Язык символов и жестов индийского танца сообщение

Обновлено: 02.05.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Почему мы говорим руками" или символика жеста в индийском танце

Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формуле жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

Божественные акты творения и славные деяния богов разыгрывались ведическими жрецами, принимавшими на себя роль богов, чтобы повторить на земле события, свершившиеся на небесах.

Морская раковина (санкха) считается обителью Нада Брахмы, предшествующего всему первозвука ОМ, первой манифестации Божественной Энергии в Космосе. В раковину трубят особым образом на всех храмовых церемониях.

Свастика – это священный круг удачи. В танце перекрещивающиеся конечности или кисти рук в области запястий называются свастика.

Согласно священным трактатам, каждое божество наделено своим особым атрибутом или оружием: Брахма – лотосом, Индра – молнией, Шива – лингамом, быком или трезубцем, Шри Рама – луком и т.д. Изображение этих символов при помощи рук (мудра) во время поклонения божествам призвано снискать особую милость и крайнее удовольствие последних.

Кисть руки – это центр выразительности жеста в индуистском танце. Показ ладони с различными положениями пальцев – это характеристика. Запястье – осевой центр для всех движений рук в любом направлении.

Согласно Натья Шастре, язык жестов основывается на 24 жестах, называемых Хаста (рука); а в соответствии с Абхинайя Дарпана, их общее число – 28. Жесты одной руки называются Асамьюта, а жесты двух рук – Самьюта. Каждый жест описан в текстах на санскрите, где даны названия каждого пальца и части руки, и указано, как пальцы должны распрямляться, раздвигаться, или сгибаться, чтобы получить нужное положение руки.

Движения рук - Хаста прана

Словарь жестов индуистского танца обогатился благодаря знаниям и практике бесчисленных поколений, сохранивших это искусство вплоть до сегодняшнего дня.

Шива является покровителем музыки и танца. Он обучил музыке Нараду, небесного посланника, и танцу Бхарату, автора Натьяшастры, трактата по драматическому искусству.
У древних греков, подобно индийцам, существовала драматическая форма, объединенная с музыкой и танцем. В греческих постановках история рассказывалась хором, в индийских же повествование велось в виде песни. Видушака (ведущий, за неимением лучшего способа представления) объяснял тонкости.

Жесты являются одной из старейших форм передачи мысли. В человеке заложена сильная склонность к подражанию. И многие из этих систем языка жестов являются общими для человечества. Но танцевальные жесты могут означать множество понятий. Поэтому пение приобрело такое важное значение. Вачика (словесная) абхинайя дополняет ангика абхинайя (язык тела и жестов). И, не будем забывать, добавляет изящества и красоты искусству танца. Как под слова подбираются соответствующие мудры (жесты)? Считается, что слова свойственны рукам. Это выражает основополагающий принцип языка, основанного на естественных и выразительных движениях, говорит Ананда Кумарасвами, авторитетный специалист по индийскому искусству.

Существует чистый танец без абхинайи, а также танец с элементами драмы. Чистый танец развился из 108 идеальных поз, на которых основана техника движений, называемых карана. Каждая карана состоит из движений нескольких конечностей – другими словами, большей части тела. Сходным образом, комплексная система языковых знаков (жестов рук) образовалась из алфавита основных жестов рук (хаста), подобно тому, как развилась устная и письменная речь. Руки стали основным средством передачи мыслей. Они переводят слова в знаки. Прилагательные, существительные, глаголы, имена собственные, наречия, слова- связки, предлоги, абстрактные понятия – все это можно изобразить с помощью жестов и мимики.

Язык жестов
Существует три формы танца: Тандава (энергичная), Ласья (мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Известны 108 танцевальных поз, описанных в Натьяшастре, называемых карана.
“Натья” состоит из четырех элементов: Ангика (жесты и движения), Вачика (речь), Ахарья (костюм) и Сатвика (чувства и эстетическое представление).

Существует три формы Ангика: Сарира (тело), Мукхайя (лицо) и Каста (движения частей тела).
В танце используются шесть анга (основных частей тела): голова, руки, бедра, грудь, бока, стопы; шесть упанга (меньших частей тела) – глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок. Кроме того, в танце также используются шея, плечи, живот, ляжки, голени, колени.

Разделяют две формы хаста мудр (жестов руки): Асамьюта (жесты для одной руки) мудры (их всего 28), и Самьюта (жесты для обеих рук). Таких жестов всего 24. Для чистого танца используют 30 движений хаст.

Движения тела разделяются на четыре группы: караны, ангахары, речаки и пиндибандхи.
Существует четыре формы бханга (наклоны): бханга, самабханга, атибханга и трибханга. Первый означает спокойствие, второй – Будду, третий – Натараджу, а четвертый – Парвати.

Движения ног также бывают четырех видов: Мандала (круговые, 10 позиций), Утплавана (прыжки, пять типов), Бхрамари (кружения, семь типов) и Падачари (движения ног, семь типов), а также различают десять видов походки. Различают четыре цвета лица, обозначающие типы личности. Глаза: Бхарата отмечает 36 видов взглядов.

Используют семь движений бровями, семь движений глазами, шесть – носом, шесть – щеками, шесть – губами, шесть - лицом, девять - шеей, тринадцать – головой, пять положений груди, пять движений боков, пять движений бедер, пять движений лодыжками, пять – голенью, пять – стопами, четыре – руками и т.д.


Одна из удивительных особенностей индийского классического танца - использование языка жестов (хаст).

При помощи этих жестов исполнительница может выразить почти все аспекты человеческой жизни. Талантливая, наделенная воображением танцовщица языком жестов выстраивает в танце целые предложения, стихи или рассказы. Ее возможности бесконечны. Положения рук в различных точках на теле или возле него, переход из одного состояния в другое имеют огромное значение для раскрытия идейного смысла всей композиции.


Доминирующая роль отводится реалистическим жестам. Но не менее значительна и популярна религиозная символика, формировавшаяся со времен глубокой древности в рамках культового церемониала. Существует более пятисот положений рук и всевозможных их комбинаций, что позволяет одному исполнителю разыгрывать различные эпизоды из мифологии и повседневной жизни.


Для того чтобы кисти рук были пластичны, а пальцы гибки, существуют различные упражнения. Правильно и красиво показанный жест не только дополняет и подчеркивает выразительность абхинаи (пантомимы) танцовщицы, но и всей композиции в целом.

Поскольку ранее танцовщица считалась земной супругой божества, верхние фаланги ее пальцев на руках и ногах традиционно окрашиваются в красный цвет. По краям ступней и ладоней проводятся сплошные линии. На ладони наносится ритуальный узор в виде геометрических фигур-кругов, квадратов, ромбов.

Все это является не только атрибутами свадебного обряда или ритуального замужества, но и делает индийский танец ярким, насыщенным и неповторимым.


Типы жестов рук

Существует два типа жестов: одиночный (асамаюкта хастас) и двойной (Самюта Хастас). Они являются основными классическими танцами и описаны в традиционной поэзии санскрита, например Абхиная Дарпана из Нандикешвары, Названия мудры не обязательно совпадают с значениями, приписываемыми жесты, но каждый хаста имеет значение. Хореография сочетает в себе движение рук, ног и тела, чтобы приукрасить историю или провести беседу между танцорами. Согласно Love Bollywood, английскому фан-сайту, есть двадцать три двойных жестов и тридцать два жесты одной рукой, широкий и универсальный словарь для хореографов.

Все движения

Серьезное исследование более пятидесяти мудр или хаст, используемых в фильмах Болливуда, займет годы. Тем не менее, вы можете узнать некоторые из основных продуктов и, с небольшой практикой, объединить их изящно вместе. Чтобы использовать индийские ручные жесты в кинематографической хореографии, отбросьте свои туфли и возьмите класс танца Болливуда, где сложное сотрудничество ног, тела, рук и головы собрано для вас.

Асамаюкта (Не замужем) Хастас

Обычно используются следующие отдельные хасты.

Sarpaśīrṣa

Этот жест — смертельная кобра с капюшоном. Приправьте свой танец, сломав запястье, указав рукой, все пальцы, включая большой палец, изогнуты в первом суставе (сложнее, чем кажется). Это может означать наги, или змею, но это также указывает арати, священная церемония размахивания огнями.


Sikhara


Чандракала

Чандракала (полумесяц) просто требует расширения указательного пальца, когда рука находится в положении Пик. Чандракала относится к луна-хохлатой Шиве (лорду танца) или к бивням слона или кабана.

Самюта (Двухместный) Хастас

Ниже приводятся некоторые из общих двойных хаст.

Mayura

Mayura, павлин, означает великолепную птицу (особенно ее клюв), но также означает ритуал, брачную нить, бросающую цветы на священный символ фаллос, созерцание или медитация. Создайте павлина, прикоснувшись к кончикам ваших пальцев и пальцами и держите оставшиеся пальцы прямо. Или используйте альтернативу — держите руки вверх, ладони вперед, пальцы направлены вверх и вместе. Сверните указательные пальцы над большими пальцами и раздвиньте остальные пальцы с самыми высокими мизирами. Наденьте руки на грудь, расслабьте запястья и локти, и вы сформировали изящный павлин.


Alapadama

Алападма — это лотос, сильный символ просветления, радости, красоты и священного цветка лотоса. Создайте двойной лотос, открыв обе руки плоскими, ладонями вверх, слегка раздвинув пальцы. Принесите свои мизиные пальцы к вашему телу и вытяните ваши другие пальцы и широко. На самом деле работайте, чтобы получить форму цветка. Если вы соберете оба запястья, ваши руки образуют полноцветный лотос, но эти мудры могут быть разделены и на танец.


Bhramara

Бхрамара — пчела. Этот жест имеет много значений: пчела, журавль или другое летающее существо, обет молчания, сбор цветов или заверения. Сформируйте его, нажав пальцы и средние пальцы вместе и изогнув указательные пальцы в полученное пространство. Поднимите оставшиеся два пальца (кольцо и мизинец) настолько высоко, насколько сможете, и держите их раздельными.

Разговор с твоими руками

Жесты рук в индийском танце (и йоге) называются мудры, Они происходят из священного ритуала, в котором каждое движение тщательно хореографировано и символично. Мудры в шоу-стоп-шоу Болливуда являются древними ритуалами храма, хотя сегодня эти танцы мало похожи на формальное поклонение обрядам храма. Хореография в современных хинди-фильмах заимствована из хип-хопа, сальсы, балета, музыкальных клипов и западных поп-ходов в целом, основанных на конвенциях индийского классического танца. Жесты рук часто занимают заднее сиденье для тазовых изоляций, но они всегда включены. Мудры добавляют к специфическому индийскому вкусу фильмов а также они там, чтобы улучшить историю. Если вы можете их прочитать, вы можете найти нюансы, которые вы пропустили бы. Если вы изучаете болливудский танец, вы можете обнаружить, что жесты рук не так просты, как они выглядят.

Танцующий Шива

В индуистской вере Господь Шива появляется в своем аспекте танца космоса в роспуске и отдыхе, Шива Натарадж, Священный символ — это вдохновение для всех классических индийских танцев и с готовностью превратился в отличительные мудры, которые звучат в болливудском танце. То, что кажется простым народным развлечением в индийском кинематографе, имеет сложность из-за его классического происхождения. Изучая некоторые из мудр, вы можете интерпретировать свой любимый болливудский слезарь или романтическую комедию в совершенно новом свете.

Смотреть видео: Что означают движения в индийском танце?

Другое произношение - "Сандамша". Основное значение - "пинцет".
В Падмакоша-хаста соединять и разводить пальцы.


Основное значение - "почка".
Соединить кончиками все пальцы.

kumude bhojane panchabane mudradidharane
naabhoucha kadaleepushpe yujyate mukulakaraha


Основное значение - "петух".
В Мукула-хаста отделить и согнуть указательный палец.


Основное значение - "трезубец". Один из распространенных символов бога Шивы, которого также называют "Тришула дхара" - "Носящий трезубец".
Большой палец и мизинец соединены, указательный, средний и безымянный выпрямлены и несколько отделены друг от друга.

bilwapatre tritwayukte
trishoolakara eeritaha


Основное значение - "отросток".
В Капитта-хаста указательный палец выпрямить, большой оставить на уровне средней фаланги.

Основное значение - "тигр".
Большой палец соединить с кончиком мизинца, указательный, средний и безымянный согнуть, как когти.


vyadhe bheke markatecha
suktau sanyujyate karaha

Основное значение - "браслет".
В Симхамукха-хаста средний, безымянный и большой пальцы разъединить и согнуть, образуя букву С.


Самьюта хасты достаточно просты в описании и чаще всего имеют лишь несколько, а то и единственное значение. В следующей статье я постараюсь подробно описать кому именно некоторые из них посвящены, что даст вам наиболее точное понимание танца.

Итак, стих, перечисляющий все самьюта мудры.

Anjalishcha kapotashcha karkata swastikastatha

Dolahasta pushpaputaha utsanga shivalingakaha

Katakavardhanashchiva kartaree swastikastata

Shakata Shankha chakrecha samputa паша keelakau

Matsya koorma varahashcha garudonagabandakaha

Khatwa bherundakakhyashcha avahitastathivacha

añjaliśca kapotaśca karkaṭa svastikastatha
ḍolāhasta puṣpapuṭaḥ utsaṅga śivaliṅgakaha
kaṭakāvardhanaścaiva kartarīsvastikastathā
śakataṁ śaṅkhacakre ca sampuṭa pāśakīlakau
matsya kūrmo varāhaśca garūḍo nāgabandhakaha
khaṭvā bheruṇḍakātyaśca avahitthastataiva ca

devataguruvipranam namaskareshavanukramat
karyaha shiromukhorastho viniyoganjalirbudhaihi

Читайте также: