Сообщение от фотозабавы к фототворчеству

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развивать умения наблюдательности, терпения, внимания, полученные навыки и знания применять при создании собственных фоторабот.

– образовательные – ознакомить с историей фотографии, со спецификой выразительных средств художественной фотографии;
– развивающие – развивать интерес к предмету и профессиям, связанным с творческой самореализацией;
– воспитательные – воспитывать уважение к культурному и историческому наследию.

Оборудование:

· компьютер, презентация, фотоаппарат,

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Водная беседа по материалам предыдущего урока.

В наше время все существует ради того, чтобы окончиться фотографией. Фотография мумифицирует время.
Анри Базен

– Фотография это очень интересный и актуальный вид искусства. Она может отображать как объективную реальность, так и видение мастера. Что человек увидит на фотографии, во многом зависит от фотографа. Все великие мастера мира оставляют в своих работах некоторую недосказанность. Это производит сильное впечатление на зрителя. Как сделать свои работы выдающимися – вопрос, который занимает начинающих и зрелых фотографов.

III. Формирование новых знаний.

– Фотография – это особый вид искусства, относительно новый, не имеющий многовековых традиций в творчестве. Фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.

История фотографии – это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов.

На сегодняшний день, фотографию по праву можно назвать одним из самых динамично развивающихся видов искусства.

– Выявлять объем, фактуру предметов в фотографии помогает свет. А какие источники света вы знаете? (Естественные и искусственные.)

а) Знакомство с видами естественного освещения.

– А какое освещение может быть в пейзаже? (Естественное.)

– В ясный день солнце можно сравнить с прожектором. Участки, куда солнце не проникает, остаются в тени. А те, куда солнце попадает беспрепятственно, очень сильно отражают свет, бликуют, слепят глаза. Характер освещения в пейзаже зависит и от положения солнца относительно фотографа. Если солнце находится над его головой и освещает предметы прямо, то оно называется фронтальным. Такое изображение – плоское, детали в нем выявляются слабо. Боковое освещение на фотографии получается, когда солнце светит сбоку. Появляются тени, которые становятся тем длиннее, чем ниже опускается солнце к горизонту.
– Что происходит с контрастом? (Увеличивается.)
– Что выявляется у предметов? (Объем, фактура, форма.)
– Самое эффектное и выразительное освещение возникает тогда, когда солнце находится спереди от фотографа. Называется оно контровое или контражур . (Просмотр фотографии с контровым освещением, демонстрация света на слепке головы человека)
– Что происходит с предметами на первом плане? (Четко выявляется форма) . Контровое освещение особенно благоприятно, если воздух наполнен дымкой или туманом. Воздушная среда помогает передать на снимке пространство, хорошо отделяет предметы и фигуры переднего плана от фона. Нередко природные (туман, дождь, дымка и др.) и световые эффекты становятся темой фотосъемки. Фотографу всегда следует присматриваться к тому, как интересны такие эффекты, как необычен в них световой рисунок, ведь в фотографии успех дела во многом решает наблюдательность и умение оценить успех увиденного. Здесь важно, чтобы выбранный эффект соответствовал содержанию снимка и был использован для раскрытия его содержания. Например, один из световых эффектов был использован фотохудожником Поляковой З.Ф. в работе “Вечерний полет” (Просмотр фотоработы.) Каковы ваши личные впечатления от этой фотоработы? О чем хотел рассказать нам автор? Почему выбрано такое название для его работы? Как построена ее композиция? Какие средства выразительности использованы? К какому жанру фотографии принадлежит работа? (Ответы детей.)
Нельзя забывать, что характер освещения сильно влияет на настроение снимка и его эмоционального восприятия. Снимая пейзажи, надо помнить об этих особенностях, и стремиться передать то настроение, которое остановило ваше внимание.

б) Знакомство с видами искусственного освещения.

– В отличие от естественного освещения в пейзаже, в искусственном освещении натюрморта роль солнца играет лампа. Направление ее лучей и высота меняются в зависимости от фактуры предмета. Здесь фотографу очень важно выяснить, при каком направлении и высоте света фактура предмета будет выявлена наилучшим образом. Лучшим для передачи предметов с матовой поверхностью является передне – диагональное освещение . Стеклянные, прозрачные предметы, лучше всего получаются при контровом (заднем) и заднее – диагональном освещении. А вот предметы с глянцевой поверхностью лучше всего фотографировать при фронтальном освещении. При съемке с лампой нужно помнить, что при освещении предмета одним источником, с другой стороны предмета образуются густые тени. На фотографии в этом месте образуются “провалы”. Чтобы их смягчить, применяют отражатели. Самый простой из них – лист белой бумаги, расположенной напротив источника света. Смягчить тени можно и освещая предмет рассеянным светом, т. е. направленным не на сам предмет, а в потолок или стены.

– Начинающему фотохудожнику нужно помнить следующие правила работы:

· Каждой фактуре – свой свет.

· В тени фактура не видна.

· Мягкий, рассеянный свет мало способствует выявлению фактуры.

· Чем дальше от предмета расположен источник света, тем меньше освещенность предмета.

· Чем острее угол падения лучей света, тем более выявленной будет фактура предмета.

· Подчеркнутое выявление фактуры может быть осуществлено боковым или контровым пучком света.

– Грамотно выполненные снимки натюрморта радуют зрителя своей выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объемной формы фактуры, четкостью светового рисунка. А еще снимки этого жанра часто становятся своеобразной картиной человеческой жизни, живут, отраженные жизнью людей.

в) Формулирование вывода о значении света в фотографии.

– Какую роль играет свет в фотографии? Что может передать фотограф при помощи света? (Ответы детей.)

– Свет это изобразительный язык любой фотографии. Также как живописец работает красками, фотограф работает светом. С помощью света фотограф может передать объем и фактуру предметов, скрыть пространство или подчеркнуть его глубину, сконцентрировать внимание зрителя на чем-то важном, вызывая различные эмоциональные отклики. Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография еще не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности. Правильная расстановка цветовых акцентов, их сочетание, позволяет создавать отличные художественные фотографии. Цвета, находясь в гармоническом сочетании друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции: светом, пространством, движением. Цвет также обладает силой вызывать у зрителя различные реакции и психологические эмоции. Например, скажите, что вы чувствуете, глядя на фотографию, где преобладает синий цвет? Красный? Желтый? (Ответы детей) . Значит, о воздействии отдельных цветов на подсознание также следует помнить, снимая тот или иной сюжет.

– Таким образом, свет и цвет помогают обобщить образ, дать волю воображению и фантазии зрителя, правильная работа со светом и цветом позволяет создавать образы, потрясающие наши чувства и привлекающие внимание. Начинающему фотографу всегда следует помнить следующие правила:

1. Снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно показать то, что замыслено.
2. Максимально эффективно использовать символику цвета.
3. Использовать контраст цветовой для контраста смыслового.

Предметная макросъемка.

Говоря о предметной съемке нужно уделить особое внимание макросъёмки. Необычайно интересными будут снимки с неодушевленными предметами, которых мы превращаем в живых и наделяем их чувствами. (История двух роботов, танцующих спичек, ожившие игрушки и.т.д.)

Для подобного вида съемок очень большую роль играют декорации, освещение и мелкие детали. Нужно продумать образ и «моделям и окружающему интерьеру, сделать фоны, выставить свет, все как на профессиональной фотосессии в студии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Владение фотоаппаратом еще не делает человека фотохудожником. Но увлечение, хобби может перерасти в профессию.

научиться делать профессиональные снимки

Может ли хобби перейти к профессиональной работе?

Анализ, исследование и эксперимент.

1) сделать фотографии

2) оформить проект

фотоаппараты Современный Устаревший

Современный

Фотографии Старые Современные

Современные

Времена года

Времена года

Весна.

Тихий час моего любимца.

Тихий час моего любимца.

Восход. Закат.

Первоцветы.

Какой прекрасный праздник!

Какой прекрасный праздник!

Лето.

Северная Осетия

Какой чудесный отдых на море!

Какой чудесный отдых на море!




Мраморная пещера

Красота вечернего неба

Красота вечернего неба

Фотографируя одно и тоже место в разное время суток и с разног ракурса, мы создаем интересный ряд снимков

Фотографируя одно и тоже место в разное время суток и с разног ракурса, мы создаем интересный ряд снимков

Осень. То чувство, когда понял что наступила осень…

То чувство, когда понял что наступила осень…


Временя года. Зима.

Временя года. Зима.


Один из жителей леса, который позирует на камеру.

Один из жителей леса, который позирует на камеру.




Красоты центра столицы.

Одно из подтверждений того, что хобби может стать профессиональной работой.

Одно из подтверждений того, что хобби может стать профессиональной работой.

Изо 8 "В" 2017-2018

Изо 8 "В" 2017-2018

Изо 8 "В" 2017-2018 запись закреплена

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА 23.11.2017(23 ноября,четверг)
1). ФОТОГРАФИЯ- ВЗГЛЯД.
Проектно-съемочный практикум《От фотозабавы к фототворчеству》
-Демонстрация опыта работы со съемочной аппаратурой при фотосъемке несложного обьекта ( по своему выбору); последующий анализ образной выразительности и композиции фотографии.
2). ГРАМОТА ФОТОКОМПОЗИЦИИ И СЪЕМКИ.
Проектно-съемочный практикум《От фотозабавы к фототворчеству》
-Фотосъемка вещи, дерева, здания; проявление умения осознанно выбирать объект и точку съемки, а также применять в композиции снимка разные художественно-съемочные средства и приемы( ракурс, крупность плана и др.) с последующим анализом их образной выразительности.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СКИДЫВАТЬ В КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ ЗАПИСИ

Портрет (от франц. portrait,
от portraire – изображать) изображение человека либо
группы людей, существующих
или существовавших реально.
В основе жанра портрета
лежит увековечивание облика
конкретного человека.
Портрет – один из самых
распространенных жанров
изобразительного искусства.
Д. Г. Левицкий.
Екатерина II

Грамота
портретной съёмки
определение точки и места
съёмки;
постановка света;
выбор эмоциональнопсихологического состояния;
выбор позы и фона для
портретируемого

- Что же такое фотопортрет?
Говоря условно, фотопортрет является одной
из форм изображений человека. Качественно
выполненный фотопортрет может передать
большое количество информации о фотографируемом объекте - особенности его внешности, переживаемые эмоции, положение в
обществе и т.д.
Даже
самый
простой
студийный
портрет может раскрыть характер и
глубину души человека, что особенно
отчетливо проявляется в выражении
лица и во взгляде.

Не существует строгой классификации для выделения
видов фотопортретов. В самом общем смысле все
фотопортреты условно разделяют на
групповые и индивидуальные.

В и д ы ф ото п о р т р е т о в
Классический фотопортрет –
это портретная фотография, сделанная по всем правилам и
канонам художественного портрета (как понятия в живописи) и
фотоискусства как такового.

Концептуальный фотопортрет оригинальный жанр фотоискусства, где основную роль играет общая
идея фото, его концепция, выраженная фотосредствами. В этом
жанровом виде фотограф выражает свое миропонимание,
внутренний мир, а также свое состояние, свои мысли, чувства, идеи.

Костюмированный фотопортрет
дает уникальный шанс побыть кем угодно и почувствовать себя
жителем любого временного периода, любой эпохи; он относится к
постановочной фотографии и является видом фотографии,
требующим большой ответственности.

Романтический фотопортрет
направлен на создание нежного или романтического образа при
помощи соответствующего реквизита.

Имиджевый фотопортрет
Отражает статус, характер деятельности, убеждения человека
для передачи их публике. Очень часто востребован у политиков,
руководителей, общественных деятелей. Как правило,
демонстрирует человека в "лучшем свете".

Корпоративный фотопортрет
Представляет собой съемку сотрудников какой-либо
компании, например, для постеров, рекламных буклетов и т.д.

"Fashion" фотопортрет
Применяется в модельном и шоу-бизнесе для создания
портфолио, модных каталогов, журналов и т.д.

Репортажный фотопортрет
это фотография человека или группы людей, запечатленных в
любых жизненных обстоятельствах в процессе какого-либо
действия или занятия.

Действие, ситуация второстепенны, интересен сам человек. В кадре
он является центральной фигурой. Окружающая естественная
среда, предметы – это не просто фон, а мир персонажа съемки.

Натурный фотопортрет
Фотосъемка производится на природе без использования
дополнительных источников света.

Жанровый фотопортрет
фотографирование человека в привычной обстановке или на
рабочем месте.
Это разновидность обычного фотопортрета, в
котором основной упор делается не на самого
человека, а на его действия и позы, а все
остальное отодвигается на второй план.
Создавая такую фотографию нужно
быть и фотографом, и режиссером. Мы
имеем дело с постановочной съемкой,
которая призвана отразить правдивость
сюжета максимально точно.

Плечевой фотопортрет
подразумевает съемку с близкого расстояния, когда в кадре
оказываются только голова и плечи модели.

Поясной фотопортрет
предполагает фотографирование объекта по пояс, не
захватывая в кадр ноги и стопы модели. Этот вид портрета
позволяет экспериментировать с различными позами и
ракурсами, что особенно привлекает внимание зрителей.

Фотопортрет в полный рост
Обязательным условием является согласованное положение
верхней части тела, правильная расстановка источников света.
Объекта можно развернуть в ту или иную сторону, чтобы
создать более динамичную композицию. Хотя бы одна из рук
должна быть чем-то занята, к примеру, ее можно положить на
бедро, завести за спину, взять в руки какой-либо предмет и т.п.

В
постановочном
портрете
оператор, фотограф сравним с
художником.
По
его
воле
выбирается поза и костюм
модели, определяется антураж и
фон. Но важнейшим творческим
средством в создании фотопортрета является свет.
При его помощи в зависимости
от операторских задач становится видимой или, наоборот,
исчезает,
любая
морщинка,
проступает контраст и резкость
форм, подчеркивается блеск
глаз или они размываются и
тонут в тени.

Свет бывает:
фрональный (свет спереди);
боковой;
передне-боковой;
верхний;
нижний;
контровой свет (свет сзади) – контражур.

ВЕРХНИЙ СВЕТ
Проваленные глазницы, черная тень под носом и подбородком.
Однако если источник верхнего света крупный и находится прямо над головой
модели, можно получить интересный результат.

НИЖНИЙ СВЕТ
Нижний свет гарантированно делает из человека страшилку по той простой
причине, что тень от носа падает не привычно вниз, а уходит наверх. Тень от щек
тоже уходит наверх, скрадывая глазницы. В результате мы получаем лицо,
похожее на череп.
Кстати, нижний свет — единственный тип света, практически не встречающийся в
природе.

КОНТРОВОЙ СВЕТ
Источник света находится прямо напротив камеры или немного сбоку — в таком
случае он называется задне-боковым. Такой свет красиво подчеркивает контур
лица или фигуры. А когда источник контрового света один-единственный, мы
получаем силуэт.

КОНТРАЖУР
Разновидность контрового света с условием, что источник света располагается
прямо за объектом. Контуры объекта при этом загораются, создается эффект
свечения. Очень красиво в таком свете смотрится что-то прозрачное и легкое:
фата невесты, волосы.

В своей работе фотограф использует софтбокс – это насадка на
источник света, предназначенная для создания мягкого
рассеянного освещения без резких бликов, а так же зонт.

Для съёмок на улице фотограф использует
фотоаппараты с улучшенной внешней вспышкой и
специальные зеркала, отражатели.

Какие эмоции вызывает этот
снимок?
Безусловно позитивные! На
это работают яркие цвета,
мягкий свет с красивыми
тенями, а также поза модели
— она как будто бежит по
тропинке. В итоге образ
сложился. Главное не
забывать, что фотография —
это комплекс, в котором всё
взаимосвязано: задний план,
цвет, свет, мимика человека,
его поза.

А этот снимок — полная
противоположность
предыдущему. Зажатая поза
модели, напряжённый взгляд
в камеру, большое
количество тёмных тонов, а
также холодный по цвету
дым на фоне — всё это
создаёт драматичное,
депрессивное настроение.

Как снимать людей: оплечный портрет.
В кадр включается только
верхняя часть тела, примерно по
грудь, допускается
кадрирование головы, чтобы
разместить глаза на верхней
линии третей. Для нейтральной
передачи роста человека, то есть
такой, при которой он не будет
казаться маленьким или
высоким, камеру нужно
располагать на уровне глаз.

Как фотографировать людей:
поясной портрет.
Называется так, но на самом
деле кадрирование проходит
по бёдрам. Над головой уже
оставляется пространство,
чтобы граница не давила на
голову. Тут камеру можно
располагать на уровне плеч —
так рост будет передан без
искажений.

Как снять красивый портрет:
ростовой портрет.
При увеличении
крупности всё
больше пространства
должно оставаться
вокруг человека,
чтобы снимок не
смотрелся тесно.
Ориентир — глаза
должны находиться
примерно на верхней
линии третей, можно
немного выше.
Камера
располагается на
уровне груди.

Читайте также: