Что такое сценография сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Сценография — область действия театральных искусств-помощников или форма существования в театре изобразительных искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, графики.

Сценография — это пространство, время, свет, движение.

Очевидна связь пластической композиции спектакля с обстановкой сценической площадки — мебелью, реквизитом и всеми иными предметами, которыми пользуются актеры в процессе сценического действия. Их вес, размеры, материал, из которого они сделаны, их подлинность или условность, — все это диктует характер обращения с этими предметами. При этом требования могут быть прямо противоположными: иногда нужно преодолеть какие-то качества предмета, скрыть их, а иногда, напротив, обнажить эти качества, подчеркнуть их.

Еще очевиднее зависимость физического поведения персонажей от костюмов, покрой которых может сковывать, ограничивать или, наоборот, освобождать актерскую пластику. Сценография может оказать режиссеру и актерам неоценимую помощь в построении формы спектакля, а может и помешать формированию целостного произведения в зависимости от того, насколько замысел художника созвучен замыслу режиссера. Строя свой замысел на этой общей почве, сценограф может использовать многие особенности выразительных средств своего искусства, не нарушая жанрово-стилевого единства всей постановки. Костюмы актеров находятся в непосредственной за­висимости от сценографической идеи, многообразно связаны с нею. А цементирует все — жанр спектакля и его сверхзадача.

Декорации существуют для актера, ради его творчества; однако, вызванное к жизни потребностями актерского искусства, искусство сценографии приобрело известную самостоятельность и даже некоторую власть над искусством актера.

Существует три основных функции сценографии:

1. Создание образа места действия. Искусство, решавшее эту задачу, называется декорационным.

2. Игровая сценография. Ее основные элементы – костюм, маска, предметы, с которыми работает актер. Ее основная функция – непосредственное участие в игре актера.

3. Предмет или вещь, как органический элемент театральной игры, уже не подчинены актеру, а выступают в качестве противостоящего ему независимого объекта, требующего по отношению к себе не столько игры, сколько реального действия. Т.о. третья функция – действенная.

Действенная сценография, как третья в истории мирового театра система оформления спектакля, в полной мере наследует обе предшествующие ей системы – игровую и декорационную.

Станиславский любил игровые точки декорации. Он называл их опорными точками. Они также должны входить в ассор­тимент заказа режиссера художнику.

Что же это за точки? Во-первых, это композиционные цент­ры, принципиально определяющие планировку мизансцен. Во-вторых, обыгрываемые детали декорации.

Игровое пространство на первом плане может быть под­креплено отдельными предметами мебели, нахождение которых здесь логично и в то же время за которыми игровое пространство не представляет особой ценности.

Далее — встает вопрос соотношения величин и размеров.

Все, что больше человека, чаще всего определяется как большое. То, что меньше его,— маленькое. Все, что громче человеческого голоса,— скорее громко. Все, что тише,— скорее тихо.

Вот почему на сцене редко красивы, например, малень­кие домики, по пояс человеку (если, конечно, это не страна ли­липутов), вот почему фонограмма, которая во много раз гром­че человеческого голоса, порой болезненно раздражает наш слух.

Размер и высота окон, дверей, стульев, столов — все это должно быть, во-первых, удобно актеру, органически сливаться с ним, во-вторых, отвечать художественной задаче: в одном случае подчеркивать значительность человека рядом с этими предметами, в другом — значительность обстановки, в которой находится человек.

Любая условность в сценографии только тогда не является для актера препятствием, когда она соответствует общему жанровому и стилевому решению спектакля. А для отбора выразительных средств в сценографии действительны те же принципы однородности, качества и количества, которые формируют жанр и стиль пластической композиции в искусстве режиссуры.

1.2. Понятие и место костюма в сценическом искусстве.

Театральный костюм — это составная сцени­ческого образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; сред­ство художественного воздействия на зрителя. Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли. Как актер в слове и жесте, движении и тем­бре голоса творит новое существо сценическо­го образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же дан­ными пьесы, воплощает образ средствами сво­его искусства.

На протяжении многовековой истории теат­рального искусства декорационное оформление прошло эволюционное пре­образование, вызванное не только совершен­ствованием сценической техники, но и всеми перипетиями стилей и моды соответствующих времен. Оно зависело от характера литературного построения пьесы, от жанра драматургии, от уровня сценической техники.

Периоды стабильных архитектурных сооружений антично­сти сменялись примитивом подмостков средневековья, в свою очередь уступавшими место королевским придворным театрам с самодовлеющей роскошью представлений. Были спектакли в сукнах, в сложных конструктивных декорациях, только в световом оформлении, без оформления совсем — на голой эстраде, на помосте, просто на мостовой.

В процессе поступательного развития искусства современ­ного театра, новаторства режиссуры, трансформации метода художественного оформления, роль искусства костюма не идет на убыль,— наоборот. По мере роста своих более молодых и гибких собратьев — кино и телевидения — театр, бесспорно, обретает в поисках и муках новые формы зрелищных приемов, именно тех, которые отстаивали бы и определяли позицию театра как непреходящую ценность самостоятельного вида искусства. Костюму как самому подвижному элементу теат­ральной декорации отводится в этих поисках первое место.

Высокая современная культура театрального искусства, тонкая и глубокая режиссерская работа над пьесой и спек­таклем, талантливая игра актеров требует от художника, оформляющего спектакль, особо тщательного проникновения в драматургию спектакля, тесного контакта с режиссурой. Со­временное оформление не канонизируется правилами. Оно ин­дивидуально и конкретно в каждом частном случае. Работа режиссера неотделима от работы художника. Ре­жиссер должен найти собственные, ответы на основные деко­рационные проблемы. Художник, в свою очередь, должен почувствовать задачи постановки и настойчиво искать выра­зительные средства.

Театральный костюм вначале создается средствами изо­бразительными, то есть эскизом.

Эскиз – начальный этап разработки сценического костюма. Подход к решению эскиза целиком ос­тается на художественной совести его автора. В эскизе решаются проблемы структуры образа — ху­дожник концентрирует свои усилия на гиперболизации остро­ты характера, силуэте, необычности ракурса, гротеске изобра­жения, усиленном цветовом звучании. Такой эскиз подобен математической формуле, содержит в своем скупом выражении сущность сценического образа – зерно роли. Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, поста­новку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка актера в костюме. Даже для современных пьес, где персонажи носят обыкновенные платья и костюмы, необходим эскиз (только он может дать полную внешнюю характеристику, отличающую живую плоть от мертвой схемы модного журнала).

Костюм может быть средство выявления характера. Предположим, что персонаж вздергивает плечами, это характеризует его нервозность, быстроту и резкость движений. А актер по своим внешним данным мягок, плавен в движениях. Тут и придет ему на помощь костюм, в силуэтном рисунке которого, а за­тем и в его форме, выполненной в материале, могут возник­нуть черты иного человека. Костюм, выполненный по эскизу, является средством внешнего перевоплощения актера: чем точнее будет исполнен эскиз, тем легче будет исполнение кос­тюма, тем ближе к идеалу он будет.

Точное и совершенное исполнение костюма зависит от мас­терства портного, от профессиональной грамотности в области истории костюма художника-автора и художника-исполнителя.

Небрежное отношение к костюму снижает качество спек­такля.

Костюм это всегда часть искусства декорации. Чем меньше сцена загружена декорацией, тем больше сценического пространства отдано актеру. Скупость декораций компенсируется тщательным художественным решением костюма — красотой формы и цве­та. Ведь костюм — это не только образное решение роли, это еще и художественная форма, замысел и осуществление кото­рой зависит целиком от степени талантливости художника и портного. Представление, происходящее на сцене, являет со­бой живописную картину, которая постоянно меняется. Одно из могущественных средств организации сцены — картины — цвет. Гармония, согласованность в цветовом решении костю­мов и декорации составляют основу истинно художественного решения спектакля — зрелища.

Костюмы, необходимо подчи­нять общей цветовой гамме, они должны создавать музыку цвета. Чем тоньше работа над цветовым сочетанием групп костюмов, тем выразительнее картина сцены.

Как же в костюме воплощаются черты стиля? С полотен живописцев этой эпохи смотрят напыщенные вельможи в тор­жественных официальных позах, пешие и конные, в тяжелых париках и развевающихся мантиях. Массивные кафтаны муж­чин отягощены обилием вышивки и позолоты. Богатая перевязь для шпаги, чулки с ажурными стрелками и башмаки на толстых красных каблуках, парик с ниспадающими по плечам и спине локонами. Эпитеты — придворный, торжественный, величественный, грандиозный, характеризующие стиль барок­ко в архитектуре, живописи, скульптуре, становятся правомер­ными и для костюма.

Костюм также является выражением стиля спектакля. Во имя чего ставится сегодня пьеса и есть то новое, что в каждое последующее время привносят на сцену художники театра, обращаясь к классическим, давно созданным произведениям.

Наступает момент, когда режиссер как бы внезапно об­наруживает, что им найдено решение спектакля, и с этого мо­мента он уже будет обладать ключом к каждой детали. Най­денный стиль подскажет, как актерам следует ходить, как им сидеть: говорить ли романтично-приподнято или бытово-при-земленно. Этот же стиль подскажет, должны ли декорации быть простыми или утонченными, должна ли обстановка быть подлинной или весело нарисованной на заднике; должны ли костюмы сочетаться в резких цветовых контрастах или быть однотипными?

Стилевые признаки, в ключе которых решается спектакль, определяются, прежде всего, мерой их необходимости для выяв­ления жанра драматургического произведения и выявления его сущности. К какому историческому периоду не относилось бы драматургическое действие, искусство художника и режиссе­ра состоит в творческом преобразовании истории, ее количест­венного и качественного начала, дабы сущность и смысл про­исходящего были наиболее выразительно поданы.

Нет, и не может быть деталей, которые не имеют отношения к характеру человека. Они говорят о занятиях, возрасте, вкусах. Несут в себе характеристику времени: меняются формы чемоданов, портфе­лей, сумок, брошек, булавок, значков и т. д.

Последний штрих в характеристике костюма — это цвет. О цвете уже говори­лось как о средстве живописного решения, организации спектакля. В то же время с цветом у людей всегда свя­зываются определенные представления, цвет ассоциируется с настроением и самочувствием. Отношение к цвету характе­ризует темперамент, вкус. Цвет в народной одежде означает проявление национальных традиций, возрастных, может иметь значение символа.

Цвет, прежде всего, воздействует на зрителя со сцены. Тот или иной оттенок вызывает сразу же определенные ощущения и ассоциации. Яркий цвет сейчас же обратит на себя внима­ние, отвлечет от других персонажей, станет зрительным цент­ром.

Работа над театральным костюмом не терпит поверхностно­го, формального отношения. Создание костюма — это слож­ное и трудное искусство и, как всякое искусство, оно требует определенных навыков, знаний, мастерства, фантазии и вку­са. Подлинная работа над костюмом включает и знание эпохи, и доскональное знакомство с историей, материальной культу­рой, особенностями быта. Для этого привлекается литератур­ный и исторический иллюстративный материал. Никогда нельзя ограничиваться скупыми историческими таблицами кос­тюмов, они являются только эталоном исторической правды формы и покроя. Но глав­ным условием правильного его решения является полное про­никновение во внутренний мир персонажа. Разнообразные знания, изучение текста пьесы, ее эпохи,— только таким труд­ным путем можно достичь совершенства в этом искусстве.

Таким образом, костюм неотделим от среды, от напол­нения его сущностью человеческого характера. Че­ловек и костюм - единое, неразрывное целое, и органическое их слияние и есть образ костюма, художественное же воплоще­ние этого образа есть искусство театрального костюма.

В основе театрального искусства, да будет известно каждому, лежат две составляющие: профессиональная игра актеров и грамотно оформленная сценография. Это весьма емкий термин, который включает в себя множество понятий и является неотъемлемой частью любой театральной постановки.

Справка из токового словаря

Поход в театр – это экскурсия в другой мир, другое измерение. Почему мы рассуждаем именно так? Виной всему служит сценография – особый вид творчества, который занимается оформлением спектакля, созданием в его рамках отдельного времени и пространства. К сценографии относится все, что находится в окружении актеров и сами актеры. Это фоновые декорации, бутафория и различные предметы, с которыми происходит взаимодействие, костюмы, маски и грим. Для точного воссоздания обстановки и времени, в котором происходит главное действие, используются и живые атрибуты (цветы, животные), и настоящие предметы быта (неподдельная мебель, картины), и творения рук художников, то бишь маски, наряды, живописные имитации улиц и помещений.

сценография это

У истоков истории

Предсценография и ее персонажи

Удивительно, но один из древних языческих спектаклей является актуальным даже в нынешнем времени! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить новогоднюю елку в доме, наряжать ее и водить вокруг нее хороводы. Справедливости ради заметим, что предки наши наряжали вечно зеленое дерево несколько иначе. На ветвях висели тотемы и талисманы, а также части животных, которые были принесены в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, а до нас дошли лишь самые прекрасные. Вот так вот, если хотите себе четко представить, как выглядела древняя сценография спектакля, просто выйдете на центральную площадь своего города и полюбуйтесь на костюмированные хороводы, пляски, колядки и прочие новогодние ритуалы.

Развитие игровой функции

Можно с полной уверенностью сказать, что в эпоху античности зарождается уже полноценная сценография, или театрально-декорационное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, в основе сценария лежат уже не только ритуалы и поклонения богам, но и надуманные жизненные ситуации, а на сцене выступают исключительно специально обученные актеры. Соответственно, появляется новая, игровая сценография – особый вид театрального искусства. Создаются первые декорации, которые приближают спектакли к реальности, актерам шьют костюмы и маски (до грима еще далеко), создается необходимое освещение и минимальные спецэффекты. В таком виде театр прошел не только через античность, но и через Средние века.

сценография особый вид художественного искусства

Ренессанс – эпоха возрождения декораций

сценография особый вид творчества

В ногу со временем

театральная сценография

От эпохи Классицизма до Нового времени

К началу XVII века сценография как искусство и производство занимало важный сегмент в сфере жизни всех европейских стран. Существовали целые фабрики, которые занимались изготовлением театральных декораций, поэтому они давно уже стали динамичными и пластичными. Сцена могла состоять из нескольких подмостков или уровней. На канатах размещали ветви деревьев, луну или солнце, облака, и даже самих актеров, если того требовал сценарий. Немаловажной находкой XVIII столетия стал занавес, систему работы которого также кропотливо проектировали конструкторы. Все эти достижения собирались в единое целое, усовершенствовались и росли вместе с техническим прогрессом.

сценография или театрально-декорационное искусство

В связи с тем, что сценография – особый вид художественного искусства, а не только производство декораций и различных театральных ухищрений, она видоизменялась и стилистически подстраивалась под каждую эпоху. Аналогично музыке или скульптуре, она воплощала в себе стиль рококо и классицизм, впитала в себя основные характеристики романтизма, а позднее – реализма. Вплоть до первой половины XX столетия театр и его декорации дублировали основные стилистические тенденции текущих эпох, пока люди не решили обратиться к старине. Конечно же, наши современники не возвращались к первозданным декорациям, наоборот, техническое оснащение любого, даже самого простого театра, становилось все более совершенным. А вот постановки, места действий, герои – все это часто было описанием былых эпох. Сегодня можно посмотреть спектакль о жизни античного народа или о достижениях общества периода Возрождения. Встречаются постановки в авангардной стилистике, абстрактной и сюрреалистичной, или же нам демонстрируют максимальный реализм.

Что особенного в современном театре?

В нынешние годы мало будет сказать, что сценография – особый вид искусства, ведь эта отрасль вышла в театре на первый план. В некотором роде она даже затмила важность актерской игры (да простят великие Маэстро) и получила новое название – сценический дизайн. В крупных постановках на сборку декораций, оформление сцены и создание необходимой атмосферы тратится уйма средств и сил. В процессе могут принимать участие ведущие дизайнеры и строители, и все эти усилия лишь ради одного спектакля. Аналогично работают стилисты и над образами актеров – тщательно подбираются костюмы и грим.

сценография как искусство

Виды сценографии

Пронаблюдать за тем, насколько далеко шагнул вперед современный театр, можно по количеству работников, которые трудятся над созданием декораций для каждого отдельного спектакля. Если ранее для создания нужной атмосферы приглашали, так сказать, универсального профессионала, который за короткое время воплощал в реальность костюмы, бутафорию и фон постановки, то сейчас эту задачу поделили на множество отраслей. Так появились различные виды сценографического искусства, и о том, какие они и кто над ними работает, мы сейчас разберемся.

  • Пространственные рамки спектакля. Иными словами, это основа любой постановки, которая требует наличия одного или более фонов, декораций, а также подмостков, и вспомогательных устройств (лестницы, канаты, страховочные матрасы и т. д.). Несложно догадаться, что такая работа достается архитекторам и планировщикам.
  • Внешний облик всего, из чего состоит спектакль. Тут вся ответственность лежит на художнике-постановщике и гримерах. Шьются костюмы, вдыхается жизнь в бутафорию, оформляется сцена и создается необходимая пространственно-временная атмосфера.
  • Третий вид сценографии – это режиссура. Она отвечает за мизансценический рисунок, корректирует расстановку актеров и декораций в различных сценках спектакля и координирует все движения.

Современный человек может сказать, что количество трудящихся в театре, а также само качество и реалистичность всех декораций однозначно уступают киношным. Но справедливости ради отметим, что труд этот также колоссален. И вряд ли наши предки, которые довольствовались режиссером, архитектором, постановщиком и костюмером в одном лице, подозревали, что с веками их старания перерастут в нечто прекрасное.

Театр – дело рук профессионалов

виды сценографии

Предметы курса

На факультете сценографии нет ничего лишнего, но список дисциплин все равно достаточно обширен. Педагоги утверждают что это необходимость, благодаря которой выпускники будут обладать полным спектром знаний и смогут нестандартно и уникально справляться с дальнейшей работой в данной сфере. Среди предметов перечислим следующие:

  • История театра.
  • История стилей.
  • История танца.
  • Основы света.
  • Основы звука.
  • Основы монтажа.
  • Режиссура и актерское мастерство.
  • Современное искусство.
  • Театральный дизайн.
  • Технология костюма и грима.

Стоит также отметить, что на факультете максимально учтены интересы учащихся. Многие студенты уже имеют работу в сфере театра или кино, или же параллельно получают другие специальности. Поэтому занятия проходят в вечернем режиме, или же переносятся на выходные дни.

Соприкосновение с архитектурой

Со стороны кажется, что профессия архитектора относится к точным наукам и лишь отдаленно затрагивает область искусства. Но на факультет сценографии нередко попадают выпускники строительных вузов, и вот почему. Дело в том, что в театре практически невозможно обойтись без архитектора. Лишь он может грамотно спроектировать сцену, учитывая массу и размеры подмостков, актеров, декораций и мебели. Что немаловажно – сделает он это все в точном соответствии с художественной задумкой. Архитекторы в театре также нередко выполняют роли дизайнеров, оформляют сцену и уделяют особое внимание каждой мелкой детали.

На заметку поступающим

Чтобы стать студентом факультета сценографии не нужно готовиться к тестам или развернутым письменным ответам. Так как специальность исключительно творческая, вступительные экзамены, или, как тут любят говорить, собеседование, будет носить непринужденный характер. Важно предоставить членам комиссии портфолио, свидетельствующее о вашем опыте работы в одной из творческих сфер.

Следует также готовиться к импровизированным расспросам. Преподавателям будет интересно знать, что служит для вас источником вдохновения, почему вы решили поступить на их факультет, каким вы видите свое будущее в области сценографии и готовы ли вы столкнуться с вопросами, которые являются самыми важными в театре.

факультет сценографии

Третье обязательное условие поступления – творческое задание. Необходимо создать эскиз сценографии какого-нибудь произведения, стихотворения или былины. Технику исполнения данного задания выбирайте абсолютно любую, это совершенно не важно. Оценивать будут ваш творческий подход, умение подать материал. Также роль сыграет индивидуальность вашей работы, поэтому лучше попотеть над ее эксклюзивностью и стать автором гениальной идеи. К работе прилагаются источники вдохновения, а также небольшой рассказ о том, почему вы решили изобразить именно эту постановку и что именно вас вдохновляло.

Перспективы выпускников

Получив заветный диплом, вы сможете стать представителем одной из нижеперечисленных профессий:

  • Художник-постановщик.
  • Художник по костюмам.
  • Дизайнер мероприятий.
  • Сценограф показов мод и концертов.
  • Сценограф выставок и прочих музейных мероприятий.
  • Работа в области современного искусства – художник, оформитель и т. д.

Как видите, имея данное образование, получить должность можно не только в театре. Все зависит от ваших творческих навыков, фантазии и вкусов.

Несомненно, театр – это искусство с размахом и шиком. Он приходится по вкусу не каждому, а западает в сердца лишь истинных ценителей прекрасного. Он пропитан духом прошлого и именно поэтому создает невероятную атмосферу праздника и торжества.

Сценографией называют искусство создания зрительного образа спектакля, для чего служат декорации, костюмы, свет, различная постановочная техника.

Основой сценического решения спектакля являются декорации. Это оформление сцены, воссоздающее обстановку, в которую развивается действие спектакля. Обычная декорация состоит из задника, ряда кулис и объемной части — расставленной по сцене мебели, деталей строений и т. п. Все остальные предметы, которые находятся на сцене и используются походу спектакля, — посуда, настольные лампы — словом, все то, чем пользуются актеры во время действия, называется реквизитом.

Поскольку по ходу спектакля место действия меняется, декорации также должны меняться. Для этого используются различные механизмы. Наиболее распространенным является поворотный круг, вмонтированный в пол сцены. На нем заранее устанавливаются все декорации, необходимые для спектакля, и по ходу действия он просто поворачивается нужной стороной к зрителям.

Важнейшим элементом оформления спектакля является свет. Он завершает труд художников и преображает декорацию: раскрашенный холст превращается в бархат и парчу, фанера и картон — в сталь или гранит, стекляшки — в хрусталь или алмазы, фольга — в золото и серебро.

С помощью света на сцене можно показать солнечное утро или зимний день, глубокую ночь или осеннюю мглу. Свет может изменять настроение всей сцены — быть унылым или праздничным, тревожным или радостным. Сценографическое решение спектакля — результат совместных усилий многих людей — художников, осветителей, гримеров, костюмеров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Что такое ФБР?

Что такое ФБР? ФБР, пожалуй, один из самых достопримечательных и самых знаменитых отделов федерального правительства. Федеральное бюро расследований (это его полное название) было основано в 1908 году как бюро в рамках министерства юстиции США.ФБР призвано расследовать

Что такое дым?

Что такое дым? Дым – это результат неполного сгорания отдельных видов топлива. Это означает, что, если бы все топливо сгорало полностью, дыма не было бы вообще.Топливо, в основном, состоит из углерода, водорода, кислорода, азота, небольшого количества серы

Что такое шум?

Что такое шум? Звук порождается механическими колебаниями. Однако для того, чтобы эти колебания стали слышны, они должны происходить в какой-нибудь среде: воздухе, жидкости или твердом теле. Благодаря среде звук может достичь уха слушателя.Звуки отличаются друг

Что такое шум?

Что такое шум? Как считают биологи, шум – это механические колебания воздуха, которые мы воспринимаем с помощью нашей слуховой системы. Восприятие становится возможным, как только они достигнут наших слуховых органов. Эти колебания исходят из различных источников.

Что такое ФБР?

Что такое ФБР? ФБР, пожалуй, один из самых достопримечательных и самых знаменитых отделов федерального правительства. Федеральное бюро расследований (это его полное название) было основано в 1908 году как бюро в рамках министерства юстиции США.ФБР призвано расследовать

Что такое ДНК?

Что такое ДНК? Аббревиатурой ДНК принято обозначать дезоксири-бонуклеиновую кислоту – высокополимерное природное соединение, содержащееся в клетках живых организмов, которое вместе с белками гистонами образует вещество хромосом. ДНК – носитель генетической

Что же это такое?

Что такое чат

Что такое шок?

Что такое лед

Что такое лед Лед – самая распространенная горная порода в Солнечной системе. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран содержат огромные массы льда, а некоторые спутники планет сложены из него почти целиком. Например, галилеевы спутники Юпитера (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто) состоят

Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо? Название стихотворения для детей (1925) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Крошка сын / к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое / хорошо и что такое /

Что такое год?

Что такое год? Год – это интервал времени, за который наша планета полностью обходит свою орбиту вокруг Солнца. Продолжительность года различается в зависимости от того, берется за точку отсчета при его измерении бесконечно далекая звезда или Солнце. В первом случае


В основе театрального искусства, как известно, две составляющие: профессиональная игра актеров и хорошо проработанная сценография. Это очень емкий термин, охватывающий множество понятий и являющийся неотъемлемой частью любой пьесы.

Справка из токового словаря

Поездка в театр — это экскурсия в другой мир, в другое измерение. Почему мы так думаем? Виной всему сценография — особый вид творчества, связанный с оформлением спектакля, созданием в его структуре отдельного времени и пространства. Сценография включает в себя все, что окружают актеры и сами актеры. Это фоновые декорации, реквизит и различные предметы, с которыми происходит взаимодействие, костюмы, маски и макияж. Для точного воссоздания обстановки и времени, в котором происходит основное действие, используются как живые атрибуты (цветы, животные), так и настоящие предметы домашнего обихода (настоящая мебель, картины), а также творения рук художников или маски платья, живописные имитации улиц и клубов.

сценография

У истоков истории

Предсценография и ее персонажи

Удивительно, но одно из древних языческих зрелищ актуально и сегодня! Если кто еще не догадался, речь идет о традиции ставить в доме елку, наряжать ее и проводить вокруг нее танцы. Справедливости ради отметим, что наши предки одевали вечнозеленое дерево несколько иначе. На ветвях были тотемы и талисманы, а также части животных, которых приносили в жертву. К счастью, самые мрачные моменты этой традиции остались в прошлом, и до нас дошли только самые прекрасные. Итак, если вы хотите наглядно представить, как выглядела старинная сценография шоу, отправляйтесь на центральную площадь своего города и полюбуйтесь костюмированными балами, танцами, песнями и прочими новогодними ритуалами.

Развитие игровой функции

Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что в эпоху античности уже зарождалась полноценная сценография, театрально-декоративное искусство. Театр постепенно становится светским мероприятием, сценарий уже основан не только на ритуалах и поклонении богам, но и на искусственных жизненных ситуациях, и на сцене выступают только специально обученные актеры. В результате появляется новая театральная сценография — особый вид театрального искусства. Изготовлены первые декорации, приближающие постановки к реальности, сшиты костюмы и маски актеров (грим еще долгий), созданы необходимые светильники и минимальные спецэффекты. В таком виде театр пережил не только античность, но и средневековье.

сценография - это особый вид искусства

Ренессанс – эпоха возрождения декораций

XV-XVI века — не только эпоха гуманизма, уходящая после мрачного средневековья, но и период, в течение которого сценография полностью сформировалась. Это время, когда работали величайшие художники, скульпторы и архитекторы, в основном итальянцы. Они стали авторами многих сценических элементов, без которых немыслим настоящий театр. Было решено создавать фон для каждого спектакля, такой же, как на картинах да Винчи и Микеланджело. Впервые с этой задачей столкнулся Донато Браманте, великий архитектор, построивший театральную перспективу. На переднем плане — костюмированные актеры, а на втором — фоны, соответствующие описанной сцене. Впоследствии архитектор-теоретик Себастьяно Серлио разделил сценографию на три типологии: комедию, трагедию и пастораль. После этих практических и теоретических работ сценография как искусство и постановка воплощается в Олимпийском театре, построенном руками Андреа Палладио в Винченцо.

сценография - это особый вид творчества

В ногу со временем

театральная сценография

От эпохи Классицизма до Нового времени

В начале 17 века сценография как искусство и постановка занимала важный сегмент в жизни всех европейских стран. Были целые фабрики, которые занимались производством театральных сценариев, поэтому они давно стали динамичными и пластичными. Сцена может состоять из нескольких этапов или уровней. Ветви деревьев, луна или солнце, облака и даже самих актеров подвешивали на веревках, если этого требовал сценарий. Важной находкой XVIII века стали занавески, система которых также была тщательно продумана дизайнерами. Все эти достижения собраны в единое целое, улучшены и приумножены вместе с техническим прогрессом.

сценография или театрально-декоративное искусство

В связи с тем, что сценография — это особый вид художественного искусства, а не просто постановка декораций и различных театральных трюков, она стилистически видоизменялась и адаптировалась для каждой эпохи. Подобно музыке или скульптуре, он воплотил в себе стили рококо и классицизм, вобрал в себя основные черты романтизма, а затем и реализма. Вплоть до первой половины ХХ века театр и его декорации воспроизводили основные стилистические тенденции нынешних эпох, пока не было решено обратиться к античности. Конечно, наши современники не вернулись к первоначальному сценарию, наоборот, техническое оснащение любого театра, даже самого простого, становилось все более совершенным. Но спектакли, места действия, герои — все это часто было описанием ушедших эпох. Сегодня вы можете увидеть шоу о жизни древних или о достижениях общества эпохи Возрождения. Бывают авангардные перформансы, абстрактные и сюрреалистические, или они показывают нам максимальный реализм.

Что особенного в современном театре?

В последние годы недостаточно сказать, что сценография — это особое искусство, потому что эта индустрия вышла на первый план в театре. В каком-то смысле он даже затмил важность актерского мастерства (что прощали великие мастера) и получил новое название: сценография. В больших постановках много денег и сил тратится на сборку декораций, установку сцены и создание необходимой атмосферы. Ведущие дизайнеры и строители могут участвовать в процессе, и все эти усилия направлены только на представление. Аналогичным образом стилисты работают над образами персонажей: тщательно подбираются костюмы и макияж.

сценография как искусство

Виды сценографии

можно наблюдать, как далеко продвинулся современный театр, по количеству рабочих, которые работают над созданием сценографии для каждого отдельного спектакля. Если раньше для создания необходимой атмосферы приглашали как бы универсального профессионала, который в короткие сроки воплощал костюмы, реквизит и бэкграунд производства, то теперь эту задачу разделили на множество индустрий. Так появились различные виды сценического искусства, а теперь мы узнаем, что это такое и кто над ними работает.

  • Третий вид сценографии — режиссерский. Он отвечает за оформление постановки, корректирует расстановку актеров и декорации в различных сценах шоу, а также координирует все движения.
  • Пространственный каркас спектакля. Другими словами, это основа любого производства, требующего одного или нескольких фонов, украшений, а также строительных лесов и вспомогательных средств (лестниц, веревок, защитных матрасов и т.д.). Нетрудно понять, что этот вид работы достается архитекторам и дизайнерам.
  • Аспект всего, что составляет спектакль. Здесь вся ответственность ложится на сценографа и визажистов. Сшиты костюмы, оживлен реквизит, оформлена сцена и создана необходимая пространственно-временная атмосфера.

Современный человек может сказать, что количество театров, а также качество и реалистичность всех сцен однозначно уступают кинематографическим. Но, честно говоря, отметим, что и эта работа колоссальная. И вряд ли наши предки, довольствовавшиеся режиссером, архитектором, режиссером и художником по костюмам в одном лице, подозревали, что через века их старания превратятся в нечто прекрасное.

Театр – дело рук профессионалов

виды сценографии

Предметы курса

  • Театральное оформление.
  • Звуковые основы.
  • История театра.
  • Технология костюма и макияжа.
  • История стилей.
  • Режиссура и игра.
  • Основы установки.
  • Современное искусство.
  • Основы света.
  • История танца.

Также стоит отметить, что факультет максимально учитывает интересы студентов. Многие студенты уже работали в сфере театра или кино или одновременно получают другие специальности. Поэтому занятия проходят по вечерам или переносятся на выходные.

Соприкосновение с архитектурой

Со стороны кажется, что профессия архитектора относится к точным наукам и лишь отдаленно влияет на сферу искусства. Но на факультет сценического дизайна часто бывают выпускники строительного вуза, и вот почему. Дело в том, что в театре без архитектора обойтись практически невозможно. Только он может грамотно оформить сцену с учетом массы и размеров сцены, актеров, декораций и мебели. Что важно — он все сделает в строгом соответствии с художественной задумкой. Театральные архитекторы часто также выступают в роли дизайнеров, настраивают сцену и уделяют особое внимание каждой мелочи.

На заметку поступающим

Чтобы стать студентом факультета сценографии, не нужно готовиться к подробным письменным тестам или ответам. Поскольку специальность исключительно творческая, вступительные экзамены или, как здесь любят говорить, собеседование, будут случайными. Важно предоставить спикерам портфолио, свидетельствующее о вашем опыте в одной из творческих сфер.

Также следует подготовиться к импровизированному допросу. Учителям будет интересно узнать, что вас вдохновляет, почему вы решили присоединиться к их факультету, каким вы видите свое будущее в области сценографии и готовы ли вы взяться за самые важные темы в театре.

факультет сценографии

Третье условие для поступления — творческое задание. Необходимо создать набросок сценографии какой-нибудь оперы, стихотворения или эпоса. Выбирайте абсолютно любую технику для выполнения этой задачи, это совершенно не важно. Будут оценены ваши творческие способности и умение преподнести материал. Индивидуальность вашей работы также будет играть роль, поэтому лучше всего попотеть и стать автором гениальной идеи. Работа сопровождается источниками вдохновения, а также коротким рассказом о том, почему вы решили изобразить именно эту постановку и что именно вас вдохновило.

Перспективы выпускников

После получения заветного диплома вы можете стать представителем одной из следующих профессий:

  • Работаю в сфере современного искусства — художник, дизайнер и тд
  • Планировщик событий.
  • Художник-постановщик.
  • Художник-постановщик выставок и других музейных мероприятий.
  • Художник по костюмам.
  • Художник-постановщик модных показов и концертов.

Как видите, получив такое образование, можно получить должность не только в театре. Все зависит от ваших творческих способностей, фантазии и вкусов.

Несомненно, театр — это масштабное и шикарное искусство. Он не для всех, но он западает в сердца только истинных ценителей прекрасного. Он пропитан духом прошлого, поэтому создает невероятную атмосферу праздника и праздника.

Читайте также: