Деловое сообщение или словесная картинка

Обновлено: 02.07.2024

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

  • ситуации, в которой используется текст;
  • аудитории читателей;
  • целей повествования.

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

  1. МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
  2. За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Научный стиль речи

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Официально-деловой стиль речи

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

  1. Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
  2. Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
  3. Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.

В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Научный стиль

Здесь мы видим специальную лексику:

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Официально-деловой стиль

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Художественный стиль

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Публицистический стиль

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Разговорный стиль

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стиль текстаОписание стиляФункцииГде используется
1. Научный стильЛогичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.Информационная, обучающая, доказательная.Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стильПризван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.Информационная, мотивационная.Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стильСлужит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.ИнформационнаяОфициальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стильХудожественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.Информационная, эстетическая.Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стильПередаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.ИнформационнаяДиалоги, личный блог

1. Актуализация знаний

На доске открывается запись №1:

Из чащи леса показался лесной великан. Как он был красив на белом фоне березняка! Огромные рога. Ноги длинные, стройные. Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.

– Прочитаем. Догадались, кто этот великан?
– Определите, как называется запись. (Текст)
– Докажите, что это текст. (Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль)
Открывается запись №2:

Лось – парнокопытное животное семейства оленей. Длина до 3м, высота до 2м. Вес от 200 до 500 кг. У самцов большие лопатообразные рога. У самок рога отсутствуют. Обитает в лесах Евразии и Северной Америки. Окраска бурая, на ногах белые полосы.

– Прочитаем. Просигнальте: текст или не текст. Докажите, что текст.

2. Выявление особенностей деловой речи и словесной картины

– Можно сказать, что в двух текстах говорится об одном и том же?
– А одинаково ли рассказали о лосе в тексте №1 и тексте №2? (По-разному.)
– Просигнальте: в каком тексте речь строгая, деловая. А какая речь в тексте №1? (Эмоциональная.)
– Просигнальте: в каком тексте мы видим, как автор относится к тому, о ком говорит. (В тексте №1) Как относится автор к лосю? (Автор восхищается животным.)
– А в тексте №2 можно понять, нравится ему лось или не нравится? Зачем тогда автор создал текст №2? (Чтобы сообщить нам точные научные сведения о лосе. Рассказать о его внешнем виде, среде обитания.)
– А с какой целью автор создал текст №1? (Чтобы обратить наше внимание на красоту этого зверя, на его величие. Автор словами рисует картину.)
– Какую картину вы увидели? (…) Появляется иллюстрация (Лось на фоне березняка)
Итак, об одном и том же можно сказать по-разному: можно сказать по-деловому (как учёный), а можно словами рисовать.

3. Работа в группах

Учащимся предлагается таблица с пустыми ячейками и карточки.

Ваша задача – распределить, какие признаки характерны для деловой речи, а какие для картинной.

Проверка: на доске заполняется таблица.

4. Обучение использованию языковых средств с учётом задач и условий общения

– Будем использовать добытые нами знания о речи.
– Перед вами две записи. Прочитаем.

Вот и весна! Это заметно во всём. Земля заняла такое положение относительно Солнца, что стала получать больше тепла и света. Температура воздуха повысилась на несколько градусов. Раньше сугробы были мя.кие, как п.рина. А теперь они стали к.лючие, с корк.й. Небо синее – синее. На солнышке зв.нит капель. Всё радо весне. Я тоже ей очень рада.

Март – первый месяц весны. Как прип.кает солнце! Снег п.с.рел и стал таять. П.т.кли ручьи. Я люблю весну!

Вот и весна! Это заметно во всём. Как прип.кает солнце! Раньше сугробы были мя.кие, как п.рина. А теперь они стали к.лючие, с корк.й. Небо синее – синее. На солнышке зв.нит капель. Всё радо весне. Я тоже ей очень рада!

Март – первый месяц весны. Земля заняла такое положение относительно Солнца, что стала получать больше тепла и света. Температура воздуха повысилась на несколько градусов. Снег п.с.рел и стал таять. П.т.кли ручьи.

5. Запишите отредактированные тексты, решая орфографические задачи

Проверка. Какие орфограммы? Какие действия выполнили, чтобы узнать нужные буквы?

(Учащиеся оценивают ответы одноклассников сигналами: согласен-не согласен)

6. Итог урока. Рефлексия

– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (Говорить можно по-разному: по-деловому (как учёный) или рисовать словами.)

– Сегодня на уроке было интересно…
– Сегодня на уроке было трудно…
– Могу себя похвалить…

На верстаке лежит дубовая доска.

Она вся в трещинах.

Её тёмные сучки похожди на закрытые глаза.

Но Алёша видит другое.

Он видит в доске небольшой шахмотный столик на острых ножках.

Вот он возьмёт рубанок за тёплую спинку и проведёт по доске.

Вверх брызнет морщинистая стружка.

И откроется чистое дерево, будто кожа лёгком загаре.

И дубовый сучок взглянет на Алёшу весёлый глазам.

Алёшины руки разбудят спавшую красоту.


Словесная картинка, т.

К. в тексте описывается доска.


Это словесная картинка ведь здесь есть элементы описания.

Тут подробно описывают доску, что из этой доски представляет Алёша.

Словно художественный рассказ.

Без подробного описания и использования эпитетов.


Определи значения словосочетаний - доска дубовая ; проведёт по доске))) спасибо?

Определи значения словосочетаний - доска дубовая ; проведёт по доске))) спасибо.


Заменить словосочетание дубовую доску?

Заменить словосочетание дубовую доску.


Прочитайте сочетания слов?

Прочитайте сочетания слов.

С помощью любого толкового словаря определите, что означают выделенные слова : дружный класс, просторный класс ; крепкая дружба, крепкая горчица, крепкий ребенок ; дубовая доска, классная доска, доска объявлений ; большая перемена в школе, дома все без перемен.


Аня и Ваня какие ошибки допустили?

Аня и Ваня какие ошибки допустили?

Дорожка - дорога, доски - досочка, ножки - ноженьки?

Дорожка - дороженька, доски - доска, ножки - ноженьку?


Алёшины руки разбудят спавшую красоту КАКОЙ ПАДЕЖ У СЛОВА АЛЁШИНЫ?

Алёшины руки разбудят спавшую красоту КАКОЙ ПАДЕЖ У СЛОВА АЛЁШИНЫ?


На верстаке лежит дубовая доска.

Она вся в трещинах.

Её тёмные сучки похожди на закрытые глаза.

Но Алёша видит другое.

Он видит в доске небольшой шахмотный столик на острых ножках.

Вот он возьмёт рубанок за тёплую спинку и проведёт по доске.

Вверх брызнет морщинистая стружка.

И откроется чистое дерево, будто кожа лёгком загаре.

И дубовый сучок взглянет на Алёшу весёлый глазам.

Алёшины руки разбудят спавшую красоту.


Алешины руки разбудят спавшую красоту падеж словакрасоту , СРОЧНО , пожаоуйста?

Алешины руки разбудят спавшую красоту падеж словакрасоту , СРОЧНО , пожаоуйста.


На верстаке лежит дубовая доска?

На верстаке лежит дубовая доска.

Она вся в трещинах.

Её темные сучки похожи на закрытые глаза.

Но Алёша видит другое.

Он видит в доске небольшой шахматный столик на острых ножках.

Вот он возьмёт рубанок за тёплую спинку и проведёт по доске.

Вверх брызнет морщинистая стружка.

И откроется чистое дерево , будто кожа в лёгком загаре.

И дубовый сучок взглянет на Алёшу весёлым глазом.

Алёшины руки разбудят спавшую красоту.

У глаголов определить спряжение , у существительных падеж.


Ночью его видишь ты хоть и глаза закрыты?

Ночью его видишь ты хоть и глаза закрыты.


Бегут по дорожке доски на ножках?

Бегут по дорожке доски на ножках.


После слов костра, солнце, озёра и привольем надо ставить точку, а начало предложение пишется с заглавной буквы.


Весело горит яркий огонёк костра. Начинает припекать горячее солнце. Глазам больно смотреть на сверкающую даль озера. Так сидел бы здесь и не расставался с чудным лесным привольем.


ПОнедельник, втОрник, срЕда, чЕтверг, пЯтница, суББота, вОскресенье.


В 1 - ом нет п. О Озреро, взоволнованное ветром, шумит у берега. Мы сели отдохнуть, на поваленную ветром иву.


371000000 Это примерно, никто не знает сколько их.


Поэт (греч. ), эскалатор (англ. ), эму (порт. ), дуэт (итал. ), экзамен (лат. ), эстафета (фр. ), эльфы (нем. ), сэр (англ. ), мэр (фр. )> этикет (фр. )> энциклопедия (фр. ), аэропорт (фр. ), каратэ (яп. ), эклер (фр. ), эхо (греч. ), ..


Плохо видно текст на фото .


На крыше вертится флюгер. На крыше беседки длинный шпиль.


На длинном шпиле вертится флюгер. Беседка на крыше.


Ваз(и. П. , ед. Ч. , м. Р) Шары(мн. Ч. , м. Р) Группа(И. П. , ед. Ч. , ж. Р. ) Виде(П. П. , ед. Ч, м. Р. ) Калитку(В. П, ед. Ч, ж. Р) Завитки(мн. Ч, м. Р. ).

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Анализ художественного произведения в школе основывается на художественных и научных правилах. То есть, идет речь про творческое претворение литературного текста в остальные виды творческой деятельности. Прием претворения дает возможность показать точку зрения читателя, сформировать и развить умение конкретизировать образы и делать образный синтез. Именно из-за этого этот прием стал таким популярным в начальной школе.


Устное и письменное (словесное) изображение является описанием картины или образа, что возникают в сознании ребенка при чтении художественной литературы. Словесное изображение еще может называться словесной зарисовкой.

Данный прием используется для того, чтобы развить умение по конкретизации словесного образа (воображения). Помимо этого, этот литературный прием помогает в развитии речи у детей и логического мышления. Во время словесной иллюстрации читатель, основываясь на устных и письменных образах, что были созданы автором, должен детализировать свое мнение в визуальный образ, который он представляет в устном или письменном виде.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Но в это время могут возникнуть две проблемы:

  • Во время словесного изображения велика вероятность перейти на точный пересказ текста автора;
  • При активном высказывании своих мыслей, читатель может забыть про авторскую картину и заняться изложением личного видение.

Для того, чтобы применить словесное описание, нужно выполнить такие действия:

  • Прочитать текст;
  • Представить образ или картину;
  • Конкретизировать полученный образ;
  • Подобрать слова, чтобы описать увиденное;
  • Логично описать, что вы представили.


Изучение приема словесного изображения проходит в несколько стадий:

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: