Чем занимались жители междуречья сообщение

Обновлено: 07.07.2024

В то время, когда бо́льшая часть населения земного шара ещё находилась в первобытном состоянии, и только-только начинался период бронзового века, на территории, расположенной между двух великих рек Тигр и Евфрат (современный Ирак) возникла одна из первых на земле цивилизаций. Греки назвали эту землю Месопота́мия , что переводится как Междуречье или Двуречье .

Благодаря прекрасным природно-климатическим условиям эти места оказались привлекательными для многих народов. Это, с одной стороны, было полезным для развития и обогащения культуры, а с другой стороны, постоянные войны за территории, приводили к невосполнимым потерям художественных памятников покорённых народов, когда-то проживавших на этой земле.

История Междуречья подобна пёстрой мозаичной картинке. В результате многочисленных войн, здесь, в разное время, существовали и развивались несколько государственных образований. Разобраться в истории развития этих сменяющих друг друга народов поможет общепринятая периодизация искусства и культуры Месопотамии:

4 – 3 тыс. до н.э. - государства Шумер и Аккад.

20 – 17 века до н.э. – Старовавилонское царство;

16 – 7 века до н.э. – Ассирийское царство;

7 – 6 века до н.э. – Нововавилонское царство;

6 – 4 века до н.э. – Персидское царство (Ахеменидский Иран);

В 332 г. до н.э. происходит завоевание Месопотамии Александром Македонским . Это становится финалом в развитии культуры Междуречья как самостоятельного и самобытного государственного образования.

За время своего существования Месопотамия подарила миру замечательные открытия и изобретения , ставшие важной вехой на пути развития человечества. Назовём лишь некоторые из них:

Здесь были изобретены колесо и гончарный круг, появилась десяти́чная и шестидесятери́чная система счёта (до сих пор мы пользуемся ими, в частности, при исчислении времени), возникли древнейший рецептурный справочник и библиотечный каталог, впервые появилась, благодаря изобретению письменности, возможность передачи и сохранения информации, и зародилось юридическое законодательство.

Весьма разнообразны открытия этих народов, связанные с астрономией – они первыми стали отличать звёзды от планет, сделали карту звёздного неба, составили лунный календарь, разбив год на 12 месяцев, а неделю на 7 дней, создали систему знаков зодиака и стали систематически заниматься астрологией.

Однако важно помнить, что почти все эти замечательные научные и культурные достижения были плодом религиозно-обрядовой практики жителей междуречья.

Неизвестно, узнали бы мы о жизни, условиях быта, религиозных представлениях и мифологии древних жителей Междуречья, если бы именно ими не был изобретен древнейший вид письменности – кли́нопись .

Впервые расшифровать несколько клинописных знаков удалось немецкому ученому Георгу Фридриху Гротефенду в начале 19 века. Так, благодаря замечательным археологическим находкам и расшифровке письменности, были получены знания о мифологии и религии жителей Двуречья.

Человек не только выполнял все возложенные на него работы, но и постоянно зависел от воли и настроения богов. Чтобы умилостивить их - строились храмы , в которых служили специально обученные люди – жрецы , знающие ритуалы и умеющие их совершать. Статус верховного жреца принадлежал царю – его авторитет и власть были незыблемы.

Однако никакие гадания не могли уберечь человека от смерти. В этом была его слабость и уязвимость по сравнению с богами. Загробный мир представлялся жителям Месопотамии мрачным, безрадостным и безнадёжным. Таким образом, появлялось противопоставление жизни и смерти: смерть - однозначное зло, а жизнь - добро, во всех её проявлениях (даже с неприятностями и проблемами).

В легенде о Гильгамеше содержится и один из первых в мире рассказов о Всемирном потопе. Исследователи культуры предполагают, что именно эта шумерская легенда была заимствована создателями Библии в более поздние времена.

Таким образом, изобретение письменности, появление литературы и цельной мифологической системы в Междуречье внесло существенный вклад в развитие мировой культуры и оказало влияние на искусство и культуру других стран и народов.

В следующей статье речь пойдет о искусстве и культуре древнейших государств Междуречья - Шумер и Аккад.

Кстати, если вы интересуетесь историей культуры и искусства, то у меня уже вышли циклы публикаций по следующим темам:

Здесь ссылки на вводные статьи по каждой из тем.

Краткие сведения о различных мировых религиях, вы можете найти в моих публикациях:

Основная масса жителей Древней Месопотамии занималась земледелием. Этот регион был одним из первых мест на земле, где люди развивали орошаемое земледелие. Из-за жаркой и засушливой погоды люди на только были вынуждены обрабатывать землю, но и строить каналы, чтобы направлять воду подальше от Тигра и Евфрата и увеличивать площадь посевов. Жители больших городов активно занимались торговлей с такими регионами, как Египет, Финикия, Мидия, Урарту и т.д. Также среди населения Месопотамии встречались жрецы, ученые и т.д.

Историей древних цивилизаций увлекаются многие люди. Любому человеку интересно, как жили народы тысячи лет назад.

  • Географическое расположение
  • Особенности природы
  • Народы Месопотамии
  • История возникновения государств
  • Господство Аккада и Ура
  • Период Древневавилонского царства
  • Расцвет Ассирии
  • Падение Вавилона

Древнее двуречье

Изучая старейшие государства, школьники узнают о причинах зарождения письменности, появления религий и других важных вещах. Одной из интересных стран выступает Месопотамия, или Древнее Двуречье.

Географическое расположение

Многим интересно, где находилось Двуречье. Территория древней цивилизации, которую ещё называют Междуречье, располагалась между реками Тигр и Евфрат. Сегодня эту область на карте занимают Ирак и частично Иран, Сирия и Турция.

В середине IV тысячелетия до н. э. древнейшая цивилизация включала несколько основных государств:

  • Ассирия;
  • Аккард;
  • Вавилония;
  • Шумер;
  • Эллам.

Древнее двуречье на карте

На востоке и севере Двуречье граничило с горами Армянского и Иранского нагорий. На западе были полупустыни Аравии и Сирийская степь. На юге цивилизацию омывал Персидский залив. Центр развития Междуречья находился в Древней Вавилонии, которая делилась на Аккад и Шумер. На севере была холмистая степь с горными районами. Эту местность занимала Ассирия.

Исток Евфрата находится на Армянском нагорье. Бурная река проходит через малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр и устремляется на юго-восток. На равнине скорость течения Евфрата уменьшается. Берега вдоль водоёма постепенно снижаются, поэтому в период ежегодных половодий воды реки широко разливаются. В древности в нижнем течении были болота и топи. Через них Евфрат протекал в Персидский залив.

Река Тигр, начинающаяся в горах Армении, проходит через горы Курдистана на восток, а затем меняет направление на юг. Водоём почти в два раза полноводнее Евфрата.

Особенности природы

Междуречье отличалось жарким климатом, низким уровнем влажности и редкими осадками. Земля в Месопотамии была очень плодородной. Страна процветала за счёт Тигра и Евфрата. Но разливы рек часто обрушивались на поселения шумеров и уничтожали дома и пастбища.

Из-за таких природных условий Двуречья жителям юга приходилось формировать насыпи по берегам, чтобы защитить выращиваемые сельскохозяйственные культуры. Также люди рыли каналы, которые контролировали поток воды.

На юге Месопотамии не было лесов и гор. Для строительства жилищ жители древнего государства использовали глину. Из неё делали кирпичи, которые потом оставляли сушиться на солнце, поскольку дров для разведения огня у людей не было. Из готовых материалов возводили дома с толстыми стенами, защищавшими строения от разрушения.

Народы Месопотамии

В период VI-IV тыс. до н. э. на территории будущей Месопотамии проживали убейдские племена, которые пришли с северо-востока в эпоху неолита. Потом в этой области стали поселяться шумеры. Они заняли земли от современного Багдада до Персидского залива. Специалисты пока не установили происхождение шумерского и его сходство с другими языками.

С первой половины III тыс. до н. э. на севере Двуречья стали жить племена под названием семиты. Они говорили на аккадском и вавилонском языках. Со временем народ стал продвигаться на юг и к концу третьего тысячелетия занял всю южную часть Двуречья. Аккадский язык начал вытеснять шумерский. Последний сохранился только до второй половины II тыс. до н. э. в районе нижнего течения главных рек. Хотя шумеры перестали говорить на родном языке, слившись с вавилонянами, они смогли сохранить свою религию и культуру.

 где находится двуречье

После семитов на территорию Месопотамии начали проникать группы людей, которые назывались амореи. Сначала они населяли Сирийскую степь и отличались большим количеством племён, говоривших на разных диалектах.

В течение третьего тысячелетия северные области заселяли племена кутии и хурриты. Кроме того, в Междуречье проживали индоарийские и урартские племена. Хурриты использовали аккадскую клинопись, с помощью которой они научились писать на своём языке.

Со II тыс. до н. э. разные области страны начали заселять арамеи, приходившие из Северной Аравии. К концу XIII в. до н. э. на территории государства Древнее Двуречье было создано множество небольших княжеств. Со временем на языке арамейцев стали говорить во всём государстве и даже в Сирии, поскольку арамейские буквы были лёгкими для понимания и усвоения.

С IX в. до н. э. в Двуречье появляется ещё один народ. Племена халдеев заняли южные области и вскоре расселились по всей Вавилонии, переняв арамейский язык. К I веку н. э. халдеи слились в один народ с вавилонянами и арамеями.

История возникновения государств

Первые государственные образования в Месопотамии появились в IV-III тыс. до н. э. Города начали строить на холмах в южной части Междуречья. Каждое образование включало в среднем 45 тыс. человек. На юго-западе были города Эрида, Ур, Ларса и Лагаш. Рядом с Евфратом располагались Ниппур и Урук. В Шумере создали несколько политических центров. Их правителей называли лугаль, или энси.

 двуречье древнее государство

В этот период широко развивались земледелие, скотоводство и ремесло. Если судить по археологическим раскопкам, шумеры отличались высоким уровнем мастерства в металлургии. Они научились изготавливать бронзовые орудия труда. Торговцы продавали другим странам шерсть, зерно и финики, чтобы получить золото, камни и другие полезные ископаемые, которыми была бедна Месопотамия.

В середине XXV в. до н. э. Лагаш разгромил город Умму. Несмотря на победу, в городе творился беспорядок. Народ ущемляли в экономических и политических правах. Они восстали против правительства и выбрали себе нового энси. За 6 лет правления владыка провёл несколько важных реформ, которые сегодня считаются самыми древними правовыми актами в социально-экономической сфере.

Облегчению жизни населения способствовали такие реформы:

  • снижение платы за проведение религиозных обрядов;
  • отмена некоторых налогов с ремесленников;
  • уменьшение повинности на оросительных сооружениях;
  • восстановление судебной организации в сельских общинах.

Вскоре снова произошла война между Лагашем и Уммой. Последняя с помощью Урука победила и отменила в городе новые реформы. Владыка Уммы стал управлять практическим всем Шумером. А Урук стал столицей государства.

Господство Аккада и Ура

С XXVII в. до н. э. столицей Междуречья был Аккад. Первым царём государства стал Саргон Древний, который дал начало династии. После победы над Уруком он воевал с Сирией и даже разгромил Элам. Одним из интересных фактов о Двуречье является то, что Саргон создал первое в истории войско. При нём ввели системы орошения и единых мер и весов. Месопотамия вела оживлённую торговлю с Восточной Аравией и Индией.

Интересные факты о двуречье

После Саргона правил его сын Римуш, который был убит его братом Маништушу. Новый правитель властвовал 15 лет и затем тоже стал жертвой дворцового переворота. Власть перешла в руки его сына Нарам-Суэна. С этим царём Аккад стал могущественной крупной державой.

В период его правления действовал транспорт. Также нанимались гонцы, которых посылали с документами в разные уголки Месопотамии.

Царь Шульги, сын Ур-Намму, почитался народом как бог. В храмах возводили статуи, изображавшие владыку. Этим скульптурам приносили жертвы. Царь разработал судебную систему и установил наказания за разные преступления. Когда на Двуречье начали нападать аморейские племена, Ур-Намму приказал соорудить длинные укрепления. Но из-за нехватки воинов страна терпела поражения и вскоре была разгромлена врагами. Династия Ура была свергнута в 2003 году до н. э.

Период Древневавилонского царства

После падения Ура в Двуречье правило много местных династий аморейцев. В 1894 г. до н. э. столицей государства стал молодой город Вавилон.

В период его расцвета правили два человека:

Древнее двуречье письменность

Расцвет Ассирии

С конца X века до н. э. на севере Междуречья господствовали ассирийцы. Позже они захватили Вавилонию, истребив многих даже за малейшее сопротивление. В 853 и 845 годах ассирийское войско потерпело поражение в войне с Сирией, которая нашла себе много союзников. Когда в сирийском союзе произошёл раскол, ассирийцы одержали победу над страной. Но вскоре Сирия снова стала свободной.

 природные условия двуречья

С IX века до н. э. на юге Вавилонии появились халдеи. Постепенно они стали продвигаться на север, перенимая культуру и религию местного населения. Халдейскими племенами управляли вожди. Они старались сохранить независимость не только друг от друга, но и от Ассирии, которая позже захватила север Месопотамии. Новый царь Тиглатпаласар III собрал постоянную армию, которая существовала на государственное обеспечение. Ассирия стала ведущей державой в военном плане на Ближнем Востоке.

Тиглатпаласар разгромил урартов, которые захватили области, принадлежавшие ранее ассирийцам. Он хотел завоевать их столицу Тушпу, но проиграл в битве. В 732 году до н. э. Ассирия захватила Дамаск и Финикию. Через три года она стала господствовать над Вавилонией. С этих пор держава ассирийцев охватывала территории от Средиземного моря до Персидского залива.

Падение Вавилона

Вскоре вавилоняне под предводительством халдейского вождя Набопаласар подняли восстание и освободили от власти Ассирии север своей страны. В союзе с другими халдеями они попытались захватить Ниппур, но ассирийцы разгромили их. Халдейские племена основали нововавилонскую династию.

Местонахождение древнего двуречья

Позже им удалось захватить Урук и Ниппур, избавив территорию Вавилонии от ассирийцев. В 614 году до н. э. мидийцы и вавилоняне разгромили Ашшур. После битвы два народа заключили союз и захватили Ниневию и Харран. Ассирийцам пришлось отступить, несмотря на прибывшую помощь из Египта.

Укрепив свои позиции в Двуречье, Вавилон готовился к войне с Сирией и Палестиной. На эти страны также претендовал египетский фараон. В 605 году до н. э. вавилоняне уничтожили гарнизон Египта в Каркемише и заставили подчиниться Месопотамии Сирию, Палестину и многие финикийские города. Египет и Иудея несколько раз пытались восстать против Двуречья, но терпели поражение, неся огромные потери. В Вавилоне, который стал центром международной торговли, наблюдался экономический и культурный подъём. В городе строили новые храмы, а вокруг него — мощные укрепления для защиты от врагов.

Затем Персия захватила Мидию и двинулась к Вавилону. В то время в городе правил царь, происходивший из арамеев. Он пытался выдвинуть культ своего народа, что привело к конфликту со жрецами древних храмов и вавилонянами. Проблемы внутри страны не дали царю возможности собрать сильное войско и защититься от напавшей Персии.

Государство древнее двуречье

В октябре 539 года до н. э. Вавилония была захвачена и перестала существовать как государство.

Месопотамия интересна богатой историей, поскольку на её территории проживало немало народов с множеством различий в культуре и традициях.

Междуречье было тогда единственным государством, которое контактировало со всем миром.

На территории знаменитой страны возник важнейший очаг цивилизации, оказавшей значительное влияние на историю всего Древнего мира.

Города, дома и Повседневная жизнь в Месопотамии

Города и дома

Города занимали площадь 2—4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города помещался храмовый комплекс, обнесённый стеной, с зиккуратом — ступенчатой пирамидой-храмом, воздвигнутой в честь бога — покровителя города и его нома (примыкающей к нему сельской округи) и других важнейших божеств. Здесь же находились дворец царя или правителя и основные государственные хозяйственные строения. Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними располагались небольшие храмы менее важных божеств. Дома стояли вплотную друг к другу образуя извилистые улицы шириной 1,5—3 м. На берегу реки либо канала, около которых вырос город, находилась гавань, где стояли купеческие корабли; на площади, примыкавшей к гавани, шла бойкая торговля. Жизнь горожан городов Месопотамии (Междуречья) была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворцов. Многие из жителей состояли там на службе в качестве чиновников, воинов, жрецов, ремесленников и торговцев.

Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (один из которых являлся семейным кладбищем). Стены домов сооружались из сырцовых кирпичей или были глинобитными. В Ассирии климат менее жаркий, чем в Нижней Месопотамии. Поэтому одежда ассирийцев была основательнее, чем у вавилонян. Она состояла из длинной шерстяной рубахи, поверх которой в случае надобности оборачивали ещё шерстяную ткань белого цвета либо окрашенную в яркие тона с помощью растительных красок. Богатые одежды изготовлялись из тонких льняных или шерстяных тканей, отделывались бахромой и вышивкой. Из Финикии доставляли шерсть, окрашенную пурпуром, но ткань из неё была баснословно дорогой. Ассирийцы носили сандалии из кожаных ремней, а воины—сапоги.

Города, дома и Повседневная жизнь в Месопотамии

Усадьба горожанина чаще всего состояла из жилого дома площадью 35—70 кв. м и участка, обнесённого глинобитной стеной. За сохранностью стены, разделявшей соседей, они следили совместно. Другим видом собственности многих городских жителей были небольшие (не более одного га) финиковые сады. Они располагались в окрестностях городов или в сельских поселениях, находившихся неподалёку. Те люди, основным занятием которых были служба или ремесло, как правило, сами не занимались садовыми работами, а сдавали свои участки в аренду. За месяц-два до сбора фиников производился осмотр пальм, чтобы определить ожидаемый урожай. На основании предварительной оценки составлялся письменный договор; согласно ему арендатор должен был предоставить хозяину сада определённое количество фиников.

Кроме городов, на территории Месопотамии по берегам рек и каналов, соединявших города друг с другом, располагалось много небольших сельских поселений. Сельские дома выглядели ещё проще. Иногда их строили, как и в городе, из кирпича-сырца, но чаще из тростниковых плетёнок, обмазанных глиной. Население таких земледельческих посёлков составляло от пятидесяти до нескольких сотен человек. Главными сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница, но последнюю сеяли всё реже, так как она не выдерживала усиливающегося засоления почвы. Выращивали также финики, лук, бобовые культуры. Жизнью сельских поселений управлял совет старейшин, избиравшихся из числа наиболее уважаемых и богатых семейств. Во главе его стоял назначаемый царём староста. Общины платили налог государству натурой или отводили часть орошаемых земель под казённые. Эти земли составляли государственный фонд, из которого формировалось царское хозяйство, где трудились наёмные работники. Часть этих земель царь мог раздать своим чиновникам в качестве вознаграждения за службу.

Занятия и ремесла горожан Месопотамии

Города, дома и Повседневная жизнь в Месопотамии

Горожане, занятые в государственном хозяйстве, получали за свою работу ещё и земельные наделы в 2—4 га. Некоторые, кроме служебных, имели также земельные наделы в сельских общинах на правах членства в них. Кроме полей двух типов — надельных и общинных, — некоторым горожанам принадлежали большие земельные владения — пожалования высшим чиновникам или лицам, близким к царю. Поля, также как и сады, владельцы редко обрабатывали сами, чаще они сдавали их в аренду земледельцам, жителям сельских поселений, на территории которых рядом с общинными землями располагались обычно служебные наделы.

Таким образом, собственность, позволявшая жителю города прокормить себя и свою семью, включала небольшой дом с самой необходимой мебелью и хозяйственной утварью и полевой участок, принадлежавший ему как члену какой-нибудь сельской общины либо данный ему храмом или государством в пользование за службу. Иногда к нему добавлялась маленькая финиковая роща.

Другим источником доходов горожан было натуральное жалованье: храм и дворец наделяли некоторых своих служащих не земельными участками, а готовым продуктом — зерном, шерстью, растительным маслом, иногда и небольшим количеством серебра. Выдача продуктов (часто в значительном количестве) производилась также и во время храмовых праздников.

Государственная служба, работа в ремесленных мастерских, обработка полей давали жителям Месопотамии ограниченный, но более или менее стабильный доход. Над этой массой стояла небольшая группа богатых семей, представители которых занимали высшие должности в государственном или храмовом хозяйстве либо входили в число приближённых или родственников царя. Эти семейства владели многочисленными имениями; доход с них исчислялся десятками тысяч литров зерна, большими объёмами овечьей шерсти. Поля и сады в таких имениях обрабатывали арендаторы, наёмные работники, рабы.

Скромное имущественное положение, малые доходы большинства населения определяли и скромные потребности.

Нормы

Уже в старовавилонский период в древней Месопотамии были известны нормы, устанавливающие необходимый для существования человека уровень потребления. Считалось, что взрослому работающему мужчине необходимо для пропитания 1,5 л ячменя в день (или 550 л в год). В течение года ему полагалось 2,5—3 л растительного масла на умащения и одно платье, на которое шло около 1,5 кг шерсти. Для пропитания женщины достаточной считалась половинная норма ячменя; масла и шерсти ей требовалось примерно столько же, сколько и мужчине. Мяса большинство населения в пищу не употребляло, исключая участие в мясных жертвенных трапезах во время храмовых праздников, когда в жертву приносились животные.

Такая же ситуация сохранялась во всех областях древней Месопотамии. На территории ашшурского нома, как и в Вавилонии, располагалось много мелких поселений — сельских общин. Земля была собственностью общины и периодически подлежала переделам между семьями.

Торговля

Важной сферой городской жизни была международная торговля, в которой в эту эпоху происходили бурные перемены. Периоды свободной торговли в Месопотамии сменялись временем строжайшей регламентации и ограничений, почти не оставлявших возможностей для личного обогащения.

Поддержание и расширение контроля над торговыми путями сулили огромные выгоды и были традиционной политикой всех великих держав Ближнего Востока.

Месопотамские города, бывшие в то время крупными центрами по изготовлению шерстяной одежды, поставляли её в соседние страны, в частности в Элам. Кроме того, отсюда вывозили зерно и другие продукты земледелия.

О широкой торговле древней Месопотамии свидетельствуют и археологические находки. В Вавилоне, экономическом центре страны, в большом количестве найдены предметы импорта, например многочисленная греческая лаковая посуда VI в. до н. э. Об активных торговых контактах с греческим миром говорят и найденные клинописные документы. В одном из них, относящемся к 551—550 гг. до н. э., имеется запись о доставке нескольких сотен килограммов железа и меди из Явана (так в Вавилоне называли Ионию), т. е. с греческого побережья Малой Азии. В этих же текстах говорится о ввозе из Сирии и Ливана различных импортных красителей, пурпурной шерсти, специй, мёда, белого вина, египетских квасцов.

Стоимость на основые предметы потребления

Многочисленные торговые и государственные архивы дают и обширные сведения о ценах на основные предметы потребления. 1 кур (около 180 л) ячменя или фиников стоил 1 сикль (8,42 г) серебра; 1 кур кунжутного зерна — 10 сиклей; 4 л мёда — 1 сикль (Сикль - вавилонская единица мер, используется по сей день называемый Шекель, у евреев); 1 талант (30 кг) соли — 1 сикль; 1 мина (505 г) шерсти — 1/2 сикля. Однако такое же количество импортной пурпурной шерсти стоило около 15 сиклей. Вол (кастрированный самец крупного рогатого скота) и корова стоили около 30 сиклей, а овца — 2 сикля; кувшин ячменного или финикового пива — менее 1 сикля, а виноградного вина, которое обычно было импортным, — до 8 сиклей. Лодку можно было купить за 1 мину (Мина - мера веса в Древней Греции и на Ближнем Востоке. В архаический период: 1 мина = 600 граммов) и выше, дом — за 2 — 5 Мин. Средняя арендная плата за дом в течение года составляла 12 сиклей. Обожжённые кирпичи в количестве 50—100 штук стоили 1 сикль. За такую же сумму серебра можно было купить 25 кг асфальта, которым пользовались как строительным раствором.

Металл, хотя и был исключительно импортным, ценился сравнительно дёшево. Так, 303 кг меди из Ионии было продано в Уруке за 3 мины 20 сиклей серебра; 18,5 кг олова — за 55,5 сикля; около 65,5 кг железа из Ливана — за 42 сикля. За 217,5 кг египетских квасцов были уплачены 1 мина 17 сикля, за 28 кг ляпис-лазури — 36 и 2/3 сикля серебра.

Безмятежная жизнь Ближнего Востока, особенно сельских местностей и небольших городков, оставалась неизменной на протяжении всей эпохи первых империй. Её не слишком затрагивали смены династий. Конечно, десятилетия войн пагубно отражались на хозяйственной жизни. Основа месопотамской цивилизации — ирригационная система, требовавшая неусыпного внимания и постоянных работ по поддержанию её в порядке, приходила в упадок. Земля, когда-то дававшая хорошие урожаи, засолялась или истощалась и становилась непригодной для посевов.

Брак и семья в древней Месопотамии

Читайте также: