Буддийский новый год сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Обряды и значение буддийского Нового года

Год Мыши: новый 12-летний цикл и эпоха перемен

Впрочем, есть и ещё одна особенность предстоящего года, о которой нельзя не упомянуть. Исполняется ровно 30 лет с того момента, как после крушения Советского Союза в республике Бурятия Сагаалган был официально признан государственным праздником. В честь этого жителям Бурятии дадут дополнительный выходной день — 24 февраля, который в сумме с субботой, воскресеньем и Днём защитника Отечества образует четырёхдневный . В целом же Сагаалган, как обычно, будут отмечать до конца марта — на то он и Цаган Сар, Белый месяц.

Дугжууба, ритуальные костры и притча о бусинке

Но, прежде чем наступает черёд для богини и старца, проводится обряд Дугжууба, который приходится на 29-й лунный день, канун первого весеннего новолуния. В нынешнем году Дугжууба будет организован в Дацане Гунзэчойнэй вечером 22 февраля (начало в 19 часов).

Проведение обряда Дугжууба ламами Дацана Гунзэчойнэй, 2019 г.

В день Дугжуубы верующим рекомендуется провести капитальную домашнюю уборку, вымести пыль и сор и избавиться от старых ненужных вещей. Но ритуальные костры ни в коем случае нельзя разводить самостоятельно — очищающую целебную силу имеет лишь то пламя, которое освящено ламами.

Сумрак рассеивается: Палден Лхамо облетает Вселенную

Палден Лхамо. Буддийская танка, работа Николая Дудко, 1998 г.

Новый год, Сагаалган, считается наступившим, если в неверном утреннем свете верующий будет способен различить пальцы на своей вытянутой руке. Однако в эпоху электрического освещения и в условиях мегаполисов этот критерий уже почти не работает, поэтому точкой отсчёта для Нового года обычно считают 5 часов утра. К этому моменту в Дацане начинается утренний хурал Сидор Лхамо (в другой транскрипции — Цедор Лхамо), который завершится призывом благоденствия и благополучия (обряд Далага) и обменом хадаками (разноцветными ритуальными шёлковыми шарфами).


Торжественный обряд обмена хадаками в Дацане Гунзэчойнэй, 2019 г.

Сагаалган неотделим от образа загадочного Белого старца, который в образе отшельника с посохом в руках, в белоснежных одеждах и с огромной седой бородой выходит к людям. Многие считают его аналогом русского Деда Мороза, однако это не так: Белый старец — это божество из буддийского пантеона. Он считается богом, который не достиг нирваны и остался на земле, чтобы покровительствовать человеку и всему живому. Кроме того, старец приходит в канун весны, а не в середине зимы, как это делают Дед Мороз или .


Белый Старец. Буддийская танка. XX в.

Характерно, что в Бурятии, где буддийская иконографическая традиция активно взаимодействовала с православной и старообрядческой традициями, представления о Белом старце зачастую переплетались с образом святого Николая Чудотворца (Николая Угодника). Многие сибиряки до сих пор уверены, что в лике Николая Угодника православная церковь почитает Цагаан Эбугена. Та же белая борода, тот же строгий проницательный лик, те же чудеса, которых верующий ожидает от христианского Чудотворца. Нельзя не заметить и сходства, которое культ Белого старца имеет с культом Белого царя, распространённым в российском буддизме, или же с образом православного святого Фёдора Кузьмича Томского (но об этом мы напишем отдельно).

Подробная программа празднования Сагаалгана с расписанием особых торжественных хуралов и обрядов доступна на нашем сайте.

Два Санта Клауса

Новый год, наверное, самый любимый праздник на нашей планете. Неудивительно, ведь это прекрасный повод оставить невзгоды, горести, переживания в прошлом и с надеждой войти в светлое будущее. И хотя разные народы празднуют его по-разному, все одинаково пребывают в волнительном ожидании чуда.

Эта статья расскажет, как отмечают Новый год в буддизме, чем отличается торжество тибетцев от праздника приверженцев тхеравады, какие вкусности принято готовить на этот праздник и чем различаются буддийские новогодние традиции в разных уголках Земли.

праздник

Буддийский Новый год

Приходит Сагаалган, а это значит, что заканчивается тяжелое время зимовки домашнего скота и весна не за горами.

Со времени появления – с 13 века – до 1700 года эта традиция отмечалась осенью, по окончании сезонных работ, и лишь три столетия тому назад ее перенесли на привычный для нас период.

Это торжество вызывает у буддистов легкий трепет, ведь появляется возможность выбросить все неприятное, что накопилось за год. Однако для этого нужно тщательно подготовиться.

Перед праздником людям желательно выдержать однодневный пост, а также придерживаться чистоты в мыслях, действиях, высказываниях. Это поможет материальной и духовной оболочке человека очиститься от зла, скверны, отрицательных эмоций.

очистительный огонь и ламы

В этот же день члены семьи приглашают к себе почтенного ламу, чтобы провести специальный ритуал очищения, именуемый как Гутор. С приходом ночи они облачаются в белые наряды и накрывают праздничный стол, который ломится от изысканных кушаний. Трапеза проходит в узком кругу самых близких родственников: на походы в гости будет еще целых две недели впереди.

Что любопытно, даже в блюдах буддисты проявляют любовь к белому цвету, который символизирует чистоту и новые начинания. На ужине изобилуют именно белые вкусности: рис, творог, сметана, масло. Наконец верующие могут дать волю аппетиту и разгуляться, смакуя необычные блюда, которые часто готовятся только в единственный вечер в году:

  • саламаат – пшеничная, ячменная или ржаная каша с маслом и сметаной:
  • буузы – традиционные пельмени с бульоном внутри;
  • холисо – сладкое творожное угощение с черемухой;
  • шанешки – булочки со сладкой начинкой.

новогодние блюда

После того, как ужин окончен, остатки еды собирают в чашу, туда же кидают старые вещи, монеты, свечу и торму – фигурку человека, вылепленную из теста. Содержимое чаши – своеобразный откуп от зла и несчастий, который члены семьи вместе выкидывают в пустыре. Возвращаясь обратно, они боятся оборачиваться, потому что верят, что так можно вернуть только что выброшенные невзгоды.

Наутро нужно встать засветло либо не спать совсем. Время до рассвета можно заполнить чтением молитв и мантр, медитациями. А ранним утром придет Балдан-Лхамо – прекрасное божество, способное наградить счастьем и везением на ближайшее будущее. Однако благосклонность божества нужно заслужить – оно приходит, чтобы проверить, как готова семья к грядущему году: в доме должно быть убрано, дети – опрятны, домашние животные – сыты и ухоженны.

Божество Бурятия

Незадолго до праздника ламы-астрологи составляют прогнозы на год. В храмах монахи проводят службу, а когда часы пробивают 6 утра, главный монах наконец благоговейно объявляет о том, что новый год вступил в полноправную силу.

Через день приходит время поздравлять близких и дальних родственников. 15 дней буддисты празднуют, принимают гостей, сами посещают их и радуются торжеству новой жизни.

В 2018 году Сагаалган приходится на 16 февраля.

Тибетское торжество

Тибетский Новый год называется Лосар. Во многом он похож на традиционный буддийский Сагаалган, даже отмечается в тот же день. Но тибетцы – особенный народ, поэтому празднуют они тоже по-особому.

В бывшей столице Тибета – в Лхасе – к Новому году готовились в прямом смысле припеваючи. С песнями и танцами около 2-3 десятков тысяч монахов собирали топливо на все праздники, устанавливали флаги, украшали дома, развешивая на них ленты с гирляндами.

Ламы несут чай

Накануне праздника домочадцы готовят тесто на муке вперемешку с водой и им выводят благолепные узоры на стенах своего дома. Жизнь семьи в завершающий день года кипит: готовятся пироги, наводится порядок.

Особенно интересна традиция сродни современным печеньям с предсказанием: в первое утро года едят булочки с несъедобной начинкой. Наткнешься на пирожок с бумагой – преуспеешь в учении, с деревом – бойся бедности, с навозом – лови удачу за хвост.

В монастырях в честь проводов уходящего года устраивают традиционный обряд чам (цам) – удивительное зрелище, где танцуют монахи, надевшие маски, и миряне, вооружившиеся мечами.

Тибет праздник

Праздник в тхераваде

Школа тхеравады распростерлась по всей Юго-Восточной Азии и прочно укоренилась на Шри-Ланке, в Камбодже, Таиланде, Мьянме, Лаосе. Такие страны, как Китай, Малайзия, Вьетнам, Индонезия, Сингапур, приоткрыли дверь для ее традиций, а вместе с ними – для тхеравадинского Нового года.

Наступает он здесь немного позже, чем в остальном буддийском мире, а именно – в первую полную луну апреля. И народные гулянья кажутся скромнее – всего три дня против классических двухнедельных празднеств. Но обычаи все такие же интересные.

Возле храмов воздвигаются горки из песка. Это не просто бессмысленная забава, а символ центра создания мира в представлении приверженцев школы. Название ему – гора Мера.

Здесь же многочисленные статуи Будды Шакьямуни облачают в одежду монахов. В некоторых странах принят жест сострадания ко всему живому: для этого покупается рыба, а потом она выпускается обратно в воду. Тайцы же любят обливать водой скульптуры Пробужденного и друг друга.

Тайцы поливают водой друг друга и будду

В каждой школе буддизма свои особенности празднования, многовековые обычаи и забавные традиции, иногда похожие просто на ребяческие шалости. Но их объединяет главное – вера в счастливую жизнь, добрые силы и радужное будущее.


Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом.

Новый год - единственный праздник, который дошел из глубин древности до наших дней без изменения своего внутреннего звучания. Новый год оказался органично встроенным в систему праздничных календарей всех стран без исключения, заняв при этом ведущее место в каждом календаре. Во всех странах он был насыщен соответствующим мифологическим и ритуальным содержанием. Но, повторяясь, несмотря на поражающее воображение многообразие современных форм и традиций новогодних празднований, все они имеют все тот же общий символический смысл: избавления от проблем и неудач уходящего года, и обеспечения богатства, плодородия и процветания, то есть благосостояния и успеха в году грядущем.

Буддийский Новый год - монг. Сагаалган, тиб. Лосар.

Время празднования

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Например, российские буддисты, которые следуют вычислениям астрологов Буддийской традиционной Сангхи России, в 2006 году отметили Новый год, год Огненной Собаки с 29 на 30 января. В Тибете, ориентирующемся на вычисления астрологов Института Тибетской медицины и астрологии (Мен-цзи-кханг), Новый год наступил 28 февраля. В странах Юго-Восточной Азии (буддизма тхеравады), где используется индийский лунный календарь, первый месяц года выпадает на апрель григорианского календаря и отмечался 13 апреля 2005 года.

Традиции празднования

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдэн Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло)

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.

Обрядовая практика

При наступлении Нового года можно, обратившись к ламе (буддийскому священнослужителю), попросить его совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долголетие.

При наступлении вашего года (года Собаки, Лошади. ), желательно сделать обряд вхождения в год. Благоприятным временем для его проведения является Белый месяц.

Празднование нового года в разных странах буддизма

В Тибете Новый год стал буддийским с начала XV в., когда основатель школы Гелуг - великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам Чхенмо (Великую Молитву) в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение двух недель ежедневно в храме проводятся служба в честь одного из 15 чудес Будды.

Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь - женскую манифестацию бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома.

Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония - страна, в которой мирно уживаются несколько религиозных систем. В новогодней обрядовой практике занимают свое место и элементы буддизма: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах.

В странах Юго-восточной Азии (буддизма тхеравады) новогодние празднества продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру - центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сострадание к живым существам.

В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды.

В конце зимы – начале весны в новолуние начинается новый год по восточному календарю. Дата празднования исчисляется по лунному календарю буддийскими астрологами. Из-за различий в системах астрологических исчислений, даты праздника в разных странах могут не совпадать. Например, в России он наступает позже, чем в странах Азии.

Когда у буддистов наступает Новый 2022 год?

Буддийский Новый год Сагаалган 2022 или, как его еще называют, Праздник Белого месяца, ежегодно отмечается в первое весеннее новолуние, которое каждый год выпадает на разные даты в промежуток времени с конца января по середину марта.

Точная дата ежегодно определяется по лунному календарю. В 2022 году Сагаалган приходится на 1 февраля.

Традиции празднования буддийского Нового года

Мы расскажем о том, как празднуют Новый год буддисты. Этот праздник отмечают в течение месяца, и все это время считается благоприятным для проведения очистительных обрядов.

Верующие начинают подготовку к празднованию с уборки квартиры и двора. Чистота символизирует чистоту помыслов людей. Во время обряда гутор из каждого дома и души человека удаляют все плохое, что накопилось за год. Обряд совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи.

Согласно сложившимся традициям, в Буддистский Новый год после праздничной трапезы остатки пищи вместе с монетами, ветошью и свечой кладут в большую чашу. Сюда также помещают хадак – шарф, который дарят гостям во время приветствия – и вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет фигурку в виде человека (торма).

Как празднуют Новый год буддисты?

Как будет праздноваться Сагаалган в 2022 году? В преддверии этого праздника, а, точнее, за три дня до него, в буддистских храмах проводится специальный молебен для так называемых дхармапалам – десяти божествам-защитникам Учения.

Это божества, призванные защищать Учение. Из них наиболее почитаемой является богиня Шри-Дэви (тибетское имя Балдан Лхамо), покровительствующая столице Тибета Лхасы. Ее чтят, выделяя из множества прочих, и исполняя для нее особый молебен в последний день перед наступлением нового года.

Причем, оказывает эта богиня свою помощь не всем. Чтобы получить ее благословение, нужно не спать до шести утра, побывать на молебне в храме, или же читать в эту ночь мантры и выполнять установленные ритуалы, находясь в своем в доме.

По окончании торжественной службы – в 6 часов утра, настоятель произносит речь, поздравляя всех присутствующих с наступившим новым годом, и люди расходятся по домам. На Сагаалган целый день и ночь в храмах идут торжественные службы – хуралы, после чего настоятель поздравляет верующих.

Буддийский Новый год считается одним из главных и важных календарных праздников. Сагаалган отмечают в Бурятии, Туве, Забайкальском крае и на Алтае и в Калмыкии, где его первый день является выходным.

Рассказывая о том, как буддисты празднуют Новый год, надо сказать, что первый день принято проводить в кругу семьи. Важно, чтобы на столе присутствовала еда белого цвета – творог, сметана, масло и молоко.

Нельзя проводить первый торжественный день в гостях, праздновать необходимо в кругу близких и родных людей в своем жилище. Глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца, принеся дары от семьи. Преподносятся дары духу местности с просьбой о благополучии всех близких.

Начиная со второго дня люди ходят друг к другу в гости. К праздничному столу приглашают всех родных, друзей и соседей, отмечая с ними Буддийский Новый год и разделяя всеобщую радость.

Читайте также: