Что такое интервью сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ . А. А. Князев . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "Интервью" в других словарях:

интервью — (от англ. interview беседа, встреча) способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. В истории И. можно выделить три основных этапа развития: а) применение И. в области психотерапии и психотехники, что привело… … Большая психологическая энциклопедия

интервью — [тэ], неизм.; ср. [англ. interview]. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким л. лицом (политиком, деятелем искусства, учёным и т.п.). Дать и. газете. Взять и. у известного политолога. Опубликовать, поместить в… … Энциклопедический словарь

ИНТЕРВЬЮ — [тэ], нескл., ср. (англ. interview) (книжн.). Беседа представителя печати с каким нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес. Дать кому нибудь интервью. Получить у кого нибудь интервью. || Газетная статья … Толковый словарь Ушакова

интервью — сущ., с., употр. сравн. часто Интервью это разговор журналиста с политиком, учёным, артистом и т. д., который может транслироваться по радио, телевидению или будет напечатан в газете, журнале и т. д. Взять эксклюзивное интервью у известного… … Толковый словарь Дмитриева

интервью — собеседование, беседа, опрос Словарь русских синонимов. интервью сущ., кол во синонимов: 10 • беседа (30) • … Словарь синонимов

ИНТЕРВЬЮ — (английское interview), 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами. 2) В социологии один из методов исследования, целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на 2 вида: свободные и… … Современная энциклопедия

Искусство брать интервью – одно из самых важных для журналиста, так как интервью как метод используется во всех жанрах, от заметки до очерка. А интервью как жанр сохраняет свою популярность уже многие годы, так как в журналистике все показывается через человека, любое явление, событие, тенденция ярче раскрываются через жизненные примеры – истории людей. Эти истории интереснее всего узнавать от самих участников.

Определения

Интервью как жанр – беседа, в которой два или несколько участников, преследующих разные цели и задачи, разговаривают между собой. Журналист ставит собой цель получить информацию, которая выражается в журналистском тексте соответствующего жанра. Если же полученная информация используется в других жанрах, то здесь интервью является методом (по М. Н. Киму).

Интервью – представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста (В. В. Ворошилов).

Интервью – форма получения определенных сведений с помощью метода интервью (А. А. Тертычный).

История создания

Истоки интервью находятся в философии. Еще в V-IV веках создаются основные философские системы Древнего мира (учения Платона, Сократа, Демокрита, Аристотеля), которые излагались в формах диалогов мыслителей со своими учениками или оппонентами.

сократ и аристотель на интервью

Например, Сократ в своих речах использовал приемы синкризы (сопоставление разных точек зрения по определенному вопросу) и анакризы (провокация собеседника, побуждение к высказыванию своих мыслей). Оба этих приема используются и современными интервьюерами, однако задача здесь в том, чтобы раскрыть не только тему, но и героя. А раскрывать своих собеседников начал Платон, который давал им развернутую характеристику в своих речах.

Виды интервью

Исследователи выделяют множество разновидностей интервью. Кроме классического, определение которого дано выше (внутри него выделяется интервью-диалог, где вопросы журналиста оставляются, и интервью-монолог, где они убираются), есть также и другие поджанры.

Язык и стиль

В процессе написания интервью журналист проходит несколько этапов:

Основные правила

Подготовка к интервью начинается с изучением темы. Исходя из нее, выбирается герой и ракурс, с которого тема и будет раскрываться. Немаловажно понимать цель: зачем журналист берет интервью, что он хочет донести до зрителей?

Далее необходимо создать список вопросов, они должны способствовать раскрытию темы. Вопросы стоит выбирать небанальные, которые будет интересно и задавать, и отвечать на них. Вот примеры.

Главный закон интервью : если хочется написать интересный текст, нужно им заинтересоваться самому. Нет ничего хуже, чем скучающий журналист, который вялым тоном задает вопросы, на которые его герой также вяло отвечает, лишь бы от него отстали. Энтузиазм интервьюера должен заражать интервьюируемого.

Важно найти подход к интервьюируемому, поэтому стоит узнать хотя бы базовую информацию о нем, познакомиться до начала беседы. Вовремя пошутив, сделав комплимент или улыбнувшись, можно получить по-настоящему интересные ответы. Провокации и острые вопросы стоит приберечь для завершающей или кульминационной части интервью.

Краткая инструкция : Как правильно взять и написать интервью?

Особенности жанра

Особенность технологии интервью в его ориентации на человека. Журналисту нужно думать не только об аудитории (это характерно для всех жанров журналистики), но и о своем герое.

Стоит отметить важную роль импровизации. Вопросы должны быть подготовлены, их нужно знать, а не читать с листа, однако необходимо уметь быстро реагировать на слова героя. Уточняющие вопросы неизбежно возникнут в процессе беседы, необходимо просто внимательно слушать и не стесняться их задавать. Подчас даже самый глупый вопрос может вывести на неожиданный ответ.

интервью

Для интервью характерна неравноценность функций собеседника, которых принято называть "интервьюер" и "респондент". Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывая личных суждений, поскольку его задачей является дать возможность высказаться респонденту.

Какие бывают жанры интервью

В соответствии с содержательной составляющей, интервью условно можно разделить на 2 вида:

Поскольку практически каждое интервью содержит элементы обоих видов, классификация отражает преобладание одной из составляющих.

По предметно-функциональному признаку можно распределить интервью по следующим типам:

По степени подготовленности респондента интервью бывают следующими:

  1. Психологическое интервью, особенностью которого является предоставляемая респонденту возможность выговориться. В данном случае репортёр может задавать наводящие вопросы.
  2. Нестандартизированное интервью, в котором интервьюер предварительно предлагает лишь тема беседы, предоставляя респонденту возможность высказываться свободно.
  3. Полустандартизированное (фокусированное) интервью, перед котором проводится предварительное обсуждение темы.
  4. Стандартизированное интервью: в этом случае респонденту заранее известна тематика и формулировка вопросов.

Требования к интервьюеру

Тот факт, что репортёр берёт на себя роль ведущего в диалоге, предъявляет к нему несколько требований.

Во-первых, журналист обязан уметь расположить к себе человека, а соответственно обладать знаниями по психологи общения. Разговорить собеседника, вовлечь в дискуссию, получив в результате нужный объём и соответствующее качество информации – вот главная задача журналиста.

Её реализация невозможна без наличия базовых знаний по обсуждаемому вопросу. Следовательно, репортёр просто обязан бать компетентным в обсуждаемой проблеме, тщательно готовиться к каждому интервью, и не только изучать предмет будущего диалога, но и выстраивать план с учётом психологических особенностей собеседника и нюансов ситуации.

Лишь такой продуманный и тщательный поход поможет сделать интервью по-настоящему интересным и успешным. Для того, чтобы узнать больше, посетите онлайн-курсы по журналистике.

intervyu-kak-zhanr-zhurnalistiki

Интервью – это литературное изложение беседы журналиста с человеком, мысли, комментарии или пояснения которого по определенным актуальным вопросам жизни вызывают общественный интерес. Это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию.

Качество и характер вопросов интервью зависит от темы беседы. Некоторые из вопросов возникают в ходе беседы, но основные следует подготовить заранее, с учетом того, что именно интересует общество. Искусство журналиста направлять беседу в русло проблемы, интересующей его.

Вопросы должны быть:

Ответы должны быть:

Интервью могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда сразу несколько человек выражают свое мнение по поводу затронутых вопросов.

В ходе беседы журналист уточняет отдельные моменты, задает вопросы, следит за тем, чтобы разговор шел в нужном направлении. Просит подробнее высказаться по поводу вопросов, представляющих наибольший интерес. Т.е. журналист стремится, чтоб беседа была содержательной и интересной для обоих.

Если человеку нечего сказать, начинать разговор не стоит. И если журналист не подготовлен, не знает о чем будет идти речь, не умеет формулировать вопросы так, чтобы заинтересовать собеседника, не умеет быть непринужденным, откровенным, то интервью не получится содержательным и интересным.

Интервью печатается в СМИ с разными целями:

  • сообщить читателям о чьих-то планах, задачах,
  • рассказать о творческих успехах, достижениях,
  • разместить информацию о предстоящем событии, к которому заранее готовятся, или сообщить подробности уже прошедшего,
  • разъяснить более подробно тот или иной факт уже известный читателю,
  • узнать мнение политического, творческого, гос. деятеля по какому-либо вопросу.

Очень важно для журналиста точно изложить запись интервью, чтобы избежать перекручиваний, ошибок, неточностей. Можно согласовать материал с собеседником после его обработки. Переносите интервью на бумагу не откладывая, пока его подробности хранятся в памяти.

В чем заключается искусство интервью?

Начальная стадия беседы

Вступление должно быть кратким (без лишней настойчивости) журналист должен

  • представиться,
  • сообщить от имени какого СМИ он выступает,
  • почему решил обратиться именно к этому человеку,
  • изложить цели беседы,

все это нужно продумать заранее и построить свою речь так, чтобы вызвать у собеседника интерес к сказанному, желание сотрудничать. Нужно обратить внимание на формулировку вопросов. Они должны быть понятны собеседнику. Хорошо, если первые вопросы покажут компетентность журналиста, его подготовленность к интервью. Когда собеседник чувствует, что журналист знает дело, готовился к разговору, у интервьюируемого появляется более серьезное отношение к журналисту. Собеседник охотнее делится своими мыслями, проблемами.

ВАЖНО: Первые вопросы должны быть интересными, втягивать собеседника в разговор.

Темп беседы

В чем заключается искусство беседы?

  1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а, во-вторых, – за мыслью.
  2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован.
  3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.

Советы по искусству интервью

  1. Не задавайте злых, провокационных вопросов.
  2. Давайте собеседнику возможность высказаться, не перебивайте его.
  3. Используйте молчание в свою пользу.
  4. Повторяйте свой вопрос. Если на Ваш вопрос не дан ответ, повторите его в несколько измененном виде.

Заповеди интервьюера

Проверка сведений полученных в ходе интервью

Сведения, полученные в ходе интервью, зависят от индивидуальных свойств памяти собеседника, состояния его здоровья вообще и в момент события, от его компетентности, от ситуации беседы, его отношения к корреспонденту, от умения журналиста разговаривать и т.д.

Контроль сведений в процессе интервью может быть:

  • внешним – строится на сопоставлении фактов, сообщаемых собеседником с данными, добытыми из других источников,
  • внутренним – основанным на сопоставлении высказываний собеседника с его же словами.

Приемы контроля достоверности информации

5 типов интервью

1. Ток-шоу – теле- или радиоинтервью, общее или индивидуальное с обязательным участием зрителей в студии или посредством телефонных звонков. Ток-шоу могут быть общественно-политическими, познавательными, развлекательными.

2. Пресс-конференция. Коллективное интервью, в котором участвуют одновременно журналисты многих СМИ, которые задают вопросы на разные темы одному или нескольким известным людям (политикам, спортсменам, шоу-менам). Как правило, пресс-конференции организовываются по инициативе отвечающей стороны, которая заинтересована в том, чтобы о ней побольше узнала общественность. Каждый журналист готовит на пресс-конференцию интересные вопросы, представляя свое СМИ, но он может в подготовке материала использовать ответы на вопросы других журналистов. Т.е. пресс-конференция – коллективный труд разных СМИ.

3. Брифинг – разновидность пресс-конференции. Как правило, на них журналисты не задают вопросы, а получают информацию по какой-либо важной проблеме от лица или лиц, создавших брифинг. Он проводится с целью быстро оповестить максимальное количество СМИ, чтоб те в свою очередь донесли информацию до общественности.

5. Блиц-опрос – коллективное интервью, предусматривающее опрос людей разных возрастов, профессий на улице или по телефону. Как правило, вопросы составляются короткие, вопросник состоит не более чем из 3 вопросов, которые формулируются одинаково для всех отвечающих. Проводится с целью выяснения точки зрения разных слоев населения по актуальным вопросам жизни общества.

Читайте также: