Подготовить сообщение об афанасии никитине обзор хождения за три моря

Обновлено: 02.07.2024

Афанасий Никитин был русским путешественником, а также писателем, тверским купцом.
Дата его рождения неизвестна, год смерти – 1475.

В давние-предавние времена на Руси про Индию говорили всякие небылицы. В этой заморской стране живут, мол, диковинные люди: у одних растут рога, у других — глаза и рот на животе, а есть там ещё и шестирукие и трёхногие.
Из русских первым увидел своими глазами далёкую Индию тверской купец Афанасий Никитин. В нелёгкое путешествие он отправился в 1466 году, и длилось оно целых шесть лет. Никитин был человеком любознательным, а о том, что он приметил или разузнал, записывал в свой дневник.

Афанасий Никитин – герой многих исторических повестей:
Виташевская М. Странствия Афанасия Никитина
Кириллов К. Афанасий Никитин. Время сильных людей
Кунин К. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина
Мурашова К. Афанасий Никитин
Прибытков В. Тверской гость

В 1957 году была названа его именем вершина большого горного массива в Индийском океане вблизи экватора.

Никитин фильм

памятник Никитину

Памятник Никитину1

В июле 2008 года в Феодосии (бывшей Кафе) был поставлен памятник Афанасию Никитину. (Скульптор — Валерий Зенонович Замеховский). В высоту скульптура превышает три метра и установлена на постаменте, сложенном из дикого камня.

Источники:
Афанасий Никитин //Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 1999. – С.273 – 287.
Тихомиров О. Как Афанасий Никитин ходил за три моря //Мурзилка. – 2003. - №2. – С.12-16.

Жанр хожений и описания средневековых путешествий. Ранние образцы произведений древнерусской очерковой литературы. Краткая биография Афанасия Никитина, цель и маршрут его путешествия. Характеристика труда Афанасия Никитина "Хожение за три моря".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.11.2015
Размер файла 20,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования

Выполнила: Шестакова Елизавета Романовна

Руководитель: Слепнева Е.В.

Содержание

1. Афанасий Никитин

2. Маршрут Никитинского Хожения

Список используемых источников

Введение

Жанр хожений - описаний средневековых путешествий - начал свое развитие с хожений паломнических. Самым ранним образцом произведений древнерусской очерковой литературы было описание путешествия к святым местам, совершенного в начале 7 века игуменом одного из черниговских монастырей Даниилом. В первые века существования древнерусской книжности основной разновидностью этого жанра были именно паломнические хожения. В дальнейшем появились рассказы о путешествиях, осуществлявшихся купцами (гостями), дипломатами и первопроходцами, открывавшими для московских государей пространства Сибири и Дальнего Востока.

1. Афанасий Никитин

Интересно А. Никитин пишет свои впечатления об индийской еде:

«Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама, а буты, говорят, и есть Адам и весь род его. А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест.

жанр древнерусский путешествие литература

Заключение

Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери Афанасию Никитину поставлен памятник.[4]

Список используемых источников

Немного об авторе

На этом основании возникла версия, что Никитин был не купцом, а шпионом, и тогда его книга – нечто вроде отчетных записей. Однако этой теории не хватает объяснения, кто и с какой целью снарядил разведчика в столь отдаленные от Руси земли, как Индия и Персия.

Открытие рукописи Никитина

Известно, что после смерти автора рукопись Никитина попала в Москву и оказалась в руках у некоего Василия Мамырева. В 1489 году она была скопирована в летопись, и затем несколько раз переписывалась при обновлении летописных сводов.

Палехские иллюстрации к

Исторические и географические сведения в книге Никитина

Маршрут Афанасия Никитина

Книга интересна и с лингвистической точки зрения. Так, некоторые ее фрагменты записаны Никитиным на смеси нескольких языков (русского, арабского, персидского, тюркского), но кириллицей. В тексте также обнаружены почти точные цитаты из Корана.

Как обстоятельства создания произведения, так и оно само, имеют большое историческое и культурное значение. Афанасий Никитин оказался пионером сразу в нескольких культурных областях.

  1. Никитин первым из европейцев побывал в ряде городов Индии и Центральной Азии и оставил их описания.
  2. Путешественником был разведан маршрут, которым можно было (хоть и с огромным трудом) добираться из русских земель в Индию.
  3. Рассказ Никитина дает представление о системе ценностей образованного русского человека XV века и о перспективах русско-индийской и русско-персидской торговли на то время.
  4. Никитин стал пионером жанра – чисто светских путевых заметок, без религиозной подоплеки.


Однако чисто практическое значение добытых Никитиным сведений оказалось невелико. Открытый им маршрут в Индию требовал слишком много времени и затрат и был сопряжен с большим риском. Сам путешественник все время отмечал неблагоприятные обстоятельства для торговли.

Ульихина Анна Владимировна

Победитель городского конкурса творческих работ школьников , посвященный Дням славянской письменности и культуры .

Тема: История книгопечатания и особенности книжной культуры на Руси

Искал не знатность и не славу

Обычный русский человек,

Но память заслужил по праву


Он описал иные нравы,

Обычаи земли чужой

Терпимо, справедливо, здраво.

Но не забыл земли Тверской.

Разлука с родиною - горе.

Он сомневался и страдал.

Он на чужбине написал.

Виктория Десятова

ВложениеРазмер
vsya_rabota.docx 344.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Тема: История книгопечатания и особенности книжной культуры на Руси

Ученица 9 класса

Искал не знатность и не славу

Обычный русский человек,

Но память заслужил по праву

За то, что свой прославил век.

Он описал иные нравы,

Обычаи земли чужой

Терпимо, справедливо, здраво.

Но не забыл земли Тверской.

Разлука с родиною - горе.

Он сомневался и страдал.

Он на чужбине написал.

«Кротость есть признак великой силы.

Чтобы быть кротким,

для этого нужно иметь благородную,

«Что такое красота душевная?
Целомудрие, скромность, милосердие,

любовь, дружелюбие, доброжелательство,

повиновение Богу, исполнение закона,

Св. Иоанн Златоуст.

Еще более близка с Индией Россия, ведь славянские народы относятся к семье индоевропейцев и не случайно в культуре Индии и России есть много общего - семейные ценности, целомудрие, скромность, гостеприимство и даже сходство языков (от древнего санскрита).

Наиболее поразительными показались мне переживания Афанасия Никитина как человека глубоко православного, оказавшегося в стране чужедальней, где каждый свой шаг он прочувствывает через призму своей веры, где во всем прослеживается его внутренняя обращенность к Богу.

Сегодня, когда на Украине происходят известные события, эти слова кажутся особенно своевременными. Индия же по-прежнему остается добрым партнером России в ее стремлениях наладить дружеские отношения в славянской семье и в мире.

Также высок и интерес индийцев к России. В Индии на территории одного из индийских колледжей, в штате Махараштра, также стоит памятник Афанасию Никитину. Идея поставить там памятник тверскому купцу принадлежит Владимиру Путину.

Эти добрые отношения чувствуются и в рассказе Афанасия Никитина, хоть и происходили события более полувека назад! Конечно многое пришлось пережить русскому купцу в далекой стране - и лишений и горя. Но благодаря своей кротости и доброте, а также правдолюбия и стойкости в своей вере он смог снискать уважение у иноплеменников, а многие стали ему настоящими друзьями.

Исследованию жанровых особенностей древнерусских хождений за последние годы уделялось значительное внимание, в частности, в работах В. В. Кускова, Н. В. Водовозова, Д. С. Лихачева, О. А. Белоброва и многих других исследователей.

Наиболее распространенные хожения – о паломничестве по святой земле. Обычно принято классифицировать произведения данного жанра по трём группам: собственно паломничества на пути к святыням Востока, сказочные путешествия и светские хождения.

Основные сведения о данном жанре мы поместили в таблицу:

Хождение как жанр

- путешествия, описания паломничества к "святым местам", повествующие о реально существующем путешествии.

- события: реально исторические;

- по композиции: цепь путевых очерков, соединённых по хронологическому или топографическому признаку;

- повествователь: не обязательно образованный, но обладающий такими личностными качествами как - смелость, энергичность, дипломатичность, веротерпимость; он не стремится приукрасить, идеализировать события;

- язык: простой, разговорный древнерусский, использование иностранных слов для номинативной функции, чаще всего используются сравнения.

паломнические, купеческие, посольские и землепроходческие

Всего известно более 70 произведений этого жанра: около 50 оригинальных и около 20 переводных

Никитин вводит в записки многочисленные комментарии и описания, основанные на собственных живых наблюдениях. Это первая и единственная работа не о святой земле, а путешествии в чужестранную неизведанную страну, к иноверцам. А потому на наш взгляд она представляет особый интерес о том, как человек сумел сохранить свою христианскую веру. Хождение наполнено глубоким покаянием, переживаниями за покинутую Русь-матушку, мыслями о важности жить в мире всем удельным князьям и многими другими личностными соображениями автора. На эту работу много разных мнений исследователей, которые мы постараемся отразить.

Но мне кажется, не только ради торговых целей отправился Никитин в путешествие. В то время всем правителям хотелось найти короткий путь в неведомую страну. Как очень ярко показано в советско-индийском фильме, выпущенном в 1958 году, возможно именно с этой миссией государственной важности и отправились тверичане в путь.

Мне кажется, что Афанасий Никитин был по истине смелым человеком, мужественным и умным. Он пошел на это путешествие ответственно, полагаясь на Бога и сознавая важность познания нового, важность того, что делает. Он стойко принимал трудности и искушения. Что бы не происходило, он отдавал себя в руки Богу, молился неустанно. Путешествие он предпринял, получив благословение в монастыре. Поэтому я не считаю, что его дневник- попытка оправдаться. Да, он не лукавя писал о своих слабостях, каялся, кляня себя даже за то, что постился не в положенное по православию время. Но это лишь доказывает его глубокую преданность Богу и православию.

Именно так и произошло. Мы можем читать этот великолепный текст и сопереживать его автору, делать выводы. Достоверно известно, что по возвращению своему из путешествия, Афанасий Никитин преставился недалеко от Смоленска, а его записки были переданы в руки дьяка великого князя Московского - Василию Мамыреву в 1475 году.

Глава 2: Глубокая религиозность и духовное мужество купца Афанасия Никитина.

Глубокое и стойкое религиозное мироощущение русского народа в труде Афанасия Никитина.

Русский православный человек на Святой Руси всегда в первую очередь уповал во всем на Божий Промысел. Все, что с ним происходило, он считал не случайным. Однако никогда не было фатализма, слепой веры в судьбу. Если происходило так, а не иначе – значит человек заслужил это своими действиями, либо ситуация в которую человек попадает будет для него полезной, самой правильной из возможных. Так жил и купец Афанасий. Его живая, трепетная душа во всем искала Бога.

Ну и конечно вот очень интересный отрывок из текста, посвященный самому главному православному празднику праздников: «Из Парвата приехал я в Бидар за пятнадцать дней до бесерменского улу байрама. А когда Пасха - праздник воскресения Христова , не знаю; по приметам гадаю - наступает Пасха раньше бесерменского байрама на девять или десять дней. А со мной нет ничего, ни одной книги; книги взял с собой на Руси, да когда меня пограбили, пропали книги, и не соблюсти мне обрядов веры христианской. Праздников христианских - ни Пасхи, ни Рождества Христова - не соблюдаю, по средам и пятницам не пощусь. И живя среди иноверных (молю я Бога, пусть он сохранит меня: "Господи Боже, Боже истинный, ты Бог, Бог великий. Бог милосердный. Бог милостивый, всемилостивейший и всемилосерднейший ты. Господи Боже). Бог един, то царь славы, творец неба и земли".

Ну и конечно очень важны обращения Афанасия Никитина к соплеменникам, призывы к единению славян. Он обращается к своим родным землякам, братьям, чтобы они берегли мир на Руси, были братьями по Духу. Ведь он увидел как даже в чужой земле люди могут жить по доброму, быть гостеприимными. Так тем более на Святой Руси не должно быть никаких распрей и нестроений. Говорит Никитин о нашей земле кА к не только по духу христианскому прекрасной, но и как изобильной, по истине данной Богом с великой щедростью.

Как призыв к миру звучат слова Афанасия, так мечтающего дойти до родной земли. Как завет и нам, ныне живущим.

Доплыви, доплыви, мой корабль, до Индии,

Доплыви до Индии,

К тем берегам, берегам мечты!

Расскажу, расскажу всем друзьям об Индии,

Что за чудо Индия, полная солнца и красоты.

Читайте также: