Чем замечателен проект дворца советов почему он не был реализован сообщение

Обновлено: 30.06.2024

30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С.М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны. Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.

Борьба архитектурных стилей

В 1933 году был определен победитель - строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.

Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи.

Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини.

В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.

По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль.

Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.

Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны.

Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов

Предполагалось, что в его основу будет положен принцип сохранения исторического облика города. Вместе с тем новый план содержал идеи о расширении московских улиц и возведении новых архитектурных объектов. Окончательная его версия появилась в 1935 году и охватывала множество вопросов: строительство метрополитена и совершенствование наземного транспорта, озеленение и обводнение Москвы, а главное – возведение в столице Дворца Советов.

Дворец на месте храма

Впервые о строительстве Дворца Советов заговорили еще в 1922 году, при жизни В.И. Ленина. Однако из-за необходимости восстанавливать страну после Гражданской войны на этот масштабный проект ресурсов не нашлось. К идее вновь вернулись в 1930-е годы. Дворец Советов должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства.

Все организационные вопросы, связанные с Дворцом Советов, возлагались на Временный технический совет управления строительством, в состав которого вошли не только архитекторы, но и многие выдающиеся деятели культуры – писатели (Максим Горький), художники (И. Э. Грабарь), театральные режиссеры (К. С. Станиславский). Вопрос о месте строительства оставался открытым. Предлагали Охотный ряд, Болотную площадь, Китай-город, Варварку и, наконец, Волхонку. Последний вариант в итоге оказался наиболее предпочтительным, но для его реализации следовало снести Храм Христа Спасителя, что и было сделано 5 декабря 1931 года.

Волхонку выбрали неслучайно. Дело в том, что Дворец Советов как самое высокое здание Москвы должен был стать архитектурной доминантой города, проще говоря – его центром. К Дворцу собирались проложить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали. Место, на котором располагался Храм Христа Спасителя, для этих целей выглядело идеальным.

Выбор проекта

Конкурс на проект Дворца Советов считается самым масштабным за всю историю архитектуры Советского Союза. Принять участие приглашались архитекторы со всего мира и даже люди, по роду своей деятельности далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий.

Руководство обозначило принципиальный момент – здание должно быть высотным. Тем не менее, никакого конкретного технического задания участникам конкурса не дали, поэтому облик Дворца они могли полностью придумать сами, основываясь лишь на собственной фантазии. Несмотря на то, что проекты порой разительно отличались друг от друга, высотность ожидаемо победила приземистость.

Монументальную постройку было необходимо не просто вписать в окружающую среду, но заставить доминировать в ней. Дворец Советов снаружи виделся огромной высоткой с окружающей ее открытой площадью для демонстраций и прогулок, а внутри предполагалась череда холлов и залов для заседаний Верховного Совета СССР, а также проведения массовых мероприятий.

Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов


Схема каркаса статуи Ленина.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940

Проект именитого французского архитектора Ле Корбюзье (впоследствии известен как один из основателей архитектурного стиля брутализм) тоже не вполне соответствовал поставленной задаче. Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом – чем угодно, только не дворцом.

В феврале 1932 года вышло постановление, в котором архитекторам снова настоятельно рекомендовали не бояться высотности. Наконец, в мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, был таков: здание Дворца Советов – самое высокое в мире, выше Эйфелевой башни или Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота – 415 метров.

Символ коммунизма

Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, Исаакиевский собор или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один – к сектору президиума.

Большой и Малый залы Дворца Советов соединялись посредством открытого форума для народных собраний. Кроме того, в здании хотели расположить зал сталинской Конституции, зал героики Гражданской войны и архив документов, связанных с историей установления советской власти.

Амбициозность проекта требовала высокой технической оснащенности. Инженеры подсчитали, что в дни съездов и сессий Верховного Совета в здании будет находиться до 50 тысяч людей! Скоростные лифты, эскалаторы, шумоизоляция, самовыдвигающиеся кресла, автоматические системы уборки помещений, наличие радиосвязи в здании – все это должно было стать неотъемлемой частью внутреннего облика Дворца Советов.

Наследие Дворца Советов

Фундамент здания был готов к 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны строительство Дворца Советов по понятным причинам оказалось приостановлено.

Единого мнения, почему от строительства Дворца Советов пришлось отказаться, нет до сих пор. Иногда указывают на плохие геологические условия, неприспособленные для такой тяжелой постройки. В иных источниках отмечают, что в случае новой войны Дворец невозможно было бы замаскировать, и он неизбежно стал бы легкой мишенью для противника. Урбанисты обращают внимание на то, что для свободного расположения Дворца Советов нужно было снести ряд густонаселенных кварталов и передвинуть некоторые уже существующие архитектурные памятники, например, здание ГМИИ имени А. С. Пушкина. Кроме того, существует точка зрения, что необходимость возведения Дворца Советов отпала по идеологическим причинам: теперь не обязательно было доказывать миру, что в СССР прогресс шагнул достаточно далеко, чтобы осуществлялись самые смелые и грандиозные планы. К тому времени уже появился московский метрополитен, в успешное строительство которого не верили многие зарубежные специалисты. После Великой Отечественной войны меняется и статус СССР, сыгравшего решающую роль в победе над нацистами.

Несмотря на неудачу в осуществлении великого замысла, несозданный Дворец Советов оказал огромное влияние на вид современной столицы. Без проекта Дворца не было бы других сталинских высоток, наличие которых сейчас во многом определяет облик Москвы.

Проект Дворца Советов в Москве, современная 3D модель.

5 декабря 1931 г. был взор­ван храм Христа Спасителя. Незадолго перед этим объявили международный конкурс на проектирование главного здания страны - Дворца Советов, место под которое расчистил взрыв храма.

Алексей Щусев.

Автор неосуществлённого проекта Дворца Советов Борис Михайлович Иофан

Проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана

Как считает Юрий Волчок, профессор МАрхИ, дело здесь не в личных предпочтениях Сталина. Ставший привычным за два века помещичий дом с колоннами в большей мере соответст­вовал представлению народа о главном здании страны.

Изображение Дворца Советов на Плане города Москвы, составленного и изданного в 1940 году Геодезической конторой Управления планировки г. Москвы

Остался подземный вход

Здание Казанского вокзала, архитектор Алексей Щусев.

Дворец советов (Дворец Верховного совета СССР). Изображение выполнено в 3D Max по проекту 1930-х годов

Этот градостроительный проект советской власти стал самым выдающимся примером инженерной и архитектурной мысли. Правда, только на бумаге.


Н.С. Атаров/Московский рабочий, 1940.

Дворец Советов – самый знаменитый и грандиозный из неосуществленных проектов советской власти. Задуманный еще в начале 1920-х годов, он должен был стать центральным сооружением и символом новой страны – здесь планировалось разместить органы государственной власти и даже бассейн, а также проводить сессии Верховного Совета СССР и массовые демонстрации.

Гигант до неба

Макет Дворца Советов, разработанный московским архитектором Борисом Иофаном в 1934 году, из коллекции музея истории и реконструкции Москвы.

Макет Дворца Советов, разработанный московским архитектором Борисом Иофаном в 1934 году, из коллекции музея истории и реконструкции Москвы.

Помимо символического значения, Дворец Советов имел другую, не менее важную ценность – он должен был стать архитектурным манифестом советской власти, которая к началу 1930-х уже отворачивалась от идей конструктивизма в поисках нового большого стиля. Победителем международного конкурса на проектирование здания-гиганта стала команда советских архитекторов под руководством Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на набережной. До конца жизни архитектор сожалел о том, что главный проект его жизни так и не был реализован.

100-метровый Ленин вместо рабочего

Главный фасад Дворца.

Главный фасад Дворца.

Б. М. Иофан, В. Г. Гельфрейх, В. А. Щуко

Предполагалось, что дворец сможет вместить одновременно до 40 тысяч человек. Главный вход, обращенный в сторону Кремля, должны были украшать статуи Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В архитектурном отношении монументальное сооружение, щедро украшенное барельефами с символами советской власти, ознаменовало бы собой переход от авангарда к сталинскому ампиру.

От заседания до купания

Дизайн зала героики Гражданской войны.

Дизайн зала героики Гражданской войны.

Н.С. Атаров/Московский рабочий, 1940

Дворец Советов задумывался как одно из самых передовых в техническом отношении зданий мира. Здание планировалось оснастить скоростными лифтами, подъемниками, системами очистки воздуха, многофункциональными залами с гигантскими медиаэкранами. Так, одной из новаций должна была стать трансформирующаяся сцена, которая при необходимости могла превращаться в… бассейн.

Перестройка центра Москвы

План Москвы в соответствии с Генеральным планом реконструкции. Под номером 5 — Дворец Советов

План Москвы в соответствии с Генеральным планом реконструкции. Под номером 5 — Дворец Советов

Союз Архитекторов СССР

Построить Дворец Советов планировалось недалеко от Кремля, на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. От него до Лубянки предполагалось прорубить проспект Дворца Советов и расходящиеся лучами магистрали, соединяющие разные части города с центром. Для этого, в частности, предполагалось полностью уничтожить всю дореволюционную застройку центра города, за исключением нескольких особенно ценных зданий. В их числе – Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на Волхонке, который ради расширения магистрали должны были передвинуть в сторону. Грандиозным планам градостроителей и архитекторов помешала Вторая мировая война.

Бассейн вместо дворца

Бассейн

Бассейн "Москва", 1977

Возрождение проекта после смерти Сталина

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Новая Москва"

Александр Медведкин/Мосфильм, 1938

После смерти Сталина к идее строительства Дворца вернулись лишь однажды: в 1956—1958 годах провели новый конкурс на лучший архитектурный проект. Правда, разместить здание планировалось не в центре, а на юго-западе Москвы, недалеко от Московского государственного университета. Однако и от этих планов вскоре отказались – страна стояла на пороге оттепели и очередной градостроительной революции. Сталинский ампир с его монументальностью и огромными бюджетами навсегда ушел в прошлое.

Читайте также: