Сообщение о правилах гигиены и техники безопасности при выполнении физических упражнений

Обновлено: 02.07.2024

Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

· К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

· На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;

· Учащиеся , имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

· После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения;

· Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

· На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

· После физической нагрузки учащимся нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Техника безопасности на уроках физкультуры до начала занятий

· Ученики должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке. Мальчики и девочки должны переодеваться в раздельных помещениях. На занятие ученик должен выходить в спортивной форме и обуви;

· Перед уроком необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой – браслеты, перстни, часы и так далее.;

· С разрешения учителя школьники могут приходить на место проведения урока;

· Перед уроком физкультуры с разрешения преподавателя ученики могут аккуратно подготовить спортивный инвентарь;

· Услышав команду, у чащиеся должны встать в строй для начала проведения урока физкультуры.

Инструкция по мерам безопасности на уроках физкультуры во время занятий

· Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

· Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

· Выполняя групповой забег на короткую дистанцию, бежать только по свой дорожке;

· При забеге для минимизации риска падения и столкновения после пересечения финишной черты школьник не должен резко останавливаться;

· Нельзя выполнять прыжки на рыхлом, скользком или неровном грунте, также нельзя приземляться после прыжка на руки;

· Перед выполнение упражнений метания необходимо удостоверится в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя стоять справа вблизи от метающего, находится в зоне броска во время упражнения и ходить за снарядами без разрешения учителя;

· Во время упражнений выполнять соответствующие правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений и так далее;

· Учащимся запрещено несанкционированно менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, баловаться и мешать проведению занятия;

· При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Меры безопасности на уроках физической культуры после занятий

· При необходимости и с разрешения учителя у чащиеся убирают спортивный инвентарь;

· Учащиеся после разрешения учителя по физкультуре организованно и спокойно покидают место спортивных занятий и идут в раздевалку;

· Учащиеся переодеваются в школьную одежду и обувь;

· Учащиеся хорошо моют с мылом руки и умываются.

Меры безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения учащихся.

ВложениеРазмер
material_po_teme_pravila_soblyudeniya_lichnoy_gigieny.docx 63.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сулейманова Лала Юрьевна

учитель физической культуры

Введение ______________________________________________ 2

Основная часть _________________________________________ 3

Глава 1 Основы гигиены физической культуры _______________ 4

Глава 2 Гигиенические правила при занятиях физическими

упражнениями ___________________________________ 6

2.1. Личная гигиена в процессе занятий физическими

2.2. Где можно заниматься физкультурой _____________________7

2.2. Личная гигиена________________________________________8

2.3. Гигиенические требования к спортивной одежде_____________8

2.4. Гигиенические требования к спортивной обуви _____________ 9

2.7. Вывод _______________________________________________10

2.8. Список использованной литературы ______________________12

Н.А. Семашко утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Именно поэтому необходим тот багаж знаний, который позволит нам избежать серьёзных ошибок при физической активности и самосовершенствоваться от занятия к занятию, а для этого он должен знать базовые принципы как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры.

Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную и воспитательную. Такой подход содействует физическому развитию детей и подростков, готовит их к трудовой деятельности.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Отношение школьников к соблюдению личной гигиены в процессе занятий физическими упражнениями, к сожалению, не стала для многих потребностью.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения школьника в активные знания, соблюдения личной гигиены в процессе занятий.

К объективным факторам относятся: содержание занятий и направленность учебного процесса по физическому воспитанию, состояние здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска, эстетическое восприятие спортивного зала, площадки, раздевалок и т.д.

О влиянии субъективных факторов на формирование у школьников мотивов, побуждающих их к самостоятельному изучению материала и соблюдению личной гигиены, - это понимание личностной значимости, духовное обогащение, развитие познавательных способностей, соблюдения режима дня, исключение вредных привычек, поддержание физического и интеллектуального здоровья.

Поэтому в процессе занятий физическими упражнениями педагог должен формировать у детей и у их родителей представление о личной гигиене: гигиене спортивной одежды, обуви, спортивного зала и спортивной площадки.

Глава 1. Основы гигиены физической культуры

Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.

Под гигиеной понимают науку о здоровье, о правильной организации отдыха и труда, о предупреждении болезней, о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья людей, укрепление здоровья и продление жизни.

Гигиена физической культуры и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой, на здоровье занимающихся.

Основными факторами оказывающими влияние на организм занимающихся являются:

∙ факторы внешней среды — условия, в которых проводятся уроки физической культуры;

∙ организация и содержание занятий физическими упражнениями;

∙ объем, длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями;

∙ техническое оснащение и состояние спортивных сооружений;

∙ спортивная одежда и обувь для занимающихся физической культурой;

Основная задача гигиены физического воспитания состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и улучшении состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой.

К основным гигиеническим средствам, выполнение которых необходимо при организации занятий физическими упражнениями относятся:

∙ оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,

применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

∙ оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.

Глава 2. Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями

Гигиена — основа санитарии, а, следовательно, безопасности человека.

Чтобы уроки физической культуры принесли ребёнку максимальную пользу - необходимо проводить их под контролем врача, соблюдая при этом основные правила гигиены.

Выполняя физические упражнения, следует учитывать состояние здоровья ребёнка - его анатомические и физиологические особенности. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование, на основании которого он зачисляется в одну из медицинских групп: основную, подготовительную, специальную.

В течение всего учебного года на уроках лёгкой атлетике, по спортивным играм, гимнастике, лыжной подготовки и т.д., учитель инструктирует учащихся о технике безопасности, рассказывает о понятиях личной гигиены, что в неё входит, как правильно соблюдать правила личной гигиены в процессе занятий физической культурой.

2.1. Личная гигиена в процессе занятий физической культуры – это, прежде всего безопасность своего здоровья, которая включает в себя: соблюдение принципов доступности, последовательности даваемых упражнений и нагрузок, обязательная разминка, соблюдение правил техники безопасности при беге, прыжках, гимнастических упражнений, занятиях на лыжах, спортивных играх, на соревнования и т.д.

Например: не выполнять прыжки на не ровном, скользком грунте, не приземляться на руки, если выполняются прыжки в длину с разбега, то обязательно разрыхлить песок. Также необходимо проверить отсутствие

посторонних предметов, проверить на сухость спортивные снаряды; убирать инвентарь в отведённое место для хранения.

Упражнения не должны выполняться на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки.

Обязательно закалывать длинные волосы, убирать все колющие предметы:

длинные серьги, кулоны, громадные кольца, браслеты и т.д.

Занятия на открытом воздухе при низких температурах требуют специальной одежды и обуви.

Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы наблюдения и учета как субъективных (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник. Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю физического воспитания.

Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30 или 15 с последующим умножением результата на 2 или 4.

2.2. Где можно заниматься физкультурой

Заниматься физическими упражнениями можно только в специально предназначенных для этого местах. Нельзя заниматься на запылённых площадках, вблизи загрязнённых территорий. Специальные физкультурно-спортивные помещения всегда должны быть чистыми и хорошо проветренными. Большое значение для спортивной работоспособности имеет температура воздуха в зале, которая должна быть не менее 17°С. , т.е. должна соответствовать гигиеническим требованиям.

После каждого занятия в спортивном зале следует проводить влажную уборку.

Крайне важно перед занятиями, на занятиях и после них соблюдать правила личной гигиены.

2.3. Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила:

правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.

Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Ежедневное тщательное умывание, уход за полостью рта, регулярное мытье всего тела, после душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп. Заботиться о чистоте одежды, жилища, закаливание организма. Для предупреждения инфекционных заболеваний необходимо также соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими вещами (мочалкой, полотенцем, носками, обувью, расческой и др.).

Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, так как пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе.

Личная гигиена подразумевает уход за собственной обувью, одежды и предметов, повсюду окружающих человека.

2.4. Гигиенические требования к спортивной одежде

При выборе спортивной одежды необходимо руководствоваться не модой, а ее профессиональной пригодностью к выборной деятельности. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть легкой и не стеснять движения, изготавливаться из эластичных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, чтобы впитывать пот и не препятствовать теплоотдаче. Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять для защиты от ветра, дождя, снега. Необходимо, чтобы спортивная одежда соответствовала климатическим условиям. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла,

а в жаркое - не препятствовать теплоотдаче.

Спортивную одежду следует надевать только на занятия и желательно стирать после каждого занятия.

2.5. Гигиенические требования к спортивной обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, обеспечивала правильное положение стопы. Тесная обувь приводит к деформации стопы и затрудняет нормальное кровообращение, свободная - способствует появлению потертостей. Лучшим материалом для спортивной обуви является натуральная кожа, которая обладает мягкостью и хорошей гигроскопичностью. Спортивная обувь должна защищать стопу от механических ударных воздействий при беге и прыжках, не иметь скользкую подошву.

Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.

Заболевания и травмы при физической активности связанны с нарушениями гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак) в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания.

Так же большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. В связи с этим образовательному учреждению необходимо организовывать деятельность, направленную на повышение компетентности родителей в этой области. Современное образовательное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья их детей. Формы взаимодействия могут быть различны: тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации для родителей, организация совместных занятий родителей и детей и другие формы взаимодействия.

Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

Физическая культура — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Техника безопасности — вид деятельности (система организационных и технических мероприятий, защитных средств и методов) по обеспечению безопасности любой деятельности человека, в том числе и трудовой деятельности.

Спортивное оборудование и инвентарь — устройство, приспособление узкоспециального назначения, используемое при занятии различными видами спорта. Спортивный инвентарь — термин, обобщающий использование различных спортивных снарядов, приспособлений, устройств, механических и электронных средств, использование которых предусмотрено правилами соревнований по отдельным видам спорта.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры, направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Утомление или усталость — физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности. Длительное утомление может привести к переутомлению, которое опасно для здоровья человека

Физические упражнения — элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

Физическая культура. 6-7 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

Физическая культура 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций [М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торчкова и др.] под ред. М.Я. Виленского. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 239 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Проведение занятий физической культурой связано с обязательным соблюдением требований безопасности. Как показывают наблюдения врачей, большое количество травм возникает из-за неправильной подготовки мест занятий, использования неисправного инвентаря и оборудования, а также несоблюдения гигиенических правил.

Необходимо всем соблюдать правила техники безопасности при занятиях физической культурой.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

(Единичный / множественный выбор;

Информация о тестовом вопросе:

В чем, по мнению врачей, состоит причина возникновения большого количества травм? Выберите все правильные ответы.

- неправильной подготовки мест занятий;

- использования неисправного инвентаря и оборудования;

- несоблюдения гигиенических правил.

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

- неправильной подготовки мест занятий;

- использования неисправного инвентаря и оборудования;

- несоблюдения гигиенических правил

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Выберите тип интерактивного теста:

Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Информация о тестовом вопросе:

Что включает в себя гигиена физических упражнений? Подчеркните все правильные ответы.

- использование все оздоровительных средств;

- улучшение здоровья занимающихся;

- разносторонняя физическая подготовка;

Информация об ответах


Занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни

Дети, постоянно занимающиеся физкультурой, лучше усваивают учебный материал, укрепляется костно-мышечная и нервная система. Физические упражнения усиливают работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям.

При выполнении физических упражнений нужно создать следующие гигиенические условия:

  • надеть легкую свободную одежду;
  • убрать и проветрить помещение;
  • принять меры по предупреждению травм;
  • заботиться о чистоте кожи.

Физические упражнения должны сочетаться с закаливающими процедурами.

Закаленный ребенок меньше подвержен негативному воздействию как низких, так и высоких температур.

Основные принципы закаливания:

  • постепенное увеличение доз закаливающих процедур;
  • регулярность;
  • учет индивидуальных особенностей организма.

Роль закаливания особенно велика в профилактике простудных и острых респираторных заболеваний.

Закаливание и физическая культура являются важнейшими элементами личной гигиены и физического воспитания.


Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятия и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

Вводные положения

Во время проведения занятий по ФК необходимо исключить возможность:

- травм при падении на неровной поверхности;

- травм при нахождении на небезопасном расстоянии от мебели, бытовых приборов и т.п.;

- травм вследствие плохой разминки;

- травм при столкновении в ходе выполнения гимнастических упражнений;

- травм в ходе несоблюдения правил проведения подвижных игр в домашних условиях.

Для минимизации рисков необходимо выделить для ученика хорошо освещенное, хорошо проветриваемое пространство, площадью не менее трех метров в радиусе.

Ученики, имеющие частичное освобождение от занятий по ФК, занимаются по теоретическим заданиям.

Ученики обязаны заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой.

При выполнении упражнений запрещается жевать жевательную резинку и употреблять пищу.

После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

До начала занятий

Ученики должны переодеться в спортивную обувь и форму. Необходимо снять с себя все украшения, предметы, представляющие опасность: браслеты, перстни, ремни т.п.

Одежда должна быть свободной и не стеснять движения учащегося во время проведения занятия. Длина спортивных штанов не должна быть ниже пятки. Спортивная обувь должна соответствовать размеру ноги и иметь нескользящую подошву. Обувь должна быть легкой.

Во время занятий

Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации учителя по технике безопасности при проведении занятий ФК на дому.

Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой.

Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, во избежание травм.

Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия на неровной, нестабильной, скользкой поверхности (ковры, скользкий пол, плитка, кафель), нельзя приземлять после прыжка, переводя вес тела на верхние конечности.

Во время выполнения упражнений соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений с мебелью, бытовыми приборами и т.п.

Для предотвращения столкновения частей тела с мебелью и бытовыми приборами, необходимо проверить недосягаемость всех предметов до ученика во время выполнения движений.

Для профилактики травмоопасных ситуаций следует убрать с пола все мелкие предметы в радиусе трех метров.

При выполнении упражнения следуют соблюдать технику выполнения данного упражнения.

При ухудшении самочувствия во время занятия незамедлительно прекратить его, сообщив учителю дистанционно.

После окончания занятий

Ученики моют руки с мылом и теплой водой, умывают лицо (по возможности принимают тёплый душ)

Переодеваются в повседневную одежду.


-75%

Читайте также: