Автомобильное сообщение с норильском

Обновлено: 02.07.2024

Шёл второй день как мы покинули Норильск и огибая отроги плато Путорана пробивались всё дальше и дальше на восток Таймыра.

До Хатанги оставалось еще около 350 километров и впереди нас ждал один из самых тяжелых участков этого заполярного "дикого" таймырского зимника - волок между реками Хета и Аваам.

Нас окружала невероятная красота арктической лесотундры, за бортом стояла звенящая тишина и захватывало ощущение полнейшей безлюдности этих суровых мест.

Выйдя из машины, поработав немного лопатой стало понятно, что впереди нас совсем недалеко идёт тяжело груженная колонна грузовиков.

Теперь наша скорость на многих участках упала до 3-5 км/ч и местами мы практически полностью тонули в этой грузовой колее, мечтая как можно быстрее обогнать этих арктических дальнобоев.

Наконец, впереди показалось четыре неимоверно перегруженных КАМАЗа, которые с огромным трудом пробивали себе колею в старом переметенном следе.

В рацию послышалось как мужики вели беседу о том, что надо бы передохнуть и попить чаю - это шанс их обогнать.

КАМАЗы были непростые, а трех и четырехосные вездеходы и каждый из них тащил за собой тяжеленный прицеп.

У одного этого был контейнер, у второго - бочка с топливом, а у третьего и четвертого - сани с двумя легковыми автомобилями.

Я много повидал за время путешествий по Северу, но чтобы вот так доставляли автомобили зимой в труднодоступные поселки - увидел впервые.

Мало того, что глубокий снег-пухляк давался этим грузовикам очень непросто, так они еще тащили за собой такие тяжелые прицепы.

Каждый маневр им давался с огромным трудом. Мы уперлись в колонну и наблюдали за тем, как первые грузовики с машинами на прицепе пытаются пробить себе колею и организовать стоянку. Наконец, один из КАМАЗов глубоко подсел в глубоком снегу. Пришлось отцеплять прицеп и пробивать себе новый путик, а потом возвращаться за своим грузом.

Разговорились с мужиками, оказывается они идут на Хатангу - туда же куда и мы. Везут разную технику, снегоход и автомобили. Идут тяжело уже пять дней и впереди начинается самый тяжелый для них участок, который отнимет не менее полутора недель времени.

Сначала мне показалось, что это не самое простое и дешевое решение с доставкой крупногабаритного груза в Хатангу, но я ошибся.

В Хатанге мне рассказали, что самый быстрый и дешевый способ привезти в село технику - зимой по "дикому" зимнику. Летнюю навигацию ждать очень и очень долго: сначала груз идет из Красноярска до Дудинки, потом из Дудинки до Хатанги морем, а по цене выходит не сильно дешевле.

Тут же можно решить вопрос не только быстрее, но и дешевле. Вот только не многие берутся за такую тяжелую работу. Более 500 км по дикому таймырскому зимнику выдержит не каждый человек и не каждая техника.

К каждому сезону машины готовят очень основательно - техника должна успеть совершить несколько рейсов до весны.

Мужики пожелали нам удачи и мы попытались их обогнать по свеже-нарезанной колее, но неудачно и сразу крепко подсели в следе от бочки с топливом. Пришлось впервые за долгое время достать лебедку и высвободиться из снежного плена.

До Хатанги мы добрались через 3дня, а арктические дальнобои смогли привезти свой ценный груз в это отдаленное северное село только спустя неделю.

Небольшой отдых и снова в рейс на Норильск, ведь весна уже скоро и это будет у них уже последний рейс. До нового сезона.


Добрый день, кто знает, проехать можно до Норильска на фуре ? … Если можно, по какому маршруту ! Предлагают груз … какую ставку озвучить ?

Комментарии 16



Нет туда дороги. Сейчас только до Архангельска или Мурманска, а дальше на пароход до Дудинки, а там 100 км, и в Норильске).


Если тебе предлагают такое, значит заказчик не предстваляет где Норильск находится


нет, представляет, это нормальная практика запроса тарифа.


Все-таки не представляет. Если бы представлял, то разбил бы доставку на два этапа: Москва — Красноярск и Красноярск — Норильск. От Красноярска, если на Норильск ходят, местные подберут — у них машины под это заточены и водилы особенности зимника знают. И расценки там другие.

Зимник — это очень специфично. В отчете бензовоз видел? — Там только такие ездят. Неважно — иномарки или Уралы с Камазами, важно — полный привод, большой дорожный просвет, цепи, лопаты и прицепы или единички, а не фуры. Там углы перегиба дороги такие бывают, на которые седло тягача не рассчитано. А очень часто зимники бывают ведомственные — без пропуска от Газпрома или Сибнефти какой-нибудь (кто зимник прокладывал) не пустят.

Набери в поисковике "фура на зимнике" — что фото, что видео даст понимание.


Если тебе предлагают такое, значит заказчик не предстваляет где Норильск находится

Заказчик скорее всего знает где находится и сколько стоит доставка туда, просто ищет лоха который согласился за меньшие деньги поехать. А потом проблемы перевозчика (договорились доставляй как хочешь).


Что еще раз говорит о том, что заказчик глупый. Найдет лоха, лох разложится на зимнике с грузом и в итоге придется искать местного плюс кран на перекинуть груз. А еще разложится в каком-нибудь неудобном для перегрузки месте — 100%.


Забудь. Я уверен, что твоя фура заточена либо под трассу, либо под зимник. Скорее всего под трассу, а там зимник — одна треть или четверть пути. Если опыта нет и машина не подготовлена — никакой ставки не хватит, да еще и машину там оставишь.

Дорога Красноярск – Алыкель — Норильск

Второй способ добраться до Норильска – это речным путем по реке Енисей на теплоходе. Путь не близкий и занимает то 4 до 7 дней. Но если никуда не торопитесь, можно проплыть и полюбоваться красотами сибирской природы. Правда, воспользоваться им можно только летом.

Ну и последний, третий путь – это по северному морскому пути из Мурманска, но это не самый лучший вариант, хотя и круглогодичный.

Осень в тундре

Улетала я в конце сентября. В Красноярске на тот момент ещё было тепло и солнечно.Полет занял примерно два с половиной часа. Всю дорогу землю не было видно, её прятал плотный покров облаков. Тогда я первый раз летела на самолете и ещё не могла себе представить, сколько мне придется летать потом.

Когда самолет начал снижаться, стало видно землю. Более унылого пейзажа я ещё не видела. Тундра вокруг аэропорта была серой и мертвой. Но это было только начало. Сам аэропорт Алыкель оказался вполне приличным для маленького заполярного города. Недавно его реконструировали, а до этого, по словам местных, он очень походил на сарай. По прилету все пассажиры проходят паспортный контроль. Раньше город был закрытым, и попасть в него можно было только по официальному приглашению родственников или друзей. Сейчас попасть в город может любой желающий.

От аэропорта до самого Норильска около 50 км. Добраться можно тремя видами транспорта. Первый – это такси. Стоить будет примерно 1200 рублей. Второй – это маршрутное такси (газель на 9-10 посадочных мест). Стоимость 350 рублей. И последнее – это автобус. Стоит 30 рублей, но его придется порядком подождать.

Вообще на территории Норильского промышленного района находится три завода: Надеждинский металлургический завод, Никелевый завод и Медный завод. Они окружают Норильск с трех сторон. Поэтому не менее двух раз в неделю город накрывает газовое облако с одного из заводов. Прожив немного в городе, начинаешь отличать, с какого именно завода газ: по запаху и характерному привкусу во рту.

Никелевый завод и озеро Долгое

Никелевый завод и озеро Долгое

И вот спустя примерно час, наш автобус въехал в город. Все междугородние автобусы приезжают к автовокзалу. Автовокзал в Норильске меня удивил своими размерами и обустроенностью. Там всё сделано для людей. Здание имеет три этажа, где на первом этаже расположились и магазинчики, и кафе, и аптека, и даже фонтан. Там же располагаются выходы к платформам, оборудованные телевизорами, чтобы пассажиры могли дожидаться свой автобус в помещении, а не на улице. На втором этаже находится городской многофункциональный центр, где можно воспользоваться услугами паспортного стола и регистрационной палаты. На третьем этаже находится отделение миграционной службы города.

Город 69 параллели

Теперь расскажу немного про сам город. Вообще Норильским промышленным районом является группа населенных пунктов. Они называются районами. Норильск – это центральный район. Так же есть Кайеркан, Оганер, Талнах и небольшой поселок Снежногорск.

Норильск довольно-таки маленький и очень компактный город. В первую очередь это связано с климатом. Дома строили близко друг к другу, чтобы не приходилось пешком преодолевать большие расстояния по городу во время метели. Самая неожиданная вещь в расположении домов – это наличие маленьких, узких проходов между рядом стоящими домами. Они также сделаны по климатическим соображениям, чтобы в метель и пургу не обходить дома.

Центральная улица Норильска – Ленинский проспект. Он тянется практически через весь город от площади Металлургов до Октябрьской площади.

Вот какой он, Ленинский проспект

Вот какой он, Ленинский проспект

Помимо Норильска, есть ещё Талнах, Кайеркан и Оганер. Там цены на жилье ниже, особенно в Кайеркане.

Высотка, стоящая на сваях

Высотка, стоящая на сваях

Когда мы переехали в Норильск в 2008 году, больше всего нас поразило, что на тот момент однокомнатная квартира стоила так же как шуба – около 80-100 тыс. рублей. Сейчас цены на квартиры намного выше. Одна из причин их повышения – в городе не строится новое жилье.

Прогуливаясь в первые дни своего пребывания по городу, я просто была шокирована техническим состоянием многих зданий. Начиная от трещин на домах размером с кулак, до домов-призраков, как я их называю. Дома-призраки – это дома, предназначенные для сноса. Основной причиной, приводящей дома к аварийному состоянию, является подвижка почвы под домом, так как все дома в городе стоят на вечной мерзлоте, на сваевых основания. Жилфонд города очень старый, поэтому каждый год всё новые и новые дома, и подъезды в домах приходят в аварийное состояние.

Дом-призрак

Ценовая политика в городе

Первый ценовой шок на продукты меня ждал в преддверии 2009 года. Это были цены на овощи. Килограмм огурцов стоил 500 рублей. Цены на продукты — это одна из больных тем города. К примеру, хлеб стоит в среднем 50-52 р. за булку, молоко – 55 р. за пакет. Цены на хлебобулочные изделия в городе самые высокие из всех, что я когда-либо видела. Но то же мясо стоит в среднем так же, как и в других городах России, с одной только оговоркой, что в городе нет свежей свинины или говядины. Всё мясо привозят замороженным, а если вы видите надпись охлажденное, то, скорее всего, его просто уже разморозили.

Хоть Норильск и не большой, но пешком по нему не находишься. И тут можно воспользоваться услугами общественного транспорта. Основной транспорт – это автобусы. Есть автобусы коммерческие — это обыкновенные автобусы марки ПАЗ или просто ПАЗики. Стоимость проезда в них 20 р. по городу и 30 р. межгород. Городские автобусы ходят по кругу по трем основным улицам города.

Климат

Метель – это, наверное, самое неприятное в этом северном городе. Первая моя зима началась 10 октября. Выпал первый снег и уже больше не растаял. Высота сугробов зимой достигает человеческого роста, а в тундре ещё выше. Температура бывает опускается ниже 50 градусов. Но не столь страшны морозы. Самое неприятное – это ветер. Когда на улице минус 30 и дует ветер в 10 м/с, туда лучше не соваться. Правда, на работу идти всё равно приходится. А если ещё работаешь на заводе за городом, то частенько приходится добираться до места назначения колоннами из автобусов, впереди которых едет снегоуборочная техника.

Я больше всего не люблю весну в Норильске. Ветра усиливаются и дуют практически постоянно. Снег начинает таять, образуя ледяную корку, по которой просто невозможно ходить. Кстати, один из плюсов города — коммунальные службы. Работают они просто замечательно. Чуть только выпадает снег, на улицах сразу появляются снегоуборочные машины в большом количестве и не исчезают уже до лета. Дороги постоянно посыпаются, правда, не песком, как в большинстве городов, а шламом. Шлам — это бросовый материал, который остается после переработки руды.

После короткой весны наступает не менее короткое лето. Температура летом максимум поднимается до 35 градусов, но это большая редкость. В среднем летняя температура около 20 градусов. В это время наступает полярный день. Солнце не скрывается за горизонтом, и ночью, без плотных штор, спать просто невозможно.

Вот и пришел в город полярный день

Вот и пришел в город полярный день

Летом город оживает. Начинает зеленеть трава, и кое-где зацветаю цветы. Но самое интересное происходит за городом, в тундре. Как оказалось, на севере всё-таки есть деревья. Правда, это в основном лиственницы и березы. Дорога из Норильска в Талнах летом становится живописнейшим местом. Вдоль дороги располагается множество баз отдыха, где горожане проводят выходные, гуляя по тундре и любуясь красотами короткого лета. Одно из красивейших мест, где мне удалось побывать – это база отдыха на озере Лама. Правда, плыть до неё на катере 6 часов.

Красота озера Лама

Красота озера Лама

Жизнь в городе

Оказавшись в Норильске, я и представить себе не могла, насколько там интересные жители. Норильск собрал в лице своих горожан всю географию России и ближнего зарубежья. Как я уже говорила, в Норильск приезжают в основном на заработки, поэтому стариков здесь очень мало. Все граждане, достигшие пенсионного возраста и имеющие жилье на материке, стараются по возможности уехать из Норильска. Кроме этого, в городе действуют программы для населения, помогающие людям перебраться в теплые края. Люди в Норильске очень доброжелательные и радушные. Хотя когда знакомишься с ними поближе, понимаешь, что каждый живет в своем маленьком замкнутом мире, таком же, как и этот маленький городок.

Инфраструктура

Когда в нашей семье встал вопрос о детских садах, оказалось, что в Норильске с ними не всё так плохо. Детских садов довольно-таки много и расположены они чуть ли не в каждом втором дворе города. Очередь в сады, конечно, есть, но куда без этого. Хотя большинство детей к 3 годам уже попадают в тот или иной детский сад. В последнее время администрация города совместно с руководством компании Норильский никель вплотную подошла к полной ликвидации очередей, в связи с чем в городе было построено три новых вместительных детских сада.

Новый детский сад в Норильске

Новый детский сад в Норильске

Медицина, как и везде в России, является одной из главных проблем города. И в основном это связано с нехваткой квалифицированных специалистов. Единственное медучреждение, оставившее у меня о себе хорошее впечатление – это родильный дом. И персонал там замечательный, и внимательный, и само здание в отличном состоянии. Конечно, в городе есть и больница, и две взрослые поликлиники, и детские поликлиники, и все они благодаря финансированию Норильского никеля в хорошем состоянии.

Погостили в Норильске, пора и домой

Новый переезд был труднее. Мы с мужем бросили высокооплачиваемые работы, продали квартиру, что после повышения цен оказалось не таким простым занятием. Приехав в Норильск с одной сумкой, уезжать обратно нам приходилось с большим количеством коробок.

Абакан – наш новый дом

Следующим городом для проживания мы выбрали Абакан, столицу республики Хакасия. Вещи отправили транспортной компанией, и обошлось нам это около 40 тысяч. Самолеты из Норильска до Абакана летают напрямую, поэтому долго скитаться и путешествовать нам не пришлось. Выбор на этот город пал по нескольким причинам. Во-первых, опять же волей случая, подвернулась возможность устроиться на хорошую работу. Во-вторых, после Норильска нам не хотелось жить в большом и шумном мегаполисе, а хотелось тишины и спокойствия. В-третьих, после серых пейзажей Норильска хотелось зеленых деревьев и голубых рек. Ну и четвертое – рядом живут родственники и друзья.

Новый район Абакана

Новый район Абакана

По сравнению с Норильском, город занимает большую территорию. Это связано с наличием протяженного частного сектора. Город неофициально делится на несколько районов:

  • Красный Абакан – частный сектор с дорогими коттеджами и дешевыми домишками.
  • Космос – район, имеющий славу бандитского, он слегка удален от цента Абакана.
  • МПС – район с частным сектором и высотными зданиями, расположенный с южной стороны железной дороги.
  • Юго-западный – район с типовыми высотками, расположенный рядом с МПС.
  • Гавань – район, расположенный вдоль набережной реки Абакан. Живут в этом районе в основном пенсионеры, так как он самый старый в городе.
  • Центр – район с основным скоплением высотных зданий, офисов и магазинов.
  • 4 микрорайон – район, расположенный на севере города. На данный момент самый новый и активно застраивающийся район.

Даже весной Преображенский парк в 4 микрорайоне радует глаз

Даже весной Преображенский парк в 4 микрорайоне радует глаз

Цены на недвижимость, как и во всех остальных городах России, во многом зависят от района. Так, в 4 микрорайоне однокомнатную квартиру можно приобрести за 2 млн.р, в то время как аналогичная в районе МПС обойдется в 1,6 млн.р.

Добраться из одного района в другой можно несколькими видами общественного транспорта.

  1. Автобус. Проезд на коммерческом автобусе без льгот обойдется в 14 р. Автобусов очень много, но добраться в некоторые части города на них нереально. С муниципальными автобусами дела обстоят ещё хуже. Стоимость билета чуть ниже, но чтобы дождаться его, потребуется большое количество времени.
  2. Такси. Стоимость такси зависит от места назначения. В среднем – это 100-150 р.
  3. Троллейбусы. Стоимость проезда 12 р., но добраться на них можно так же не везде.

Где же работа?

Новый спортивный комплекс Абакан

Новый спортивный комплекс Абакан

Больше всего нас подкупило в этом небольшом и спокойном городке:

  • огромное количество зеленых насаждений, парков, красивых аллей и цветов;
  • Возможность на выходные выбраться на природу, поближе к водоемам;
  • Лето здесь начинается уже в мае, а зима наступает в ноябре;
  • Температура летом большую часть времени превышает +20 градусов;
  • Большое количество интересных достопримечательностей и исторических мест.

В заключение своей истории переездов хочу сказать. Если вы молоды, одиноки, полны творческого потенциала, у вас нет ничего за душой — можете рвануть на крайний север, к суровому климату и возможности немного подзаработать. Но помните, что нет ничего дороже вашего здоровья и возможности наслаждаться жизнью каждую минуту!

Норильск - это город за полярным кругом недалеко от реки Енисей. Норильск изолирован от всех крупных городов России, а до ближайшего портового города Дудинка расстояние составляет около 90 километров.

Где находится Норильск

Норильск находится на северном рубеже Красноярского края в 90 километрах от реки Енисей. Севернее Норильска лишь полуостров Таймыр, где ввиду суровости климата и отсутствия транспортной инфраструктуры нет постоянно населенных пунктов. Несмотря на жесточайшие условия жизни, в Норильске все же проживает 117 000 человек и населения этого города постоянно увеличивается, хотя и небольшими темпами.

Основное число жителей города составляют выходцы из других регионов России, поселившиеся здесь лишь на рубеже 20 и 21 веков. Также в городе велика доля вахтовых рабочих. Несмотря на все сложности освоения регионов Крайнего Севера, Норильск вполне современный развитый город и является центром крупнейшего в России Норильского промышленного региона.

В Норильске очень затруднено гражданское строительство, поэтому многие проекты приходится разрабатывать специально для этого города. Большинство же зданий стоят на сваях, глубоко вбитых в грунт вечной мерзлоты.

Где находится Норильск и как туда добраться

Некогда в Норильске действовала несвязанная с основной сетью России железная дорога, но в 90-х годах Норильская железная дорога полностью прекратила обслуживание пассажирских поездов, а электрифицированные участки путей были демонтированы. Железнодорожный вокзал Норильска окончательно прекратил свое существование в 1999 году. Сегодня единственным способом попасть в крупные города Сибири и европейской России является авиатранспорт.

Проблемы Норильска

Расположенные в Норильске предприятия дают около 60% всех поступлений в бюджет Красноярского края, а уровень лишь разведанных природных богатств в окрестностях города превышает триллионы рублей.

Норильск наиболее загрязненный город мира и самый экологически неблагополучный город России. Как следствие, продолжительность жизни здесь на десять лет меньше чем в регионах европейской части России. Онкологические заболевания встречаются у жителей Норильска чаще в два раза. Кроме того, в Норильске очень продолжительная зима, которая длится с сентября по май.

Это всё, что в редакции Фактрума знали о Норильске до того, как прочитали подборку мифов и фактов о нём. Зато теперь мы знаем всё, и это очень интересно!

© Gelio.livejournal.com

1. В Норильске всегда холодно

Миф. В Норильске холодно не всегда. Около 9 месяцев в году. Зима примерно с середины сентября до середины мая.

Так о чем я? А! Нет, холодно не всегда.

2. В Норильске не бывает лета

Миф. В Норильске лето бывает. Но недолго.

Обычно в июле. Дней десять, иногда неделю. Какое это лето? Жаркое: +30–32 °C.

Как правило, наступает лето резко.

За пару часов температура может подняться на 20 градусов. Например, с +12 °C. Все вокруг надевают шорты-майки, ходят с голыми бледными ногами, обмахиваются панамками. Ветер вообще не дует, асфальт плавится. Но никто не в обиде. Все терпят и стараются выскочить на улицу, подставить солнцу какую-нибудь часть тела.

Часто бывает, что лето пришло, пока ты был на работе. Идешь, значит, по улице в демисезонных сапогах, несешь куртку под мышкой, а народ навстречу голый и в шлепках. И если по сторонам посмотреть, то сразу понятно, кто с работы идет, а кто давно дома и даже уже позагорал.

Во дворах часто сугробы за лето так и не успевают растаять. И пласты льда остаются лежать до самых осенних дождей. Ты в босоножечках аккуратно по ним пробегаешь — и на солнечную сторону. Там все в порядке.

3. В Норильске зимой можно замерзнуть на улице

Правда. Зимой температура опускается до -50 °C. А для смерти от переохлаждения достаточно и -3 °C. Так чтода, в теории человек может замерзнуть насмерть при такой низкой температуре.

Но на практике жизнь в экстремальных условиях формирует особые правила поведения и нормы. У норильчан в этом смысле все четко, и с морозом никто не шутит.

В Норильске к тебе на улице обязательно подойдет незнакомый человек сообщить, что ты, похоже, отморозил щеку. Если видят, что кончик твоего носа белый, то обязательно скажут или даже потрут варежкой. Ну и, конечно же, совершенно чужого, абсолютно незнакомого, может, даже и неприятного подвыпившего человека ни за что не оставят на улице. Поведут в подъезд или магазин греться, или вызовут такси и отправят домой.

4. В Норильске не чистят снег во дворах

В Норильске это сугробы. Сразу. По колено и выше. И завтра снега выпадет еще столько же. И послезавтра. И так каждый день в ближайшие полгода. Снег не тает. Из-за низкой температуры и сильного ветра он становится плотным, жестким, трамбуется, слепляется не в комочки и снежки, а в снежнокаменные глыбы. Выпавший снег остается лежать во дворах. Чистят только дороги, тротуары, проходы к подъездам. После пурги это делает не дворник с лопатой, а здоровый трактор.

5. В Норильске не используют химические реагенты для борьбы с гололедом

Правда. В Норильске никто не знает, что такое химреагенты. Тут для борьбы со снегом и гололедом ими не пользуются. То есть вообще никогда.

Tourbina.ru

6. В Норильске все умеют кататься на лыжах и на коньках

7. В Норильске по улицам ходят олени

Миф. Не ходят. Оленей привозят вертолетом из тундры на праздник Большой Аргиш. Для красоты, создания атмосферы и пофотографироваться.

8. В Норильске едят сырую рыбу

Правда. Есть такое блюдо сагудай — делают его из сырой рыбы: сига, муксуна или омуля. Деликатес и объедение. Подают в лучших ресторанах города. Но, как ни пыталась я приобщить друзей-ненорильчан, они есть, а некоторые даже просто смотреть на него не могут. Это блюдо северной кухни. И оно совершенно не похоже, например, на японское сашими.

9. В Норильске нет деревьев

Миф. Деревья в Норильске есть. Это многочисленные деревья в квартирах горожан. Какие фикусы! А какие пальмы! А какие лимоны выращивают в офисах!

Что касается деревьев на улицах… ну, вообще-то, тоже есть. Просто это карликовые тундровые деревья. Выглядят они, скорее, как кусты. Так что наши деревья — это кусты на газонах.

10. Норильск похож на Питер

Правда (если ты романтик). Для того, чтобы увидеть, что Норильск похож на Ленинград — речь всегда шла именно об архитектуре Ленинграда, — нужно поехать на Октябрьскую площадь, зайти в арку одного из домов: Ленина, 1, или Ленина, 2 (они расположены друг напротив друга), смотреть на противоположную сторону и немного вверх и улыбаться.

11. В норильских домах нет подвалов

Здания в Норильске строят на бетонных сваях. Никто не копает котлован, соответственно, не бывает никаких цокольных этажей, подвальных помещений, у норильчан нет возможности хранить картошечку с лучком или велосипед в подвале дома.

И все-таки в Норильске есть два дома с самыми настоящими подвалами. Они построены в 50-е годы. Там были организованы настоящие бомбоубежища на случай войны.

© Gelio.livejournal.com

12. В Норильске не бывает несъедобных грибов

Правда. Так, по порядку. В Норильске, вернее, за городом растут грибы. Да, правда. Летом норильчане ходят в тундру эти грибы собирать. Тоже правда. В тундре не растут несъедобные грибы. Белых, подосиновиков, подберезовиков, впрочем, тоже не бывает. Но любую волнушку и сыроежку можно съесть.

13. В Норильск можно добраться только самолетом

Миф. Ерунда! Можно например, доехать на поезде из Москвы в Красноярск — 4165 км, трое суток. Потом из Красноярска на теплоходе до Дудинки — 1989 км, четверо суток. А уж из Дудинки рукой подать до Норильска на машине — 90 км, полтора часа. Правда, такое путешествие можно совершить только летом, когда на Енисее открыта навигация. Зимой теплоходы не ходят. Зимой — только самолетом. Лететь из Москвы 4 часа.

14. Зимой все время полярная ночь

Миф. Полярная ночь длится всего 45 суток. Начинается 30 ноября и заканчивается 13 января.

После полярной ночи еще 30 дней серых сумерек. А вот когда в феврале первый раз на 5 минут появляется солнце. О! Да! Вот тут-то и понимаешь все про полярную ночь! Понимаешь как же было паршиво, как сложно без солнца, какой невероятной мощи, оказывается, накопилась усталость.

Без солнца жить человеку очень тяжело.

И полярная ночь — это единственное явление природы, к которому организм не привыкает. То есть каждый год все тот же объем усталости, никакой привычки.

15. В Норильске зимой на улице люди едят мороженое

Правда. Да. Почему бы и нет. И в -24 °C и в -26 °C вполне можно съесть мороженое на улице. Но! Только если нет ветра. При ветре ничего не получится.

Norilsk1.ru

16. Летом, когда купаешься в озере, нельзя вставать на дно

Правда. Норильчане любят отдыхать на турбазах за городом. И все, конечно, знают, что даже в самый что ни на есть жаркий летний день на дне любого озера в тундре — лед. Вода успевает прогреться, и в ней можно плавать. Но дно остается ледяным. Так что на дно лучше не вставать. Все себе отморозишь.

17. Норильск никогда не спит

18. Зимой из города не выпустят на машине, если не предъявишь гаишнику лопату

Правда. Из Норильска в Кайеркан, который раньше был отдельным городом, а теперь официально считается районом Норильска, можно доехать на машине за 25 минут. Из Норильска в Дудинку за 1,5–2 часа. Дорога прямая, ровная, по обе стороны от дороги — ничего: равнина, снежная пустыня. И если вдруг задувает ветер и начинается пурга, эта снежная пустыня захватывает дорогу в считаные минуты. Переметы моментально скрывают асфальт, ориентиры исчезают, водитель теряет направление. Ехать дальше в этом случае нельзя. Машины останавливаются у обочины и ждут, пока за ними приедет трактор. Рано или поздно трактор появляется. Он прокладывает путь по заметенной трассе. Вот тут-то водителям и нужна лопата: пока стоишь в пурге, машину заметает до стекол.

19. Половину учебного года школьники не ходят на занятия

Правда. Речь о младших школьниках. Норильские метеорологи много лет назад создали специальную таблицу. В нее внесены показатели температуры воздуха и силы ветра, при которых детям опасно находиться на улице. Например, сама по себе температура -36 °C градусов совершенно безопасна. Но если при этом ветер 20 метров в секунду, ребенка из дома лучше не выпускать. Метеорологи смотрят в таблицу, и если показатели ветер/температура вызывают опасение, называют день актированным, или актировкой. Существует градация, по которой актировку объявляют для младших классов, для младших и средних классов, ну и когда совсем уж стихия бушует, в школу не идет никто.

21. Номера домов пишут на зданиях двухметровыми цифрами

Правда. Делают так потому, что в метель не всегда есть возможность подойти поближе рассмотреть номер. А огромные цифры видно издалека. Все панельные девятиэтажки Норильска пронумерованы так.

Читайте также: