он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.

Однако для того, чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления, которые и были изобретены. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50—60-х гг. XX в., когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления – гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 1960-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что "контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания".

Как и всякая другая революция, сексуальная вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную "Инструкцию" по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов. К числу стран-рекордсменов, где на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет приходится более 50 абортов, относятся Вьетнам, Румыния, Куба, Белоруссия, Россия, Украина, Эстония, Болгария. На другом полюсе (менее 10 абортов) находятся Замбия, Индия, ЮАР, Бангладеш, Испания, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария.

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70 % женщин в репродуктивном возрасте, в развивающихся – 50 %. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии – 100 млн, в Латинской Америке – 75 млн семей. Несмотря на некоторую противоречивость подобных сведений, в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой в мире численностью населения – Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии – соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее "старение" брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В результате, тогда как еще 15–20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16–18 лет, к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно в Латинской Америке "постарел" еще больше (табл. 42).

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК В НЕКОТОРЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ


При этом нужно, однако, иметь в виду, что среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть и десятки очень небольших по численности жителей, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Не будет ошибочным утверждение, что особенно активную демографическую политику до конца 1980-х гг. проводили социалистические страны Восточной Европы.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии – даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции – 29 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 1960-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако "реабилитация" секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещали, то разрешали в зависимости от соотношения сил "либералов" и "консерваторов".

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное ее стимулирование. В конце 1980-х гг., когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Уже говорилось о том, что в новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5–4 млн в год в первой половине 1990-х гг., 1,8 млн в 2003 г.) Россия занимает ныне внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (180) она также входит в число первых стран. Поэтому России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая политика стала активно проводиться в нашей стране, начиная с 2006 г. В частности, она предусматривает увеличение денежных пособий по беременности и родам, за рождение первого и особенно второго ребенка.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: