Подберите информацию и подготовьте сообщение о философских взглядах на семью платона

Обновлено: 06.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Платон (427 до н. э. — 347 до н. э., Афины) был древнегреческим писателем-философом.

Биографическая информация, которую можно получить из древних источников, в основном легендарна. По линии отца Платон — дальний потомок последнего аттического царя Кодрила, по линии матери — выдающийся афинский законодатель VI века до н.э.

Имя мыслителя — Аристокл (427 — 347 гг. до н.э.). Платон (в переводе: широкоплечий). Родители: Аристон и Путона.

В современное время Платону приписываются следующие произведения:

В нашей работе будут рассмотрены основные этапы жизни Платона и реализация его взглядов в философских учениях.

Жизнь Платона и формирование его философских взглядов

Он получил образование до 20 лет. После этого он стал учеником Сократа. Он учился у него в течение 8 лет. После смерти Сократа он путешествовал по всему известному тогда миру.

В молодости Платон занимался гимнастикой и борьбой, участвовал в соревнованиях и даже победил на Истмийских играх. Он также интересовался музыкой, живописью и поэзией; писал эпиграммы, дифирамбы, элегии, комедии и трагедии, следуя философу и комическому поэту Эпихарму (VI-V вв. до н.э.).

Поэтическое наследие Платона почти не сохранилось, за исключением 25 эпиграмм (хотя некоторые ученые оспаривают, что Платон был автором этих произведений). Однако можно с уверенностью сказать, что поэтические студии оказали значительное влияние на формирование прозаического стиля Платона.

Платон впервые встретил Сократа в 407 году до н.э., и эта встреча имела революционное значение для его судьбы. Он отказался от всех своих прежних наклонностей и полностью посвятил себя философии. С Сократом Платон был вместе восемь лет — с 407 по 399 год до н.э., когда Сократ был приговорен к казни.

В том же году Платон покинул Афины и отправился в путешествие по городам Греции и Востока, чтобы познакомиться с другими учителями мудрости.

В Мегаре он стал учеником Евклида, в Киринее учился у математика Теодора, в Италии — у пифагорейцев Филолая и Эврита, в Египте изучал магию тамошних жрецов. Последнее путешествие было в Италию и Сицилию (389-387 гг. до н.э.), о чем свидетельствует Плутарх в своей биографии Биона. На Сицилии у Платона произошел конфликт с сиракузским тираном Дионисием Старшим, который приказал продать философа в рабство, что и было сделано. Однако Аникерид немедленно выкупил Платона и освободил его (по другим сведениям, это сделал пифагорейский Архит).

По возвращении в Афины Платон купил участок земли в пригороде, на котором вырос небольшой сад, который он назвал Академом в честь местного святого покровителя. Здесь Платон основал собственную философскую школу, сохранившую название местности, и посвятил ей остаток своей жизни. Платоновская Академия просуществовала до VI века нашей эры и почти сразу приобрела известность во всем античном мире. При жизни Аристотель был одним из его выдающихся учеников.

Популярность Платона также изменила отношения с Сицилией. После смерти Дионисия Старшего новым тираном стал его сын Дионисий Младший. Он направил философу письмо, в котором пригласил основателя Академии в Сиракузы, якобы для воплощения в своем государстве высоких идеалов платоновской философии. Платон принял приглашение, но его надеждам не суждено было сбыться.

Периодизация жизни Платона и особенности его произведений

В целом, проблема подлинности и хронологии произведений Платона до сих пор не решена.

А. Лосев, автор серии исследований о Платоне, предлагает следующую периодизацию работ философа.

В одном из диалогов Платон не развивает свои гипотезы до полной и окончательной формы. Проблемы поднимаются, вопросы задаются, но ответы всегда корректируются в разных диалогах, частично, а иногда и противоречиво освещая проблему.

Нестатичность формы — очень важная родовая особенность диалогов Платона. Некоторые античные комментаторы, например, Диоген Лаэртский, разделяли диалоги Платона на различные типы и подтипы; другие, ассоциируя их со сценической трагедией, делили их на тетралогию и трилогию. Примечательно, что никто не считал диалоги Платона однообразными. Изображение рождения мысли, драматический поиск, блуждание в обходных путях — эти мотивы присущи любому диалогу, оживляют его внутреннюю динамику и заставляют автора отказаться от любого доктринерства.

Александрийский неоплатоник VI века н.э., последний из комментаторов Платона, Олимпиодор, рассказывал легенду о том, что Платону перед смертью приснился сон, в котором он якобы превратился в лебедя и перепрыгивал с дерева на дерево, не попав в руки птицелова.

Учение Платона об эйдосах

Слово эйдос переводится с греческого: Идея, образ, представление… Платон считает, что множественность, многообразие мира начинается с эйдоса (идеи).

Трансцендентализм — учение о том, что есть что-то за пределами того, что мы не видим, что-то за пределами нашего понимания.

Вещи и идеи находятся в таких возможных разновидностях соотношения: сопричастность — идея является невидимой основой вещи; представленность — вещь является точным воплощением идеи; у Платона существует мнение об иерархии идей Пеано, и все же его философия бессистемна. Идеи по своей сути являются составными частями.

Этика Платона как отражение его внутреннего мира

Согласно учению Платона, существует сверхъестественный мир идей и мир чувственных вещей. Мир вечных, неизменных, самодостаточных (божественных, мудрых и совершенных) сущностей идей он считал первичным, а чувственный мир, отдельные предметы которого являются копиями соответствующих идей, — вторичным и производным: прекрасное существует потому, что существует идея прекрасного; добро существует потому, что существует идея добра.

Согласно Платону, Идеи — это не только общее (родовое) начало, причина, но также образ и закономерность. Мир идей недоступен человеку как чувственному, телесному существу. В нем, однако, существует бессмертная душа, чей разум и высшее являются частью мира идей. Обременяя себя нечувственной частью, которая становится ее рабом через союз с телом, душа забывает о своем прежнем существовании в мире идей. Поэтому познание — это припоминание того, что присуще человеку. То есть человек развивает врожденные потенциалы своей души, а качество образования лишь оформляет их, раскрывает. Признание врожденных качеств позволило Платону обосновать классовую мораль. Высшая добродетель, мудрость, присущая философам настолько, что они способны эффективно управлять государством. Мужество, сила духа — врожденная добродетель воинов, защитников государства. По его мнению, воздержание — это врожденная добродетель крестьян и ремесленников.

Переход из одного состояния в другое — это самый большой вред для государства, самое большое преступление и несправедливость. Однако детей, имеющих высокие задатки, следует с уважением переводить из низшего класса в воины и наоборот. Для сохранения государственного устройства и уклада жизни Платон рекомендовал ограничить общение с иностранцами, а гражданам своего государства запретить выезжать в другие страны. Особенно важным, по его мнению, было достижение полного единодушия граждан. Рассматривать государственные законы, создавать их, обсуждать и оценивать правила поведения для граждан было правом и обязанностью мудрецов и правителей.

В Древней Греции человек считал себя частью полиса. Платон довел эту идею до логического завершения, выделив структуры индивидуальной психики, морального сознания и государственного устройства. Он отдавал приоритет государству, которое, по его мнению, является не внешним условием индивидуального существования, а единственной нравственно организованной формой земного бытия. Самосовершенствование личности зависит от выполнения своего долга: человек становится нравственным, преодолевает ограниченность индивидуального существования, наполняет его социальным содержанием. Самое важное, по Платону, в мире идей — это идея блага как предпосылки всего правильного и прекрасного. В древнем мире добро трактовалось как цель, направленная на достижение человеческого счастья. Этих взглядов придерживался и Платон, который считал, что человек должен стремиться к миру идей, где истинное благо и счастье становятся возможными.

Заключение

Платон обогатил этику ценными мыслями о цели человеческих действий, добродетели человека, соотношении блага индивида и блага государства, справедливости и тому подобном.

Платонизм оказал решающее влияние на Аристотеля, Плотина, Порфирия и Прокла, а также на всю философскую школу неоплатоников, от которой зависели важные богословы (Ориген, Августин) и философы (Боэций) Средневековья. Философия Платона и неоплатоников сформировала мировоззрение гуманизма эпохи Возрождения и повлияла на последующую немецкую философию, романтизм и модернизм в искусстве.

Учение Платона, как никакая другая философская система, является не только абстрактной логической конструкцией, но и целостным нравственным, эстетическим и религиозным мировоззрением. Медленно, но верно, это мировоззрение пробивало и продолжает пробивать себе дорогу в сердца людей. Несмотря на усилия физики объяснить мировоззрение из законов слепой материи и силы, остается убеждение, что в мире все направлено к цели; несмотря на настояния опытной психологии, что корень нравственности теряется в животных склонностях, в естественном человеческом уме еще живет сознание нравственного безусловного долга; несмотря на усилия физиологии свести чувство красоты к определенному порядку нервных раздражений, не прекращается, что красота есть чистый и вечный идеал.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон ("широкоплечий") – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

Философия Платона

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Платон — один из самых известных философов Древней Греции. Увлекшись в юности учением Сократа, Платон много путешествовал по миру. В 397 г. до н. э. он основал в Афинах философскую школу, известную под названием Академии (она находилась в саду, посвященном мифическому герою Академу).


Платон

Философия Аристотеля


Аристотель

Аристотель критикует учение своего учителя Платона (разногласия между ними начались еще во время пребывания Аристотеля в Академии) в его главном пункте. Речь идет об отдельном от реальный вещей существовании идей, которые претендуют на то, чтобы быть причинами вещей, их сущностью. Однако, замечает Аристотель, как могут незыблемые идеи быть причиной движения? И вообще невозможно, чтобы сама сущность и то, сущностью чего она является, существовали отдельно друг от друга. Как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них?

Только введение категорий возможности и действительности создало новые подходы к проблеме возникновения, созидания (творчества вообще), поскольку возможности действительно превращаются (становятся другим бытием, чем бытие возможности) в действительность.

Платон

Имя Платона – философа, жившего в древней Греции, известно не только студентам исторических и философских факультетов. Его учение и труды знамениты во всем мире благодаря усилиям, которые приложили сторонники и ученики платоновской школы сразу еще при его жизни. В результате чего, идеи Платона получили распространение стали быстро распространяться по Греции, а потом и по Древнему Риму, а оттуда и в его многочисленные колонии.

Жизнь и деятельность философа была разнообразной, что связано с особенностями греческого общества 5-4 вв. до н.э.

Формирование мировоззрения Платона

На учение философа большое влияние оказали происхождение, семья, образование, политическая система Эллады. Биографы Платона считают, что родился он либо в 428, либо в 427 г. до нашей эры, а умер в 348 или 347 году до н.э.

В момент появления на свет Платона в Греции шла война между Афинами и Спартой, которая получила название Пелопоннесской. Причиной междоусобной борьбы было установление влияния над всей Элладой и колониями.

Аристокл появился на свет в Афинах. Его семья считалась довольно знатной и аристократической, ведущей родство от царя Кодра. Об отце мальчика практически ничего неизвестно, скорей всего, его звали Аристон. Мать – Периктиона – принимала активное участие в жизни Афин. Среди родственников будущего философа числился выдающийся политический деятель Солон, древнегреческий драматург Критий, оратор Андокид.

У Платона была одна сестра и три брата – два родных и один сводный, и ни один из них не увлекались политикой. Да и сам Аристокл предпочитал читать книги, сочинять стихи, беседовать с философами. Этим занимались и его братья.

Мальчик получил очень хорошее на то время образование, которое состояло из посещения уроков музыки, гимнастики, грамоты, рисования, литературы. В юношеские годы он стал сочинять собственные трагедии, эпиграммы, которые посвящались богам. Увлечения литературой не мешало Платону принимать участие в различных играх, соревнованиях, турнирах по борьбе.

На философию Платона огромное влияние оказали:

  • Сократ, который перевернул жизнь и мировоззрение юноши. Именно Сократ подарил Платону уверенность в том, что есть истина и высокие ценности в жизни, которые могут подарить блага, красоту. Получить эти привилегии можно только через тяжелый труд, самопознание и совершенствование.
  • Учение софистов, утверждавшие, что существует социальное неравенство, а мораль – это выдумка слабых, и для Греции лучше всего подходит аристократическая форма правления.
  • Евклид, вокруг которого собирались ученики Сократа. Некоторое время они вспоминали учителя, переживали его смерть. Именно после переезда в Мегару у Платона возникла идея путешествия по миру, который верил, как и его учитель, что мудрость передается от других людей. А для этого нужно ездить и общаться.

Путешествие

Историки не до конца установили, куда сначала отправился Платон. Возможно, что это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы из этих стран дали ему знания о магии и астрономии. Куда последовал странствующий грек, биографы только могут предполагать. Среди версий – Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где он встретился с величайшими математиками того времени – Феодором и Аристиппом. У первого философ брал уроки математики, стал постепенно сближаться с пифагорейцами. О их влиянии на платоновскую философию говорит то, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого бытия. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более четким, строгим, стройным, последовательным и всесторонним. Эти принципы он потом использовал для рассмотрения каждого предмета и создании собственных теорий.

Компанию Платону в путешествии составил Эвдокс, который прославил Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили указанные выше страны, а потом длительное время остановились на Сицилии. Отсюда он последовал на Сиракузы, где познакомился с тираном Дионисием. Поездка продлилась до 387 года до нашей эре.

Из Сиракуз Платон вынужден был бежать, опасаясь преследования тирана. Но домой грек не добрался. Его продали в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона сразу отпустили на свободу.

После долгих странствий философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Ранее тут находилось языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, местность была подарена Тесеем герою Академу за особые заслуги. Он приказал высадить тут оливы и обустроить святилище.

Платоновская Академия

Жители Афин довольно быстро стали называть место, где проживал Платон, Академией. Это название охватывало и сады, и гимнасий, и рощи. В 385 году до нашей эры сформировалась философская школа, которая существовала до 5 в. н.э., т.е. до времени окончания античности.

Академия по форме представляла объединение мудрецов, которые служили Аполлону и различным музам.

Академию еще называли мусейоном, а ее основателя – схолархом. Интересно, что еще при жизни был назначен преемник Платона, которым он сделал своего родного племянника.

Главными предметами в школе были астрономия и математика, занятия происходили по общей и индивидуальной системе. Первый тип занятий подходил для широкой публики, а второй – только для довольно узкого круга людей, которые хотели изучать философию.

Ученики Академии и жили в гимнасии, поэтому должны были следовать строгому распорядку дня, установленного самим Платоном. По утрам учеников будил звон будильника, который сделал философ самостоятельно. Учащиеся жили довольно аскетично, как проповедовали пифагорейцы, питались все вместе, много времени проводили в тишине, думали, очищали собственные помыслы.

Занятия в Академии вели и Платон, и его ученики, и выпусники философской школы, которые успешно завершали курс обучения. Беседы проходили в саду или роще, доме, где была оборудована специальная экседра.

Ученики платоновской Академии особое внимание уделяли изучению следующих наук:

  • Философию;
  • Математику;
  • Астрономию;
  • Литературу;
  • Ботанику;
  • Право (в том числе, и законодательство, устройство государств);
  • Естествознанию.

Среди учеников Платона были Аристотель, Ликург, Гиперил, Филипп Опунтский, Демосфен.

Последние годы жизни

Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.

Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.

Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.

Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.

Работы Платона

  • 13 писем;
  • Апологию Сократа;
  • 34 диалога.

Именно из-за диалогов исследователи и спорят постоянно. Самыми лучшими и известными творениями в диалоговой форме считаются:

  • Федон;
  • Парменид;
  • Софист;
  • Тимей;
  • Государство;
  • Федр;
  • Пир;
  • Парменид.

Один из пифагорейцев, которого звали Трасилл, служивший астрологом при дворе римского императора Тиберия, собрал и издал сочинения Платона. Философ решил разбить все творения на тетралогии, в результате чего появились Алкивиад Первый и Второй, Соперники, Протагор, Горгий, Лисид, Кратил, Апология, Критон, Минос, Законы, Послезакония, Письма, Государство и другие.

Известны диалоги, которые были изданы под именем Платона.

Большинство произведений Платона написаны в форме диалога, в котором проводились судебные заседания и разбирательства в Древней Греции. Подобная форма, как верили греки, помогала адекватно и правильно отразить эмоции, живую речь человека. Диалоги лучше всего соответствовали принципам объективного идеализма, концепцию которого разработал Платон. Идеализм основывался на таких принципах, как:

  • Примат сознания.
  • Преобладание идей над бытием.

Особенности учения Платона

Таким образом, онтология Платона строится на соединении трех идеальных субстанциях, существующих объективно. Они вообще не связаны с тем, что думает и делает человек.

Познание занимало особое место в философии ученого. Платон считал, что нужно познавать мир через собственное познание, любить идею, поэтому он отвергал чувства. Источником настоящего, т.е. истинного познания могут стать познания, а чувства стимулируют процесс. Познать идеи можно только через разум, ум.

Диалектическая концепция Платона постоянно менялась, что зависело от окружения и взглядов, которые исповедовал грек. Диалектику ученый считал отдельной наукой, на которой основываются другие научные области и методы. Если рассматривать диалектику как метод, то будет происходить разделение единого на отдельные части, которые потом можно свести в целое. Такое понимание единого еще раз доказывает противоречивость онтологического знания Платона.

Путешествие по разным странам оказало особое влияние на формирование социальной философии Платона, который впервые во всей Греции систематически изложил знания о человеческом обществе и государстве. Исследователи считают, что эти понятия философ отождествлял.

Среди основных идей, которые выдвигал Платон касательно государства, стоит отметить такие, как:

  • Люди создавали страны, поскольку это была естественная потребность объединяться. Целью такой формы организации общества было облегчение условий жизни, существования, хозяйственной деятельности.
  • Люди стремились полностью удовлетворить собственные потребности, поэтому и стали привлекать других к решению собственных проблем.
  • Желание избавиться от нужды – один из основных инструментов того, почему люди стали создавать государства.
  • Между душой человека, государством и космосом есть невидимая связь, поскольку у них есть единые начала. В государстве можно найти три начала, которые соответствуют началам в человеческой душе. Это разумное, вожделеющее, яростное, которые соотносились с совещательным, деловым и защитным. Из делового начала возникали три сословия – философы, которые были правителями, воины, становившиеся защитниками, ремесленники и земледельцы, которые выполняли роль производителей.
  • Если каждое из сословий будет правильно выполнять свои функции, тогда государство можно трактовать, как справедливое.

Платон признавал существование только трех форм правления – демократии, аристократии и монархии. Первую он отбросил, поскольку демократический режим Афин убил Сократа, который был учителем философа.

Одновременно с этим философ пытался найти образ справедливого человека, который из-за демократии будет иметь извращенные идеи и ум. Избавиться от демократии можно только с помощью философов, которых ученый считал истинными и правильно мыслящими людьми. Поэтому он считал, что философы обязаны занимать только самые высокие должности в государстве, управлять другими.

Но особое внимание заслуживает космологическое учение Платона, который понимал Космос и Вселенную, как шар. Его сотворили, поэтому он является конечным. Создал Космос демиург, который и навел в мире порядок. Мир имеет собственную душу, т.к. является живым существом. Интересно расположение души. Она находится не внутри мира, а обволакивает его. Мировая душа состоит из таких важных элементов, как воздух, земля, вода и огонь. Эти стихии Платон считал главными в создании мира, в котором присутствуют и гармония, и отношения, выраженные числами. Такая душа имеет собственное познание. Мир, сотворенный создателем, способствует появлению множества кругов – звезд (они не являются неподвижными) и планет.

Платон мыслил структуру мира так:

  • На самом верху находился ум, т.е. демиург.
  • Под ним располагалась мировая душа и мировое тело, которое принято называть Космосом.

Все живое – это творение Бога, который создает людей с душами. Последние, после смерти своих владельцев, переселяются в новые тела. Душа – нематериальна, бессмертна, а поэтому будет существовать вечно. Каждая душа создает демиургом только один раз. Как только она покидает тело, то попадает в так называемый мир идей, куда душу переносит колесница с конями. Один из них – это символ зла, а второй – чистоты и незамутненности. Из-за того, что зло тянет колесницу вниз, она падает, и душа снова попадает в физическое тело.

Душа у Платона, как и все, имеет определенную структуру. В частности, на состоит из вожделения, рассудительности и пыла. Это позволяет человеку мыслить, особенно в процессе постижения и познания истины. Следствием этого становится то, что человек постепенно, через внутренние диалоги, решает собственные проблемы, противоречия, находит истину. Без такой логической связи найти объективность невозможно. Философия Платона говорит о том, что человеческое мышление имеет собственную диалектику, которая позволяет постичь суть вещей.

Идеи древнегреческого философа смогли развить дальше только мыслители 19 в., которые вывели диалектику на новый уровень. Но ее основы были заложены в античной Греции.

Идеи и философия Платона развивались и после его смерти, проникнув в средневековую и мусульманскую философские мысли.

Читайте также: