Башкирские народные сказки сообщение

Обновлено: 06.05.2024

Жили встарину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. Вскоре старики умерли. Маленький Абзалил остался один. От отца ему досталась только охапка лыка. Однажды Абзалил взял охапку лыка и пошёл к большому озеру. Погрузил охапку.

В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни одним ребенком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом. Сильно.

Когда-то, давным-давно, был старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали сыну сто рублей и велели идти учиться торговать. Аминбек не хотел быть торговцем, а хотел получить знания в науках и искусстве. Аминбек пришёл в один город, переночевал в заезжем доме, а наутро вышел.

Был у одного старика единственный сын, очень, говорят, не любивший утруждать себя: что отец не велит сделать - он только в затылке чешет. Однажды отец сказал ему: - Сынок, у скотины корм кончился, съезди-ка на луг. - Там на дороге - яма, как наедешь - арба переварачивается. Не поеду, - отказался сын. Отец: - Коль.

В давние времена был один богач. Звали его Саранбай, и был Саранбай жадным и скупым. Вот как-то собрался он ехать на ярмарку. Встал спозаранку и начал думать, чего бы взять с собой в дорогу поесть. А чего только не было у него: и овец, и коз, и гусей, и кур — всего было ровно по тысяче голов. Муки у него тоже было ровно тысяча.

Заяц и лев

Жил в одном лесу лев, и не было от него житья остальным зверям. Когда невмоготу стало терпеть бесчинства злого льва, обитатели леса устроили большой совет. Решили они послать ко льву зайца, который обещал перехитрить льва. Пришёл заяц к злому льву и говорит: - Звери решили бросать жребий, кому твоей добычей становиться. Сегодня не.

В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень тяжела. Однажды отправилась она куда глаза глядят и пришла к берегу реки. Увидела она сидевшего на берегу волка и говорит: - Здравствуй, волк! - Зачем пришла?- спрашивает волк. - Я ищу себе хозяина. Возьми меня к себе, - говорит.

Был когда-то старик со старухой, и была у них дочь. Когда дочь выросла, старик со старухой стали задумываться: какого бы ей найти жениха? — Выдам ее замуж за самого сильного на свете,—сказал старик. И вот, чтобы найти самого сильного, старик отправился в путь. Пришлось ему как-то итти по льду. Лед был скользкий, старик поскользнулся и.

Почему у зайца короткий хвост

Как-то раз решил лев раздать всем зверям хвосты. Приготовил он много разных хвостов, чтобы каждому хватило, развесил их на деревьях и позвал зверей выбирать. Пришли звери за хвостами, а заяц увидел, какой лиса себе хвост примеряет, и захотел такой же - большой и пушистый. Да второго такого не было. Стал тогда заяц у лисицы хвост отбирать. Она и.

Популярное

Как видно из названия этогй категории, она посвящается такому жанру устного творчества, как башкирские народные сказки. Здесь собраны произведения устного фольклора из тех, которые по каплям собирались учеными в течение 2-х веков по деревням с башкирским населением. Поэтому на нашем сайте вы можете читать башкирские сказки онлайн абсолютно бесплатно. Список башкирских сказок отсортирован по алфавиту.

Популярные

Новые

Очень хочется вас познакомить с удивительным миром башкирских сказок более детально, так как эти сказки очень отличатся от европейских и скандинавских. Конечно, это субъективное мнение, но в них больше теплоты и доброты.

И так начнем. Сюжеты башкирских сказок можно разделить на 3 группы:

1) Главный герой сказок — это представитель животного мира, например медведь, лиса или заяц и т.д. Эти сказки выражают обычаи и устои башкирского народа еще в далекие времена, когда у каждого было свое тотемное животное. Медведь был одним из главных –им даже запрещали кого-то называть. А заяц, например, был воплощением доброты и щедрости.

2) Второй вид сказок – это сказки про богатырей, которые сражаются с мифическими врагами (драконами и монстрами). Герои отличаются, по мимо физической силы, еще храбростью и самопожертвованием. Стоит отметить, что у большинства героев есть история их необыкновенного появления на свет - это может быть колено бабушки, капля крови и тому подобное. Удивительно, но среди могучих воинов встречаются девушки, которые так же обладают невиданной физической силой.

3) И последнее – это волшебные сказки. Они рассказывает нам про удивительных существ, которые борются между собой.

И отдельно хочется отметить, что в сказках сохранился уклад жизни народа, а также те предметы, которым башкиры предавали особенное значение.

Вы когда-нибудь читали или слушали башкирские сказки? Каких героев вы знаете и про кого более подробно рассказать в следующий раз?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жили в старину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. Вскоре старики умерли. Маленький Абзалил остался один. От отца ему досталась только охапка лыка.
Однажды Абзалил взял охапку лыка и пошёл к большому озеру. Погрузил охапку лыка в озеро, намочил его, сделал мочало и стал его вить: он хотел свить длинную верёвку. Пока он её вил, из воды вышел хозяин озера и спрашивает:
— Что ты делаешь, егет?
Абзалил ответил:
— А вот кончу вить верёвку и утащу озеро к себе домой.
Испугался хозяин озера и говорит:
— Оставь, егет! Не трогай озера. Дам тебе всё, чего ты захочешь.
Задумался Абзалил. Чего же просить ему у могучего хозяина воды? И решил попросить то, чего ему давно хотелось. А хотелось ему добыть хорошего коня. А это место славилось хорошими конями.
(По преданию, в старину в Башкирии водились дикие кони, которые паслись около больших озер. Об этих конях сохранилось много легенд.)
— Дай мне самого лучшего коня, тогда я и озеро оставлю на месте, — сказал Абзалил.
— Нет, егет! Не могу дать коня. Конь уйдёт — славы не будет у меня, — сказал хозяин озера.
— Как хочешь, дело твоё. А озеро я утащу, — сказал Абзалил и продолжал вить верёвку.
Хозяин озера призадумался. Подумал немного и говорит Абзалилу:
— Эх, егет, если уж ты такой богатырь и можешь утащить моё озеро, давай будем состязаться! Если ты победишь, я исполню твоё желание. Будем бегать наперегонки вокруг озера. Перегонишь меня — твоя и победа!
— Хорошо, — сказал Абзалил. — Только у меня есть младший брат в колыбели: если ты обгонишь его, тогда я буду состязаться с тобой.
— Где же твой младший брат?- спросил хозяин озера.
— Мой младший брат спит в кустах, пойди туда, пошурши хворостом — он сразу и побежит,- сказал Абзалил.
Хозяин озера пошёл в кустарник, пошуршал хворостом, и оттуда выбежал заяц. Хозяин озера бросился бежать за ним, но никак не мог догнать его.
Подошёл хозяин озера к Абзалилу и сказал:
— Ну, егет, давай состязаться до трёх раз! Теперь будем бороться.
Абзалил согласился. Он сказал:
— У меня есть дедушка восьмидесяти лет. Если ты собьёшь его с ног, то озеро останется за тобой. Мой дедушка лежит в тальнике. Поди ударь его палкой, тогда он будет бороться с тобой.
Пошёл хозяин озера в тальник и ударил палкой спящего дедушку. А это был медведь. Вскочил разъярённый медведь, схватил могучими лапами хозяина озера и тут же повалил его.
Хозяин озера еле вырвался из медвежьих лап. Он прибежал к Абзалилу и говорит:
— Силён же твой дедушка! А с тобой и бороться не стану!
После этого хозяин озера сказал Абзалилу:
— У меня есть шестидесятиаршинная пегая кобыла. Обнесём-ка её вокруг озера на своих плечах.
— Обноси ты первый, а потом и я попробую,- сказал Абзалил.
Хозяин озера поднял на плечи шестидесятиаршинную пегую кобылу и обнёс её вокруг озера. Потом он сказал Абзалилу:
— Ну, егет, обнеси теперь ты.
Абзалил бросил вить верёвку, подошёл к огромной кобыле и сказал хозяину озера:
— Я вижу, ты не так силен. Ты её на плечи поднимаешь, а я вот обнесу её промеж ног.
Сел Абзалил на лошадь и поскакал вокруг озера.
Хозяин озера видит, что теперь ему придется исполнить своё ебещание.
Он привёл самого лучшего коня и отдал Абзалилу. Хорош был конь: саврасый, резвый, норовистый, с твёрдыми копытами, мохнатой чёлкой и короткой гривой. Бабки у него были высокие, ляжки — как у зайца, грудь — как у коршуна, круп узкий, холка высокая, хребет — как у щуки, уши острые, глаза медные, щёки впалые, подбородок заострённый.
Сел Абзалил на саврасого коня-красавца и поскакал домой.
С тех пор, говорят, в Абзалилове водятся хорошие кони, а все егеты там храбрые молодцы.


В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не
достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни одним ребенком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом.
Сильно опечалился старик. Захватив с собой лук со стрелами, топор к поясу приладив, покинул он родной дом. Шел он, шел, пока не достиг подножья какой-то горы.
Там и присел отдохнуть. Ко сну стало клонить. И привиделся ему сон, — явился хозяин горы и говорит:
— Эй, дед, ты чего пригорюнился?
— Сколько лет на свете прожил, — молвил старик, — а ни одного сына не нажил. Вот помру, и переведется мой род. Потому и горюю.
На это хозяин горы отвечает:
— Без чьей-то смерти никто на свет не родится. Если сыном обзаведешься, сам умрешь.
Согласился старик. Тогда хозяин горы скрылся за камнем, а старик глубоко задумался. Вскоре камень, прислонившись к которому он сидел, начал содрогаться. Старик пробудился и, схватив топор, ударил им что есть мочи по камню. Оттуда, расколов гору, вышел юноша исполинского сложения. Подивился старик. А тот приблизился к нему и сказал, улыбаясь:
— Вот пришел я к тебе в сыновья.
— Добро, сынок, — обрадовался старик и обнял его. — Я ждал тебя всю свою жизнь.
Сын имел могучую стать и был красив. Пальцы у него были большие, как руки, а руки — как бревна, ступни — как лодки, плечи широкие, как луг, а тело могучее, как дуб.
— Сынок, возьми в таком случае мое оружие, — сказал старик и протянул ему лук, стрелы и топор.
— Отец, пусть твое оружие при тебе останется,- ответил молодец. — Для меня изготовим что-нибудь покрупнее.
Но старик не согласился:
— Нет, сынок, этот лук и топор остались мне от деда. Я их передам тебе. Отныне они будут твоими. Возьми, стрелами будешь птиц подбивать, топорм лес рубить.
Тот взял лук из рук старика и, приладив стрелу, тронул тетиву. Стоило ему чуть-чуть ее оттянуть, как лук с треском сломался. От того треска дрогнула гора, посыпались камни, и старик упал замертво.
— Алп. — хотел вымолвить что-то старик да не успел: испустил дух.
Поначалу растерялся силач. Но что делать, с почестью схоронил своего отца.
Наточил топор и, проверяя его остроту, положил на ладонь, точно лезвие бритвы. Потом углубился в лес. Там срубил высокий дуб и смастерил из него лук, выстругал дубовую стрелу, снабдив ее острым каменным наконечником. Из жил трех медведей свил тетиву и натянул ее на лук. Вооружился и пошел странствовать по свету.
Перевалив гору Урал-тау, сделал семь шагов и остановился. Там, где ступал, остались просторные поляны. Он присел отдохнуть. С противоположной горы заметила его девушка, дочь хана. Она жила в большой юрте, в которой могли уместиться два косяка лошадей. А сама она была богатыркой-красавицей. Подозвала к себе девушка незнакомца и спросила:
— Как твое имя, егет?
Он расстерялся. Не знал ведь, что у людей есть имена.
— А что такое — имя?
Девушка улыбнулась:
— Как к тебе обращаются люди?
Он ответил:
— перед смертью отец обратился ко мне со словом “Алп”.
— Выходит, ты Алп-батыр.Если сумеешь одолеть меня в борьбе, я пойду за тебя замуж.
Егет согласился и вступил с ней в единоборство.Семь дней, семь ночей боролись они.Наконец Алп-батыр победил могучую девушку. Сказал:
— Ну, красавица, выполняй свое обещание.
Девушка ответила:
— Моя душа давно с тобой. Я твоя, а ты мой. Померилсь силой, теперь будем вместе.
— Сначало назови свое имя, красавица, — сказал Алп.
— Мое имя Бархын.
— Бархын-хылу. Бархын-хылу. Владеет сердцем пусть хылу, — промолвил Алп-батыр и обнял девушку.
Свадьбу справили. Вместе жить стали. Родилось у них семеро сыновей, от которых, сказывают, происходят семь башкирских родов. Эти семь родов поселились на отрогах Уральских гор. Семь полян, где ступал Алп-батыр, стали местом для их яйляу.


Когда-то, давным-давно, был старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали сыну сто рублей и велели идти учиться торговать. Аминбек не хотел быть торговцем, а хотел получить знания в науках и искусстве.
Аминбек пришёл в один город, переночевал в заезжем доме, а наутро вышел на улицу.
Тут он услышал, как проходивший мимо глашатай возвещал:
— Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к такому-то человеку!
Аминбек тут же отправился к этому человеку и договорился за сто рублей обучаться у него письму в течение года.
Он научился писать так искусно, что мог сделать свой почерк похожим на почерк любого человека. Когда прошёл год, Аминбек возвратился к родителям. Родители были очень огорчены, что их сын ещё не научился торговать.
Старик со старухой дали ему сто рублей и опять отправили его: они велели ему на эти деньги научиться торговать. Аминбек поехал в один город, переночевал там, а наутро вышел на улицу. Тут он встретил глашатая, который кричал:
— Кто хочет научиться играть в сарташ (шашки), пусть идёт к такому-то человеку!
Аминбек обратился к этому человеку, уплатил сто рублей и стал учиться у него игре в сарташ. И он научился играть так хорошо, что стал побеждать самых лучших игроков.
Прошёл год, и Аминбек отправился домой.
Родители побранили его за то, что он зря переводит деньги и обучается пустякам. Затем они дали ему ещё сто рублей и велели, чтобы на эти деньги он научился торговать.
Как и прежде, Аминбек приехал под вечер в один город, заночевал, а поутру вышел на улицу и встретил глашатая, который кричал:
— Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к такому-то человеку!
Аминбек пошёл к этому человеку, уплатил ему сто рублей и стал учиться играть на скрипке. Прошёл год, и он так хорошо научился играть, что, пожалуй, во всем свете не было другого такого. После ученья Аминбек отправился домой.
Старик со старухой жестоко выбранили его за то, что он опять занимался пустяками. Им стало стыдно перед односельчанами, что у них такой непослушный сын; они продали дом, все свое добро и решили переселиться в другое место. Они добрались до одного города, проголодались в пути и решили купить хлеба. Но денег у них не было.
Рассердились они на Аминбека.
— Из-за тебя оставили деревню, из-за тебя без денег сидим,— ворчали старики на Аминбека и продали его одному владельцу каравана.
Однажды этот караван проходил по безводным местам, всех стала мучить жажда. Люди спустили ведро в колодец, но оно никак не могло дойти до воды. Тогда владелец каравана объявил:
— Кому-то из нас надо спуститься в колодец и во что бы то ни стало достать воды, иначе погибнем от жажды.
Владелец каравана посмотрел на Аминбека и сказал:
— Ну-ка, мальчик, спустись ты!
Аминбека обвязали верёвкой и спустили в колодец. Он осмотрелся кругом: воды в колодце не оказалось. Зато в одном углу лежала целая куча золота. Аминбек наполнил спущенное ведро золотом и крикнул, чтобы тянули. Люди наверху увидели золото, очень обрадовались и сейчас же спустили ведро обратно.

Аминбек опять наполнил его золотом. И так он отправил наверх сорок ведер

Благодарный заяц

БАШКИРЫ (самоназвание — башкорт) — это народ, живущий в России, коренное население Башкирии (1,02 млн. человек). Всего в Российской Федерации проживает 1,68 млн. башкир. Верующие башкиры — мусульмане-сунниты. Расовый состав башкир неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов. Башкирский язык относится к западной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеет разветвленную диалектную структуру.

БАШКИРИЯ (Республика Башкортостан) находится в Российской Федерации, расположена в Предуралье и на склонах Южного Урала. Площадь 143,6 тыс. км 2 . Население 4,09 млн. человек, из которых башкиры 25%, русские 39%, татары и другие. Столица — город Уфа. Башкирская автономная ССР в составе РСФСР образована 23 марта 1919 г., с 1992 года — Республика Башкортостан.

Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере — земледельческо-охотничьи племена ананьинской культуры, предки финно-угорских народов. В 1-м тысячелетии н.э. начинается проникновение на Южный Урал тюркских кочевников, к концу первого тысячелетия занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена сыграли решающую роль в формировании языка, культуры и облика башкир.

Первые письменные сведения о башкирах относятся к 9—10 вв. В формировании башкирского народа участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее, в 11—13 вв., кипчаки. В 13 веке территория Башкирии была захвачена монголо-татарами. После разгрома Золотой Орды башкиры оказались под властью Казанского, Ногайского и Сибирского ханств.

Присоединение к Московскому государству в 1552—57 гг. покончило с междоусобицей племен, способствовало сплочению башкирской народности. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счёт нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) мёдом и пушниной. В 1574 г. была основана Уфа.

Башкиры приняли активное участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева. Одним из его сподвижников стал поэт, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. После Крестьянской войны колонизация края усилилась. В конце 19 в. башкиры на своей территории уже занимали второе место по численности после русских. К середине 18 в. они потеряли около половины своих земель, а к началу 20 в. за ними сохранилось не более 20%.

Основным занятием башкир было кочевое скотоводство, из ремесел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи. В 17—19 веках башкиры начали переходить к земледелию и оседлой жизни.

После Октябрьской революции, уже в ноябре 1917 г., башкиры добились автономии, образовали Башкирское правительство. В 1919 г. был основан национальный Башкирский театр драмы им. М. Гафури. В результате Гражданской войны и голода 1921—1922 гг. население республики сократилось на 22%, вдвое уменьшилось число посевных площадей. Становление и рост промышленности Башкирии начался на рубеже 30-х гг.

В годы Великой Отечественной войны в Башкирию было эвакуировано около 100 предприятий страны, которые обеспечивали фронт вооружением, горючим, продовольствием. На территории республики были развернуты десятки госпиталей, Башкирия приняла 278 тыс. беженцев. После войны в 1950-е гг. Башкирия становится одним из центров по добыче нефти в стране, а также химической промышленности.

Читайте также: