Автопортрет ван гога сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Картина написана в стиле реализма. Ван Гог выбрал темный сиреневато-красный фон, чтобы выделить лицо, освещенное искусственным светом. Грамотно скомпоновав автопортрет, художник рисует себя пол-оборота, тщательно и грамотно моделируя объемы и формы головы с помощью плавно переходящих друг в друга оттенков. Автор тщательно подбирает краски, использует тонкую нюансировку, благодаря чему в изображении лица можно найти множество тонов охры, розового, желтого, лилового цветов, которые принимают то холодные, то теплые оттенки в зависимости от степени освещенности. В тенях кожа приобретает сиреневый или зеленовато-серый оттенок.

Все внимание художника сосредоточено на изображении лица. Особенно выразительно написаны глаза, внимательно и сосредоточенно глядящие на зрителя. Остальные черты написаны также очень тщательно. Одежде художник уделяет минимум внимания. Синий костюм и белый воротник рубашки написаны широкими беглыми мазками, без прорисовки деталей светотеневой моделировки форм.

Автопортреты Винсента Ван Гога и хронология его жизни


Ван Гог написал большое количество автопортретов, более чем кто-либо из других великих художников. Как и Рембрандт, Ван Гог тщательно изучал самого себя, и это было для него дорогой к познанию Вселенной. На этой странице представлены многие из его знаменитых автопортретов разных лет жизни, в которых сквозит отчаянная попытка диалога художника с самим собою и зрителем.

Van Gogh - Автопортрет в темной фетровой шляпе

Van Gogh - Автопортрет с перевязанным ухом

Van Gogh - Автопортрет в соломенной шляпе

1887 г.,
п., м.
34.9 х 26.7 см.,
Институт искусств, Детройт, США

Van Gogh - Ван Гог Автопортрет в серой шляпе

Van Gogh - Автопортрет

1889 г.,
х., м.
65 x 54 см.,
Музей Орсэ, Париж, Франция

Детали (нажмите на изображение)

Van Gogh - Ван Гог, автопортрет

Van Gogh - Автопортрет в фетровой шляпе

1887-1888 гг.,
х., м.
44 x 37.5 см.,
Музей Винсента ван Гога, Амстердам, Нидерланды

[ портреты ван гога ]

Van Gogh - Автопортрет перед мольбертом

Van Gogh - Автопортрет

Сентябрь 1888 года, Арль
Масло, холст, 62 x 52 см
Музей Фогг, Гарвардский университет, Кембридж

Van Gogh - Автопортрет

Сентябрь 1889 года, Сен-Реми
Масло, холст, 51 x 45 см
Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло

Van Gogh - Автопортрет

Осень 1886 года, Париж
Картина маслом, 40 x 30 см
Haags Gemeentemuseum, Гаага

Детали (нажмите на изображение)

Van Gogh - Автопортрет

Van Gogh - Автопортрет с японским принтом


Декабрь 1887, Париж
Холст, масло, 44 х 35 см
Публичная коллекция искусства (Цffentliche Kunstsammlung), Базель

Van Gogh - Автопортрет с серой фетровой шляпе

Март и апрель, 1887, Париж
Картон, масло, 19 х 14 см
Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам

Van Gogh - Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Van Gogh - Автопортрет с трубкой

Self-Portrait with Pipe

Весна 1886 года, Париж
Масло, холст, 46 x 38 см
Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Детали (нажмите на изображение)

Автопортреты Винсента Ван Гога

Это был последний автопортрет Ван Гога, подаренный в качестве подарка ко дню рождения его матери.

Детали (нажмите на изображение)

Хронология жизни Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог. 1853-1890: жизнь и творчество

1853
Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта в голландской деревне Гроот-Зюндерт (северный Брабант). Он был вторым ребенком Теодора Ван Гога (1822-1885), пастора протестантской церкви, и его жены Анны Корнелии, урожденной Карбентус (1819-1907), дочери переплетчика из Гааги. Винсента назвали в честь первого сына, родившегося мертвым ровно за год до этого.

1857
Родился брат Теодор, которого все называли Тео.

1861-1864
Учеба в деревенской школе в Зюндерте.

1864
Учится в частном пансионе в Зевенбергене. Изучает французский, немецкий и английский языки, практикуется в живописи.

1899-1868
Поступает в пансион в Тилбурге.

1868 Оставляет учебу и возвращается в Гроот-Зюндерт.

1871
Отец Винсента получает место викария в Хелвоирте в Брабанте, куда оно переезжает вместе с семьей.

1872
Проводит отпуск в доме родителей, затем навещает брата в Гааге. Начало интенсивной переписки между братьями.

1875
Май: Окончательные перевод в Париж. Продолжает пренебрегать работой, не удовлетворен отношениями с коллегами и клиентами; посещает музеи и галереи, в восторге от работ Коро и произведений голландских мастеров 17 века.
Октябрь: Его отец Теодор переведен в Эттен.
Декабрь: Проводит Рождество в доме родителей.

1876
Апрель: Приезжает в Рамсгейт недалеко от Лондона, здесь работает учителем, получая за работу только жилье и еду.
Июль-декабрь: Продолжает работать учителем и одновременно помощником проповедника в Айслуорте, рабочем районе в окрестностях Лондона. В ноябре произносит свою первую проповедь; намеревается посвятить свою жизнь проповедыванию среди бедных людей. В свободное время продолжает рисовать; посещает галерею Хэмптон-Корт. На Рождество приезжает к родителям в Эттен; обеспокоенные душевным состоянием сына, они препятствуют его возвращению в Лондон.

1877
Январь-апрель: По рекомендации своего дяди получает место ассистента в книжном магазине в Дордрехте. Ведет уединенную жизнь, изредка посещает церковь и переводит отдельные части Библии на различные языки; также рисует.
Май: убеждает отца в своем призвании быть священником. Уезжает в Амстердам, где готовится к вступительным экзаменам на теологический факультет. Живет в доме своего дяди Йоханнеса, управляющего городскими верфями. Берет уроки латинского и греческого языков и математики. Много читает, посещает музеи и рисует. Учеба не увлекает его и в конце концов, он бросает ее.

1878
Июль: Возвращается домой, затем едет с отцом в Брюссель. Здесь он намеревается пройти трехмесячный курс обучения проповедыванию. Поскольку учеба должна начаться только в августе, уезжает обратно в Эттен.
Август-октябрь: Поступает в Евангелистскую школу в Лакене недалеко от Брюсселя, но понимает, что ошибся в выборе профессии. Возвращается в Эттен.
Декабрь: Отправляется читать проповеди в Боринаж, бельгийскую угольную область недалеко от границы с Францией. Живет в крайней нищете, посещает местных жителей и читает Библию шахтерам.

1879
Январь-июль: Получил разрешение проповедовать в течение шести месяцев в Уэсмесе в Боринаже. Живет в лачуге, спит на соломе. Глубоко озабочен условиями жизни шахтеров, которым он старается помогать по мере своих возможностей. Его сочувствие бедным людям вызвало недовольство со стороны начальства Винсента, с ним отказываются продлить контракт, сославшись на недостаточность его риторических способностей.
Август: Едет в Брюссель для встречи с викарием Питерсоном. Показывает ему свои этюды, сделанные в Боринаже. Возвращается в шахтерскую область в Куэсмесе, где продолжает проповедовать на добровольной основе, не получая жалования. Остается здесь до июля 1880 года. Оказывает помощь бедным людям, несмотря на то, что сам пребывает в крайней нищете. Много читает, преимущественно Диккенса, Гюго, Шекспира, продолжает рисовать и проявляет все больший интерес к живописи. Переживает период глубокого душевного кризиса, который впоследствии отразится на чертах его характера. На время прекращает переписку с братом из-за критики со стороны Тео выбранной винсантом профессии.

1883
Сентябрь-ноябрь: После разговора с Тео принимает нелегкое решение расстаться с Син, с которой он прожил год. Уезжает один в Дренте, северную провинцию Голландии. Отправляется на лодке по ближайшим районам Амстердама, совершает долгие пешие прогулки. Так же как Либерман и его друзья Мауве, Раппард и Вееле, восхищен видами мрачных торфяных болот, расстилающихся перед ним. Рисует и пишет маслом сцены из жизни крестьян. Посещает деревню Звеелоо, где долгое время живет Либерман.
Декабрь: Приезжает в Нюэнен, в дом своих родителей. Здесь он остается до ноября 1885 года. В течение двух лет пишет около 200 картин в темных, землистых тонах. Кроме произведений Золя, читает теоретические работы по живописи Делакруа и Фромантена, обнаруживает тесную связь между цветом и музыкой (особенно музыкой Вагнера). Берет уроки музыки и пения. Родители хотят помочь ему. Несмотря на его эксцентричное поведение и необычную манеру одеваться, они разрешают сыну разместить рядом с домом мастерскую.

1884
Январь: Его мать сломала ногу и вынуждена долгое время оставаться в постели. Винсент заботливо ухаживает за ней.
Май: Переносит студию в помещение при церкви. Его посещает Раппард.
Август: Родители выражают недовольство его связью с Марго Бегеманн, их соседкой. Марго пытается покончить с собой.
Август-сентябрь: Пишет шесть картин, предназначенных для украшения столовой в доме ювелира Херманса в Эйндховене.
Октябрь: Раппард посещает его в Нюэнене.
Октябрь-ноябрь: Совместно с Раппартом берет несколько частных уроков в Эйндховене; они гуляют по городу, посещают музеи.
Декабрь: Пишет портретные этюды; до этого главными персонажами его картин были крестьяне и ткачи.

Август: Заводит дружбу с сельским почтальоном Жосефом Руленом, пишет его портрет. Через Милье посылает брату 35 своих картин. Пишет серию изображений подсолнухов.

Октябрь: После настойчивых приглашений Винсента в Арль приезжает Гоген. Живет и работает вместе с Гогеном.

Май: Несмотря на то, что чувствует себя лучше, по собственному желанию возвращается в приют для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль, недалеко от Сен-Реми-де-Прованс. Тео оплачивает здесь две комнаты для Винсента. Одна из них с видом на сад предназначена под мастерскую. Продолжает работать на открытом воздухе под присмотром служителя больницы Пауле; пишет главным образом пейзажи.

Июль: После посещения Арля страдает от сильных приступов, во время которых впадает в бессознательное состояние, память Винсента заметно ухудшается.

Декабрь: Отправляет Тео три посылки с картинами. В приступе безумия пытается отравиться красками.

Май: После последнего кризиса навещает Тео и его семью в Париже. Затем едет в Овер-сюр-Уаз недалеко от Парижа. Некоторое время живет в Сент-Обен, затем снимает комнату при кафе, принадлежащем чете Раву. Винсент избирает для жительства Овер, так как доктор Гаше, художник-любитель, знакомый со многими художниками-импрессионистами, соглашается присматривать за ним. Гаше восхищается искусством Ван Гога. В Овере Винсент пишет более восьмидесяти картин.

Июль: Навещает Тео в Париже, где также встречается с Тулуз-Лотреком. Винсент, расстроенный неприятностями Тео по службе и болезнью племянника, спешно возвращается в Овер. Пишет картину большого размера, изображающую поле в предгрозовую погоду. 23 июля пишет последнее письмо. После обеда 27 июля уходит из дома, возвращается затемно и запирается в своей комнате. По звукам, доносящимся из комнаты, супруги Раву понимают, что что-то случилось. Винсент признается им, что, пытаясь покончить с собой, тяжело ранил себя в грудь из револьвера. Гаше сообщает Тео о происшествии. 29 июля Винсент целый день сидит в кровати и курит трубку. Ночью он умирает. Винсент был похоронен на следующий день на городском кладбище в Овере. Кроме Тео, проститься с Винсентом приехали его друзья из Парижа, среди них Бернар и Танги.

1891
После смерти Винсента Тео Ван Гог тоскует. 25 января в Утрехте он умирает от душевного расстройства. В 1914 году его прах был погребен рядом с могилой брата.

Глядя на огромное количество картин и рисунков Винсента Ван Гога ( лишь сохранившихся и опознанных работ в каталогах существует немногим меньше двух тысяч), сложно поверить , что все они были созданы за одно десятилетие. И отдельный пласт в этом внушительном творческом наследии составляют изображения самого художника. Не многие живописцы , даже творившие всю свою жизнь до глубокой старости , оставили после себя столько автопортретов. И дело здесь вовсе не в самолюбии и самолюбовании.

Самостоятельная работа: автопортреты Винсента Ван Гога

Фрида Кало однажды сказала , что она так часто изображает себя , потому что собственное лицо она знает лучше всего. Для Винсента же лицо , судя по всему , было неисчерпаемым источником идей и полем для экспериментов. Первый автопортрет

художник написал лишь в 1886 году , и за последующие четыре создал их еще несколько десятков. Зачастую эти работы очень разнятся между собой , по ним можно проследить как используемые Ван Гогом техники и стили , так и перемены в душевном состоянии автора. Впрочем , можно сделать и еще одно печальное предположение: Винсент писал так много автопортретов из-за ощущения бесконечного одиночества.

1886. Темные времена

Винсент Ван Гог. Автопортрет в тёмной фетровой шляпе у мольберта

Винсент Ван Гог. Автопортрет с трубкой (трубка справа)

Винсент Ван Гог. Автопортрет с трубкой

Винсент Ван Гог. Автопортрет в темной фетровой шляпе

Винсент Ван Гог. Автопортрет

1887. Опытным путем

Когда Винсент в 1886 году приехал в Париж , здесь еще не до конца отгремела революция импрессионистов , и художник с радостью присоединился к этому мятежному движению. Ван Гог , обогативший свою палитру яркими оттенками , позаимствовавший у импрессионистов принципы работы со светом , а у японских живописцев — с композицией , трансформирует свои картины в нечто совершенно новое. И экспериментирует он прежде всего с собственным лицом. Большинство автопортретов , созданных Винсентом в 1887 году , существенно отличаются друг от друга по стилю и техническим приемам. Художник будто бы каждый раз по-новому видит собственное лицо. От былой реалистичности и мрачности не осталось и следа. Винсент уже не задвигает себя в темный угол , он предъявляет себя зрителю , смело глядя прямо на него ( 1, 2, 3, 4).

Винсент Ван Гог. Автопортрет (вариант 1887 года)

Винсент Ван Гог. Автопортрет (вариант 1887)

Винсент Ван Гог. Автопортрет 1887

Винсент Ван Гог. Автопортрет

Винсент Ван Гог. Автопортрет

Винсент Ван Гог. Автопортрет в серой фетровой шляпе

Винсент Ван Гог. Автопортрет

Винсент Ван Гог. Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой

Винсент Ван Гог. Автопортрет перед мольбертом

Винсент Ван Гог. Автопортрет с японским принтом

Винсент Ван Гог. Автопортрет

Винсент Ван Гог. Автопортрет в соломенной шляпе

Винсент Ван Гог. Автопортрет в соломенной шляпе

1888. Одинокий странник

Винсент Ван Гог. Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену

Винсент Ван Гог. Автопортрет

Винсент Ван Гог. Автопортрет в соломенной шляпе

Винсент Ван Гог. Автопортрет

1889. Кто я?

Все автопортреты 1889 года объединяет одна особенность: несмотря на то , что лицо художника обращено прямо к зрителю , несмотря на разные эмоции , написанные на его лице , взгляд Винсента на всех этих картинах снова направлен куда-то глубоко внутрь. Он будто бы потерял самого себя и изо всех сил пытается снова найти. В 1890 году , в последние месяцы жизни , Ван Гог не написал ни одного автопортрета. То ли он потерял себя окончательно , то ли просто не решился изобразить найденное.

Автопортрет - Винсент Ван Гог

"Автопортрет", о котором пойдет речь в этой статье, был написан голландским художником-постимпрессионистом Винсентом Ван Гогом в сентябре 1889 года. Работа (65 х 54 см; хлост, масло), которая, не исключено, является последним автопортретом Ван Гога, была создана незадолго до того, как он покинул Сен-Реми-де-Прованс (Франция) на юге страны. В настоящий момент "Автопортрет" принадлежит коллекции Музея Орсе в Париже.

"Автопортрет" 1889 года - один из примерно 30 автопортретов, созданных Ван Гогом за 10 летний период наиболее активной творческой деятельности. В совокупности автопортреты художника представляют важную часть его творческого наследия, а заодно и приоткрывают дверцу в сумбурный, подверженный голокружительным взлетам и падениям внутренний мир художника, который, так или иначе, отражался и на его внешности.

Ван Гог действительно писал себя часто и много, но не только по причине бесконечной влюбенности в собственную персону. Это объясняется еще и тем, что с деньгами на протяженнии всей жизни у Винсента было туго, и зачастую единственной моделью, которую он мог себе позволить, являлся он сам.

Ван Гог отправил картину своему младшему брату Тео, торговцу произведениями искусства, сопроводив ее письмом, в котором говорилось: «Тебе нужно будет какое-то время поизучать эту вещь пристальней. Надеюсь, ты заметишь, что выражение моего лица стало намного спокойнее, хотя глаза мои выглядят так же внушают тревогу, как и раньше. Но, возможно, так мне только кажется. "

Историки искусства Вальтер и Мецгер считают, что "картина не является ни попыткой приукрасить действительность, не реалистичной работой в целом. Здесь слишком много нервов, сумятицы, лихорадочного напряжения, которыми буквально веет от холста."

Растворяющиеся цвета и турбулентные узоры сигнализируют о чувстве внутреннего напряжения и стресса, выдавая истинное состояние души художника, находившегося под все более усиливающимся психологическим, физическим и эмоциональным давлением, которое, в конце-концов, достигло предела и привело к взрыву, а точнее, к револьверному выстрелу, поставившему финальную точку в мучительной и прекрасной жизни Ван Гога.

Впрочем, "прекрасной" жизнь Винсента можно назвать лишь применительно к нам - всем тем, кто восхищается творческим наследием художника.

Музей Орсе в Париже, куда "Автопортрет" поступил в 1986 году, считает, что "неподвижность модели резко контрастирует с волнистыми волосами и бородой Ван Гога, эффект которых отражается и многократно усиливается в галлюцинаторных арабесках фона холста.



Исследователи творчества Винсента Ван Гога (1853—1890) называют разные даты появления его первых автопортретов: январь — февраль 1886 года (конец антверпенского периода) или апрель — май 1886-го (начало парижского периода). Как бы там ни было, именно в 1886 году Ван Гог начинает пристально вглядываться в отраженный в зеркале собственный лик.



Автопортрет с трубкой. Париж, весна 1886.
Холст, масло, 46х38. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам



Автопортрет в темной фетровой шляпе. Париж, 1886.
Холст, масло, 42х33. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия



Автопортрет в фетровой шляпе. Зима, 1887-88. Холст, масло, 44х37.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия



Автопортрет в соломенной шляпе, зима 1887.
Картон, масло, 41х33. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия



Автопортрет перед мольбертом. 1887-1888. Холст, масло, 65х51.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия



Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой.



Луврский автопортрет, писавшийся в 1889 году в Сен-Реми, убеждает, что надеждам на выздоровление, на обретение уверенности не суждено было осуществиться. Фон портрета утратил организованность. Голубоватые и зеленоватые завихряющиеся, словно бы шевелящиеся мазки делают его подвижным. Те же цвета, слегка набирая силу, переходят на одежду, превращая фигуру в частицу беспокойного окружающего пространства. Зелено-голубые тона фона и одежды распрастраняются на лицо. И наконец, концентрируют эту неяркую, выцветшую голубизну глаза. Причем голубой зрачок, как обычно в портретах, не контрастирует с глазным яблоком и кожей лица — он почти сливается с ними по цвету. Единственное, что противостоит разливающейся повсюду блеклой голубизне, это ржавые оттенки волос, бороды и усов, переданные отрывистыми, колючими мазками. Они еще более оттеняют бескровность губ и землистую бледность кожи. Зыбок, неуловим окружающий художника мир, в такой же мере, как и его сознание.
Автопортреты Ван Гога можно назвать исповедальными. В каждом новом автопортрете художник раскрывает душу, откровенно, без утайки. Он ведет непрестанный диалог с самим собой, признаваясь себе во взлетах и поражениях, в надеждах и утратах. Исповедь Ван Гога трагична, просветы в ней редки.









Автопортрет с трубой и стаканом




Автопортрет в темной фетровой шляпой и с мольбертом

Читайте также: