Сообщение по эмоциям с детьми овз

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Головина Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Самарская область, г.о. Самара

Целью нашей работы является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника с ОВЗ.

Цель реализуется через решение ряда задач:

  • помочь ребенку поверить в свои силы;
  • сформировать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей;
  • познакомить детей с этическими ценными формами поведения;
  • упражнять в умении применять на практике разные способы поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать у детей коммуникативные навыки.

На эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника влияют:

  • содержание и характер общения в семье;
  • общение с воспитателем:
  • отношения со сверстниками;
  • деятельность и достижение успеха в ней.
  • желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
  • успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;
  • умение уладить конфликт;
  • уступить или настоять на своем;
  • признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
  • заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя;
  • владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

Цель ее работы – обеспечить психологический комфорт и эмоциональное благополучие, раннюю интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития в среду нормально-развивающихся сверстников.

Работа проводиться в двух основных направлениях:

  • с родителями будущих воспитанников;
  • с детьми.

Современная жизнь приводит к тому, что родители все более отдаляются от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи. Интервью с родителями, является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей с ОНР, ЗПР. А памятки родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка, советы: как вести себя с малышом, что надо и чего не надо делать; помогают мамам и папам правильно построить свой стиль отношений с ребенком.

В процессе посещения занятий группы ранней адаптации тренируется система адаптационных механизмов, ребенок приучается к изменяющимся условиям социальной среды. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми (первоначально в малых группах происходят кратковременные контакты в игровой форме). В результате у детей повышается эмоциональная устойчивость к стрессовым воздействиям, они чувствуют эмоциональную поддержку со стороны взрослых.

Таким образом, посещение детьми с ОВЗ группы ранней адаптации подготавливают их к успешной адаптации к среде сверстников.

Этот этап начинается с момента начала посещения детьми дошкольного учреждения. В начале учебного года педагогом-психологом проводится изучение уровня тревожности вновь поступивших детей, изучаются особенности их эмоциональной сферы:

  • особенности использования мимики и пантомимики при демонстрации эмоций;
  • изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
  • изучение понимания детьми своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей.

По результатам психологического исследования составляется заключение и индивидуальный образовательный маршрут по развитию эмоциональной сферы, который представляет собой взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все педагоги ДОУ.

Для определения эмоционального состояния каждого ребенка, для выделения причин положительного или отрицательного эмоционального состояния малышей в группах создана Доска настроений. Дети учатся определять по картинкам настроение своих сверстников и устранять причины их плохого самочувствия.

Формирование эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков рассматривается нами в качестве одной из наиболее важных задач воспитания детей с ОНР и ЗПР. В своей работе в данном направлении за основу мы взяли классификацию эмоций по К.Изарду, которая основана на фундаментальных эмоциях. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике. Знакомство детей с эмоциями происходит в Стране облаков, где выражение мимике каждого облака соответствует какому-то эмоциональному состоянию. Детям очень нравится изображать радость и удивление, грусть и тревогу с помощью мимики, данные упражнения раскрепощают детей, способствуют развитию их эмоциональной сферы.

Коррекция выявленных недостатков в развитии эмоциональной сферы происходит в процессе познавательных игр, в ходе которых осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Эти игры проводятся в свободное время с подгруппой детей или индивидуально 1-2 раза в неделю. Познавательные игры были разделены нами на несколько групп, объединенных общей темой:

Специальные темы раздела предоставляют возможность педагогам побеседовать с более старшими детьми о чувстве страха. Большое значение для снижения уровня тревожности у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития имеет цикл занятий, который помогает понять причины возникновения страхов у детей и способствует его профилактике. Рисуя свои страхи, дети учатся справляться с ними, а волшебный цветик- Семицветик помогает понять ребенку: чего он боится и что его нравится.

Таким образом, эмоциональное благополучие детей с ОВЗ формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

Список литературы:

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. - М.: Педагогика. 1984. - Т. 6. -213 с.

Козлов С.А. Мой мир. /приобщение ребенка к социальному миру/ М.: ЛИНКЕ-ПРЕСС, 2015. – 7-9 с.

Автор: Ромашина Елена Тадеушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО "Чапаевский РЦДиПОВ "Надежда"
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мир эмоций у ребёнка с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование

Подготовила статью

воспитатель высшей категории

Ромашина Елена Тадеушовна

отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного

или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат

сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций в том, чтобы благодаря им лучше понимать

друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше

настраиваться на совместную деятельность и общение. Жить без эмоций

изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и

отношения к окружающим. Способность ребенка сознавать и контролировать

свои эмоции возрастают. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно

не развивается, ее необходимо развивать.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме

своих переживаний, а тем более для наших детей эта задача становится очень

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РМО учителей-логопедов и психологов Инсарского муниципального района

Доклад

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

Гармонизация эмоционального уровня школьников и педагогов, помощь в стрессорных ситуациях, в разрешении внутриличностных и межличностных конфликтов, является важной частью в психологической работе направленной на развитие личности ребенка, что в итоге способствует улучшению психоэмоционального состояния, как детей, так и взрослых, работающих с ними.

Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта имеет свое своеобразие. Оно связано преимущественно с недостаточностью произвольной регуляции эмоциональных проявлений.

Выявлена зависимость проявления эмоций у умственно отсталых детей от принадлежности их к клинической группе. У детей с неосложненной формой олигофрении эмоциональное состояние характеризуется определенной уравновешенностью; им присуща эмоциональная инертность, склонность к "застреванию" на определенных переживаниях. Наиболее неустойчивый эмоциональный фон отмечается в группе детей с психопатоподобными формами поведения. Они эмоционально возбуждены, временами отмечается приподнятое настроение, которое сменяется плаксивостью, подавленностью и склонностью к резким аффективным вспышкам.

В целом для всех детей с нарушением интеллекта свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости и огорчения. В ряде случаев возникающие у ребенка эмоции неадекватны, оказываемым на него внешним воздействиям. Дети реактивны и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. Часты агрессивные проявления. Выражена потребность в чувствах одобрения и признания окружающими. Наблюдается недостаточность положительных переживаний, в то же время у них сильнее развиты эмоции страха и гнева , что неблагоприятно влияет на их поведение.

Изучением особенностей чувства страха у детей с нарушением интеллекта занималась О.Е. Шаповалова . Чаще всего учащиеся отмечают, что боятся смерти, болезней, боли и войны; боятся потерять кого-то из близких. Встречаются дети, боявшиеся различных животных, темноты. При этом у последних проявилась склонность к "заражению" иррациональными страхами ("Боюсь, потому что другие боятся", "Потому, что мне сказали, что они страшные"). Следует отметить, что у умственно отсталых школьников не выявлено обычных для нормально развивающихся учащихся начальных классов страхов, связанных со школьной жизнью (остаться без друзей, попасть в число неуспевающих, остаться на второй год и т.д.).

Многие из детей нуждаются в помощи по преодолению страхов. Особенно это касается учащихся, склонных к иррациональным, надуманным страхам. Взрослым, работающим с такими детьми, следует оградить их нервную систему от воздействия сильных стресс-факторов, использовать апробированные в психологии методики с целью актуализации у учащихся чувства защищенности, умения переключать сознание на другие проблемы.

Интересные и практически значимые данные получены О.Е. Шаповаловой при изучении особенностей чувства юмора у учащихся с нарушением интеллекта. Чувство юмора играет особую важность в плане личностного развития ребенка. Умение с помощью шутки нейтрализовать конфликтную ситуацию, снять напряжение и получить заряд положительных эмоций дает возможность решить многие проблемы общения, способствует успешности социальной адаптации умственно отсталых учащихся.

Исследования Т.Н. Головиной, И.М. Соловьева обнаружили затруднения у детей с нарушением интеллекта в восприятии и понимании эмоциональных состояний других людей, в том числе персонажей картин. Особые сложности вызывали эмоции социально-нравственного характера. Это в известной мере обусловлено слабостью интеллектуальной регуляции чувств. Известно, что формирование духовных чувств (совести, долга, ответственности и др.) предполагает слияние чувств и мысли. Слабость же мысли, как это имеет место у детей с нарушением интеллекта, тормозит развитие высших чувств. Если же не воспитаны духовные чувства, то по мере взросления ребенка стихийно все большее место занимают элементарные (органические) потребности и эмоции.

Поведение школьников во многом определяется их непосредственными желаниями; их волевая регуляция ослаблена. Им трудно длительное время удерживать цель действий, доводить начатое дело до конца. Для них характерны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, повышенная внушаемость, сниженная мотивация (не только в учебной, но и в игровой и других видах деятельности). Они не могут преодолевать препятствия и неудачи, противостоять возникающим желаниям. При усложнении заданий у них в значительной степени проявляется возбуждение и неуверенность в своих силах, что ведет к снижению волевых усилий. Поэтому данная категория детей нуждается в постоянном руководстве взрослого, привлечении внешних дополнительных стимулов для успешного завершения начатого действия.

Как дети с ОВЗ, поступив в школу, реагируют в фрустрирующих их ситуациях, при вынужденной необходимости сдерживать свои эмоции? Чаще всего в трудных для ребенка ситуациях бросается в глаза стандартность, стереотипность его поведения, особенно характерная для школы-интерната. Защитное поведение ребенка зависит от его личностных черт, но если оно проявляется в виде агрессии направленной вовне, это неизбежно порождает сложности в адаптации. Не у всех детей стресс провоцирует агрессию, агрессивно реагируют более возбудимые дети . Для тревожных характерно плакать, грустить. Добросовестные дети стараются получить одобрение в обществе, поэтому чаще отрицательные эмоции вытесняют. При вытеснении отрицательных эмоций, они проявляются в моменты внутреннего наивысшего напряжения и часто это отреагирование значительно сильнее стимула. Эмоции проявляются в такой форме, которая не одобряется окружающими взрослыми, а это,как следствие загоняет ребенка в еще больший стресс.

Помочь детям лучше адаптироваться в социуме, максимально содействовать их психологическому индивидуальному развитию можно только при продуктивном взаимодействии взрослого с ребенком, которое учитывает многие факторы, влияющие на поведение ребенка. Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов работы. Рассчитывать на хорошую динамику можно только при планомерной, последовательной, целенаправленной работе.

Форма выражения детьми своих эмоций, существенно влияет на их адаптацию в социуме, от этого во многом зависит то, как ребенка воспринимает его окружение. От эмоциональной атмосферы, которая создается в процессе общения детей и взрослых, зависит не только мотивация на развитие себя, как личности, но и психическое здоровье в целом. Дети школ - интернатов, имея ограниченные возможности здоровья, имеют еще и отрицательный социальный опыт. Дети, воспитанные в отвержении, в конфликтах, дети из неблагополучных семей, имеют множество внутренних конфликтов, в основе которого лежит внешний. Важной задачей педагогов и психологов школ является помощь детям в обретении более гармоничного внутреннего мира, повышения их мотивации к личностному росту, в целом улучшение их психического здоровья.

На практике можно использовать разнообразные задания и упражнения, которые способствуют правильному формированию эмоционально-волевой сферы. Даннаяпрезентация используется для знакомства детей с основными эмоциями и для закрепления этих знаний. Детям предложены следующие задания: определить эмоцию по позе тела и жестам, определить эмоцию по мимике, определить настроение музыки, цвета, определить настроение картины. Использовать данную презентацию можно как в индивидуальной работе, так и в малых группах.

Презентация:

Слайд 1. Титульная страница.

Слайд 2. Является фоном для рассказа детям об эмоциях. Как проявляются различные эмоции: мимика, поза. Здесь же беседуем о причинах возникновения эмоций. ( используется дополнительная наглядность)

Слайд 8. Повторение информации. Дети сами рассказывают про каждую эмоцию. При каждом щелчке мышкой появляется картинка с эмоцией (клоун).

Слайды 9,10,11,12,13. Задание для детей – угадать по выражению глаз, какая эмоция у клоуна. При щелчке мышкой на лице клоуна появляются глаза. Ребенок должен определить, какое настроение у клоуна. При следующем щелчке появляется рот.

Слайд 23,24. Задание: определить настроение, которое вызывает определенный цветовой спектр. На экране появляется полоска из различных цветных квадратов. При щелчке мышкой появляется правильный ответ.

Слайд 25,26,27,28. Задание: определить настроение картины. На экране представлена картина. Пусть ребенок расскажет, какое настроение у картины. Расскажите ребенку, как называется картина, кто ее автор. При щелчке мышкой появляется правильный ответ.

Список использованной литературы

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

Кожалиева Ч.Б. О возрастной динамике образа "я" у умственно отсталых подростков / Дефектология. – 1997. - № 4.

Психология умственно отсталых школьников. Учебное пособие под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск. – 1994. – Ч.2.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.-М.: Просвещение,1970.

Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2001.

Шаповалова О.Е. Особенности чувства юмора учащихся I - III классов вспомогательной школы / Дефектология. – 1996. - № 6.

Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному / Дефектология. 1998. - № 1.

В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

ВложениеРазмер
emots-volevaya_sfera_detey_s_ovz.pptx 2.01 МБ
emotsionalno-volevaya_sfera_detey_s_ovz.docx 35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГНЕВ СТРАХ ГРУСТЬ РАДОСТЬ ЛЮБОВЬ БЕШЕНСТВО УЖАС ГОРЕЧЬ СЧАСТЬЕ НЕЖНОСТЬ ЯРОСТЬ ОТЧАЯНИЕ ТОСКА ВОСТОРГ ТЕПЛОТА НЕНАВИСТЬ ИСПУГ СКОРБЬ ЛИКОВАНИЕ СОЧУВСТВИЕ ИСТЕРИЯ ОЦЕПЕНЕНИЕ ЛЕНЬ ПРИПОДНЯТОСТЬ БЛАЖЕНСТВО ЗЛОСТЬ ПОДОЗРЕНИЕ ЖАЛОСТЬ ОЖИВЛЕНИЕ ДОВЕРИЕ РАЗДРАЖЕНИЕ ТРЕВОГА ОТРЕШЕННОСТЬ УМИРОТВОРЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЗРЕНИЕ ОШАРАШЕННОСТЬ ОТЧАЯНИЕ УВЛЕЧЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬ НЕГОДОВАНИЕ БЕСПОКОЙСТВО БЕСПОМОЩНОСТЬ ИНТЕРЕС СПОКОЙСТВИЕ ОБИДА БОЯЗНЬ ДУШЕВНАЯ БОЛЬ ЗАБОТА СИМПАТИЯ РЕВНОСТЬ УНИЖЕНИЕ БЕЗНАДЕЖНОСТЬ ОЖИДАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ УЯЗВЛЕННОСТЬ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО ОТЧУЖДЕННОСТЬ ВОЗБУЖДЕНИЕ ГОРДОСТЬ ДОСАДА РАСТЕРЯННОСТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ ПРЕДВКУШЕНИЕ ВОСХИЩЕНИЕ ЗАВИСТЬ ВИНА, СТЫД ПОТРЯСЕНИЕ НАДЕЖДА УВАЖЕНИЕ НЕПРИЯЗНЬ СОМНЕНИЕ СОЖАЛЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВО САМОЦЕННОСТЬ ВОЗМУЩЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ СКУКА ОСВОБОЖДЕНИЕ ВЛЮБЛЕННОСТЬ ОТВРАЩЕНИЕ ОПАСЕНИЕ БЕЗЫСХОДНОСТЬ ПРИЯТИЕ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ ЗАВИСТЬ СМУЩЕНИЕ ПЕЧАЛЬ ПРИНЯТИЕ ОЧАРОВАННОСТЬ СЛОМЛЕННОСТЬ ЗАГНАНОСТЬ НЕТЕРПЕНИЕ СМИРЕНИЕ ПОДВОХ ВЕРА ИСКРЕННОСТЬ НАДМЕННОСТЬ ИЗУМЛЕНИЕ ДРУЖЕЛЮБИЕ ОШЕЛОМЛЕННОСТЬ ДОБРОТА ЕДИНСТВО ВЗАИМОВЫРУЧКА НЕРВОЗНОСТЬ РАСКАЯНИЕ ТУПИК УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ БЕЗВЫХОДНОСТЬ УСТАЛОСТЬ УВЕРЕННОСТЬ СОПРИЧАСТНОСТЬ НЕДОВОЛЬСТВО ПРЕВОСХОДСТВО ПРИНУЖДЕНИЕ ДОВОЛЬСТВО УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ВРЕДНОСТЬ ВЫСОКОМЕРИЕ ОДИНОЧЕСТВО ОКРЫЛЕННОСТЬ СМИРЕНИЕ ОГОРЧЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ОТВЕРЖЕННОСТЬ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ НЕТЕРПИМОСТЬ НЕУДОБСТВО ПОДАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ ЖИЗНЕЛЮБИЕ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ НЕЛОВКОСТЬ ХОЛОДНОСТЬ ОБЛЕГЧЕНИЕ ВДОХНОВЕНИЕ АПАТИЯ/БЕЗРАЗЛИЧИЕ БЕЗУЧАСТНОСТЬ ОБОДРЕННОСТЬ ВООДУШЕВЛЕНИЕ НЕУВЕРЕННОСТЬ РАВНОДУШИЕ УДИВЛЕНИЕ

умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ сниженная возможность произвольной регуляции поведения преобладание стойкой аффективной возбудимости, психическая неустойчивость, такие дети расторможены трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами т рудности в усвоении норм и правил поведения в группе трудности соблюдения правил в совместных играх со сверстниками л егко и быстро возбуждаются усталость, утомление о тказ от продуктивной деятельности бурные эмоциональные реакции с клонность к агрессии и конфликтам споры с педагогами и детьми в ысокая ранимость, чувствительность стеснительность страхи м огут тяжело переживать разрыв с матерью о чень обидчивы и плаксивы часто жалуются педагогам на других детей т рудности в понимании своих собственных чувств и эмоций и других людей, что влечет проблемы в коммуникации со всеми и особенности игры со сверстниками мрачность ,безынициативность , подавленность, упрямство, агрессивность.

Основные направления коррекционной работы Устранение повышенной возбудимости, агрессивности, тревожности Коррекция самооценки Снижение эмоционального дискомфорта у детей Формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции

Органы чувств Эмоции Тело Когниции (интеллект) БАЛАНС

Коррекционно-развивающие занятия формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей чувства становятся более устойчивыми и глубокими обучение ребенка управлению своими эмоциями умению воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции, что позволит ребёнку произвольно контролировать своё поведение положительная динамика в общении с окружающими.

АРТ-ТЕРАПИЯ изотерапия сказкотерапия музыкотерапия куклотерапия Работа с пластичными материалами – глина, пластилин пескотерапия

КОГНИЦИИ - как ребенок может быт в контакте со своими психическими процессами – мышление, память, внимание, т.е. интеллект Упражнения разного рода, направленные на развитие психических процессов – используются всеми педагогами в своей деятельности внимание мышление восприятие память речь воображение Психические процессы

Основные выводы: Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития – это организованная система педагогических и психологических воздействий . 2. Ключевое направление - смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность . 3. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка СПАСИБО за внимание!

Предварительный просмотр:

Я буду рассказывать об актуальном на сегодняшний день вопросе формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

Слайд 2( посмотрите какой спектр чувств и эмоций способен переживать любой из нас и это далеко не весь список!)

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до семи лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяет его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Эмоции не только выражают те или иные особенности мотивации поведения ребенка, но играют существенную роль в реализации этих мотивов

Слайд 3 В работах Л.С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме

Произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой обеспечивает аффективно-волевая сфера. Это некий баланс и волевая подконтрольность эмоций и психических состояний.

Слайд4 В норме для старшего дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам: аффективно-волевые механизмы обеспечивают уравновешенность поведения, саморегуляцию эмоций, самоконтроль. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, что проявляется в снижении возможности произвольной регуляции поведения, дети могут быть повышенно возбудимы либо наоборот заторможены. В поведении легковозбудимых детей преобладает стойкая аффективная возбудимость, психическая неустойчивость, такие дети расторможены.

:Ребенок с ОВЗ в ДОУ :Попадая в условия дошкольного образовательного учреждения, такие особенности ребенка проявляются:

Это лишь малая часть того, что можно сказать о дошкольниках с ОВЗ. При этом надо все же помнить, что каждый ребёнок индивидуален, его реакция может быть специфичной, не похожей на другие.

Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми . Решая вопрос эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует понимать, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна проводиться постепенно, терпеливо и систематически.

Слайд 5: Основным направлением работы является снижение эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность, а основным методом в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует считать игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте

Я расскажу на своем практическом опыте, как выстраиваю свою работу в этом направлении, чтобы сложилось какое-то общее представление:

Далее смотреть Хухлаева

Слайд 6 Гармония человека, его внутренний комфорт находится в прямой зависимости от того, на сколько в балансе у него присутствуют 4 компонента: сначала перечисляю, затем расшифровываю

  • это органы чувств, (это когда у ребенка есть контакт с тем, что Я ВИЖУ, Я СЛЫШУ и т.д. Здесь наша задача – развивать эти ощущения – даем пробовать и обсуждаем, даем понюхать и обсуждаем, даем потрогать и обсуждаем. Очень хорошо иметь баночки, тазики с различными крупами, куда дети смогут и ручки свои окунуть и тем самым почувствовать ощущения тактильные, понюхать, посмотреть и пообсуждать разницу , а затем угадывать, прощцпывая мешочек с крупой. Это как пример. Также можно разглядывая листочки с разными оттенками, пообсуждать цвет, запахи и поверхность этих листочков.

То есть нам нужно давать возможность ребенку быть внимательным к тому, что он пробует, смотрит, нюхает. НО этого не должно быть много – учим ребенка немного в этом пожить,а затем идем играть, а затем снова посмотрим, понаблюдаем и снова играть.

Это важно развивать, ведь большое количество детей сейчас (и не только с ОВЗ) не доверяют себе, своим ощущениям. Ребенок не замечает, что лежит мокрый, не замечает, что жарко, холодно и т.д. Поэтому развиваем органы чувств, обращаем внимание на ощущения ребенка - зрит, слух, вкус, тактил.)

Детки закрывают глаза, вы прячете какую то вещь, все ищут глазками. Кто первый нашел – прячет.

На первых порах выберите вещь крупнее и затем, когда дети хорошо начнут ориентироваться в процессе, вещь постепенно меняем на меньшую размером. Также поначалу педагог прячет всегда сам, а затем постепенно меняем правило – дети прячут сами, кто смог найти.

Я часто прошу детей закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Что каждый услышал? На первых порах упражнения всегда проходят менее продуктивно и качественно, чем потом, когда дети со временем лучше понимают его смысл и процесс. Не бросайте это дело.

Слайд 8 Умение воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции является важным условием эффективного общения. Эмоции имеют особое значение в становлении психического развития ребенка, так как именно эмоциональное развитие является фундаментом, на котором закладываются и далее формируется личность.

  • это эмоции – важно укреплять ребенка в плане эмоционального развития. Во-первых ребенок должен быть в контакте со своими эмоциями, важно учить детей тому, что они сейчас чувствуют и принимать эти чувства. Ты сейчас грустишь. Ты сердишься. Ты боишься. Это про то, как я узнаю, что происходит сейчас со мной в данный момент. Задача взрослых – обозначить чувство и принять его. Ты сердишься и это нормально, это твое право. То есть в первую очередь хорошо уже ПРОГОВОРИТЬ чувство.

у детей с ОВЗ, как правило отсутствуют реакции на эмоции других людей, чувства мало дифференцированы, тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут только испытывать удовольствие и неудовольствие, также отмечается выраженное нарушение поведения, проявляющееся в безынициативности и неспособности к самостоятельности.

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции. Слайд 9 Только в процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Важной частью здесь является обучение ребенка управлению своими эмоциями, а также умению воспринимать и проявлять в невербальной форме свои и чужие эмоции, что позволит ребёнку произвольно контролировать своё поведение и как результатом этой работы будет положительная динамика в общении с окружающими.

Слайд 10 На своих занятиях мы с детками изучаем каждую базовую эмоцию отдельно и подробно на столько на сколько позволяют это личностные особенности детей.

Здесь применяются различные методы арт-терапии:

музыкотерапия (послушай музыку и определи чувство, нарисуй свое настроение под эту музыку)

Сказкотерапия (побудем героями сказки – положительные и отрицательные герои)

Изотерапия (нарисуй чувство, раскрась настроение)

Работа с пластилином или кинетической глиной (– слепи чувство, на что похоже)

Слайд 11 Примерная схема поэтапного изучение чувства

Также дети показывают, как варятся макароны в кастрюле, становятся более мягкими и пластичными, как тает свечка на тортике постепенно, снеговик …. Это работа с телом

Вот такого плана упражнения тоже даю небольшими порциями

  • и когниции ( это то, как ребенок может быт в контакте со своими психическими процессами – мышление, память, внимание, т.е. интеллект) Именно эмоции воздействуют на психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, мышление, память, речь. Все взаимосвязано

Слайд 14 Кроме этого, Дети с ОВЗ – тревожные дети, а значит у них сниженная самооценка

Мы работаем с самооценкой ребенка, стараемся снижать его тревожность в различных ситуациях. Только принимая ребенка, его чувства, помогая ему и поддерживая, мы тем самым укрепляем чувство доверия ребенка к себе, а значит и чувство безопасности, а значит снижаем тревожность.

Я повторюсь, что Практически все тревожные дети имеют низкую самооценку. Это проявляется в том, что

- они болезненно воспринимают критику от окружающих,

- во всех неудачах винят себя,

Чтобы вырасти в собственных глазах, такие дети, с низкой самооценкой любят выискивать недостатки у других людей и это может спровоцировать сложности в общении.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу

Для того, чтобы повысить самооценку, нужно максимально оказать поддержку:

1.Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Хвалим не просто так, а за какое то конкретное действие, которое заслуживает похвалы. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

4.Многие педагоги используют метод сравнения результатов, чтобы мотивировать тем самым на большие достижения. Это подходит гиперактивным детям, но не тревожным. НЕЛЬЗЯ сравнивать результаты выполнения задания одних детей с другими. Если же педагог все таки хочет провести сравнения, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера. Неделю или месяц назад.

Например, Молодец! Посмотри как хорошо ты рисуешь (пишешь)! Вчера это у тебя не получалось! А сегодня ты смог!

Таким образом, мы поддерживаем ребенка и показываем динамику его развития.

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития – это организованная система педагогических и психологических воздействий. Ключевым её направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.

Иногда работа с такими детьми носит индивидуальный характер, но для формирования эмоционально-волевой сферы необходимо проводить подгрупповые, а затем и групповые занятия, в которых используются и разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента личности. Результат будет положительным в том случае, если коррекцией и развитием в команде занимаются все участники образовательного процесса. Воспитателям в группе тоже отводится немалая роль в организации игр на развитие эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающие занятия должны строиться с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка (утомляемость, темп работы, зона развития, уровень мышления). В течение занятия педагог оказывает помощь в выполнении упражнений, а также эмоционально реагирует на происходящее, в это время ребёнок становится активным участником взаимодействия, так как учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и осознает, что происходит с ним, как правильно выразить то, что происходит с ним, начинает понимать эмоции людей, оценивать чувства другого человека и на этой основе устанавливать эмоциональный контакт. Всё это позволяет ребёнку регулировать свои эмоции и выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить своё внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка

ИГРЫ на развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ.

Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать насыщению и обогащению эмоциональной сферы.

Игра-упражнение - создает психологически непринужденную атмосферу.

Воспитатель рассказывает о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных.

Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться им.

Игра направлена на развитие внимания, наблюдательности.

Воспитатель дает задание: "Встаньте все те, кто .

- любит бегать- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру- любит дарить цветы и т.д.

(роль ведущего могут выполнять дети).

Воспитатель после завершения упражнения детям задает вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Игра на развитие внимательности и умения описывать то, что видел.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

Игра на развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий закрывает глаза, за это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно поменять место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

Игра на развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

Игра способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Читайте также: