Сообщение о вежливых словах

Обновлено: 04.07.2024

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 25 августа 2021 г.

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 3 страница 7

Каждый из нас обязательно хочет, чтобы к нему обращались вежливо, с уважением. Чтобы ему никто не грубил, не отзывался пренебрежительно, не дразнился.

Но не всякий помнит, что начинать надо с самого себя. Если ты будешь приветлив с другими людьми, то и люди будут приветливы с тобой. Это правило упоминал в своих Поучениях ещё князь Владимир Мономах. Значит уже в то время люди знали о силе вежливых слов.

Именно вежливые слова мы называем волшебными, потому что они могут совершить настоящее волшебство - помочь обрести друзей, заработать приязнь окружающих, заручиться чей-то поддержкой.

В чём же волшебная сила этих простых слов? В том, что они вежливые. Они обращаются к сердцу человека, к самым добрым его качествам. Они обладают обратной силой, и человек, к которому обращены вежливые слова, сам становится вежливым. Он просто не может сказать ничего плохого. Вежливые слова могут образумить самого ярого грубияна.

Они необходимы для того, что в обществе было меньше конфликтов, чтобы люди лучше понимали друг друга, чтобы везде царили мир и согласие.

Вежливых слов в русском языке немало.

К ним относятся слова прощания, такие как: до свидания, доброй ночи, до встречи, всего хорошего, спокойной ночи, прощайте.

К ним относятся слова приветствия: здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую.

К ним относятся слова благодарности: спасибо, благодарю вас, премного благодарен.

Есть в русском языке немало и других вежливых слова, в том числе слова благодарности, обращение по имени и прочие.

Несложно использовать в своей речи эти вежливые слова, но польза от этого будет немалой.

В работе представлена этимология вежливых слов и этикетных формул. Рассматривается история слова "этикет", составляющие этикета, представлены традиции приветствия некоторых народов. Выводом является лингвистический эксперемент по использования вежливых слов в речи.

ВложениеРазмер
история вежливых слов 59 КБ
etiket.pptx 406.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цель работы : узнать историю этикетных слов и выражений.

Для достижения цели поставлены задачи:

Материалом для исследования являются слова, этикетные формулы, которые употребляет каждый из нас. Слово, речь играет большую роль в общении людей. По речи человека моно судить о его образованности и культурности. Словом можно помочь человеку, отблагодарить его, похвалить, утешить, или обидеть, сделать больно. О силе слова задумывался русский народ: слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Что такое этикет

Этикет – это форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Этикет имеет несколько составляющих: манера одеваться, вести себя, говорить, слушать, управлять своими отрицательными эмоциями, плохим настроением.

В каждой стране приняты свои нормы этикета. У различных народов наблюдаются разные манеры поведения в обществе. Шведский путешественник Э. Лундквист рассказывает, что у папуасов Новой Гвинеи есть традиция: при встрече бросать обглоданную кость другому человеку. Так они показывают, что готовы поделиться своей едой, это считается высшим проявлением дружеских чувств.

В нашем представлении плюнуть на кого-нибудь - значит оскорбить человека, выразить презрение, а у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения.

Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец, который не знает этой традиции, не поймет намека.

Традиция приветствия тоже разная у всех народов. Тибетцы, здороваясь, снимают свой головной убор, левую руку закладывают за ухо, да еще высовывают свой язык. На крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами. Мушкетеры изящно склонялись, помахивая шляпами с длинными перьями. На Востоке принято подносить руку ко лбу и к сердцу.

История некоторых вежливых слов

Правила общения и поведения предполагают культуру речи. Речь должна быть красивой, грамотной, без вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов. Речь должна быть вежливой. Человеку необходимо уметь здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья.

Вежливые слова и выражения тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует происхождение этих слов.

Здравствуйте, ты скажешь человеку.

Здравствуйте, улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Во всех русских народных сказках герои приветствуют друг друга. Но как они это делают?

- Здравствуй, Морозушка, здравствуй, батюшка!

Теперь смысл вежливых слов нам понятен, но зачем же их все-таки употреблять?

Давайте представим, обычную ситуацию: Вы пришли домой после школы. Конечно, Вы устали, поэтому не терпится покушать и отдохнуть. Вы кричите:

-Бабушка, давай есть. Суп я не буду, котлету не хочу и гадостный салат с луком тоже. Давай воды, печенья и конфет!

Бабушка кое-как уговорила Вас попробовать суп и съесть половину котлеты. Потом с печеньем и конфетами Вы отправились к телевизору. Бабушка грустно и обиженно убирает со стола посуду.

Может быть, кто-то узнал себя? А ведь все могло быть по-другому. Вы вернулись из школы.

- Здравствуй, бабушка! Будем обедать? Я сейчас вымою руки и помогу тебе накрыть на стол.

После еды Вы убираете посуду.

- Спасибо, бабуля, было очень вкусно. Давай я помогу тебе прибрать на кухне.

- Молодец, внучек. Почитай мне лучше, так веселее.

И вы почувствуете, как приятно быть вежливым, как хорошо делать добро.

Давайте проанализируем поступки героев из рассказа И. Пивоваровой.

Однажды мама испекла печенье. Высыпала его на тарелочку, а бабушка зазвенела чашками, накрывая на стол. Миша и Маша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Дети выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Бабушка, налей чаю!

Бабушка подала чай, печенье быстро уменьшалось.

- Вкусное, сладкое печенье, - сказали дети. Мама и бабушка молчали, а когда все печенье было съедено, Миша глубоко вздохнул и вышел из-за стола. Маша доела последний кусочек и посмотрела на маму – она размешивала ложечкой чай, а бабушка жевала корочку черного хлеба…

Как Вы думаете, ребята, о чем подумали Маша, мама, бабушка?

Давайте исправим ошибки детей, будем вежливы и добры друг к другу. Вежливые слова открывают двери человеческих взаимоотношений.

Рассмотренные вежливые слова и выражения имеют интересную и важную для общества историю. Это не застывшие формулы, а действенное пожелание собеседнику.

В вежливых словах выражены традиции и опыт русского народа.

Произнося вежливые слова, мы становимся добрее, понятнее для других. Говорящему и собеседнику легче договориться с помощью вежливых выражений.

На Руси вежливым человеком считался тот, кто умеет говорить. Во Франции этикет предполагал умение вести себя. Но и поведение, и манера общаться, говорить в современном обществе свидетельствует об уровне воспитанности человека.

(function(w, d, n, s, t) < w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() < Ya.Context.AdvManager.render(< blockId: "R-A-196325-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-196325-1", async: true >); >); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); >)(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Ответы и объяснения

Вежливость – часть нормального (что бы вокруг ни творилось) повседневного поведения, часть речевого этикета, по которому судят о человеке.

Рассмотрим, какие слова вежливости используются в повседневной жизни чаще всего, а также в каких ситуациях их следует использовать.

Вежливые слова включают в себя несколько групп:

В словах вежливости кроется суть национального характера и ценности народа. Они берут начало в исконном языке, имеют долгую историю и потому точно отражают закрепившийся стиль отношений в том или ином сообществе.

Вежливые слова помогают расположить собеседника, вызвать положительные эмоции, внимание. Люди, употребляющие слова вежливости, притягательны и интересны при общении.

1. Слова приветствия

Слова приветствия — одни из самых важных вежливых слов, задействованные в процессе приветствия и знакомства.

Согласно общим правилам:

- опоздавший здоровается первым с уже с присутствующими;

- первым приветствуют: мужчина – женщину, молодой человек – пожилого, подчиненный – руководителя.

Приветствие при встрече и обращении

При знакомстве друг с другом

При разговоре по телефону

При звонке по телефону помимо упомянутых выше слов вежливости следует не забыть представиться, ведь собеседник может не узнать вас по голосу. Хорошим тоном также считается обозначить в начале разговора цель своего звонка и уточнить, удобно ли собеседнику сейчас разговаривать.

2. Слова прощания

Вежливое прощание с собеседником – еще один шанс оставить о себе хорошее впечатление. Не уходите по-английски, именно слова прощания

Когда вы уходите, например, из гостей, по правилам этикета слова прощания совмещаются со словами благодарности. Это может быть прощальный комплимент и благодарность за гостеприимство, оказанное внимание, интересное блюдо, уделенное время и т.д.

3. Слова просьбы

4. Слова благодарности

Благодарность, произнесенная в присутствии других людей, принимает особое значение. Это всегда приятно.

Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь – не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

5. Слова извинения

В процессе извинения волшебные слова незаменимы. Только с помощью волшебных слов вы сможете быстро наладить отношения, разобраться в сложной ситуации и загладить вину.

Слова извинения должны быть искренними и достаточными.

Извиняясь за серьезную ошибку, не отшучивайтесь, этим вы еще больше обидите собеседника. Не передавайте извинения через третьих лиц. Как бы ни было горько признание – постарайтесь сделать его лично. Не следует отправлять серьезные извинения по электронной почте, лучше позвоните или сделайте это при личной встрече.

6. Слова пожелания

Надо признать, что в словах вежливости кроется суть национального характера, ценности и приоритеты народа. Они берут начало в исконном языке, имеют долгую историю и потому точно отражают закрепившийся стиль отношений в том или ином сообществе. Погрузившись в историю слов вежливости, можно даже объяснить, почему общество живет так, а не иначе.

Таким образом, людьми разных народов в приветствии подчеркивается наиболее важное в их жизни. Для русских главное оставаться здоровым, для англичан и американцев — успешно продвигать дела, а для арабов — мирно жить.

К слову сказать, вежливость не ограничивается только словами. Обычай, здороваясь, снимать шляпу пришел к нам еще из рыцарских времен, когда два рыцаря, приветствуя друг друга, поднимали забрало шлема, чтобы открыть лицо. Так они демонстрировали искренность и чистоту намерений.

Обычай, здороваясь, пожимать друг другу руки тоже идет к нам из глубины веков, когда протягивая руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром. Крепкое рукопожатие и до сих пор является мужской формой приветствия. Вам наверняка приходилось видеть, как мальчик, приходя с отцом во взрослую компанию, здоровается за руку со взрослыми мужчинами, как равный. Такое рукопожатие имеет волшебную силу для малыша и может трактоваться как наделение мужественностью, принятие его в обществе мужчин, что немаловажно для формирования мужской идентичности.


Даже такой крайне поверхностный экскурс в историю слов вежливости позволяет понять, в чем механизм волшебства вежливых слов. Эти словесные формулы, передаваемые из поколения в поколение, прочно сидят у нас в голове, мы ими запрограммированы. Они несут определенную смысловую нагрузку, являясь культурным кодом народа. Чтобы не потерять свою национальную идентичность, нужно беречь вежливые слова, регулярно использовать их в своей жизни и учить этому детей.

В ответ на эти высказывания можно сказать, что вежливость давно подтвердила свою волшебную силу. Это технология, работающая тысячи лет. Благодаря ей человечество достигло современного уровня кооперации, торговли и дипломатии. А вот нравственное, ценностное и эмоциональное наполнение технологии зависит от того, кто ее использует. У равнодушного человека и льстеца она — хорошо организованное равнодушие и лесть. В устах великодушного и уважающего других человека — это искреннее внимание и благодарность.



Подробнее о проекте:


Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему "Вежливые слова в нашей речи" содержит справочную информацию об истории появления вежливых слов в русском языке, а также рассказывает, какие аналоги этих слов существуют в других языках мира. В рамках проекта ученица провела исследование и выяснила, как часто используют вежливые слова в своей речи её одноклассники.

В готовом проекте по русскому языку "Вежливые слова в нашей речи" говориться об актуальности знания и употребления вежливых слов всеми людьми. Ведь это позволяет нам проявлять уважение и толерантность к окружающим, а также обогащает нашу речь, показывает нашу воспитанность. В приложении к роботе приведен краткий словарь вежливых слов.

Оглавление

Введение
1. Из истории вежливых слов.
2. Что такое вежливость.
3. Классификация и значение вежливых слов.
4. Вежливые слова в нашей речи.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение


Меняется мир, меняются времена. Что-то отживает, а что-то остается незыблемым. Уважение – одна из таких незыблемых категорий. Как и сто, и двести лет назад, люди испытывают в нём потребность. Одни его ищут, другие - добиваются, третьи выбирают из существующего положения вещей. Одной из форм проявления уважения является вежливость.

Изучив литературу по данной теме, мы столкнулись с проблемой – в чём же заключается истинная вежливость. Ведь истинная вежливость подразумевает наличие доброжелательного отношения к человеку, а это не всегда возможно. Тактичность, как форма проявления вежливости, подразумевает чувство меры, умение соизмерять свое поведение с чувствами других людей и осознавать границы дозволенного. Тактичности свойственно интуитивное определение правильного тона в общении с людьми. Но не все люди обладают чувством такта.

Предмет исследования: слова вежливости.

Что такое вежливость?

Вежливость – признак хорошего воспитания. Это особенное чувство благорасположения. Вежливость, будучи проявлением истинного душевного настроения, предполагает тактичное отношение к ближнему. [6]

Вежливость —обладает способностью смягчать сердца людей, которые без нее становятся грубыми и черствыми. Вежливость помогает людям чувствовать себя комфортно друг с другом и избегать напряжённости отношениях. [5]

Вежливость – термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. [9]

Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. [3,с. 46]

Понятие вежливости тесно связано с нормами морали.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Как же проявляется вежливость:

Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что вежливость - это повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома, в школе, и в общественных местах.

Классификация и значение вежливых слов

  • слова приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер;
  • слова благодарности: большое спасибо, благодарю, вы очень любезны;
  • слова просьбы: будьте добры, вас не затруднит, не сочтите за труд, простите за беспокойство, не откажите в любезности, будьте так любез­ны;
  • слова извинения: извините пожалуйста,прошу прощения, простите.

Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются рукопожатием. Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди целуются при встрече и прощании. Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются, мерзнущие лапландцытрутся друг о друга носами, мужчины‑эскимосыслегка ударяют друг друга кулаком по голове и по плечам. Пренебрежением эстетических чувств кажется нам свойство поклона жителей острова св. Лаврентия в Тихом океане. Если тамошние жители выражают своё особое уважение и расположение, то плюют себе на ладони и натирают друг другу лица.

Дружелюбные японцыкланяются, как и китайцы. Впрочем, в современном Китае знакомые приветствуют друг друга излюбленным жестом актеров и политиков — сцепленными руками, поднятыми над головой. А наш жест приветствия — ладонь, обращенную к собеседнику, раскачивающуюся влево‑вправо — японец истолкует как жест прощания.

В России с древнейших времен при встрече спрашивали о здоровье, эта традиция сохранилась и сейчас. Всем известно слово здравствуйте, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова выражает пожелание здоровья.

Таким образом, мы познакомились с далеко не полным обозрением разнообразных выражений одного и того же чувства. Вполне вероятно, что некоторые формы этих приветствий совершенно устарели, исчезли. Что ж, тем любопытнее было узнать о них.

Вежливые слова в нашей речи


Совместно с учителем мы провели исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Для этого мы составили анкету и провели опрос среди учащихся нашего класса (Приложение 1). Всего в опросе принимало участие 22 респондента (учащиеся 3 б класса).

Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов (Приложение 2, Рисунок 3).

Наиболее употребляемыми остаются слова приветствия - прощания: здравствуйте (отметили 11 человек – 50%) и близкие ему по значению – доброе утро, добрый день, добрый вечер – 17 (77, 3%). До свидания (отметили 11 человек – 50%), а также слова благодарности: спасибо (15 человек – 68, 2%), благодарю - 8 человек – 36,4%,пожалуйста (13 человек – 59,1%). (Приложение 2, Рисунок 3).

К сожалению, другие слова: будьте добры, извините, простите, приятного аппетита, будьте здоровы и другие наши сверстники, как показали результаты опроса, употребляют редко.

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети часто забывают. Так, поздороваться с одноклассниками при встрече забыли 3 человека, что составляет 13,7 % всех учащихся класса, а попрощаться 2 – 9,1%.

По результатам опроса можно сделать вывод, что 17 детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова по отношению ко всем людям,4 человека не всегда используют эти слова в общении, а 1 учащийся затрудняется ответить на данный вопрос.

Заключение

Читайте также: