Белорусская народная педагогика сообщение

Обновлено: 05.07.2024

К основным средствам народной педагогики относиться: труд, устное народное творчество, игры, песня, танцы, традиции, обряды, обычаи. Труд – обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека.

Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые и дети. Простота и доступность народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании.

Традиции вот тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов к отцам, детям и внукам определенных уставов, норм и правил поведения и взаимоотношения людей. Воспитание нового человека невозможно без критичного восприятия традиционного воспитательного опыта, накопленного человечеством. Обычаи – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми, средство приобщения к определенному социальному и культурному опыту, который передается из поколения в поколение и регламентирует поведение людей. Обычаи сохраняются в бытовой сфере, морали, гражданских отношениях. Обряд – определенные символические действия, обусловленные тем или другим обычаем. Народные календарно-аграрные, семейные религиозные праздники отражают своеобразие быта и культуры народа и в яркой эмоциональной форме приобщают его к идеалам. От рождения до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который владеет высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. Белорусские народные песни содержат в себе определенный свод моральных требований, выработанных на протяжении многовековой истории народа. История, быт, культура народа находят свое отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, сюжетность, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

Методы воспитания в народной педагогике

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания:

труд, положительный пример, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет,

приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, соревнование,

упражнение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение,

поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, выговор, угроза,

Народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов народа в области воспитания, отраженных в народном творчестве.

Традиции – это свод обычаев, уставов, норм, правил поведения и взаимоотношений людей, передающийся из поколения в поколение.

Народная педагогика появилась и развивалась как результат необходимости передавать от поколения к поколению определенные трудовые знания, умения и навыки, а также правила и нормы общественного поведения, без которых была бы невозможной жизнедеятельность человека. На протяжении многих веков народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогические идеи проявились в трудовой деятельности, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве, семейном укладе жизни. На основе практического осуществления этих педагогических идей формировалась своеобразная система народного воспитания, которая включала трудовое, религиозное, нравственное, патриотическое, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Это обусловлено всей историей развития народа. Главным творцом хранителем народных педагогических традиций во все времена была крестьянская семья. Сформированный тысячелетиями уклад жизни белорусских крестьян создал специфическую воспитательную среду, своеобразный воспитательный фон, где в согласии действовали разнообразные средства, методы и приемы воспитания.

а) предостережение ее самой;

б) желание положительно повлиять на формирование плода и будущую жизнь ребенка;

в) разные советы, направленные на легкие роды;

г) сохранение детородной функции в будущем .

Для положительного формирования плода, по мнению белорусского народа, беременной женщине надо было строго придерживаться ряда правил. Нельзя переступать через веревку, чтобы ребенок не задушился пуповиной; не прикасаться к себе руками, если испугаешься пожара, чтобы у новорожденного не было красных пятен на теле; не прыгать через канаву; не лезть в окно — ребенок мог родиться мертвым. Старшее поколение считало, что различные физические патологии у детей возникали, если беременная женщина не следовала их предписаниям. Ребенок не будет расти и развиваться, если будущая мать переступит через веник, плаксивым, если она поссориться с кем–нибудь. Существовало убеждение, что ребенок будет похож на того, на кого посмотрит беременная женщина сразу после того, как услышит первое шевеление плода.

Во время приближения родов все родные прощались с роженицей и шли в другой дом или любое другое место, при этом ничего не говоря чужим людям, так как роды бывают наиболее трудными, чем больше людей об этом знает. С женщиной оставались только муж и бабка–повитуха.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Чаще всего роды проходили в бане, ее считали святым местом, так как вода обладает очищающим свойством. Чтобы облегчить роды, придерживались ряда символических приемов: обмывали замки, расплетали косы роженице, в церкви открывали двери. В особо тяжелых случаях укладывали беременную женщину на черный бараний кожух и просили мужа переступить через нее.

Кроме того, в белорусской народной педагогике можно найти ряд советов людям, которые встречаются с беременной женщиной. Беременная женщина воспринималась в Беларуси с опаской. Это объяснялось тем, что кроме своей души, она носила в себе душу ребенка, который еще не родился. По поверьям эта душа приносила вред людям. Считалось, что человек, который откажет в какой–нибудь просьбе беременной женщине, понесет убытки (его съедят мыши). Родственникам, соседям нельзя было пугать беременную женщину, чтобы не начались преждевременные роды.

Согласно народным поверьям мальчика можно зачать в ночь с понедельника на вторник, а девочку — в ночь с пятницы на субботу.

Принцип педагогизации окружающей среды. В воспитании маленьких детей принимали участие бабка–повитуха, мать и отец, сестры и братья, крестные родители, бабушки и дедушки. Родственники, а также соседи.

Через несколько дней после рождения ребенка (но не позже чем через неделю) родители выбирали крестных. В крестные (кумовья) выбирали по определенным критериям:

— предпочтение отдавалось богатым кумовьям, тогда и ребенок будет жить в достатке;

Крестным отцом мог быть старший брат матери или уважаемый и богатый родственник. У него было много обязанностей: участвовал в обряде крещения, а затем ритуальном обеде. Именно он выполнял древний обряд — первое пострижение волос ребенка. Крестная мать выполняла такие же функции, но ее влияние было значительно слабее.

В год, после совершения обряда подстрига, воспитанием ребенка начинал заниматься отец. Вместе с тем, до 4—5 лет дети полностью находились под опекой матери: она их кормила, досматривала, давала небольшие поручения.

Помогали воспитывать детей бабушки и дедушки. Они могли спеть им колыбельную, позабавить потешкой, делали первые игрушки. Бабушки шили, латали, а главное могли приласкать ребенка.

Трудной была судьба детей, у которых умерла мать и их воспитывала мачеха. Своим детям она давала цельное молоко, а неродным, как отмечают очевидцы, наполовну разбавляла водой.

Принцип имянаречения. Белорусы большое значение придавали имени ребенка. Считалось, что с именем связана судьба человека, его счастье, здоровье или наоборот несчастье, болезни. В некоторых семьях имена передавались из поколения в поколение (и дед, и отец, и даже все сыновья были Иванами). Бывало и так, что одного из сыновей, обычно старшего, называли в честь деда, а другого в честь отца. Давались имена наиболее хозяйственных, заботливых родственников, людей почитаемых в округе. Часто имя ребенку давали такое, которое соответствовало местным традициям, национальное (Алесь, Янка и др.), придерживались церковного календаря.

Новорожденным не давали имена умерших детей, так как считали, что ребенка может постигнуть такая же участь. Было широко распространено поверье, что если дать ребенку имя человека с плохими чертами характера — пьяниц, лодырей, преступников, то к ребенку вместе с именем перейдут и их отрицательные проявления. Имя мальчика в основном выбирал отец, а девочки мать.

Принцип оздоровительной направленности воспитания. В некоторых местах Беларуси сохранился обычай — при рождении ребенка посадить дерево. Считалось, что дерево является источником жизни и роста и даже влияет на судьбу ребенка.

Наиболее почитаемым деревом у славян был дуб, который символизировал силу, твердость духа.

Повсеместно в Беларуси матери кормили детей грудным молоком до 1,5—2 лет, а некоторые и больше — до 2—3 лет. Причем, как замечает Л. В. Ракова, дети часто стыдились своей привычки и старались, чтобы их в этот момент никто не видел. Они брали мать за руку и вели в дом или другое укромное место. Кормление грудью после года было чаще символичным, так как дети уже ели разнообразную пищу, которая готовилась в семье. Для того чтобы отучить от груди, детей уговаривали, а в некоторых случаях намазывали соски горчицей или чем–нибудь невкусным.

Как только ребенок научался ходить, его пускали на земляной пол, травку, песок, который был во дворе.

Принцип воспитания в труде. Этот принцип находил свое подтверждение еще до рождения ребенка.

У белорусов идеальной принято было считать многодетную семью, потому что благосостояние зависило от того, сколько в ней было тружеников. Молодой муж просил свою жену:Радзі мне дзевятьсыноў,А дзесятую дочку…Сыны будуць поле баранаваць,А дачка хустачкіткаць.

При рождении ребенка существовал такой обычай: бабка–повитуха обрезала пуповину мальчика на топоре, а девочки на прялке или ткацком станке, чтобы они выросли трудолюбивыми людьми.

К концу первого года жизни детей приучали самостоятельно мыться, причесываться, держать ложку в руке, пользоваться ею, справлять нужду в специально отведенных местах.

В белорусских семьях к маленьким детям относились с особым теплом, вниманием, нежностью. Их окружали любовью и лаской. Считали, что ребенку необходимо дать все, что он попросит, лишь бы не плакал. Детей называли ласково: Манечка, Степачка и др.

Традиции вот тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов к отцам, детям и внукам определенных уставов, норм и правил поведения и взаимоотношения людей. Воспитание нового человека невозможно без критичного восприятия традиционного воспитательного опыта, накопленного человечеством. Обычаи – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми, средство приобщения к определенному социальному и культурному опыту, который передается из поколения в поколение и регламентирует поведение людей. Обычаи сохраняются в бытовой сфере, морали, гражданских отношениях. Обряд – определенные символические действия, обусловленные тем или другим обычаем. Народные календарно-аграрные, семейные религиозные праздники отражают своеобразие быта и культуры народа и в яркой эмоциональной форме приобщают его к идеалам. От рождения до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который владеет высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. Белорусские народные песни содержат в себе определенный свод моральных требований, выработанных на протяжении многовековой истории народа. История, быт, культура народа находят свое отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, сюжетность, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

Методы воспитания в народной педагогике

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания:

труд, положительный пример, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет,

приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, соревнование,

упражнение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение,

поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, выговор, угроза,

проклинание, запугивание, обзывание и др.

1. Народная педагогика как часть культуры народа.

2. Уклад воспитания детей в белорусской семье.

3. Основные средства народной педагогики.

4. Методы воспитания в народной педагогике.

Ключевые слова: народнаяпедагогика, средстванароднойпедагогики,

традициивоспитания, методывоспитаниянарода.

1. Народная педагогика как часть культуры народа

Народная педагогика – это совокупность представлений, взглядов,суждений, убеждений, навыков и приемов народа в области воспитания.

2. Уклад воспитания детей в белорусской семье

Особенности воспитания в белорусской крестьянской семье :

- большая по количеству членов семьи;

- налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитанияи обучения детей;

- мать – главная воспитательница;

- участие в воспитании всех членов семьи;

- отец – непререкаемый авторитет в семье.

3. Основные средства народной педагогики

К основным средствам народной педагогики относятся :

4) устное народное творчество

10) народные песни

11) народные танцы

12) родная природа,

4. Методы воспитания в народной педагогике

В народной педагогике можно выделить много методоввоспитания:

труд, положительный пример, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет,приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, соревнование, упражнение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение,поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, выговор, угроза,проклинание, запугивание, обзывание и др.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технология

Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Истоки белорусской национальной школы берут свое начало в Древнерусском государстве, так как именно там были заложены основы дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси, в том числе на ее западных землях. Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IХ-ХII вв. зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии (988 г.).

Мудрость народной педагогики способствовала формированию у детей бережного отношения к природе, земледельческому труду и прививала им законы доброжелательности и вежливости, правила хорошего поведения. А поскольку большая часть детей в то время не обучалась в школе, народная педагогика играла главную роль в их воспитании и обучении.

Христианская культура, в отличие от языческой, которая была бесписьменной, нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности, необходимой для овладения христианской догматикой. Главным в системе христианского обучения стала работа с текстом. А это обусловило появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна на Руси еще до принятия христианства.


  1. Просвещение на белорусских землях в период древнеславянских княжеств. Деятельность К.Туровского и Е.Полоцкой.

В рассматриваемый период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители.

Образование белорусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религиозно-морального содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины. Распространяются работы по астрономии, математике, а также сочинения античных авторов. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики.

Таким образом, в IX—XIII веках на белорусских землях со становлением первых княжеств развивалось просвещение и образование, появились значительные памятники письменности и образования. Кроме того, стали известны имена целой плеяды белорусских просветителей.
Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110—1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.

Ефросинья основала два монастыря, где переписывать книги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.

Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.


  1. Гуманистические идеи Возрождения и их отражение в произведениях, включивших педагогическую проблематику. Ценность педагогического эксперимента В.де Фельтре.

Возрождение интереса к античной культуре стимулировалось и эмиграцией византийских ученых, бежавших с территории Греции, которую в XIV в. заняла Турция. Античный идеал гармонически развитой личности постепенно проникает в общественное сознание.

Глубокие перемены затронули мировоззрение, художественную культуру, науку эпохи Возрождения. В то же время школа, как общественный институт, осталась прежней, средневековой по содержанию, и формам образования. На это не могли не обратить внимания лучшие умы эпохи. Описания школы и учителей у писателей Возрождения носят выраженный сатирический характер.

Трактовка вопросов воспитания и образования в трудах утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы.


  • О всеобщем и обязательном обучении.

  • О равенстве образования мужчин и женщин.

  • Об обучении на родном языке.

  • О соединении обучения с трудом.

  • О самообразовании взрослых.

Гуманизм педагогического эксперимента В.де Фельтре.


  1. Педагогическая деятельность Я.А.Коменского.

Распространению грамотности способствует удешевление книг. Это произошло, благодаря созданию технологии книгопечатания: первая печатная Библия была издана И.Гутенбергом (1397–1468) в Нюрнберге в 1445 г.


  • перевод Библии на живые современные языки народов Европы;

  • перевод образования, традиционно основанного на изучении Библии, на национальные языки.

Насущной потребностью общества становится интенсификация труда учителя. Ответом на эту потребность стала деятельность Я.А.Коменского.
Жизнь и педагогическое творчество Я.А.Коменского (1592-1670).

Коменский предложил свою периодизацию детства, основанную на 6-летнем цикле:

От рождения до 6 лет – материнская школа.

От 6 до 12 лет – школа родного языка; она обязательна и для мальчиков, и для девочек.

От 12 до 18 лет – латинская школа, в которой учатся только мальчики.

От 18 до 24 – для самых любознательных и способных – университет.

Сформулировал основные принципы дидактики.


  • единое для всех начало и конец учебного года, приуроченные к окончанию и началу полевых работ;

  • объединение учеников в группы (классы) по годам обучения;

  • деление учебного дня на уроки по предметам.

Выдвинул актуальные и поныне требования к школьной дисциплине; требования к учителям.


  • о важнейших нравственных ценностях,

  • об основных пространственных, временных, количественных понятиях,

  • о важнейших природных явлениях

  • о мире, стране, населенном пункте, где живет семья,

  • о занятиях людей и о профессиях членов семьи и т.д.

Опираясь на свой опыт освоения классических и современных иностранных языков, при помощи текстов Библии, Коменский создает методику параллельных текстов. В современном педагогическом процессе эта система не используется в силу низкой эффективности, но известно, что ряд известных людей, обладавших незаурядными способностями (А.Пушкин, Л.Толстой, открыватель античной Трои Г.Шлиман) пользовались методом параллельных текстов для самостоятельного изучения иностранных языков.

Читайте также: