Что такое жесты замещающие и сопровождающие жесты подготовить письменно небольшое сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, на сколько участники разговора владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Мимика

Главным показателем чувства говорящего является выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражают светлые брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Следует следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

О многом может сказать и жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывать их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

В русском языке существует не мало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а так же различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, положа руку на сердце, приложить руку, погрозить пальцем, показать нос.

Жесты

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.

Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали большое внимание на жестикуляцию.

Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание,

Способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление.

Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, вертит пуговицы.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Не редко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмичные жесты связаны с ритмикой речи.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

Говорит, что воду цедит;

Строчит, как из пулемета,

сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, бить кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернутся спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер.

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией.

Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Он хочет узнать который час.

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которое можно указать.

Изобразительные жесты

Изобразительные жесты появляются в случаях:

- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность);

- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

Примером может быть жестикуляция актера, заканчивая выступления, прощаясь с публикой. Самый частый жест – поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руками в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале.

Такие жесты условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение.

Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

Руки, заведены за голову, выражение превосходства. Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову – признак неприятности или беды.

Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности)– сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражение; Никогда не соглашусь; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности –рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный.

Известен так же жест отказа, отрицания– отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас;

Жесты объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.

Большинство людей понимают невербальное общение как общение без использования слов, подразумевая при этом, что слова — это вербальные элементы. Как и большинство определений, это определение в целом полезно, но оно не отражает в полной мере всей сложности этого явления. Однако с учетом соображений, высказанных ниже, такое общее определение имеет право на существование.

Головной мозг и невербальное общение

Даже тогда, когда информация обрабатывается в основном одним полушарием, мало вероятно, что второе полушарие совершенно неактивно. Когда человек читает роман, правое полушарие может играть особую роль в понимании метафор или в оценке эмоционального содержания, тогда как левое полушарие одновременно активно работает нал пониманием сложных смысловых связей между значением слов и синтаксисом. Есть основания полагать, что у женщин функциональное различие между двумя полушариями выражено не столь ярко, как у мужчин, известно также, что у некоторых левшей функции полушарий прямо противоположны описанным (Andersen, Garrison, & Andersen; Iaccino).

Несмотря на всю очевидную сложность функций мозга, большая часть того, что обрабатывается правым полушарием, относится к тому, что мы называем невербальными явлениями, а большая часть того, что обрабатывается левым полушарием, — к тому, что мы называем вербальными явлениями. Понятно, что в одних случаях невербальное поведение теснее связано с вербальным, чем в других (примером могут служить жесты, замещающие речь), и в этих случаях можно ожидать большей активности левого полушария.

Осознание и контроль

До сих пор мы ничего не говорили об осознанности невербального поведения и о контроле над ним. Невербальное поведение, как и вербальное, кодируется с разной степенью контроля и осознанности (Lakin). Иногда у людей есть время обдумать, спланировать свою реакцию, но в большинстве случаев информация буквально обрушивается на них, на их органы чувств, и тогда чрезвычайно важно отреагировать как можно быстрее. Когда такое случается, люди либо вовсе не осознают, либо осознают чрезвычайно смутно, почему они отреагировали именно так, как отреагировали. Подобные реакции связаны с когнитивной программой, которая дает о себе знать автоматически и незамедлительно вслед за восприятием конкретного стимула (Choi, Gray, & Ambady).

Когда мы используем замещающие речь жесты, позируем перед фотографом или выбираем наряд, уровень осознания и контроля обычно очень высок. Мы знаем, что делаем, нас никто не торопил, и мы ведем себя в соответствии с осознанным планом. Причудливая манерность, расширенные зрачки и копирование поведения партнера — все это примеры неосознанного и неконтролируемого поведения. У нас может быть целый набор вербальных и невербальных действий, которые включаются автоматически, например когда нас представляют незнакомому человеку. В одних случаях одно и то же поведение проявляется почти неосознанно, а в других — весьма осознанно. Так, мы можем не осознавать, что тон нашего голоса выдает негативное отношение к собеседнику, но мы прекрасно отдаем себе отчет в использовании своего голоса, когда делаем какое-либо саркастическое замечание.

Декодирование невербального поведения тоже может быть реализовано с разной степенью осознанности. Иногда мы воспринимаем какой-либо стимул, например мужчину, который выглядит пожилым, и это автоматически запускает механизм восприятия его походки: нам начинает казаться, что он ходит медленно, хотя на самом деле это не так. Когда люди говорят, что им кажется, будто этот человек врет, но не могут объяснить, почему они так думают, это может означать, что в их мозге есть неосознанная программа, связанная с обманом, которая запускается восприятием определенного поведения.

Однако неконтролируемые нашим сознанием реакции необязательно производятся именно таким образом. Обратная связь относительно точности или пользы автоматического процесса может привести к изменению программы или ее удалению.

Структурные элементы невербального поведения

Другой способ определения невербального общения — присмотреться к тому, что становится предметом изучения. Теории и исследования в этой области сосредоточены преимущественно на трех основных вопросах: на структурах окружающей среды и условиях, в которых происходит общение; на физических характеристиках участников коммуникации; наконец, на демонстрируемом ими поведении. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Окружающая среда, в которой происходит общение

Физическая среда.

Пространственная среда.

Физические характеристики коммуникантов

Движения и положения тела

Как правило, к движениям и положениям тела относят жесты, движения ног, рук и головы; выражения лица, например улыбки; движения глаз, включая моргание, направление и продолжительность взгляда, состояние зрачка; а также позы. Наморщенный лоб, опущенные плечи и наклоненная голова — все это тоже относится к движениям и положениям тела. Наибольшее значение имеют жесты, позы, прикосновения, выражения лица и движения глаз.

Жесты.

Существуют самые разнообразные виды жестов и их вариации, но чаще всего изучают следующие жесты.

2. Жесты, сопровождающие речь. Эти жесты непосредственно связаны с речью или сопровождают ее и часто служат для иллюстрации того, что сообщается вербально. С их помощью можно подчеркнуть значение какого-то слова или фразы, очертить ход мысли, указать на присутствующие объекты, изобразить пространственные отношения, проиллюстрировать ритм или скорость течения события, изобразить того, на кого ссылаются, проиллюстрировать движения тела. Они могут также выполнять роль комментатора при регулировании и организации процесса взаимодействия.

Обычно позы изучают вместе с другими невербальными сигналами как указатели на степень внимания или вовлеченности в коммуникативный процесс, статусное положение по отношению к партнеру или степень симпатии к нему. Так, наклоненная вперед поза ассоциируется с большей вовлеченностью, большей симпатией и более низким статусом в тех ситуациях, когда коммуниканты не знают друг друга достаточно хорошо. Позы служат также ключевым индикатором интенсивности определенных эмоциональных состояний. Например, поникшая поза ассоциируется с печалью или скованностью, а напряженная поза — с гневом. Степень, в какой позы коммуникантов зеркально отражают друг друга, может свидетельствовать об их вовлеченности в разговор, что нередко приводит к большему взаимопониманию между собеседниками.

Прикосновения.

Собеседники могут прикасаться как к самим себе, так и друг к другу. Прикосновения к самому себе, если они не обусловлены целями беседы, могут отражать сиюминутное состояние человека или его привычку. Многие из таких прикосновений называются нервными привычками (nervous mannerisms). Некоторые из этих действий представляют собой следы более раннего периода жизни, когда человек учился управлять своими эмоциями, развивать социальные контакты или выполнять какие-либо учебные задания. Возможно, мы использовали такие движения в процессе обучения чему-либо, и они дают о себе знать как часть усвоенного ранее движения, когда мы в дальнейшем сталкиваемся с подобными ситуациями. Некоторые исследователи называют подобный тип манипуляций, направленных на самого себя, адапторами (adaptors). Такими адаптерами могут быть разнообразные манипуляции с собственным телом, например облизывание, ковыряние, переступания, щипание и почесывание. Адапторы-объекты — это манипуляции, выполняемые с какими-либо объектами; например, бросивший курить человек лезет в карман за несуществующей пачкой сигарет. Разумеется, не все проявления, отражающие привычки или состояние тревоги, можно объяснить прежними адаптациями, но они действительно представляют собой часть общего паттерна движений тела.

Взаимные прикосновения двух людей — форма невербальной коммуникации, способная вызвать очень сильную реакцию. По своей сути прикосновение может быть волнующим, но оно так же может вызвать раздражение или утешить. Прикосновение — неоднозначная форма поведения, смысл которой определяется скорее контекстом, природой отношений и способом их выражения, нежели характером прикосновений как таковых. Одни исследователи уделяют большее внимание прикосновениям как важному фактору раннего развития ребенка, других больше интересуют прикосновения в общении взрослых.

Выражения лица.

В большинстве работ, изучающих выражения лица, основное внимание уделяется конфигурациям, соответствующим проявлению разных эмоций. Предметом исследования чаще всего становятся шесть базовых эмоциональных состояний: гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражения лица могут также выступать в роли регулирующих жестов, предоставляя обратную связь и управляя течением коммуникации. Действительно, некоторые исследователи считают, что основная функция лица — передавать информацию, а не выражать эмоции.

Глаза.

Куда, когда и как долго мы смотрим во время общения — вот, что в первую очередь интересует тех, кто изучает взгляды. Термином взгляд (gaze) обозначается движение глаз, выполняемое нами в направлении лица собеседника. Обмен взглядами происходит тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза. Расширение и сужение зрачков представляет особый интерес для тех, кто изучает невербальное общение, ибо иногда именно состояние зрачков свидетельствует об интересе, внимании или вовлеченности в беседу.

Голосовые характеристики

Голосовые характеристики имеют отношение не к тому, о чем мы говорим, а к тому, как мы говорим, то есть к набору невербальных голосовых признаков, присутствующих в любой речи. Как правило, различают следующие два типа звуков.

  1. Звуковые изменения, производимые голосовыми связками во время речи по таким параметрам, как высота, продолжительность, громкость звука и наличие пауз.
  2. Звуки, вызванные действием не голосовых связок, но другими физиологическими механизмами, например глоточными, ротовыми носовыми полостями.

Язык жестов

Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека. Они отражают истинное отношение к собеседнику, обсуждаемому событию или предмету, выражают скрытые намерения или желания человека. Жесты, как мы уже говорили, в каждой культуре различны. Они символичны и несут много информации.

Жесты можно классифицировать по разным принципам, но их смысл от этого не меняется. Они помогают сделать общение более живым и эмоциональным, дают дополнительную информацию собеседнику. В зависимости от функции, жесты делятся на группы.

Жесты-иллюстраторы

Это выразительные жесты, которые сопровождают повествовательную речь. Они помогают более полно передать описываемое событие, явление.

1) указатели (жесты указательным пальцем);

2) пиктографы (жесты, которые помогают представить размер или форму описываемых предметов);

3) кинетографы (непроизвольные движения телом);

4) жесты-отмашки рукой, головой;

5) идеографы (движения рук, изображающие соединение различных предметов).

Жесты-регуляторы

Такие жесты отражают отношение собеседника к чему-либо. Сюда относятся:

3) направление взгляда;

4) осознанные движения руки.

Жесты-эмблемы

Жесты-адапторы

Эти жесты отражают индивидуальные привычки человека. Их производят руками. К ним относятся:

1) касание собеседника;

2) почесывание или подергивание определенных частей тела;

3) перебирание в руках мелких предметов (авторучка, пуговица на одежде и др.).

Жесты-аффекторы

Эти жесты посредством тела выражают определенные эмоции.

В повседневной жизни наибольшее значение имеют жесты, которые отражают степень доверия к собеседнику, эмоциональный настрой общающихся. Они в наибольшей степени помогают понять другого человек. Сюда относятся и жесты, выражающие скрытую или явную агрессию.

Жесты открытости

Помогают оценить расположенность к вам собеседника:

1) открытые ладони и внутренняя поверхность запястий;

2) свободные, не перекрещенные руки и ноги.

Оборонительные жесты

Они означают, что человек чего-то опасается, не расположен к вам. Возможно, он просто неуверенно себя чувствует (новое знакомство, незнакомая обстановка и др.). В такой ситуации сложно вести доверительную беседу и необходимо сначала попробовать расположить собеседника к себе. Оборонительный жест может появиться и в том случае, если собеседник с вами в чем-то не согласен, но не может открыто этого высказать. К таким жестам относятся:

1) сжатые в кулаки кисти;

2) перекрещивание рук на груди.

Жесты скрытности

Они говорят о том, что собеседнику с вами неловко и он желает завершить общение. К жестам скрытности относятся:

1) отведение взгляда в сторону;

2) прикрытие рта рукой.

Жесты превосходства

Они подтверждают тот факт, что собеседник вас недооценивает. Иными словами, подсознательно он ощущает себя в более высоком положении. К таким жестам относятся:

1) расположение своей ладони поверх ладони другого человека при рукопожатии;

2) держание рук в карманах во время разговора.

Жесты властности

Бывает, что собеседник пытается проявить свою власть и подавить вас. При этом реальных оснований для этого у него может и не быть. Чтобы распознать такие намерения, обратите внимание на следующие жесты:

1) руки сцеплены за спиной;

2) приподнятый подбородок.

Они проявляются, если собеседник неуверен в себе, нервничает и хочет это скрыть:

1) сжатые за спиной руки;

2) сжимание подлокотников кресла.

Частые жесты и эмоции

Жесты отражают эмоциональное состояние говорящего. Один и тот же жест в разных условиях может означать разные эмоции. Для точной трактовки жеста имеет значение то, кем и в какой ситуации он выполняется, как именно выполняется, но в большинстве случаев смысл распространенных жестов ясен:

1) руки раскрыты, ладони направлены вверх — доброжелательность и искренность;

2) руки за спиной или в кармане — напряженное состояние, ощущение вины;

3) скрещивание рук на груди, одна нога лежит на колене другой — состояние напряженности, желание что-либо скрыть;

4) сжатые кулаки, сжимание предметов — защитное состояние, скрытая агрессия;

5) расслабленные кисти рук — спокойное состояние;

6) наклон головы во время слушания — заинтересованность;

7) человек сидит, голова опирается на руку с вытянутым указательным пальцем, локтем стоящую на столе, — критическое обдумывание, анализирование;

8) прищуривание глаз и периодическое почесывание подбородка с захватом ладонью — состояние обдумывания решения;

9) потирание переносицы — напряженность;

10) медленное снятие и протирание очков — желание выиграть время для обдумывания чего- либо, подготовка к сопротивлению;

11) расхаживание по комнате — обдумывание серьезной проблемы, сложного вопроса;

12) во время высказывания собеседник прикрывает рот ладонью — ложь;

13) человек слушает и одновременно прикрывает рот ладонью — недоверие к собеседнику и его словам;

14) собеседник все время отводит взгляд — желание что-либо скрыть;

15) направленность взгляда в сторону — собеседник вызывает подозрение, сомнение;

16) прикосновение во время речи к векам или носу — человек говорит неправду;

17) во время рукопожатия прикладывание своей руки поверх руки другого человека — состояние уверенности, превосходства;

18) ноги говорящего разворачиваются в сторону выхода — желание завершить разговор и уйти;

19) руки находятся в карманах, а большие пальцы снаружи — состояние уверенности и превосходства.

Жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи. Жесты сопровождают речь или заменяют ее; при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию или предмету. Вот основные классификации жестов.

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека,

при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.)

По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.

В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:

В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:

Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой:

  • коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.);
  • описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);
  • модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:

Жесты всегда, во-первых, вариативны (даже когда они общеупотребительны — это обусловлено индивидуальными особенностями человека), а во-вторых — многофункциональны. Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие — часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.

Вариативность и многофункциональность жестов

Такесика — специальная область психологии невербального поведения, которая изучает жесты-прикосновения.

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

Автор: Bлaдимиp Aлександрович Дресвянников, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в Пензе.

Читайте также: