Человек и окружающая среда обж 5 класс сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Шавалиева Екатерина Владимировна, учитель биологии МБУ СОШ №71.
Цель урока: Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, а также о здоровье человека и способах его укрепления. Сформировать понятие о факторах среды.
- доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- учить составлять экологические алгоритмы, находить и исправлять ошибки в этих алгоритмах;
- развивать речь, обогатить словарный запас;
- развивать логическое мышление; активность, самостоятельность;
- формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава;
- воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки, тесты.
Междисциплинарные связи: экология, география.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, анатомия, физиология.
1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок. Организация учеников на восприятие материала, создание положительного эмоционального фона. Приложение-слайд № 1.
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением!
И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
2. Введение в урок. Мотивация к изучению новой темы (создание достаточного информационного поля, которое позволит изобретать) Звучит спокойная музыка.
Давайте все вместе прочитаем поговорку, которую вы видите на доске: "Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял". Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его? Подберите слова, которые на ваш взгляд характеризуют здорового человека. (Ответы учащихся.) Приложение-слайд № 2.
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Приложение-слайд № 3.
4. Самостоятельная работа, её обсуждение. Создание ситуации, способствующей самостоятельному поиску решений проблемы.
Поняв, что такое здоровье, мы можем указать факторы, которые его укрепляют. В тетрадях в виде словосочетаний набросайте алгоритм того, что нужно делать каждому человеку, чтобы оставаться здоровым:
- четкий режим дня
- правильное питание
- полноценный сон
- гигиенические процедуры
- высокая двигательная активность, чередование различных видов деятельности
- постоянное общение с природой
- непринятие вредных привычек
5. Демонстрация образца (формулы здоровья). Сравнение, обобщение, создание ситуации успеха.
- Можно ли ваши ответы отнести к данным категориям?
- Согласны ли вы с данной формулой?
Приложение-слайд № 5. На интерактивной доске при обсуждении делаются соответствующие надписи.
6. Музыкальная физкультминутка. Разрядка, переключение на другую работу.
А сейчас мы – исследователи. Работа со словарями и поиск в сети интернет.
- От какого слова образовано прилагательное ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ? ( Экология – экос – от греческого дом, логос – учение; наука о нашем общем доме)
- А что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).
- Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).
- Что же такое экологическая безопасность? (Это защита от вредного воздействия испорченной, загрязненной окружающей среды).
8. Проблемная ситуация.
Доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье; воспитание чувства осознания единства с окружающим миром, экологической культуры, бережного отношения к природе.(Звучит спокойная музыка)
- Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний. Какой он, наш мир, какого цвета, чем он наполнен?
- Я уверена, вы готовы к работе.
Демонстрация слайдов, сопровождающаяся пояснениями учителя. Приложение-слайд № 7.
Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды. Приложение-слайд № 8.
Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах. Приложение-слайд № 9.
- Лес – это легкие нашей планеты. Приложение-слайд № 10.
- Почва – поверхностный слой суши. Главным ее свойством является плодородие, за счет чего и возможно существование всех живущих на суше организмов и человека.
- Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)
- Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не изменять природу).
- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
- Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Приложение-слайд № 11.
- Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства. Приложение-слайд № 12.
- Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе. Приложение-слайд № 13 .
- Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. Приложение-слайд № 14.
- Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Приложение-слайд № 15.
- Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди. Приложение-слайд № 16. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологический кризис. Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!
9. Самостоятельная работа. Создание ситуации, способствующей самостоятельному поиску решений проблемы, дать представление об ответственности человека за состояние природы.
- На доске вы видите несколько недописанных фраз, попробуйте их дописать. Тогда у нас получатся правила бережного отношения к природе. (Звучит спокойная музыка.)
- Сортируя мусор,… сохраняешь леса.
- Починив подтекающий кран, …бережёшь воду.
- Изучая природу, … узнаёшь, как ее сберечь.
- Охраняя растения, …бережёшь чистый воздух.
10. Обращение к теме урока. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, подведение итогов работы на уроке.
- Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
11. Домашнее задание, рефлексия. Итог, выражение собственного через рисунок, рефлексия.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
Звучит спокойная музыка. Приложение-слайд № 19.
- Теперь представьте себе, что над вами висит чудесная звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу.
- Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете… Будем беречь нашу планету!
- Попытайтесь к следующему уроку с помощью рисунка выразить вашу экологическую радость.
О кружающая среда претерпела огромные изменения за последние столетия.
К ак только люди осознали это, то стали предпринимать меры по охране природы.
Р уководство стран стало понимать, что от международного сотрудничества зависит
У спешное решение проблем окружающей среды.
Ж изнь на планете постепенно стала меняться в лучшую сторону.
А ктивно включились в работу по защите окружающей среды
Ю ристы, учёные и даже дети.
Щ едро делились своими знаниями и люди, неравнодушные к проблемам экологии.
А нималист, орнитолог Питер Скотт
Я сно осознавая, что назрела необходимость сохранить редкие и исчезающие виды,
С тал инициатором создания Красной книги.
Р астёт теперь количество заповедников и национальных парков в различных государствах.
Е жегодно проводятся научные конференции по решению проблем окружающей среды.
Д жеральд Дарелл стал основателем Фонда охраны дикой природы.
А исследователь Жак - Ив Кусто создал фильмы о проблемах Мирового океана.
В оздух, вода, почва очень сильно загрязнены.
О кружающая среда стала небезопасна для здоровья самих людей.
Х ватит ли нам разума для того, чтобы успешно решить проблемы окружающей среды?
Р ационально использовать природные ресурсы?
А ведь только тогда можно будет не опасаться за свою жизнь и судьбу детей и внуков.
Н аступит ли время расплаты? Это зависит от каждого из нас.
Е сли мы осознаём эту опасность, то должны бережно относиться к окружающей среде.
Человек — часть природы, он живет и развивается по ее законам.
Человек появился на земле, как и все, что его окружает, благодаря природным силам, их многовековому развитию, Человек — частица природы.
Его окружает воздух, вода, без которых не возможна жизнь на Земле.
Только в единении с природой человек может существовать — жить. Природа дает человеку воздух, без которого нельзя прожить больше 5 мин.; природа дает человеку воду, без которой нельзя прожить несколько дней. Земля (её недра и почва — ее плодородный слой) дает человеку хлеб, тепло, одежду и много других вещей, без которых человек не сможет жить настоящей, полноценной жизнью. Но и в природе самого человека есть силы, которые развивались вместе с человеком. Эти силы закреплялись и программировались в клетках человека. И эти силы продолжают жизнь людей на Земле. Человек рождает подобного себе и так будет всегда. Семена подсолнечника рождают поле желтых фонариков, от коровы рождается теленок, курица дает жизнь цыпленку, белочка вынашивает бельчат. И так во всей природе: каждый вид создает себе подобных. И на Земле ничего вечного нет: одни живут несколько часов (мотыльки), другие — столетия (дуб).
Не вечен на Земле и человек. Жизнь его длится, в среднем, 60-80 лет. Но человек — самое умное существо на Земле, поэтому он должен так строить свою жизнь, чтобы передать ее будущим потомкам.
Человек — хозяин природы. А поэтому должен вести себя как хозяин: быть внимательным ко всему живому, не причинять никому боль. За это он будет вознагражден.
Здоровье твоё и твоих близких зависит от здоровья природы.
Основных элементов природы, с которыми человек сталкивается в обычной жизни, несколько. Назови их, проанализировав схему:
Природа | |
неживая | живая |
(вода, воздух, солнце, почва) | (растения, животные, человек) |
Человеку необходима природа. Но если мы не можем существовать без воздуха, воды, пищи, то их должно быть в достаточном количестве и хорошего качества. Потому что, если человек дышит грязным воздухом, пьет грязную воду, ест недоброкачественную пищу, он загрязняет свой организм. А такой организм плохо работает, начинает болеть. Человек должен заботиться о природе так, чтобы она дарила здоровье, без вреда для себя приносила людям свои плоды, которые человек, опять-таки, использует для укрепления и приумножения своего здоровья.
Компоненты окружающей среды:
1) земля 2) недра, полезные ископаемые 3) почва 4) водные ресурсы (поверхностные и подземные) 5) воздух 6) растительный мир 7) животный мир 8) озоновый слой атмосферы 9) околоземное космическое пространство Все вместе они создают условия, благоприятные для существования жизни на нашей планете. Окружающая среда – это та часть мира, которая находится к нам ближе всего и напрямую взаимодействует с человеком, а также другими организмами : животными, растениями и так далее. По этой причине она оказывает большое влияние на жизнь каждого отдельного человека и всего общества. Но так же и человек может воздействовать на окружающую среду . И далеко не всегда это влияние оказывается положительным.
Антропогенный экологический фактор
По-другому влияние человека на окружающую среду называется антропогенным, или антропическим, фактором. В 1912 году российский учёный Георгий Федорович Морозов написал книгу под названием “Учение о лесе”. В этой книге он отметил, что человек может влиять на природу различными способами, и это можно считать самостоятельным экологическим фактором. Также Морозов поделил этот фактор на три категории: 1) прямое (первичное) антропогенное воздействие — строительство жилищ, вырубка лесов, сбор грибов и ягод, одомашнивание животных и т.д. 2) косвенное (вторичное) антропогенное воздействие — это влияние на промежуточном уровне. Сюда входит, например, осушение болот, изменение уровня грунтовых вод, радиационное загрязнение природы, повышение или понижение температуры, распашка земель и лесные пожары. 3) условное антропогенное воздействие — это влияние факторов живой (биотический) и неживой (абиотический) природы, которые были ослаблены или усилены. В наше время деятельность человека приобретает всё больший размах, теперь она охватывает не только всю поверхность нашей планеты, но и околоземное космическое пространство. Образование “озоновых дыр” в атмосфере, таяние ледников и глобальное потепление (в среднем по планете температура повысилась на 0,5 градуса) — всё это примеры негативного влияния антропогенного фактора на природу.
Защита окружающей среды
Для того, чтобы снизить уровень отрицательного влияния деятельности людей на природу, проводятся меры по охране окружающей среды . В их числе: 1) уменьшение количества вредных выбросов и промышленных отходов в воздух и водоемы, чтобы улучшить общее состояние экологии. 2) создание заповедников, заказников и национальных парков для того, чтобы сохранить природные комплексы и живые организмы. 3) ограничение охоты и рыбной ловли для защиты и сохранения определённых видов. В 20-м веке во многих европейских странах начали появляться движения в защиту окружающей среды. Их последователи предлагали многочисленные меры по охране природы, например безотходное производство, использование альтернативных энергетических ресурсов (солнечных, ветряных и других электростанций), переработка отходов и очистка сточных вод. Благодаря соблюдению данных принципов, возможно стабилизировать состояние нашей окружающей среды. Это очень важно, поскольку в настоящее время экология нашей планеты находится под угрозой, а значит и жизнь людей и других живых организмов. Все должны заботиться о Земле по мере своих сил.
Читайте также: